Без чего не может быть государство
§ 6. Понятие и признаки государства
Однако можно выделить общие признаки, свойственные всем государствам прошлого и настоящего. 1,
Государство обладает территорией.
Не может существовать государство без населения. Население — это человеческое общество, которое проживает на территории данного государства. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным, Государственная власть распространяется на все население страны (государства). 3.
Государство обладает специальным аппаратом управления обществом, который составляют государственные органы. Эти органы постоянно занимаются управлением обществом. Особую роль в системе государственных органов всегда занимали органы, осуществляющие принудительные функции (армия, милиция, тюремные учреждения и т.п.). 4. Наличие системы права. Без права государство не может надлежащим образом руководить обществом. Право позволяет государству делать свои веления общеобязательными для всех лиц, проживающих на его территории. 5.
Государство обладает суверенитетом. Суверенитет — это верховенство и независимость государственной власти гго отношению к любым лицам н организациям внутри общества, а также в области межгосударственных отношений. Верховенство государственной власти означает, что государство самостоятельно решает все вопросы жизни общества внутри страны. Независимость — означает самостоятельность государства в межгосударственных отношениях. 6.
Налоги. Налоги — это обязательные и безвозмездные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет, в установленных размерах и в определенные сроки. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата и осуществления государством своих функций. j ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА j Территория » Население I Государственный
аппарат Право Суверенитет f і Налоги
На основании перечисленных признаков можно сформулировать понятие государства*
«Государство — это единая политическая организация об- Теория государ сгвд
щества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом»1.
Определить сущность государства — означает выяснить, почему общество не может существовать без государства. Государство существует на протяжении длительного времени и во все времена оно служило, прежде всего, средством организации жизни общества. Государство выражает и защищает интересы членов общества: как личные, так и общие.
Если марксистское определение сущности государства сводилось к тому, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, т. е. государство выражало и защищало интересы экономически и политически господствующего класса, то в настоящее время представления о сущности государства изменились. Государство превратилось в силу, служащую интересам всего общества, в средство примирения социальных конфликтов и противоречий.
Без чего государство не может существовать?
Что-то слишком часто приходит такая странная мысль, что государство не может существовать без тотальной и грандиозной лжи. За все государства такое говорить не хочется, но вот наша Russia что-то в последнее время стала навевать такие мысли.
Государство не может существовать без органов государственной власти, без границ, без бюджета, без законодательства, без армии, без органов правопорядка, без судебно-правовой системы, без средств связи, экстренных служб, здравоохранения, просвещения.
Идеального государства в принципе построить невозможно, что и показали много неудачных экспериментов по построению коммунистических обществ. Все все равно испортит природа человека, его ленность, жадность и прочие качества. Так что ничего не выйдет.
Интересно как вы это себе представляете,как во времена СССР с управлением в Москве,что бы все республики вошедшие в этот «союз» плясали под Московскую дудку,что бы все деньги из республик стекались в Москву а потом уже Москва бы давала республикам денег только для подержания штанов,а львиная часть оседалабы в Москве,и кто будет руководить этим союзом,российский президент?НЕТ такой союз не возможен!Вы же хотите что бы столица этого союза была например в Ташкенте или Минске или Киеве и что бы этим союзом руководил например Лукашенко?
Все хотят не зависимости,особенно независимости от Москвы,поэтому пускай все остаётся как есть! Не нужно создавать никаких союзов.
Вы хотите в одном вопросе узнать все, что учат годами?
Вначале рассчитываются доходы. По каждому виду налога. Определяется общая их сумма.
Потом рассчитываются расходы. По каждому направлению: минобороне, МВД, госслужбе, бюджетным организациям, суммам субвенций, дотаций, транфертам и т.д.
Потом увеличивается предполагаемая сумма доходов на какой-то определенный размер.
Экономика свободы от чрезмерного вмешательства государства
Во время экономических кризисов всегда встает вопрос о роли государства в борьбе с возникающими проблемами и о степени его вмешательства в экономику в целом. В этом споре сторонники и противники активной государственной политики во многом опираются на идеи двух величайших экономистов XX в. – Джона Мейнарда Кейнса и Фридриха фон Хайека. Кейнс показал, что активное вмешательство государства в экономику может играть положительную роль, прежде всего в моменты кризисов, фон Хайек, напротив, указывал на опасности такой политики. Именно последнего можно считать главным классиком экономического либерализма.
Фон Хайек обращал внимание в основном на долгосрочные последствия борьбы с кризисами. Как лекарства, назначаемые во время острой фазы болезни, могут иметь очень негативные побочные эффекты в будущем, так и экономические меры, которые позволяют бороться с кризисом, могут быть вредны, если становятся долгосрочными. Примером может быть ослабление монетарной политики и снижение процентных ставок. Эти меры могут быть очень действенными в момент кризиса, но опасно с их помощью пытаться увеличить долгосрочные темпы роста. Фон Хайек отмечал, что такая политика ведет к росту инфляции по мере завершения кризиса, что искусственно заниженные процентные ставки порождают искажения на рынке капиталов и пузыри на рынке активов.
В своей книге «Чистая теория капитала» фон Хайек утверждал, что экономические кризисы во многом являются следствием искусственных экономических бумов, спровоцированных обилием слишком дешевых денег. Про этот вывод фон Хайека было бы очень полезно помнить всем, кто советует использовать монетарную политику для ускорения темпов экономического роста в России. Манипуляция процентными ставками, безусловно, – важный элемент антикризисной программы, но с точки зрения долгосрочного роста они не являются эффективным инструментом, а ключевую роль играет прежде всего стабильная инфляция.
Важным отличием подхода фон Хайека было и то, что он указывал на опасность анализа экономики исключительно с точки зрения общего спроса и общего предложения. Экономика состоит не из одинаковых «репрезентативных агентов», а из огромного количества людей с разными предпочтениями и возможностями. Игнорирование этого разнообразия чревато крайне неприятными последствиями, так как может привести к тому, что государственная помощь окажется в руках вовсе не тех людей и предприятий, которые наиболее сильно в ней нуждаются, а государственные программы искажают стимулы отдельных участников рынка. В результате лекарство может оказаться хуже болезни и вмешательство государства может принести экономике больше вреда, чем пользы.
Фон Хайек одним из первых стал указывать на важность информации и ее роль в экономическом развитии. В своей книге «Использование знаний в обществе» он писал, что информация о том, какие именно товары и услуги нужны населению, не может быть собрана в централизованном порядке, – и это один из основных аргументов против плановой системы управления экономикой. Такая информация распределена среди всех агентов, участвующих в экономике, и только свободные рынки являются институтом, который позволяет в полной мере агрегировать эту информацию благодаря свободному взаимодействию всех участников.
Любые попытки государства централизованно определять, какие именно индустрии должны развиваться, какие товары производиться и какие услуги оказываться населению, обречены на провал, поскольку чиновники недостаточно хорошо понимают, что именно нужно людям. Это предупреждение фон Хайека следует помнить всем тем, кто ратует за дерижистское управление экономикой, при котором государство определяет национальных чемпионов и секторы, которые должны стать локомотивами роста. На самом деле ни чиновники, ни экономисты не знают, какие именно индустрии и какие именно компании будут расти быстрее всех в будущем и чьи услуги и продукты будут пользоваться спросом у населения. Технологии и предпочтения людей меняются слишком быстро, чтобы за этим могли уследить любые контролеры от государства. В конечном итоге только свободные рынки позволяют агрегировать всю информацию как от производителей, так и от потребителей и дают сигналы, какие товары и услуги пользуются наибольшим спросом и должны производиться.
Пожалуй, самой влиятельной работой фон Хайека стала его книга «Дорога к рабству», указывающая на опасности слишком сильного увеличения роли государства. Увлечение такой политикой в США и Европе во время Великой депрессии и Второй мировой войны (за что ратовал, в частности, Кейнс) Хайеку представлялось очень большой угрозой как для эффективного функционирования экономики, так и для базовых свобод человека. Фон Хайек абсолютно верно отмечал, что контроль над экономической сферой со стороны государства является больше чем контролем над одним из аспектов человеческой жизни. Это, по сути, тотальный контроль над жизнью человека, так как в современном обществе именно экономическая независимость является средством достижения всех прочих целей. Именно поэтому Хайек видел в таком контроле воплощение тоталитаризма.
Фон Хайек также внес существенный вклад и в развитие политологии. Во многом благодаря его работе «Конституция свободы» при обсуждении законности стал использоваться термин «верховенство права» (rule of law). Это понятие подчеркивает тот факт, что далеко не все законы, принимаемые государством, можно считать легитимными. Существует базовое понятие о справедливости, которому должны удовлетворять все принимаемые в стране законы, для того чтобы существующую политическую и законодательную систему можно было бы считать удовлетворяющей критериям верховенства права. К сожалению, об этом ограничении временами забывают наши парламентарии, считающие, что любой принимаемый ими в рекордные сроки закон сразу же становится легитимным ограничением, которое будет соблюдаться обществом.
Многие из идей фон Хайека были слишком радикальными и не нашли никакого реального воплощения в жизнь. Например, идея отказа от государственной монополии на выпуск денег так и осталась гипотетической конструкцией, не поддержанной ни другими экономистами, ни тем более правительствами. Но в истории фон Хайек останется одним из величайших мыслителей ХХ в. и одним из ярчайших сторонников либерализма. Его полемика с Кейнсом остается актуальной и в наши дни. Тем более что, как это обычно и бывает в споре между двумя великими мыслителями, оба были правы, указывая на возможные плюсы и минусы вмешательства государства в экономику. Лишь принимая соображения как Кейнса, так и фон Хайека, можно нащупать правильный баланс, позволяющий государству играть роль спасительного доктора во время кризиса, не ставя при этом под угрозу долгосрочный экономический рост.
7 государственных льгот, которые есть у людей без детей
Власти активно помогают семьям с детьми: дают материнский капитал, льготы и ежемесячные выплаты в кризис. Но что делать людям, у которых нет детей? Вот льготы от государства, которые можно получить вне зависимости от состава семьи.
Бесплатное ЭКО
Что это: экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — процедура, которая позволяет забеременеть и родить ребёнка. Эту услугу можно получить в частных клиниках, заплатив за неё от 100 тысяч ₽. По полису ОМС, который выдаётся всем россиянам, ЭКО можно сделать бесплатно, но предварительно встав в очередь.
Кому полагается: женщинам, которые не могут забеременеть в течение 6 – 12 месяцев (срок зависит от возраста) и не имеют противопоказаний.
Как получить: обратиться в женскую консультацию по месту жительства. Далее врач даст направление в центр, где дадут окончательное заключение и поставят в лист ожидания процедуры (если есть очередь).
Дальневосточный гектар
Что это: земля на Дальнем Востоке, которую государство даёт в пользование на пять лет. Затем можно оформить в аренду на срок до 49 лет или в собственность. Каждому человеку могут выделить до 1 гектара земли (100 соток). Если землю запросит семья из четырёх человек и найдётся подходящий участок, то государство в таком случае может выделить до 4 гектаров земли. Её можно использовать для строительства жилого дома, ведения хозяйства или предпринимательства.
Кому полагается: любым гражданам России.
Субсидия на оплату услуг ЖКХ
Кому полагается: гражданам России, Белоруссии и Киргизии, которые имеют постоянную регистрацию, а размер их расходов на ЖКХ превышает 22% от общего дохода семьи (может быть меньше, например, в Москве — 10%). Важно отсутствие долгов по оплате услуг ЖКХ.
Субсидия на открытие своего бизнеса
Что это: финансовая помощь от государства в размере от 7 тысяч ₽ (в зависимости от региона) на регистрацию бизнеса и 58,8 тысячи ₽ на аренду офиса, покупку оборудования и других вещей, которые нужны для открытия собственного бизнеса. Дополнительные 58,8 тысячи ₽ можно получать на каждого привлекаемого работника, который имеет статус безработного.
Кому полагается: гражданам России в возрасте от 18 лет, которые имеют статус безработного в течение не менее 10 дней, которым отказали в приёме на работу, предлагаемую Центром занятости населения (ЦЗН).
Как получить: о братиться в местный ЦЗН с вопросом о действии данной программы (она есть не во всех регионах), пройти тестирование, составить бизнес-план и подготовить документы, которые попросит ЦЗН (паспорт, документ о прохождении курсов, заявление на выделение помощи, справку о банковских счетах и т. д.).
Налоговые вычеты
Что это: государство возвращает деньги, уплаченные в виде налогов за прошлый год, если вы купили недвижимость, платили по ипотеке, за лечение или образование, пополняли индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС) или отправляли деньги на благотворительность. При этом вернуть можно лишь часть налога: не больше 260 тысяч ₽ при покупке жилья, до 390 тысяч ₽ при оплате процентов по ипотеке, до 15,6 тысячи ₽ при оплате образования и большинства видов лечения, до 52 тысяч ₽ при пополнении ИИС.
Кому полагается: гражданам России, которые платят налог по ставке 13% (или платят за них работодатели). Важно, что вернуть можно не больше, чем человек заплатил налогов. Например, если налогов за прошлый год уплачено на 60 тысяч ₽, то только на эту сумму государство вернёт налог. Все налоги возвращаются за прошлый год. Если вы купили квартиру в этом году, то налог можно попросить вернуть в следующем. Возврат можно оформить за три предыдущих года.
Как получить: взять на работе справку 2-НДФЛ за прошлый год, сфотографировать на телефон документы или скачать электронные формы подтверждающих документов (например, в случае с ипотекой — договора купли-продажи, документов, подтверждающих оплату). Затем нужно заполнить декларацию 3-НДФЛ на сайте nalog.ru и приложить фото документов. Декларацию будут рассматривать в течение трёх месяцев. В это время нужно отправить реквизиты для получения денег на банковский счёт. После завершения проверки документов у налоговой инспекции будет месяц на отправку вам денег.
Пособие по безработице
Что это: финансовая помощь от государства на время, пока человек ищет новую работу. Размер пособия составляет от 1500 до 12 130 ₽ в месяц, но в некоторых регионах может быть выше, например, в Москве — 19 500 ₽ (до 30 сентября 2020 года). Максимальный срок выплаты пособия — шесть месяцев.
Кому полагается: гражданам России старше 16 лет, которые не учатся очно и не проходят военную службу, не получают пенсию, не являются самозанятыми и не имеют источников дохода.
Как получить: встать на учёт в Центре занятости населения (ЦЗН). Сделать это можно только в том регионе, где есть постоянная регистрация. Заявление отправляется через сайт trudvsem.ru (потребуется вход через аккаунт на Госуслугах). К нему нужно приложить фото таких документов: паспорта, трудовой книжки, диплома учебного заведения и справки о среднем заработке (берётся на последнем месте работы).
Льготная ипотека по ставке до 6,5%
Что это: кредит по ставке до 6,5% на покупку жилья в новостройках. Ипотеку по льготной ставке выдают некоторые банки, например Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Альфа-Банк и другие.
Кому полагается: гражданам России от 21 года, желающим купить квартиру в новостройке. Важные условия: первоначальный взнос не менее 20%, размер кредита — до 8 миллионов ₽ в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области и до 3 миллионов ₽ в других регионах России. Последний день оформления заявки — 1 ноября 2020 года.
За ваши и наши налоги. Кто кому должен в отношениях российского общества и государства
Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?
Государство и его бенефициар
«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».
Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.
Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».
То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».
Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.
Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.
Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.
Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.
Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.
Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.
В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.
Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.
В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.
Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.
Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.
А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.
Нефть или граждане
Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.
Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.
Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».
Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.
По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.
Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.
Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.
Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.
Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.
Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.
Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).
Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.
И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.
«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее