Биоквантум что это такое в кванториуме
Кванториум | Липецк
Синтез лекарств и ферментов микроорганизмами, медицина без скальпеля и классических лекарств, создание искусственных тканей и выращивание органов, конструирование новых живых организмов, создание биороботов – все эти направления можно объединить одним ёмким словом – биотехнологии.
Обучаясь в БИОКВАНТУМЕ, ребята смогут приобщиться к новейшим достижениям в области биологии и биотехнологии, почувствовать себя биологами-инженерами, работающими в современной биотехнологической лаборатории.
Программа включает следующие модули:
В итоге после прохождения программы обучения юные кванторианцы освоят работу с различными видами микроскопов, научатся работать с микропрепаратами, выращивать клетки и ткани организмов на питательных средах, создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды на их развитие. Работая с набором бионейроконструктора, учащиеся смогут собрать простейшие медицинские приборы, которые измеряют биологические сигналы организма: биоэлектрическую активность сердца, головного мозга, мышечную активность, кожно-гальваническую реакцию.
Но самое важное, чему готов научить ребят БИОКВАНТУМ – применять инженерные подходы в решении поставленных задач. Преподаватели помогут ребятам научиться правильно ставить цели, планировать наиболее рациональные пути их достижения, уметь самоорганизовываться и организовывать других для решения поставленной задачи, достигать практически значимых общественно полезных результатов.
Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА.
Примерные темы проектов:
Биоквантум
Биоквантум
Кванториум Нижний Новгород
Направление «Физиология и биохимия растений».
Наставник: Я.В. Середнева
Кванторианцы знакомятся с новейшими методиками биохимического анализа, узнают о различных биохимических процессах, протекающих в клетках, в том числе о свободнорадикальном окислении и работе антиоксидантной системы, проводят исследования и осуществляют разработки в области агробиотехнологий, что позволит обучающимся в дальнейшем получать патенты и заключать контракты с сельскохозяйственными предприятиями.
Направление «Экология окружающего мира».
Наставник: К.А. Тутжаров
В рамках практических занятий данной программы обучающиеся познакомятся с основными методами экологии, биохимии, физиологии, биотехнологии, агрономии и зоотехники, приобретут навыки изучения химического состава окружающего мира, сопоставят их с показателями нормы и на основе сделанных выводов предложат пути решения выявленных проблем.
Свободно-радикальная биология и химия.
Наставник: С.С. Тарасов
В рамках данного курса уделяется внимание изучению свободных радикалов: их природе, роли в химических реакциях и жизнедеятельности организмов, рассматриваются темы, посвящённые окислительно-восстановительным реакциям, природе материи в контексте современной квантовой физики. Обучающиеся теоретически и практически познакомятся с основными явлениями свободно-радикальных реакций: окисление биологических структур клетки, антиоксидантная система, окислительный стресс. Данный курс уделяет большое внимание практическим занятиям, на которых обучающиеся на современном оборудовании осваивают методики, используемые в современной диагностике.
В процессе освоения программы кванторианцы научатся:
Кванториум: как с умом потратить государственные деньги
Лера Романова
В 2015 году появился новый формат учреждений дополнительного образования — детские технопарки «Кванториум». Уже сейчас их более сотни, почти во всех регионах страны. К 2024 году подобные форматы должны появиться в каждом населенном пункте среднего размера. Вместе с Softline и руководителями технопарков, с которыми сотрудничает компания, подводим итоги развития амбициозного проекта, направленного на популяризацию инженерных, технологических и креативных профессий.
Из чего сделаны Кванториумы
«Кванториумы» появились в рамках реализации национального проекта «Образование» — государство решило вложить финансы в прорывные направления. Почему пошли не по пути апгрейда существующих учреждений допобразования, а создали принципиально новые? Рыночные условия диктуют свои требования к подготовке специалистов: нужно больше креатива, гибкости и мультипредметности.
«Кванториумы» в регионах поначалу приняли с осторожностью. Хотя те и выглядели привлекательно, и технически оборудованы идеально. Некоторые воспринимали их как инопланетные корабли: «На квадрокоптерах летают, копаются в виртуальной реальности!».
Впрочем, через несколько лет с момента появления в регионе технопарка все опасения обычно развеиваются. Возможно, это происходит потому, что «Кванториум» чаще всего открывают на базе уже существующих организаций — крупных вузов, станций юных техников, и работать туда зовут не инопланетян, а молодых, активных преподавателей из региона.
В «Кванториумах» представлены как классические направления начального технического образования (авиамоделирование или автомоделирование), так и инновационные, например, робототехника, биотехнологии и VR-технологии.
Стать кванторианцем может каждый школьник 12 лет и старше, но в некоторых регионах принимают и с 10 лет. Группы формируются в зависимости от возраста учеников, учитывается и расписание занятий. Количество ребят зависит от направления обучения, но обычно 8–10 детей. Технопарки ежегодно получают госзаказы на обучение будущих специалистов, поэтому все бесплатно и без конкурса.
Авторы идеи предусмотрели три модели построения технопарка в зависимости от размеров населенного пункта. Существуют еще и передвижные версии на колесах: например, в Нижнем Новгороде в мобильные «Кванториумы» превратились ГАЗели Next, часть из которых даже с прицепом с оборудованием. На практике это работает так: преподаватели регулярно приезжают, общаются с учениками, занимаются с ними в лабораториях и до следующего приезда поддерживают связь с подопечными через интернет.
Виталий Любимов, директор «Кванториума» в Тверской области, считает, что «технопарки являются квинтэссенцией инноваций в дополнительном образовании, потому что им удалось взять лучшее и от коммерческих кружков, и от традиционных советских секций». А его коллега из Омска Александр Голунов убежден: «На мой взгляд, важным показателем успеха является готовность педагогов привести на занятия собственного ребенка. Мой сын пока маленький, чтобы посещать «Кванториум», но он уже с удовольствием приходит посмотреть, чем занимаются наши ученики, и ждет, когда сможет к ним присоединиться».
Педагогика «Кванториума»
Создатели «Кванториумов» задумали их как среду ускоренного развития технических способностей детей, где они проявляют интеллектуальную смелость и формируют изобретательское мышление. Образовательная система ориентирована на практический результат. Дети проходят весь цикл создания собственного продукта от идеи до реализации и таким образом обучаются самостоятельно или друг у друга под руководством наставников.
Самостоятельность и самомотивация в решении задач ценятся здесь превыше всего. «Очень много зависит от возраста групп, — рассказывает наставник бионаправления омского «Кванториума» Милана Михайлиди. — Если дети помладше, их сложнее склонить к самостоятельной работе». Со старшими ребятами проще. По ее словам, они с учениками регулярно проводят занятия-дискуссии. Ребята делятся на три группы: тех, кто «за», тех, кто «против», и представителей экспертного мнения. В таком формате омские кванторианцы обсуждали, например, влияние ГМО на организм человека. Открытый диалог побуждает детей критически мыслить и избирательно относиться к источникам информации.
«На хай-тек направлении существуют некоторые задачи, которые стоят перед всеми детьми. Например, у нас все учатся 3D-моделированию, — рассказывает наставник из омского «Кванториума» Дмитрий Беляев. Но это не значит, что в результате у всех ребят получаются одинаковые вещи. Каждый ребенок сам выбирает для себя тему, исходя из собственных интересов. Скажем, я даю всем задание сделать брелок, а как его воплотить в жизнь, каждый решает сам».
Дмитрий Беляев и его подопечные.
Заместитель директора ростовского технопарка Наталья Вишнякова объясняет, что нет задачи набрать сверхталантливых и сверхспособных детей, самое главное —мотивация, вовлечение максимального числа увлеченных инженерией подростков. Ученики приходят в технопарк развивать свои интересы и делать то, что им кажется важным. «У нас был ученик, который увлекся сборкой музыкальных инструментов, и пришел в «Кванториум» только для того, чтобы ему помогли сделать сайт об этом».
«Я никогда не заставляю своих учеников делать что-либо. Если он не хочет выполнять текущую задачу, то пускай лучше займется чем-то другим. Например, вместо работы по проекту ребенок может изготовить подарок маме на 8 марта» — считает Дмитрий Беляев.
Милана Михайлиди рассказывает, что иногда проводит занятия, тему которых определяют сами ученики, и это очень продуктивно. Бывает, дети заинтересованы чем-то, но для самостоятельного изучения часто не хватает ресурсов, а в «Кванториуме» есть и оборудование, и единомышленники, и наставник, готовый помочь. Из спонтанных инициатив ребят рождаются новые проекты. Так, ученики био-квантума в Ростове-на Дону совместно с киностудией технопарка снимают фильм о влиянии на организм недостатка витаминов группы В».
По словам Натальи Вишняковой, проектная деятельность — то, что отличает занятия в «Кванториумах» от школьных уроков и кружков допобразования. «Решая конкретные задачи, дети быстрее учатся применять знания на практике. Мы считаем, что дети должны делать не абстрактные проекты, а максимально приближенные к реальности. Поэтому одно из главных условий Кванториума — сотрудничество в с промышленным сектором. В рамках партнерских отношений регулярно проходят мероприятия с предприятиями-партнерами!»
На защите проектов в «Кванториум»-Дон.
Виталий Любимов добавил, что многие тверские кванторианцы уже в школьном возрасте открывают свой бизнес, предлагают свои услуги, скажем в программировании и веб-дизайне. Для этого они даже открывают свой счет и регистрируются как самозанятые.
«Кванториум» — это полная противоположность подготовке к ЕГЭ, — считает Виталий — На экзамене необходимы четкие ответы на определенные вопросы, у нас же строится командная работа над решением таких, проблем, которые не имеют однозначного решения».
Все наши собеседники убеждены, что прелесть дополнительного образования в том, что все добровольно, дети изначально приходят мотивированными, не нужно их заставлять что-то делать. Со школой так не получится, потому что задача иная — научить максимальное количество детей каким-то базовым вещам. «Кванториумы» же предлагают заинтересованным ребятам глубже погрузиться в науку и бизнес, не переживая об оценках и рейтинге.
«Кванториумы» обычно нравятся ученикам больше, чем школы. Можно предположить, что технопарки могли бы заменить общеобразовательные учреждения, но это не так, потому что на нас возлагаются другие задачи. Мы занимаемся профориентацией подростков, показываем что-то уникальное, готовим будущих специалистов, а школа дает базу, необходимую всем. Кванториумы не могут заменить собой фундаментальную подготовку, которую дети получают в школе», — считает Александр Голунов.
Наставники «Кванториума»
В педагогических вузах не учат работать с VR-технологиями и создавать приложения с нуля, поэтому наставниками «Кванториумов» чаще всего становятся практикующие специалисты с техническим образованием. Они проходят профессиональную переподготовку, чтобы работать с детьми, но педагогические навыки — не самое главное. Увлеченность своим делом и молодой возраст помогают наставникам развить интерес к науке у своих подопечных.
Одна из задач наставников — построить процесс таким образом, чтобы коллективы работали слаженно, создавая проекты. Дети распределяются по командам в зависимости от целей каждого: кому-то хочется углубиться в программирование, других привлекает технология умного дома или выращивание осетров или кораллов. Педагоги учитывают, как каждый ученик повлияет на конечный результат.
«Большинству моих учеников по 15–16 лет. В этом возрасте для ребят самое главное — быть услышанными. Даже если по теме уже все сказано, нужно давать детям понять, что их мнение действительно важно, у них после этого как будто крылья раскрываются», — рассказывает Милана Михайлиди.
По мнению Николая Коваленко, наставника IT-квантума ростовского Кванториума, главное качество наставника — эмпатия. С этим согласны и преподаватели омского «Кванториума». Например, в начале занятий Милана Михайлиди почти всегда смотрит с подопечными короткометражный мультик, а потом дети по очереди рассказывают, как прошел их день. «Бывает, они рассказывают, что долго ехали, или, что в школьной столовой была невкусная еда. После того, как все ребята выговорятся и немного расслабятся, мы начинаем занятие»,
Преподавателями в «Кванториумах» часто работают молодые практикующие специалисты, магистранты и аспиранты технических вузов. Например, ростовский «Кванториум» сотрудничает с ДГТУ: почти все наставники являются его выпускниками, а руководство университета стимулирует интерес абитуриентов, проводит олимпиады и конкурсы для кванторианцев. По словам Натальи Вишняковой, с детьми проще работать, когда не чувствуешь возрастного барьера, и в этом преимущество молодых наставников. А еще здорово, если у педагога есть свой проект. Тогда уже сами дети становятся помощниками взрослого и его соавторами.
Дмитрий Беляев рассказывает, что у всех педагогов свой подход. Кто-то больше индивидуально занимается, кто-то раздает общие задания. «Мы являемся именно наставниками, старшими в классе, спрашивать у нас стоит только самые сложные вещи. Ребенок сам ставит себе задачу, а мы помогаем найти пути ее решения. Если ты чего-то не знаешь, то спроси у того, кто сидит рядом, обращаться к педагогу надо в последнюю очередь».
Важной частью работы наставников является создание сообщества единомышленников: дети учатся работать в команде. Такой подход быстро затягивает ребят: спустя некоторое время посещения «Кванториума «они начинают воспринимать его не просто как кружок, в котором надо отсидеть от звонка до звонка, а как важную часть своей жизни. К тому же, принято считать, что ребята, увлекающиеся техникой, чаще всего являются гиками и интровертами, но, как показывает практика, это не так. Наставники «Кванториумов» создают благоприятную среду для общения, поэтому ученики часто начинают дружить и за пределами технопарков.
Среда «Кванториума»
В детских технопарках создаются квантумы по направлениям, особенно востребованным в регионе. Например, в Ростовской области это IT-квантум, Энерджиквантум, Промробоквантум, Биоквантум, Аэроквантум, Промышленный дизайн, Хайтек-цех. Для каждого разработаны рекомендации и инфраструктурные листы, в которых очень подробно описаны требования к оборудованию и программному обеспечению. Под эти характеристики подходит довольно широкий список решений, выбрать подходящее из которых заказчику бывает сложно без привлечения ИТ-консультанта.
В ростовском технопарке выращивают осетров.
Компания Softline помогает руководству «Кванториумов» определиться с набором софта и оборудования для оснащения типовой части проекта, а также выбрать дополнительные решения, которые обеспечат ему уникальность. Мало найти решения с максимальной эффективностью при оптимальной цене, еще необходимо обосновать выбор перед наставниками, которые будут его использовать с детьми, а позднее — внедрить, осуществить пусконаладку, обучить персонал работе с ними. Все это входит в круг задач сервисного провайдера.
«Каждый технопарк по-своему уникален, и нашим специалистам постоянно приходится сталкиваться с решением нестандартных задач той или иной сложности, —рассказывает руководитель направления департамента комплексных проектов Softline Виталий Гаврицков. В некоторых регионах для того, чтобы занести станок в здание, нам приходилось в буквальном смысле разбирать часть конструкции здания, а позднее собирать ее обратно. Такое случилось, например, в Ростове-на-Дону, где „Кванториуму“ был необходим станок для вырезания деталей беспилотных летательных аппаратов с большой рабочей областью».
В каждом «Кванториуме» есть ИТ-квантум и высокопроизводительные рабочие станции, на базе которых возможно установить программное обеспечение для дистанционного обучения по ряду направлений. В период пандемии Softline помог многим своим заказчикам выбрать и внедрить необходимые решения для удаленной работы.
«У нас есть практически все виды очков виртуальной реальности, более 50 больших 3D-принтеров и еще много маленьких», — с гордостью рассказывает Виталий Любимов.
Все наши собеседники, как и Виталий, также с радостью рассказывали о Кванториумах и показывали лаборатории и цеха, оснащенные самыми чудесными и современными машинами и программным обеспечением. Самое главное, они не пылятся и не работают как образцово-показательные полигоны, а на них есть отпечатки детских рук.
Так выглядит умывальник для космонавтов, по версии ребят из Омска.
Партнерский материал
Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ
Масасина Елена Алексеевна
Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ
Масасина Елена Алексеевна
воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,
г. Сухой Лог, Россия
e- mail: mdou4300@yandex.ru
Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы по созданию сети детских технопарков «Кванториумов» в условиях ДОО, как средство ранней профориентации дошкольников.
Ключевые слова: детский технопарк «Кванториум», БИОКВАНТУМ, профориентация, лаборатория, базовые компетенции.
На современном этапе стратегическая цель в дополнительном образовании Российской Федерации ориентирована на развитие естественнонаучного и технического направления. Создание сети детских технопарков «Кванториумов» является Федеральным проектом агентства стратегических инициатив, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития в системе образования, обновлением содержания воспитания, внедрение форм и методов, что сформулировано в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно концепции дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников
Практические навыки работы обучающиеся могут получить на различных видах современного оборудования. Так, например, гидропонная грядка используется в процессе изучения выращивания растений без земли; микроскоп – для изучения клеток растений и т. д.
Занятия проходят в МАДОУ №43 «Малыш» в группе №10 «Веселые ребята» и в лаборатории БИОКВАНТУМА.
— Принцип интеграции: В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
— Доступность: Деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному). Подача материала в игровой форме.
— Проблемность: Поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
— Наглядность в обучении: Осуществляется на восприятии наглядного материала.
Занимаясь в БИОКВАНТУМЕ дети учатся:
— работать с различными видами микроскопов;
— выращивать растения на питательных средах;
— создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды на их развитие;
— применять инженерные подходы в решении поставленных задач.
Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что подразумевает разные типы проектов,доступных для старших дошкольников:
1. Размножение растений разными способами.
2. Исследование влияния различных факторов на развитие растений.
3. Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и т. д.).
4. Лекарственные растения (получение, исследование и т. д.).
5. Выращивание растений «Здоровая еда».
6. Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами, делением).
В октябре реализовали проект «Круговорот воды в природе»Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
— побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
— определить перечень растений пригодных по биологическим особенностям для произрастания во флорариумах;
— создать необходимые условия для растений в закрытой стеклянной емкости (аквариум).
В декабре мы с детьми реализовали проект «Арктическая грядка»
Цель: Формирование у дошкольников представления и климатической природной зоне (Арктике, о роли человека в изучении растительного мира.
— познакомить детей с Арктикой;
— расширять и углублять представления детей о жизни в Арктике;
-расширять кругозор детей, воспитывать любознательность;
— формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;
В ходе реализации проекта дети выбрали растения, которые смогут расти в особых арктических условиях (без земли в гидропонной и аэропоной грядке). И пришли к выводу, что «Мы готовы сегодня привнести свою лепту, чтобы наша земля была чистой. Но осваивая Арктику, мы не должны ее погубить. Но при этом можем использовать ее богатства. И помочь проживать людям в суровых условиях Арктики». В будущем нам предстоит новая работа над проектом «Вертикальные грядки Арктики».
В настоящее время мы начали работу над проектом «Компост – разновидности удобрения и способы его приготовления».Цель: расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
— закрепить знания детей о свойствах различных материалов;
— уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
— формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
— активизировать словарь (сортировать, бытовые отходы, компостная куча);
— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
— мотивировать к раздельному сбору ТБО.
В ходе реализации проекта дети познакомятся с тем, как можно сделать компост, из чего он состоит, чего нельзя класть в компост, как правильно использовать компост для выращивания овощей.
В декабре на встрече с предпринимателями города, ребята провели экскурсию для гостей, показали все оборудование БИОКВАНТУМА, растения, выращенные детьми, познакомили с проектами над которыми работали. На ресурсном центре дети были спикерами и познакомили гостей с гидропонной и азропоной грядках, провели мастер – класс по закладке семян для проращивания, показали макеты «Арктика» и «Африка», которые сделали совместно с родителями.
В рамках реализации проекта «Уральская инженерная школа» ребята побывали на экскурсии в Сухоложском отделе филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Свердловской области. Целью, которой было познакомить детей с новой профессией – агроном, дать представление о том, чем занимаются люди этой профессии, где они работают, какие необходимы инструменты, оборудование для их работы.
Сотрудники центра подарили детям в Биоквантум удобрение для растений, небольшую коллекцию семян, баночки с семенами, для наблюдения за проращиванием. Дети остались под большим впечатлением от увиденного, много говорили о профессии агроном, семенах и ростках, появилось желание вернуться сюда вновь.
Работая, в БИОКВАНТУМЕдошкольники приобретают навыки:
— проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
— использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
— выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
— понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь природных явлений;
— оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
БИОКВАНТУМ – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно здесь дети знакомятся с многообразием профессий связанных с биологией, ботаникой, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155).
Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.
Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС В условиях реализации ФГОС воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук «Зима» Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.
Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.
Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО» Смотр-конкурс в детском саду организован в соответствии с годовым планом, приказом и положением. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лэпбук как.
Отчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..
Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.