В соответствии с Правилами обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденными приказом от 29.01.2016 № 470/1 (с изменениями и дополнениями) …студенты обязаны ежегодно в срок до 20 апреля подать заявление о выборе элективных дисциплин с указанием приоритетов через Личный кабинет на портале СПбГУ. Студенты, не осуществившие выбор элективных дисциплин в установленные сроки, распределяются в группы изучения элективных дисциплин начальником (заместителем начальника) Учебного отдела по соответствующему направлению.
Аннотации к элективным дисциплинам (дисциплинам «Вариативной части периода обучения») можно посмотреть здесь.
С учебными планами и программами дисциплин можно ознакомиться здесь.
Студентам, обучающимся на договорной (платной) основе:
Приказ от 31.05.2019 № 5985/1 «Об установлении размера платы за обучение в СПбГУ по основным образовательным программам в 2019/2020 учебном году».
Обращаем внимание на то, что отсрочка (рассрочка) в оплате обучения предоставляется в соответствии с Приказом от 25.07.2016 № 5950/1 «Об утверждении Порядка предоставления отсрочки и рассрочки оплаты обучения по образовательным программам СПбГУ» (с изменениями, внесенными приказами)
По основной образовательной программе бакалавриата подготовка ведется:
по направлению 06.03.01»Биология» на 1, 2, 3 и 4 курсах
С 2014 года подготовка экологов осуществляется на направлении 06.03.01 «Биология»
Подать документы для поступления на Биологический факультет можно по адресу В.О., Университетская набережная, дом 7/9, кафедра ботаники, ауд. Б1
Версия для печати
Продолжительность обучения бакалавров Биологического факультета СПбГУ рассчитана на 4 года. Программа обязательной подготовки бакалавров-биологов включает в себя обучение по трем блокам: общеобразовательному гуманитарному, естественно-научному небиологическому, и основному (биологическому) блоку.
1. Гуманитарный блок включает в себя подготовку по английскому языку для достижения выпускниками уровня B2 и набор гуманитарных дисциплин, одни из которых являются обязательными для всех студентов, а другие – элективными и факультативными.
2. Блок естественнонаучных небиологических дисциплин включает в себя обязательную подготовку по высшей математике, физике, информатике и различным разделам химии. В этом блоке также предусмотрена возможность включения элективных и факультативных курсов.
3. Основной профессиональный биологический блок включает в себя обязательные базовые дисциплины, которые знакомят студентов с разнообразием форм жизни, основными принципами и закономерностями функционирования живых систем, организацией и развитием экосистем и закономерностями эволюции. Помимо обязательных курсов биологический блок также включает элективные и факультативные дисциплины.
К числу обязательных форм обучения относятся летние учебные практики после 1 и 2 курсов продолжительностью по 7 недель, которые проходят на учебно-научных базах Биологического факультета, а также учебно-производственная практика объемом также 7 недель.
Студент, обучающийся по программе подготовки бакалавров, на третьем курсе выбирает одну из областей современной биологии для более углубленного ознакомления через систему специальных курсов и спецпрактикумов и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра. В процессе выполнения ВКР студент приобретает навыки научно-исследовательской работы.
Выпускник университета, получивший диплом бакалавра биологии, подготовлен как к научно-исследовательской работе, так и к практической деятельности (биотехнология, биологическая промышленность, охрана природы и т.д.), а также к преподаванию в школе (в первую очередь в гимназиях и лицеях).
Выпускник бакалавриата имеет право поступать в магистратуру на основе конкурсного отбора.
Заведующая: Гагинская Елена Романовна, д.б.н., профессор кафедры цитологии и гистологии
Галкина Светлана Анатольевна, к.б.н., научный сотрудник каф. генетики и биотехнологии Давидьян Ася Генриковна, аспирант, каф. эмбриологии Кулак Мария Михайловна, аспирант, каф. цитологии и гистологии Соколовская Анастасия Александровна, студент магистратуры, каф. генетики и биотехнологии Радаев Антон Владимирович, ведущий специалист
Научная школа «Феномен хромосом типа ламповых щеток: вклад в биологию развития, клеточную биологию и эволюционную цитогенетику»
«Феномен амплификации рибосомных генов в оогенезе: исследование на модели ооцитов красноухой черепахи Trachemys scripta» (2018-2020)
«Геном курицы: заполнение пробелов» (2016-2018)
Организация и функционирование хромосом в фазе ламповых щеток у представителей группы Sauropsida
Анализ взаимоотношений в системе ооцит-фолликул в оогенезе рептилий и птиц
Вариабельность функционирования рибосомного «генома» в растущих ооцитах рептилий и птиц
In situ и in silico картирование – совершенствование сборок геномов модельных видов Sauropsida
История формирования популяций домашней птицы по молекулярно-генетическим данным
Публикации за последние 3 года:
Komissarov A.S., Galkina S.A., Koshel E.I., Kulak M.M., Dyomin A.G., O’Brien S.J., Gaginskaya E.R., Saifitdinova A.F. New high copy tandem repeat in the content of the chicken W chromosome // Chromosoma. 2017 https://doi.org/10.1007/s00412-017-0646-5.
Dyomin A., Volodkina V., Koshel E., Galkina S., Saifitdinova A., Gaginskaya E. Evolution of ribosomal internal transcribed spacers in Deuterostomia // Molecular Phylogenetics and Evolution. 2017. P. 87-96. http://dx.doi.org/10.1016/j.ympev.2017.08.015
Bellott D.W., Skaletsky H., Cho T-J., Brown L., Locke D., Chen N., Galkina S., Pyntikova T., Koutseva N., Graves T., Kremitzki C., Warren W.C., Clark A.G., Gaginskaya E., Wilson R.K., Page D.C. Avian W and mammalian Y chromosomes convergently retained dosage-sensitive regulators // Nature Genet. 2017. V. 49. P. 387-394. http://doi.org/10.1038/ng.3778.
Galkina S., Fillon V., Saifitdinova A., Daks A., Kulak M., Dyomin A., Koshel E., Gaginskaya E. Chicken microchromosomes in the lampbrush phase: a cytogenetic description // Cytogenetic and Genome Research. 2017. V. 152. P.46-54. https://doi.org/10.1159/000475563.
Давидьян А., Кошель Е., Лаврова О., Демин А., Галкина С., Сайфитдинова А., Гагинская Е. Функциональные особенности ядрышкового организатора в растущих ооцитах неполовозрелых самок птиц // Онтогенез. 2017. T. 48. № 3. C. 1–8.
Dyomin A. G., Danilova M. I., Mwacharo J. M., Masharsky A. E., Panteleev A. V., Druzhkova A.S., Trifonov V. A., Galkina S. A. Mitochondrial DNA D-loop haplogroup contributions to the genetic diversity of East European domestic chickens from Russia // Journal of Animal Breeding and Genetics. 2017. Vol. 134. № 2. P. 98-108. https://doi.org/10.1111/jbg.12248
Koshel E., Galkina S., Saifitdinova A., Dyomin A., Deryusheva S., Gaginskaya E. Ribosomal RNA gene functioning in avian oogenesis // Cell and Tissue Research. 2016. V. 366. № 3. P. 533–542. https://doi.org/10.1007/s00441-016-2444-4
Dyomin A. G., Koshel E. I., Kiselev A. M., Saifitdinova A. F., Galkina S. A., Fukagawa T., Kostareva A. A., Gaginskaya E. R. Chicken rRNA Gene Cluster Structure // PLoS ONE. 2016. V. 11. № 6e0157464. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0157464
Kulikova T., Chervyakova D., Zlotina A., Krasikova A., Gaginskaya E. Giant poly(A)-rich RNP aggregates form at terminal regions of avian lampbrush chromosomes // Chromosoma. 2016. V. 125. № 4. P. 709-724. https://doi.org/10.1007/s00412-015-0563-4
Сайфитдинова А.Ф., Галкина С.А., Кошель Е.И., Гагинская Е.Р. Роль повторяющихся последовательностей в эволюции половых хромосом у птиц // Цитология. 2016. T. 5. № 8 (5). С. 393–398.
Галкина С.А., Демин А. Г., Пантелеев А. В., Дружкова А.С, Трифонов В.А., Григорьева Н.В. Перспективы и методика анализа ДНК ископаемых костей домашней курицы, обнаруженных при археологических раскопках // Ладога и проблемы средневековой истории северной Евразии. 2016. С. 118-124.
Stepakov A., Galkina S., Bogomaz D., Gaginskaya E., Saifitdinova A. Modified synthesis of 6-carboxyfluorescein (6-FAM): application to probe labelling for conventional cytogenetics // British Journal of Applied Science and Technology. 2015. V. 7. № 4. P. 423-428. https://doi.org/10.9734/BJAST/2015/15991
Василевская Елена Владимировна, ВКР бакалавра (2008)
Как я поступила на биофак. Пишу просто так, для потомков.
У меня ничего не было: ни статей, ни стажировок, ни выступлений на конференциях. Ни скромной олимпиадки. Ничего. Только детская мечта учиться в СПбГУ. Еще диплом медицинского ВУЗа с неплохим средним баллом да пара пройденных интернатур смежных специальностей.
Написала мотивационное пмсьмо. Первое в жизни. Что это за зверь никто объяснить не мог, строгой формы нет, поэтому пришлось все придумывать самой. В результате была уверена, что удовлетворила все требования к письму, указанные в задании. Ха.
Баллы за портфолио выставили в назначенный день в полдевятого вечера. С моими я даже не участвовала в конкурсе.
С утра поехала подавать заявление на апелляцию. Это не просто заявление! Нужно прямо при его подаче на отдельном листе перечислить все, с чем вы не согласны и аргументировать это. Знала бы, набрала бы на компе и распечатала заранее. Получилось бы вдумчиво и читабельно. Вместо этого исписала лист каракулями бессвязного текста. Уехала в отчаянии. На апелляции, кстати, вообще можно не присутствовать, ее проводят заочно, обсуждая заявление и оценивая правоту абитуриента.
Еще 10 баллов добавлял он-лайн курс. Итого 60. Этого хватило, чтобы болтаться в самом хвосте ранжированного списка поступивших. Но в списке!
2. Если вы не биолог, приложите все усилия, чтобы аргументировать, почему средний балл вашего диплома следует умножать на 4 (как биологам), а не на 2 (как философу, строителю или директору лесопилки). Думаю, врачу, биомедицинскому инженеру или учителю биологии это удастся без труда, остальным придется проявить фантазию. Мне удалось.
3. Вдумчиво опишите свои «биологические» навыки и квалификацию. Придумайте и включите план какого-нибудь вашего будущего биологического исследования, даже если придется обратиться за советом к состоявшимся биологам на форумах. Я пренебрегла этими пунктами и потеряла 9 (!) баллов. Их на апелляции не вернули.
5. Пройдите все, что можно, и поучаствуйте во всех околобиологических экшенах. Соберите любые сертификаты, до которых дотянетесь, даже отдаленно смежные.
Личный опыт: как дизайнер поступила на биофак СПбГУ и устроилась в лабораторию при Ботаническом институте
Подписаться:
Поделиться:
Оля Марченко и Леша Галкин — основатели дизайн-студии Facultative Works, среди заказчиков которых Киностудия им. Горького, Оптика P.Y.E, Яндекс, ЦВЗ «Манеж» и другие. В этом году Оля, давний амбассадор домашнего растениеводства, поступила в магистратуру биологического факультета и изменила свою жизнь — стала практикантом в лаборатории клеточных и молекулярных механизмов развития растений в Ботаническом институте им. Комарова. «Собака.ru» узнала, как увлечение комнатными растениями приводит к изучению генетики, почему стоит прочитать учебник «Общая химия» и что сейчас происходит в генной инженерии.
Афиши студии Facultative Works к проекту о комнатных растениях
Афиши студии Facultative Works к проекту о комнатных растениях
Домашние джунгли
Думаю, в душе меня всегда интересовали растения — было желание вырастить большое из маленького. Но лет 7 назад точек пересечения с растениями у меня не было, потому что в моем окружении почти никто ими не интересовался. Примерно тогда Марк Калинин придумал в «Тайге» фестиваль «Экосинтез» и предложил мне сделать афишу. Там проходил обмен растениями — первый, в котором я поучаствовала, а ещё была лекция о Пите Удольфе — садовнике, который задал тренд на «дикие растения»: не розы и пионы, а зонтичные и злаки. Фестиваль меня так вдохновил, что кажется, именно тогда мой внутренний интерес к растениям перерос во внешний.
Я начала с того, что брала «питомцев» на обменах растениями. Это были распространенные, неприхотливые виды. Потом я стала искать более редкие виды на авито, который оказался настоящей сокровищницей. А пару лет назад открылся магазин в Ботаническом саду с уникальным ассортиментом за небольшие деньги. Мои самые любимые лоты — черенки по 100-250 рублей от растений, которые начинают упираться в потолок оранжереи. Листья таких черенков невероятно крупные.
Как научиться понимать (хоть немного) биологию растений, если ты — не биолог?
Постепенно желание обладать растениями переросло в интерес к тому, как они функционируют, систематизируются и какая у них эволюционная история. Эти знания я надеялась получить на курсах фитодизайна при СПбГУ, но вопросам, которые меня волновали, там уделили 3 лекции, поэтому после окончания курсов я перешла к самообразованию. Мне было важно найти доступную, но научную литературу, потому что на рынке попадается слишком много книг с главами о «фикусах-мужегонах» и «денежных деревьях», о которых мне читать не хотелось.
Я начала с книги Чуба В.В «Полная энциклопедия комнатных растений», которую рекомендую всем садоводам. В ней описаны правила ухода за сотнями видов, а также есть краткие заметки по физиологии и систематике растений. Чуб В.В. — директор Ботсада МГУ и профессор Биологического факультета МГУ. А ещё он пишет о растениях с большой любовью и настолько интересно, что я стала читать и смотреть все его труды, которые смогла найти. Например, я прочитала его «Ботанику в 2-х частях для лицеистов» — захватывающую книгу для всех, кто ничего не понимает в строении и систематике растений, но хочет разобраться.
Мох под микроскопом
Онлайн-курсы по молекулярной генетике развития растений и по физиологии растений от МГУ, которые ведет Чуб В.В. стали для меня переломным этапом. В них я впервые услышала про генную инженерию растений. Оказалось, чаще всего её используют для «фундаментальных исследований» — не для выращивания модифицированных растений на продажу, а для понимания, за что какой ген отвечает. Один из методов — «выключить» какой-то ген. Если у растения после этого не вырастают листья — значит, ген отвечает за их формирование. Меня впечатлили сами методы инженерии — для наращивания массы модифицированной ДНК берутся человеческие кишечные палочки, для доставки гена в растение — агробактерии, антибиотики добываются из грибов, из вирусов — «вектор», который будет вставлен в нужный ген растения. Когда я слушала лекции по генетике, мне казалось, что я смотрю фантастический фильм, настолько всё казалось невероятным.
Как поступить в магистратуру биофака, если ты — дизайнер?
Минус онлайн образования — некому задать вопросы и обсудить волнующие темы. Ещё в нём отсутствует практика — не посмотришь в микроскоп и не проведешь опыты. После прочитанных книг и лекций мне этого очень не хватало. Во время защиты диплома по фитодизайну преподаватели сказали: “Приходите к нам учиться на биофак”! И я решила попробовать поступить в магистратуру, но перед этим год поготовиться. Я прочитала учебники “Морфология и анатомия вегетативных органов растений” А.А. Паутова, “Физиологию растений” Семенова С.С., ещё слушала он-лайн курсы от СПбГУ по строению вещества и по неорганической химии. Кстати, всем советую учебник «Общая химия» В.Глинки. Это невероятно интересная книга, благодаря которой начинаешь многое понимать про ту же воду.
7 лет назад я закончила Исторический факультет СПбГУ по специальности Искусствоведение, но работать в этой сфере не планировала — с 16 лет я зарабатываю дизайном и иллюстрацией. Когда я поступала, то думала, что мы будем изучать современное искусство, а оказалось — древнерусское и византийское, что, конечно, тоже было прекрасно. Размышляя об учебе в магистратуре биологического факультета, я боялась, что ожидание и реальность также разойдутся. Были опасения, что я увижу устаревшую технику в лабораториях и неактуальные темы дипломов, поэтому я решила посетить несколько лекций вольнослушателем. Я была в восторге, особенно от всего, что было связано с молекулярной биологией. К тому же на факультете мне очень понравилась атмосфера — большие деревянные стеллажи с колбочками и заспиртованными образцами, гербарии растений и при этом современные микроскопы Leica. Будто бы ты в био-Хогвартсе, но не таком роскошном.
Мне повезло — недавно для поступления в магистратуру экзамены заменили конкурсом портфолио. Экзамены я бы не сдала. Сейчас для поступления главное — написать мотивационное письмо и эссе с планом дипломной работы. К ним добавляешь сертификаты пройденных онлайн-курсов, экзаменов IELTS, стипендий, грантов и прочих вещей, которые помогают набрать баллы. Я собрала всё, что смогла, даже сдала IELTS за 3 дня до конца приема документов, всё это подала — и ждала результатов. До последнего я была на волоске — по предварительному списку я не проходила, но документы на зачисление подали не все, и я прошла на бесплатное. Кажется, что положительную роль для меня сыграла и пандемия — даже на такие актуальные специальности, как биоинформатика, был недобор. Я знаю об этом, потому что до поступления на факультете познакомилась с мальчиком, который тоже закончил Истфак и хотел попасть на биоинформатику. Мы делились информацией о поступлении, учебниках и он-лайн курсах, проверяли друг у друга эссе и мотивационные письма — в итоге оба прошли на бесплатное.
Плюс обучения в магистратуре СПбГУ — из порядка 60 предметов можно выбрать любые, подходящие именно тебе. Мне не нужно слушать курс по физиологии человека, зато можно взять основы генетики, микробиологии, биохимии — курсы, созданные для людей с непрофильным образованием.
Как попасть в лабораторию и чем сейчас занимается генетика растений?
Я хожу на практику в лабораторию клеточных и молекулярных механизмов развития растений в Ботаническом институте. До поступления в магистратуру я видела плакат на кафедре Ботаники с приглашением магистрантов к изучению механизмов формирования бокового корня на примере тыкв и кабачков. Я всё больше увлекалась молекулярной биологией, поэтому тема мне казалась захватывающей. Я написала туда еще до поступления, приложила мотивационное письмо и спросила, может ли человек с образованием, как у меня, пригодится в лаборатории и профессии биолога в целом. Заведующий Кирилл Николаевич пригласил посетить лабораторию.
Я боялась увидеть потрескавшиеся зеленые стены в масляной краске и пожелтевший пластик, но лаборатория оказалась похожа на космический корабль, к тому же окна которого выходят в оранжерею Ботанического сада. Коллектив мне понравился с первого взгляда — маленький и дружный. Сотрудники поддерживали и помогали мне советами во время поступления, а также терпимо относились к моим почти нулевым знаниям, за что я им очень благодарна.
Сейчас я прохожу в лаборатории официальную практику и буду писать здесь диплом. Сама работа тяжелая: очень много молекулярных опытов, поэтому надо знать, что с чем смешивать, можно ли взбалтывать и нагревать. Во время выполнения операций нельзя расслабляться ни на секунду. К вечеру у меня кипит голова, но остановиться я уже не могу, потому что в лаборатории очень интересно, и без практики я скучаю.
В наши дни в генной инженерии происходит масса всего захватывающего, потому что появились быстрые, надежные и дешевые способы модификации. Например, сейчас я читаю невероятную книгу Дженнифер Дудны об открытии «генетических ножниц» CRISPR / Cas9 — одного из самых точных и дешевых инструментов генной инженерии, за который в этом году автор (вместе с Эммануэль Шарпантье) получила Нобелевскую премию. Впервые о CRISPR / Cas9 серьезно заговорили 7-8 лет назад, а сейчас на кафедре генетики с помощью него проводят эксперименты. На прошлой неделе в рамках практики в СПбГУ я участвовала в одном из них. Этим методом также можно резать и ДНК люде й. Есть вероятность, что мы, наконец, научимся лечить многие генетические заболевания, но отсюда будет не далеко до евгеники.