Беспризорный это тоже что и безнадзорный ответ
Значение слова «беспризорный»
1. Лишенный необходимого присмотра, надзора; безнадзорный. Мимо окон машины проносились опустевшие деревни, в которых выли собаки, мычали беспризорные коровы. Казакевич, Весна на Одере. || Разг. Никому не принадлежащий, ничей. Машина одна-одинешенька стоит под открытым небом, и в ней — беспризорная винтовка. Ковалевский, Тетради из полевой сумки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БЕСПРИЗО’РНЫЙ, ая, ое. 1. Бездомный, никем не воспитываемый, живущий на улице (о детях). Б. подросток. || То же в знач. сущ. беспризо́рный, ого, м. Исправительно-трудовая колония для беспризорных. 2. перен. Заброшенный, лишенный присмотра. Беспризорное хозяйство.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
беспризо́рный
2. субстантивир. ребёнок, подросток, не имеющий семьи ◆ Ты совершил три преступления, негодяй: ты — беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду! А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1936 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: воззвать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
БЕСПРИЗОРНЫЙ
Смотреть что такое «БЕСПРИЗОРНЫЙ» в других словарях:
БЕСПРИЗОРНЫЙ — БЕСПРИЗОРНЫЙ, беспризорная, беспризорное. 1. Бездомный, никем не воспитываемый, живущий на улице (о детях). Беспризорный подросток. || То же в знач. сущ. беспризорный, беспризорного, муж. Исправительно трудовая колония для беспризорных. 2. перен … Толковый словарь Ушакова
беспризорный — бездомный, безнадзорный, бесприютный, заброшенный Словарь русских синонимов. беспризорный см. заброшенный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
БЕСПРИЗОРНЫЙ — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания (ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24 июня 1999 г.) … Юридический словарь
беспризорный — БЕСПРИЗОРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. Лишённый присмотра. Беспризорное хозяйство. 2. Бездомный, живущий на улице. Б. ребёнок. В детстве был беспризорным (сущ.). | сущ. беспризорность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова
беспризорный — Безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства и (или) места пребывания. [ГОСТ Р 52495 2005] Тематики услуги населению Обобщающие термины виды учреждений социального обслуживания … Справочник технического переводчика
Беспризорный — (англ. waif) в РФ по законодательству о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) … Энциклопедия права
беспризорный — Древнерусское – безъпризьрный. Старославянское – безъ + призьра (без присмотра). Слово «беспризорный» – исконно русское и восходит к древнерусскому, куда пришло из старославянского. «Беспризорный» – префиксальное производное от презирать… … Этимологический словарь русского языка Семенова
беспризорный — I см. беспризорный; ого; м. II ая, ое; рен, рна, рно. см. тж. беспризорный, беспризорная, беспризорность 1) Лишённый заботы, внимания; не имеющий семьи или оторвавшийся от неё (обычно о ребёнке, подростке) 2) Оставленный без ухода, присмотра;… … Словарь многих выражений
беспризорный — 2.4.21 беспризорный: Безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства и (или) места пребывания. Источник: ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Беспризорный — I м. 1. Ребёнок, подросток, не имеющий семьи, живущий на улице. отт. перен. Тот, кто лишён необходимого присмотра, надзора. 2. перен. разг. Тот, кто никому не принадлежит. отт. Тот, кто брошен, забыт, никому не нужен. II прил. 1. Бездомный, не… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
БЕСПРИЗОРНЫЙ
Смотреть что такое «БЕСПРИЗОРНЫЙ» в других словарях:
БЕСПРИЗОРНЫЙ — БЕСПРИЗОРНЫЙ, беспризорная, беспризорное. 1. Бездомный, никем не воспитываемый, живущий на улице (о детях). Беспризорный подросток. || То же в знач. сущ. беспризорный, беспризорного, муж. Исправительно трудовая колония для беспризорных. 2. перен … Толковый словарь Ушакова
беспризорный — бездомный, безнадзорный, бесприютный, заброшенный Словарь русских синонимов. беспризорный см. заброшенный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
беспризорный — БЕСПРИЗОРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. Лишённый присмотра. Беспризорное хозяйство. 2. Бездомный, живущий на улице. Б. ребёнок. В детстве был беспризорным (сущ.). | сущ. беспризорность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова
беспризорный — Безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства и (или) места пребывания. [ГОСТ Р 52495 2005] Тематики услуги населению Обобщающие термины виды учреждений социального обслуживания … Справочник технического переводчика
Беспризорный — (англ. waif) в РФ по законодательству о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) … Энциклопедия права
беспризорный — Древнерусское – безъпризьрный. Старославянское – безъ + призьра (без присмотра). Слово «беспризорный» – исконно русское и восходит к древнерусскому, куда пришло из старославянского. «Беспризорный» – префиксальное производное от презирать… … Этимологический словарь русского языка Семенова
беспризорный — I см. беспризорный; ого; м. II ая, ое; рен, рна, рно. см. тж. беспризорный, беспризорная, беспризорность 1) Лишённый заботы, внимания; не имеющий семьи или оторвавшийся от неё (обычно о ребёнке, подростке) 2) Оставленный без ухода, присмотра;… … Словарь многих выражений
беспризорный — 2.4.21 беспризорный: Безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства и (или) места пребывания. Источник: ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Беспризорный — I м. 1. Ребёнок, подросток, не имеющий семьи, живущий на улице. отт. перен. Тот, кто лишён необходимого присмотра, надзора. 2. перен. разг. Тот, кто никому не принадлежит. отт. Тот, кто брошен, забыт, никому не нужен. II прил. 1. Бездомный, не… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
БЕСПРИЗОРНЫЙ
Смотреть что такое «БЕСПРИЗОРНЫЙ» в других словарях:
беспризорный — бездомный, безнадзорный, бесприютный, заброшенный Словарь русских синонимов. беспризорный см. заброшенный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
БЕСПРИЗОРНЫЙ — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания (ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24 июня 1999 г.) … Юридический словарь
беспризорный — БЕСПРИЗОРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. 1. Лишённый присмотра. Беспризорное хозяйство. 2. Бездомный, живущий на улице. Б. ребёнок. В детстве был беспризорным (сущ.). | сущ. беспризорность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова
беспризорный — Безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства и (или) места пребывания. [ГОСТ Р 52495 2005] Тематики услуги населению Обобщающие термины виды учреждений социального обслуживания … Справочник технического переводчика
Беспризорный — (англ. waif) в РФ по законодательству о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) … Энциклопедия права
беспризорный — Древнерусское – безъпризьрный. Старославянское – безъ + призьра (без присмотра). Слово «беспризорный» – исконно русское и восходит к древнерусскому, куда пришло из старославянского. «Беспризорный» – префиксальное производное от презирать… … Этимологический словарь русского языка Семенова
беспризорный — I см. беспризорный; ого; м. II ая, ое; рен, рна, рно. см. тж. беспризорный, беспризорная, беспризорность 1) Лишённый заботы, внимания; не имеющий семьи или оторвавшийся от неё (обычно о ребёнке, подростке) 2) Оставленный без ухода, присмотра;… … Словарь многих выражений
беспризорный — 2.4.21 беспризорный: Безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства и (или) места пребывания. Источник: ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Беспризорный — I м. 1. Ребёнок, подросток, не имеющий семьи, живущий на улице. отт. перен. Тот, кто лишён необходимого присмотра, надзора. 2. перен. разг. Тот, кто никому не принадлежит. отт. Тот, кто брошен, забыт, никому не нужен. II прил. 1. Бездомный, не… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Понятия безнадзорности и беспризорности. Причины возникновения
Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.
К безнадзорным относятся дети и подростки:
— потерявшие семейные и родственные связи;
— брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обесцечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними;
— убежавшие из интернатных учреждений;
— выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию;
— занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством;
— совершающие мелкое воровство;
— получившие отсрочку отбывания наказания;
— являющиеся жертвами сексуальных преступлений;
К отличительным признакам беспризорности относятся:
— полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
— обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
— добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными;
— подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами».
Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.
Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Среди бродяжничающих, беспризорных подростков, в зависимости от срока их пребывания в уличной среде, выделяют три уровня.
Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству они предпочитают воровство.
К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению.
Беспризорные и безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие. Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация.
В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентации, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, только попав в социально-реабилитационные учреждения.
Медицинское обследование беспризорных и безнадзорных детей показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Дети по нескольку лет не бывают на приеме у врача, а поскольку зачастую они не посещают детские дошкольные учреждения и школы, то полностью лишены какого-либо медицинского наблюдения. Здесь могут быть отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенного поведения.
Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус. Большинство беспризорных и безнадзорных детей имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния. Отмечается наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям.
У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватны ситуации, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе. На первый план выходят выживание, поиск куска хлеба, страх перед насилием; стремление его избежать. Они привыкли к различным асоциальным формам жизнедеятельности: жизнь в подвалах, на чердаках и помойках, попрошайничество, воровство, бродяжничество.
Специалисты выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:
К социально-экономическим относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания.
Политическая ситуация во многих регионах напряжена. К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни и т. д.
Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей. Определенное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.
Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками.
Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством. Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате без одного родителя остаются около 1300 детей. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих.
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:
1) социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
2) медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3) социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
4) социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.
Социальные факторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска.
При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.
Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника и т. д.). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху.
Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью.
В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.