Бейшлот что это такое
БЕЙШЛОТ
Смотреть что такое «БЕЙШЛОТ» в других словарях:
БЕЙШЛОТ — водоспуск, плотина с подъемными щитами для спуска воды. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
бейшлот — сущ., кол во синонимов: 1 • плотина (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
бейшлот — бейшлот, бейшлоты, бейшлота, бейшлотов, бейшлоту, бейшлотам, бейшлот, бейшлоты, бейшлотом, бейшлотами, бейшлоте, бейшлотах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Бейшлот — Деревянная или каменная шлюзовая плотина, регулирующая уровень воды в водохранилище. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
бейшлот — у, ч. Гребля у верхів ї судноплавної річки зі шлюзами для випускання води … Український тлумачний словник
бейшлот — Шлюзова гребля для регулювання рівня води у водосховищі. Споруджується дерев яною або кам яною … Архітектура і монументальне мистецтво
Верхневолжский бейшлот — Координаты: 56°53′17″ с. ш. 33°19′03″ в. д. / 56.888056° с. ш. 33.3175° в. д. … Википедия
Волга — I (в древности Ра, в Средние века Атель, Итель или Этель) одна из значительнейших рек земного шара и величайшая из рек Европы, берет начало в западной части Тверской губернии, в Осташковском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сердюков, Михаил Иванович — новгородский купец, строитель Вышневолоцкой системы каналов; ум. около 1753 г. По происхождению он был калмык. Московский купец Евреинов привез его из Сибири в Астрахань совсем еще ребенком, окрестил в православную веру и, заметив смышленость и… … Большая биографическая энциклопедия
Вышневолоцкая система — Так называется водный путь, впервые соединивший бассейн Волги и Невы. В его состав входят следующие части: А. Взводная часть длиною 524 версты; ее составляют: 1) Волга между Рыбинском и Тверью, протяжен. 349 верст; река свободная, не шлюзованная; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Два бейшлота
Что такое вообще бейшлот? Это по-голландски – шлюзовая плотина. В русский язык бейшлот попал волею Петра I, пригласившего своих любимых голландцев построить водную систему в Вышнем Волочке. У голландцев получилось не очень удачно, и в 1720-х годах эту систему вызвался перестроить инженер-самоучка Михаил Иванович Сердюков. И перестроил, да так, что плотина с шлюзами стоит и действует до сих пор.
О ее истории повествует камень с мемориальной доской, установленный рядом с входом на плотину.
Самое замечательное, что если пройтись по плотине (утверждается, что проход открыт не всегда), то можно прекрасно рассмотреть облицованные в 1786 году гранитом края. Но фотографировать на плотине запрещено. Только издалека.
Рядом с самим бейшлотом стоят старые деревянные постройки, судя по всему, хозяйственные строения бейшлота. Конечно, они помоложе самой водой системы, но тем не менее заслуживают внимания.
А от них уходят в воду деревянные быки старых мостков с вполне новой шкалой уровня воды.
Бейшлот в Вышнем Волочке называется Верхнецнинским – по названию реки Цны, на которой построен. Его иногда путают с Верхневолжским бейшлотом, название которого почему-то более на слуху. О нем – чуть ниже. К Верхневолжскому бейшлоту подобраться значительно сложнее, зато сохранились его фотографии, сделанные С.М.Прокудиным-Горским в 1910 году. А вот Цнинский бейшлот он не снимал, зато заснял в Твери предполагаемый портрет его создателя – того самого Михаила Сердюкова. Вот он, справа, как сами понимаете. В кафтане, пожалованном ему лично императором Петром, и с циркулем в руке.
Переходим к Верхневолжскому бейшлоту. Это мощное сооружение длиной 46 метров было построено в 1843 году для подъема и регулировки уровня воды в Волге – в помощь волжскому судоходству. Плотина была поставлена в верховьях Волги, на 5 км ниже того места, где Волга вытекает из озера Волго. Ближайшая деревня – Селище, Селижаровского района Тверской области. Сохранилась превосходная мощеная дорога, ведущая к самому бейшлоту.
А вот сам бейшлот, выстроенный первоначально из дерева на каменном основании, не сохранился. В 1941 году советские саперы взорвали его при отступлении. Это было сделано в ходе подготовки обороны укрепрайона – резко поднявшаяся вода задержала гитлеровцев.
В 1943 году бейшлот был восстановлен, но уже в бетоне. В память о его истории поставлена стела. Проход-проезд по нему закрыт, увидеть можно издалека.
А сам старинный бейшлот сохранился на кадрах С.М.Прокудина-Горского – красивое рабочее сооружение, и совсем не секретное и не закрытое.
Проезд к Цнинскому бейшлоту: удобнее всего подъезжать к бейшлоту со стороны Бейшлотской набережной. Прямо у бейшлота есть площадка, удобная для парковки. Подъезжать удобно с М10 по 3-ей Пролетарской улице, переехать через Цну по мосту, далее – начинается Бейшлотская набережная. Бейшлот будет с правой стороны примерно через 700 метров после моста. Можно подъехать и со стороны улицы Подбельского, на котороу свернуть с Осташковской улицы. По бейшлоту можно переходить Цну, но на самом бейшлоте фотографировать запрещено.
Проезд к Верхневолжскому бейшлоту: проезд к бейшлоту затруднен, проход по нему закрыт – стратегический объект. Самый удобный подъезд – свернуть с дороги Селижарово-Осташков в районе деревни Сорокино, проехать через Хотошино в Селище, пересекая Волгу между ними. В Селище – найти мощеную дорогу, ведущую к бейшлоту. Но можно свернуть в Хотошино налево, и дальше – ехать по берегу Волги по грунтовке. Бейшлот видно издалека, его можно сфотографировать, особенно телеобъективом.
БЕЙШЛОТ
— водоспуск, плотина с подъемными щитами для спуска воды.
Смотреть что такое «БЕЙШЛОТ» в других словарях:
БЕЙШЛОТ — (голл. bijslot). Водоспуск. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. бейшлот [гол.] – плотина со шлюзами для выпуска воды из водохранилищ Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
бейшлот — сущ., кол во синонимов: 1 • плотина (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
бейшлот — бейшлот, бейшлоты, бейшлота, бейшлотов, бейшлоту, бейшлотам, бейшлот, бейшлоты, бейшлотом, бейшлотами, бейшлоте, бейшлотах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Бейшлот — Деревянная или каменная шлюзовая плотина, регулирующая уровень воды в водохранилище. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
бейшлот — у, ч. Гребля у верхів ї судноплавної річки зі шлюзами для випускання води … Український тлумачний словник
бейшлот — Шлюзова гребля для регулювання рівня води у водосховищі. Споруджується дерев яною або кам яною … Архітектура і монументальне мистецтво
Верхневолжский бейшлот — Координаты: 56°53′17″ с. ш. 33°19′03″ в. д. / 56.888056° с. ш. 33.3175° в. д. … Википедия
Волга — I (в древности Ра, в Средние века Атель, Итель или Этель) одна из значительнейших рек земного шара и величайшая из рек Европы, берет начало в западной части Тверской губернии, в Осташковском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сердюков, Михаил Иванович — новгородский купец, строитель Вышневолоцкой системы каналов; ум. около 1753 г. По происхождению он был калмык. Московский купец Евреинов привез его из Сибири в Астрахань совсем еще ребенком, окрестил в православную веру и, заметив смышленость и… … Большая биографическая энциклопедия
Вышневолоцкая система — Так называется водный путь, впервые соединивший бассейн Волги и Невы. В его состав входят следующие части: А. Взводная часть длиною 524 версты; ее составляют: 1) Волга между Рыбинском и Тверью, протяжен. 349 верст; река свободная, не шлюзованная; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Вышневолоцкий водный путь. История первой в России искусственной водной системы
Предлагаю вниманию читателей «ВодаБлога», интереснейший материал о Вышневолоцкой водной системе, уникальном и первом в истории нашего государства искусственном водном пути, который еще в 1705 году соединил своими водами Каспийское море с Балтийским.
Буквально на прошлой неделе, мне довелось побывать в Вышнем Волочке и я не стал упускать возможность побродить вдоль Ценского канала, пофотографировать замечательные пейзажи города, который еще называют тверской Венецией.
Свои впечатления и фото выложу в близлижайшее время отдельным постом, а пока предлагаю почитать историю создания и первых шагов Вышневолоцкой водной системы.
На отрогах Валдайской возвышенности, среди лесов и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие».
Такие водораздельные участки с древних времен называли волоками. Был такой волок и между рекой Тверцой — притоком Волги, — и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику.
Здесь около 10 вёрст волочили суда посуху. И казался он настолько лёгким, что ему даже не сочли нужным дать название Волока, а «удовольствовались» уменьшительным — Волочёк.
Настоящий большой Волок был ещё впереди — 93 версты в обход Боровицких порогов, от Березовского рядка до селения Волок Держков. Это и был Нижний Волок по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним.
Проплыв по Цне-реке и озеру Мстино, выходили они во Мсту, впадающую в Ильмень-озеро. А дальше — Волхов, Ладожское озеро, Нева и — Балтийское море. Именно этот путь был выбран Петром I для соединения новой столицы Санкт-Петербурга с центральными областями страны.
Так Вышний Волочёк стал родиной первой в России искусственной водной системы — Вышневолоцкой.
В период 1703-1708 годов в районе Вышнего Волочка был построен целый комплекс гидротехнических сооружений. Прежде всего, был прокопан Тверецкий канал, соединивший Тверцу с Цной, и, таким образом, впервые соединивший два моря — Каспийское и Балтийское.
Вначале этот канал называли Гагаринским. Он имел 1.320 сажен длины (2.811 м) при ширине в 7 сажен (15 м). На канале для удержания воды были построены два шлюза, по обоим берегам вбиты сваи.
Так как уровень Тверцы был выше Цны, да и воды в ней было недостаточно, на Цне — ниже устья канала — были также устроены шлюзы и дополнительные перемычки.
Уже в 1706 году первая русская газета «Ведомости» писала, что «чрез сию перекопь» проведено 672 судна.
Судоходство по первой в истории России искусственной водной системе открылось весной 1709 года. Шедшие с Волги суда благополучно прошли полой водой по Тверце и каналу. Но когда наступило лето, оказалось, что канал мелководный. Уже в следующем 1710 году не прошли через канал струги с лесом.
Становится очевидным, что голландцы не смогли разрешить проблему водного баланса Вышневолоцкого водораздельного пункта, так как совершенно не считались с режимом русских рек. Да и сами гидротехнические сооружения были сделаны без надлежащего искусства и старания.
В результате в 1718 году шлюзовые ворота на Цне «вешнею водою вынесло и запирать невозможно».
Недовольный голландцами Пётр приглашает шлюзных мастеров из самой королевы каналов — Венеции, чтобы «коммуниковать реки, сочинять каналы, углублять устья». И всё без толку!
Вот тут-то в дело и вступил М. И. Сердюков, взявшийся перестроить Вышневолоцкую водную систему и ставший её подлинным создателем.
Близ Вышнего Волочка, на реке Цне, ещё около 1700 года построил Сердюков винокуренный завод, а рядом — поварни, хлебные амбары, «солодовни и овины, и уксусный, и кирпичные, и черепичные заводы».
Он регулярно брал подряды на поставку в Новгород на кружечные дворы вина, а также откупал таможенные и кабацкие сборы в Вышнем Волочке и Удомельском погосте. Таким образом, накопив значительный капитал, он искал лишь случая для его применения.
Используя на своих заводах водяные мельницы, М. И. Сердюков давно стремился к гидротехнической деятельности. С самого начала он внимательно наблюдал за трудностями движения судов через Вышний Волочёк и задумывался над тем, нельзя ли это исправить. И решение было найдено.
Когда в результате аварии Цнинских шлюзов в 1718 году весенний караван не смог пройти через Тверецкий канал и «воспоследовала в Петербурге нужда в провианте», Сердюков послал доношение Петру I.
В этом доношении он предлагал использовать «бесполезно протекающую» реку Шлину, впадающую в Цну ниже устья Тверецкого канала. Если направить её воды «перекопом» через озёра Ключино и Городолюбское в реку Цну выше Тверецкого канала, то вода в ней «умножитца» и «судам будет Тверцою рекою свободный ход и государственная польза в том будет».
Все работы Сердюков предложил выполнить «своим коштом», видя для себя выгоду в возможности получать доход с кабаков и мельниц в течение 15 лет.
Пётр I вызвал Сердюкова в Петербург для личного доклада, после которого 26 июня 1719 года последовал указ Сената, передававший ему в содержание Тверецкий канал и шлюзы. «А за то ево иждивение и труд» право получения им доходов от мельниц и продажи вина, а также таможенных и канцелярских сборов предоставлялось ему не на 15, а на 50 лет.
В этом же году Сердюков приступил к работам, по его выражению, «с крайним радением и прилежанием». Тверецкий канал был вычищен, шлюз на нём починен.
А в 1722 году воды реки Шлины потекли уже по новому руслу, вдвое увеличив собой количество воды в Цне. Благодаря шлинской воде даже в летнее время тяжело нагруженные барки свободно проходили от Твери до Вышнего Волочка и далее.
В этом же году был прорыт Цнинский канал (долгое время называвшийся Сердюковским), который обошёл около 5 извилистых и каменистых вёрст в нижнем течении Цны.
Таким образом, всего за 3-4 года Сердюков проделал объём работ, в несколько раз больший, чем голландцы за 6 лет, да к тому же во много раз дешевле и значительно меньшими силами. На его работах было занято от 300 до 1000 наёмных рабочих (против 10.000 на строительстве Тверецкого канала).
В 1722 году Сердюков получил новый сенатский указ, подтверждающий его привилегии и права, в част частности, право получать с проходящих судов «посаженный сбор» — 5 копеек с каждой сажени длины барки. Но не судовой сбор, а всевозможные привилегии и «вознаграждения» приносили содержателю основной доход, с лихвой окупая его затраты.
Венцом гидротехнической деятельности Сердюкова явилось созданное им водохранилище площадью 6 квадратных вёрст. Образовалось оно после сооружения зимой 1740-41 годов на реке Цне «заплотины» на месте небольшой заводской плотины и получило название Заводского.
«До Сердюкова никому из русских и иностранных специалистов не пришла мысль о создании запаса вешних вод и содержания с этой целью резервных водохранилищ, с тем, чтобы использовать их в летнее время»,- писал об этом сооружении далёкий потомок Сердюкова и его биограф М. Я. Либерман.
(на снимке справа памятник, установленный на вокзале г.Вышний Волочек, на котором увековечаны Пётр I и М.И. Сердюков)
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА
Бечевник — прибрежная полоса, по которой двигались бурлаки или лошади, тянувшие бечевой суда.
Бейшлот (заплотина) — устаревшее название плотины, предназначенной только для удержания и пропуска воды и имеющая запорную часть в виде стоек с подъёмными щитами.
Шлюз (слюза) — сооружение для удержания воды и пропуска судов с запорной частью в виде двустворчатых ворот, убираемых в «шкафы» шлюзов.
После назначения управляющим Вышневолоцким водораздельным пунктом коллежского ассесора Н. И. Писарева, а потом и выкупа его у наследников Сердюкова, весь Вышневолоцкий водный путь оказался в руках государства.
Но длительное время единого органа управления водяными коммуникациями не было, что порождало неразбериху и многочисленные злоупотребления. Все сборы с купцов делились на две части: законные и «сборы лихоимства».
Наконец, в 1773 году была образована должность директора водяных коммуникаций, обязанности которого были возложены на новгородского губернатора Я. Е. Сиверса.
Новый директор тут же отдаёт под суд вышневолоцкого управляющего Писарева — за взятки с купцов.
С целью улучшения управления в 1778 году штат Вышневолоцкого водного пути был разделён на три части: Вышневолоцкая, Мстинская и третья — от Новгорода до Ладожского канала.
Во главе был поставлен главный директор водяной коммуникации. Контора управления располагалась в Вышнем Волочке на углу Тверецкой и Цнинской набережных.
Я. Е. Сиверс разработал обширную программу усовершенствования Вышневолоцкой водной системы: был благоустроен бечевник по Тверце, созданы дополнительные резервуары воды для питания Тверцы и Мсты, началось строительство Заводского гранитного бейшлота.
Но в 1782 году Сиверс был вынужден подать в отставку из-за враждебного к нему отношения князя Потёмкина. Бейшлот достраивал уже граф Брюс.
В 1785 году Екатерина II решила «самолично» осмотреть Вышневолоцкую водную систему.
Об этой поездке она писала, как о «самой весёлой», которая «когда-либо бывала на свете».
В Вышнем Волочке Государыня остановилась в недавно построенном на набережной Цнинского канала каменном Путевом дворце. Канал был иллюминован тысячами светильников в глиняных плошках и массой факелов. На нём построена пристань и галерея с балюстрадой и гирляндами.
При Павле I в 1797 году Я. Е. Сиверс вновь становится управляющим всеми водными путями России, а в 1798 году и первым директором созданного по его инициативе Департамента водяных коммуникаций.
Для улучшения судоходства по Вышневолоцкой водной системе он строит канал в обход Ильменя, предлагает проекты по чистке Волховских и Тверецких порогов, которые были частично осуществлены только в начале XIX века, уже после окончательной его отставки в 1800 году.
Сиверс же начал строительство Мариинской (1799-1810) и Тихвинской (1800-1811) водных систем, также связавших Балтику с Волгой.
Новый император Александр I предпринимает дальнейшие шаги по улучшению управления водными путями. Департамент водяных коммуникаций был преобразован в 1809 году в Экспедицию, местоположением которой стала Тверь. Вся транспортная сеть России была разделена на 10 округов. Трасса Вышневолоцкого водного пути вошла в I округ. Позднее Вышневолоцкий округ стал III.
В Манифесте, сопровождавшем учреждение новых органов управления водяными и сухопутными сообщениями, говорилось: «возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения». И в первую очередь это относилось к главной транспортной магистрали России — Вышневолоцкой водной системе. Задачу её кардинального улучшения решил, спустя почти 20 лет, О. И. Корицкий.
Вышневолоцкий водный путь не всегда справлялся с возрастающим грузопотоком. Во время обильных паводков большая вода не давала караванам возможности пройти через Боровицкие пороги. Засушливые годы вызывали обмеление рек, что многие барки оставались зимовать, не дойдя до Санкт-Петербурга. Так, в 1817 году зазимовало более 1500 судов
В такой ситуации требовалось в самом скорейшем времени усовершенствовать Вышневолоцкую систему. Решение этого вопроса судьба предоставила О. И. Корицкому.
Осип Иванович Корицкий (1778-1829), родом из польской шляхты, ещё в детстве обнаружил страсть к механике. Приехав в 1805 году в Петербург «искать счастья», он предложил свои услуги ведомству водяной коммуникации. Вскоре он получил место смотрителя на реке Тверце, где занялся исправлением бечевника, причём так успешно, что и спустя много лет на вопрос о том, кто построил мостики и гати через плёсы Тверцы, всегда был ответ: «Это смастерил наш благодетель Корицкий!»
Став в 1824 году директором Вышневолоцкого водораздельного участка, он предложил свой проект улучшения судоходства, над которым работал больше 10 лет.
Работы по возвышению Заводского водохранилища продолжались с 1825 по 1828 год. В результате из небольшого водохранилища в 5-6 квадратных вёрст образовалось в 60 квадратных вёрст. Оно поглотило в себя часть Цны, Шлины и три озера: Ключинское, Городолюбское и Здешевское.
спех превзошёл все ожидания, новое искусственное водохранилище совершенно преобразило местность. Однако дело не обошлось и без ропота местных жителей, особенно вышневолоцких ямщиков, обширные покосы и поля которых исчезли на дне озера.
Дошло даже до того, что в проезд Государя императора Николая I, ямщики остановили его при въезде в город и жаловались на Корицкого, грозились даже бросить «почтовую гоньбу».
Новое водохранилище не только способствовало значительному улучшению условий судоходства, но и защищало сам
Вышний Волочёк, не позволяя весенней воде заливать город, как случилось ещё в 1821 году, когда большая часть города и ямская слобода были покрыты водой.
«Предположение об усовершенствовании Вышневолоцкого водяного сообщения» включало в себя не только увеличение Заводского водохранилища, но и другие работы. Это и постройка шандорного полушлюза на Цнинском канале и новых бейшлотов на реках и озёрах, питающих систему, и сооружение упругих заплывей на Боровицких порогах. Устроенные на крутых поворотах реки Мсты, они, как пружины, отталкивали налетавшую на них барку обратно к фарватеру.
В самом Вышнем Волочке были одеты в гранит набережные и пристань у Богоявленского собора, построены мосты на каменных быках. Через эти мосты и замощённые булыжником улицы прошла новая дорога — Московское шоссе.
Но главной дорогой оставалась водная — тысячи барок, миллионы пудов груза. И всё это шло в Петербург.
Бейшлот
Смотреть что такое «Бейшлот» в других словарях:
БЕЙШЛОТ — (голл. bijslot). Водоспуск. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. бейшлот [гол.] – плотина со шлюзами для выпуска воды из водохранилищ Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
БЕЙШЛОТ — водоспуск, плотина с подъемными щитами для спуска воды. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
бейшлот — сущ., кол во синонимов: 1 • плотина (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
бейшлот — бейшлот, бейшлоты, бейшлота, бейшлотов, бейшлоту, бейшлотам, бейшлот, бейшлоты, бейшлотом, бейшлотами, бейшлоте, бейшлотах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
бейшлот — у, ч. Гребля у верхів ї судноплавної річки зі шлюзами для випускання води … Український тлумачний словник
бейшлот — Шлюзова гребля для регулювання рівня води у водосховищі. Споруджується дерев яною або кам яною … Архітектура і монументальне мистецтво
Верхневолжский бейшлот — Координаты: 56°53′17″ с. ш. 33°19′03″ в. д. / 56.888056° с. ш. 33.3175° в. д. … Википедия
Волга — I (в древности Ра, в Средние века Атель, Итель или Этель) одна из значительнейших рек земного шара и величайшая из рек Европы, берет начало в западной части Тверской губернии, в Осташковском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сердюков, Михаил Иванович — новгородский купец, строитель Вышневолоцкой системы каналов; ум. около 1753 г. По происхождению он был калмык. Московский купец Евреинов привез его из Сибири в Астрахань совсем еще ребенком, окрестил в православную веру и, заметив смышленость и… … Большая биографическая энциклопедия
Вышневолоцкая система — Так называется водный путь, впервые соединивший бассейн Волги и Невы. В его состав входят следующие части: А. Взводная часть длиною 524 версты; ее составляют: 1) Волга между Рыбинском и Тверью, протяжен. 349 верст; река свободная, не шлюзованная; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона