Биллинг система что это
Биллинговые системы будущего, и как они изменяют рынок связи
Сотовые операторы уже несколько лет находятся на перепутье. Услуги по передаче голоса и смс быстро устаревают. Традиционный бизнес теряет рентабельность. Основной целью стал поиск новых товаров и услуг, которые помогут остаться на острие прогресса и бизнеса. Операторы отказываются от названия «поставщик мобильной связи» и приходят к гордому «поставщик цифровых услуг» или даже «lifestyle enabler». Аналитики пишут, что это одно из проявлений глобальных процессов, которые характерны для многих отраслей экономики. Мы же подойдем к этому с прикладной стороны и объясним, почему это у телекома все так резво получается и что еще получится впереди.
В основе деятельности оператора связи лежит BSS (Business Support System) — комплексное решение для обслуживания деловых бизнес-процессов, софтверное сердце операторского бизнеса. В числе задач BSS – распознать, тарифицировать, посчитать клиента, предоставить ему услуги, выставить счет, принять оплату и сделать это так, чтобы всем было приятно. Даже этот перечень уже выглядит внушительно. А сейчас, с развитием операторского бизнеса BSS непрерывно усложняются и берут на себя все новые задачи. Когда-то это были отправка служебных смс и формирование допустимых отрицательных лимитов, а сейчас, например, еще и продвинутый адвайзинг, подсказки новых тарифов, индивидуальные предложения новых услуг.
При этом с инженерной точки зрения системы стремятся к упрощению. Операторы заинтересованы в том, чтобы стоимость поддержки BSS росла не так быстро, как ее функциональность. В идеальной картине мира вендор предлагает оператору максимум функциональности при минимальной сложности решения. Хорошие BSS дают оператору возможность снизить затраты на эксплуатацию, не допускать сакрализации персонала, легко менять отдельные функциональные блоки и наращивать возможности бизнеса с помощью обновлений.
По данным консалтинговой компании J’son & Partners Consulting
А главное, они позволяют быстро реагировать на действия конкурентов и выводить на рынок новые комплексные услуги. Арендовав BSS, банк или крупная торговая онлайн-площадка может без значительных затрат в любой момент выйти на рынок как виртуальный оператор (MVNO) и переманить аудиторию у старых игроков.
BSS-системы и цифровая трансформация
Какими должны быть BSS-системы, чтобы соответствовать всем потребностям операторов сегодня? Давайте представим этап развития, который они проходят в данный момент.
Итак, в последнее время телеком-отрасль активно развивается, появляются новые технологии, маркетологи выводят на рынок новые предложения, партнеры предлагают совместное продвижение. Дальше развилка следующая: если BSS поддерживает новый бизнес, ее развивают; если нет – ее существенно изменяют или полностью заменяют. Так все выглядит в идеале.
А теперь спустимся на землю. Много ли есть счастливых и беззаботных телеком-операторов? Они постоянно находятся в движении — слияния, поглощения, периоды взрывного роста, замедление этого роста, развитие новых направлений. На планомерное и углубленное развитие BSS в таких условиях не остается ресурсов. В итоге собирается целый багаж проблем: трудная интеграция, избыточная НСИ, функциональные провалы и большое количество кастомного кода.
Что оператору хочется получить после всех этих потрясений? Комплексную платформу, на которой можно быстро выстроить end-to-end процессы. О трансформации классических биллинговых систем в digital-платформы говорили много лет, и вот требования начинают оформляться. Прежде всего среди маст-хэвов упоминается конвергентность, горизонтальная масштабируемость, поддержка облачных и гибридных моделей развертывания. Отдельным блоком стоят требования к «фронтам»: оператору жизненно важно общаться со своим клиентом везде, где он бывает, – в соцсетях, по SMS, через мессенджеры, личный кабинет, мобильное приложение и т.д.
Среди важных бизнес-требований также выдвинуты возможность создания супербандлов и тесная интеграция с партнерскими платформами. Партнеры так же важны для оператора, как и клиенты – они формируют ассортиментную экосистему оператора и дают ему дополнительную возможность зарабатывать. Наконец, самое главное требование к BSS — это улучшение показателя TTM (time-to-market).
Все это должно быть собрано в прозрачную, легко интегрируемую и конфигурируемую «коробку», которая обеспечит оператору адаптацию к активно изменяющимся требованиям бизнеса при сохранении низкого ТСО.
Взгляд разработчиков
Потребности операторов понятны, но вот с технической реализацией BSS есть разногласия. Главное из них — вопрос «абсолютного каталога». На счет того, должен ли каталог быть абсолютным, среди вендоров и операторов нет единого мнения. Пока предпочтительнее смотрится многоуровневая система каталогов и квази-каталогов:
Решая проблему каталогов, необходимо учитывать множество вопросов. К самым сложным из них относятся вопросы бандлирования. Они решаются с помощью большого пула правил по доступности и назначению абоненту продуктов, акций, партнерских и комплексных услуг, а также специальному ценообразованию при наборе бандла. Например, оператор продает смартфон по цене 10 тысяч рублей. И отдельно — тарифный план за 1 тысячу рублей в месяц. Купив вместе смартфон и тариф, покупатель заплатит 9 тысяч и три месяца будет получать в подарок пакет трафика 5 ГБ. А если еще купит беспроводные наушники за 5 тысяч, то получит красивый шарик. А в прошлом месяце оператор за наушники дарил горшок без меда. А в следующем будет дарить, скажем, шаланду, полную кефали. Не важно, что — важно, чтобы правила применялись автоматически, в заданное время и по штатному алгоритму взаимодействия с OMS и модулем начислений. С такой важной функциональностью каталог становится основным инструментом в вопросе сокращения TTM. Так что, решив вопрос идеального каталога, вендор решает главную задачу оператора.
Будущее BSS
Что будет определять развитие BSS в ближайшем будущем? Сам клиент. А с технической стороны — различные технологии сбора и анализа данных о нем. Здесь самое место таким нашумевшим вещам как big data, machine learning, IoT. BSS не сможет пассивно прятаться за обслуживанием традиционной связи. Без широких аналитических и предиктивных возможностей для персонализации система не сможет обслуживать digital-задачи оператора.
Работа с персональными предпочтениями клиентов приведет к распространению индивидуальных предложений по структуре бандлов и ценам. Затем начнется всеобщая эра кросс-продаж — удивительных по нынешним меркам кампаний. Например, оператор, РЖД и контент-провайдер сделают совместную акцию для пассажиров «сапсанов» и других скоростных поездов. Или выяснится, что человек уже 10 лет является и абонентом оператора, и клиентом «Перекрестка». На такой юбилей положен презент по совместной программе лояльности: юношам — суперкод для World of Tanks от оператора, девушкам — кулинарная книга Джейми Оливера от гипермаркета.
Выход в официальное пространство систем удаленного здравоохранения наверняка побалует нас яркими кампаниями операторов и клиник типа «Проверь спину – получи инвайт на телемедицину!». Сюда же подключатся страхование, банкинг, развлекательные услуги — словом, все что позволит телеком-оператору именоваться lifestyle enabler.
BSS, выросшая из простейшего биллинга, расширяется по всем направлениям, следуя рынку и зачастую предвосхищая его. В ней найдут отражение все значимые этапы прогресса — цифровизация, IoT’зация, 5G… Рано или поздно телеком-разработчики будут не просто создавать биллинговые системы, а отвечать за «бэк-энд» огромного куска потребительского рынка.
Материалы для публикации предоставили главный аналитик «Петер-Сервис» Татьяна Атанова и главный системный архитектор корпоративных решений Алексей Семенюта.
Биллинг простыми словами
Биллинговая система. Что это?
Расчетные операции
В биллинговую систему заводится информация, на основании которой за определенный период обслуживания (как правило, расчетный период составляет один календарный месяц) оператор связи выставляет счет абоненту за потребление услуг связи. Что это за информация? Тарифы, стоимость минуты звонка в зависимости от направления (междугородняя и международная связь), стоимость интернет-трафика, стоимость подключенных ТВ-каналов и так далее. Кроме того, биллинг должен учитывать индивидуальные и общие скидки, акции, временное приостановление услуг по желанию абонента, налоговые начисления, дополнительные начисления и многое другое, что определяет для своего бизнеса оператор связи. Помимо этой информации, в биллинг поступают первичные тарификационные данные – информация обо всех звонках, совершаемых абонентами этого оператора связи и об объеме интернет-трафика. На основании всех этих данных биллинговая система рассчитывает стоимость своих услуг за расчетный период для каждого клиента и выставляет платежные документы.
Информационное обслуживание
Биллинговая система должна иметь удобный интерфейс для заведения и мониторинга всей необходимой информации: тарифы и тарифные планы, пакеты, опции, скидки, стоимость звонков в зависимости от направления и т.д.; уметь составлять отчеты; иметь возможность взаимодействовать с абонентами – рассылать документы, управлять событиями уведомления абонентами и многое другое.
Финансовое обслуживание
Автоматизированная система расчетов должна не только уметь корректно выставлять счета абонентам, но и обрабатывать поступившие платежи, разносить их по выставленным счетам, управлять дебиторской задолженностью абонентов, при необходимости взаимодействовать с бухгалтерскими программами.
В биллинговую систему заводится информация, на основании которой за определенный период обслуживания (как правило, расчетный период составляет один календарный месяц) оператор связи выставляет счет абоненту за потребление услуг связи. Что это за информация? Тарифы, стоимость минуты звонка в зависимости от направления (междугородняя и международная связь), стоимость интернет-трафика, стоимость подключенных ТВ-каналов и так далее. Кроме того, биллинг должен учитывать индивидуальные и общие скидки, акции, временное приостановление услуг по желанию абонента, налоговые начисления, дополнительные начисления и многое другое, что определяет для своего бизнеса оператор связи. Помимо этой информации, в биллинг поступают первичные тарификационные данные – информация обо всех звонках, совершаемых абонентами этого оператора связи и об объеме интернет-трафика. На основании всех этих данных биллинговая система рассчитывает стоимость своих услуг за расчетный период для каждого клиента и выставляет платежные документы.
Биллинговая система должна иметь удобный интерфейс для заведения и мониторинга всей необходимой информации: тарифы и тарифные планы, пакеты, опции, скидки, стоимость звонков в зависимости от направления и т.д.; уметь составлять отчеты; иметь возможность взаимодействовать с абонентами – рассылать документы, управлять событиями уведомления абонентами и многое другое.
Автоматизированная система расчетов должна не только уметь корректно выставлять счета абонентам, но и обрабатывать поступившие платежи, разносить их по выставленным счетам, управлять дебиторской задолженностью абонентов, при необходимости взаимодействовать с бухгалтерскими программами.
Это основные функции, которые должна уметь выполнять автоматизированная система расчетов.
Однако сейчас появляется все больше операторов связи, которые хотят обеспечить своим сотрудникам удобную работу с биллингом, взаимодействие разных отделов через единую систему, прозрачные расчеты с другими операторами связи, а своим абонентам не только качественную связь, но и дополнительные услуги, удобный личный кабинет, доступные варианты оплаты, индивидуальный подход и легкую коммуникацию с операторами.
Все эти требования, а также многие другие пожелания, легко обеспечиваются автоматизированной системой расчетов (АСР) Platex® — универсальной масштабируемой системой высшего функционального уровня. Она обеспечивает единое управление всеми бизнес-процессами между абонентами и операторами, независимо от типа услуг, технологии их предоставления, схемы тарификации, методов оплаты. Линейка продуктов, разработанная нашей компанией, дает возможность приобрести биллинговую систему и расширить ее функциональность, в случае необходимости, дополнительными модулями АСР Platex®. Кроме того, многофункциональная система комплексной автоматизации бизнес-процессов оператора связи, построенная на основе ядра программных продуктов линейки Platex®, позволит решить задачи, выходящие за рамки функциональности обычных биллинговых систем.
АСР Platex® совместима с продуктами компании «1С», интегрируется с различными платежными системами, соответствует всем требованиям государственных регулирующих органов, сертифицирована для применения в сетях электросвязи емкостью до 2,5 млн. абонентов.
Биллинг
Для современной телекоммуникационной компании биллинговая система является жизненно необходимым элементом ИТ-инфраструктуры — ее гибкость и жизнеспособность обеспечивают текущую деятельность и развитие бизнеса в условиях жесткой конкуренции и постоянно совершенствующихся технологий.
Каталог Биллинговые системы и проекты доступен на TAdviser
Содержание
Биллинговая система — программный комплекс, осуществляющий учет объема потребляемых абонентами услуг, расчет и списание денежных средств в соответствии с тарифами компании.
Биллинг — процесс определения стоимости услуг. Понятие «биллинг» традиционно связывают с отраслью связи.
Функции и возможности биллинговых систем
Биллинговые системы предоставляют широкие возможности по:
Конвергентные биллинговые системы, позволяющие учитывать в единой системе предоставление разнородных услуг и разных видов оплаты, обеспечивают дополнительные конкурентные преимущества в рыночных условиях.
На данный момент, стандартными для конвергентных биллингов являются следующие возможности:
Таким образом, можно сказать, что конвергентный биллинг является технологической основой для управления доходностью услуг и развития клиентоориентированного подхода, которому сейчас уделяется особое внимание. Дополнительные преимущества по повышению лояльности клиентов биллинговые системы приобретают при интеграции с CRM-системами и портальными решениями.
Важным аспектом внедрения любой биллинговой системы является ее интеграция с:
Поставщики
Роль биллинга в формировании тарифных линеек
По данным глобального исследования Amdocs и Heavy Reading,оператором связи необходимо интегрировать системы биллинга и управления политиками для формирования новых ценовых стратегий в сервисах передачи данных.
По его словам, именно поэтому интеграция биллинга с решениями для управления ценовыми политиками сейчас очень актуальна. При этом операторы ищут готовые решения, поскольку попытки интегрировать эти системы воедино силами внутренних департаментов зачастую терпят неудачу и требуют лишних затрат.
Так, в ходе исследования 83% респондентов заявили, что их департаменты маркетинга просят ИТ-отделы о возможности создания инновационных тарифов для сервисов передачи данных. Более 90% заявили, что они хотят разрабатывать тарифы для различных направлений бизнеса, типов клиентов и методов оплаты. Кроме того, 86% поставщиков телекоммуникационных услуг планируют запустить тарифы различных классов, а 82% планируют создать специальные тарифы для различных устройств. При этом 67%готовят «семейные» тарифные планы.
85% респондентов уверены в необходимости интеграции систем биллинга и управления политиками. Эта интеграция позволит поставщикам услуг предложить своим абонентам тарифы, отвечающие их потребностям, зависящие от типа устройств, сетевого статуса, клиентской информации и других параметров.
ИТ-департаменты считают эту задачу сложной. 80% опрошенных не уверены в том, что имеющиеся у них системы управления политиками смогут обработать новые правила, имеющие отношение к сетям (например, управление шириной канала) и потреблению (методы оплаты, лимиты на трафик). 10% уже пробовали интегрировать биллинг и управление политиками и потерпели неудачу.
В Amdocs отмечают, что новые сервисы должны быть простыми и интуитивно понятными для обычных абонентов. Помочь в этом могут ценовые стратегии, основанные на объеме потребления. Например, сервис по показу фильмов онлайн, должен заранее учитывать объем трафика и необходимую скорость для комфортного просмотра, за который клиенты будут готовы платить больше.
Проблемы использования биллинговых систем
Сегодняшние автоматизированные системы расчетов за услуги связи препятствуют развитию новых коммуникационных сервисов. Такого мнения придерживаются 92% из 50 менеджеров высшего звена крупных коммуникационных и медийных компаний Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока, принявших участие в телефонном опросе компании Accenture. При этом практически каждый второй респондент рассматривает биллинг в качестве основного барьера для запуска новых продуктов и услуг.
Главными причинами недовольства служат недостаточная точность расчетов, сложности биллинга конвергентных услуг и плохая масштабируемость сетей в свете растущих объемов передаваемых данных. 70% опрошенных считают свои биллинговые системы не отвечающими требованиям рынка, ведь на переконфигурирование платежных возможностей 84% принявших участие в исследовании операторов вынуждены тратить от двух месяцев. Те же 70% сетуют на недостаточную интеграцию биллинга с другими корпоративными системами, в частности, CRM.
Необходимым (но очевидно, недостаточным) условием роста прибыльности бизнеса в условиях растущей конкуренции на рынке услуг операторов связи 60% респондентов назвали конвергентный биллинг – систему единого расчета за все предоставленные услуги. Прежде всего, это касается предоставляемых услуг в рамках концепций triple-play и quad-play. При этом 79% опрошенных считают, что счета должны формироваться в режиме реального времени.
Предполагается, что системы биллинга следующего поколения в ближайшие два-три года развяжут руки прогрессивным операторам. Они получат возможность предлагать продукты и услуги для разных целевых групп (80%), внедрять новые возможности для поддержки запуска продуктов и услуг (72%). С некоторым отрывом по степени важности идут качество биллинга и его производительность – 62% и 55% соответственно.
Закономерно внедрение новых технологий залогом роста в ближайшие два-три года считают, в первую очередь, операторы связи на развивающихся рынках, к которым относится и Россия. Если на зрелых рынках только 48% респондентов инвестируют или намерены инвестировать в комплексные решения для биллинговых систем, то на развивающихся – все 88%.
Автоматизация расчетов
Источники
Актуальна сейчас тема биллинга и для энергосбытовых компаний, переходящих к рыночным схемам работы с потребителями электроэнергии.
Что такое биллинг?
Работа телекоммуникационных операторов невозможна без особой бухгалтерской системы, позволяющей быстро, корректно и в автоматическом режиме пересчитывать и обновлять информацию о состоянии абонентских счетов.
Биллинговая система (БС) – это специальное программное и аппаратное обеспечение, хранящее информацию о каждом клиенте и тарифах, рассчитывающее стоимость услуг для абонентов и производящее операции по взаиморасчетам с агентами, предоставляющими услуги самому оператору.
Совокупность всех цикличных операций, продуцируемых программой, называется биллингом. Подобный «софт» используется не только операторами сотовой связи. С его помощью интернет-провайдеры выставляют счета и ведут учет объемов трафика. Благодаря биллинговой системе можно провести анализ показателей в стационарной телефонии, например, направление и продолжительность звонков. Представители операторов IP-телефонии также являются пользователями биллингового ПО.
Биллинговые системы создаются на основе многофункциональных систем управления базами данных. Наиболее часто используемыми СУБД являются Oracle, Informix и Sybase. Последние две рассчитаны на работу с большими объемами информации и могут быть взяты за основу для БС для транснациональных операторов мобильной связи. Среди телекоммуникационных операторов наиболее популярны БС CBOSS, BIS, Bill-2000-prepaid, Flagship и Arbor.
Сущность и качества БС, востребованных среди операторов сотовой связи
Биллинговые системы часто носят другие названия, полностью отражающие их суть:
Независимо от используемой аббревиатуры БС должна обладать рядом ключевых качеств, обеспечивающих слаженную бесперебойную работу оператора связи и взаимодействие со всеми абонентами в режиме реального времени.
Настраиваемость
Возможность внедрения дополнительных настроек дает возможность расширить возможности системы и обеспечить решение большего количества задач.
Гибкость
Пластичность и гибкость используемой биллинговой системы позволяет ей быстро подстраиваться под потребности оператора в конкретный период времени, обеспечивая осуществление сиюминутных запросов телекоммуникационного поставщика услуг.
Открытость
Исходный код программного продукта должен быть доступен оператору. Подобная открытость дает возможность пользователю самостоятельно обслуживать систему, модернизировать ее, подстраивая под свои нужды, и не зависеть от разработчика.
Модульность построения системы
Использование модулей, специализированных независимых друг от друга подсистем, позволяет упростить тестирование программы и строго разделить задачи, решением которых будет заниматься БС. Функционирование каждого блока программы будет максимально автономным. Так, например, частью биллинговой системы могут быть подсистема оповещения абонентов или предварительной обработки данных, модуль оперативного управления биллингом.
Масштабируемость
Рост абонентской базы, увеличение спектра предоставляемых услуг не должны повлечь за собой потребность в доработке программной части биллинговой системы. Расширение ее возможностей должно осуществляться за счет модернизации аппаратной части БС. При этом сама СУБД должна интегрироваться с различными платформами для многопроцессорного и бесперебойного режима работы.
Надежность
Одно из ведущих качеств БС, как и любых других «софт»-продуктов. Его уровень определяется надежностью технологий и СУБД, а также соблюдением стандартов, которые использовались при разработке системы.
Мультиязычность и мультивалютность
Возможность устанавливать различные языки и работать с несколькими валютами дает возможность взаимодействовать с операторами других стран, работая на мультинациональном уровне.
Оптимизация биллинга
Самостоятельное улучшение БС оператором – важное качество, позволяющее расширить потенциал системы и увеличить число решаемых задач. Оптимизация неотрывно связана с открытостью и невозможна без прозрачности действий разработчика. К дополнительным полезным качествам биллинговой системы относятся отложенный и горячий биллинг. В первом случае расчеты производятся после завершения состоявшихся звонков, во втором – непосредственно в процессе разговора, а новый соответствующий реальной действительности баланс счета становится доступным сразу после окончания звонка. Постинг биллинга как дополнительная особенность бухгалтерской системы для оператора сотовой связи позволяет фиксировать результаты расчета и делать их доступными для абонентов, например, благодаря рассылке.
Возможности современных БС для операторов связи
Одной из ведущих задач биллинговой системы является автоматизация корректных расчетов с клиентами от момента заключения договора до выписки со счетов. Но на этом функционал АСР не завершает свое многообразие. Современные БС не ограничивают абонентов в самообслуживании благодаря подсистемам автоматического сбора данных и автоматизации услуг. Благодаря им может быть произведено подключение или оплата услуги через Интернет.
Отображение обновленного баланса после совершения звонка, использование кредитной системы или предоставление услуг по предоплате, постоянный подсчет остатка на счету абонента и уведомление пользователя о необходимости внести средства являются ведущими возможностями БС. Однако случаются и технические неполадки внутри БС. Чаще всего они отображаются в несправедливом списании незначительных сумм денежных средств со счета абонента либо в предоставлении устаревшей информации по балансу клиента.
Биллинговые системы: функции и структура АСР
Организация биллинговых процессов достаточно проста, если не учитывать поддержку некоторых сложных операций, например, роуминга. Коммутатор записывает и обрабатывает данные о соединениях абонента, передавая их в расчетную систему, которая оперирует тарифами и нормативами. Расчетная система формирует абонентский счет, опираясь и на дополнительную информацию:
Обеспечение контроля и автоматизации оплаты гарантирует и база данных с историей платежей клиента. Благодаря сведениям из этого самостоятельного модуля осуществляется активация и деактивация абонентов. Функции служат своеобразной защитой, ведь услугами могут пользоваться лишь те клиенты, которые за них платят.
Спектр функциональных возможностей БС позволяет разделить их на три категории:
Разработчики БС ориентируются на потребности определенного оператора, при ее создании учитывается бизнес-процесс конкретного предприятия с его оборудованием, технологическим циклом предоставления услуг связи. При этом любая биллинговая система сохраняет и унифицированный функционал, присущий любой АСР для телекоммуникационных операторов всех категорий.
Предварительный анализ и обработка базовой информации
К подобным операциям можно отнести любые запросы к коммутатору: получение данных о соединениях и предоставленных услугах.
Управление сетевым оборудованием
Указанные операции включают активацию или блокировку абонентов, изменение условий тарификации и подписки пользователей, находящихся в СУБД оператора.
Базовые функции СУБД:
Гибкость и модульность системы телекоммуникационного оператора обеспечивают бесперебойную работу каждого конкретного звена в технологической цепи обслуживания абонентов. Биллинг включает в себя три ключевые подсистемы.
Модуль предварительной обработки данных
В этом приложении происходит сбор и анализ информации о соединениях абонента, определяется тип услуги и параметры используемого трафика: источник и направление звонков, условия роуминга, взаиморасчеты с дилерами услуг связи. Ключом модуля является декодер исходной информации о соединениях. Наиболее сложной среди всех выполняемых операций в этом модуле является роуминг. Это связано с необходимостью конвертации записей всех форматов от разных коммутаторов из БС в формат, используемый в конкретной биллинговой системе. При этом должны быть учтены все стандарты передачи данных.
Для этого создаются служебные таблицы, материалом для которых служат тарифицированные записи о соединениях между задействованными операторами. После остальные модули используют собранную и систематизированную в таблицах информацию для произведения расчетов с абонентами, формирования отчетов и проведения взаиморасчетов с другими телекоммуникационными операторами. Применение своеобразных «интеллектуальных систем» внутри БС дает возможность обрабатывать разные виды услуг, выставляя счет в удобном и для абонента, и для оператора формате.
Модуль оперативного управления биллингом
Подключение или блокировка конкретной услуги в автоматическом режиме или при помощи обращения к оператору происходят именно благодаря этой подсистеме. Коммутатор изменяет подписку абонента по запросу клиента или при необходимости оператора. Так, например, осуществляется активация дополнительных услуг голосовой почты после заявки клиента.
Модуль оповещения абонентов
Голосовые, текстовые и другие сообщения от оператора его абонентам – важная составляющая биллинга. Основой для формирования оповещения также является информация из СУБД. Подобное деление БС на функциональные модули является классическим примером АСР, но не считается единственным возможным для всех биллинговых систем.
Биллинг и история формирования его мировых стандартов
Необходимость осуществления взаимодействия между разными операторами мобильной связи послужила началом для выработки определенных стандартов биллинга. Формирование общих норм нужно, например, при поддержке роуминга.
Стандарты биллинга делятся на три международные группы. Так, в 1998 году американским институтом стандартов ANSI был разработан и утвержден стандарт ANSI 124. Его дальнейшее развитие и усовершенствование для новых потребностей операторов и их абонентов полностью зависит от ассоциации TIA. Компания CIBERNET также занялась уточнением и делением бизнес-процессов, происходящих при передаче сообщений внутри этого стандарта. Рабочей группой компании была сформулирована новая категория стандартов NSDP-B&S. Спецификации этого класса подразумевают полное соответствие всех процессов, осуществляемых операторами, и информации, которая передается во время операций по обмену данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.
С 1998 года и по настоящее время CIBERNET совместно со своим комитетом CAC-IS поддерживает биллинговый стандарт CIBER, который является первым североамериканским стандартом биллинга. Под эгидой CAC-IS объединены разработчики БС и телекоммуникационные операторы, благодаря чему обеспечено продуктивное взаимодействие создателей и непосредственных пользователей биллинговых систем. CIBER применяется в сотовых сетях стандарта AMPS. В Европе же был сформирован стандарт ТАР, который используется с 1992 года. Курирование норматива осуществляется рабочей группой TADIG. Действующие телекоммуникационные европейские операторы используют вторую спецификацию стандарта ТАР2, хотя уже сформулирована и утверждена и третья версия. Спецификация TD.27, известная и как NAGTAP2, является модификацией ТАР2 и применяется на территории США с 1995 года.