Бестарный вывоз мусора что это такое
Не надо грязи. Как в алтайском селе пытаются уйти от бестарного вывоза мусора
Редакция, Общество, 6:06, 19.06.2019
Неэкологично и неэкономично. Как в алтайском селе пытаются отказаться от бестарного вывоза мусора
В селе Черемное Павловского района нет контейнеров и бункеров под отходы. Там мусор вывозят по старинке – бестарным способом. Люди выносят пакеты с мусором к дороге, а сотрудники регоператора «ЭКО-Комплекс» их собирают. Недовольны все: и жители, и перевозчик. Это самый неэкологичный и неэкономичный способ. Решить проблему и отказаться от «бестарки» можно довольно просто, однако власти поселка не спешат принимать меры. Подробнее – в материале «ТОЛКа».
Раз в семь дней
В селе Черемное около пяти тысяч жителей. Мусор здесь вывозят два раза в неделю: по субботам и воскресеньям. На одну половину поселка уходит полноценный рабочий день. Так что отходы людям приходится копить всю неделю. В частном секторе жильцы спасаются тем, что пакеты с остатками пищи, тары или упаковки выносят из дома, например, в сарай или другие хозпостройки – больше некуда.
Уборка мусора проходит так: люди в определенное время выставляют пакеты за ворота, приезжает машина, и начинается сбор отходов. По сельским улицам многотонник едет на минимальной скорости, следом за ним идет грузчик, который собирает пакеты и закидывает их в мусоровоз. Страдают все: транспорт изнашивается, дорога «разбивается», время на труд затрачивается колоссальное. Чтобы вывезти весь мусор из села, требуется два дня. С контейнерами работа заняла бы максимум день, а то и меньше.
«Если бы поставили порталы, то все село полностью можно убрать за день спокойно. Объем мусора здесь примерно 10-12 тонн. С ним мы справились бы за день», – рассказал «ТОЛКу» водитель мусоровоза Сергей Рыбьяков.
Мусоровоз работает точно по графику: если не успел принести пакет с отходами к определенному времени, жди неделю.
«Поселок большой, везде не успевают быстро собрать мусор. Часто бывает так: выставил мусор, глядишь – а его уже собаки растащили. Убирают потом сами жители. Так что мы ходим и караулим. Вот такие пироги с котятами», – рассказывают жители.
«Нам приходится брать лопату, метлы и убирать все это. Хотя мы не должны этого делать, это обязанность жителей или сельсовета. Но мы входим в положение и забираем все», – комментирует ситуацию руководитель компании «ГринСити» Алена Боровченко.
Кроме того, не везде можно проехать на КамАЗе. Во время дождя полевые дороги размывает, так что в некоторых точках села вывоз мусора может отложиться на день, а то и на неделю.
«Неудобно это – раз в семь дней. Получается, что мы всю неделю мусор копим, храним его, чтобы выбросить. Он лежит, гниет, пахнет. Особенно летом в жару. Представьте, когда неделю под +30», – говорит житель частного сектора села Черемное Андрей.
Между тем многие жители говорят о том, что неплохо было бы установить контейнеры. Правда, с одним но: только не возле моего дома, а чуть в стороне. Не каждый захочет соседства с мусорным баком. При этом устанавливать индивидуальные ёмкости для отходов, чтобы собаки не разносили мусор, жители села также не торопятся.
Рядом с многоквартирными домами в поселке вместо контейнера стоит кузов для трактора. В него жители всю неделю скидывают мусор. Грузчик вручную перекидывает каждый пакет в машину. И ладно еще, если остатки, например, пищи упакованы. Некоторые жители Черемного приносят отходы в ведре и просто высыпают их в телегу.
Решение проблемы
Решение проблемы простое: отказаться от бестарного способа вывоза мусора и поставить бункеры. На все Черемное необходимо около 20 накопителей. Один бункер стоит почти 40 тысяч (36 тысяч рублей). Но регоператор «ЭКО-Комплекс» готов бесплатно предоставить муниципалитету 19 бункеров на ответственное хранение. За них сельсовету платить не придется. Надо будет только следить за состоянием и сохранностью тары, также необходимо контролировать, чтобы в бункер не выбрасывали строительный мусор, и поддерживать порядок вокруг контейнера. Однако, по словам перевозчика, глава села отказывается от предложения.
«Черемное убирают бестарным способом. Согласно постановлению 1156 (которое регламентирует обращение с твердыми коммунальными отходами. – Прим. ред.), такого способа вообще не предусмотрено. Это неэкономично, неэкологично и непрактично. Мы сделали запрос главе Черемного, чтобы нам предоставили места накопления, где мы сможем поставить бункеры. Ответа мы не получили», – говорит руководитель компании «ГринСити» Алена Боровченко.
Если ответ перевозчик все-таки получит, тогда мусоровозу будет достаточно объехать все точки с контейнерами, а не колесить практически по всем улицам поселка.
«От бестарного вывоза страдаем мы – перевозчик несет повышенные затраты. Я просчитывала километраж – он увеличивается вдвое. За один вывоз мы порядка 8 тыс. рублей в день теряем только на ГСМ», – комментирует Боровченко.
По словам перевозчика, глава сельсовета хочет получить не 19 контейнеров, а в три раза больше. Но таких ресурсов у регоператора нет. В разговоре с «ТОЛКом» глава Черемновского сельсовета заявил, что, во-первых, ему никто не предлагал 19 бункеров, а всего лишь 10, во-вторых, на все село необходимо от 40 до 60 мест накоплений. И, наконец, по словам Алексея Петрова, бестарный способ сбора мусора полностью устраивает жителей Черемного. Если не всех, то большинство точно.
«19 бункеров – это полсела. А у меня село разделено на три части. Я предложил комбинированный способ: в части села стоят накопители, в других мусор вывозят бестарно. На это перевозчик говорит: либо мы вывозим тарно, либо бестарно. Мы и так силами администрации вывозим мусор два-три раза в неделю, потому что эти тележки заполняются ежедневно. С кем вести переговоры – непонятно. Конструктивного диалога я тоже не вижу. График согласовать тоже не можем, потому что непонятно, с кем согласовывать. В ближайшие дни хочу созвониться с «ГринСити» и отослать им график, чтобы я мог его опубликовать в доступных для населения местах.
Выход вижу такой: либо нам предлагают контейнеры, я пишу заявку району и мы устанавливаем бункеры в местах накопления, либо пока нет такой возможности ни у них, ни у нас, мы возим мусор бестарно. Население это очень сильно устраивает», – прокомментировал ситуацию глава Черемновского сельсовета Алексей Петров.
«Территориальной схемой обращения с отходами в Алтайском крае такой способ, как бестарный, не предусмотрен. Это скорее вынужденная мера и применяется она в исключительных случаях. Согласно законодательству, организация мест накопления отходов (площадок) – обязанность органов местного самоуправления, как и ведение реестра таких площадок. Данной работой муниципалитет должен был заниматься с 2017 года», – прокомментировали «ТОЛКу» в пресс-службе регоператора «ЭКО-Комплекс».
При этом Павловский район – один из наиболее удачных примеров реализации «мусорной реформы». Здесь в целом ряде сел установлены контейнеры и бункеры. Регоператор «ЭКО-Комплекс» и его подрядчик “ГринСити” безвозмездно предоставили емкости следующим муниципалитетам: Новые Зори, Стуково, Прудской, Сибирские Огни, районный центр Павловск и другие. Возможно, совсем скоро к этому списку добавится еще один пункт – село Черемное.
Сфера обращения с ТКО требует строгого следования нормам закона
15.07.2021 16:53
В номере « Кисловодской газеты» от 14 июля 2021 года вышло интервью с замглавы города-курорта – начальником УГХ Владимиром Соболевым. Речь идет о содержании контейнерных площадок, примыкающих к ним территорий, и разграничении ответственности организаций и коммунальных служб. Региональный оператор « ЖКХ» полностью разделяет намерение администрации добиться чистоты на улицах Кисловодска. Однако с точки зрения норм действующего законодательства некоторые суждения, изложенные в материале, вводят читателя в заблуждение и требуют серьезной корректировки.
Об ответственности за содержание контейнерных площадок
Нормы закона об ответственности за санитарное содержание контейнерных площадок и территорий, примыкающих к ним, двоякой трактовки не предусматривают.
Согласно ст.8 Федерального закона « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ обязанность по созданию и содержанию мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления, либо на иное лицо, на которое возложена такая обязанность. Таким лицом может являться управляющая компания, ТСЖ или СНТ.
В пункте 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., также закреплено, что постоянно заботиться о надлежащем санитарном состоянии территории и самой контейнерной площадки – это задача собственника земельного участка, на котором площадка размещена.
Если место накопления расположено на территории многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности, за порядок ответственна управляющая организация ( УК, ТСЖ). Если участок не является собственностью МКД, то за поддержание порядка и его санитарное состояние отвечает муниципалитет.
О сборе ТКО от жильцов частного сектора
Речь о площадках общего пользования, куда жителей частных домов « вынуждают носить отходы», и так называемом пакетном сборе.
Утверждение автора о том, что индивидуальные контейнеры « есть в каждом доме», мягко говоря ошибочно. Фактически ими пользуются не более половины собственников, а остальные по привычке выносят отходы к проезжей части в пакетах. Одномоментно собрать их невозможно, и пакеты становятся объектом внимания безнадзорных животных, которые разносят отходы по улице.
Стоит напомнить и о том, что пакетный ( бестарный) сбор ТКО – далеко не лучшее решение вопроса. Согласно новым СанПиН 2.1.3684-21 ( п. 216 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3) накопление отходов осуществляется в специально оборудованных местах, соответствующих требованиям Санитарных правил. Таковыми местами являются оборудованные контейнерные площадки, внесенные в реестр мест накопления ТКО, но точно не сотни точек вдоль улиц на открытом грунте.
Аналогичное положение закреплено в Постановлении Правительства РФ №1156 ( Правила обращения с ТКО), о том, что потребителям запрещается складировать отходы вне установленных мест накопления.
В соответствии с пунктом 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах ( площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, согласно второму абзацу пункта 9 Правил обращения с ТКО, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах ( площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах ( площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах ( площадках) накопления твердых коммунальных отходов. То есть, все существующие контейнерные площадки должны быть включены в реестр мест ( площадок) накопления ТКО.
Таким образом, места ( площадки) накопления ТКО должны быть определены и информация о них должна быть зафиксирована в договоре с регоператором.
Бестарный сбор ТКО допускается там, где нет возможности организовать контейнерные площадки. Это скорее исключение из правил, характерное для сельских улиц, плотной частной застройки с узкими улицами, но не для города-курорта.
Неверной по своей сути является ссылка на регоператора, который якобы обосновывает переход с пакетного сбора ТКО на контейнерный подорожанием горючего и ростом тарифов на утилизацию отходов. Во-первых, независимо от вида контейнеров или их отсутствия протяженность маршрутов спецтехники остается неизменной, что напрямую влияет на расход топлива. Во-вторых, изменение способа сбора ТКО никак не влияет на тариф.
Напомним также, что устаревшая практика пакетного сбора отходов наносит экологический ущерб территории города-курорта и негативно влияет на имидж Кисловодска. Более того, такая практика фактически ставит крест на внедрении раздельного сбора отходов, который требует установки на площадки специальных контейнеров, и сводит на нет усилия той же администрации по пропаганде навыков сортировки ТКО и осознанного потребления среди населения.
И, наконец, нуждается в прояснении упомянутая в интервью городская стратегия « максимально убрать контейнеры для мусора с улиц на дворовые территории». Она не согласуется по смыслу с попытками сохранить вывоз ТКО от каждого частного домовладения. Противоречие возникает и с хорошей городской инициативой — утверждением дизайн-проектов двух типов контейнерных площадок для курортной зоны и спальных районов.
Напоминаем также, что без письменного согласия с региональным оператором организовывать площадки для накопления отходов недопустимо. Об этом гласит п.21 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами ( Постановление Правительства РФ №1156).
Тем не менее, региональный оператор по-прежнему открыт для конструктивного диалога и намерен совместно с муниципалитетом добиваться совершенствования подходов в сфере обращения с ТКО.
О мусорных площадках – 7 основных правил оборудования и содержания
Практически каждый пользуется услугами по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) и оплачивает эти услуги региональному оператору.
Однако не все знают, какие требования к оборудованию и содержанию мусорных (контейнерных) площадок установлены действующим законодательством, что зачастую влечет за собой злоупотребления со стороны управляющих компаний, хозяйствующих субъектов и региональных операторов по вывозу ТКО.
Поэтому рассмотрим основные правила оборудования и содержания мусорных площадок, которые закреплены в нормативных документах, в том числе в СанПиН 2.1.3684-21.
Мусорная площадка должна быть указана в реестре
В муниципальных образованиях за организацию деятельности в области обращения с ТКО, создание контейнерных площадок, определение схемы их размещения отвечают органы местного самоуправления (не ниже районного уровня).
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства № 1039 (2018 года) муниципальными властями ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО, в котором обязательно указываются данные:
Поэтому по всем вопросам, связанным с отсутствием, расположением контейнерных площадок, их удаленностью от жилых домов следует обращаться к муниципальным властям. Это их зона ответственности.
Бестарный способ вывоз мусора
Бестарный способ сбора и вывоза мусора, то есть без его накопления на контейнерных площадках, допускается лишь на территориях сельских поселений, а также на территориях малоэтажной застройки городских поселений.
На всех остальных городских территориях оборудование контейнерных площадок для накопления и вывоза мусора является обязательным.
Подъездной путь и ограждение
Все мусорные площадки должны иметь подъездной путь, а также твердое асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Кроме того, мусорная площадка должна иметь ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое препятствует распространению мусора за пределы площадки.
Расстояние от мусорной площадки до жилых домов
Расстояние от мусорных площадок до жилых домов, детских садов, школ, детских и спортивных площадок должно быть не менее 20 (в сельских населенных пунктах – не менее 15), но не более 100 метров.
Это расстояние может быть сокращено, но не более чем на 25%.
При раздельном накоплении отходов мусорная площадка может быть расположена не менее чем в 8 метрах от жилого дома.
На территории ведения гражданами садоводства и огородничества выбор места размещения контейнерной площадки осуществляется владельцами площадки в соответствии со схемой размещения, определяемой органами местного самоуправления.
Периодичность вывоза мусора
Срок временного накопления мусора определяется исходя из среднесуточной температуры воздуха в течение трех суток.
Если среднесуточная температура составляет плюс 5 и выше градусов Цельсия, то мусор должен вывозиться каждые сутки. При температуре плюс 4 и ниже – каждые трое суток.
Однако в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах по решению главных государственных санитарных врачей субъектов РФ сроки временного накопления мусора могут быть изменены.
Вывоз мусора осуществляется по установленному графику с 7.00 до 23.00.
Чистота на площадке
За чистоту на мусорной площадке отвечает ее владелец. Это правило распространяется и на те случаи, когда контейнерная площадка была загрязнена при погрузке ТБО в мусоровоз. После погрузки владелец обязан очистить площадку от отходов.
Бремя расходов на обустройство и содержание мусорной площадки
Обустройство и содержание мусорных площадок не относится к зоне ответственности регионального оператора по вывозу ТКО. Бремя расходов в данном случае несет собственник земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка.
Если земельный участок, на котором находится контейнерная площадка, входит в общедомовое имущество, то обязанность по созданию и содержанию площадки лежит на собственниках помещений МКД или на лицах, осуществляющих управление МКД. То есть в этом случае плата за организацию и содержание мусорной площадки входит в состав платы за содержание общего имущества МКД.
Аварийная служба: что важно знать жильцам многоквартирных домов Подробнее ➤
Квитанции ЖКХ: будьте внимательны, если образовалась переплата Подробнее ➤
Как правильно бороться с коммунальщиками: пять правил, которые надо соблюдать Подробнее ➤
Оставят ли бестарный сбор отходов в частном секторе?
Эксперт «Вашего ОРЕОЛА» Александр Лихачёв продолжает рассказывать об основных положениях проекта «Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов».
В минприроды Омской области завершается работа над важнейшим документом мусорной реформы «Порядок накопления отходов». Именно в нём сведены все требования к местам накопления отходов и порядку их вывоза. Уже начались общественные обсуждения. Первыми в нынешний понедельник с проектом документа ознакомились члены общественного совета при Государственной жилищной инспекции, которые в целом одобрили документ, внесли ряд предложений по разным разделам.
Напоминаем, что проект «висит» и на сайте газеты. Любой может также прислать своё видение, и рабочая группа с интересом рассмотрит ваши предложения.
Частные страдания
Мешки в законе
Накопление ТКО бестарным способом может производиться путём сбора (приёма) ТКО непосредственно в мусоровоз без предварительно складирования (мобильный сбор).
Бестарный способ накопления ТКО применяется на территориях индивидуальной малоэтажной застройки (жилые дома и многоквартирные дома не выше двух этажей), садоводческих и огороднических некоммерческих объединений, в отдалённых населённых пунктах, а также на других территориях в случаях временной невозможности либо нецелесообразности применения иных способов накопления ТКО, а равно по решению органа местного самоуправления.
Бестарный способ накопления ТКО применяется при невозможности обустройства контейнерной площадки или на период строительства, реконструкции или ремонта контейнерной площадки при наличии соответствующего решения органа местного самоуправления.
Факт невозможности обустройства контейнерной площадки на территориях индивидуальной малоэтажной жилой застройки, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ устанавливается актом, подписанным комиссией под руководством уполномоченного лица органа местного самоуправления.
Потребители используют пакеты, мешки или другие специально предназначенные ёмкости для накопления твёрдых коммунальных отходов, предоставленные региональным оператором либо приобретённые самостоятельно. В последнем случае используемые пакеты или другие ёмкости (мешки, пластиковые или металлические баки) должны отвечать техническим требованиям, установленным региональным оператором (объём, материал), чтобы человек мог поднять его в машину.
При применении бестарного способа накопления ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО либо в местах накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, либо непосредственно от потребителей. При этом места накопления ТКО определяются региональным оператором по согласованию с органом местного самоуправления либо по предложению такого органа, с учётом мнения потребителей (речь идёт о том, что в некоторые закоулки вообще не проехать).
Частота (периодичность) транспортирования ТКО при применении бестарного способа накопления ТКО определяется условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО и договора об оказании услуг по обращению с ТКО. График транспортирования ТКО от потребителей определяется по согласованию с органом местного самоуправления, с учётом мнения потребителей.
В случае если на данной территории (в населённом пункте в целом) применение бестарного способа накопления ТКО перестаёт удовлетворять нуждам потребителей, органы местного самоуправления либо организации, создаваемые гражданами для ведения садоводства или огородничества, принимают меры по созданию контейнерной площадки.
Накопление крупногабаритных отходов
К крупногабаритным твёрдым коммунальным отходам (далее КТКО) относятся отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры для твёрдых коммунальных отходов (утратившие свои потребительские свойства мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, торговое оборудование, ящики, тазы, баки, бидоны, велосипеды, коляски, части легковых машин и т. п.), а также крупногабаритные отходы от ремонтных работ в помещениях, кроме отходов строительства и сноса.
Накопление КТКО осуществляется:
а) в бункерах, расположенных на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов;
в) без предварительного накопления путём вывоза по индивидуальной заявке потребителя или по согласованному с потребителями графику.
Специальные площадки для накопления КТКО должны соответствовать требованиям региональных и местных нормативов градостроительного проектирования и должны быть учтены в территориальной схеме и схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО (реестре) муниципального образования. Места расположения таких площадок указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Специальная площадка для накопления КТКО должна иметь твёрдое покрытие, сплошное ограждение высотой не менее 1,8 метра не менее чем с трёх сторон (она может быть и закрытой, с запорным устройством), свободный подъезд для погрузки с твёрдым покрытием.
Рекомендуется совместное расположение площадок для КТКО и контейнерных площадок для накопления ТКО.
Для накопления КТКО от потребителей в многоквартирных домах создаётся не менее одной специальной площадки КТКО по следующим критериям (должен соблюдаться хотя бы один любой из них):
• на каждые три тысячи жителей населённого пункта (количество жителей определяется по данным регистрационного учёта);
• на населённый пункт с численностью жителей менее пяти тысяч;
• на квартал жилой застройки.
По усмотрению собственников помещений (лица, осуществляющего управление многоквартирным домом) специальная площадка для накопления КТКО может оборудоваться в каждом отдельном доме для данного дома.
Площадка для крупногабаритных ТКО должна находиться на расстоянии не менее 20 метров от стены жилого (многоквартирного) дома и не далее 300 метров от самого дальнего подъезда здания собственников крупногабаритных отходов.
Бремя содержания специальных площадок для накопления КТКО и территории, прилегающей к таким площадкам, расположенных на земельных участках под многоквартирными домами, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме через УК, ТСЖ, ЖСК.
Бремя содержания специальных площадок для накопления и накопления КТКО и территории, прилегающей к таким площадкам, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельных участков, на которых расположены такие площадки и прилегающая к ним территория, то есть администрация.
Мероприятия по дератизации и дезинсекции специальной площадки осуществляются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Запрещается складирование крупногабаритных отходов в контейнерах для твёрдых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и на прилегающей к ним территории, а также в других не предназначенных для накопления крупногабаритных отходов местах.
Запрещается складирование иных отходов, кроме крупногабаритных ТКО, в бункерах для КТКО, расположенных на контейнерных площадках и на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.
Региональный оператор определяет периодичность вывоза КТКО, которая указывается в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и не может быть реже одного раза в неделю в многоквартирных домах и одного раза в десять дней в кварталах индивидуальной малоэтажной застройки.
Крупногабаритные отходы должны располагаться не позднее 8 часов местного времени в день вывоза в месте, определённом в договоре на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Мусор. ТКО. Порядок накопления. Приказ. Скачать
Мусор. ТКО. Порядок накопления. После дополнения приложений юристам. Скачать