Бифидобактерии актирегуларис что это
Бифидобактерии: незримые стражи организма
Классификация бифидобактерий.
Что нам известно о бифидобактериях? Зачастую ничего, кроме самого названия да почерпнутых из телерекламы отрывочных сведений об их полезности для человеческого организма, которые хотя и правдивы, но все же поверхностны.
Чтобы восполнить эти информационные пробелы, рассмотрим, какие же существуют штаммы этих микроорганизмов, узнаем об их функциях, роли в пищеварении и обмене веществ, влиянии на иммунитет, а также о том, по отношению к каким микроорганизмам они являются антагонистами и многое другое.
Бифидобактерии (лат. Bifidobacterium) относятся к роду грамположительных анаэробных бактерий. Название происходит от латинского bifidus – «разделённый надвое» и бактерии. Представляют собой не образующие спор слегка изогнутые палочки длиной от 2 до 5 мкм, иной раз на концах с раздвоением, утончением или утолщением в виде шаровидных вздутий. Из всех бактерий именно они обладают наиболее значительным представительством в организме человека. В период молочного вскармливания составляют 80-90% нормальной кишечной флоры детей. Большая их часть находится в толстой кишке, является основой ее пристеночной и полостной микрофлоры. Располагаются их клетки одиночно, парами, V-образно, а иногда в виде цепочек или розеток. С их участием подавляются популяции гнилостных и болезнетворных микробов.
В настоящее время выделено (идентифицировано) 24 штамма бифидобактерий. Наиболее изучены B. bifidum, B. adolescentis, B. breve, B. longum, B. infantis, B. pseudolongum, B. thermophilum и др. Из них повышенное внимание исследователей привлекли следующие виды: B. infantis, B. longum, B. bifidum, так как именно они из всех названных чаще всего доминируют в кишечнике детей, находящихся на грудном вскармливании. Подробнее
Функции бифидобактерий.
Этими маленькие клетки наряду с остальными представителями полезной микрофлоры кишечника выполняются либо регулируются многочисленные функции человеческого организма. В процессе своей жизнедеятельности ими образуются органические кислоты, способствующие установлению нормальной кишечной среды.
Бифидобактерии имеют выраженный микробный антагонизм. Они препятствуют развитию патогенной, условно-патогенной, гнилостной и способствующей метеоризму вредной микрофлоры кишечника, что является значительным фактором защиты организма – особенно в раннем возрасте! – от развития инфекций и в целом патологических процессов в кишечнике. Вместе с другими полезными кишечными микроорганизмами они принимают активное и непосредственное участие в пищеварении и всасывании. Способствуют ферментативному переваривания пищи, поскольку с их помощью усиливается гидролиз белков, сбраживаются углеводы, а также омыляются жиры, растворяется клетчатка. Кроме этого, стимулируется перистальтика кишечника, что способствует эвакуации его содержимого без каких-либо проблем.
В их активе и участие в синтезе и всасывании витаминов – в частности, группы В, витамина К, фолиевой и никотиновой кислот. Бифидобактерии благоприятствуют синтезу незаменимых аминокислот, с их участием лучше усваиваются соли кальция, витамин D. Антианемическое, антирахитическое и антиаллергическое действия также характерны для этих полезных микроорганизмов.
Еще одна важная функция бифидобактерий – участие в иммунологических реакциях организма (то есть, они укрепляют иммунитет). Стимулируют лимфатическую систему, синтез иммуноглобулинов. Благодаря их участию возрастает активность лизоцима и уменьшается проницаемость сосудистых тканевых барьеров для токсических продуктов жизнедеятельности патогенных и условно-патогенных организмов.
Когда нет дисбактериоза, присутствующие в кишечнике бифидобактерии активно продуцируют уксусную и молочную кислоты, снижают рН. Молочная кислота ингибирует развитие патогенной, газообразующей и гнилостной флоры, стимулируя, наоборот, рост полезных микроорганизмов. Кроме этого, улучшается всасываемость нутриентов, стимулируются секреторная функция пищеварительных желез и перистальтика кишечника. Изменение рН-среды (в кислую сторону) имеет антибактериальное действие. Доказано, что молочнокислые бактерии снижают частоту возникновения сальмонеллеза, а также могут воздействовать на возбудителя туберкулеза, стафилококков и другие микроорганизмы. Восстанавливают нормальный баланс микрофлоры кишечника после массированной антибиотикотерапии.
Когда же рост и развитие бифидобактерий по каким-то причинам недостаточны, а присутствие в кишечнике снижено, наступают обратные процессы: активизируется паразитарная микрофлора, всасываемость нутриентов снижается, ухудшается перистальтика кишечника, возникают запоры либо диарея, повышаются риски кишечных инфекций. Дисбактериоз, если его не устранять, приводит к таким недугам как аллергия, гастрит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка. При нем снижаются иммунные реакции организма, возникает повышенная утомляемость и снижается интеллектуальная деятельность.
Для профилактики дисбактериоза человеку необходимо регулярно принимать в пищу продукты с бифидобактериями, — а это, прежде всего, кисломолочные продукты (например, кефир). О пользе последних говорит то, что они усваиваются организмом практически полностью, в то время как молоко всего на 32 %. Но, если микрофлора уже нарушена, для более быстрого и выраженного эффекта принимать препараты, содержащие большее количество бифидобактерий (пробиотики), желательно в форме жидкости — когда бактерии в ней находятся в активном состоянии, и, к тому же, содержат продукты жизнедеятельности бифидобактерий.
Польза бифидобактерий
Какую же конкретно пользу приносят организму такие продукты? Благодаря содержащимся в них бифидобактериям, в организме уменьшаются аллергические реакции, укрепляется иммунитет, снижаются уровень холестерина в крови и риск возникновения злокачественных новообразований и т.д. Факт: уже через несколько недель употребления в пищу кисломолочных продуктов или препаратов —
пробиотиков прекращаются процессы самоотравления организма и гнилостные процессы в кишечнике, начинает восстанавливаться нормальная работа печени и почек.
Множество людей в современном мире страдают избыточным весом и ожирением различных степеней, к которым приводит нездоровое пищевое поведение, злоупотребление сладким и мучным. Отчаявшимся похудеть людям на помощь придут те самые бифидобактерии, которые содержатся в кисломолочных продуктах. Так, употребление такими пациентами кефира эффективно вдвойне: как мочегонное средство, он способствует выведению из организма худеющего лишней жидкости, а как содержащий полезную микрофлору – очищению кишечника и ускорению метаболизма. Кефир используется при так называемых монодиетах (кефирная диета), а также в качестве продукта, употребляемого в разгрузочные дни, являющимися составными частями других распространенных диет.
Многие наверняка думают, что бифидобактерии живут исключительно в организме человека. На самом деле это не так. Встречаются они и у теплокровных животных. Особенно большую значимость имеют для новорожденных животных, активно участвуя в формировании их иммунного статуса. С момента появления животного на свет, бифидобактерии с представителями другой полезной микрофлоры стимулируют работу лимфатической системы, участвуют в формировании общего пула иммуноглобулинов, образуют неспецифическую защиту.
Как рождается йогурт Активиа
Первый в мире современный йогурт вышел в свет из «кухонь» Danone в 1919 году.
На протяжении веков йогурты традиционно ферментировались в условиях кислой среды при температуре 43 °C. Идеальные условия для других бактерий, но не для бифидобактерий ActiRegularis — эксклюзивных пробиотических бактерий, которые помогают поддерживать комфортное пищеварение. Этот живой пробиотик работает максимально эффективно при температуре идентичной температуре тела и, как и мы, предпочитает более прохладный и не слишком кислый йогурт.
Таким образом, чтобы сохранить эксклюзивные бактерии живыми, мы должны были найти новый способ заквашивать (ферментировать) молоко.
Ферментация — это процесс, когда бактерии, дрожжи или другие микроорганизмы расщепляют сахара, углеводы и производят различные кислоты, газы или спирт.
Вот как это происходит у нас:
Свежее молоко
Молоко бережно доставляется от наших фермеров. Пастеризуется и проходит все этапы проверки, после которых мы можем быть точно уверены в его неизменном качестве и сливочном вкусе.
Немного бактерий
В молоко мы добавляем наш пробиотический штамм — бифидобактерии Actiregularis и четыре заквасочных штамма. Мы специально отобрали эти 5 штаммов, включая наши любимые пробиотики, для заботы о кишечнике, чтобы превратить свежее молоко в полезный йогурт.
Поднимаем температуру
Мы нагреваем молоко до 37 °С — бактерии начинают питаться лактозой.
Рост бактерий и первые трансформации
В таких благоприятных условиях бактерии размножаются, выделяя молочную кислоту, которая снижает pH молока, превращая его в гладкую и кремовую Активиа.
С момента превращения свежего молока во вкусный пробиотический йогурт или творожно-йогуртную Активиа проходит около 24 часов.
Чем полезны продукты Активиа
Кисломолочные продукты – наиболее естественный способ обогатить организм пробиотиками.
Пробиотики — это живые микроорганизмы, в том числе и бактерии самых разных форм и размеров, которые необходимы нам для поддержания здоровья кишечника, а значит, и всего организма в целом.
А пребиотики — это пища для полезных бактерий кишечника, которые в совокупности с пробиотиками приносят пользу микрофлоре кишечника.
Почему организму нужны пробиотики?
Наше тело является домом для 100 триллионов бактерий, и поддержание их баланса необходимо для нашего здоровья и хорошего самочувствия.
На каждую клетку нашего тела приходится от 1 до 3 микробов.
Их несколько тысяч различных видов.
Они составляют от 1 до 3 кг от общего веса.
Мы можем помочь своему организму поддерживать оптимальный баланс разнообразных бактерий, употребляя в пищу пробиотические йогурты Активиа.
В составе Активиа миллиарды активных пробиотиков, которые выживают в кислой среде желудка вплоть до попадания в кишечник, где они встречаются с бактериями вашей кишечной микробиоты.
Микробиота — все микроорганизмы, которые естественно существуют в определенной среде. Они могут быть в вашем теле, в кишечнике. У животных и растений тоже своя микробиота.
В продуктах Активиа мы используем лучшее из того, что дала нам природа. В частности, пробиотики, которые способствуют комфортному пищеварению.
Что делает наш продукт таким уникальным?
Бифидобактерии ActiRegularis®, как и Активиа, имеют многолетнюю историю. Наши ученые начали исследовать взаимосвязь между этими пробиотическими бактериями и здоровьем кишечника задолго до того, как это стало популярным. Поддержание комфортного пищеварения – это то, на чем мы фокусируемся в работе Активиа уже на протяжении 30 лет.
Бифидобактерии ActiRegularis® выносливы. Наши бифидобактерии выживают на протяжении всего путешествия по пищеварительной системе к кишечнику. В процессе сквашивания наших йогуртов мы тщательно следим за тем, чтобы в каждом продукте содержались миллиарды живых пробиотиков. Это необходимо для того, чтобы, достигнув цели, они помогли вам поддержать легкость и комфорт изнутри.
Наши бифидобактерии исчисляются миллиардами. В 100 граммах Активиа содержится более 3,4 миллиардов пробиотиков – бифидобактерий ActiRegularis®. Таким образом, одна баночка классического йогурта Активиа (150 г) содержит более 5 млрд пробиотиков, а питьевой йогурт (260 г) – около 9 млрд.
Заряжаясь пробиотиками каждый день, вы помогаете своему организму поддержать оптимальный баланс полезных бифидобактерий, что в результате дает вам чувство легкости и комфорта изнутри.
Кому полезны продукты Активиа
Наши продукты с пробиотиками полезны в любом возрасте: подросткам, взрослым, молодым мамам и людям пожилого возраста. Бактерии в наших йогуртах расщепляют лактозу, благодаря чему она легче переваривается.
Активиа производит более 1 000 различных продуктов, которые продаются в более чем 70 странах на 5 континентах*
*По данным социологической компании Nielsen, 2018. Не учитывая частные торговые марки.
Забота о здоровье кишечника – ключ к хорошему настроению
Состав кишечной микробиоты каждого из нас столь же уникален, как и отпечаток пальца.
Пищеварительная система имеет нервную систему, которая состоит из 100 миллионов нейронов.
Нервную систему кишечника еще называют «вторым мозгом», который постоянно сообщает о своем состоянии в мозг человека.
Бабочки в животе? Дискомфорт? Это и есть процесс общения кишечника с мозгом.
Таким образом, неприятные ощущения внутри могут отразиться на общем самочувствии и настроении.
Забота о здоровье кишечника — ключ к хорошему настроению. 95% серотонина в нашем теле вырабатывается именно в кишечнике.
Actiregularis (Bifidobacterium animalis subsp. lactis)
Пробиотик Actiregularis – коммерческое название одного из видов Bifidobacterium. А именно – Bifidobacterium animalis subsp. lactis.
На некоторых йогуртах можно увидеть отметку о наличии пробиотиков Actiregularis. Реклама убеждает, что эти полезные бактерии помогут пищеварению, поддержат баланс кишечной микрофлоры, укрепят иммунитет, помогут похудеть и тому подобное. Но о каком именно пробиотике идет речь?
Дело в том, что название «Bifidus Actiregularis» или «Bifidus Regularis» является коммерческим. На самом деле, под таким маркетинговым ходом подразумевается пробиотическая бактерия Bifidobacterium animalis. Если точнее – Bifidobacterium animalis subsp. lactis.
Она – одна из важнейших среди бифидобактерий, которые являются частью нормальной микрофлоры нашего кишечника (ЖКТ).
Bifidobacterium является доминирующим родом, который считается полезным для человека. ЖКТ здоровых новорожденных детей, как правило, колонизируется бифидобактериями в течение первых дней жизни. При этом, особенно активен этот процесс у младенцев, находящихся на грудном вскармливании.
Bifidobacterium animalis subsp. lactis известен своей способностью хорошо выживать в молочных продуктах. Возможно, именно поэтому он избирается отдельными производителями как дополнительный источник полезных бактерий в уже упомянутых йогуртах.
Кроме того, эта бактерия, хорошо переносит действие желудочного сока, в том числе – солей и желчной кислоты, и легко закрепляется на слизистой оболочке кишечника.
Научные данные свидетельствуют, что этот вид также может производить аминокислоты, ионы магния, внеклеточные белки, в том числе – белки, которые могут взаимодействовать с клетками кишечника. А еще – соединяться с молекулами коллагена и влиять на местный иммунитет ЖКТ.
Какие преимущества Actiregularis?
Одним из штаммов Bifidobacterium, который добавляют в йогурты с пометкой Actiregularis, является штамм B. animalis subsp. lactis DN-173010.
Когда этот штамм был выделен, считалось, что он является членом вида Bifidobacterium bifidum. Затем его переквалифицировали в Bifidobacterium animalis, а позже – в конце концов, – в B. animalis subsp. lactis. Но и это не все. Было решено, что этот штамм не соответствует критериям подвида и его так и оставили отдельным штаммом.
Реклама утверждает, что эта пробиотическая бактерия выживает при прохождении через пищеварительную систему и достигает кишечника в достаточном количестве, чтобы положительно влиять на ЖКТ.
Действительно, научные данные подтверждают некоторые эти утверждения. С другой стороны, следует отметить, что некоторые исследования проводились в сотрудничестве с представителями компании-производителя йогуртов. Одно из таких исследований, которое проводилось в Англии, показало, что ежедневное (в течение четырех недель) употребление йогурта, обогащенного Bifidobacterium lactis, облегчает симптомы синдрома раздраженного кишечника. В частности, люди, которые регулярно употребляли йогурт с пробиотиком, отметили значительное уменьшение вздутия живота и дискомфорта в желудке.
Другое, французское, исследование показало, что женщины, которые регулярно употребляли ферментированный Bifidobacterium lactis молочный продукт, заявили о более комфортных пищеварительных процессах.
Еще одно исследование показало сокращение времени прохождения пищи толстой кишкой у пациенток, принимавших этот пробиотик.
А исследования на мышах показало уменьшение воспаления кишечника у большинства животных, которые употребляли кисломолочный продукт, содержащий пробиотики Bifidobacterium animalis subsp. lactis DN-173010 (B. lactis), Streptococcus thermophilus, два штамма Lactobacillus delbrueckii subsp. bulgaricus, и Lactococcus lactis subsp. cremoris. Это же исследование показало, что потребление кисломолочного продукта, содержащего B. lactis, создает неблагоприятную среду для патогенных энтеробактерий.
Также считается, что пробиотик Bifidobacterium может помогать:
Также отдельные данные указывают на то, что в случае постоянного употребления пробиотика уменьшается количество потенциально патогенной флоры, улучшаются симптомы коллагенового колита и могут уменьшаться количество респираторных инфекций у детей до 8 месячного возраста
Как принимать пробиотики
Для того, чтобы пробиотики начали работать, их количество должна быть достаточным. Например, Американская академия семейных врачей предлагает дозу от 10 до 20 млрд колониеобразующих единиц в день для взрослых, и от 5 до 10 млрд единиц – для детей. Если вы употребляете пробиотики в виде специальных таблетированных добавок, следуйте их условиям хранения, указанным на упаковке.
Bifidobacterium, в общем, считается безопасным пробиотиком, разрешенным даже для младенцев. Впрочем, от приема пробиотиков лучше воздержаться людям с синдромом короткой кишки и ослабленной иммунной системой. Также не стоит давать пробиотики недоношенным детям.
Если у вас или вашего ребенка после приема пробиотика появляются сильные боли в животе или ненормальный стул, немедленно обратитесь к врачу.
Йогурт «Активия» рекламируется по телевидению в разных странах, включая Россию. И лейтмотив рекламы везде один: в йогурте будто бы есть некие уникальные бифидобактерии ActiRegularis, которые улучшают пищеварение и выводят из организма вредные вещества. В Америке не так давно компания Danone согласилась добровольно выплатить всем гражданам, которые обратятся в представительство компании с жалобами на несоответствие рекламы и продукта, до 100 долларов. Для этого был специально создан денежный фонд в 35 миллионов долларов. Решение о выплатах было принято после того, как семь покупателей подали иски в суд. В них утверждалось, что реклама «Активии» не соответствует действительности. Не желая разбирательства, Danone решила уладить спор в досудебном порядке (текст мирового соглашения компании Danone с истцами смотрите здесь). В России всем этим фактам никто не придает значения. Даже ФАС РФ, в задачи которой входит контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
Согласитесь, получается любопытная картина: одна и та же компания выпускает по всему миру по единой технологии один и тот же продукт — йогурт «Активия», одинаково его рекламирует, но в одних странах рекламу считают правдивой, а в других, в частности, в США, совсем наоборот. И приводят убедительные тому доказательства.
В идентичности рекламы вы можете убедиться сами, посмотрев ролики:
Не логично ли предположить, что всем другим странам, где выпускается и продается этот йогурт, следует вслед за Америкой насторожиться и проверить рекламу «Активии». Как нам удалось выяснить, в России этого не делали. Почему же? В нашей стране свято верят в существование пробиотических бактерий и в их чудесное воздействие на организм? Или эти бактерии в российских йогуртах Danone гораздо лучше, чем в американских или английских?
Пытаясь выяснить, почему ФАС России не инициировала проверку, мы провели свое небольшое расследование.
Чем так напугали американские граждане Danone?
Тем, что сумели получить и зафиксировать доказательства: йогурт «Активия» (как и другие молочные продукты компании Danone) не полезнее, чем молочные продукты других производителей. «Активия» не приводит к улучшению работы пищеварительной системы, а следовательно, реклама врет.
Чтобы доказать это, семеро граждан инициировали клиническое испытание. Люди регулярно употребляли йогурт «Активия» и периодически проходили обследование, сдавали анализы. Никаких сколько-нибудь заметных улучшений в работе пищеварительной системы зафиксировать не удалось.
Граждане составили иск и, подкрепив к нему результаты испытаний, направили в Федеральный суд Северного округа Огайо.
В принципе Danone было что сказать на суде
Специалисты компании подготовили к суду внушительный пакет документов (объемом более 1 миллиона страниц!), якобы подтверждающих, что в рекламе все — правда. На официальном сайте компании тоже можно найти информацию об уникальной культуре пробиотик (Bifidobacterium lactis DN-173 010), будто содержащейся в продукции компании Danone.
И все же компания не стала доводить дело до разбирательства в суде и решила все миром.
Хотя в США обошлось без судебного разбирательства, Danone фактически признала, что лукавила
Компания согласилась добровольно в досудебном порядке урегулировать спор и выплатить компенсацию не только истцам, но и другим гражданам, которые выразят недовольство по поводу расхождения утверждений о продукте в рекламе с его реальными качествами. Размер денежного фонда, созданного для этих целей, очень внушительный, тем более в кризисное время.
Чем же, как не косвенным признанием лукавства в рекламе, можно считать добровольную выплату компенсации?! Если бы компания была уверена в своих утверждениях, высказанных в рекламе, то вряд ли бы отступила и урегулировала спор в досудебном порядке.
Как заявил представитель Dannon Мишель Нювирт, компания согласилась все решить миром, чтобы избежать огромных расходов на длительные судебные разбирательства. Неужели расходы на суды могли превысить 35 миллионов долларов? В это верится с трудом. Несложно предположить, что в такой ситуации это не единственная причина, заставившая Danone платить компенсацию.
Многое объясняет оговорка в монографических исследованиях, опубликованных компанией Danone …
Из этой оговорки следует, что в определенных условиях позитивное воздействие чудо-бактерий на организм может быть снижено (а как показали клинические испытания американских граждан, и вообще сведено на нет). Например, под воздействием некоторых физиологических параметров (возраста, менопаузы, болезни, приема лекарственных препаратов), экологических условий, пищевых параметров (пробиотика и предбиотика) человека.
Но заметьте: в рекламе об этом не сказано ни слова. Посмотрев телевизионный ролик, можно предположить, что йогурт «Активия» поможет и человеку, страдающему различными заболеваниями пищеварительной системы.
Также в исследовании компании Danone прямо указывается: упоминание на упаковке, что продукты содержат бактерии, не является гарантией улучшения общего самочувствия и работы пищеварительной системы. А разве это не противоречит рекламе «Активии»?! Ведь в ней нет предупреждения об этом. Нет такого предупреждения и в тексте, размещенном на упаковке продукта. По крайней мере точно на йогуртах, продаваемых в России (текст, размещенный на упаковке «Активии», смотрите здесь).
Понятно, что такие оговорки компания Danone делала, чтобы подстраховаться для другого случая. Если, скажем, кто-то из постоянных покупателей йогурта не обнаружил у себя позитивных улучшений в работе пищеварительной системы и предъявил компании претензии, тогда она скажет: я предупреждала, что такое возможно, и с меня взятки гладки. Но страхуясь от одного, компания прокололась в другом: фактически противоречила сама себе — тем утверждениям, которые есть в ее же собственной рекламе. Таким образом Danone показала, что они не соответствуют действительности!
Полезными свойствами йогурты все же обладают, но не такими, как заявлено в рекламе
В монографических исследованиях Danone есть фраза о позитивном воздействии йогуртов компании на организм. В частности, сказано, что некоторые бифидобактерии способны производить витамины B1, B2, B12, C и фолиевую кислоту, а также обеспечивают антибактериальное действие, способствуют выработке ферментов, позволяющих осуществлять вывод канцерогенных веществ из организма. Но, согласитесь, подобными свойствами в принципе могут обладать многие продукты. При этом вовсе не обязательно они приводят к улучшению работы пищеварительной системы.
В России ФАС не видит оснований для беспокойства
Мы понимаем, что Америка России не указ и федеральная антимонопольная служба РФ не может взять результаты клинических испытаний в США и на их основании применять меры к рекламе международной компании в нашей стране. Этого не предусматривает законодательство России, да и критерии оценки достоверности или недостоверности рекламы в каждой стране свои.
Но все же, принимая во внимание все то, что сказано выше, ФАС России вправе рассматривать результаты клинических испытаний в Америке как импульс к собственным действиям. Ведь инициировать экспертизу или какие-либо другие виды проверок рекламы в России она вполне полномочна. Этими полномочиями ее наделяет и Федеральный закон «О рекламе».
Предпринимала ли ФАС России попытки проверить рекламу «Активии»? Этот вопросы мы задали в своем официальной запросе, направленном в ФАС России.
Полный текст запроса вы можете прочитать здесь.
Ответ был лаконичным и однозначным: ФАС России рассмотрело дело № РЦ.08.09.15 и не увидело нарушений Федерального закона «О рекламе». Производство по делу прекращено.
Полный текст ответа из ФАС России мы выложили для вас сюда.
ФАС продемонстрировала формальный подход и нежелание разбираться в ситуации
Это видно и из самого ответа на запрос Право.Ru. Совершенно не понятно, что это за дело № РЦ.08.09.15 и по чьей инициативе оно было возбуждено в отношении компании Danone.
Если неоднократно прочитать текст, можно понять: по этому делу ФАС России проверяла рекламу «Актимеля». Но мы в своем запросе спрашивали о рекламе «Активии»! Можно предположить, что ФАС увидела некую похожесть в рекламе «Актимеля» и «Активии» (оба продукта выпускает Danone). Но в чем конкретно, антимонопольная служба не пояснила. Вероятно, нужно догадаться самим.
Не пояснила ФАС России и самого главного: в чем именно виделось нарушение Федерального закона «О рекламе», когда возбуждалось дело № РЦ.08.09.15.(если уж о нем упоминает ФАС в своем ответе)? А почему не найдено нарушений? Вопросов больше, чем ответов.
Что Danone не договаривает в рекламе, понятно и без проверок и исследований. Достаточно прочитать сайт компании. Но ФАС России, вероятно, выше этого
Прочитав хотя бы оговорки, о которых мы сказали выше, на сайте компании, уже можно сделать вывод, что реклама «Активии» неправдива. Говоря языком законодательства, в ней отсутствует существенная часть информации, из-за чего покупатель вводится в заблуждение.
Даже если предположить, что проведены клинические исследования, и они подтвердили положительное влияние бактерий (Bifidobacterium lactis DN-173 010), реклама все равно неправдива. Она вводит в заблуждение людей, страдающих заболеваниями пищеварительной системы. Ведь в рекламном ролике не говорится, что положительный эффект зависит от возраста, наличия болезней и других факторов.
Реклама не предупреждает о том, что обещаемого эффекта может и не быть, и не перечисляет случаи, когда такое возможно.
Между тем, в статье 5 части 7 и части 3 пункта 2 Закона «О рекламе», в частности говорится, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. А недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара и иных свойствах.
Впрочем, к другим предприятиям ФАС России более строга и смело налагает штрафы за неполную информацию в рекламе
Например, в рекламе прибора «Патра», размещаемой компанией ООО «Эквиз» в печатных изданиях и гарантирующей 100%-ое излечение от артрита, ФАС России нашла признаки нарушения законодательства, так как в рекламе ничего не сообщалось о случаях, когда положительный эффект не может быть достигнут. Такими же в принципе были и претензии УФАС по Республике Коми к Кировской клинической офтальмологической больнице. В своей рекламе она говорила об успешном лечении катаракты, но не сообщала о возможных противопоказаниях и необходимости консультироваться с врачом.
Штраф компании-нарушителю не страшен. Он составляет максимум 500 тысяч рублей (сравните с затратами на выплату компенсаций компанией Danone в США!)
КоАП РФ устанавливает для юридических лиц по истине смехотворный штраф за нарушения закона «О рекламе» — от 40 до 500 тысяч рублей. Учитывая, какие прибыли получают предприятия от своей рекламы, даже максимальный размер штрафа им не страшен. А раз он не пугает, то не боятся создатели рекламы и нарушить требования законодательства. Если суд обяжет выплатить штрафы, большой беды не будет. Нарушитель заплатит, но уже успеет к тому моменту получить от рекламы отдачу и извлечь прибыль.
Пример с другим продуктом Danone: в Англии его запретили за то, что она может ввести в заблуждение потребителей
В Великобритании рекламные ролики продукции Danone (правда, не «Активии», а другого) сняли с телеэфира за фразу «с научной точки зрения доказано, что продукт защищает ваших детей». Согласно рекламным стандартам, разработанным Advertising Standards Authority (ASA), эта фраза может ввести в заблуждение потребителей.
Представитель ASA Olivia Campbell заявила в интервью, опубликованном на сайте NutraIngredients.com, что требование снять рекламу с эфира не связано со здоровыми детьми. Она может ввести в заблуждение именно больных людей.
Этот пример показывает, что не только в США, но и в Англии в рекламе продукции Danone нашли изъяны, указывающие на то, что эта реклама сделана, если можно так сказать, недобросовестно. Она не сообщает полной и всесторонней информации о действии чудесных пробиотических бактерий (если такая разновидность бактерий вообще существует и если они там в принципе есть), а значит, вводит потенциальных потребителей в заблуждение, дает обещания, которым не суждено сбыться.
Впрочем, в России ФАС однажды наказала Danone, но, скорее всего, лишь потому, что на ее рекламу пожаловались состоятельные конкуренты
Это касается другого продукта компании Danone — «Растишки». ФАС пришла к выводу, что за счет отсутствия в рекламе «Растишки» полной информации потребителей вводили в заблуждение.
С претензиями к рекламе «Растишки» в ФАС обратилось ООО «Вимм-Биль-Данн Продукты питания». Поэтому появились нехорошие догадки. В частности, в деле усмотрели его заказной характер.
В заявлении ООО «Вимм-Биль-Данн» говорилось: «Содержание и форма подачи рекламы убеждает потребителя в том, что указанные продукты являются детским питанием, не содержат консервантов и обладают особенными (полезными) свойствами, стимулирующими рост и общее развитие детей. Однако указанная на упаковке рекламируемого товара информация о содержании белков и углеводов не соответствует требованиям пункта 3.1.1.5 «Гигиенических требований безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01″в продуктах детского питания. На упаковке также отсутствует информация о назначении и об условиях применения в отношении продуктов детского питания, предусмотренная частью 3 статьи 18 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Но ведь, как выясняется, и в рекламе «Активия» приводится очень даже неполная информация об этом продукте и о тех условиях, при которых он может (если вообще может) оказать позитивное воздействие на организм. Почему же ФАС России не принимает мер? Или действительно необходимо, чтобы с жалобой обратилась крупная и авторитетная фирма-конкурент?
Может быть, в будущем ФАС России и антимонопольные ведомства США все же смогут обмениваться информацией и действовать в унисон?
Сейчас нет практики взаимодействия ФАС с иностранными коллегами такими, как, Федеральная торговая комиссия в США (FTC).
Но недавно поступило сообщение о том, что Федеральная торговая комиссия США, Минюст США и ФАС России подписали соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с монополиями. Это первое соглашение, подписанное на уровне ведомств России и Америки. Правда, пока оно предусматривает сотрудничество в сфере противодействия коррупции и недобросовестной конкуренции, но, возможно, в дальнейшем границы сотрудничества расширятся, и данные о неправдивой рекламе международных компаний будут официально передаваться из контролирующего ведомства США в такое же ведомство России. И тогда ФАС сможет начинать расследования не с нуля, а уже имея некую информацию. Надежда на это есть, хотя и достаточно слабая.
Вывод: эффективно бороться с лживой рекламой в России некому, а значит, она будет транслироваться
Это почему-то не под силу даже такому влиятельному и независимому органу, как ФАС России. А может быть, она по каким-то причинам просто не хочет выявлять и запрещать рекламу, в которой есть недостоверная информация.
Авторы: Екатерина Шестакова, Леонид Мазурик
Р.S. Этот материал редакция подготовила по двум причинам. Первая: известие о том, что в США доказали неправдивость рекламы «Активии» и компания Danone (производитель йогурта) согласилась добровольно выплатить компенсацию, чтобы «замять дело» (текст мирового соглашения можно посмотреть здесь). Вторая: на наш запрос в ФАС России (о том, не видит ли эта служба нарушения законодательства в рекламе «Активия» и не намеревается ли проводить проверку) мы получили формальную отписку. Она демонстрирует нежелание службы заниматься этим вопросом, а следовательно, требовать, чтобы соблюдалось законодательство. Между тем, из-за рекламы, не соответствующей действительности, страдают потребители, то есть мы с вами.