Биоакустическая коррекция что это
БАК и Томатис: в чем разница, что выбрать и как сочетать?
Внешне методы Томатис и БАК похожи: и там, и там происходит воздействие через звук, сеансы проходят в наушниках, да и список показаний похож. Однако механизм работы всё же различается.
В чём разница?
В Томатис происходит воздействие через стимуляцию среднего уха за счет нерегулярных изменений характеристик звуковой волны (частотные фильтры, чередование, задержка, сочетание костной и аудиальной проводимости). Таким образом, происходит непроизвольная «прокачка» слухового анализатора, который в свою очередь, является фундаментом для речевой функции. Подчеркну, что детям с кохлеарным имплантом в обоих ушах Томатис не проводится. КИ – это электронный механизм, который устанавливается во внутреннее ухо (улитку) и получает информацию из внешнего микрофона, декодирует и передает на слуховой нерв, то есть при КИ весь механизм работы метода Томатис теряет смысл.
В БАК механизм воздействия иной. Основная цель – повышение нейропластичности за счет синхронизации внутренней активности нейронов и внешних сенсорных стимулов. Это достигается с помощью ЭЭГ и принципа обратной связи. На голову человека устанавливается 4 электрода, которые снимают электроэнцефалограмму по 4 отведениям (2 лобных и 2 затылочных, при этом их локация может меняться). Далее частоты ЭЭГ с помощью программы преобразуются в звук и в режиме реального времени передаются через наушники обратно в ЦНС посредством слухового анализатора. Таким образом, происходит замыкание цепочки обратной связи, опосредованно обеспечивается воздействие на NMDA-рецепторы дендритов (которые реагируют как раз на совпадение внутреннего и внешнего события), что помогает образовываться новым функциональны связям (повышается нейропластичность).
Что выбрать?
Методы не являются заменой друг друга. У биоакустической коррекции список показаний шире (туда входят и астенические, и невротические нарушения, и нарушения когнитивного, и речевого развития, и регуляторные проблемы). Томатис я рекомендую обычно при нарушениях слухового, слухоречевого, фонематического восприятия, при артикуляционной диспраксии; также Томатис хорошо себя показал при заикании. То есть по части речевых нарушений показаны оба метода. Часто специалисты сначала используют БАК как метод, воздействующих в целом на процессы нейропластичности, а далее Томатис – как более узко направленный. То есть по опыту некоторых коллег БАК способен повышать эффективность последующего курса Томатис. При неречевых трудностях и нарушениях не связанных со слуховым восприятием логично отдать предпочтение методу БАК, но лучше разбираться индивидуально с каждым случаем.
Как сочетать?
Поскольку Томатис – это метод, созданный в Европе, наши отечественные ученые не проводили исследований по совместному применению 2 методов. Есть опыт и описанные методические рекомендации по сочетанию ТКМП и БАК (т.к. из разработкой занимались две «соседних» научных группы – оба метода наши, питерские). Общие комментарии таковы, что курсы Томатис и БАК не должны накладываться друг на друга, то есть их следует разнести во времени (интервал 3-4 недели). В то же время я знакома с опытом коллег, которые применяют два метода одновременно в некоторых случаях, но это возможно только для тех детей, которые уже имеют длительный опыт реабилитации и хорошо переносят подобные нагрузки (т.к. есть риск перестимуляции).
Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).
Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Что такое биоакустическая коррекция (БАК)
Достижения современной медицины во многом связаны с применением инновационных медицинских технологий. Однако использование только медикаментов не всегда позволяет добиться стойкого положительного эффекта, адекватно воздействовать на патогенетические механизмы возникновения и прогрессирования патологического процесса, при этом у больных могут наблюдаться нежелательные побочные реакции. С особой осторожностью лекарственная терапия проводится детям из-за незрелости их функциональных систем.
В связи с этим разработка и внедрение в практическую медицину немедикаментозных способов коррекции неврологического дефицита является актуальной медико-социальной проблемой. В настоящее время в неврологии активно разрабатываются безлекарственные способы лечения заболеваний центральной нервной системы. К таким разработкам можно отнести метод биоакустической коррекции (БАК).
Биоакустическая коррекция (БАК) – это методика, в основе которой лежит активация процессов нейропластичности за счет преобразования электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном масштабе времени, тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. Активация нейропластичности способствует восстановлению процессов созревания структур мозга, а также включению морфофункциональных компенсаторных механизмов.
Немедикаментозность и неинвазивность метода БАК делают его особенно востребованным в детской практике врача невролога. Следует отметить, что именно у детей в связи с высокой способностью их нейронов и нейронных сетей трансформироваться в ответ на новую информацию, сенсорную стимуляцию, БАК – терапия особенно результативная.
Биоакустическая коррекция способствует нормализации психофизиологического состояния, наблюдается улучшение настроения, снижение повышенной активности, эмоциональной напряженности, утомляемости, нормализуется сон, аппетит, уменьшается агрессивность. Это имеет большое значение при лечении детей с невротическими нарушениями в том числе и при наличии энуреза, энкопреза психогенного происхождения, тикозного гиперкинеза и др., не прибегая к назначению седативных препаратов, весьма часто имеющих выраженные побочные эффекты.
Метод БАК обладает стимулирующим эффектом, способствующим результативному восстановлению речевых и когнитивных функций у детей с задержками психоречевого развития. При этом, чем раньше начато лечение, тем эффективность будет выше. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечается уменьшение выраженности эхолалий, стереотипий, постепенно улучшаются навыки коммуникации, понимание обращенной речи. Были выполнены неоднократные наблюдения улучшения моторных функций у детей с ДЦП особенно раннего возраста. У детей с вегетативной лабильностью улучшаются показатели сосудистой реактивности. В результате проведенных исследований были обнаружены также анальгезирующий, иммуномодулирующий, обменно-трофический эффекты биоакустической коррекции. В значительной мере продуктивным является применение процедур БАК у детей в период привыкания к школьно-дошкольным учреждениям с целью поддержки оптимального уровня адаптационных возможностей ребенка.
Метод биоакустической коррекции (БАК) реализован в аппаратно-компьютерном комплексе Синхро-С.
Описание метода
В настоящем методе используются различные акустические (музыкальные, вербальные и другие) стимулы синхронизированные и согласованные с текущей биоэлектрической активностью мозга и предъявляемые пациенту в реальном времени, то есть пациенту в режиме реального времени предъявляется акустический образ его собственной ЭЭГ.
Пациент в течение установленного времени при прочих установленных параметрах прослушивает акустический образ собственной биоэлектрической активности мозга. Больной не получает какие-либо когнитивные задания на произвольное управление предъявляемыми акустическими стимулами и контроль собственного функционального состояния. Единственная задача пациента: слушать предъявляемые звуки. Однако уровень внимания к предъявляемому акустическому образу не является ключевым условием процедур БАК, что делает возможным применение метода вне зависимости от возраста и степени сохранности когнитивных функций больного.
Каждая процедура БАК проходит под контролем записи ЭЭГ по 4-м каналам в режиме on-line. После каждой процедуры есть возможность оценить изменение различных параметров ЭЭГ (индексометрический, паттерновый, кросс- корреляционный и другие виды математических анализов).
Принцип метода
Биопотенциалы головного мозга регистрируются в режиме монополярного отведения с объединенным ушным электродом с 4-х датчиков, размещенных на голове пациента в положении правый лоб, левый лоб, правый затылок, левый затылок. Биопотенциалы головного мозга усиливаются, проходят предварительную аналоговую фильтрацию и оцифровываются.
Далее информация через интерфейс с гальванической развязкой передается в компьютер. Программный пакет комплекса обеспечивает формирование массивов значений поступающих сигналов, их цифровую фильтрацию, преобразование поступающих сигналов в звуковой образ, отображение этих сигналов в реальном времени на экране ПК, сохранение введённых данных на жёстком диске компьютера и их последующую обработку.
Сформированный звуковой образ через стандартный аудио выход поступает на акустическую систему или головные телефоны и предъявляется пациенту в реальном времени.
Лечебные эффекты
Показания к проведению биоакустической коррекции
Противопоказания к проведению БАК
Разработчики
Метод биоакустической коррекции (БАК) разработан специалистами нейрофизиологами Физиологического отдела им. И.П. Павлова ФГБНУ «ИЭМ» (группа нейродинамической коррекции патологии мозговых функций).
Авторы: Колчева Ю.А., Константинов К.В. Скоромец А.П., Беникова Е.В.
Биоакустическая коррекция головного мозга
Б иоакустическ ая коррекци я головного мозга ( БАК ) – это сенсорная стимуляция головного мозга звуками, сформированными на основе ЭЭГ в реальном времени, для активации механизмов саморегуляции (с помощью аппарата «Синхро-С»).
Метод разработан группой российских нейрофизиологов в «Научно-исследовательском институте экспериментальной медицины» РАН в начале 90-годов двадцатого века. Опытным путем был подтвержден лечебный эффект от воздействия акустического сигнала, согласованного с текущей биоэлектрической активностью головного мозга.
Высокая эффективность методики, реализованной в комплексе «Синхро-С» подтверждена лечебной практикой и 25-летними исследованиями в Институте экспериментальной медицины РАН (Санкт-Петербург), клиническими испытаниями в ГУ НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва), в Институте мозга человека РАН (Санкт-Петербург), в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, и в ряде других ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга. Результаты исследований изложены в научных статьях и защищены в диссертационных работах
ПОКАЗАНИ Й К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА БАК много.
Вот только некоторые из них в детской неврологии и психиатрии:
— Синдром гиперактивности с дефицитом внимания
— Задержка психо-речевого развития, неравномерное развитие высших корковых функций
— Расстройство рецептивной, экспрессивной речи (моторная, сенсо-моторная алалия, заикание, дизартрия)
— Аутизм, расстройства аутистического спектра
— Невроз, неврозоподобные заболевания, функциональный энурез
— Тики, тикоидные гиперкинезы, синдром навязчивых движений
— Диссомнии – нарушения сна
— Последствия ЧМТ, восстановительный период
— Церебро-астенический синдром
— Нарушения обучаемости в школе ( дизграфия, дислексия, дискалькулия)
— Последствия перинатального гипоксически-ишемического поражения ЦНС
— Нейроциркуляторная дистония, диэнцефальные расстройства
— Нарушения адаптации в дошкольно-школьном коллективе
Неинвазивная стимуляция мозга
В отделении нейрореабилитации и физиотерапии используются следующие методы неинвазивной стимуляции мозга:
транскраниальная магнитная стимуляция
транскраниальная электрическая стимуляция
определения возбудимости моторной коры и проведения по кортикоспинальным трактам;
картирования (определения локализации) моторных и немоторных функций в коре головного мозга;
направленного влияния на возбудимость коры и нейропластичность (ритмическая ТМС)
Определение показаний и противопоказаний к ТМС, продолжительности курса терапии возможно при очной консультации сотрудника отделения.
Проведение транскраниальной магнитной стимуляции также возможно в рамках научных исследований.
Транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС) – метод неинвазивной стимуляции мозга, основанный на воздействии на кору головного мозга слабым электрическим полем. ТЭС используется для направленного изменения активности регионов коры головного мозга.
Проведенные исследования показали потенциал для применения этого метода при депрессии, болевых синдромах, фибромиалгии, двигательных, речевых и зрительных нарушениях после инсульта, паркинсонизме и ряде других заболеваний. В нашем отделении при отсутствии противопоказаний ТЭС применяется при следующих состояниях:
Определение показаний и противопоказаний к ТЭС, продолжительности курса терапии возможно при очной консультации сотрудника отделения.
Проведение транскраниальной электрической стимуляции также возможно в рамках научных исследований.