Бинауральная музыка что это
Как бинауральная музыка помогает работать, засыпать или расслабляться
Бинауральная – это какая?
Те, кто хоть немного знаком с основами лингвистики, сразу видят, что «би» – это «2», однако что же делать с ауральной частью этого слова? Именно из-за сходства со словом «аура» бинауральная музыка часто представляется людям чем-то магическим и мистическим, связанным с невидимым миром тонких энергий и материй. Она действительно связана с этим миром, являясь прекрасным подспорьем в медитации и помогая настроиться на нужную волну в прямом смысле этого слова. Легче и быстрее засыпать, просыпаться, настраиваться на учебу и работу, расслабляться, снимать стресс и медитировать, останавливая внутренний диалог – все это области применения бинауральной музыки.
Однако само слово происходит от латинского слова «аурис», что значит «ухо». Итого у нас получается музыка для пары ушей, что не так самоочевидно, как кажется. Название акцентирует внимание на методе записи и предназначении. Если обычный стерео звук записывается на 2 микрофона, расположенные по бокам от источника звука, то бинауральная запись происходит гораздо сложнее. Учитываются анатомические особенности человеческого слухового аппарата, для чего используется целый манекен головы с ушами, а супер-чувствительные микрофоны устанавливаются и настраиваются с такой точностью, что весь процесс впору считать ювелирным.
К вопросу можно подойти и с другой стороны, взяв готовые записи и разбив их на 2 дорожки – для левого и правого ушей отдельно. Их сопоставление с определенным сдвигом по фазе звуковых частот рождает так называемые бинауральные ритмы, воспринимаемые уже не ушами, а непосредственно мозгом. То есть, это субъективный эффект, возникающий в голове у слушателя, его нельзя услышать отдельно одним ухом. Разве что довольно условно и в виде странного постукивания, пульсации. Но именно ритмы являются целью и рабочим инструментом медитирующего. Музыка же при этом подбирается на классической эмоциональной человеческой основе, она создает настроение и скрывает за собой постукивание и шумы, который слушать напрямую – не такое уж и удовольствие.
Краткая история бинауральной музыки
Этот эффект был открыт очень давно, еще в 19 веке немецким ученым по фамилии Дав. Технологией воспроизведения и использования этого эффекта занялся в 50-х годах 20 века американский исследователь Роберт Монро, но настоящий бум психоактивных звуков начался только в 2006-м году. С тех пор было создано огромное количество записей, служащих разным целям, над чем работали как профессионалы, так и любители. Вначале первопроходцы умудрились создать такие коммерческие музыкальные файлы, которые могли быть прослушаны только на специальном плеере и только ограниченное количество раз. Затем хакеры пробили эту защиту, и файлы стали доступными в стандартных форматах wav и mp3. С тех пор их можно найти где угодно, включая Youtube, однако есть но: далеко не все они работают и далеко не все полезны или хотя бы безопасны для психики и организма слушателя. Поэтому ответственными специалистами в области психологии, медитации и нейрофизиологии была создана сертифицированная система работы с бинауральной музыкой, которую они назвали «Омгармоника». Там находятся не бесплатные, но гарантированно качественные материалы для безопасного и эффективного использования.
Как правильно использовать бинауральную музыку
Важно понимать, что для разных состояний подобрана разная бинауральная музыка. Всех их объединяют несколько простых правил:
Существуют несколько основных областей применения бинауральной музыки, которые мы рассмотрим ниже.
Бинауральная музыка для расслабления и сна
Что может быть желанней и приятней быстрого и приятного перехода в сон после дня, полного если не тревог и стресса, то уж точно дел и мыслей, крутящихся в голове и не дающих спокойно заснуть? Именно с этого и можно начать свое знакомство с предметом. Представьте себе, что вам не нужно делать совершенно ничего, даже слушать голос инструктора медитации на сон грядущий. Вы лежите и думаете, о чем угодно, а звук фоном присутствует в вашей голове, срабатывая, как ненавязчивое успокоительное со снотворным! Частота от почти 4 до максимум 7 Гц. Эти диапазоны относятся к Дельта и Тета волнам, которые генерируются мозгом в состоянии полусна, медитации и осознанных сновидений.
Бинауральная музыка для творчества и вдохновения
Допустим, вы только что писали отчет или считали статистические данные, а ваше следующее задание – написать речь, подготовить презентацию или просто порисовать со своим ребенком. Пока вы отойдете от предыдущего вида деятельности, пока переключитесь между полушариями и вообще перенастроитесь, пройдет немало времени, которое, скорей всего захочется заполнить кофе, а то и сигаретой. Но что если вместо этого просто надеть наушники и через 7 минут незаметно для себя ощутить прилив вдохновения и энтузиазма, чтобы сразу взяться за дело и с удовольствием его завершить в нужные сроки? Для этого нужно просто включить соответствующий трек и можно спокойно заниматься творчеством! Используемая частота – около 10 Гц. Это диапазон Альфа волн, которые мы эмитируем в состоянии расслабленного бодрствования.
Бинауральная музыка для работы и супер-концентрации
Рассмотрим обратную ситуацию, когда вам хорошо и весело, вы полностью отключились от рутины и в голове крутится карусель удовольствий. Или, например, вчера был выходной, а то и день рождения с вечеринкой, где вы провели несколько часов с друзьями. И вот наступает понедельник и работу надо сделать качественно и вовремя. Вы надеваете наушники, включаете воспроизведение и через 15 минут уже работаете, как ни в чем не бывало. На частоте 13-40 Гц. Бета волны этих частот характерны для нас в состоянии активной деятельности, познания и концентрации. Если подняться за пределы 40 Гц, это уже Гамма волны, которые присущи мозгу, пребывающему в нервном напряжении, решении проблем и даже страха.
Пробуйте, экспериментируйте, находите свои собственные эффективные варианты бинауральной музыки и наслаждайтесь жизнью в любом состоянии!
Yaga Zen
Прирожденный новатор, с неиссякающим оптимизмом и любопытством превративший всю свою жизнь в сплошной эксперимент. Успел побывать октябренком, пионером, дзюдоистом, кастанедовцем, бренд-менеджером, буддистом, креативным директором, христианином, психологом, лингвистом, гидом и по итогу пришел к научному дзену и написанию авторских статей о мироустройстве. Гражданин планеты Земля и патриот народа Хомо Сапиенс, уже 4 года живет в Камбодже, увлеченный футуролог, евангелист технологий и техник работы над собой. Убежденный практик: если что-то работает – надо брать! Андрей надеется на новое мышление и верит исключительно в силу знаний, поэтому присоединился к команде Mindvalley Russian для участия в новом формате образования людей будущего.
Бинауральная музыка: что это и как она влияет на человеческий мозг (2020-09-24 14:35:41)
Бинауральная музыка: что это и как она влияет на человеческий мозг
В современном мире появление новых технологий для улучшения здоровья — обычное дело. Бинауральные ритмы, не смотря на то, что были открыты еще в XIX веке, до сих пор мало изучены. Их использование с различными целями сегодня весьма популярно во всем мире. Действительно ли бинауральная музыка влияет на мозг человека и способна ли она помочь людям преодолеть какие-либо проблемы?
Если на человека надеть наушники и в правое ухо подать просто тон с частотой 200 колебаний в секунду, а в левое ухо — тон с частотой 205 колебаний в секунду, то оба полушария головного мозга на основе фактически не слышных звуков, будут работать синхронно. Каждое из них будет генерировать соответствующую электромагнитную волну, наложение которых друг на друга произведет фантомный звук с частотой, равной разнице исходных звуковых волн — 5 колебаний в секунду. Эта — изящная акустическая иллюзия — бинауральная ритмичность и создает порой эффект объемного «фонового» звучания.
Один из звукорежиссеров известной британской звукозаписывающей фирмы поведал миру, что еще в 1983 году группа «Pink Floyd» при записи студийного альбома «The Final Cut» использовала бинауральные ритмы, что придало некоторым их композициям эффект объемного, медитативного звучания.
Музыка для медитации
Бинауральную музыку с наложением звуков природы, журчания воды, шелеста листвы или даже движения и реакции химических веществ, в качестве музыкальных композиций для релаксации, медитации или наоборот концентрации воли, сегодня можно встретить на просторах интернета. Но насколько действенны все эти треки? В 1950-1960-х годах американский инженер-исследователь, радиомагнат и писатель Роберт Аллен Монро, изучая влияние бинауральных ритмов, пришел к выводу, что эффекты звуковых колебаний позволяют испытать состояние, в котором сознание человека отделяется от его физического тела. Как это происходит, учитывая только прослушивание почти беззвучных тонов, которых воспринимает исключительно мозг, автор описал в своей книге «Путешествия вне тела», которая вышла в свет в 1971 году в США.
Литературный труд привлек внимание многих исследователей — эзотериков, нейрофизиологов, медицинских специалистов. В 1974 году был основан Институт Монро, в котором и сегодня продолжаются изучения бинауральных ритмов и других звуковых колебаний. Все ныне существующие разработки аудиостимулирования, предназначенные для концентрации внимания, снятия стресса, улучшения сна, основаны на методике Монро, созданной им еще в прошлом веке. Насколько эффективны такие треки аудиостимулирования, кроме специалистов института, вряд ли кто-то может сказать точно.
Одним пользователям во время прослушивания подобных композиций удается достичь заявленного эффекта, например, ощущения счастья. Другие считают, что все это — полное шарлатанство и они ничего не испытывают. Нейрофизиологи Уорикского университета, Ковентри, Великобритания, изучая мозговую активность людей, прослушивающих бинауральную музыку для медитации, однозначно установили, что полушарии их мозга отзываются на ритмы, что отчетливо зарегистрировано при помощи электроэнцефалографии. Но никаких других точных доказательств влияния ритмов, например, на гормональную систему испытуемых, в итоге получено не было.
Ритмы воздействия на организм
Между тем, одной из самых резонансных идей, которую можно услышать от приверженцев бинауральной музыки является теория о том, что она способна изменять активность клеток организма. То есть в них, в клетках, одни биохимические реакции под воздействием ритмов активизируются, а другие — замедляются и все это можно контролировать. Меняется электрический потенциал мембраны каждой клетки, ее проницаемость для ионов, а также в ней происходят другие процессы на молекулярном уровне. Поэтому бинауральная музыка может благотворно влиять на весь человеческий организм в целом.
Доктор Адитья Шукла из Индийского научного института, Бангалор, в национальном профессиональном медицинском издании несколько лет назад опубликовал свое исследование о позитивном влиянии бинауральных ритмов. Индийский ученый считает, что подобная дополнительная фоновая стимуляция способна помочь людям, страдающим дефицитом внимания и гиперактивностью. Поскольку им обычно сложно сконцентрироваться на одном деле, прослушивание бинауральной музыки будет забирать большую долю их рассеянного внимания на себя.
Аудиобубен лейтенанта Шмидта: оглушающее биение “чистого“ звука и ещё один гвоздь в гроб бинаурального развода
На этот раз я добрался до бинауральных записей, в частности, ритмов или т.н. биений (как наиболее предрасположенных к мифологизации). Тема интереснейшая, сравнительно хорошо изученная в психоакустике и нейрофизиологии и при этом ставшая основой многочисленных псевдонаучных спекуляций.
Ещё каких-то 4-5 лет назад рунет спасали от пандемии аудионаркотиков, которые ушлые псевдо барыги сбывали доверчивым торчкам-аудиофилам через многочисленные лендинги. До этого, в начале нулевых, люди, читавшие Кастанеду и Ошо, тоннами закупали волшебные компакт диски с одухотворенными и изменяющими сознание песнопениями. Сегодня ситуация не слишком отличается. Гуру, пророки и прочие великие сенсеи из хиреющего new age сообщества выкладывают на ютуб каналы всё те же волшебные записи, обещая при прослушивании одновременное исцеление от всего. Во всех перечисленных случаях распространители аудио счастья в качестве главного “волшебного”, “действенного” и “активного” ингредиента называют наличие бинауральных биений.
Интерес именно к этому мифу у меня есть в силу того, что его базисом является реально существующее явление, а соответственно, аргументация мифотворцев правдоподобна и особенно опасна. Под катом традиционное для этого цикла отделение мух от котлет, психоакустических исследований от псевдонауки, откровенной подмены понятий от реально существующих явлений.
Легенда о бинауральных ритмах
Традиционно начнём с того, что некоторые несознательные граждане пишут и говорят о “магии” бинауральных ритмов. Утверждается, что древние шаманы и прочие служители культов давным давно из божественных откровений узнали о том, что использование определённых частотных сочетаний при создании музыки способно влиять на человеческую физиологию.
Эти древние тайные знания, подкрепленные достижениями современной нейробиологии и психоакустики, позволяют эффективно лечить рак, геморрой, простуду, гонорею, простатит, диабет и красную системную волчанку, увеличивать продуктивность работы, провышают осознанность сновидений и вообще добавляют +100 к вселенской карме. Думаю, все помнят уже упомянутую эпопею с аудионаркотиками, которые своими “эффектами” были также обязаны именно бинауральным ритмам. Сегодня в продвижении светлых истин о биноуральных ритмах особенно усердствуют разнообразные техномаги, это хорошо демонстрирует, например вот этот ресурс.
В качестве доказательств необычных эффектов обычно приводятся ссылки на работы видных нейрофизиологов, психологов, физиков, шаманов и прочих авторитетных чародеев. Подставивший уши под лапшу объект внушения проверяет ссылки на источники и, обнаруживая там научных авторитетов и некоторые соответствия, начинает думать, что ему вещают истину (или по крайней мере нечто, в чем есть рациональное зерно).
Реакция
Реакция бывает разной. В случае с аудиомарихуаной всё закончилось быстро после того, как наркологи надавили авторитетом и хором со своими пациентами начали говорить о том, что никакие звуковые файлы не способны вызвать эйфорию (всё объяснили жаждой наживы и эффектом плацебо).
Но для потенциально верующих в россказни очередного ютубовского гуру и тяжело соматически больных, возлагающих надежды на методы любой степени альтернативности, наркологи не являются существенным авторитетом. Поэтому среди адептов эзотерических учений и альтернативной медицины продукты мифологизации бинауральных аудио эффектов остаются востребованными.
“Мухи” и “котлеты”
Начну, наверное, с “мух”. Итак, употребляя термин “бинауральные ритмы”, туфтологи вещают об исторических примерах использования оных шаманами и жрецами со стопятьсот двенадцатого года до нашей эры. При этом в пример приводится интерференция звуковых волн с появлением т.н. фантомного тона. Так при одновременном воспроизведении двух близких, но неодинаковых по частоте звуков, возникает третий.
Антропологи и этнографы отмечают, что в некоторых культах коренных народов Центральной и Южной Америки, Африки и Австралии длительное воздействие таких используется в ритуалах как фактор, позволяющий входить в измененные состояния сознания. И вроде всё в порядке и мифотворец как бы прав, но только как бы… На самом деле речь идет о вполне себе монауральном эффекте, который услышит даже человек глухой на одно ухо. Кроме того, использование необычного звука в ритуале совсем не означает, что именно этот звук позволяет получить трансовое состояние. Итак, древние использовали один из видов интерференции, а именно т.н. монауральные биения (или объективные комбинационные тоны). Её эффекты слышны как двумя так и одним ухом. Существенно изменяющими состояние сознания эти эффекты тоже назвать сложно.
Но существуют и бинауральные эффекты, описанные сначала Тартини и Соргом в 18 веке, а позже в 1839 году Г.В. Дове (Heinrich Wilhelm Dove). К слову, последний имел массу проблем с экспериментальной доказательной базой в связи с отсутствием в его время стереонаушников. Позже на это явление обращал внимание Гельмгольц, описывающий комбинационные тоны. Психоакустические исследования 20-го столетия подтвердили гипотезы о субъективных комбинационных тонах, и было сформировано представление о бинауральных биениях.
Тартини был одним из первых, кто обнаружил появление комбинационного тона
Это явление возникает, когда от разных ушей в мозг одновременно поступают звуковые сигналы с разной частотой. В результате их одновременного воздействия при высокой интенсивности в слуховом аппарате воспринимается 3-й т.н. фантомный или субъективный комбинационный тон. Хочу подчеркнуть, что вне уха этого тона не будет, а в случаях, когда слушатель будет использовать одно ухо для восприятия тона, фантомный тон не появится. Как следует из определения, бинауральные ритмы (субъективные комбинационные тоны) являются артефактом работы мозга.
Существуют сведения о нейрофизиологическом влиянии таких фантомных тонов, также о том, что такое влияние нашло экспериментальное подтверждение в 2-х работах Oster G. «Auditory beats in the brain»(1973) и Hutchison, Michael M. Megabrain: new tools and techniques for brain growth and mind expansion. — New York: W. Morrow, (1986). Однако свежие публикации на эту тему найти достаточно тяжело. В рамках гипотезы о влиянии бинауральных ритмов, высказывается предположение, что они способны синхронизировать работу левого и правого полушарий на частоте фантомного тона.
Таким образом, в зависимости от соответствия этой частоты частотам, определяющим различные состояния сознания (альфа, бета, тета и гамма-ритмы), можно получить те или иные эффекты. Например, при частоте 7-13 Гц, соответствующей альфа-ритму, слушателю будет легче расслабиться, а стимуляция с частотой 13-40 Гц (бета-ритм) будет способствовать активной работе.
При этом в работах уважаемых авторов ничего не упоминается о состояниях глубокого изменения сознания или прямом влиянии на органы, но есть вполне адекватные рассуждения о перспективах применения принципа для коррекции нарушений сна, тревожных состояний и депрессии.
Справедливости ради следует отметить, что резонанс, от реального источника (имеются ввиду объективные монауральные тоны) способен влиять на клеточном и молекулярном уровне, однако частоты, на которых резонируют человеческие органы — это инфразвук, к слову слышать мы их не можем (даже очень опытные аудиофилы 50-го левела и эксперты CES). Мне не доводилось встречать ни бытовой, ни студийной аппаратуры, предназначенной для воспроизведения инфразвука. К бинауральным ритмам такие резонансные явления отношения не имеют, так как последние — артефакт мозга, а не сердца, почек или какой-нибудь там селезёнки.
Объем без магии и шарлатанов
Бинауральные эффекты бывают очень полезны не только в экспериментальной нейрофизиологии и откровенном разводе. Можно с уверенностью сказать, что т.н. бинауральная фонограмма обладает точным расположением кажущихся источников звука, особенно при прослушивании её в наушниках. Для такой записи используется специальное расположение двух микрофонов на расстоянии приблизительно равном расстоянию между ушей взрослого человека. Между микрофонами монтируется барьер, имитирующий голову.
Иногда даже применяют специальный стенд, выполненный в виде головы со слепками ушных раковин.
Эти ухищрения необходимы для того, чтобы записать реалистичный объемный звук и создать т.н. эффект присутствия, как здесь.
Существуют также многочисленные бинауральные записи с музыкой. Людей, привыкших к стандартному стерео, часто впечатляет реалистичность такого звука.
Это всё, что мне хотелось написать о бинауральных ритмах и записях. Если вы впервые столкнулись с этими фонограммами, мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Также полагаю, что многим будет интересен опыт людей, которые пробовали экспериментировать с биениями и заметили эффект.
Всех с наступающим 2018-м, надеюсь в нем будет меньше псевдонауки, но больше полезных исследований и изобретений!
Немного традиционной джинсы
Напоминаю, что в связи с новогодними праздниками у нас проводится распродажа.
Скидки достигают 60 %. Мы предлагаем широкий ассортимент акустических систем, усилителей, профессионального звукового оборудования и систем умный дом.
Строение, функции и особенности органа слуха человека
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Строение органа слуха
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:
Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.
Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:
Что такое орган слуха и равновесия
Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.
Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.
От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.
Функции органа слуха
Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:
Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.
Особенности органа слуха
Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.
Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.
Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.
При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.
Удивительные возможности слуха человека
Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.
Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.
Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.
А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.
Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.
Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.
Орлова Наталья Михайловна
Более 7000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.