Безопасная среда что это
Общий уход за пациентами
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ
Любая среда, в которой живет человек, имеет определенные факторы, отрицательно на него влияющие (факторы риска). Чтобы сохранить здоровье, человек должен быть хорошо к ним адаптирован. Пациент попадает в стационар со сниженной способностью к адаптации — ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него больничной обстановки. Госпитализация всегда является стрессом для организма. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают человека изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. Поэтому задачей медицинского персонала является максимальное устранение влияния факторов риска на пациента и создание в ЛПУ таких условий, которые обеспечат ему безопасность на протяжении всего времени нахождения в стационаре.
Необходимо также помнить, что если на больного человека факторы риска действуют только в течение определенного времени, то медперсонал подвержен их влиянию постоянно. И когда медицинский работник не знает, как защитить себя от негативного воздействия этих факторов, неизбежен вред его собственному здоровью.
Безопасной больничной средой называется та среда, которая обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все жизненно важные потребности.
Безопасную больничную среду создают:
— режим инфекционной безопасности;
— мероприятия, обеспечивающие соблюдение личной гигиены пациентом и медперсоналом;
Режим инфекционной безопасности достигается путем:
— дезинфекции — уничтожения болезнетворных бактерий;
— стерилизации — уничтожения всех видов и форм бактерий и вирусов, включая споры;
— дезинсекции — уничтожения насекомых;
— дератизации — уничтожения грызунов.
Обеспечить соблюдение личной гигиены можно путем:
— личной гигиены пациента (уход за кожей и естественными складками, уход за слизистыми, своевременная смена нательного и постельного белья, профилактика пролежней, обеспечение судном и мочеприемником);
— личной гигиены медперсонала (использование соответствующей спецодежды, наличие сменной обуви, чистота тела, рук).
Лечебно-охранительный режим — это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического комфорта пациентов и медицинского персонала. До настоящего времени действовал Приказ МЗ СССР от 16.11.1987 № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях». В соответствии с ним лечебно-охранительный режим включает:
— режим эмоциональной безопасности;
— правила внутреннего распорядка и выполнения медицинских манипуляций;
— режим рациональной двигательной активности.
I. Режим эмоциональной безопасности включает:
— устранение отрицательного влияния больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека;
— создание положительного эмоционального настроя у пациентов, что поможет им легко адаптироваться к условиям стационара.
Для этого необходимо:
— поддерживать в учреждении спокойную, доброжелательную обстановку;
— не допускать громких разговоров;
— общаться со всеми вежливо и доброжелательно;
— не включать громко радио и телевизор;
— продумать интерьер, удобно расставить мебель, оборудовать помещения для отдыха пациентов и медперсонала;
— обеспечить организацию досуга пациентов, возможность заняться какой-либо деятельностью;
— убирать медицинские инструменты, предметы ухода, кровь, выделения, которые могут вызвать у пациентов отрицательные эмоции;
— позаботиться о рациональном заполнении палат, что поможет всем пациентам удовлетворить потребность в общении;
— не раздражаться по поводу страхов и стеснительности пациентов, обеспечить им эмоциональную поддержку при проведении каждой манипуляции.
Весьма актуальной является проблема эмоциональной безопасности для медицинских работников. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Это приводит к тому, что медперсонал постоянно находится в состоянии стресса (эмоционального шока).
Факторы риска возникновения стресса у медперсонала
1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента.
2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.
3. Профессиональный риск инфицирования.
4. Ситуации, связанные с проблемами в общении (требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги).
5. Особый режим дня (суточные / ночные дежурства).
Крайним проявлением накопленного стресса является нервное истощение — явление, возникающее из-за постоянных стрессовых ситуаций. Его признаки:
— физическое истощение: быстрая утомляемость, общая слабость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна;
— эмоциональное напряжение: депрессия, чувство беспомощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость;
— психологическое напряжение: негативное отношение к себе, к окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.
К факторам, которые могут ослаблять влияние стресса, можно отнести:
— любовь к своей профессии;
— умение сосредоточиться на положительных моментах;
— эффективное общение с коллегами;
— здоровый образ жизни;
— рациональную организацию труда и отдыха;
— соблюдение правил этики и деонтологии.
II. Правила внутреннего распорядка во многом обеспечивают успех лечебной деятельности. Эти правила в первую очередь включают режим дня, а именно:
— выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий;
— поддержание соответствующего санитарного состояния в палатах. Соблюдение правил внутреннего распорядка позволяет обеспечить:
— условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит — качественный уход;
— слаженную работу всего медицинского коллектива и рациональное использование рабочего времени каждого сотрудника;
— профилактику несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медработника.
Медсестра должна знакомить с правилами внутреннего распорядка всех поступающих на отделение пациентов и их родственников.
III. Режим рациональной двигательной активности подразумевает наличие индивидуального режима для каждого пациента. Режим может быть строгим постельным, постельным, палатным (полупостельным) и общим.
Цели назначения режимов:
— ограничить физическую активность пациентов;
— уменьшить боль, в том числе послеоперационную;
— дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.
При строгом постельном режиме:
— не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться;
— гигиенические процедуры, физиологические отправления осуществляются в постели;
— медсестра ухаживает за пациентом, кормит, проводит гигиенические мероприятия.
При постельном режиме:
— разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее;
— кормление и гигиенические процедуры помогает пациенту выполнять младшая медицинская сестра.
При полупостельном режиме:
— разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати;
— кормление осуществляется в палате;
— гигиенические процедуры пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью медицинской сестры.
— пациент самостоятельно себя обслуживает;
— пациент самостоятельно осуществляет гигиенические процедуры;
— пациенту разрешается свободно ходить по палате, по коридору, в столовую;
— могут быть разрешены прогулки по территории больницы.
На рис. 2 представлены варианты положения пациента в постели: лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе. Положение Симса — промежуточное положение между положением на боку и положением на животе, а в положении Фаулера приподнят головной конец.
Рис. 2. Положение пациента в постели:
лежа на спине (а); лежа на боку (б); лежа на животе (в); положение Фаулера (г); положение Симса (д)
Постельное белье должно быть чистым. Простыни не должны иметь рубцов и швов, а наволочки — узлов и застежек на стороне, обращенной к больному (рис. 3). Для удобства пациента целесообразнее использовать функциональную кровать.
На рис. 4 показаны действия медицинской сестры и приспособления для придания удобного положения больному в постели. Все лица, принимающие участие в перемещении пациента, должны владеть техникой перемещения. Основные требования: приподнимание пациента над постелью (исключаются трение и срезывающая сила), правильная биомеханика тела людей при осуществлении перемещения (исключается риск травмы спины). Также необходимо предусмотреть любую возможность для пациента самостоятельно уменьшать давление на ткани (например, поручни или кольца под кроватью).
Что такое безопасная среда в школе? Как обеспечить безопасность ребенка в школе?
Про безопасную среду приходится слышать часто. Но что при этом имеется в виду? Охрана и рамки? Или речь идет и о психологической безопасности?
Физическая безопасность детей
В наше неспокойное время охрана в школе — обычное явление. К сожалению, всем известны случаи, когда против детей и учителей в школе совершались противоправные действия. Увы, охрана не всегда в силах справиться с нештатной ситуацией, что, конечно, огорчает. Но обучение охранников или их замена на более профессиональных — вопрос, находящийся не в нашей компетенции.
Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)
Как свести подобные ситуации к минимуму?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:
В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:
Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие «опасные» места.
Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.
Существует психологический закон, который называют «законом разбитого окна». Смысл этого «правила» в том, что, если в заброшенном здании разбить одно окно, в скором времени все окна в нем будут разбиты. По наблюдениям психологов, стоит поставить где-то в парке, например, небольшую стену, как возле нее в течение недели-двух образуется свалка. Это доказывает, что неправильная организация пространства провоцирует людей на противоправные действия. Причем даже взрослых людей, что уж тут говорить о подростках.
Психологическая безопасность
В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас.
Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую.
В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который «не справляется», «не может объяснить детям» и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.
Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?
Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.
Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.
Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу.
Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных «травителей», следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.
Хорошо проводить специальные мероприятия:
Однако может оказаться так, что ситуация зашла уже слишком далеко. Дети молча игнорируют или даже явно отказываются выполнять распоряжения учителя, связанные с взаимодействием с «изгоем», спорят, доказывая свое право не общаться с одноклассником. Иной раз он и сам отказывается идти на контакт (боится, обижен, а может быть и так, что он и в самом деле обладает крайне тяжелым характером, ведь буллинг далеко не всегда возникает на пустом месте, нередко и жертва не такая уж невинная). Однако это показывает, что проблема зашла слишком далеко и требуется помощь медиатора, который постарается в ходе специальных мероприятий наладить контакт между ребятами в классе. Необязательно всех любить и со всеми дружить, но нормальные отношения необходимо сохранять со всеми — это должно стать законом.
Ошибки педагога
Благоприятный психологический климат в классе — главное условие психологической безопасности ребенка в школе.
Но не единственное. Если предотвратить буллинг педагог обычно не в силах (как правило он действует, уже будучи поставлен перед фактом), то есть и такие составляющие благоприятной атмосферы, которые зависят именно от него.
О том, что именно педагог может стать невольным инициатором буллинга, мы уже упоминали выше (случаи, когда учитель умышленно организует травлю неугодного ребенка, мы рассматривать не будем: это недопустимое поведение для педагога).
Иногда мы не замечаем, что наши слова, обращенные к ученику, несут в себе травмирующий его психику элемент. Кто-то, оказываясь раз за разом объектом мягкой и необидной объективно иронии учителя, радуется, что «не влетело по-настоящему» и старается не дразнить судьбу в дальнейшем. А кто-то с больным самолюбием воображает, что его обидел учитель, а ребята смеялись: конечно, его все презирают, не любят.
Наши нейтральные, в общем-то фразы в разы чаще несут в себе критику, нежели положительную оценку. Результатом становятся серьезные проблемы:
Ребенок уверен в том, что он ничего сам ее может. Конечно, это травмирует его психологически и не способствует повышению успеваемости.
Чтобы избежать такого психологического давления, педагог может провести простой эксперимент, подсчитав с помощью пометок на листочке, сколько раз он похвалил учеников, а сколько — поругал. Очевидно, что хвалить надо чаще.
Стоит освоить метод восстановительных фраз и постоянно говорить их ребятам. Их можно распечатать и положить на столе на видном месте, чтобы не забывать их использовать. Восстановительные фразы вселяют в ребенка оптимизм и надежду, мотивируют его на свершения.
Как улучшить психологический климат в коллективе
Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.
Восстановительные приемы
К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это
Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.
Тимбилдинг
Это объединяющая совместная деятельность. Причем такая, которая дает конкретный результат. Например, это может быть:
Небольшая группа (малокомплектный класс) может работать в полном составе; большой класс лучше разделить на группы и поручить каждой либо законченную часть работы, либо создание аналогичного продукта.
Создание правил класса
Прекрасный результат обычно дает работа над созданием правил поведения. Ребята с удовольствием формулируют такой кодекс, а потом его, вроде, уже неловко нарушать: сами же придумали.
Правила обязательно должны быть реалистичными и конкретными, их не должно быть много. В обсуждении должны участвовать все учащиеся. Готовые правила надо красиво оформить и вывесить в классе.
Безопасность ребенка в школе — это минимум того, чего ждут и вправе требовать от нас родители. Возможно, статья будет полезна педагогам, которые стремятся создать безопасную среду в классе для своих учеников.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Новости
Безопасная среда в небезопасное время.
Термин «безопасная среда» интуитивно понятен, но… Всегда есть но. Почему!? Потому что, вроде бы ясно, что имеется в виду, но «что конкретно вы имели в виду» не понятно. Вот с такого предисловия начинается сегодняшняя статья.
Итак, давайте всё же внесём ясность в определение вышеназванного термина. Безопасная среда – это такая среда, а точнее обстановка, в которой человек и его окружение чувствуют себя защищёнными от негативного воздействия окружающей среды. Помимо этого, безопасная среда обеспечивает комфорт человека и его привычный образ жизни.
Различают «больничную безопасную среду», «безопасную среду ЛПУ» и т.д. А мы же с вами поговорим о том, как создать безопасную среду у себя дома. Помните: «мой дом – моя крепость»!?
Сегодня, в период пандемии коронавируса, создание безопасной среды и обеспечение здоровья себе и своим близким особенно важно.
Первое, это, конечно же, профилактика заболевания. Сюда относятся: соблюдение тщательной гигиены, укрепление иммунитета, соблюдение тех мер, которые приняты государством.
Но вот что можно предпринять ещё? А ещё очень важно сделать свой дом защищенным от проникновения в него вирусов и микробов. Например, с такими мероприятиями, как влажная уборка и проветривание, многие знакомы.
Но можно так, же создать благоприятную температуру. Для органов дыхания, например, наиболее благоприятна температура воздуха 19-20 гр.С.
Важно создать оптимальную влажность воздуха. По ГОСТу оптимальной является влажность воздуха 60%. На современном рынке представлена масса увлажнителей воздуха.
Встречаются ультразвуковые увлажнители. Они являются одними из самых простых. По мере их применения на поверхностях мебели часто можно заметить белый «налёт», при этом интенсивность увлажнения воздуха не так высока, как хотелось бы.
Можно встретить и паровые увлажнители воздуха. Наверняка вы видели такие увлажнители в магазинах или на известных интернет — площадках. Такие увлажнители не нашли большого спроса в виду низкой эффективности.
Большим спросом пользуются традиционные увлажнители, так называемые «мойки» воздуха. Они работают по принципу холодного испарения. В поддон заливается вода, поверх устанавливается, например, барабан с крутящимися пластинами, которые окунаясь в воду, набирают влагу, а поднимаясь к воздуху – отдают влагу воздуху. Они считаются наиболее производительными. Помимо увлажнения, многие из таких приборов очищают воздух от пыли.
Так же можно установить в квартиру приточную вентиляцию. Она подразумевает проветривание комнаты при закрытых окнах. Приточная вентиляция – это специальный прибор, который устанавливается в квартире и он засасывает воздух с улицы, воздух проходит через систему фильтров и затем попадает в квартиру. Таким образом, опять же снижается количество пыли, да и воздух очищается, в том числе и от микроорганизмов.
Так как коронавирус в первую очередь поражает систему лёгких, то конечно, безопасная среда подразумевает создание таких условий, в которых легочная система человека будет наиболее защищена.
А ещё, наверняка, многие из вас видели в поликлиниках специальные приборы, которые дезинфицируют воздух в присутствии людей!? Наверняка видели, но может быть, не задумывались о том, что это и как оно работает.
А этот аппарат называется бактерицидный облучатель. Это прибор, внутри которого встроены УФ-лампы, воздух засасывается в прибор, облучается УФ и чистым от микроорганизмов возвращается в помещение. Таким образом данный прибор обеспечивают чистоту воздуха от микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибков).
Благодаря применению этих несложных приборов вы можете создать безопасную среду для легочной системы у себя дома.
Конечно, для каждого заболевания разрабатываются «свои» мероприятия по созданию безопасной среды. Сегодня мы рассмотрели данный вопрос исходя из сложившейся ситуации в мире.
Как работают регуляторные песочницы для бизнеса
28 января 2021 года вступает в силу закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций — регуляторных песочницах. В чем суть этого закона? Что о нем думают предприниматели и как его оценивают юристы?
Последнее десятилетие технологии и инновации развиваются слишком быстро. Но возникают проблемы с их коммерциализацией и применением на практике — из-за инертности законодательства. Поскольку нет правовой регламентации, возрастают риски для бизнеса. Этот барьер мешает технологическому развитию.
Понимая суть конфликта, разные страны ищут способы решения проблемы. Сегодня регуляторные песочницы уже применяются в Австралии, Великобритании, Канаде, Китае, ОАЭ, Сингапуре, США, Швейцарии и ряде других стран.
В этой статье попробуем разобраться в следующих вопросах:
Что такое регуляторные песочницы
Это экспериментальные правовые режимы (ЭПР), применяемые в сфере цифровых инноваций, иначе говоря — механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин пока нельзя использовать.
На сайте Минэкономразвития уточняется, что в рамках ЭПР правительство может дать ограниченному числу компаний на определенной территории и на определенное время соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей. Эти особенности как раз и позволят применять соответствующие технологии.
То есть благодаря Федеральному закону от 31.07.2020 № 258-ФЗ, который вступит в силу 28 января 2021 года, у предпринимателей, занимающихся развитием цифровых инноваций, появится возможность без риска апробировать и разрабатывать технологии, которые пока существуют вне правового поля.
Направления, на которые распространяются регуляторные песочницы
Закон определяет достаточно широкий диапазон сфер, где могут устанавливаться ЭПР. Они позволят не только разрабатывать и апробировать, но и внедрять цифровые инновации в следующих направлениях:
Что следует понимать под цифровыми инновациями
Поскольку ЭПР распространяется именно на цифровые инновации, то важно понимать, что включает это понятие.
В законе говорится, что это:
К таким инновациям можно отнести технологии робототехники и сенсорики, систем распределенного реестра, беспроводной связи т.д. С полным списком можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2020 № 1750.
Как ИП или юрлицу начать применять экспериментальный правовой режим
Одобрением ЭПР занимается Минэкономразвития, отраслевое министерство и АНО «Цифровая экономика». На все этапы согласования уходит не менее 85 дней, в зависимости от количества корректировок, которые нужно внести.
Действия со стороны заявителя
Предпринимателю нужно обратиться с заявкой в Минэкономразвития и пройти предварительный отсев. Заявка рассматривается в течение 15 дней и по итогам либо принимается, либо отклоняется или направляется на доработку.
Заявка представляет собой разработанную программу ЭПР, в ней должно быть описано, что и как планируется тестировать.
Важно обосновать свои предложения с точки зрения пользы для общества.
Действия со стороны Минэкономразвития
Министерство проверяет заявителя на соответствие базовым требованиям: несудимость руководства, отсутствие задолженности по налогам, отсутствие регистрации в офшоре.
Если вопросов к заявителю не возникает, то заявка отправляется:
Далее все зависит от голосов. Если все поддерживают поступившее предложение и голосуют «за», то Минэкономразвития начинает разрабатывать постановление правительства об утверждении программы экспериментального правового режима и вносит его в правительство.
Если возникают разногласия, то они рассматриваются Правительственной комиссией по ИТ.
На этот этап работы уходит около двух месяцев.
При оценке заявки и возникновении разногласий она может отклоняться или направляться на доработку.
Требования к участнику экспериментального правового режима
Срок действия ЭПР — максимум три года, но он может продлеваться.
Компания, участвующая в эксперименте, должна обеспечить прозрачность его проведения. Например, одно из требований — ведение реестра лиц, вступивших с компанией в правоотношения в рамках ЭПР.
Кроме того, участник обязан информировать клиентов о том, что они получают товар или услугу в рамках эксперимента, а также реагировать на поступающие жалобы.
Если возникают риски или нарушаются условия эксперимента, бизнес исключается из программы ЭПР.
Актуальные формы отчетов для всех режимов налогообложения. Проверка деклараций на ошибки, авторасчеты и подсказки при заполнении.
Если в рамках эксперимента инновация демонстрирует положительные результаты, правительство может распространить правовой режим на всю страну, то есть законодательно закрепить возможность использования этой инновации. Так отмечается на сайте Минэкономразвития.
Что думает о новом законе бизнес
Предприниматели положительно оценивают закон, но пока не спешат им воспользоваться. Ожидают, пока государство объяснит правила игры.
Среди первых проектов-участников — грузовые перевозки, беспилотные автомобили, бесконтактные медосмотры.
Регуляторные песочницы помогут совершенствовать законодательство
Ксения Даньшина, юрист CMS Russia, уверена, что принятие закона об ЭПР в сфере цифровых инноваций является ключевым шагом в процессе внедрения регуляторных песочниц в России и отвечает мировым тенденциям.
Если компания, задействованная в разработке и применении цифровых технологий, выявит ограничения, препятствующие использованию и развитию технологий, она может выступить инициатором введения ЭПР и получить определенные льготы, которые будут установлены программой.
Ожидается, что регуляторные песочницы позволят показать реальную востребованность технологических решений, а также помогут совершенствовать законодательство с учетом развития технологий, но без чрезмерного обременения различными ограничениями.
Инициатива поможет сделать безопасной работу всех участников
Современные цифровые и технологические решения опережают уровень развития их правовой разработки и законодательного регулирования, считает Андрей Кузьмичев, первый заместитель генерального директора RU-CENTER.
Эта ситуация характерна не только для России, но и для всего мира, поэтому и в США, и в Китае, и в ЕС уже есть стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ), которые включают в себя и юридические вопросы. В ближайшие десятилетия разрыв между практикой и их нормативным регулированием продолжит существовать и, возможно, будет увеличиваться.
Регуляторные требования всегда будут несколько консервативными по отношению к цифровым технологиям, и, наверно, это оправдано. Сами по себе цифровые песочницы позволяют создавать и тестировать инновационные продукты и технологии и не отставать от других стран, но глобально в любой дискуссии относительно использования цифровых инноваций есть несколько вопросов.
Эксперт отмечает две проблемы — безопасное хранение и защиту персональных данных, а также ответственность за нарушения и ущерб, который может быть нанесен, например, «действиями» ИИ.
Андрей Кузьмичев обращает внимание на массовые примеры неправомерного доступа, а именно случаи, когда персональные данные миллионов людей попадают в сеть и становятся доступны всем желающим.
Только в этом году в России было минимум восемь крупных утечек данных из различных финансовых учреждений и маркетинговых программ лояльности ритейлеров. В каждом случае в открытый доступ попадали данные 5-10 млн пользователей.
Это не только российская проблема. В прошлом году, к примеру, прошла утечка данных о 20 млн жителей Эквадора при населении страны в 16 млн человек. База включала в себя информацию о большинстве граждан, дублирующие записи и информацию о тех, кто уже умер.
В 2018 году в СМИ обсуждался проект компании Google под названием Project Nightingale. Компания получила медицинские данные миллионов жителей США и использовала их для обучения ИИ, который в дальнейшем сможет предлагать индивидуальные решения по лечению.
С точки зрения закона, никаких нарушений не было – федеральный закон, принятый еще в 1996 году, позволяет медучреждениям передавать такие данные в целях реализации проектов в области здравоохранения и не запрашивать предварительного согласия пациента.
Однако данная ситуация вызвала у общественности вопросы о правоприменении законов в новых условиях.
Самый распространенный пример ущерба от ИИ — действия беспилотных автомобилей. Крупнейшие разработчики систем беспилотных автомобилей уже столкнулись с несчастными случаями, когда ИИ не смог верно определить ситуацию и в результате его бездействия погибли люди.
Наша компания пока не планирует пользоваться этим законом, потому что хостинг и регистрация доменов не противоречат действующей нормативной базе. Пока эту сферу можно улучшать без кардинальных изменений. К примеру, рассматривается проект, позволяющий регистраторам использовать данные из портала госуслуг в процессе регистрации доменов.
Эта инициатива полезна для рынка и поможет сделать безопасной работу всех участников: от органов власти и сотрудников правоохранительных органов до конечных потребителей, которые смогут защитить свои права на домен в некоторых случаях мошеннических действий с использованием персональных данных, например, при регистрации домена через скан паспорта.
Новый закон — возможность законодателю догнать технологии
Законодательное регулирование всегда отстает от жизни и технологического развития, уверен Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega. По его мнению, бизнес в России настолько зарегулирован, что постоянно приходится искать какие-то лазейки, чтобы обойти нормы. А новый закон тем и хорош, что позволит обходить нормы легально.
Все знают, насколько сложно разрабатывать что-то новое для медицины, поскольку вопросы жизни и здоровья глубоко отрегулированы, чтобы минимизировать риски. Этот законопроект, например, позволит пробовать телемедицинские технологии и искусственный интеллект для простановки диагнозов.
Огромной головной болью для законодателя является также регулирование беспилотного транспорта. Если раньше регуляторы всегда могли наложить вето на новые разработки, то теперь появится возможность все делать по закону. Отсутствие регулирования и запрет на эксперименты фактически отпугивает инновации. Проще инвестировать в прорывные технологии в другой стране с более новаторским законодательством.
Эксперт акцентирует внимание на производственный процесс разработчиков, а именно этап реального тестирования прототипа или готового продукта в естественной среде. Сейчас для тестирования приходится создавать искусственную среду, которая бы повторяла реальные условия. Участники рынка надеются, что закон позволит индустрии инноваций сократить издержки и не станет новой нормой ради нормы.
Но Алексей Рыбаков считает, что риск зарегулированности есть всегда — с учетом строгого следования букве закона регуляторами на первоначальном этапе вполне могут возникать эксцессы. Законодателю придется оперативно реагировать на них, иначе он может потерять доверие технологических компаний.
Сначала нужно отработать закон и десятки подзаконных актов и их взаимодействие с другим отраслевым законодательством на практике. И только после говорить об объединении нормативной базы в некий единый инновационный кодекс, который бы разрешал возможные конфликты между субъектами права в тех областях, в которых обычные нормы права не применяются или происходят коллизии норм.
Мы работаем по проектам заказчиков, поэтому вопрос о том, применим ли мы новое законодательство в собственном технологическом процессе, остается открытым. Если концепция проекта и техническое задание будут предполагать работу с этими нормами, конечно, нам придется этим заниматься.
Новый закон, как и технологические проекты, требует проверки жизнеспособности и тестирования. Лучше будет, если государство само заинтересуется в тестировании собственной законодательной разработки и покажет бизнесу, что проект работает и дает реальные преимущества.
Пока непонятно, как закон будет применяться на практике
Александр Зайцев, член правления инвестиционной платформы RAISON app, оценивает закон о регуляторных песочницах как интересную и полезную инициативу, которая будет способствовать развитию информационных технологий в России.
Он приводит пример регулятивной песочницы Центробанка, которая работает с 2018 года для финтех-проектов, в частности — для проектов с технологиями распределенного реестра (DLT). По словам Александра Зайцева, в начале этого года Центробанк и Норникель анонсировали запуск блокчейн-платформы для оцифровки (токенизации) ценных бумаг, сырьевых товаров (медь, платина, никель) и других активов. Это первый подобный отечественный проект.
DLT или блокчейн — одна из самых многообещающих технологий регулятивной песочницы. В том числе эта технология может изменить ландшафт современного рынка ценных бумаг.
Сейчас компаниям, которые хотят привлечь большой объем финансирования, приходится проводить дорогостоящее IPO, причем подготовка к нему может длиться годами. Блокчейн дает возможность вместо IPO провести Security Token Offering, то есть вместо акций выпустить обеспеченные акциями токены. Это дешевле и проще в организационном плане.
Александр Зайцев отмечает, что технология распределенного реестра может также использоваться в большинстве сфер — страховании, юриспруденции, медицине, государственном управлении и др. Смысл блокчейна в том, чтобы уменьшить количество посредников между двумя сторонами сделки и, соответственно, уменьшить ее себестоимость. При этом прозрачность сделки только возрастает, ведь внести изменения в уже записанную в блокчейне транзакцию невозможно.
Мы пока не планируем участвовать в регулятивной песочнице Сбербанка со своей инвестиционной платформой RAISON app. Когда мы создавали компанию в 2017 году, то структурировали ее в Эстонии из-за более прогрессивного законодательства этой страны в отношении блокчейна и криптовалют.
Сегодня в России принят закон «О цифровых финансовых активах», хотя и довольно спорный, заработали регулятивные песочницы. Однако пока это скорее эксперимент, чем отлаженная регулируемая система, поэтому мы продолжим работать в рамках европейского законодательства, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.