Бежин луг чему учит это произведение
Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)
Автор: Guru · 10.09.2018
Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.
История создания
Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.
Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.
Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.
Главные герои и их характеристика
Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.
Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.
Темы и проблемы
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Чему учит?
Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.
Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Тургенев И. «Бежин луг» Читательский дневник, краткое содержание
Тургенев И. «Бежин луг» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Иван Сергеевич Тургенев
Название: «Бежин луг»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Удивительные истории
Число страниц: 17
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказчик заблудился и набрёл на крестьянских мальчишек, стерегущих лошадей. Они рассказали много удивительных историй.
Сюжет — краткое содержание:
Рассказчик заблудился в долине вместе со своим псом и долго бродил ночью по холмам. Внезапно он подошёл к мальчишкам, которые пасли лошадей. Их было пятеро (Ильюша, Павлуша, Ваня, Федя, Костя). Они всю ночь рассказывали легенды и разные истории. Утром рассказчик ушёл от спящих ребят, он смог попрощаться лишь с проснувшимся Павлушей, который вскоре погиб, упав с лошади.
Понравившийся эпизод:
История про «небесное предвидение» была особенно интересной и увлекательной! Кто же этот Тришка?!
План произведения для пересказа:
Главная мысль рассказа:
Очень важно любить природу так, как рассказчик и дети.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит любить окружающий мир и побольше времени проводить на природе.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Рассказы мальчиков были очень увлекательные, а иногда и страшные! Легенды о русалках, мертвецах и Тришке были особенно интересны.
Новые слова и выражения:
Осинник – осиновый лес
Ягдтаж – охотничья сумка
Пословицы к произведению:
Родная земля лучше чужбины, полной серебра и золота.
Только тому почёт будет, кто родину не словом, а делом любит.
Чему учит рассказ бежин луг тургенева. Охарактеризуй особенности композиции произведений бежин луг и зелёная лампа
Тема рассказа
Произведение «Бежин луг» является частью цикла «Записки охотника», в которой Иван Сергеевич размышлял о прелестях и невероятной обаятельности русской природы и неказистой, сложной жизни крестьян. Центральной темой в рассказе является положение о равновесии в отношениях людей и природы и их взаимодействии, неразрывном существовании. Мистическая тема поклонения различным образам в жизни непросвещенного крестьянства является одной из основополагающих задумок.
Особенность композиции заключается в том, что она является достаточно хаотичной и неструктурированной. Ее сложное, поэтапное построение дает ощущение реальной вовлеченности в события. Она состоит и из таких важных деталей: цитатные и описательные характеристики образов мальчиков, их детские и неуверенные рассказы, подчеркнутые воспоминаниями рассказчика. Лирические отступления в форме пейзажных этюдов дополняют атмосферу, созданную в произведении. Важные характеристики:
Можно увидеть признаки реализма в произведении: соответствие принципу героя в типичных обстоятельствах, но многочисленные поэтические зарисовки прекрасных картин природы, философские изображения русских пейзажей относятся к романтизму.
О чем же мы узнаем из этого очерка? В чем его смысл, более подробно?
Из очерка мы узнаем о красоте русской природы
Читая этот очерк, прежде всего каждый может узнать о красоте русской природы. Писатель описывает ее как настоящий художник или как музыкант: перечисляются все краски, все оттенки, все звуки. Мы видим, как вечер превращается в ночь, и с ее наступлением ребятишки вспоминают все страшные рассказы. Поэтому смысл произведения заключается и в красоте русского пейзажа, переданного писателем.
Из очерка мы узнаем о русских суевериях
На фоне ночного пейзажа мы знакомимся со всеми русскими суевериями. Например, народ верит в то, что придет страшный Тришка, и тогда наступит конец света. Дети также говорят о том, что крестьяне из окрестных деревень видели то лешего, то русалку, то привидение. Поэтому смысл очерка также и в том, что он информирует нас о верованиях русского народа того времени.
Из очерка мы узнаем о жизни крестьян и их детей
Мы многое также узнаем о жизни крестьянских детей того времени. Несмотря на свой возраст, они должны ночью стеречь лошадей, совсем одни в поле, но принимают это за игру и забаву. Многие ребятишки уже работают на фабрике. Из рассказа 12-летнего Илюши мы узнаем, что в их смене работают одни дети, его сверстники. Надсмотрщик может приказать им спать прямо на фабрике, если работы слишком много. Значит, смысл очерка и в том, чтобы показать нам трудную жизнь детей той эпохи.
История создания
Рассказ Тургенев написал в 1851 году, чуть позже произведение стало одним из элементов сборника «Записки охотника». Он особенно выделялся, так как в истории русской литературы первый раз заговорили о крестьянах в возвышенном, некоем одическом стиле. Простые земледельцы стали и главными героями повествования. Сам писатель много времени проводил среди них: часто бывал на охоте и рыбалке с простыми мужиками, знакомился с их семьями, входил в круг доверия и узнавал настоящий характер многочисленного слоя населения. Именно благодаря этому, истории Тургенева выглядят так реалистично и по-настоящему прочувствованы.
Толчком к написанию произведения послужило знакомство с литературным критиком и искусствоведом В. Г. Белинским. Он отзывался об авторе так: «…в книге Тургенев подошел к изображению крестьянства с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил».
Работа над созданием произведения началась в ноябре 1850 года, и уже в 1851 рассказ был издан в журнале «Современник». Изначально работа должна была называться «Рудинское болото», но спустя некоторое время Тургенев решил заменить первый вариант на более поэтический и образный — «Бежин луг». Интересно, что местность является полностью вымышленной: ни на одной топографической карте нельзя найти этот объект.
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Проблематика произведения
Иван Сергеевич был поистине великим мастером слова, настоящим литературным художником. Именно поэтому он снова затронул одну из своих самых любимых тем: природы и человека.
Одной из проблематик выступает жизнь народа. Автор поднял вопрос об отмене крепостного права. Целую ночь дети должны были следить за стадом лошадей и ни в коем случае нельзя было заснуть, ведь волки могут напасть на животных. Но такие суровые условия жизни уже не пугали мальчиков. Они никогда не жаловались, не огорчались. Каждый день для них становился историей с новыми возможностями вновь почувствовать радость и искреннюю любовь к жизни. Они придумывали свои собственные развлечения во время работы. Автор выделяет главную мысль: чтобы стать частью этого мира, в первую очередь нужно:
Настоящий смысл существования — быть одним целым с этим громадным миром, в чувстве благодарности Вселенной. Необходимо слышать зов сердца и ощущать каждое наставление совести. В рассказе автором поднимается ещё одна важная тема мистических, мифологических верований, в основе которых лежит поклонение перед мифами и легендами. Дети пересказывали друг другу все былины и придания, которые порабощали разум человека страхом перед карой и наказанием.
Больная фантазия рабочего-плотника Гаврилы видит русалку, после чего мужчиной овладевают страшные и темные мысли, подавленное настроение и боязнь грядущего. А баба Ульяна, заметив своего «близнеца», решает, что это предзнаменование её скорой смерти. Она не может перестать думать об этом, и действительно, скоро умирает. Красивой деревенской девушке Акулине мерещится водяной. Селянка не выдерживает этого и теряет здравый смысл.
С тяжёлым сердцем и искренней горечью Тургенев понимает, что простые люди, сидя в необразованной, темной пропасти, слепы к науке, принимают любое природное явление как какой-нибудь символ или предвестник. Они погрязли в страхе и боязни, что делает их жизнь ограниченной и замкнутой. «Манящие» песни, мистические образы, пугающие существа и создания делают обычного человека бессильным перед своим собственным сознанием.
Особенности композиции
Делая детальный анализ рассказа «Бежин Луг», необходимо обратить внимание на сложный и многоуровневый характер построения композиции. Это произведение многогранное. По этой причине в его структуре можно выделить следующие составляющие:
Рассказ о ребятах открывает широкий и детальный портрет каждого из них в сочетании с яркими монологами, благодаря которым можно узнать внутренний мир героев и их сущность. Каждая история приобретает особый, уникальный характер.
Во время рассказов детей мужчина выражает свои мысли и умозаключения. Композиционная особенность построения произведения заключается в том, что автор вводит в структуру рассказа многочисленные лирические отступления в форме описания пейзажей. Тургенев связывает все действия людей с текущим состоянием природы: временем суток, погодой и её изменениями. Это объясняется тем, что писатель видит неразрывную связь между миром человеческим и миром природы.
Можно сделать вывод, что все описания, авторские оценки событий, мнения стали важными художественными элементами, без которых смысл произведения мог бы быть совершенно иным.
Краткое содержание
Автор книги долго ходил по лесу, пытаясь найти правильный путь, но понял, что заблудился. И всё же к вечеру ему удалось попасть на широкую равнину, которую местные жители называли Бежин луг. Именно тут он заметил крестьянских детей, которые собрались у костра. Он решил подойти к ним поближе. Ему удалось узнать, что мальчики пасли лошадей. Им предстояло всю ночь сторожить их в темноте.
Рассказчик сел рядом с компанией детей у костра и стал приглядываться к ним внимательнее. Самым маленьким из них оказался Ваня, которому было 7 лет. Он только и делал, что лежал в траве, изредка поднимая голову и поглядывая на собеседников. Чтобы присутствие автора не смущало ребят, он решил сделать вид, будто заснул. Это возымело эффект, потому что мальчики снова разговорились. Они обсуждали какие-то страшные истории, рассказывали о домовом.
Один из героев поведал, как ему пришлось заночевать на бумажной фабрике. Тут, конечно, он неожиданно услышал чьи-то шаги сверху. Крышки емкостей начали сами по себе подниматься, а водяное колесо и вовсе остановилось. Мальчики испугались и решили сбежать, а домовой лишь громко откашливался им вслед.
Иногда ребята делали перерыв во время этих рассказов и кушали картофель, сваренный на костре. Подкрепившись, они снова продолжали делиться друг с другом рассказами, словно соревнуясь в том, чей будет страшнее. Под утро, наконец, вся компания уснула. Охотник успел с ними проститься, после чего пошёл домой.
Характеристика главных действующих лиц
Павлуша и Илюша — наиболее активные участники истории. Они не только живо обсуждают различные темы, но и любуются на золотые звезды, прочие окружающие их природные красоты. Первый обладает странными, нетипичными чертами лица. Но цепляющий и уверенный взор серых глаз, сильный тембр голоса и властная речь делала мальчика особенным.
Ему лет 14, но он уже пользуется авторитетом среди своих сверстников. Его смелые и упорные идеи всегда воспринимались с особым вниманием. Он не верит в сверхъестественное, умен и решителен и отдает предпочтение здравому рассудку, а не стихийному привычному поклонению традициям. Сам мальчик — из семьи бедных крестьян, поэтому одет скудно.
Илюша и Федя
Илюше около 12 лет. Невыразительные черты лица создают вид вечно стыдящегося и зажатого поведения. Он аккуратно одет. Кроме того, мальчик:
Федя — самый старший, он родом из достаточно обеспеченной семьи. Мальчик одет добротно. Интересно, что в отличие от остальных, для него поездка в ночное — просто игра, новое путешествие, интересное развлечение, а не способ добыть деньги. Он обладает красивой запоминающейся внешностью: светлая кожа, белые кудри. Федя чувствует свое превосходство над ребятами, но не хитер, не эгоистичен. Он добр, милосерден, в некоторой степени представлен благодетелем. К тому же он неравнодушен к проблемам товарищей. Мальчик спрашивает о сестре Вани и ее здоровье, хочет прислать подарки бедной семье.
Костя и Ваня
Костя — хлипкий и маленький мальчуган с большими черными глазами, которые смотрят на всех жалобно, печально, угнетенно. Его болезненный вид обращает на себя внимание. Сам он из очень бедной семьи, поэтому одет крайне плохо. Веснушчатое личико напоминает маленького боязливого бельчонка.
Ваня — самый маленький в компании. Он молчалив и наблюдателен. Ему около 7 лет, у него кудрявые светлые волосы, добродушные глаза. При разговоре Ваня чуть-чуть картавит. Это неприметный, незаметный, стеснительный мальчик, который относится с трепетом и большой лаской к окружающим. Его основные черты — мягкий характер и такая же манера поведения.
Сам автор произведения ставит себя в роль рассказчика. Он становится охотником, который потерял тропу в лесу и заблудился, попав на луг, где и нашел компанию ребят. Он стал чутким и внимательным, выслушав каждого из мальчиков. Предоставил читателям подробное и детальное описание всех героев. Не забыл и про обстановку вокруг, что даёт полное ощущение присутствия. Из рассказа видно, что рассказчик много времени проводил с простыми людьми и хорошо знает их быт.
Действующие лица
В произведении Тургенева «Бежин луг» было несколько персонажей. Ближе познакомиться с ними поможет краткая характеристика:
Жанр книги
«Бежин луг» создан в жанре рассказа, так как имеет все характерные признаки: отличается средним объемом, одной целостной сюжетной линией, постепенным повествовательным содержанием. Произведение написано в литературном направлении реализма, но можно заметить явные черты романтизма:
Рассказ «Бежин луг» основной мыслью имеет призыв любить природу, стремиться к единению с ней, приблизиться к родным истокам. Именно этому учит произведение. Его проходят школьники в шестом классе. В этот период закладываются важнейшие черты характера детей. По этой причине важно не только прочитать сам рассказ «Бежин луг», главную мысль книги также необходимо осознать.
Главные герои рассказа — обычные крестьянские мальчишки, которые, несмотря на свой юный возраст, уже должны думать, как заработать кусок хлеба. Их некоторые размышления и вопросы, представленные перед ними жизнью, уже совсем недетские. Современники Тургенева считали, что процесс формирования в русском обществе новых типов крестьян достоин широкой огласки и увековечивания в литературе.
Краткое содержание «Бежин луг» для читательского дневника позволяет ознакомиться с главными героями и их взаимоотношениями.
Отзывы читателей
Книга произвела на меня благоприятное впечатление. Ее суть состоит в том, что детям приходится сталкиваться с проблемами, которые должны решать взрослые. Несмотря на разный социальный статус и происхождение, они общаются друг с другом на равных.
Читал произведение давно, еще будучи ребенком. Когда впервые открыл книгу, я был уверен, что она мне не понравится. Но я оказался неправ, потому что она захватила меня настолько, что я не смог встать из-за стола, пока не дочитал ее полностью.
Это одно из моих любимых произведений у Тургенева. Его можно отнести к классике жанра, как по стилистике, так и по основной мысли. Книга учит доброте и состраданию, умению получать радость жизни от близости с природой.
Марк, 37 лет
«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева
Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Тургенев Иван Сергеевич
Название произведения: Бежин луг
Число страниц: 15.
Издательство: «Литера».
Год издания: 2017 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1851 год
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.
Главные герои и их краткая характеристика
Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.
Краткое содержание и сюжет
Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.
Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.
Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.
В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.
Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».
Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой. Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю. Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.
План пересказа
Вывод и свое мнение
Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.
Основная мысль
Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.
Чему учит рассказ
Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.
Что понравилось
Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.
Цитаты из текста
«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»
«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»
«…Вишь ты — фабричные. »
Толкование непонятных слов
Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.
Тятя – отец.
Новые слова
Осинник – осиновый лес или перелесок.
Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
Лощина – низко расположенная долина.
Табун – стадо лошадей.