Биеннале и триеннале что это
ТРИЕННАЛЕ
Смотреть что такое «ТРИЕННАЛЕ» в других словарях:
Триеннале — международная выставка изобразительного искусства, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые три года. См. также: Выставки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
триеннале — выставка, фестиваль Словарь русских синонимов. триеннале сущ., кол во синонимов: 2 • выставка (15) • … Словарь синонимов
ТРИЕННАЛЕ — Международная выставка изобразительного искусства, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые три года (итал.Triennale) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
триеннале — I нескл. м. Фестиваль изобразительного искусства или кинофестиваль, устраиваемый регулярно раз в три года. II нескл. ср. Выставка, устраиваемая регулярно раз в три года. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
триеннале — триенн але, нескл., муж. (фес тиваль) и жен. (выставка) … Русский орфографический словарь
триеннале — нескл., с … Орфографический словарь русского языка
триеннале — неизм.; ж. и ср. [итал. triennale] Выставка, повторяющаяся каждые три года. Т. графики. Мебельная т … Энциклопедический словарь
триеннале — неизм.; ж. и ср. (итал. triennale) Выставка, повторяющаяся каждые три года. Триенна/ле графики. Мебельная триенна/ле … Словарь многих выражений
Блейх — Блейх, Галина Авраамовна Связать? Галина Авраамовна Блейх … Википедия
Маков, Павел — Павел Маков Дата рождения: 1958 год(1958) Место рождения … Википедия
no-commerce.ru
Осенью 2015 года в трёх разных российских регионах проводятся три биеннале: в Москве-столице, в Красноярске – в центре России, Красноярском крае, и в Екатеринбурге и в его округе – на Урале. Три значимых события, три разных биеннале.
В наши дни название «биеннале» в информационно-медийном пространстве появляется достаточно часто в различных информационных сообщениях, кратких заметках или развёрнутых обзорных и аналитических материалах о том, что будет, что происходит или что уже произошло в тех или иных странах, регионах, городах мира. Звучит слово «биеннале» красиво и привлекательно, даже поэтично. Вот только что с ним связано и что оно афиширует?
Афиша «биеннале» сегодня является прямым указателем на культурное содержание событий, к которым это слово относится. «Биеннале» символизирует, анонсирует и подчеркивает связь с тематикой культурного развития, с миром искусства, с творческой реализацией человека. Слово «биеннале» сейчас традиционно используется для обозначения общественно открытых, культурно-массовых программ и мероприятий, проводимых на какой-то географической территории в течение некоторого, относительно пролонгированного временного периода (как правило, от больше недели до нескольких месяцев).
Одними из главных ценностных смыслов и целевых актуализаций биеннале являются публичные культурные презентации, культурное просветительство и культурные коммуникации. Поэтому в программный контур разных биеннале часто включают мероприятия и демонстрационно-показательные, и выставочно-экспозиционные, и фестивально-ярмарочные, и общественно-полемические, и научно-дискуссионные и разные другие. Объединить всё это единым программным контуром позволяет временная продолжительность биеннале. Обычно каждое биеннале – это микст и калейдоскоп разноликих, живых и активных презентационно-событийных фрагментов, пронизанных и освещенных каким-то одним сквозным, общим тематическим, культурно-эстетическим лучом.
Биеннале часто заглядывают в пограничные и малоизведанные уголки и закоулки культуры, творчества, искусства, приоткрывают и презентуют вещи, формы и смыслы авангардные, нестандартные, неформальные и нетривиальные, порой даже провокационные и потому неоднозначные, спорные, полемические, дискуссионные. Но так и бывает задумано, чтобы произвести впечатление, затронуть разум и душу, оказать просветительское воздействие и способствовать личностному культурно-мировоззренческому продвижению человека. Культурно-программный комплекс всех биеннале рассчитан на широкого, массового зрителя и участника.
Естественно, что и осенние биеннале 2015 года в Екатеринбурге, Москве и Красноярске – всё это тоже события, тесно связанные со сферой и миром культуры, искусства, творчества, но эти события очень разные. Каждое реализуется в своей определённой, индивидуальной концептуально-жанровой, содержательно-тематической, направленческо-стилистической нише, в своих особых творчески-целевых и результативно-смыловых актуализациях, постановках и раскрытиях. Объединяет три эти события кроме названия биеннале ещё и то, что все они по своей изначальной, концептуальной идеологической сути мероприятия некоммерческие, т.е. такие, на которых организаторами и участниками не планируется зарабатывать, получать доход и прибыль. Однако и коммерческие, экономические прицелы у всех таких масштабных культурных, общественно-массовых мероприятий всегда подспудно тоже существуют. Они представляются и понимаются как опосредованная возможность, расширяя социально-культурное пространство, его эмоционально-цветовую гамму и содержательное наполнение, повышая культурную видимость и узнаваемость территорий и секторов деятельности, поднимать их социальную и инвестиционную привлекательность, способствуя росту внимания и интереса к местам, территориям и сферам деятельности у простых людей и представителей делового мира. Не стоит упускать возможности заглянуть на биеннале, побывать на их культурно-творческих мероприятиях и программах. Там можно найти и увидеть немало интересного, познавательного и увлекательного.
3-я Уральская биеннале современного искусства. Место проведения – территория Уральского Федерального округа. Главный организационный центр – г.Екатеринбург. Время проведения: с 9 сентября по 10 ноября 2015 года. (uralbiennale.ru)
6-я Московская биеннале современного искусства. Место проведения – г.Москва. Время проведения: с 22 сентября по 1 октября 2015 года. Выставка-документация биеннале: 3 октября – 1 ноября 2015. ( 6th.moscowbiennale.ru )
Звучное и мелодичное слово «биеннале», вот только прямой этимологический смысл его никакого конкретного отношения к миру культуры и искусства не имеет. Происхождением «биеннале» (альтернативный вариант написания в русском языке – бьеннале), как можно найти пояснения, обязано двум смысловым составляющим и некоторым специфическим правилам латинского словообразования. Биеннале (biennale, другой вариант на латинице – biennial) – составное производное (bi-enn-ale ) от латинских слов bis (дважды, двойной) и annus (год) с добавлением особого латинского суффикса –alius, всё вместе определённым образом модифицируемое при написании в связи с правилами латинского языка. Буквально «биеннале» имеет смысловое значение – «раз в два года». А то, что сегодня этим словом обозначают события и мероприятия из области культуры и искусства, это просто современная коннотация. Кстати, которой до 30-х годов XX в. не было.
Несмотря на конструкционную этимологию «биеннале» (двухлетие), по отношению к миру творчества и искусства «биеннале» стало самостоятельным и самодостаточным культурным паттерном, так что можно встретить информационные материалы, где рассказывается о «ежегодных биеннале». Но это, конечно же, совсем «неправильные пчёлы». В русском языке «биеннале» это слово «безродное», или «разнородное», в том смысле, что у него нет одного определенного рода в лексическом использовании, и его фактический род определяется контекстом использования. В частности, «Орфографический словарь русского языка» (2006) указывает следующее «биеннале – нескл., м., ж. и с.». Правильные «биеннале», как оказывается, могут быть мужского, женского и среднего рода, но ежегодными быть не могут.
Кстати, кроме биеннале есть ещё и триеннале – культурные события и программы, проводимые один раз в три года. Других укрепившихся в языке слов, обозначающих мероприятия иной цикличности, нет, но при желании можно сконструировать их на циклы четырех, пяти лет и так далее. Можно даже придумать «полиннале», для того, что будет проходить один раз во много лет и будет очень редким событием. Но нужны ли людям редкие культурные события?
Биеннале и триеннале. Охота на слова
На мой взгляд, оба слова не вкусные, чужие, с неясным смыслом. Но чиновники от искусства не только полюбили их, но и запустили в хоровод часто сменяющихся событий.
Биеннале (лат. bis «дважды» + annuus «год») — художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.
А я долгое время считал, что БИЕННАЛЕ – слово нецензурное, потому, как мне казалось, в словаре иностранных дел оно представлено, как БЬЕННАЛе от испанского biennali.
Самая известная биеннале — Венецианская, — существует с 1895 года. Однако есть и другие примеры: «Манифеста», биеннале Уитни, биеннале в Сан-Паулу или в России — Ширяевская биеннале современного искусства, Красноярская музейная биеннале.
Со второй половины XX века крупные международные выставки (чаще всего в биеннальном формате) становятся основной площадкой презентации современного искусства.
По аналогии, триеннале — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в три года.
Согласитесь, пустейшие слова для обозначения пустейших дел. Ну, допустим то, что проходит один раз в неделю, мы назовём просто ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКОМ, а то, что идёт по воскресениям – ВОСКРЕСНИКОМ, или ЕЖЕВОСКРЕСНИКОМ, а то и КАЖДОВОСКРЕСНИКОМ… Мероприятие проходит по средам – назовём СРЕДНИКОМ или СРЕДИННИКОМ. А если по четвергам – ЧЕТВЕРГОМ, ЧЕТВЕРИКОМ или ЧЕТВЕРТАКОМ.
И появятся КАЖДОМЕСЯЧНИКИ, ТРЁХНЕДЕЛЬНИКИ, ПОЛУГОДНИКИ, КАЖДОГОДНИКИ, ТРЁХЛЕТНИКИ.
Организаторам нужно что-то непонятное, выходящее за пределы их умственного развития. А следуя логике, изложенной ещё Пушкиным
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич,
надо создавать условия, чтобы люди несли свои деньги и оплачивали всю ту дурь, которую способны выдать на гора рукопожатные бездельники с чистыми либеральными лицами.
Как заставить чиновников думать? Старшее поколение очень последовательно добивалось своего. Действовали, конечно, очень нетолерантно, нередко не просто грубо, а жестоко… Носом – в дерьмо. С помощью болевых приёмов приучали котов и кошек не гадить в доме… Щенков трепали, учили не рвать обувь…, не трогать книги…
С 1990-х годов, то есть с развала СССР, биеннале (и триеннале) становится ключевым форматом показа в области современного искусства. Вспомним про лапшу и уши… Как правило, организаторы приглашают какого-нибудь международно известного независимого куратора или группу кураторов (в случае Бергенской ассамблеи эта роль художественных координаторов называется конвенер), те приблизительно за год анонсируют тему или девиз своего выпуска биеннале и начинают подбирать художников для своего кураторского высказывания. Считается хорошим приёмом, чтобы заметная часть работ на биеннале была сделана художниками специально под этот проект после очной встречи с куратором и обсуждения с ним набора проблем, вокруг которых будет разворачиваться выставка.
Это из Википедии. Речь о кураторах, словно, это не люди, а нечто абстрактное, безтелесное, безмозглое, которое недоступно пониманию простого человека.
Некоторые известные биеннале названы в Википедии. В их числе:
Московская биеннале современного искусства
Московская международная биеннале молодого искусства
Венецианская биеннале
Биеннале искусства в Сан-Паулу
Владивостокская Биеннале
Биеннале поэтов в Москве
Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Считаю, что лучше назвать особенность мероприятия, а не переодизацию его проведения. Или всё переведём на язык периодизации, внедрив новые периоды, например, за триеннале последуют куартоннале, куинтоннале, сикстоннале… Вместо Олимпиады, которая проводится каждый четвёртый год, будем говорить – КУАРТОННАЛЕ… Главное для чиновника – чтобы было непонятно обывателю, на какую ерунду идут его налоги.
Киты, летающие города и мохнаторукий краб: зачем нужно ехать в Брюгге этим летом
Биеннально-триеннальную лихорадку, охватившую весь мир, в 2015 году подхватил и Брюгге — с политическими проектами, критиковавшими капиталистический мир. Триеннале этого года продолжается спокойнее, но предлагает захватывающие виды на город с канала — с огромным китом на главной площади, например.
Биеннале и триеннале устраивает сегодня чуть ли не каждый город мира. Список самых влиятельных биеннале только википедия ограничивает примерно шестью десятками — имея в виду прежде всего самые старые и респектабельные фестивали вроде биеннале музея Whitney, «Документы», «Манифесты», Сан-Паулу (вторая самая старая в мире, существует с 1951 года), гаванской биеннале (она проводится с 1984-го — но славится своей традицией показа не только европейского и американского искусства) — и так далее и так далее.
Биеннале — это праздник искусства размером с город: эталонная Венецианская биеннале разрослась до пятидесяти параллельных выставок и восьмидесяти национальных павильонов. Ее посещает полмиллиона человек в год — по сути, событие соперничает по популярности с карнавалом. Биеннале обычно устраивается при поддержке городского правительства, и «всем известный секрет» состоит в том, что делается это ради здоровой международной аудитории. Зачем мы все едем на биеннале? Интереснее всего было бы увидеть новую работу суперзвезды масштаба Ай Вэйвэя, — а в идеале бы еще и огромную или неоднозначную, которую трудно было бы показать в музее. Но другой всем известный секрет состоит в том, что спрос давно перерос предложение: во всем мире не хватает великих кураторов, которые могли бы делать каждый проект особенным, — и уж точно негде взять столько больших художников для того, чтобы каждый из них заполнить.
Не каждой биеннале повезет стать такой же известной, как Венецианская. Например, ряд случайностей и закономерностей привел к тому, что все — и художники, и кураторы, и туристы — полюбили биеннале в Шардже, которая при относительной молодости успела заработать репутацию главного смотра искусства не только арабского мира, но и неевропейской перспективы в искусстве в целом: выставки и перформансы проходили по всему городу и даже в обычных дворах, а одной из тем стала «Арабская весна».
Большой вопрос состоит в том, как сделать так, чтобы десятки этих огромных событий в мире искусства, которые проходят практически одновременно, отличались друг от друга — не только набором художников, но и темой и фокусом. Каждая большая выставка так или иначе касается одних и тех же тем: миграции, экологической катастрофы, превратностей цифровой жизни человечества и других опасностей современного мира. Один из рецептов состоит в том, чтобы удачно занять определенную нишу, — например, начать показывать исключительно перформансы. Другой — в полной мере играть с городом и использовать его закрытые пространства, сквоты и подворотни, чтобы показывать в них искусство.
Так зачем же проводить биеннале маленькому городу? Заранее ясно, что привлечь большие имена, скорее всего, не получится, занять новую нишу — тоже (как лучшие ребята на вечеринке, они, скорее всего, уже все заняты). Дело в том, что сам факт проведения биеннале значительно меняет имидж города. И с точки зрения пространственно-временных затрат это намного более быстрый и дешевый способ, чем построить, условно говоря, музей современного искусства.
Так и случилось в знаменитом бельгийском городе Брюгге.
Фламандский постэкспрессионист Роже Равеел участвовал во второй триеннале в Брюгге в 1971 году: он и его ассистенты запускали по воде деревянных лебедей. На этом видео ассистент жалуется на грязный канал
Что означает слово «биеннале». Где находится главный центр
Биеннале – слово, относительно недавно вошедшее в активный запас русского языка. Интересно, что способствовало этому развитие зарубежного туризма в нашей стране. Однако для большинства населения всё ещё требуются пояснения.
Что такое биеннале в искусстве
Биеннале во все языки мира пришло из итальянского, где буквально значит – раз в два года: оно образовано слиянием латинских корней bis (дважды) и annus (год). Но современное значение – художественная выставка, проходящая с интервалом в два года – это слово обрело в конце XIX века, с появлением Венецианской бьеннале.
В каких странах проводятся такие мероприятия
Со второй половины XX века биеннале становится самой распространенной формой международных выставок современного искусства.
Главный центр биеннале
Звание главной биеннале навсегда закрепилось за Венецианской. Уже более ста лет, с 1895 года, она задаёт вектор развития как всех аналогичных мероприятий, так и искусства в целом.
Начиналась Biennale Arte скромно – с национальной художественной выставки 1887 года, успех которой побудил консула Венеции провести в своем городе международную выставку. Постепенно она приобрела свой классический формат: каждая страна представлена отдельным павильоном, специально для этого построенным. Сейчас временные экспозиции включают архитектуру и фотографию. Кроме того, в рамках бьеннале проводятся фестивали театра, музыки, балета, а также кинофестивали.
Русский павильон появился в 1914 году: тогда в нем прошел показ работ 68 наших художников. Следующий состоялся лишь в 1920 году. СССР участвовал в выставке только до 1934 года, несмотря на высочайший уровень интереса западной публики к советскому искусству. Возобновилось участие нашей страны в 1956 году.
Где еще проводятся биеннале
Наиболее известные биеннале — это:
География выставок такого формата не ограничивается Европой и Америкой. Так, с 1987 года они проводятся в Турции, с 1993 – в ОАЭ, а с 1996 – в Китае.
В России действуют шесть основных биеннале:
В 2017 году в Татарстане впервые состоялась Молодежная архитектурная биеннале, в 2018 в Москве – биеннале уличного искусства.
Венецианская биеннале современного искусства
В истории Венецианской биеннале был только один длительный перерыв – во время Второй мировой войны: после 1942 года выставка не проводилась. Восстановилась традиция в 1948 году, а в 1976 впервые была реализована идея общей темы и одного куратора.
В 2019 Biennale пройдёт с мая по ноябрь под девизом «Чтоб вам жить в интересные времена», известном у нас как «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Такая концепция предполагает переосмысление роли искусства в обществе, в котором усиливается тотальное недоверие, вызванное фальсификацией новостей и фактов.
Несмотря на заявленную идею искусства вне политики, куратор – директор лондонской Галереи Хейворда – пояснил, что основу экспозиции составят произведения, анализирующие угрозы традициям и взаимоотношениям, сложившимся в послевоенном мире. Таким образом, зритель окажется включенным в своеобразную многостороннюю дискуссию между художником и его произведением, художественных произведений между собой и аудиторией и между разноплановыми сообществами.
Куратор 58-й Венецианской биеннале 2019 года Ральф Ругофф. Фото Andrea Avezzu
Для этого предусмотрено проведение различных интерактивных мероприятиий, предполагающих погружение в среду искусства. Они дадут возможность почувствовать себя и художником, и объектом творчества. Российский национальный проект будет представлен в партнерстве с Эрмитажем.