Без чего не существует современное общество
13 вещей, без которых мы не представляем свою жизнь
Пирамида потребностей читателей Т—Ж
Мы спросили у читателей о вещах, которые прочно вошли в их жизнь и без которых им сложно представить свой обычный день. Вот что из этого получилось.
Смартфон
Полиграф Шариков: «Как бы я хотел на самом деле поменять телефон на простую раскладушку, чтобы перестать захлебываться от потоков информации»
Домашний компьютер или ноутбук
Gleb Mikhalchenkov: «Без него мне нечего будет есть»
Доступ к горячей воде
Юлия Дризовская: «Купила водонагреватель на случай отключения. Жалею, что не максимального объема»
Медикаменты
Росскрепнадзор: «Всегда ношу с собой ибупрофен, лоратадин, лоперамид, уголь, лейкопластырь»
Крем для рук
Юлия Дризовская: «Без него точно никак, кожу сушит, и некомфортно жить. В идеале люкс, но в голодные времена и масс-маркет сойдет»
Стиральная машина
Юлия Дризовская: «Даже без холодильника и посудомойки готова жить, но стирать руками — ни за что»
Пауэрбанк
Вадим Булатов: «Маленькая батарейка в Айфоне, привет»
Вайфай
Для некоторых людей доступ к интернету важен не меньше, чем горячая вода
Посудомоечная машина
Полиграф Шариков: «Был настроен скептически, но как-то убедился, что фарфоровые чашки руками не отмыть»
Карманный нож
Кондиционер
Сергей Масловский: «Работает как на охлаждение, так и на обогрев — в начале осени или весной»
Микроволновка
Гульшат Кульгарина: «Не умею пользоваться плитой, да и вообще не умею готовить. А так хоть можно нагреть то, что отправила мама»
Тоже не может жить без микроволновки: Эмиль Номан
Кроссовки
Полиграф Шариков: «Как ни посмотри, а ходить куда-то нужно обутым. Босиком даже от грабителя не убежишь»
Тоже не может жить без кроссовок: Gleb Mikhalchenkov
Еженедельная рассылка Т—Ж
Еще несколько призов читательских симпатий:
А как же гречка и туалетная бумага?!
Крем для рук в последнюю неделю как никогда актуален, мою руки как сумасшедшая.
Выход для Шарикова кроется в его фразе- просто поменяй айфон на раскладушку. Я решил попробовать, третий месяц без смартфона, в целом, ничего колоссального.
Секс, жратва, сон. Остальное ерунда. Все что перечислено в опроснике 70 лет назад не существовало.
Федор, вы забыли водоснабжение (горячее) и, пардон, теплый ватерклозет.
Самым необходимым для себя считаю тот минимальный набор, который я беру с собой на длительную прогулку или мероприятие. В него входят: смартфон, пауэрбэнк, наушники, носовой платок, кардхолдер со всеми нужными картами, минимум пара соток наличкой и обязательно таблетки (от аллергии, от цистита и обезбол). Без всего остального, думаю, выживу.
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 8
1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
Асимметричность процессов глобализации выражается в следующем:
— различные страны и народы подошли к системе глобального мира с разным уровнем развития (экономического, политического, социального и т.д.) Например, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, в Африке были племена, которые не понимали даже, что Земля круглая.
— более развитые страны стремятся посягнуть на суверенитет менее развитых, чтобы сделать их своим сырьевым придатком, полностью поработив их рынок, разрушая их традиции и изменяя культуру.
— естественный отбор на глобальном уровне. Теперь выживают только сильнейшие социальные группы (нации, народности), которые доминируют над более слабыми, что ведёт к их исчезновению. Например, сейчас исчезают индейцы.
2. Какие компоненты составляют информационную сферу?
3. Какую роль в современном мире играет Интернет?
Интернет сегодня играет невероятно большую роль. Как самая настоящая сеть, он пронизывает все сферы жизни общества. Сегодня любой шаг человека, любой вздох связан с интернетом.
Что это такое? Мы знаем, что интернет есть всемирная система компьютерных сетей. Целью существования интернета является хранение, обработка и передача информации. Цель очень полезна и нужна везде, поэтому и интернет везде.
Интернет – глобальная сеть, которая связывает людей и разные задачи по всему миру. Сегодня человек остается информированным в режиме 24/7 благодаря интернету. Политические революции происходит благодаря тому, что интернет связывает разные протестные силы.
Интернет облегчает жизнь: необязательно ехать очень далеко для того, чтобы поговорить с человеком, ему можно позвонить или написать, отправить открытку или песню, видео посредством интернета. Сегодня интернет настолько развит, что позволяет людям из разных стран смотреть фильм и комментировать его вместе, будто они сидят на соседних местах в кинотеатре.
Интернет позволяет не стоять в очереди, а совершить оплату виртуально, работать не в офисе, а дома, но быть на связи, учиться не в университетской аудитории, а в любом месте за своим компьютером, связавшись с преподавателем по интернету.
Сегодня интернет играет главную роль в жизни человека, настолько, что для многих интернет и есть жизнь.
4. Какие структуры и почему являются субъектами глобальной экономики?
Субъектами глобальной экономики являются:
• транснациональные корпорации (ТНК) – потому что ТНК имеют филиалы/дочерние предприятия в разных странах мира, а продукция производится на международном рынке – ТНК обеспечивают 25% мирового ВВП и контролируют 80% патентов и лицензий
• национальные экономики, точнее экономики стран, которые участвуют в мировой экономике (это зависит от конкурентоспособности товаров, производимых в странах, какие есть барьеры, транспортная близость, но важнее всего – политический вес – этого больше всего у США и Китая)
• региональные экономические объединения, порождаемые сращиванием экономик соседних стран
• международных экономические организации (должны регулировать глобальную экономику; АТЭС, ВТО)
• интеграционные хозяйственные объединения (МЕРКОСУР, Североамериканское соглашение о свободной торговле и так далее)
5. Чем различаются американская, азиатская и европейская модели экономической политики государства?
Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.
Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП).
Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.
Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.
6. Как взаимосвязаны развитие гражданского общества и формирование постиндустриального информационного общества?
Я так полагаю, что эти два явления скорее взаимосвязаны. Дело в том, что и формирование гражданского общества и переход к постиндустриальному обществу связаны с высокой степенью самосознания человека. То есть люди начинают брать ответственность за свои поступки, за жизнь и так далее — в свои руки. Люди становятся более осознанными.
Несмотря на то, что оба эти процесса как бы не из одной оперы, но все же появление одного не возможно без постепенного перехода к другому. Разница только в том, что гражданское общество формируется в конкретной стране. В то время как переход к постиндустриальному обществу охватывает весь мир или большую часть.
Как вывод: я полагаю, что окончательный переход к постиндустриальному обществу совершится тогда, когда в большинстве развитых стран сформируется прочное гражданское общество. То есть произойдет трансформация человеческого мышления от потребителя к разумному потреблению в глобальном масштабе.
7. Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество».
8. Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере? Каким образом можно им противодействовать?
• Хакерство или социальная инженерия
• Информация (ее утечка, перехват, ложная информация)
• Сильная зависимость общества от заружбежной инфраструктуры
• Религиозные секты и радикальные религиозные группировки (потому что они контролируют поведение и мышление, могут контролировать и распространять информацию, оказывать влияние на эмоции и настроение и так далее)
• Большой отток граждан и высококвалифицированных работников
• Нарушение гражданских прав и свобод в информационной сфере
• Дезинформация о РФ, ее политике и так далее
Да, угрозам национальной безопасности можно противодействовать. И для этого существуют некоторые мероприятия во внутренней политике. Например, создаются системы противодействия монополизации информационной инфраструктуры, или если просто, создаются условия для существования независимой информации от отечественных или зарубежных структур. Кроме того, могут осуществляться такие мероприятия, как контрпропагандистская деятельность (ее суть в ликвидации последствий от дезинформации об РФ).
Также в РФ есть Доктрина информационной безопасности, которая существует с 2000 года. Доктрина нужна для того, чтобы устанавливать правила поведения государства, личности и общества в информационной среде.
9. Перечислите критерии развития информационного общества.
Критериями развития информационного общества выступают сформировавшиеся гражданское общество, свободность и доступность информации (единственное что ограничивается, то что запрещено в соответствии с законами (распространение террористической информации, информации направленной на какую то дискриминацию по расовому, половому, вероисповедованию или каким то другим признакам и многое другое. В частности есть нормы которые защищают все вышеперечисленные права. Также запрещена информация, которая побуждает к свержению государственной власти.
1. Исследования социологов «Левада-центра» выявляли отношение россиян к глобализации. На вопрос «Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?» 1600 респондентов в 2006, 2007, 2010 гг. ответили следующим образом:
Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос? Как вы думаете, с чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования? Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.
Я думаю, что такое не меняющееся отношение связано с тем, что россияне не задумываются о глобализации и ее влиянии ее на Россию, поскольку Россия не так сильно глобализирована как прочие государства, а также потому, что россияне не очень грамотны в данном вопросе. Возможно, это также связано с тем, что глобализация ассоциируется с процессом в глобальной политике, с Америкой и так далее.
Я бы затруднилась ответить, поскольку глобализация имеет плюсы для развития экономики, делает мир открытым, но в тоже время, глобализация загрязняет планету, стирает культурные и этнические границы, ухудшает состояние специфичной продукции каждой из стран.
2. Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?
Информационное сообщество диктует свои правила и конечно же не в пользу чтения книг, а проведение досуга в виде «общения» с компьютером. Конечно, книги как источник информации всегда будут иметь свою ценность, но на сегодняшний день более свежую информацию можно найти в Интернете.
3. Может ли существовать информационное общество без государства? Почему роль государства в нём можно оценить, как противоречивую?
Я считаю, что без государства ничего не может существовать. Здесь все очень просто на мой взгляд. Есть государство, есть внутренняя и внешняя его политика, а есть общество, которое и получает информацию касательно реализации этой политики. Также получает информацию о культурной и другой общественной жизни в стране. Так, что само государство и порождает информацию, которую получает общество, а потому общество не может без государства существовать, на мой субъективный взгляд.
4. Найдите в Интернете информацию о сетевом этикете. Дайте оценку сетевому этикету как социальному регулятору.
Ну а в целом, при сочинении и докладах надо просто лить воду. Разводи слова и растягивай мысли.
Глобальные проблемы человечества
Что такое глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы современности — это проблемы, которые касаются жизненных интересов всех людей на планете и охватывают многие сферы. Решить их можно только общими усилиями, если для этого объединятся все страны. Давайте разберемся, какие проблемы относятся к глобальным.
Признаки глобальных проблем общества
Влияют на жизнь всего человечества.
Возникают объективно из-за развития общества.
От того, сможем ли мы их решить, зависит судьба человеческой цивилизации.
Все мировые угрозы взаимосвязаны.
Требуют, чтобы для их решения страны работали сообща.
Эти проблемы нужно решить как можно скорее.
Причины, почему возникают глобальные проблемы | |
Люди в современном мире живут бок о бок. Отсюда противоречия, конфликты и проблемы, которые из локальных вырастают в общемировые. | Технологический прогресс — не только благо, но и ответственность. Общество не всегда настолько хорошо организовано и сознательно, чтобы планировать и отвечать за результаты своей деятельности. |
Какие глобальные проблемы сейчас угрожают миру
Уже сегодня человечество столкнулось с угрозами, которые дамокловым мечом нависли над будущим планеты. О каких именно глобальных проблемах современности речь, рассмотрим подробнее на примерах.
3 вида глобальных проблем
Проблемы в отношениях «человек-природа»
Проблема в отношениях «человек-общество»
проблема войны и мира;
взаимоотношения между нациями, этносами, расами;
экономическая, социальная и культурная отсталость;
освоение Мирового океана и космоса;
терроризм и др.
экологическая, энергетическая, климатическая, сырьевая, продовольственная проблемы и пр.
негативные последствия научно-технического прогресса;
опасные заболевания;
недостаточная защита культурного наследия и многообразия;
демографический кризис, голод, бедность и т. д.
Проблема термоядерной войны
Проблемы экологии
У всех экологических проблем мира один корень — жизнедеятельность человека, которая вредит окружающей среде.
Во второй половине прошлого столетия начали развиваться сразу несколько экологических катастроф:
разрушается мировая экосистема;
все больше видов флоры и фауны исчезает с лица земли;
происходит глобальное изменение климата, т. к. увеличивается выброс парниковых газов в атмосферу;
экологический баланс природы нарушен — все больше территорий поражены бедствиями либо стоят на грани катастрофы.
Загрязнение почвы, океана и околоземного пространства губительно. Оно отражается на здоровье человека и качестве его жизни, ставит под угрозу всех живых существ планеты. Пораженные территории становятся непригодными для жизни, а источники этого поражения мешают биосфере восстанавливаться и в конечном итоге разрушат ее.
Демографическая проблема
Эта глобальная проблема затрагивает количество населения мира. Сегодня в мире актуальны две противоположные тенденции. Рассмотрим каждую из них.
Население стран Азии, Африки и Латинской Америки резко возрастает. Уже сейчас это приводит к социально-экономическим проблемам в развивающихся странах. Если проблемы не решить, ситуация будет обостряться.
Людей пожилого возраста в странах Западной Европы становится больше, чем молодых. Это приводит к тому, что трудоспособное население перестает справляться с нагрузкой и не может обслуживать государство на прежнем уровне.
Проблема «Север-Юг»
Глобальная проблема «Север-Юг» — это напряженные экономические отношения между развитыми и развивающимися странами мира.
Пропасть между ними по уровню экономического и культурного развития растет с каждым годом. Так, некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки не могут позволить себе высокого роста в разных отраслях, высококачественных товаров и медицины, что влияет на их уровень жизни.
Мировая продовольственная проблема
Глобальная продовольственная проблема — одна из самых острых в современном мире. Она связана с тем, что в век научно-технического прогресса все еще остаются люди, которые не могут обеспечить себя питанием. По отчету портала GHI (Global Hunger Index) 47 стран мира в 2021 году имеют тревожно высокий индекс голода. Согласно прогнозам, понизить его до «нулевого голода» к 2030 году не получится.
Проблема бедности
Экономический кризис, который вызвала пандемия COVID-19, усугубила эту и многие другие проблемы в развивающихся странах.
Проблема международного терроризма
Терроризм — это насильственные действия, которые преступники используют, чтобы устрашать население и добиваться политических целей. Как правило, террористические акты — это рычаг давления на власть.
Причины развития терроризма
Страны развиваются неравномерно. Пока в одних цветет высокий уровень жизни и развиваются технологии, в других царит голод и разруха
Конфликт ценностей современного Запада и традиционных устоев, которые связаны с религией и этнонациональными вопросами
Одна из главных опасностей международного терроризма — его способность усилить другие глобальные проблемы общества. Сегодня террористическим группам доступны все блага технологий и финансирование за счет ограблений, доходов с теневой экономики и т. д. Это делает современный мир уязвимым перед терроризмом.
Другие проблемы XXI века
Это был далеко не полный список угроз, которые актуальны для планеты. Существуют и другие, не менее пугающие проблемы современного общества. Среди них:
опасные и часто неизлечимые болезни, которые быстро распространяются (СПИД, атипичная пневмония, COVID-19 и т. д.);
нехватка пресной воды;
проблема освоения космического пространства и Мирового океана;
истощение природных ресурсов;
утрата памятников культурного наследия человечества и другое.
Как решить глобальные проблемы человечества
Общество уже сделало первый шаг к тому, чтобы справляться с угрозами. Ученые и политики оценили масштабы катастрофы и предложили меры, которые помогут нам в борьбе за будущее. Рассмотрим в таблице список глобальных проблем человечества и пути их решения.
Проблема термоядерной войны
Создавать «чистые» технологии, наладить переработку отходов, сделать контроль очистных сооружений более жестким
Смягчить миграционные требования, позволить мигрантам из развивающихся стран восполнять население и поддерживать экономику развитых
Помочь развивающимся странам: повышать уровень образования, списывать долги, позволить товарам из Азии, Африки и Латинской Америки попадать на западные прилавки
Мировая продовольственная проблема
Преобразовать аграрную систему развивающихся стран, подключить государственную поддержку
Помочь экономике развивающихся стран быстрее развиваться с помощью мер, которые мы рассмотрели выше
Проблема международного терроризма
Создавать центры по борьбе с терроризмом, разрабатывать и контролировать антитеррористическую стратегию, усиливать защиту мест скопления людей, которые чаще атакуют — транспорт, концертные залы, стадионы
Есть и общие правила, которые помогут решить глобальные проблемы в будущем.
Изменить сознание людей: воспитывать в населении гуманизм, обсуждать глобальные проблемы в обществе.
Изучить причины и противоречия, которые обостряют глобальные проблемы и создают новые.
Объединить усилия всех стран: вместе создавать технологии, пользоваться единым фондом ресурсов, изучать угрозы вместе, обмениваться информацией.
Помнить, что перед человечеством встали проблемы, решение которых зависит от умения стран договариваться и работать сообща.
Наблюдать и контролировать глобальные угрозы.
Глобальные проблемы мира — это одна из тем на экзаменах по обществознанию. Если она кажется сложной и хочется разобрать ее подробнее, это можно сделать на курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ вместе с преподавателями Skysmart. На онлайн-занятиях ученик и репетитор вместе изучат, что относится к глобальным проблемам человечества, их типы, причины и многое другое.
Без чего не существует современное общество
Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные учёные?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.