Бидат в исламе что значит
Нововведения в мусульманском вероучении (бид`а)
Под нововведением, как правило, понимается какое-либо новшество, которого ранее не существовало. В исламе к категории бид`а (бидаат, бидат) относятся все положения и каноны, которые не были установлены Священным Кyр`аном и сунной Пророка Мухаммада ﷺ, а появились уже после смерти заключительного Божьего Посланника ﷺ.
Обычно понятие «нововведение» употребляется в негативном смысле, однако оно подразделяется на два вида: похвальное (бид`а хасан) и порицаемое (бид`а сайиа).
Похвальное нововведение
Таковым признаётся новшество, которое не противоречит исламским канонам, а скорее является дополнением их. В одном из хадисов Пророка ﷺ сказано:
«Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (Муслим).
Одним из примеров похвального нововведения может служить коллективное совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан, так как мусульмане начали совершать его джамаатом в мечетях лишь во времена правления второго праведного халифа – Умара ибн Хаттаба (р.а.).
Однако не все богословы признают наличие похвальных нововведений, утверждая, что любое новшество следует считать греховным и непозволительным. Сторонники такой точки зрения уверены, что религия, оставленная Пророком ﷺ, является полной и совершенной, а значит, в каких бы то ни было нововведениях ислам не нуждается. Для подтверждения своей позиции они приводят хадис, содержащий изречение Посланника ﷺ:
«Самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (приводится Муслимом и Насаи).
Порицаемое нововведение
Порицаемым считается любое новшество в религиозной практике мусульман, которое вступает в противоречие с Шариатом, и по этой причине следование ему не может быть признано дозволенным. Примером такого нововведения может быть совершение шести намазов вместо пятикратной молитвы, ниспосланной Всевышним в качестве милости для своих творений.
Причины возникновения порицаемых нововведений следующие:
1. Несоблюдение предписаний Пречистой Сунны
В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ говорится:
«Если вы оставите сунну, то непременно впадёте в заблуждение» (Муслим).
2. Отсутствие необходимого багажа знаний
Пророк ﷺ наставлял:
«Поистине, Всевышний не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, лишая их знающих людей. Когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая необходимым знанием, в результате чего они сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» (Бухари, Муслим).
3. Слепое подражание кому-либо
Как говорится на этот счёт в одном из хадисов:
«Я боюсь появления в своей общине имамов, которые станут вводить в заблуждение» (Тирмизи).
4. Фанатизм в вопросах религии
Посланник Создателя ﷺ говорил:
«Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» (Насаи, Ибн Маджа).
5. Следование сомнительным далилям (доводам)
Милость миров Мухаммад ﷺ как-то разъяснял:
«Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там (Абу Дауд, Тирмизи).
Несмотря на, казалось бы, очевидное разграничение, которое обозначено между похвальными и порицаемыми нововведениями, часть из них по-прежнему порождает немало споров по поводу дозволенности или запретности тех или иных нововведений. Ярчайшим примером того может служить празднование Мавлида ан-Наби – Дня рождения Пророка Мухаммада ﷺ, широко практикуемое мусульманами на постсоветском пространстве. Имеется немало противников данного праздника, которые считают его порицаемым нововведением и уподоблением христианам, которые по-особому отмечают Рождество Христово.
Польза от похвальных нововведений и угрозы от порицаемых
Похвальные нововведения, будучи новшествами, несущими положительную окраску, несомненно, необходимы в жизни современной уммы. С течением времени мир меняется, и зачастую многие религиозные каноны нуждаются в трактовке с учетом реалий сегодняшнего дня, в связи с чем их наличие является оправданным. Такие новшества, прежде всего, раскрывают установления шариата и способствуют более четкому и точному их пониманию со стороны простого обывателя.
Порицаемые нововведения несут в себе большую угрозу, так как они могут внести верующих в заблуждение, которое, в свою очередь, может повлечь за собой негативные последствия. Во-первых, бид’а, как сказано об этом в одном из хадисов, может стать причиной лишения сунны в равном объеме (Ахмад). Во-вторых, каждый человек, ставший виновником впадения в заблуждение других верующих, понесёт и их суровое бремя:
«Тот, кто внесёт нововведение, которое будут совершать люди, понесёт на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» (хадис от Тирмизи и Ибн Маджи).
Таким образом, верующим не стоит уклоняться от того пути, который завещал нам Посланник Всевышнего ﷺ, и тогда, по воле Аллаха, мы преуспеем. Однажды Пророк ﷺ сказал:
«Разделится моя умма на 73 течения, и лишь одна из этих частей окажется в Раю».
Тогда сподвижники попросили его уточнить: «Кто же эти люди?» И услышали в ответ:
«Это те, кто следует моему пути и пути моих сахабов» (хадис приводят Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад).
Нововведения (бидъа) в Исламе
«Тому, кто внёс в Ислам хорошее действие, будет воздаяние за это действие и следование других этому действию…» (хадис передал имам Муслим).
К сожалению, сегодня мы являемся очевидцами разделения мусульман на течения и группы, как про это рассказывал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Случается так, что полные невежды берутся выносить очень тяжёлые, даже для учёных-муджтахидов, решения. В результате, из-за недостатка знаний и непонимания религии, начинают обвинять в неверии или заблуждении всех, кто не согласен с их узким взглядом на решения и мнением, не имеющим веса в религии.
Сегодня многие хотят проявить себя через религию Аллаха, добиться известности, а некоторые решили зарабатывать, манипулируя терминами Ислама, такими как «джихад», «бидъа», и занимаются вымогательством.
Одна из причин разделения уммы – непонимание слова «бидъа». Приведём мнение авторитетных учёных ахлу-сунны по этому вопросу.
Известный арабист Аль-Фуюми в книге «Мисбахуль Мунир» и Мухаммад Муртаза Аз-Забиди в книге «Таджуль Арус» сказали: «”Бидъа” на арабском языке означает: то, что появилось и не было подобного этому ранее; в Шариате: то, что появилось после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и нету аята и хадиса об этом».
По мнению учёных ахлю-сунны, бидъа в Шариате бывает двух видов:
Нельзя сказать, что каждое нововведение – заблуждение, потому как нововведение – это то, чего не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха); великие сподвижники и праведники вводили и после Пророка (мир ему и благословение Аллаха) некоторые достойные нововведения, примеров очень много, вот некоторые:
Таких примеров сотни.
Мнение по мазхабу Шафии:
1. Похвальная – соответствующая сунне.
2. Порицаемая – противоречащая сунне («Хульятуль Авлия», том 9, стр. 76).
Также Байхаки (да будет доволен им Аллах) от имама Шафии передал: «Нововведения бывают двух видов:
Далее имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу» Шафии, том 1, стр. 461).
Великий имам мазхаба Шафии, имам Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Бидъа бывает порицаемой и одобряемой» «Тазхибуль Асма»).
Хафиз ибн Араби (да смилуется над ним Аллах), комментируя книгу «Сунан Тирмизи», дойдя до хадиса «Остерегайтесь нововведений» (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, ибн Маджах, Дарими, Хаким и др.), говорит: «Знай, да одарит тебя Аллах знанием, что нововведения бывают двух видов. Здесь идёт речь о нововведении, возникшем в результате собственных страстей и соблюдающемся как вздумается. Это нововведение – заблуждение. Что же касается того, что совершали сподвижники или праведные руководители (имамы), то такие нововведения не являются заблуждением. Нельзя говорить, порицаемое нововведение или нет, только лишь из-за слов «бидъа» или «мухдасат» и их смысла, а надо смотреть, призывает ли это нововведение к заблуждению, если да, то это заблуждение».
Но некоторые учёные, например, имам Азруи, делят нововведения на пять видов:
Что же касается хадиса: «Каждое нововведение – заблуждение» (Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи, ибн Маджах, Дарими, Хаким и т. д.), то он не указывает на конкретное нововведение.
Вот что говорят авторитетные учёные ахлю-сунны, мазхаба Шафии.
Также есть хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (имам Муслим, Насаи, Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах). Этот хадис уже обособляет и конкретизирует тот, в котором говорилось: «Каждое нововведение – заблуждение». Как пишет известный учёный Абдуллах, сын Сыддика Аль-Гамари: «По поводу этого хадиса имам Навави (да будет доволен им Аллах) в толковании достоверных хадисов сказал: “Этот хадис побуждает ставить начало (ибтида) каждому благому делу, проводить благой путь и остерегает от низких и мерзких поступков”. Также этот хадис обособляет смысл хадиса «Каждое нововведение – заблуждение», т. е. здесь идёт речь о порицаемых вещах и качествах…» («Иттикану сунъати фи тахкикиль бидъати», том 20, стр. 261).
Мнение по мазхабу Абу Ханифы
Ибн Абидин Ханафию (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нововведение бывает обязательным – как изучение знаний в ответ заблудшим и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и сунну. Бывает желательным – как строительство медресе и каждое благое, которое не было в основе (во времена Пророка). Бывает нежелательным – как декорирование мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья или одежды» («Хашият», том 1, стр. 376).
Также Бадрудин Айнию, в толковании «Сахихуль Бухари», том 11, стр. 126, возле комментария к слову Умара, сына Хаттаба: «До чего же прекрасно это нововведение» – когда люди собрались совершить таравих под руководством имама, ибо ранее они делали это по отдельности, сказал: «Бидъа – это сотворение действий, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в Шариате, то называют – одобренное нововведение, если же содержит плохое, называют – порицаемое нововведение».
Мухаммад Заркани к комментариям слов Умара, сына Хаттаба, – «Как прекрасно это нововведение» – сказал: «Это нововведение потому, что его не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и даже во времена Сыддыка. В арабском языке смысл: то, чего не было ранее; а в Шариате: то, чего не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нововведение делится на пять видов» («Шархуль Муватта» имама Малика).
Шейх Ахмад, сын Яхъи Ваншариси Аль-Малики, сказал: «Наши последователи если и согласны на порицание нововведений в общем виде, но истина возле них, потому что они разделили нововведения на пять видов». Далее, перечислив их и примеры к ним, он сказал: «Поистине, нововведения надо соотносить с канонами Шариата, и в зависимости от решения Шариата (обязательное, желательное и т. д.), то и нужно оставлять. И когда будет такой подход, то, нет сомнения, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Каждое нововведение – заблуждение» – это общее понятие, не конкретизированное, какое нововведение как утвердили имамы» («Аль-Мияруль Муриб», № 357-358).
Шамсудин Мухаммад, сын Абуль Фатха Аль Балию Ханбалию, сказал: «Нововведение – это совершение того, чего ранее не было, оно бывает двух видов: правильное и являющееся заблуждением. В Шариате оно разделяется на пять видов» («Аль-Матлау аля абвабиль макна», стр. 334).
Ибн Асир (да смилуется над ним Аллах) о слове Умара, сына Хаттаба, – «Как прекрасно это нововведение» – сказал: «Нововведения бывают двух видов: правильное и заблуждение. Нововведение, противоречащее повелению Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), является заблуждением…» («Нихаяту фи гарибиль хадис», том 1, стр. 106).
Из вышесказанного следует: если нет аята, хадиса или иджмаа учёных на запрет какого-либо нововведения, то оно не запретно.
То есть тот, кто отрицает суфизм (тарикат), коллективное зикру (поминание Аллаха), мавлид, чётки и т. д., должен аргументировать свою точку з рения аятом Корана, достоверным хадисом, иджма.
Можно привести ещё очень много мнений великих учёных ахлю-сунны. Что касается Ибн Таймии, ибн База, Альбани, Мухаммада ибн Абдульваххаба, Джамиль Зину, ибн Кайима, то это сомнительные личности, очень часто противоречащие иджама учёных ахлю-сунны. По этой причине их точки зрения не принимаются как довод, и не надо никого обманывать, опираясь на их взгляды.
Да наставит Аллах всех нас и откроет сердца заблудших!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Что такое бид’а
В лексике арабского языка слово «бид’а» означает всякое новое или созданное, не имевшее аналогов ранее. Это слово также означает прекращение и отсутствие чего-то после того, как оно было.
Все словари арабского языка утверждают, что бид’а означает совершение ранее не совершавшегося действия или же создание вещи, изначально не имевшей подобия.
Если подойти к этому с точки зрения общей религиозной терминологии, по словам Изз ибн Абдусалама, слово бид’а означает действие, которое не совершалось во времена пророка Мухаммада ﷺ и не было в обычае. Так как это определение общее, то, исходя из этого, невозможно решить, насколько легитимно такое действие в Шариате.
Во-первых, прежде чем подойти к предмету изучения, необходимо разобрать все термины этой области. Во-вторых, в разборе той или иной темы следует исходить из того, как высказывались об этом учёные этой области. К примеру, чтобы разобрать решение относительно какого-то действия в Шариате, то есть выяснить, насколько оно дозволено или запрещено, надо исходить из того, что говорят учёные, разбирающиеся в Шариате.
Итак, чтобы узнать решение Шариата относительно какого-то нового действия, которое ранее не практиковалось мусульманами, мы обращаемся к учёным, которые оценивают такие деяния, взвесив их на весах Шариата.
Поэтому давайте же обратимся и в этом вопросе к тому, что об этом сказал основатель шафиитского мазхаба имам Аш-Шафии:
ما أحدث وخالف كتابا أو سنة أو إجماعا أو أثرا فهو البدعة الضالة، وما أحدث من الخير ولم يخالف شيئا من ذلك فهو البدعة المحمودة
«То, что было введено и противоречит священному Корану или же Сунне Пророка ﷺ или же иджма (единогласному мнению учёных Ислама) или же асарам (словам сахабов, табиинов…) – это и есть запретное нововведение. А всё хорошее, что было введено и не противоречит ни одному из перечисленного, является похвальным нововведением».
Исходя из этого, можно выделить два типа нововведений. Первый тип не имеет под собой основы, второй имеет основу. Первый тип и есть порицаемое и неприемлемое в Шариате нововведение.
Под словом «новоизобрётенные» мы понимаем те дела, которые не были доселе известны в какой-либо форме и не имели под собой оснований. Имам Аш-Шафии также сказал:
مذموم فهو السنة، خالف وما محمود، فهو السنة، وافق فما مذمومة، وبدعة محمودة، بدعة :بدعتان لبدعةا
Также Имам Байхаки передаёт от Имама Аш-Шафии, что он разделил нововведения на две группы:
من أحدث وما.ضلالة بدعة فهذه إجماعاً، أو أثراً أو سنة أو كتاباً يخالف أحدث ما :ضربان الأمور من المحدثاتهذه البدعة نعمت» :رمضان قيام في عمر قال قد.مذمومة غير محدثة فهذه هذا، من لواحد خلاف لا الخير
«То нововведение, которое противоречит Корану, Сунне, Асарам и единогласному мнению учёных, есть заблуждение, а то хорошее, что не противоречит всему этому, это нововведение, которое не порицается». («Манакиб Аш-Шафии»)
Также имам Хутаби, толкуя данный хадис, говорит, что под словами «каждое нововведение есть бид’а» подразумевается, что не всякое возникшее является бид’а. То есть те моменты и положения, которые не имеют под собой религиозной основы и не соответствуют общепризнанным правилам Шариата, или же не являются допустимыми по системе аналогии (кыяс) в шариатском праве, являются неприемлемыми, а что касается того, что относится к основам, на которых зиждется религия Ислам, то оно не считается бид’а.
Следовательно, каждое деяние, в котором мы стараемся придерживаться пути Пророка ﷺ – носителя Шариата, или же действие, совершённое аналогично его действиям и словам, которые приняты и установлены в Шариате или подведены под общий знаменатель, выступающий как шариатская основа (Коран, Сунна или же единогласие учёных), принято религией. Такие действия не отвергаются и не называются порицаемыми, даже если мы и называем их нововведениями.
Допустим, Аллах дозволил такой пункт, как щедрость. Более того, Всевышний восхвалил тех, кто обладает этим качеством, и обещал им высшую награду и степень в Раю. Следовательно, разного рода формы и средства выражения щедрости в Шариате допустимы и поощряемы, потому что Пророк ﷺ сказал:
ذلك من شيئا أجورهم ينقص لا بعده من بها عمل من وأجر أجرها له كان حسنة سنة الإسلام في سن من
«Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня, и это не отнимет ничего из награды этих людей» (Муслим).
Некоторые алимы, такие как Изз ибн Абдусалам, разбили тему бид’а на несколько частей и подошли к ней с пяти установок Шариата. То есть они смотрят на неё сквозь призмы дозволенности, запрета, обязательства, нежелательности и желательности.
И они обозначили правило, по которому можно определить, к какой категории относится нововведение. Если оно относится к правилам, которые устанавливают обязательные пункты религии, то это нововведение есть обязательное, и так далее по аналогии.
Из всего вышеприведённого становится ясно, что разделение нововведений на хорошие и плохие, или же на обязательные, желательные, запрещённые, нежелательные и дозволенные, как это сделал Изз ибн Абдусалам – это лишь лексическое разделение.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Юсуп Абдулмуслимов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Бидат в исламе что значит
БИД — большая интенсивность движения транспорт БИД библиотечно информационная деятельность библ. БИД блок измерения дальности в маркировке, воен. БИД … Словарь сокращений и аббревиатур
БИД — цена покупателя, по которой он согласен купить валюту, ценные бумаги, взять депозит и т. п. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
Бид — англ. bid предложение А. Предложение конкретной цены за товар. Б. Обязательство купить товар по определенной цене или курсу валюты. В. Надбавка к цене на аукционе. Г. Ставка по ценным бумагам, депозитам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
БИД — (от. англ. bid предлагать цену) 1) предложение конкретной цены покупки товара или заключения контракта; 2) обязательство на покупку товара по конкретной цене; 3) надбавка к цене на аукционе; 4) ставка по ценным бумагам, депозитам. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь
БИД — [англ. bid предложение, заявление на торгах] экон. 1) обязательство купить товар по определенной цене (напр., по курсу, по которому ДИЛЕР купит или возьмет в долг валюту (ВАЛЮТА)); 2) ставка по ценным бумагам или депозитам (ДЕПОЗИТ); 3)… … Словарь иностранных слов русского языка
бид — сущ., кол во синонимов: 1 • автомобиль (369) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Бид — У этого термина существуют и другие значения, см. Бид (значения). Бид[1] (англ. Bid; предлагаемая цена) цена спроса, наивысшая цена, по которой кто либо желает купить данную акцию, опцион, фьючерс, валюту. Реально это существующая цена, по… … Википедия
бидәр — иск. Бизәк ал бидәрле, гөл бидәрле, кайсы байның чанасы … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
бидәү — и. 1. иск. Гарәп (бәдәви) аты (бигрәк тә аның колынламый торган биясе) 2. с. күч. диал. Бала тапмый торган (хатын) бәхете яман егеткә бидәү хатын тап булыр … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Бид — туземное название ивы (Salix) в Средней Азии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Нововведения в мусульманском вероучении (бид`а)
Под нововведением, как правило, понимается какое-либо новшество, которого ранее не существовало. В исламе к категории бид`а (бидаат, бидат) относятся все положения и каноны, которые не были установлены Священным Кораном и сунной Пророка Мухаммада (с.г.в.), а появились уже после смерти заключительного Божьего Посланника (с.г.в.).
Обычно понятие «нововведение» употребляется в негативном смысле, однако оно подразделяется на два вида: похвальное (бид`а хасан) и порицаемое (бид`а сайиа).
Похвальное нововведение
Таковым признаётся новшество, которое не противоречит исламским канонам, а скорее является дополнением их. В одном из хадисов Пророка (с.г.в.) сказано: «Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (Муслим).
Одним из примеров похвального нововведения может служить коллективное совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан, так как мусульмане начали совершать его джамаатом в мечетях лишь во времена правления второго праведного халифа – Умара ибн Хаттаба (р.а.).
Однако не все богословы признают наличие похвальных нововведений, утверждая, что любое новшество следует считать греховным и непозволительным. Сторонники такой точки зрения уверены, что религия, оставленная Пророком (с.г.в.), является полной и совершенной, а значит, в каких бы то ни было нововведениях ислам не нуждается. Для подтверждения своей позиции они приводят хадис, содержащий изречение Посланника (с.г.в.): «Самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (приводится Муслимом и Насаи).
Порицаемое нововведение
Порицаемым считается любое новшество в религиозной практике мусульман, которое вступает в противоречие с Шариатом, и по этой причине следование ему не может быть признано дозволенным. Примером такого нововведения может быть совершение шести намазов вместо пятикратной молитвы, ниспосланной Всевышним в качестве милости для своих творений.
Причины возникновения порицаемых нововведений следующие:
1. Несоблюдение предписаний Пречистой Сунны
В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) говорится: «Если вы оставите сунну, то непременно впадёте в заблуждение» (Муслим).
2. Отсутствие необходимого багажа знаний
Пророк (с.г.в.) наставлял: «Поистине, Всевышний не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, лишая их знающих людей. Когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая необходимым знанием, в результате чего они сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» (Бухари, Муслим).
3. Слепое подражание кому-либо
Как говорится на этот счёт в одном из хадисов: «Я боюсь появления в своей общине имамов, которые станут вводить в заблуждение» (Тирмизи).
4. Фанатизм в вопросах религии
Посланник Создателя (с.г.в.) говорил: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» (Насаи, Ибн Маджа).
5. Следование сомнительным далилям (доводам)
Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то разъяснял: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там (Абу Дауд, Тирмизи).
Несмотря на, казалось бы, очевидное разграничение, которое обозначено между похвальными и порицаемыми нововведениями, часть из них по-прежнему порождает немало споров по поводу дозволенности или запретности тех или иных нововведений. Ярчайшим примером того может служить празднование Мавлида ан-Наби – Дня рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.), широко практикуемое мусульманами на постсоветском пространстве. Имеется немало противников данного праздника, которые считают его порицаемым нововведением и уподоблением христианам, которые по-особому отмечают Рождество Христово.
Польза от похвальных нововведений и угрозы от порицаемых
Похвальные нововведения, будучи новшествами, несущими положительную окраску, несомненно, необходимы в жизни современной уммы. С течением времени мир меняется, и зачастую многие религиозные каноны нуждаются в трактовке с учетом реалий сегодняшнего дня, в связи с чем их наличие является оправданным. Такие новшества, прежде всего, раскрывают установления шариата и способствуют более четкому и точному их пониманию со стороны простого обывателя.
Порицаемые нововведения несут в себе большую угрозу, так как они могут внести верующих в заблуждение, которое, в свою очередь, может повлечь за собой негативные последствия. Во-первых, бид’а, как сказано об этом в одном из хадисов, может стать причиной лишения сунны в равном объеме (Ахмад). Во-вторых, каждый человек, ставший виновником впадения в заблуждение других верующих, понесёт и их суровое бремя: «Тот, кто внесёт нововведение, которое будут совершать люди, понесёт на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» (хадис от Тирмизи и Ибн Маджи).
Таким образом, верующим не стоит уклоняться от того пути, который завещал нам Посланник Всевышнего (с.г.в.), и тогда, по воле Аллаха, мы преуспеем. Однажды Пророк (с.г.в.) сказал: «Разделится моя умма на 73 течения, и лишь одна из этих частей окажется в Раю». Тогда сподвижники попросили его уточнить: «Кто же эти люди?» И услышали в ответ: «Это те, кто следует моему пути и пути моих сахабов» (хадис приводят Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Что плохого в проведенииМаулида? Мусульманесобираются вместе, читают Коран, открывают уразу, поддерживают друг друга, читают дуа для семи поколений усопшихи семи поколениям еще не родившихся, желают только блага. Зачем сравнивать с другой религией? Какой вред от полумесяца на груди? Чем мешают красивые купола мечетей? Благодарю за ответы на мои вопросы.
Рустам, ты учёный? Кто ты такой выносить такой решение по поводу мавлида? И какую фитну разводят в мавлиде?