Без чего не может состояться эффективное управление
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
1. Что такое управление?
1. Процесс адаптации системы к окружающей среде;
2. осуществление властных полномочий;
3. процесс регулирования в целях поддержания равновесия в системе;
4. деятельность, направленная на достижение определенной цели.
2. В чем суть «идеального типа управления»?
1. В создании иерархической структуры организации;
2. соответствие квалификации сотрудника занимаемой им должности;
3. в четком соблюдении принципа разделения труда;
4. в идеальном качестве руководителя.
3. Кто является автором доктрины «человеческих отношений»?
4. Каковы основные задачи социологии управления?
1. Изучать реальные факты в общественной жизни;
2. намечать пути изменения социальных структур;
3. разрабатывать принципы управленческой деятельности;
4. объяснять причины принятия управленческих решений;
5. Что из перечисленного входит в функции социологии управления?
1. Управление производственными коллективами;
2. прогнозирование будущих состояний общественных структур;
3. изучение последствий управленческих решений;
4. проведение социологических опросов с целью определений путей развития социальных систем.
1. В чем особенности социального управления?
1. В самоуправляемости социальных систем;
2. в противоречивости социальных процессов;
3. в сознательно планируемых действиях людей по управлению социальными системами;
4. в нормативной базе управления.
2. Что входит как главный фактор в понятие «социальные роли управляющего»?
1. Сборщик информации;
2. правильная оценка и анализ принимаемых решений;
3. поддержание дисциплины в учреждении;
4. регулярно предоставляемые отчеты руководству.
3. Без чего не может состояться эффективное управление?
2. без обратной связи;
3. без технических средств;
4. без дружеских отношений в коллективе.
4. Какими качествами характеризуются структуры управления?
5. Какая структура управления наиболее характерна для производственных комплексов?
1. Что является объектом социального управления?
1. Техническое устройство;
2. технологический процесс;
4. климатические условия.
2. Что главное в системном подходе у управлению?
1. Рассмотрение в комплексе всех факторов воздействия;
2. выделение информации как главного фактора изменений;
3. неразрывность субъекта и объекта управления;
4. соблюдение принципа саморегулирования.
3. Что входит в понятие неформальные отношения?
1. Нравственные отношения;
2. отношения, в которых действует личностный выбор;
3. отношения независимости;
4. отношения вне иерархических структур.
4. Что означает понятие «господства» согласно М. Веберу?
1. Отношения, основанные на силе;
2. отношения между управляющим и управляемым;
3. отношения, основанные на принуждении (экономическом, военном, физическом и т.п.);
4. унаследованная власть.
5. Какие потребности входят в иерархию потребностей согласно доктрине А. Маслоу?
2. потребности властного управления;
3. безопасность и защищенность;
4. потребности в получении прибылей.
1. Что такое коммуникация?
1. Информационная связь;
2. процесс обмена ценностями;
3. процесс обмена сообщениями, информацией;
4. процесс общения между людьми.
2. Что такое аутопотетическая модель коммуникации?
1. Содержащая в себе аудиторию как получателя информации;
2. состоящая из ряда других коммуникаций, воспроизводящих ее;
3. содержащая в себе аудиовизуальные средства коммуникации;
4. преодолевающая различные барьеры восприятия.
3. Сколько времени тратит руководитель на налаживание коммуникаций?
4. Что называют информацией?
1. Любые сообщения между системами с помощью знаков;
2. любое взаимодействие между материальными телами;
3. любое сообщение, содержащее в себе духовное начало;
4. взаимодействие разной природы, приводящее к разнообразию в мире.
5. Что такое организация?
1. Группа людей, стремящихся к определенной цели;
2. сообщество людей, инструментов, технологий, расположенных на ограниченном пространстве;
3. группа людей, объединившихся для занятий экономической деятельностью;
4. юридически оформленная для определенных занятий группа людей.
1. Что характерно для идеального типа управления организацией согласно М. Веберу?
3. личностная ориентация на службе;
4. отказ от собственных интересов в пользу государственных.
2. Какие требования должна соблюдать организация по отношению к индивиду?
1. Отслеживание поведения индивида на работе и не ее;
2. обеспечение высокого уровня заработной платы:
3. обеспечение стабильного социального положения индивида;
4. заботу о профессиональном росте работника;
3. Что такое стратегическое управление?
1. Меры, направленные на эффективное развитие;
2. системное управление организацией;
3. управление, обеспечивающее достижение отдаленной цели;
4. управление, реализующее достижение оптимальным способом наиболее приемлемой цели среди других целей.
4. Какие задачи решает стратегическое планирование?
1. Получение максимальной прибыли;
2. адаптация к внешней среде;
3. занятие монопольного места на рынке;
4. создание хорошего имиджа организации;
5. Как изменилась численность работников государственных учреждений в США за последние 50 лет?
1. Незначительно увеличилась;
3. увеличилась в 2 раза;
4. увеличилась в 3,5 раза.
1. Чем обусловлена необходимость регулирования рынка государством?
1. Необходимостью контроля над ценами?
2. необходимостью обеспечения общей стабильности общества;
3. необходимостью обеспечения контроля над доходами;
4. необходимостью обеспечения доходов самого государства.
2. Что входит в продуктивную рабочую среду?
2. конкурирующие организации;
3. информационный беспредел;
4. нестабильный рынок сбыта.
3. Каковой должна быть основная характеристика хорошей рабочей команды?
3. однополый состав работающих;
4. молодой возраст работающих.
4. Какому типу личности обычно оказывает психологические предпочтения психологический тип личности?
5. Какие информационные каналы лучше для создания продуктивной рабочей среды?
3. избирательно действующие (полузакрытые);
4. сугубо формальные;
1. Что главное в управлении персоналом на предприятиях Японии?
2. поощрение развития творческих способностей работающих;
3. создание совершенных технологий;
4. денежные вознаграждения и штрафы;
2. Что, прежде всего, входит в задачи управления персоналом?
1. Обеспечение работников информацией;
2. управление трудовой мотивацией;
3. поощрения и наказания;
4. обеспечение хорошего отдыха работающим.
3. Какие факторы говорят о допустимости риска?
1. Новые машины и технологии;
2. старые проверенные технологии;
3. невозможность контроля над событиями;
4. большие потери при неблагоприятном исходе событий.
4. Что включает оперативные план управления рисками?
1. Оказание материальной помощи пострадавшим от случайных событий;
2. обеспечение рентабельности инвестиций;
3. ожидание экстренной помощи при непредвиденных обстоятельствах;
4. всплеск корпоративного патриотизма в экстремальных условиях.
5. Что важнее для разрешения конфликта?
1. Выявление и анализ причин конфликта;
2. мероприятия, направленные на погашение эмоций конфликтующих сторон;
3. изменение социальных ролей конфликтующих;
4. поддержание толерантных отношений.
1. Что входит в управленческую решетку при благоприятном разрешении конфликтов?
1. Минимальное внимание к нуждам работников;
2. заинтересованность сотрудников, преследующих общую цель;
3. хорошо выстроенная иерархия отношений;
4. наличие неформального лидера в коллективе.
2. Что должен делать руководитель при возникшем споре с подчиненными?
1. Продемонстрировать свою власть;
2. признать в спорящем «значимого другого»;
3. признать в спорящем больного человека;
4. настоять на своем любыми способами.
3. Что такое экстремальная ситуация?
1. Необычная ситуация;
2. ситуация, обостряющая противоречия системы с окружающей средой;
3. ситуация, угрожающая распадом системы;
4. конфликтная ситуация.
4. Что характерно для экстремальной ситуации?
3. человеческие жертвы;
4. опасные последствия.
5. Что такое лидерство?
1. Обязательное свойство любого руководителя;
2. важный аспект управления;
3. харизматичность человека;
4. стремление человека сделать карьеру.
2. В чем суть «идеального типа управления»?
1. В создании иерархической структуры организации;
2. соответствие квалификации сотрудника занимаемой им должности;
4. в идеальном качестве руководителя.
5. Что такое лидерство?
1. Обязательное свойство любого руководителя;
3. харизматичность человека;
4. стремление человека сделать карьеру.
Политическая социология: Г. П. Артемов — Москва, Логос, 2003 г.- 280 с.
Практическая социология: Л. С. Макарова, В. И. Круковер — Москва, Гамма Пресс 2000, 2003 г.- 272 с.
Социология журналистики: — Москва, Аспект Пресс, 2004 г.- 320 с.
Социология и психология управления. Раздел «Социальное моделирование и программирование»: С. Н. Войцеховский, И. С. Орловская — Санкт-Петербург, Петрополис, 2008 г.- 144 с.
Социология культуры: Квасова И.И. — Москва, 2005 г.- 186 с.
Социология образования. Учебное пособие: — Санкт-Петербург, 2005 г.- 320 с.
Социология управления. Стратегии, процедуры и результаты исследований: — Санкт-Петербург, Канон+РООИ «Реабилитация», 2010 г.- 608 с.
Социология управления: А. В. Тихонов — Санкт-Петербург, Канон+РООИ «Реабилитация», 2007 г.- 472 с.
Социология. Ответы на экзаменационные вопросы: М. Ю. Горбунова — Москва, Экзамен, 2007 г.- 224 с.
Социология. Учебное пособие: Ю. С. Борцов — Москва, Феникс, 2002 г.- 352 с.
Социология. Учебный минимум для сдачи экзамена и зачета: С. В. Суперека — Москва, Юриспруденция, 2006 г.- 32 с.
Социология: Под редакцией Д. В. Иванова — Москва, Высшее образование, 2005 г.- 326 с.
Ответы на 8 тестовых заданий; в каждом задании 5 вопросов.
Ответы. 1. Управление в широком понимании этого термина это
127. Что означает термин «социология управления»?
(!) отрасль науки, изучающая механизмы социального управления и управленческие процессы в больших и малых социальных системах с учетом социокультурных и социально-экономических характеристик данных систем (общества, организаций)
(?) процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации
(?) раздел науки, объединяющий достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленный на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса
(?) элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей
128. Каковы основные задачи социологии управления?
(!) повышение эффективности управления
(?) изучение реальных фактов в общественной жизни
(?) разработка принципов управленческой деятельности
(?) объяснение причин принятия управленческих решений
129. Что является предметом социологии управления?
(!) степень взаимозависимости, готовности или неготовности к взаимосодействию субъекта и объекта управления
(?) изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения
(?) процесс развития общества со всеми его изменчивыми формами, в которых совершается объединение индивидов и, вместе с ним, завершение индивидуального существования
(?) политическое сознание и поведение людей, которые воплощаются в деятельности государств и общественно-политических организаций.
130. Что из перечисленного входит в функции социологии управления?
(!) проведение социологических опросов с целью определений путей развития социальных систем
(?) управление производственными коллективами
(?) прогнозирование будущих состояний общественных структур
(?) изучение последствий управленческих решений
131. Социальные законы имеют …
(!) объективную и субъективную природу
132. По способу проявления социальные законы разделяются на …
(!) динамические и статические
(?) внешние или внутренние
(?) специфические и периодические
(?) специфические и периодические
133. Тезис о том, что чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом, является …
(!) статическим законом функционирования
(?) статические законом развития
(?) причинным динамическим законом
134. Научное исследование – это …
(!) процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением новых знаний
(?) процесс установления соответствия количественных и качественных характеристик установленным требованиям
(?) регулярное наблюдение за развитием и изменением какого-либо процесса, состояния, явления
(?) установление критериев и показателей
135. Объект исследования – это …
(?) с помощью чего ищешь
136. Предмет исследования – это …
(?) с помощью чего ищешь
137. Вид информации, классифицируемой по периодичности возникновения:
138. Наиболее значимыми показателями качества доклада результатов исследования являются …
(!) Доходчивость изложения основных положений, выносимых на защиту
(?) Упоминание в докладе полных заслуг каждого из членов комиссии
(?) Акцентирование внимания на актуальности темы исследования
(?) Соответствие материалов доклада мнению членов комиссии
139. Метод диагностики состояния организации:
(?) метод мозгового штурма
(?) метод экспертных оценок
140. Метод диагностики развития организации:
(?) метод убеждения и принуждения
141. Предполагает строгие приемы ведения записей …
142. Проводимая по определенному плану беседа – это …
143. Сознательные действия или бездействие, направленные на формирование сознательного восприятия информации в сопоставлении с собственной системой ценностей и целей – это …
144. Формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания – это …
(!) социальное развитие личности
145. Ощущение более общего смысла, который сотрудники привносят в свои задачи в результате взаимодействия друг с другом, – это …
146. Признаком социальной группы является …
(!) устойчивое и предсказуемое взаимодействие
(?) количество человек в группе
147. По способу организации и регулирования взаимодействия группы бывают …
148. Организационное развитие, прежде всего, предназначено для …
(!) повышения общей эффективности организации
(?) улучшения межгрупповых взаимоотношений
(?) улучшения процесса плановых изменений
(?) улучшения групповой динамики
149. Метод групповой работы – это …
(!) метод «мозгового штурма»
(?) метод полярных групп
(?) метод «360 градусов»
150. Что входит в понятие неформальные отношения?
(!) отношения вне иерархических структур
(?) отношения, в которых действует личностный выбор
151. Разделение членами группы групповых норм – это …
152. Средняя численность малой группы составляет …
153. Конформизм означает …
(!) приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка
(?) сознательное самоопределение в группе
(?) устойчивость к групповому давлению
(?) полное отрицание группы, ее норм и мнений
154. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном – это …
155. Общественное мнение – это …
(!) состояние массового сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни
(?) совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе
(?) групповое мнение коллектива, заключающее явное или скрытое отношение сотрудников организации к явлениям, событиям и фактам трудовой деятельности
(?) мнение руководящей партии
156. Основная функция сознания – это …
157. Какая функция общественного мнения реализуется в ходе выборов?
158. К основным принципам партнерства относится …
(!) отсутствие свободы выбора при обсуждении вопросов
(?) интересы сторон не согласовываются
(?) отсутствие обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений
159. Социальное партнерство – это отношения …
(!) конструктивного взаимодействия основных субъектов современных экономических процессов путем согласования их интересов
(?) власти-подчинения в организации, давления на человека сверху, контроля над распределением материальных благ
(?) основанные на вырабатываемых в организации совместных ценностях, социальных норм, установок поведения и регламентирующие действия работников без видимого принуждения
(?) основанные на купле-продаже и равновесии интересов продавца и покупателя
160. Органами социального партнерства являются …
(!) комиссии по регулированию социально–трудовых отношений
(?) органы местного самоуправления
(?) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(?) органы государственной законодательной власти
161. В соответствии со слухами готовы действовать …
162. Быстрое распространение слухов обеспечивают …
163. Стороны взаимопонимания в общении взаимозависимых партнеров – это …
(!) откровенность или скрытность
(?) сотрудничество или противоборство;
(?) доверие или недоверие;
164. Коммуникация – это …
(?) деятельность коммунальных служб
165. Без чего не может состояться эффективная коммуникация?
(!) без обратной связи
(?) без технических средств
(?) без дружеских отношений в коллективе.
166. Горизонтальные коммуникации представляют собой …
(!) обмен информацией для координации задач и действий
(?) общение, которое проходит через функции организации
(?) оповещение топ-менеджмента о том, что делается на низших уровнях
167. Неформальный канал организационной коммуникации представляет собой …
(?) «ящики для предложений»
168. Подготовку к публичному выступлению надо начинать с …
(!) прояснения цели выступления
(?) организации рабочего пространства
(?) написания текста речи
(?) составления списка приглашенных
169. Отстраненная коммуникативная позиция наиболее эффективна, если целью выступления является …
(?) убеждение голосовать за данного кандидата
170. Продолжительность проблемного совещания не должна превышать …
171. Обменом информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам ограничивается …
172. Оптимальные телефонные переговоры:
(!) 80 процентов слушаем, 20 говорим
(?) 50 процентов слушаем, 50 говорим
(?) 60 процентов слушаем, 40 говорим
(?) 40процентов слушаем, 60 говорим
173. Достоинство письменной коммуникации:
(!) служит средством передачи конфиденциальной информации
(?) затраты времени и средств на подготовку сообщения
(?) задержка по времени между отправкой и получением
174. Наиболее характерными способами вертикальной письменной коммуникации являются …
(?) «ящики для предложений»
(?) жалобы и предложения
175. Правила телефонного разговора включают в себя …
(!) поздороваться с собеседником, представиться, узнать, удобно ли собеседнику разговаривать
(?) неожиданный вопрос, шутка, комплимент
(?) изложить суть дела сразу, без представления
(?) поздороваться с собеседником, попросить прощение за звонок, изложить суть дела
176. Общепринятые правила телефонных переговоров:
(!) следует говорить максимально кратко и по существу
(?) следует говорить слишком громко в трубку
(?) звонить собеседнику в любое время
(?) следует звонить по домашним номерам в выходные и праздничные дни
177. Культура организации может быть определена как совокупность …
(!) ценностей, убеждений, понятий, норм, разделяемых людьми в организации.
178. Культура не зависима от …
(?) уровня образования и профессиональной подготовки работников
(?) жизненного опыта работников и их нравственной позиции
179. Уровни организационной культуры:
(!) поверхностный, подповерхностный, базовый
(?) внутренний, внешний, смешанный
(?) внутренний, внешний, базовый
(?) предповерхностный, поверхностный, внутренний
180. Культура «поверхностного уровня» – это …
181. Репутация организации не зависит от …
(?) этапа жизненного цикла организации
182. Имидж дословно означает …
183. Степень сплоченности коллектива определяется …
(!) всеми слагаемыми качества трудовой жизни
(?) материальным вознаграждением труда
(?) моральным вознаграждением труда
(?) техническим уровнем производства
184. По мнению А.В. Кириллова корпоративная культура – это …
(!) плод деятельности руководителя над созданием определенного, нужного ему вида организационной культуры
(?) одна из составляющих организационной культуры
(?) совокупность организационных культур
(?) явление постиндустриального общества
185. Позволяет ли корпоративная культура работникам идентифицировать себя как некое целостное образование, отличное от других?
(!) да, позволяет, так как она, объединяя людей в организацию, делает возможным достижение общей цели
(?) нет, не позволяет, у нее другие функции
(?) позволяет только в малых организациях
(?) позволяет только руководству организации
186. Негативный корпоративизм – это …
187. Принцип формирования команды по личностно-профессиональным качествам – это …
(?) принцип личной преданности лидеру
(?) принцип максимальной работоспособности
188. Герои организации представляют собой …
(!) пример отношения к ценностям культуры данной организации
(?) не представляют ничего существенного
(?) пример успешной личности
(?) образ борцов за идею
189. Благотворительная организация как тип корпоративной культуры характеризуется …
(!) очень высокой степенью сопереживания к сотрудникам
(?) очень свободной обстановкой, почти полным отсутствием формализованных правил, так как руководитель часто работает не столько за деньги, сколько за интерес к самому виду деятельности, и подбирает под себя таких же сотрудников
(?) обстановкой недоверия, порой доходящего до паранойи, практикуется тотальный контроль действий подчиненных со стороны руководства
(?) сильным, волевым, при этом постоянно нуждающимся в признании руководителем
190. К факторам социально–психологического климата относятся …
(?) освещенность рабочего места
(?) характер организационных связей
191. Признаки благоприятного психологического климата:
(!) хорошие партнерские отношения между руководителями и подчиненными
(?) скрытое обсуждение и критика приказов и действий руководителей
(?) высокая текучесть кадров
(?) невыполнение работы в установленные сроки
192. Для организаций с благоприятным социально-психологическим климатом не характерно …
(!) малая трудовая группа закрыта
(?) способность к торможению
(?) сотрудники организации активны, полны энергии
(?) в трудные для организации минуты происходит эмоциональное единение
193. Положительное восприятие действительности, уверенность в возможностях улучшения жизни – это …
194. Новый сотрудник столкнулся с жестким стилем руководства со стороны начальника (генерального директора). Ему это пришлось не по вкусу и это сказалось на результатах его деятельности. Однако через два месяца отношения с начальником уладились, начальник даже стал его хвалить. Какое качество было проявлено этим сотрудником?
1. К принципам социальной работы с пожилыми и старыми людьми не относится:
2. Прежде, чем состояться как homo sapiens, человек сформировался как:
3. Неравенство, связанное с информацией, знаниями, образованием, квалификацией определило социальные расколы общества:
(!) в середине ХХ века
4. Не относится к классу задач, решаемых социальной работой по отношению к семье:
(?) содействие выживанию семьи
(?) помощь семьи в поддержке ее функционирования
(?) содействие самореализации семьи
(!) содействие семьи в получении прибыли от личного подсобного хозяйства
5. Социальная работа с клиентами разного возраста основывается на:
(?) психологии возрастной структуры населения
(!) феноменологии возрастной структуры населения
(?) этнологии возрастной структуры населения
(?) этимологии возрастной структуры населения
6. Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из:
(?) патронажа, контроля, реагирования
(!) профилактики, поддержки, представительства
(?) сотрудничества, диалога, реабилитации
(?) диагностики, социализации, инкультурации
7. В первую очередь, работа с семьей означает ознакомление с ее:
(?) притязаниями и их эвентуальностью
(?) намерениями и потенциалом
8. Не относится к классу задач, решаемых социальной работой по отношению к семье:
(?) содействие выживанию семьи
(?) помощь семьи в поддержке ее функционирования
(?) содействие самореализации семьи
(!) содействие семьи в получении прибыли от личного подсобного хозяйства
9. Трудная жизненная ситуация – это:
(!) ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно
(?) ситуация, при которой разрешение неопределенности в деятельности человека достигается в условиях множественности альтернатив
(?) ситуация, при которой складывается неблагоприятное положение дел в жизни человека, для преодоления которой необходимо приложить значительные усилия
(?) ситуация, в которой человек сам выбирает ход жизненных отношений, ценностей, идеалов, характер их реализации, дальнейший ход своей жизни
10. Специфика социальной работы с семьей заключается в ее:
(?) меценатстве и попечительстве
(?) диалоге и ресоциализации
(?) патронаже и профилактике
11. Неравенство, связанное с информацией, знаниями, образованием, квалификацией определило социальные расколы общества:
(!) в середине ХХ века
12. Социальная защита молодежи основывается на принципах:
(?) универсальности и обособления
(!) всеобщности и дифференциации
(?) глобальности и целостности
(?) частичности и объединения
13. Социальная работа с клиентами разного возраста основывается на:
(?) психологии возрастной структуры населения
(!) феноменологии возрастной структуры населения
(?) этнологии возрастной структуры населения
(?) этимологии возрастной структуры населения
14. Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из:
(?) патронажа, контроля, реагирования
(!) профилактики, поддержки, представительства
(?) сотрудничества, диалога, реабилитации
(?) диагностики, социализации, инкультурации
15. К принципам социальной работы с пожилыми и старыми людьми не относится:
(?) принципы группы «независимость»
(?) принципы группы «участие»
(?) принципы группы «достоинство»
(!) принципы группы «предпринимательство»
16. Социальная работа в своей основе относится к:
(?) Носит универсальный характер
17. Социальная работа использует:
18. Подход в социологии и социальной работе, при котором исследовательская практика проявляется в стремлении опереться на достоверное, конкретное знание:
19. Понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей характерно для:
20. Социальная работа рассматривается как часть более общей системы общественных отношений, а также как система учреждений, общественных связей и как социальный институт в рамках:
21. Ориентирование социального внимания на обездоленные, бедные, эксплуатируемые слои населения является заслугой:
(!) Марксистской социологической доктрины
22. Объектом теории социальной работы являются
(!) социальные явления, процессы и отношения
(?) технологии социальной работы с различными социальными группами
(?) деятельность различных государственных и общественных институтов социального обслуживания населения
(?) закономерности социального управления в системе социальной работы
23. Для социальных процессов характерно взаимодействие:
(?) больших масс институтов
(!) больших масс людей
(?) больших социальных групп
(?) больших и малых социальных групп
24. Ведущими факторами, оказывающими влияние на процессы структурирования обществ, являются:
(?) потенциал и притязания
(!) ресурсы и капиталы
(?) резервы и инвестиции
25. По мнению В. Добренькова и А. Кравченко, в структуре современного общества преобладают: