Бейт авот в израиле что это такое
Опыт Израиля. Хостели и бейт авоты
В Израиле пожилые люди составляют примерно 10% от населения страны – это достаточно высокий показатель. Создание комфортных условий для людей старше 60 лет – одна из важных составляющих государственных и частных социальных служб. Пожилые люди получают множество льгот, соцпакет услуг и возможность получить квалифицированную медицинскую поддержку вне зависимости от того, где они находятся – в собственном доме, хостели или бейт авоте.
Дом престарелых для одиноких престарелых людей пенсионеров
Для тех, кому сложно или невозможно себя обслуживать, а родные не могут осуществить должный присмотр и уход, существуют бейт авоты – пансионаты для пожилых. Они разделены на несколько категорий в зависимости от состояния здоровья. Есть пансионаты для относительно самостоятельных пожилых людей – их постояльцы могут по своему желанию покидать пансионат для прогулок и поездок в гости. Пансионаты для пожилых, нуждающихся в постоянном уходе, принимают тех, кто передвигается в инвалидном кресле или с опорной рамой. И отдельные бейт авоты – для людей с нарушениями памяти и дезориентацией. Все пансионаты обеспечивают медицинский уход и досуг для постояльцев. В них, как правило, есть кинозалы, библиотеки, выступают музыканты и актеры, отмечаются праздники. Во многих бейт авотах персонал говорит на разных языках, чтобы ни у кого из постояльцев не возникало языкового барьера.
Дома престарелыхв Израиле только частные, но некоторые из частных компаний являются государственными представителями. Это значит, что они принимают одиноких и неимущих – за них платит государство. По закону, если у человека нет своих накоплений, Минздрав требует платы за пребывание в бейт авоте от его детей или супруга. Система оплаты довольно сложная, учитывается множество факторов, из которых складывается окончательная стоимость – индивидуальная в каждом случае.
Дом престарелых: новый этап жизни
Переезд в Израиль и израильская действительность изменили наше мировоззрение, и наше отношение к таким явлениям, как школа интернат, хоспис, психотерапия — и дом престарелых. Все чаще и чаще пожилые люди и их семьи принимают решение обратиться в дом престарелых. Это связано и с выросшей за последние десятилетия продолжительностью жизни. Растет количество хостелей для стариков, жилых комплексов для пенсионеров и «батей-авот» — домов престарелых. Дословный перевод с иврита «бейт-авот» — «Дом отцов», звучит уважительно и с достоинством.
Что необходимо знать для принятия решения о переходе в дом престарелых, и как знать, что к вашему родственнику там хорошо относятся и он получает должный уход? Попробуем разобраться вместе.
Прежде всего, дома престарелых в Израиле, а также квартиры в жилых комплексах на долгий сьем «микбацей диюр», предназначенные для пожилых, принадлежат частным организациям и фирмам. Часть из них является государственным «поставщиком услуг», а часть — нет. Пребывание в доме престарелых платное. Цены колеблются в зависимости от условий и услуг, предоставляемых данной организацией (местоположение, оборудование в комнатах, количество персонала, организация досуга и т.д.).
Дома престарелых делятся на 3 категории. Первая — заведения для пожилых людей, сохранивших определенную долю самостоятельности — «тшушим». «Тшушум» называют тех, кто способен самостоятельно есть, передвигается с помощью няни или палки, может дойти до туалета. Вторая категория — дома для пожилых, требующих постоянного ухода, несамостоятельных. В эту категорию попадают те, кто не способен сам помыться, одеться, пользуется для передвижения коляской, использует памперсы. На иврите это называется «сиюдиим». Третья категория — больницы для «тшушей нефеш». Здесь речь идет о больных, страдающих от Альцгеймера, деменции, которые нуждаются в отдельном уходе. Особняком стоят геронтологические центры для тяжелобольных, тех, кто прикован к кровати, питается через зонд. Пребывание в таком центре оплачивается больничной кассой. Крупные дома престарелых имеют порой три отделения, где находятся пожилые люди всех трех категорий.
Как было отмечено выше, часть домов престарелых заключают договора с государством в лице министерства здравоохранения и министерства соцобеспечения, а часть нет. Те, кто работает с государством, принимают клиентов, чье пребывание частично оплачивают министерства здравоохранения и соцобеспечения. Дома престарелых для «тшушим» находятся под ответственностью министерства соцобеспечения, а за заведения, где проживают несамостоятельные престарелые, отвечает министерство здравоохранения.
По закону, любой гражданин может обратится в госслужбы и проверить, полагается ли ему субсидия от государства при оплате «бейт авот». Оба министерства оплачивают часть суммы за пребывание престарелого в «бейт авот» на определенных условиях: речь идет только о домах престарелых, которые считаются «поставщиками услуг» государства, и в них пожилой человек будет проживать в комнате с компаньоном. В обязанности «бейт авот» входит обеспечить проживание, питание, врачебное обслуживание, лекарства из корзины больничной кассы, памперсы.
С точки зрения государства, дом престарелых это не решение жилищной проблемы, а медицинская необходимость. Определяют в «бейт авот» по рекомендации врача, и он же решает, какой тип «бейт авот» подходит для пациента: «тшушим» и т.д.
Решение уйти в дом престарелых, и, тем более, решение перевести туда близкого человека, невороятно тяжело, но иногда необходимо Например, если речь идет о том, что старик не может обходится без врачебного присмотра на протяжении дня, когда родственники на работе, или если семья не может обеспечить ему необходимые условия и уход.
При выборе дома престарелых, субсидированного через министерства, нет территориальных ограничений. Это значит, что житель Ашдода может попросить определить его в дом в Кармиеле, и наооборот. Как показывает личный опыт, главное в доме престарелых — это отношение работников к подопечным! В конечном итоге то, что имеет значение, это внимание, уважение, готовность помочь, терпение. Что касается жилищных условий, местоположения, качества питания — все это можно увидеть при посещении дома престарелых. Стоит поговорить с жильцами дома, с посетителями. Даже если пребывание в «бейт авот» субсидирует государство, клиент имеет право попросить о переводе в другой дом престарелых на тех же условиях, если он видит или чувствует, что его родственнику там плохо, или что уход его не устраивает. Будьте активней и старайтесь разузнать побольше предварительно, до определения родственника в заведении. Также важно «держать руку на пульсе» все время, что ваш родственник находится в «бейт авот»- разговаривать с персоналом, интересоваться всеми аспектами ухода.
Бейт авот в израиле что это такое
Случилось это совершенно неожиданным образом. Я постоянно работаю в одной из израильских компаний в статусе штатного переводчика-сдельщика. То есть, у меня имеются все социальные условия, но заработок зависит от количества выполненных работ. Наступили осенние израильские праздники с кучей выходных дней, заказчики поразъезжались кто куда, работы в фирме осталось мало, а вся, которая осталась, оказалась несрочной и очень невыгодной. Я вдруг понял, что в сентябре мой доход окажется неприлично маленьким, а это совершенно не входило в мои планы. Тогда я сказал, что отправлюсь гулять за свой счет.
Отправился я гулять на одну из улиц, где много рекрутерских контор, и начал искать работу на период праздников, причем желательно включая выходные дни – пятницы и субботы. Работа нашлась достаточно быстро – работником по уходу в одном из местных домов престарелых. Начинать можно было хоть немедленно, работать можно сколько хочешь, зарплата – 23 шекеля в час.
На следующий день, в канун еврейского нового года, я туда и вышел. Проработав два дня по две смены, вполне освоился.
В бейт-авоте есть, конечно, в штате дежурные медсестры, один большой начальник и два-три врача, но все остальные – просто обслуживающий персонал, «метаплим». Жильцы дома – почти все колясочники, стоять мало кто умеет, самостоятельно питается примерно половина. Персонал их купает, переодевает, меняет жильцам белье, кормит их и следит за порядком. Персонал работает в три смены – утреннюю, вечернюю и ночную. У жильцов подъем в 6-7 часов утра, их сразу раздевают, сажают на купальное кресло и моют. Потом переодевают в чистое, высаживают в персональные коляски и везут в главный зал отделения, где они завтракают. После этого жильцы смотрят телевизор или тупо сидят, ожидая обеда. В 12:30 им привозят обед, кормят тех, кто не способен питаться самостоятельно, и к двум часам везут спать. Спят они два часа, потом их переодевают, снова кормят, они сидят в том же зале, их снова в последний раз кормят, и к 20:00 они укладываются спать окончательно. Всего им за день по пять раз меняют подгузники, в том числе один раз ночью.
Большая часть русскоязычного и амхароязычного персонала живет там же, в подвальном помещении бейт-авота, в комнатах, рассчитанных на четыре человека. Стоимость проживания – 450 шекелей в месяц (!) В номере все удобства, включая телевизор, правда, без кабельных каналов. Завтраки и обеды бесплатные, в специальной столовой для персонала. Обеды очень сытные, кстати, я давно отвык столько жрать.
Но если не замечать типичную израильскую жлобскую расистскую гадость, к которой мы все успели привыкнуть до такой степени, что даже не задумываемся о ней, то и среди жильцов, и среди персонала обнаруживается множество очень интересных людей. Есть жильцы – бывшие советсткие преподаватели и летчики. Есть парни из персонала, успевшие поработать в Дубае. Один из них в ответ на вопрос, где народ наглее, в Израиле или в Дубае, ответил мне, что в Израиле, чему даже я удивился. Один из узбеков начал мне рассказывать про Тамерлана, и я понял, что он очень глубоко в теме. Но и он поехал подрабатывать, и сейчас ухаживает за стариками в Израиле, и не парится по этому поводу.
Я ни от кого не скрывал, чем и где занимаюсь. Мое желание поработать в бейт-авоте было встречено почти всеми с пониманием, только одна уборщица удивилась, зачем мне это нужно. А нужно это на самом деле хотя бы потому, что я давно не общался сразу с таким большим количеством новых и интересных людей.
Кстати, об эритрейцах. История их прибытия в Израиль всем известна. Менее известно то, что все они лингвистические гении – буквально за месяц самостоятельно овладевают ивритом на уровне ульпана «алеф». Через месяц-два почти все работают в таких местах, как описываемый бейт-авот. Некоторые живут там же, но есть и такие, которые уже съехали с казенного жилья и самостоятельно снимают квартиры на несколько человек. Молодцы ребята.
Любая страна должна была бы радоваться притоку молодых, сильных, здоровых парней, быстро обучаемых и готовых работать на любой работе. Но у нас, как известно, имеет место местечково-расистский гевалт, как будто так и надо.
Сама по себе работа в бейт-авоте совсем не тяжелая. Я в 50 с лишним лет, при том, что у меня был в свое время перелом позвоночника, и была раздроблена пятка, спокойно ее делал. На стройке я работать уже не могу, попробовал в аналогичной ситуации четыре года назад и понял это, а там могу, и даже без напряга.
На второй день моего отсутствия на постоянной работе оттуда позвонило начальство и потребовало, чтобы я срочно выходил в фирму и не валял дурака. Объяснив ситуацию узбекам в бейт-авоте, я договорился, что буду работать там по два дня в неделю – пятницу и субботу, плюс в оставшиеся еврейские праздники. Там всегда нужны люди, а у меня нет лишних денег, и любая прибавка приветствуется. За семь дней, пока израильский народ занимался фигней, я заработал почти 2000 шекелей. К тому же я успел привыкнуть к бабушкам и дедушкам. Работа и общение с ними настраивают на позитивный лад и на мысли о вечном.
Дома престарелых Израиля
Современный Израиль — молодое государство, получившее независимость около 70 лет назад. В то же время история Земли Израиля насчитывает многие тысячелетия. Эта неоднозначность отразилась и на семейных ценностях израильтян.
Современная израильская семья и отношение к старикам
В древности у израильтян были распространены традиционные патриархальные семьи, в которых представители разных поколений — внуки, дети, родители, дедушки и бабушки — жили под одной крышей. Ответственность по уходу за немощными стариками ложилась на плечи их потомков.
В современном Израиле популярна нуклеарная семья. В ней на первое место выходят отношения между супругами. В одном доме проживают только родители и их дети. Представители старшего поколения — дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки — обитают отдельно.
Несмотря на раздельное проживание, молодое поколение не забывает о старших членах семьи. Отношения с ними поддерживаются. О дедушках и бабушках, ставших в силу преклонного возраста беспомощными, заботятся. Однако эта забота распределяется между детьми и государством.
Забота о пожилых гражданах по-израильски
Израильтяне придерживаются того мнения, что забота о пожилых гражданах — задача общегосударственного масштаба. По оценкам социологов, в 2035 году в стране будет порядка 1,6 миллиона стариков. По сравнению со всем населением Израиля (чуть более 9 миллионов) это огромная цифра.
Соответственно, государство обязано заботиться о пожилых людях, а не перекладывать всю тяжесть ответственности на молодое поколение. Это поможет дееспособным членам общества и дальше плодотворно трудиться на благо родной страны, повышать общий уровень жизни, а также престиж Израиля на мировой арене.
Отправляя данные, я подтверждаю свое согласие с политикой конфиденциальности
В ближайшее время с вами свяжутся наши специалисты.
Где живут пожилые израильтяне
В Израиле есть 2 основных типа заведений для престарелых: хостелы и Бейт Авоты. Хостелы предоставляют дешевое жилье малоимущим гражданам и старикам, которые в состоянии заботиться о себе сами. В помощь последним выделяются только государственные социальные работники. Всё остальное пенсионеры делают сами: стирают, меняют постельное белье, готовят пищу, убирают комнаты.
Бейт Авоты — это собственно дома престарелых в классическом понимании этого слова. Они предоставляют жилье, питание, медицинское и патронажное обслуживание. С иврита Бейт Авот переводится как «родительский дом» или «дом для родителей».
Слов «дом престарелых», «старуха», «старик» израильтяне предпочитают избегать, называя пенсионеров представителями «элегантного возраста». В этом тоже проявляется уважение молодых жителей Израиля к старшему поколению.
Виды Бейт Авотов (בית אבות)
Все израильские дома престарелых делятся на 3 подвида:
Тшушим (תשושים)
«Тшушим» называется заведение для престарелых граждан, которые не имеют серьезных физических заболеваний или инвалидности, психически здоровы, могут полностью себя обслуживать. Жильцы таких заведений — достаточно активные старички, не нуждающиеся в помощи психиатров, специальном лечении или реабилитации (например, после инсульта).
Жильцы тшушим самостоятельно ходят, кушают, одеваются, справляют естественные потребности. Некоторые нуждаются в помощи при передвижении, и заведение предоставляет им такую возможность. Однако большинство жильцов достаточно активны, даже сами ходят за покупками, на концерты.
В перечень услуг тшушим входит следующее:
В качестве трудотерапии пенсионерам предлагают выполнение простых операций, которые им по силам: вязание каких-то вещей, плетение корзинок и т. п. Никакой «обязаловки» нет. Всё — только с согласия самих постояльцев и по их личному выбору.
Из повседневных развлечений жильцам предлагают просмотр сериалов и передач, пользование интернетом, общение с родными по скайпу и другим доступным ресурсам, прогулки на свежем воздухе, участие в кружках по интересам. Также во всех домах престарелых Израиля в обязательном порядке проводятся все еврейские праздники.
Торжества проходят очень шумно и весело, с обязательными подарками, угощениями, концертными номерами, песнями и даже танцами. Так что любой религиозный и государственный праздник для обитателей Бейт Авот — яркое событие, сближающее его с остальными членами израильского общества.
Суиди (סיעודי)
Суиди предлагает жильцам такие услуги:
Надо сказать, что дома престарелых в Израиле отличаются очень высоким уровнем комфорта. Комнаты у жильцов большие, просторные, напоминающие скорее номер в фешенебельном отеле, чем больничную палату. Да и само заведение с его фасадом, фойе, коридорами производит весьма приятное впечатление.
То же касается и питания: пенсионерам готовят домашнюю пищу. Выбор блюд — огромен. В ряде заведений организовано питание по типу шведского стола с той лишь разницей, что персонал заведения помогает старичкам накладывать блюда в тарелки.
Тшушей нефеш (תשושי נפש)
Тшушей нефеш гарантирует постояльцам следующий перечень удобств:
Абсолютно во всех домах престарелых Израиля ведется круглосуточное видеонаблюдение. Оно помогает обеспечивать безопасность престарелых граждан, а также контролировать качество работы персонала.
Несмотря на такую бдительность, в Бейт Авотах случаются инциденты с халатным отношением сиделок к своим обязанностям. Однако эти случаи не замалчиваются, а разбираются практически на государственном уровне: их освещают на израильском телевидении, по случаям халатного или жестокого обращения с престарелыми гражданами проводятся официальные расследования.
Микбацей диюр — социальное жилье
Помимо поселения в Бейт Авотах, в Израиле есть и практика сдачи пенсионерам квартир в жилых комплексах. Это так называемое «социальное жилье», или микбацей диюр. Его предоставляют самостоятельным гражданам и репатриантам пенсионного возраста. В массе своей это пожилые супружеские пары, которым дорого содержать собственное жилье, а переезжать в дом престарелых пока рано.
Все микбацей диюр принадлежат частным компаниям, поэтому проживание в них платное. Однако часть таких организаций представляет собой государственных «поставщиков услуг». Треть или половину стоимости проживания в них вносит за пенсионеров государство. Соответственно, и цены в таких домах ниже, чем в полностью частных жилых комплексах.
Цены на аренду социального жилья зависят от:
Микбацей диюр пользуются большим спросом у репатриантов из других стран. Многие из них не имеют 20–30-летнего трудового стажа в Израиле для получения государственных льгот на проживание в Бейт Авотах. Дешевое социальное жилье становится их единственной возможностью более или менее благополучно устроить свою старость.
Кто оплачивает проживание в домах престарелых Израиля
Как уже было сказано, забота о пожилых недееспособных гражданах в Израиле — задача общегосударственного масштаба. Расходы на их содержание планируются в бюджете, а также частично покрываются за счет обязательного государственного страхования.
Одна часть Бейт Авотов заключает договор с Министерством здравоохранения Израиля и Министерством соцобеспечения. Другая этого не делает. Соответственно, стоимость проживания в заведениях первого типа частично покрывается запланированными в госбюджете средствами. Сами пенсионеры или их родственники носят чисто символическую плату.
Проживание в заведениях второго типа стоит на порядок дороже и доступно только хорошо обеспеченным гражданам. Но и в этом случае на помощь приходят страховки, которые израильтяне оплачивают в течение всей своей жизни.
Какую часть платы вносят родные
Размер процента, который будет вносить пенсионер или его родня, определяется их уровнем дохода. Так, если пожилой человек или супружеская пара получает небольшую пенсию в пределах 4 000 шекелей, за проживание в Бейт Авоте они будут платить порядка 1 000 шекелей.
В учет берется также доход детей (если, конечно, они имеются у пенсионера). С семей с небольшим уровнем дохода обычно снимают не более 10% на ежемесячное содержание дедушек-бабушек в пансионате для престарелых. В случае если супруги получают 20 000, 50 000 шекелей и более, семья может оплачивать 50, 70 и даже 100% стоимости проживания.
Скрыть свой уровень дохода от государства не получится. Все зарплаты, пенсии, страховые и прочие выплаты вносятся в электронные базы. При регистрации пенсионера и решении вопроса о переселении его в Бейт Авот того или иного типа компетентные органы сразу же проверяют уровень дохода его семьи.
Как производится оформление в престарелые дома Израиля
Процедура оформления в израильский дом престарелых во многом схожа с российской. Пожилому гражданину нужно предоставить справку о здоровье, подтвердить свои условия проживания, доказать необходимость переселения в Бейт Авот (он одинок, является инвалидом, нуждается в помощи сиделки и пр.).
Многие израильтяне жалуются на то, что эта процедура многоэтапная и слишком сложная. Ввиду этого власти страны постоянно рассматривают варианты упрощения. Например, с помощью оформления через семейных докторов, которые хорошо знают своих подопечных и могут дать рекомендации относительно их поселения в тот или иной пансионат.
В целом, Израиль постоянно занимается решением множества вопросов, касающихся содержания пожилых граждан. Уже сейчас в стране их насчитывается почти миллион. Около тысячи — лица старше 100 лет.
Население страны стремительно стареет, как и во многих прогрессивных государствах Европы, Востока. Дееспособные граждане уже сейчас пытаются найти решение проблемы качественного благоустройства стариков, памятуя о том, что и им самим через 10–15 лет придется выйти на пенсию.
Как я побыл эритрейцем в израильском бейт-авоте
Случилось это совершенно неожиданным образом. Я постоянно работаю в одной из израильских компаний в статусе штатного переводчика-сдельщика. То есть, у меня имеются все социальные условия, но заработок зависит от количества выполненных работ. Наступили осенние израильские праздники с кучей выходных дней, заказчики поразъезжались кто куда, работы в фирме осталось мало, а вся, которая осталась, оказалась несрочной и очень невыгодной. Я вдруг понял, что в сентябре мой доход окажется неприлично маленьким, а это совершенно не входило в мои планы. Тогда я сказал, что отправлюсь гулять за свой счет.
Отправился я гулять на одну из улиц, где много рекрутерских контор, и начал искать работу на период праздников, причем желательно включая выходные дни – пятницы и субботы. Работа нашлась достаточно быстро – работником по уходу в одном из местных домов престарелых. Начинать можно было хоть немедленно, работать можно сколько хочешь, зарплата – 23 шекеля в час.
На следующий день, в канун еврейского нового года, я туда и вышел. Проработав два дня по две смены, вполне освоился.
В бейт-авоте есть, конечно, в штате дежурные медсестры, один большой начальник и два-три врача, но все остальные – просто обслуживающий персонал, «метаплим». Жильцы дома – почти все колясочники, стоять мало кто умеет, самостоятельно питается примерно половина. Персонал их купает, переодевает, меняет жильцам белье, кормит их и следит за порядком. Персонал работает в три смены – утреннюю, вечернюю и ночную. У жильцов подъем в 6-7 часов утра, их сразу раздевают, сажают на купальное кресло и моют. Потом переодевают в чистое, высаживают в персональные коляски и везут в главный зал отделения, где они завтракают. После этого жильцы смотрят телевизор или тупо сидят, ожидая обеда. В 12:30 им привозят обед, кормят тех, кто не способен питаться самостоятельно, и к двум часам везут спать. Спят они два часа, потом их переодевают, снова кормят, они сидят в том же зале, их снова в последний раз кормят, и к 20:00 они укладываются спать окончательно. Всего им за день по пять раз меняют подгузники, в том числе один раз ночью.
Большая часть русскоязычного и амхароязычного персонала живет там же, в подвальном помещении бейт-авота, в комнатах, рассчитанных на четыре человека. Стоимость проживания – 450 шекелей в месяц (!) В номере все удобства, включая телевизор, правда, без кабельных каналов. Завтраки и обеды бесплатные, в специальной столовой для персонала. Обеды очень сытные, кстати, я давно отвык столько жрать.
Но если не замечать типичную израильскую жлобскую расистскую гадость, к которой мы все успели привыкнуть до такой степени, что даже не задумываемся о ней, то и среди жильцов, и среди персонала обнаруживается множество очень интересных людей. Есть жильцы – бывшие советсткие преподаватели и летчики. Есть парни из персонала, успевшие поработать в Дубае. Один из них в ответ на вопрос, где народ наглее, в Израиле или в Дубае, ответил мне, что в Израиле, чему даже я удивился. Один из узбеков начал мне рассказывать про Тамерлана, и я понял, что он очень глубоко в теме. Но и он поехал подрабатывать, и сейчас ухаживает за стариками в Израиле, и не парится по этому поводу.
Я ни от кого не скрывал, чем и где занимаюсь. Мое желание поработать в бейт-авоте было встречено почти всеми с пониманием, только одна уборщица удивилась, зачем мне это нужно. А нужно это на самом деле хотя бы потому, что я давно не общался сразу с таким большим количеством новых и интересных людей.
Кстати, об эритрейцах. История их прибытия в Израиль всем известна. Менее известно то, что все они лингвистические гении – буквально за месяц самостоятельно овладевают ивритом на уровне ульпана «алеф». Через месяц-два почти все работают в таких местах, как описываемый бейт-авот. Некоторые живут там же, но есть и такие, которые уже съехали с казенного жилья и самостоятельно снимают квартиры на несколько человек. Молодцы ребята.
Любая страна должна была бы радоваться притоку молодых, сильных, здоровых парней, быстро обучаемых и готовых работать на любой работе. Но у нас, как известно, имеет место местечково-расистский гевалт, как будто так и надо.
Сама по себе работа в бейт-авоте совсем не тяжелая. Я в 50 с лишним лет, при том, что у меня был в свое время перелом позвоночника, и была раздроблена пятка, спокойно ее делал. На стройке я работать уже не могу, попробовал в аналогичной ситуации четыре года назад и понял это, а там могу, и даже без напряга.
На второй день моего отсутствия на постоянной работе оттуда позвонило начальство и потребовало, чтобы я срочно выходил в фирму и не валял дурака. Объяснив ситуацию узбекам в бейт-авоте, я договорился, что буду работать там по два дня в неделю – пятницу и субботу, плюс в оставшиеся еврейские праздники. Там всегда нужны люди, а у меня нет лишних денег, и любая прибавка приветствуется. За семь дней, пока израильский народ занимался фигней, я заработал почти 2000 шекелей. К тому же я успел привыкнуть к бабушкам и дедушкам. Работа и общение с ними настраивают на позитивный лад и на мысли о вечном.