Биохимические методы что это

Биохимические исследования

Биохимические исследования – обширный раздел лабораторных исследований, включающий определение содержания различных органических и неорганических веществ, образующихся в результате биохимических реакций, а также измерение активности ферментов в сыворотке, плазме, крови, моче, ликворе и других биологических жидкостях.

Биохимические анализы отражают функциональное состояние различных органов и систем, дают представление о состоянии обмена веществ.

Биохимические маркеры в зависимости от того, какой вид обмена они характеризуют, делят на следующие группы:

Также выделяют группы биохимических тестов, необходимых для диагностики нарушений функционирования того или иного органа:

Биохимические исследования выполняются на автоматическом биохимическом анализаторе.

Отделение лабораторной диагностики НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова оснащено самым современным оборудованием для исследований.

Оптимальное время для сдачи крови на исследование утреннее, не ранее 8 часов после последнего приема пищи. За 3 дня до сдачи анализов желательно исключить употребление жирной пищи и алкоголя, а накануне исключить чрезмерные физические нагрузки. В день сдачи анализа не рекомендуется курение.

Готовность результатов исследований в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова в течение суток.

Биохимические методы что это. Смотреть фото Биохимические методы что это. Смотреть картинку Биохимические методы что это. Картинка про Биохимические методы что это. Фото Биохимические методы что это

Биохимические методы что это. Смотреть фото Биохимические методы что это. Смотреть картинку Биохимические методы что это. Картинка про Биохимические методы что это. Фото Биохимические методы что это

Цены на некоторые основные виды исследований:

Анализ крови по оценке нарушений липидного обмена биохимический (холестерин, триглицериды, ЛПВП, ЛПНП, ЛПОНП, коэффициент атерогенности)

Исследование уровня глюкозы в крови

Исследование уровня (концентрации) изоферментов креатинкиназы в крови (КФК- МВ)

Исследование уровня сывороточных иммуноглобулинов в крови (Ig A, G, M)

можно найти в прайс-листе, воспользовавшись быстрым поиском

Источник

БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Биохимические методы исследования (в диагностике) — методы исследования химических компонентов биологических жидкостей, клеток и тканей, а также процессов превращения веществ и энергии, протекающих в организме человека в норме и патологии. Для целей клинической диагностики представляет интерес: химический состав биологических жидкостей и тканей организма (патология может проявляться изменением концентрации, или отсутствием одного из обычных компонентов, или появлением необычного компонента), распределение жидкости и химических компонентов между различными «структурами» организма и отдельной клетки, процессы превращения химических компонентов в целом организме или различных его органах и их регуляция с помощью медиаторов, гормонов, тканевых гормонов, ферментов; процессы обмена организма с внешней средой. Исследованию подвергаются входящие в состав живых организмов неорганические, органические вещества и макромолекулы (белки, нуклеиновые кислоты). Исследование может проводиться in vitro в пробах биологических жидкостей (кровь, моча, цереброспинальная жидкость, нот, пищеварительные соки и т. д.), патологических жидкостей (отечной, асцитической, плевральной, перикардиальной, внутрисуставной и т. д.) или ткани, а также выдыхаемого воздуха, in vivo с помощью введенных в организм датчиков (ионоселективных электродов).

В диагностической практике наибольшее распространение получили Биохимические методы исследования отдельных химических компонентов, их соединений и соотношений между ними в пробах биол, жидкостей (кровь, моча и т. д.). В зависимости от характера исследования Биохимические методы исследования могут быть разделены на качественные (обнаружение искомого вещества в пробе биол, жидкости или ткани) и количественные (определение или измерение его содержания). Качественные методы (см. Аналитическая химия) большей частью основаны на использовании характерного для исследуемого вещества свойства, проявляющегося при определенном хим.-физ. воздействии (прибавление соответствующего реагента, нагревание и т. п.). Этот же принцип лежит в основе прямых количественных методов исследования. Однако поскольку состав биол, жидкостей довольно сложен, при количественном определении хим. компонента обычно в качестве первого этапа исследования выделяют из биол, жидкости искомое вещество (или группу близких веществ), а затем идентифицируют его (по тому или иному характерному свойству) и измеряют содержание (концентрацию). В ряде случаев разделение веществ, идентификация и измерение концентрации могут быть проведены одномоментно, напр, при исследовании биол, жидкости методом газовой хроматографии (см. Хроматография). Принципы химических, физических и физико-химических методов, применяемых при биохим, анализе, приведены в табл. 1 и 2.

При исследовании ферментов большей частью измеряют не их концентрацию, а результат проявления их каталитической активности (уменьшение содержания субстрата или увеличение содержания продукта реакции, катализируемой ферментом). Ряд веществ, обладающих высокой биол, активностью, но содержащихся в организме в малых количествах (гормоны, медиаторы), выделяют тем или иным хим. способом, а измерение содержания (концентрации) производят с помощью биол, тест-объектов (изолированных органов или целых организмов экспериментальных животных), что повышает чувствительность и специфичность исследования. В последнее время эти биол, методы вытесняются радиоиммунологическими.

Совершенствование Б. м. и. направлено на получение наиболее точной информации о состоянии процессов обмена вещества в целом организме, в определенном органе, в отдельной клетке, в субклеточных структурах. Б. м. и. при этом сочетаются с методами иммунологии, гистологии, цитологии и др. Такие методы обычно сложны, трудоемки, требуют специального оборудования.

Другим направлением развития Биохимических методов исследования, невызываемого запросами клинической диагностики, является разработка и применение максимально упрощенных по технике выполнения и быстрых методов, позволяющих в течение нескольких минут и даже секунд получить приближенную (ориентировочную) оценку определенного биохимического показателя. Б. м. и. могут осуществляться с помощью частично или полностью механизированных систем, автоматических измерительных приборов, автоанализаторов (см.). Как выделение вещества из биол, жидкости, так и измерение его концентрации может быть осуществлено различными способами. Комбинации этих способов, представляющие собой конкретные методы исследования, довольно многочисленны. В отношении некоторых веществ (холестерин, холинэстераза) описано до 100—150 вариантов методов исследования. Известная специфика метода исследования может быть обусловлена характером исследуемой биол, жидкости в зависимости от концентрации белка, пигментов и т. п. Наряду с однократными исследованиями в диагностике представляет интерес изучение того или иного показателя в динамике — в течение суток (оценка нормального суточного ритма), под влиянием определенной функциональной нагрузки (выявление скрытых дефектов метаболизма), в процессе развития болезни, под влиянием лечения. В связи с многообразием биохимических процессов, одновременно протекающих в процессе жизнедеятельности организма, в практике все шире применяются комбинации диагностических тестов, отражающих ту или иную форму патологии, поражение определенного органа, глубину или стадию патологического процесса.

Применение Б. м. и. в диагностике предъявляет к ним особые требования: использование минимального объема биол, материала, быстрое выполнение анализа, возможность многократного применения при проведении функциональных проб, отсутствие влияния лечебных препаратов на результаты исследования и т. д. При оценке Б. м. и. учитывается: правильность и воспроизводимость результатов от одного определения к другому, точность полученного результата истинному содержанию искомого вещества в пробе, специфичность (способность выявлять вещество независимо от присутствия других веществ) и предел чувствительности (наименьшее количество вещества, к-рое можно определить данным методом).

Разнообразие Биохимических методов исследования предоставляет возможность выбора метода, оптимально соответствующего задачам и условиям научного исследования. В практической деятельности клинико-диагностических лабораторий более целесообразно использовать тщательно отобранные унифицированные методы, единые для всех леч.-проф, учреждений страны, что позволяет сравнивать результаты анализов, проведенных одному и тому же больному в разных учреждениях, и облегчает материально-техническое снабжение лабораторий. В СССР проводится планомерная унификация наиболее часто применяемых в диагностических целях Б. м. и. с учетом научно-мед. и экономических критериев. Отечественная номенклатура лабораторных диагностических исследований насчитывает 150 биохимических тестов.

Таблица 1. Принципы методов разделения и выделения веществ, содержащихся в биологическом материале

Свойство, используемое для разделения веществ

Методы разделения и выделения

Свойство, используемое для разделения веществ

Методы разделения и выделения

Различие температур перехода вещества из одного состояния в другое

1. Перегонка (дистилляция)

2. Микродиффузия (изотермическая дистилляция)

3. Выпаривание (высушивание)

Различие распределения между подвижной и неподвижной фазами (на основе различия растворимости, сорбируемости, величины молекул или электрического заряда)

10.2.2. Разделительная (жидкая стационарная фаза)

10.2.2.2. Газо-жидкостная 10.3. Гельхроматография

10.3.3. Разделение без различия величины молекул

10.4. По технике осуществления

6. Противоточное распределение

7. Фракционное осаждение (по видам осаждающих агентов и средств)

7.1. Нейтральные соли

7.2. Гидрофильные органические растворители

7.3. Водорастворимые недиссоциирующие высокомолекулярные полимеры

7.4. Тяжелые металлы и их гидроокиси

7.5. Органические катионы

7.6. Анионы и полианионы

Различие в электрическом заряде молекул

11.2.2. На геле агара

11.2.3. На геле агарозы

11.2.4. На крахмальном геле

11.2.5. На полиакриламидном геле

11.2.6. На пленке (ацетатоцеллюлозы)

11.2.7. На тонком слое

12. Комбинированный электрофорез

12.1. Электрофорез + иммунодиффузия (Иммуноэлектрофорез)

12.2. Электрофорез + хроматография (техника «отпечатков пальцев»)

Различие скорости седиментации

8. Седиментационный анализ

8.2.1. При разных скоростях осаждения частиц

8.2.3. При зональных роторах

Различие величины молекул

9.1. При равном давлении

9.2. При повышенном давлении

9.3. При пониженном давлении (ультрафильтрация)

9.5. Диализ через нестационарную мембрану

Различие в электрическом заряде молекул при определенной величине pH

13. Изоэлектрическое фокусирование в градиенте pH

Различие распределения между подвижной и неподвижной фазами (на основе различия растворимости, сорбируемости, величины молекул и электрического заряда)

10.1. По виду процессов разделения

10.1.2. Фронтальный анализ

10.2. По принципу разделения и стационарной фазе

10.2.1. Адсорбционная (твердая стационарная фаза)

Различие подвижности в электрическом и магнитном поле комплекса вещества с заряженными частицами

Таблица 2. Методы количественного анализа, используемые в биохимических исследованиях

Физико-химические свойства веществ, используемые в анализе

Методы определения (измерения)

Физико-химические свойства веществ, используемые в анализе

Методы определения (измерения)

1. Гравиметрия (весовые методы)

2.2.1. Нейтрализационный анализ

2.2.3. Комплексометрия, в т. ч. комплексонометрия

Взаимодействие вещества с лучистой энергией

Поглощение лучистой энергии: рентгеновских лучей, ультрафиолетовых лучей, видимых лучей, инфракрасных лучей

Рассеяние и отражение света

Преломление световых лучей (показатель преломления) Вращение плоскости поляризованного света

19. Адсорбционная спектроскопия (спектрофотометрия)

19.2. В ультрафиолетовом свете

19.3. В видимом свете

19.4. В инфракрасном свете

19.5. Атомно-адсорбционная спектрофотометрия

23. Электронная парамагнитнорезонансная спектроскопия

Плотность (уд. вес) Вязкость Осмотическое давление

4. Вискозиметрия δ. Осмометрия

5.1. Прямая осмометрия

Температура фазовых превращений (плавления, кипения, замерзания)

Теплота реакций (сгорания, нейтрализации)

6.3. Дифференциальный термический анализ

Дифракция рентгеновских лучей и электронов

Электронный парамагнитный резонанс (ЭПР)

Ядерный магнитный резонанс (ЯМР) Отклонение ионизированных молекул электрическим и магнитным полем

Сила диффузионного тока на электроде при реакции восстановления или окисления

Количество электричества для реакции на электроде Электродный потенциал

13. Абсорбционная импедансометрия

16.1. При контролируемом напряжении

16.2. При контролируемом токе

16.3. При отслаивании вещества с анода

18.1. С обычными электродами

18.2. Сион-селективными электродами

18.2.1. Мембрана из специального стекла

18.2.2. Твердая мембрана

18.2.3. Жидкая мембрана

18.2.3.1. Ион-селективный компонент имеет заряд

18.2.3.2. Ион-селективный компонент нейтрален

18.2.4. Мембрана с закрепленным ферментом

Под воздействием высокой температуры, под воздействием возбуждающего света, теплоты или химической реакции, рентгеновских лучей

26. Эмиссионная спектроскопия (спектрофотометрия)

26.1. Фотометрия пламени

26.2. Флюориметрия (измерение люминесценции и хемилюминесценции)

26.3. Лазерная спектроскопия

26.4. Рентгеновская флюориметрия

27.1. Нейтронный активационный анализ

27.2. Радиоиндикаторный анализ

2 7.3. Метод изотопного разведения 27.4. Сатурационный анализ

27.4.1. Радиоиммунологический анализ

27.4.2. Конкурентное связывание

Скорость химических реакций

28.1. Кинетические методы

Библиография: Асатиани В. С. Биохимическая фотометрия, М., 1957, библиогр.; он же, Новые методы биохимической фотометрии, М., 1965, библиогр.; Биохимические методы исследования в клинике, под ред. А. А. Покровского, М., 1969; Методические указания по применению унифицированных клинических лабораторных методов исследований, под ред. В. В. Меньшикова, М., 1973; Юинг Г. В. Инструментальные методы химического анализа, пер. с англ., М., 1960; Arbeits-methoden der inneren Medizin und ihr verwandter Gebiete, hrsg. v. R. Emmrich, Bd 5, Lfg 1, Jena, 1969; Automation in analytical chemistry, В. a. o., 1972; Henry R. J. Clinical chemistry, N. Y., 1964, bibliogr.; Homolka J. Klinicke biochemicke vysetfovaci metody, Praha, 1971, bibliogr.; Rehfeld N. u. Reichelt D. Analytische und praparative Methoden der klinischen Biochemie, B.,1972; Richterich R. Klinische Chemie, Baseluv a., 1971.

Источник

Что входит в биохимический анализ крови

Биохимические методы что это. Смотреть фото Биохимические методы что это. Смотреть картинку Биохимические методы что это. Картинка про Биохимические методы что это. Фото Биохимические методы что этоСодержание:

БАК или Биохимический анализ крови – это высокоинформативный метод лабораторный диагностики, способный дать общую картину состояния пациента для оценки работы всех внутренних органов и обмена веществ. Расшифровка биохимии позволяет врачу определить точную причину болезни и назначить правильное лечение.

Показания к проведению биохимического анализа крови

Исследование проводится на первой стадии диагностики любых соматических заболеваний любого профиля. Обязательным направление пациента на биохимию крови является при следующих жалобах и симптомах:

Как проводится забор крови на биохимический анализ

Как подготовиться к сдаче крови на «биохимию»?

Чтобы результаты были максимально точными, необходимо соблюдать правила подготовки к анализу крови на биохимическое исследование:

Расшифровка и данные нормальных показателей

Что касается нормальных показателей, то данные для взрослых выглядят так:

АнализМужчиныЖенщины
Общий белок64-84 г/л.64-84 г/л.
Гемоглобин130-160 г/л120-150 г/л.
Гаптоглобин150-2000 мг/л150-2000 мг/л
Глюкоза3,30-5,50 ммоль/л.3,30-5,50 ммоль/л.
Мочевина2,5-8,3 ммоль/л.2,5-8,3 ммоль/л.
Креатинин62-115 мкмоль/л53-97 мкмоль/л.
Холестерин3,5-6,5 ммоль/л.3,5-6,5 ммоль/л.
Билирубин5-20 мкмоль/л.5-20 мкмоль/л.
АлАТ (АЛТ)до 45 ед/л.до 31 ед/л.
АсАТ (АСТ)до 45 ед/л.до 31 ед/л.
Липаза0-190 ед/л.0-190 ед/л.
Альфа-амилаза28-100 ед/л.28-100 ед/л.
Панкреатическая амилаза0-50 ед/л.0-50 ед/л.

Расшифровка основных показателей БАК

Общий белок. Биохимическое исследование крови определяет суммарную концентрацию различных белков, которые состоят из аминокислот. Белок принимает активное участие процессах свертывании, переработки и транспортировки питательных веществ в органы и ткани.

Гемоглобин. Этот специфический белок из системы эритроцитов отвечает за перемещения кислорода в организме

Гаптоглобин. Белок плазмы крови, который связывает гемоглобин и отвечает за сохранение железа в организме. Также участвует в контроле местных воспалительных процессов.

Глюкоза. Важный компонент, который отвечает за углеводный обмен. Ее содержание в артериальной крови всего выше, чем в венозной.

Мочевина. Этот основной продукт распада белков, в которой ненужный организму азот удаляется с мочой.

Креатинин. Это, как и мочевина, конечный продукт белкового обмена. Содержание креатинина в крови зависит от пола, возраста, мышечной массы.

Билирубин. Продукт распада гемоглобина, токсичное вещество двух видов: прямой и не прямой. Они образуют «общий» и норма при расшифровки биохимического исследования крови указывается именно для него.

АлАТ (АЛТ). Аланинаминотрансфераза – это фермент содержат клетки печени, почек и сердца, поэтому его наличие в крови говорит о разрушении клеток этих органов.

АсАТ (АСТ). Аспартатаминотрансфераза — клеточные ферменты, которые участвуют при обмене аминокислот и содержатся в клетках печени сердца и почек.

Липаза. Фермент, способствующий расщеплению жиров.

Амилаза. Она занимается расщеплением углеводов из пищи и обеспечивает их переваривание. Различают альфа-амилазу (диастазу) и панкреатическую амилазу.

Важно помнить, что оценить результаты исследования крови, расшифровать биохимический анализ, поставить диагноз и назначить лечение может только специалист!

Где сдать кровь на биохимию в СВАО

Сдать кровь для биохимического анализа, вы можете в любой клинике, которая имеет лабораторию и необходимые инструменты для проведения исследования. «Поликлиника «ПрофиМед» в двух шагах от метро Отрадное (Москва, СВАО) с 2008 года работает в сфере частных медицинских услуг и имеет собственную лабораторию и штат высококвалифицированных специалистов.

Источник

Методическая разработка лекции на тему: «Задачи, разделы биохимии, тактика, классификация биохимических методов исследования»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка лекции № 3

I . Методический блок

Тема лекции: Задачи, разделы биохимии, функции, тактики, классификации биохимических методов исследования.

Дисциплина: ПМ 03 Проведение лабораторных биохимических исследований

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Курс: II Семестр : IV Количество часов: 2

Преподаватель: Людмила Сергеевна Мамыкина

Цель лекции: Невозможно представить в настоящее время практически ни одной естественной науки, которая не использовала бы достижения биохимии. Биологическая химия имеет и чисто научное (теоретическое) и, что наиболее важно, практическое (прикладное) значение. Исходя из этого, конечно, наиболее прикладной характер имеет биохимия в медицине. Современные врачи проводят биохимические исследования крови, мочи, желудочного сока, спинномозговой жидкости и др. Имея результаты только биохимических исследований можно поставить диагнозы множества заболеваний (гепатита, почечной недостаточности, анемии, мочекаменной болезни, сахарного диабета и многих других). Ориентируясь на динамику изменения биохимических показателей, врачи назначают и корректируют дозы лекарственных средств и добиваются выздоровления.

Студент должен знать:

Задачи биохимии, значение, разделы функции биохимии, принципы и значение лабораторных методов диагностики заболеваний.

3. Воспитательные цели: Привитие любви к избранной профессии, развитие профессионального кругозора, творческого подхода к учебной деятельности, формирование необходимых коммуникативных качеств, связи с особенностями выбранной профессии.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Организационная структура лекции

Основные этапы лекции и их содержание

Цели в уровнях усвоения

Тип лекции, методы и способы обучения

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы, обоснование актуальности.

3. Определение учебных

целей и мотивация учебной деятельности студентов.

План изучения лекционного материала:

1. Биохимия как наука

2. Разделы биохимии

3. Задачи современной биохимии.

4. Классификация биохимических методов исследования

5. Функции биохимических исследований.

6. Тактика биохимического обследования

Объяснения с элементами беседы

Объяснения с элементами диалога

Объяснения с элементами беседы

2. Ответы на заданные вопросы

3. Задание для самоподготовки

Работа с конспектами, учебной и специальной литературой

Учебник Л. М. Пустовалова «Теория лабораторных биохимических исследований» стр 11 – 26, интернет-ресурсы

II . Информационный блок

1. БИОХИМИЯ КАК НАУКА

Биохимия – это наука о химическом составе живой материи, химических процессах, происходящих в живых организмах, а также связи этих превращений с деятельностью органов и тканей.

Таким образом, биохимия состоит как бы из трех частей:

1) статическая биохимия (это анализ химического состава живых организмов);

2) динамическая биохимия (изучает совокупность превращения веществ и энергии в организме);

3) функциональная биохимия (исследует процессы, лежащие в основе различных проявлений жизнедеятельности).

Все указанные разделы неразрывно связаны друг с другом и являются частями одной и той же науки – современной биохимии. Возникнув на стыке смежных дисциплин, таких как органическая и физическая химия, биохимия в то же время не стала каким-то механическим объединением этих дисциплин, несмотря на их некоторую общность. Перед биохимией и смежными с ней науками стоят совершенно различные задачи.

Главным для биохимии является выяснение функционального, то есть биологического назначения всех химических веществ и физико-химических процессов в живом организме, а также механизм нарушения этих функций при разных заболеваниях.

В зависимости от объекта исследования или направления исследования биохимию подразделяют на такие разделы как:

Ø общая биохимия которая изучает общие вопросы химических основ жизнедеятельности различных организмов

Ø бионеорганическая химия изучающая роль и значение в процессе жизнедеятельности комплексов неорганических ионов с органическими соединениями

Ø биоорганическая химия исследующая физико-химические основы функционирования живых систем

Ø биохимия человека и животных, (растений, микроорганизмов)

Ø техническая биохимия, изучающая состав пищевых продуктов, химическую основу технологических процессов их хранения, переработки и т.д.

Ø сравнительная (эволюционная) биохимия которая исследует биохимические процессы в сравнительном (эволюционном) аспекте

Ø радиационная биохимия изучает биохимические основы радиационного повреждения и способы его профилактики в живой организме.

3. ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ БИОХИМИИ

Биологическая химия решает большое число задач. Поскольку в основе жизнедеятельности здорового организма лежит сложнейшая совокупность биохимических реакций, то при патологии нормальное течение биохимических реакций, как правило, нарушается. В связи с чем возникает необходимость исследовать состояние обмена веществ не только в норме, но и при патологии. Задача врача заключается в том, чтобы предотвратить развитие патологического процесса в организме и ее решение возможно лишь при своевременной и правильной диагностике, назначении адекватного лечения, которое возможно лишь в том случае, если врач понимает сущность происходящего в организме. При назначении в процессе лечения различных медикаментов, которые включаются в метаболические процессы, необходимо четко представлять механизм их действия и предвидеть возможные последствия этого лечения.

Познание молекулярных механизмов физиологических, генетических и иммунологических процессов жизнедеятельности в норме и при патологии и действии на организм различных факторов.

Совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Разработка новых лекарственных средств, нормализующих обменные процессы.

Разработка научных основ, рационального, сбалансированного питания, здорового образа жизни.

Современная биохимия решает следующие задачи:

1. Биотехнологическую, т.е. создание фармацевтических препаратов (гормонов, ферментов), регуляторов роста растений, средств борьбы с вредителями, пищевых добавок.

2. Проводит разработку новых методов и средств диагностики и лечения наследственных заболеваний, канцерогенеза, природы онкогенов и онкобелков.

3. Проводит разработку методов генной и клеточной инженерии для получения принципиально новых пород животных и форм растений с более ценными признаками.

4. Изучает молекулярные основы памяти, психики, биоэнергетики, питания и целый ряд других задач.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ

В биохимии широко применяют диализ, центрифугирование, оптические методы, различные виды хроматографии и др.

В основу абсорбционнойспектроскопии положен принцип измерения поглощения света, проходящего сквозь раствор исследуемого вещества, вследствие его абсорбции. Измерение спектров осуществляют на специальных спектральных аппаратах, в которых пробу вещества помещают между источником света и фотоэлементом, регистрирующим свет. Каждое вещество имеет характерный свет поглощения. Для аналитических целей используют длину волны, соответствующую максимуму поглощения исследуемого соединения (λmax).

Фотоэлектроколориметрия – это измерение поглощения видимой части спектра окрашенными растворами.

Собственно спектрофотомерия – это измерение поглощения (пропускания) прозрачных растворов в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной зонах спектра (220-1100 нм).

Нефелометрия – метод измерения интенсивности рассеянного света.

К приборы, базирующимся на измерении светопоглощения веществ, относятся фотоэлектроколориметры (ФЭК) и спектрофотометры (СФ). ФЭК позволяют проводить измерения поглощения в видимой части спектра. СФ дают возможность проводить измерения в широком диапазоне длин волн – от ультрафиолетового до инфракрасного (210-1100 нм) и исследовать окрашенные и бесцветные растворы в узкой зоне спектра, на участке максимального поглощения монохроматического потока света.

Явление электрофореза – это перемещение заряженных частиц в электрическом поле.

Наиболее часто метод используют для аналитических целей – для разделения смеси заряженных веществ на фракции с последующим качественным и количественным их определением. Таким способом удается разделить, например, белки сыворотки крови на 5 фракций: альбумин и 4 фракции глобулинов. Эту задачу часто решают в клинической биохимии, так как соотношение фракций закономерно изменяется при многих патологических процессах.

Хроматографические методы основаны на динамическом раз­делении смеси веществ. Общий принцип хроматографии состоит в том, что непрерывный поток подвижнойфазы, содержащей анализируемый образец, направленно проходит черезстационарнуюфазу, которая в зависимости от своей природы, взаимодействует в различной степени с компонентами образца.

Разделение и исследование веществ с помощью центрифугирования основано на разной скорости оседания (седиментации) в центробежном поле частиц, имеющих разную плотность, форму или размеры.

Коэффициент седиментации зависит от молекулярной массы и формы частицы, а также от плотности и вязкости среды выделения, что используется для определения молекулярной массы.

Простейшая задача центрифугирования заключается в отделении осаждённых веществ от растворов как этап выполнения аналитических работ. Например, отделение белков от других органических соединений после осаждения. Подбирая скорости центрифугирования и определенные среды выделения, можно избирательно осаждать разные клеточные структуры: ядра, митохондрии, лизосомы, рибосомы, эндоплазматический ретикулум.

Основаны на способности нестабильных радиоизотопов испускать частицы или электромагнитное излучение, которые фиксируются специальными методами.

Основными преимуществами методов с применением радиоизотопных меток являются их чувствительность и возможность вводить метки в живой организм, что позволяет исследовать метаболические превращения, механизмы и скорости поглощения и переноса веществ в интактном организме, возраст биологических образцов.

5. ФУНКЦИИ БИОХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Определение при помощи лабораторных исследований естественного течения патобиохимических процессов при данном заболевании или оценка эффективности лечебных мероприятий по нормализации биохимических показателей.

Выявление заболевания на доклинической стадии на основании нарушения биохимических процессов при данной патологии

Подтверждение диагноза, предполагаемого на основании клинических изменений, или его отклонение.

Позволяет прогнозировать возможный исход заболевание, или развитие осложнений при данной патологии.

6. ТАКТИКА БИОХИМИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Лабораторные тесты, назначаемые обследуемому, должны соответствовать основной клинической цели обследования: а) выявлению ранее не наблюдавшегося отклонения от нормы (профилактическое обследование); б) установлению диагноза бо­лезни (диагностическое, большей частью дифференциально­диагностическое обследование); в) оценке эффективности ле­чебных мер (контроль за лечением); г) оценке степени выздо­ровления и восстановления нарушенных болезнью функций (прогностическое обследование, диспансерное наблюдение). Цель исследования должна определять набор, комбинацию и частоту назначения тестов.

2. Поиск ранее не наблюдавшейся патологии может прово­диться как «вслепую», по широкому кругу тестов, так и направ­ленно, по узкому набору тестов. Наиболее рационален целена­правленный поиск в контингентах, связанных с факторами рис­ка. Находит распространение недетерминированный (т.е. не на­значенный клиницистом) в отношении конкретного больного, но детерминированный в отношении всего больничного кон­тингента так называемый «вступительный скрининг», т.е. про­ведение каждому поступающему в стационар пациенту еще до осмотра его лечащим врачом заранее отобранного и установлен­ного стандартного набора биохимических тестов.

3. Детерминированное назначение одновременного выпол­нения комплекса (констелляции) тестов предпочтительнее по­следовательного назначения этих же тестов, растянутого во вре­мени. В состав констелляции должны подбираться тесты, отве­чающие задаче диагностики определенного заболевания и его дифференциации от других форм патологии в соответствии с наиболее высокими значениями диагностической чувствитель­ности, специфичности и эффективности лабораторных тестов по отношению к данному заболеванию.

4. Более высокой формой рационализации лабораторной диагностики являются дифференциальные диагностические программы, включающие несколько констелляций, применяе­мых поэтапно. Констелляция 1-го этапа имеет ориентирующий характер; в зависимости от ее результатов включается одна из альтернативных констелляций 2-го (если нужно и 3-го) этапа, позволяющая получить наиболее точную диагностическую ин­формацию о форме патологии.

5. Лабораторные тесты должны назначаться с учетом ихдиаг- ностической ценности при различных стадиях болезненного процесса (скрытое течение, острая фаза, криз) и возможностей наблюдения за течением болезни.

6. Нагрузочные тесты (функциональные и фармакологиче­ские пробы) обладают большей способностью выявлять скры­тые и неявные изменения биохимических параметров, резерв­ные возможности систем, чем исследования в состоянии по­коя. Назначение нагрузочных тестов должно проводиться с уче­том состояния больного и возможных отрицательных эффектов пробы.

7. При биохимическом контроле за результатами действия определенного вида лечения следует учитывать возможные вли­яния других лечебных воздействий, а также диагностических мероприятий.

4. Полотнянко Л.И. Клиническая химия: учебное пособие/ Л.И. Полотнянко – М.; ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.-343 с.

6. Бышевский А. Ш. Биохимия для врача. / А. Ш. Бышевский, О.А.Терсенов – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1994. – 384 с.

7. Клиническая биохимия: учебное пособие. /Под ред.В.А. Ткачука, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 264 с.

8. Комаров Ф.И. Биохимические исследования в клинике. /Ф.И. Комаров, Б.Ф. Коровкин, В.В. Меньшиков – Элиста: АПП Джингар, 1998. – 250 с.

9. Марри Р. Биохимия человека: в 2-х томах. / Р. Марри, Д. Греннер, П. Мейес, В. Родуэлл – М.: Мир, 1993. – 384 с.

Биохимия – это наука о химическом составе живой материи, химических процессах, происходящих в живых организмах, а также связи этих превращений с деятельностью органов и тканей.

Электрофорез – это перемещение заряженных частиц в электрическом поле.

III . Контролирующий блок

5. Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Что изучает биохимия?

2. Какие задачи решает биохимия?

3. Как подразделяют биохимию по объектам изучения?

4. Какие методы используются в биохимии?

6. В опросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1. Что такое биохимия?

2. Какие задачи стоят перед современной биохимией?

3. Какие функции биохимии?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *