Библия что значит святой
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Святые
В Библии, как в Новом, так и в Ветхом заветах встречается слово «святой». У некоторых возникают проблемы с пониманием этого слова. Также часто задают вопросы: Кто такие святые? Кого можно относить к разряду святых, а кого – нет? Можно ли молиться святым? Могут ли святые быть покровителями? И так далее…
Предлагаем вам обратиться сначала к Ветхому Завету, а затем к Новому Завету для того, чтобы выяснить, кто такие святые, и найти ответы на связанные с ними вопросы:
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О СВЯТЫХ
1. Святой святому рознь.
Сравните два отрывка из Ветхого Завета: один – из книги Иова, и другой – из Первой Книги Царств. Прочтите их и определите, о ком идёт речь в каждом тексте:
Иов 15:14-16 «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду». — О ком идёт речь в этом отрывке? О человеке, рождённом женщиной, и о святых.
1 Царств 2:9 «Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек». — О ком идёт речь в этом стихе? О святых и о беззаконных (нечестивых).
В обоих отрывках упоминаются святые, но о ком конкретно идёт речь? Кто подразумевается под словом «святые»?
Б. Святыни (святые предметы):
Более того, согласно повелениям Господа, святым (святыней) считалось всё, что было отделено на служение Господу – от вещей и скота, до людей: Исход 30:1-10 (в данном случае святым является жертвенник воскурения), Исход 30:34-38 (в данном случае святым является благовонное курение пред Господом). Также святыми считались установленные Господом праздники (Второзаконие 5:12).
В. Народ Божий, мужей веры:
Исход 22:31а «И будете у Меня людьми святыми»; Левит 20:26 «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». Второзаконие 14:2 «Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле». Псалом 105:16 «И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню».
Теперь вернёмся к нашим отрывкам и попробуем определить, кто в них подразумевается под словом «святой» или «святые»:
В Иове 15:14-16 под святыми подразумеваются ангелы, которые противопоставляются человеку, «рождённому женщиной»: Иов 15:14-16 «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду». О том же самом речь идёт в Иове 4:18 «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки».
В Первой Книге Царств 2:9 под святыми подразумеваются люди, посвятившие себя и свою жизнь и служение Богу. Они в данном стихе противопоставляются беззаконным и нечестивым людям: 1 Царств 2:9 «Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек».
2. Святой – не значит безгрешный.
Слово «святой» не означает «совершенный» или «безгрешный», оно переводится как «отделённый для особого служения или предназначения». В Библейском контексте слово «святой» означает «отделённый для Бога, Божьей цели».
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О СВЯТЫХ
1. Согласно Слову Божьему, святые нуждаются в совершенствовании:
Ефесянам 4:11-12 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
2. Согласно Слову Божьему, среди святых есть бедные:
Римлянам 15:25-26 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме».
3. Согласно Слову Божьему, святые нуждаются в молитве за них:
Ефесянам 6:18 «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых».
Здесь сказано, что мы должны молиться «о всех святых». Это означает, что мы должны молиться о них, то есть за их нужды, за их благословение, охрану жизни, выздоровление и так далее… Отсюда видно, что и святые нуждаются в молитвах. И немудрено, потому что святые – это такие же люди, как все. Они – не боги, а люди, посвятившие себя и свою жизнь истинному Богу и Спасителю – Господу Иисусу Христу.
4. Согласно Слову Божьему, святые составляют собою церковь:
1 Коринфянам 14:33 «…потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых».
5. Согласно Слову Божьему, святые будут судить мир и ангелов:
1 Коринфянам 6:1-3 «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?»
Обратите внимание, что апостол Павел в этом отрывке называет верующих в Господа Иисуса Христа – святыми.
7. Господь призывает нас к святости и праведности:
1 Петра 1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Ефесянам 5:3 «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым».
Это перекликается с учением Ветхого Завета: Господь повелевает своему народу быть святым (то есть посвященным Господу) в Левит 11:44-45, Левит 19:2, Левит 21:8 «Будьте святы, ибо Я свят».
8. Почти всегда слово «святой» используется во множественном числе:
Деяния 9:10-14 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Деяния 9:32 «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде». Деяния 26:9-11 «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах».
Единственное место в Новом Завете, в котором слово «святой» используется в единственном числе, это Филиппийцам 4:21 «Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе». В 1 из 67 случаев это слово используется в единственном числе. И хотя это слово в данном стихе используется в ед. ч., тем не менее контекст этого слова подразумевает святых во множественном числе.
Идея заключается в том, что слово «святые» описывает группу людей, отделённых из мира для Господа и Его Царства.
Христиане являются такими людьми, посвятившими себя Господу Богу (Иисусу Христу) и служению Ему. Именно поэтому христиане названы святыми.
9. Слово Божье запрещает поклоняться кому-то кроме Господа Бога.
Исход 20:2-6 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Библейские понятия «святость» и «праведник»
Тем не менее, умерших выдающихся христиан церковным решением стали возводить в ранг «святых» и возносить на небо. И, конечно, первыми такой «чести» удостоились апостолы. Поэтому давайте посмотрим, что они говорили об отношении к себе других людей.
Апостол Петр во время своего изобилующего чудесами служения не давал преклонить перед ним колени.
«Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» (Деян. 10:25,26).
Также Павел и Варнава после произведенных исцелений не позволяли себя «обожествлять».
Такое скромное поведение апостолов абсолютно соответствует духу первой церкви. В прошлых главах мы много рассуждали о кротости учеников Христа. Поэтому апостолам никто не поклонялся. В церкви они считались более опытными и уважаемыми среди равных братьев христиан. У них были помощники, но не было слуг и прислуги. Они имели огромное количество последователей, но не были богаты и даже терпели лишения, неся Евангелие по миру (см. 2 Кор. 6:3-5). То есть апостолы не могли даже помыслить разрешить возвышение себя, а не Христа (см. 1 Кор.1:12,13). Возможно, благодаря такому самозабвенному служению апостолов понятию «святой» начали приписывать значение абсолютной чистоты и безгрешности. Однако, ни ветхозаветное, ни новозаветное Писание ни одного верного Богу человека не называет святым, как чистым и безгрешным. Все дело в произошедшем за столетия искажении смысла понятия святости.
Согласно словарям Стронга и Винокурова, в Новом Завете слово святость представлено греческим словом αγιος, которое обозначает: 1) святой, благочестивый, праведный, 2) посвященный; в Ветхом – еврейским קָדוֹשׁ קֹדֶשׁ переводимом также: 1) святой, 2) посвященный.
В Еврейской энциклопедии, электронный вариант которой можно посмотреть на сайте www.eleven.co.il, в статье «Святость», можно прочитать:
«В Библии святость обозначается словом קֹדֶשׁ кодеш, … а то, что считается святым, — קָדוֹשׁ кадош. Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша (Сифра к Лев. 19:2), трактуют глагол с корнем קדש (кдш) как «быть отделенным», «обособленным».
Бог, источник святости, именуется Святой (Кадош). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость.
Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости».
Таким образом, согласно мнению языковедов, исследующих Библию, и иудейских богословов, термин «святость» в Библии обозначает: 1) отдаленность от греха и 2) отделенность, посвященность для Бога. Давайте рассмотрим эти два аспекта слова святость:
Первый аспект. Отдаленность от греха, нечистоты и беззакония.
«Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас» (Лев. 20:7,8).
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести … Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3,4,7).
Второй аспект. Отделенность (выделенность) от распространенного, обыденного мирского с целью приближения к Богу; принадлежность Творцу; избранность, посвященность для Господа.
В таком понимании святыми являются: скиния (см. Исх. 40:9); утварь святилища (см. Чис. 7:1); установленный Творцом день покоя (см. Исх. 16:23); жертвенник (см. Исх. 29:37); приносимые жертвы (см. Лев. 6:25); стан народа Божьего (см. Втор. 23:14); город Иерусалим (см. Неем. 11:1); страна Израиль (см. Иер. 2:3); первенцы сынов Израилевых (см. Чис. 3:13); закон, заповеди Бога (см. Рим. 7:12). Сами по себе эти предметы, люди, места, дни и заповеди не обладают какой-либо чудотворностью и волшебностью: они лишь избраны либо назначены Богом для определенной Им цели. О чудотворности святынь мы поговорим подробно в главе «Святые места и святые предметы», а пока будем рассуждать о самом понятии святость.
Как уже было отмечено, понятие святость сегодня означает полную чистоту и безгрешность. Поэтому у людей, изучающих Библию, вызывает удивление тот факт, что все иудеи и все христиане названы в Библии святыми.
«Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14:2).
Чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, давайте посмотрим на применение евреями понятия «святость» в отрыве от непосредственного богопочитания. С незапамятных времен до сих пор обряд бракосочетания у иудеев не может обойтись без одной ключевой фразы. Протягивая невесте золотое кольцо (ранее кусочек золота) жених говорит: «Отныне ты становишься святой (посвящаешься) для меня согласно закону Моисея и Израиля». После получения согласия невесты, все присутствующие провозглашают: «Освящена». С этого момента молодые считаются мужем и женой. Здесь мы видим, что, став женой, девушка становится святой для мужа – отделенной для него, запрещенной для всех остальных мужчин.
Рассуждая о первом аспекте святости, мы увидели, что святыми в Священном Писании именуются люди, принявшие призыв Господа жить не по человеческим постановлениям, а следуя Божьим заповедям. Однако, мы, понимаем, что как среди евреев после заключения с ними завета на горе Синай, так и в общинах первых христиан были люди, не полностью исполняющие Божий закон. Теперь, дорогой читатель, я надеюсь, Вам стало ясно, почему Бог через Своих вестников всех христиан и иудеев называл в Священном Писании святыми. Они были святы пред Господом именно согласно второму аспекту понятия святость. Все иудеи и христиане были избраны Богом, они вступили с Ним в «брачный» завет и названы святым отделенным народом. Естественно у этого завета, как и у брачного договора есть свои условия: 1) обоюдная верность; 2) Господь благословит Свой народ при условии исполнения им Божьих заповедей.
«Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его» (Втор. 28:9).
«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня … народом святым» (Исх. 19:5,6).
«Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего» (Втор. 26:18,19, см. также Втор. 33:3, Пс. 49:5, Пс. 148:14, Чис. 15:40).
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
«Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа… по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:13,15,16).
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение … И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны … Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:12,15,16, см. также Тит. 2:3, 1 Кор. 14:33, Еф. 1:4,11-18, Еф. 2:13,19, Еф. 3:18-20, Еф. 5:3, Иуд. 1-5, 1 Тим. 2:15).
«Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых» (Евр. 13:24).
В этом же послании, автор святыми называет всех участников дарованного Иисусом спасения:
«Братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).
А сейчас посмотрите, как начинаются послания к Коринфянам. Павел обращается к ним: «Святые».
«Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа … церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» (1 Кор. 1:1,2, см. также 2 Кор. 1:1).
Затем апостол говорит, что святые братья – это обыкновенные люди, среди них немного мудрых, сильных и благородных:
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26).
Далее в послании Павел не раз указывает христианам Коринфа на их неверное понимание учения Иисуса, различные проступки и слабости:
Новый Завет не раз призывал служить святым. Павел говорил:
Конечно же, здесь не идет речь об услужении апостола святейшим церкви, а о служении, посвящаемом всем христианам.
Апостол призывал к поможению святым, говоря о благотворительной помощи – сборе братьям из других городов, где был неурожай:
«Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше … Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением … Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу» (2 Кор. 9:1,2,12).
Сегодня святым принято молиться, обращаясь к ним за помощью, однако апостолы призывали братьев христиан молиться за «святых»:
«Молитесь во всякое время … со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18).
Просили апостолы молиться и о них самих:
Среди людей как нет святых, в смысле безгрешных, так не встретить и праведных:
«Нет праведного ни одного … потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23, см. также Еккл. 7:20).
Истинно праведен только Христос, именно через Его чистую, невинную Кровь спасутся люди, принявшие за свои грехи жертву Иисуса:
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет. 3:18, см. также Рим. 5:17, 2 Кор. 5:21, 1 Ин. 3:5).
Праведниками, как и святыми, Библия называет не абсолютно безгрешных людей, а тех, кто старается жить правильно, согласно заповедям Творца:
«В сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор. 6:25).
«Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1 Ин. 3:7).
«Если кто праведен и творит суд и правду, …к идолам … не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет … никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник … говорит Господь Бог» (Иез. 18:5-9, см. также Иез. 3:21, Прит. 24:16, Пс. 36:30,31, Пс. 111:1-7, Мал. 3:18, Мф. 25:37-40, 1 Пет. 4:18, Рим. 5:19, Рим. 6:19, 1 Кор. 6:9-11).
«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром» (Прит. 13:22).
«Правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20, см. также Иез. 18:24,26, Иез. 33:12,13, Мф. 9:13, Лук. 15:17).
Таким образом, в соответствии с учением Библии, святой и праведник – это простые люди, которые стараются жить по заповедям Творца.
Кто такие святые, если смотреть по Библии?
Слово «святой» и его действие в жизни человека ярко проявляется в иудейской традиционной свадьбе. По традиции жених даёт невесте кусок золота и говорит: «Ты становишься святой для меня». Если невеста принимает этот дар, то тем самым она раз и навсегда отделяет себя для этого мужчины, чтобы принадлежать только ему. Она становится святой, т.е. посвящённой мужу, отделённой для мужа.
Я понимаю, что то, что я скажу дальше может вызвать в вас не просто недоумение, но и даже возмущение, однако прошу вас не торопиться и понять, что нынешнее значение слова «святой» в вашем сознании сформировано не Библией, а традицией принятой в русской культуре. Итак.
Если вы веруете в то, что Иисус является Тем, Кого ваш Небесный Отец определил в качестве вашего Спасителя от греха и смерти, вы тем самым позволяете Богу сделать вас святой, т.е. отделить вас от мира и начать воспитывать вас по правилам Неба. День за днём Бог освящает (от слова «святой») вас, помогая расти в святости, т.е. в одном из самых главных Его качеств. Если вы день за днём позволяете Ему быть вашим Отцом и Учителем, то вы день за днём остаётесь святой, т.е. отделённой для Него.
Именно этот смысл вкладывали апостолы в слово «святой», когда они, обращаясь к уверовавшим, называли этих уверовавших святыми. Всех, без исключения.
Вот апостол Павел обращается к уверовавшим в Риме: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым : благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим.1:7). Все уверовавшие – это возлюбленные Божии и призванные для вечной жизни святые.
В пятнадцатой главе того же послания апостол Павел, описывая свои планы, говорит, что собирается пойти в Иерусалим, чтобы передать тамошним святым материальную помощь от святых (= уверовавших) Македонии и Ахии (Рим.15:25).
В шестнадцатой главе Павел просит римских верующих принять под своё крыло «Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» и настаивает, чтобы они приняли её так, как это должны делать святые люди, т.е. помочь ей во всём, в чём она имеет нужду (Рим.16:1-2)
Вот Павел обращается к верующим Ефеса: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе : благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф.1:1-2). Всё письмо написано к верующим Ефеса. Это их Павел называет святыми!
Евр.12:14 «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ».
1Фесс.4:7 «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ».
Еф.1:4 «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви »
Кол.1:22 «ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою»
Если вам пока тяжело понять настоящий смысл слова «святой», то читая Библию, заменяйте это слово на сочетание слов «отделённый от греха для Бога». И прошу вас: бойтесь определять понятие святости по существующей в мире традиции! Библейское определение святости совсем другое.
Да благословит вас Всевышний познанием святости Его,
Святость
Святость
(Holiness) Основной атрибут Бога и качество, которое следует развивать в себе Его народу. Существительное «святость» и прилагательное «святой» употребляются в Библии более 900 раз. Исконное слово, которое обозначает святость в ВЗ, значит «отсекать» или «отделять». По сути святость — это отделение себя от всего нечистого и посвящение тому, что чисто. В ВЗ святость применительно к Богу обозначает Его превосходство над всем творением и моральное совершенство Его характера. Бог свят, так как полностью отличается от Своего творения, владеет и управляет им. О Его святости в особенности много говорится в Псалтири ( Пс 46:9 ) и у пророков ( Иез 39:7 ), где «Святый» — практически имя Бога Израиля. В Писании Бог назван «Святым» ( Ис 43:15 ; Ис 57:15 ; Иов 6:10 ) и «Святым Израиля» ( Пс 88:19 ; Ис 60:14 ; Иер 50:29 ).
В ВЗ святость Бога показывает, что Господь удален от всяческого зла и не может быть осквернен (см. Иов 34:10 ).
Его святость — стандарт абсолютного морального совершенства ( Ис 5:16 ).
Святость в ВЗ имеет две стороны:
(1) внешнюю, или обрядовую; и
(2) внутреннюю, или моральную и духовную. Обрядовая святость ВЗ, предписанная в Пятикнижии (первые пять книг ВЗ), включала в себя обряды служения Богу. Священники и левиты освящались для выполнения сложных ритуалов освящения ( Исх 29 ), так же как и назореи, что значит «отделенные» ( Чис 6:1-21 ).
Пророки, такие как Елисей ( 4Цар 4:9 ) и Иеремия ( Иер 1:5 ), тоже освящались для особого пророческого служения в Израиле. Но ВЗ привлекает внимание также к внутренней, моральной и духовной святости. Люди, сотворенные по образу Божьему, должны воспитывать в себе Божью святость, которая проявлялась бы в их жизни ( Лев 19:2 ; Чис 15:40 ).
В НЗ обрядовая святость, которая играет важную роль в Пятикнижии, отступает на задний план. В то время как большая часть иудеев во времена Иисуса стремилась достичь обрядовой святости своими делами ( Мк 7:1-5 ), НЗ подчеркивает этическую, а не формальную сторону святости ( Мк 7:6-12 ).
С пришествием Святого Духа ранняя церковь поняла, что святость жизни — это глубокие внутренние отношения, которые должны управлять мыслями и поведением человека при его взаимодействии с личностями и объектами внешнего мира. В греческом НЗ слово, обозначающее «святость», указывает на внутреннее состояние свободы от моральных промахов и сравнительной гармонии с моральным совершенством Бога. Прежде всего святость по-гречески — это «богоподобие» или «благочестие». Другое греческое слово передает ветхозаветное понятие внешнего отделения от мирского и посвящения служению Господу. Так как авторы НЗ переняли ветхозаветное представление о Божественности, о святости Бога говорится в сравнительно небольшом количестве апостольских текстов. Иисус упоминает об этической природе Бога, когда учит Своих учеников молиться: «Да святится имя Твое» ( Мф 6:9 ).
В Книге Откровение моральное совершенство Бога прославляется с помощью фразы с трехкратным повторением, взятой из Исаии: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Откр 4:8 ; Ис 6:3 ).
Лука рассматривает тему божественной святости в свете преобладающего в ВЗ понятия трансцендентности и величия Бога ( Лк 1:49 ).
Аналогичным образом в НЗ говорится о святости Иисуса Христа. Лука ( Лк 1:35 ; Лк 4:34 ), Петр ( Деян 3:14 ; Деян 4:27-30 ), автор Послания к евреям ( Евр 7:26 ) и Иоанн ( Откр 3:7 ) утверждают, что святы и Отец, и Сын. Так как Дух исходит от Бога, свидетельствует о Его святом характере и работает для свершения святых замыслов Бога в мире, Он тоже совершенно свят ( Мф 1:18 ; Мф 3:16 ; Мф 28:19 ; Лк 1:15 ; Лк 4:14 ).
Сам титул «Святой Дух» указывает на этическое совершенство третьей ипостаси божественной Троицы ( Ин 3:5-8 ; Ин 14:16-17,26 ).
В НЗ святость также является особенностью Христовой церкви. Апостол Павел учил, что Христос любит церковь и умер за нее, чтобы «освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» ( Еф 5:26 ).
Петр обращается к церкви как к святому народу, говоря языком ВЗ. Церковь — народ, отделенный от неверующих народов и посвященный Господу, «народ святой» ( 1Пет 2:9 ; см. Исх 19:6 ).
Но в НЗ чаще говорится о святости по отношению к отдельным христианам. Верующие во Христа часто называются «святыми», потому что Бог оправдывает грешников верой и они делаются «святыми» в Его глазах. Оправданный грешник не совершенен в моральном отношении, но Бог провозглашает их невиновными. Так, хотя христиане Коринфа, например, грешили Павел мог обращаться к своим заблуждающимся друзьям как к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор 1:2 ).
Несмотря на свои проблемы, коринфские верующие были «святы» во Христе. В НЗ ставится акцент на реальности практической святости в ежедневной жизни христиан. Бог, провозглашающий человека праведным в вере во Христа, велит верующим совершенствоваться в святости жизни. Согласно Божьему плану, возрастание в святости необходимо для верующего. Бог в благодати предоставляет христианам духовные ресурсы, чтобы они могли «соделаться причастниками Божеского естества» ( 2Пет 1:4 ).