Биоэлектрическая активность головного мозга дезорганизована что это значит у ребенка
ЭЭГ при задержке развития ребенка
На прошлой неделе я прошла двухдневное обучение по применению ЭЭГ в практике специалистов, работающих в области коррекции. До этого момента я полагалась целиком на мнение врача, который писал расшифровку при обследовании. В своей работе я использовала ЭЭГ для того, чтобы исключить эпиактивность (перед проведением нейрокоррекции и аппаратной коррекции это обязательно). Часто в заключениях врачей вижу, что «электрогенез соответствует возрастной норме», и другие моменты, которые до конца были непонятны (например, как может быть электрогенез в норме, если развитие явно не в норме?).
Также встречала такое мнение, что якобы «ЭЭГ показывает только лишь то, что мозг жив, и он работает» (к слову, в корне неверное).
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – это графическое отображение биоэлектрической активности головного мозга. Есть различные схемы постановки электродов, при этом они устанавливаются в соответствии с зонами коры над правым и левым полушарием (лобные доли, центральная зона, темя, висок, затылок). Существуют международные стандарты для ЭЭГ, чтобы результаты были сравнимы, в какой бы стране ни было проведено исследование.
ЭЭГ можно использовать для диагностики различных нарушений, а также оценки результативности коррекционных и терапевтических воздействий. При этом на результаты ЭЭГ влияет множество факторов: от времени суток до приема различных медикаментов. К слову, для более высокой достоверности такой диагностики не стоит принимать в том числе и ноотропы (отменить за 2-3 дня до обследования по согласованию с доктором).
С рождения и для каждого возрастного периода существуют нормы по доминирующим ритмам, которые характеризуются различной частотой, амплитудой и другими характеристиками.
В возрасте с рождения и до 1 года доминирующими являются дельта и тета ритмы в работе мозга. Это характеризует сенсомоторный уровень развития ребенка и преобладающее функционирование ствола мозга и гипоталамо-гипофизарной системы. У взрослого человека эти ритмы можно наблюдать на ЭЭГ во время разных фаз сна.
Начиная с возраста 12 месяцев по мере созревания структур мозга постепенно формируется альфа ритм, при этом он представлен не более, чем в 20% времени записи ЭЭГ. По индексу альфа-ритма можно определить степень зрелости электрогенеза мозга. У взрослого человека он составляет 80%. У детей с задержками развития, грубыми нарушениями сенсорной интеграции, аутичным спектром, УО можно наблюдать низкий % альфа-ритма и большой % так называемой медленно-волновой активности.
Депрессия альфа-ритма у взрослого, зональность распределения ритмов, сформированность «веретен», общий профиль ЭЭГ – это всё подвергается оценке. Поэтому на окончательное заключение влияет уровень квалификации доктора, который интерпретировал результаты.
Помимо собственно ритмов оценивается межполушарная асимметрия. Так, мы на обучении смотрели ребенка с заиканием, у которого была выявлена асимметрия в биоэлектрической активности мозга – правое полушарие явно доминировало и было более зрелым, чем левое. Это соответствует теории Т.Г. Визель, которая считает, что при заикании нарушается межполушарное взаимодействие (я рассказывала об этом в одном из постов).
Важные данные для диагноста могут дать функциональные пробы и реакция мозга на них: открывание-закрывание глаз, ритмическая фотостимуляция, гипервентиляция. Так, в норме мозг ребенка должен усваивать внешний ритм при фотостимуляции (у большинства детей, которые ко мне приходят – не усваивают), а у взрослого – нет. При пробах возможно увидеть проявления, указывающие на потенциальные нарушения кровоснабжения. Например, когда мне делали на практической части обучения ЭЭГ, на гипервентиляции в лобной доле справа Александр Витальевич (наш преподаватель) заметил вспышки дельта-волн. Как он объяснил, это указывает на плохое кровоснабжение ствола. И действительно, в то утро у меня «защемило» шею после сна. Мы провели учебный эксперимент. В нашей учебной группе был остеопат, который согласился поработать с моей шеей. И после остеопатического лечения мы повторили диагностику. Вспышек больше не было! Так можно оценивать результаты коррекции, лечения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Существуют типичные для тех или иных типов нарушений проявления на ЭЭГ (постгипоксические изменения мозга, родовая травма, дизартрия, заикание и другие). По данным исследователей Бостонского детского госпиталя по ЭЭГ младенцев можно предполагать возможное развитие аутизма у ребенка в будущем в возрасте от 3 месяцев и с вероятностью почти 100% — с 9 месяцев.
Резюмируя сказанное выше: для диагностики развития ребенка необходимо сделать ЭЭГ у хорошего доктора, который тщательно изучит результаты. Это очень информативное исследование, которым не стоит пренебрегать.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
ЭЭГ для подростков: показания и особенности интерпретации
ЭЭГ, или электроэнцефалография, — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов. Процедура позволяет получить точную информацию о малейших изменениях в структуре органа. Кроме того, ее используют для оценки реакции головного мозга на внешние раздражители. Исследование абсолютно безболезненно и безопасно, поэтому его нередко используют даже у детей и подростков.
Показания
Подросткам ЭЭГ назначают при:
В некоторых случаях ЭЭГ назначают при нарушениях сна, например, когда подросток разговаривает или вздрагивает во сне, подергивает руками или ногами, испытывает ночные страхи.
Описание
Методики проведения ЭЭГ у подростков и взрослых практически не отличаются. Перед началом обследования пациент занимает удобное лежащее или сидячее положение. Его глаза должны быть закрыты, а тело — максимально расслабленным. На голову подростка одевают специальную эластичную шапочку с маленькими электродами. Они считывают показатели электрической активности мозга и передают их на компьютер.
В среднем процедура занимает от 15 до 20 минут. В случаях когда необходимо получить более детальную картину, сеанс может продолжаться до 2 часов. При этом доктор попросит пациента изменить темп дыхания, открыть и закрыть глаза, сжать пальцы в кулак. В некоторых случаях используют звуковую и световую стимуляцию.
Все эти операции необходимы для оценки мозговой активности в различных состояниях. Например, открытие глаз у нашего организма ассоциируется с переходом от покоя к деятельности. В результате выполнения таких действий отображается степень инертности процессов пробуждения. А изменение темпов дыхания позволяет судить о наличие у подростков склонности к эпилепсии.
Интерпретация результатов
По результатам исследования врач оценивает состояние головного мозга и ставит диагноз. При этом у подростков, которым менее 15 лет, при анализе графиков учитывают детские возрастные нормы. У пациентов старше 16 лет значения энцефалограммы оценивают по взрослым стандартам. На практике удалось установить, что нервная система у детей развиваются по-разному. Так, мозг девочек «созревает» на 1-2 года раньше, чем мальчиков. Поэтому результаты ЭЭГ у девушки 14-15 лет могут соответствовать взрослым нормам. После осмотра ребенка и проведения исследования специалист решает, стандарты для какого возраста следует использовать.
Пройти ЭЭГ в наших медицинских центрах на Ленинском проспекте и улице Миклухо-Маклая удобно в любое время. Мы проводим исследование не только у подростков, но и у детей и взрослых. Опытные профессионалы и современное оборудование — залог постановки верного диагноза.
Биоэлектрическая активность головного мозга дезорганизована что это значит у ребенка
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», Москва
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова; Морозовская детская городская клиническая больница, Москва
Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения Москвы
Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения Москвы
Кафедра нервных болезней педиатрического факультета с курсом факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета, Москва
Нарушения развития речи у детей и эпилептиформная активность на ЭЭГ
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(4-2): 11-17
Заваденко1 Н. Н., Козлова Е. В., Щедеркина И. О., Трепилец В. М., Трепилец С. В., Холин А. А. Нарушения развития речи у детей и эпилептиформная активность на ЭЭГ. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(4-2):11-17.
Zavadenko1 N N, Kozlova E V, Shchederkina I O, Trepilets V M, Trepilets S V, Kholin A A. Developmental dysphasia and epileptiform EEG activity in children. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2014;114(4-2):11-17.
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», Москва
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», Москва
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова; Морозовская детская городская клиническая больница, Москва
Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения Москвы
Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения Москвы
Кафедра нервных болезней педиатрического факультета с курсом факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета, Москва
В клинической практике наиболее часто встречаются экспрессивный и смешанный экспрессивно-рецептивный варианты патологии, проявляющиеся значительным запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания, при этом экспрессивная речь характеризуется значительными отклонениями. У детей затруднены организация речевых движений и их координация, тогда как понимание речи страдает менее значительно или не нарушено. Самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков и слов. Речь замедлена, обеднена, словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой. В ней много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.
Речь при дисфазии развития не служит полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у пациентов в разные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер. Это отличает пациентов с дисфазией от детей с общей задержкой психического развития или умственной отсталостью, для которых характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. В то же время, необходимо проводить разграничение между дисфазией и темповой задержкой развития речи, в том числе обусловленной дефицитом стимуляции речевого развития (недостаточным общением и воспитанием).
Большое значение в комплексном обследовании детей с дисфазией развития имеет электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ), которое позволяет оценить уровень морфологической и функциональной зрелости различных отделов ЦНС (кора мозга и подкорковые регуляторные структуры), на которые могут воздействовать патологические факторы. В ходе нейрофизиологических исследований у ряда пациентов с дисфазией развития были обнаружены [3, 6] изменения на ЭЭГ, в частности дизритмический тип, низкий индекс и дезорганизация α-ритма и даже его отсутствие, гиперсинхронный тип ЭЭГ, снижение реактивности ЦНС, а также очаговые изменения в лобных, лобно-височных, лобно-теменных, височно-теменных и затылочно-теменных областях. Но нередко явные нарушения, в том числе фокальные, на ЭЭГ отсутствуют. На основании данных клинического обследования и ЭЭГ было высказано предположение [3, 6], что у части детей имеется недостаточное функционирование височно-теменно-затылочных отделов доминантного полушария. Кроме того, в ходе обследования детей с дисфазией с разными уровнями общего недоразвития речи (ОНР) было установлено, что выраженность изменений на ЭЭГ не соответствовала уровню ОНР [3, 6].
В зарубежных исследованиях много внимания уделялось 8 выявлению у пациентов с дисфазией развития эпилептиформных изменений на ЭЭГ, в том числе так называемых доброкачественных эпилептиформных разрядов детства (ДЭРД). На эти исследования повлияла концепция врожденного нарушения созревания головного мозга, разработанная H. Doose и соавт. [12]. Согласно этой концепции, у некоторых пациентов имеется генетически детерминированное нарушение созревания головного мозга во внутриутробном периоде, которое является причиной комплекса патологических состояний: эпилептических приступов, паттернов по типу ДЭРД на ЭЭГ и нарушений развития, в частности дисфазии и аутистических расстройств. Появление на ЭЭГ эпилептиформной активности по типу ДЭРД наблюдается, как правило, в возрасте от 3 до 6 лет, что позволяет уточнить ее возможную связь с нарушениями развития, в том числе речевого.
Материал и методы
Обследование детей осуществлялось в амбулаторных условиях, и на момент его проведения дети не получали какой-либо лекарственной терапии.
Диагноз дисфазии развития ставился на основании критериев МКБ-10 [1] как расстройство развития экспрессивной речи (рубрика F80.1), уровень ОНР определялся по отечественной психолого-педагогической классификации [13].
Из изучаемой группы исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).
После обнаружения на ЭЭГ изменений для уточнения их характера в 27 случаях из 65 было проведено видео-ЭЭГ-мониторирование в состояниях бодрствования и сна.
При анализе результатов ЭЭГ применялся метод визуальной оценки общего паттерна электрической активности мозга с расчетом индекса выраженности и амплитуды основного ритма (α-ритм), топографии, амплитуды и представленности других частотных составляющих, а также выявлением асимметрии и фокусов патологической активности. Это в совокупности позволяло отнести ЭЭГ к определенному типу по классификации Е.А. Жирмунской [14], адаптированной к детскому возрасту [15]. Кроме того, использовались Международная классификация нарушений ЭЭГ [16], систематизация нормальных и условно патологических паттернов ЭЭГ в зависимости от локализации [17].
Результаты
Многие родители обследованных детей указывали, что уже в раннем возрасте ребенка они обращали внимание на отсутствие или недостаточную выраженность у него лепета, молчаливость. При этом они часто подчеркивали, что ребенок как будто все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развивались мимика и жестикуляция, но дети ими пользовались избирательно, в основном в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Родители при этом отмечали, что кроме отставания в речи, в целом дети развивались нормально. Имея скудный активный словарь, дети пользовались лепетными словами, звуками и звукоподражанием. Если появлялась элементарная речь, то отмечалось много оговорок, на которые дети обращали внимание и пытались исправлять ошибки.
На момент обследования объем активного словаря (запас произносимых слов) у детей с ОНР 1-го уровня не превышал 15-20 слов, а с ОНР 2-го уровня насчитывал от 20 до 50 слов.
В табл. 1 обобщены выявленные на ЭЭГ изменения. Необходимо отметить, что у 8 (12,3%) детей с дисфазией развития было зарегистрировано наличие специфических эпилептиформных паттернов, несмотря на отсутствие у них эпилептических приступов в анамнезе, на момент обследования и за весь период динамического наблюдения. Таким образом, эпилептиформная активность была субклинической.
Всем детям, у которых на ЭЭГ были выявлены замедление фоновой активности 1-2-й степени, а также эпилептиформная активность, при наблюдении в динамике проводился контроль ЭЭГ с интервалами 4-6 мес в течение 1,5-3 лет. При этом частотные характеристики фоновой активности приближались к возрастным нормам основного ритма, нарастала организация ритма. Это говорит о том, что описанные выше изменения носят преходящий характер, отражая проявления функциональной незрелости головного мозга. Изучение эпилептиформной активности в динамике показало, что она оставалась субклинической, и признаков ее прогредиентности не отмечалось.
Обсуждение
H. Doose и соавт. [12] рассматривают ДЭРД на ЭЭГ как генетически детерминированный эпилептиформный феномен с аутосомно-доминантным типом наследования, низкой пенетрантностью и вариабельной экспрессивностью гена. Данная эпилептиформная активность в большинстве случаев не связана со структурным органическим повреждением головного мозга, имеет возрастзависимый характер. По мере взросления ребенка и созревания ЦНС отмечается полный регресс ДЭРД к подростковому возрасту [17, 18]. Однако, несмотря на термин «доброкачественная», данная эпилептиформная активность способна оказывать негативное влияние на развитие высших психических функций [19, 20].
В популяции здоровых детей, по данным H. Doose [18], эпилептиформная активность на ЭЭГ встречается примерно в 2% случаев. В исследовании O. Eeg-Olofsson и соавт. [21] эпилептиформная активность была зарегистрирована у 1,9% здоровых детей в возрасте от 3 до 15 лет. По наблюдениям G. Cavazzuti и соавт. [22], частота эпилептиформной активности составляет 3,5%. При этом частота встречаемости ДЭРД имеет отчетливую возрастную зависимость [20]: среди обследованных без приступов в возрасте от 2 до 14 лет наибольшее число детей с ДЭРД были в возрасте 4-5 лет, второй пик встречаемости пришелся на возраст 8-9 лет. Поэтому частота встречаемости ДЭРД, составившая 4,6% среди обследованных нами пациентов с дисфазией развития в возрасте 4-5 лет, представляется незначительно превышающей средние популяционные значения для данного возраста.
Среди эпилептических синдромов, которые необходимо исключать при расстройствах речи у детей с применением ЭЭГ, в литературе рассматриваются эпилепсия с ESES или продолжительными комплексами пик-волна в фазе медленного сна (CSWS), а также синдром Ландау-Клеффнера [2, 4].
Как отмечают L. Neuschlova и соавт. [9], частота обнаружения эпилептиформной активности среди пациентов с дисфазией развития варьирует в исследованиях разных авторов настолько широко (от 9 до 94%), что реальная оценка ее встречаемости затруднена. Это обусловлено методологическими различиями, в том числе критериями диагноза дисфазии, включением в изучаемые группы или исключением из них пациентов с аутистическими расстройствами, эпилептическими синдромами или эпилептическими приступами в анамнезе, а также в подходах к регистрации ЭЭГ и принципах оценки эпилептиформной активности.
Полученные нами данные позволяют уточнить частоту встречаемости эпилептиформной активности у пациентов с дисфазией развития в возрасте 3-4 лет без аутистических проявлений и эпилептических приступов в анамнезе; при этом показано, что эпилептиформная активность чаще обнаруживается при более выраженном отставании в речевом развитии, соответствующем ОНР 1-го уровня (16,1% случаев), чем при ОНР 2-го уровня (8,8%). Одновременно следует отметить, что результаты проведенных к настоящему времени исследований не позволяют обозначить какие-либо специфические паттерны ЭЭГ у пациентов с дисфазией развития. В том числе в качестве часто встречающихся при дисфазии развития изменений на ЭЭГ не могут рассматриваться ни ДЭРД, ни другие виды эпилептиформной активности.
Для преодоления речевых нарушений детям с дисфазией развития показана комплексная терапия; наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции рекомендуется назначать повторные курсы препаратов ноотропного ряда. При выборе лекарственной терапии в случаях сочетания дисфазии развития с субклинической эпилептиформной активностью на ЭЭГ следует отдавать предпочтение ноотропным препаратам, которые не вызывают ее нарастания. Таким лекарственным средством является пантогам (гопантеновая кислота), положительное действие которого подтверждено не только при дисфазии развития у детей [24], но и в терапии речевых, когнитивных и поведенческих нарушений в группе пациентов с эпилепсией в возрасте 3-4 лет, среди которых ни в одном случае не было зафиксировано отрицательной динамики на ЭЭГ [25].
Обобщая приведенные в статье данные, можно отметить: 1) при проведении ЭЭГ-исследований у 12,3% детей с дисфазией развития зарегистрированы признаки эпилептиформной активности, не проявляющиеся клинически. Эпилептиформная активность чаще выявлялась при ОНР 1-го уровня (16,1% пациентов), чем при ОНР 2-го уровня (8,8%), т.е. ее частота зависела от степени отставания в речевом развитии; 2) при выявлении эпилептиформных изменений на ЭЭГ пациентам с дисфазией развития показано проведение видео-ЭЭГ-мониторирования в состояниях бодрствования и сна с последующим периодическим контролем ЭЭГ под наблюдением невролога в динамике. Необходимо проведение дифференциальной диагностики с целью исключения редких эпилептических энцефалопатий, в том числе ESES и синдрома Ландау-Клеффнера.
Информация
ЭЭГ головного мозга у детей. Информация для родителей.
ЭЭГ головного мозга у детей. Информация для родителей
Не удивительно, что любые обследования, выявляющие состояние головного мозга у детей, заставляют родителей переживать и нервничать. В действительности же большинство методов диагностики в педиатрии совершенно безболезненны и безопасны. Один из таких методов –энцефалография (ЭЭГ).
Суть метода
ЭЭГ головного мозга у детей – это исследование коры головного мозга, которое основывается на регистрации электрических потенциалов. Данный метод считается лучшим способом получения информации о работе мозга у детей любой возрастной группы.
Нервную систему человека составляют миллиарды клеток (нейронов). Нейроны обладают способностью создавать и передавать электрические импульсы. Совокупная активность нейронов образует биоэлектрическую активность головного мозга. Именно эта активность фиксируется и записывается графически при снятии ЭЭГ. В итоге получается электроэнцефалограмма. Этот график со множеством кривых линий сообщает врачу о процессах, происходящих в мозге ребёнка. Благодаря электроэнцефалограмме врач может определить нормально ли протекают процессы или они подверглись патологическим изменениям.
Показания к проведению ЭЭГ головного мозга
Получив направление на энцефалографию и разобравшись, что же это такое, у родителей возникает вопрос: зачем их ребёнку нужна эта процедура? Необходимо понимать, что энцефалография рекомендуется не только при подозрении того или иного заболевания, но и для обычной оценки работы мозга ребёнка. Энцефалографию ребёнку может назначить психиатр, невролог или нейрофизиатр.
Стандартные показания к проведению процедуры:
Энцефалография назначается при многих проблемах, связанных с работой нервной системы, т.к. ЭЭГ головного мозга обнаруживает основные нарушения в его функционировании. Энцефалография позволяет диагностировать такие заболевания как ДЦП, минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, синдром вегетативной дистонии, эпилепсия и пр. Благодаря этой процедуре можно подобрать препараты для эффективного лечения, оценить продуктивность терапии.
Даже если у ребёнка не диагностированы серьёзные заболевания, но имеются трудности в поведении и развитии, ему назначают ЭЭГ. Энцефалография позволяет врачу обнаружить причины и степень выраженности патологии при отставании в речевом и моторном развитии, проблемах с памятью, рассеянном внимании, гиперактивности и т.д. Также ЭЭГ головного мозга рекомендуется школьникам при сильной утомляемости.
Подготовка ребёнка к процедуре
Ребёнка необходимо подготовить к проведению ЭЭГ головного мозга. Накануне обследования следует вымыть волосы ребёнка детским шампунем, т.к. для проведения энцефалографии на голову ребёнка будут установлены электрически датчики.
Младенцам проводят ЭЭГ только в состоянии сна, обычно это происходит днём. Чтобы ребёнок уснул на время проведения обследования, при записи на процедуру нужно учитывать привычный график сна и бодрствования. Так же врачи рекомендуют покормить ребёнка прямо перед процедурой из бутылочки. Если ребёнок находится на естественном вскармливании, то маме ребёнка следует сцедить молоко.
Детям после года ЭЭГ проводят в период бодрствования. Крайне важно, чтобы поведение ребёнка при этом было спокойным, и чтобы ребёнок чётко выполнял указания врача. В двух-трёх летнем возрасте добиться этого от ребёнка бывает сложно. В таком случае родителям необходимо уделить время психологической подготовке ребёнка к обследованию.
Всё это необходимо отрепетировать дома в привычной обстановке. Так как ребёнку придётся одевать специальную шапочку, следует включить этот момент в процесс подготовки. Если ребёнок регулярно принимает какие-то препараты, не следует отказываться от них перед проведением ЭЭГ головного мозга. Однако об этом следует сообщить врачу при проведении обследования.
Если у ребёнка насморк или кашель процедуру не проводят. Перед обследование с головы ребёнка следует снять все заколки, резинки, украшения. Снять серёжки. Косы необходимо расплести.
Начало процедуры
Энцефалографию проводят в небольшом помещении со свето- и звукоизоляцией. Комната оборудована кушеткой, пеленальным столиком, регистрирующим устройством. Перед процедурой ребёнку одевают специальную шапочку, которая может походить на тканевый шлем с электродами или представлять собой резиновую сетку, к которой крепится нужное количество датчиков. Датчики соединены с энцефалографом мягкими проводами. Биотоки, протекающие в электродах, крайне малы и не способны навредить ребёнку.
Энцефалографическое оборудование заземлено. Перед тек, как наложить датчики, врач наносит на них гель, воду или физраствор. Это необходимо для того, чтобы избежать воздушной подушки между кожей головы и датчиком. Иногда необходимо протереть кожу головы спиртом, чтобы удалить кожный жир. На уши ребёнку одевают клипсы-электроды, которые не проводят ток.
Особенности проведения процедуры
Порядок проведения ЭЭГ головного мозга зависит от возраста ребёнка. Дети до года обычно лежат на руках мамы или на пеленальном столике. Важно, чтобы ребёнок во время обследования спал. Если ребёнок капризничает, то его необходимо сперва успокоить. Сеанс энцефалографии длится максимум 20 минут, его цель – зафиксировать биоэлектрическую активность мозга ребёнка в спокойном состоянии.
Детям постарше могут проводиться более сложные обследования. Ребёнок располагается на кушетке полулёжа, голова не должна быть наклонена вперёд, в противном случае это может исказить электроэнцефалограмму. Необходимо, чтобы ребёнок был расслаблен.
Стандартная процедура ЭЭГ головного мозга включает в себя следующие этапы:
Длительность обычной процедуры – 30 минут, однако в некоторых случаях может понадобиться дополнительное исследование. Врач может прибегнуть к воздействию звуковыми стимулами, попросить пациента сжимать и разжимать кулаки, провести психологические тесты. Порой осуществляется фотостимуляция на более высоких частотах, предварительная темновая адаптация, предполагающая нахождение ребёнка в затемнённом помещении в течение 40 минут, или регистрация показаний во время ночного сна.
Расшифровка результатов
В результате ЭЭГ формируется документ – электроэнцефалограмма. На этом графике кривые линии отражают активность нейронов различных участков мозга. Итоги исследования фиксируются на бумаге и в компьютерной программе. Благодаря новым технологиям медицинские центры могут проводить спектральный анализ ЭЭГ, просматривать отдельные участки, рассчитывать их частоту и амплитуду, преобразовывать колебания в диаграммы, карты и таблицы. Всё это предоставляет врачу наглядные и точные данные, на основе которых он может поставить диагноз.
Энцефалография – абсолютно безопасная процедура, такую процедуру можно повторять многократно.
При этом важно, чтобы родители сохраняли результаты предыдущих ЭЭГ, т.к. в юном возрасте нервная система только созревает и характеристики её деятельности очень изменчивы. Благодаря результатам ЭЭГ разных периодов жизни, врач сможет следить за динамикой развития головного мозга и адекватно оценить общую картину заболевания.
Биоэлектрическая активность клеток-нейронов – это крайне важный показатель работы нервной системы. ЭЭГ головного мозга у детей является единственным точным, безопасным и доступным методом анализа работы структур мозга, который применим, как для постановки диагноза, так и для контроля лечения. Исходя из этого, получив от врача направление на ЭЭГ, родителям стоит спокойно отнестись к предстоящей процедуре и правильно подготовить ребёнка к обследованию.