Беспредметный разговор что значит

Значение слова «беспредметный»

Беспредметный разговор что значит. Смотреть фото Беспредметный разговор что значит. Смотреть картинку Беспредметный разговор что значит. Картинка про Беспредметный разговор что значит. Фото Беспредметный разговор что значит

1. Не имеющий определенной цели, содержания. Беспредметная критика.

2. Отвлеченный, неконкретный. Человеческая деятельность вне сферы народа беспредметна и бессмысленна. Салтыков-Щедрин, За рубежом.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЕСПРЕДМЕ’ТНЫЙ, ая, ое (книжн.). Лишенный содержания, не направленный к определенной цели. Беспредметная злоба.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

беспредме́тный

Делаем Карту слов лучше вместе

Беспредметный разговор что значит. Смотреть фото Беспредметный разговор что значит. Смотреть картинку Беспредметный разговор что значит. Картинка про Беспредметный разговор что значит. Фото Беспредметный разговор что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: помещица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «беспредметный&raquo

Предложения со словом «беспредметный&raquo

Цитаты из русской классики со словом «беспредметный»

Сочетаемость слова «беспредметный&raquo

Что (кто) бывает «беспредметным»

Понятия со словом «беспредметный»

Цветопись — неологизмы «цветопись» и «цветописцы» принадлежат художнику и теоретику К. С. Малевичу. Супрематическая теория Казимира Малевича, созданная им в 1915 году, во многом базировалась на проводимых им исследованиях цвета. В печати созданный Малевичем неологизм «цветопись» появился впервые в его статье «Кубизм», написанной в конце 1916 года.

Афоризмы русских писателей со словом «беспредметный&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «беспредметный&raquo

Беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она требует соблюдения определённых условий проведения.Из них отметим следующие.

Что касается беспредметного искусства, то художник не находил возможности развивать его принципы, считая, что оно для его творчества бесперспективно.

На этом уровне воля станет беспредметной силой хотения, волей без желания.

Источник

Значение «беспредметный разговор»

Что означает «беспредметный разговор»

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Беспредметный разговор

недостаточно подготовленный, непродуманный в отношении конструктивных предложений решений вопроса (со стороны одного из субъектов речевого общения или всех). На это влияет и малая предметная компетентность собеседников или одного из них. Должен восприниматься и осознаваться субъектом как недостаток культуры речи.

* См. в романе Л. Толстого «Война и мир» изображение переговоров Балашова с Наполеоном: со стороны Балашова обнаруживается очень плохая подготовленность к этим переговорам. *

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «беспредметный разговор»

Фонетический разбор «беспредметный разговор»

Значение «беспредметный разговор»

Карточка «беспредметный разговор»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Источник

Предметность Предметный

Предметный разговор — это когда абстрактные слова заменяются конкретными предметами.

Она может с блеском говорить о любом предмете при условии, что ничего не знает о нем.

Все мы любим порассуждать на тему, которая нас нисколько не занимает.

Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.

Предметность как качество личности – способность разговаривать по теме, серьёзно, реалистично, объективно, по существу и конкретно, усиливая точный смысл и значение сказанного; наглядно демонстрировать реальное положение вещей.

Перед свадьбой она ласково говорила: «Мой…» После свадьбы конкретно и предметно показала, что именно надо мыть.

Навстречу кораблю плывет подводка. Высовывается оттуда француз: — Скажите, какой курс на Гренландию? — Зюйд- вест — зюйд- 54. Плывут дальше. Снова на встречу подводная лодка. Оттуда высовывается Американец: — Какой курс на Гренландию? — Зюйд- вест — зюйд- 54. Плывут далее, третья подводка, на палубе Чукча показался: — Какая, однако, курса на Гренландию? — Зюйд- вест — зюйд- 54. — Слышишь, ты, однако, не надо мне тут зю — зюйкать, ты, однако, лучше предметно рукой покажи.

Сильная сторона предметности – реалистичность способность исходить из понимания и учета подлинных условий реальной действительности, проявлять трезвую практичность, здравомыслие, быть чуждым всякой идеализации, отличаться рассудочностью, прагматичным взглядом на вещи и явления.

Предметность конкретна, ей чужда всякая расплывчатость и аморфность. Конкретность как качество личности – способность излагать свои мысли ясно, точно, предметно определённо, чётко обозначено. Тем более, предметность не приемлет всякой беспредметности как склонности вести сплошь отвлечённые, неконкретные разговоры, беседы, споры, не имеющие предмета, сущности, цели. Когда человек умничает, рисуется, говорит заумными фразами, слова лишаются предметно-смыслового содержания или подменяются произвольными сочетаниями звуков.

Как и всё на свете, предметность может проявляться под влиянием энергии благости, страсти и невежества. Например, стоит в невежестве проявить неуважение к серьёзным людям, так сразу появится риск получить физическое замечание. Можно, предметно выделываясь, оказаться голодным.

Раннее субботнее утро. Тишина. В квартире — папа (юрист), мама (юрист) и 3-х летняя дочка. Папа в спальне, еще не проснулся окончательно, блаженствует на кровати. Мама на кухне, хлопочет по хозяйству, варит кофе и обдумывает меню субботнего завтрака. Нежный ребенок, полный сил и энергии, скачет по квартире. Мама (из кухни): — Дочка, сбегай к папе, и спроси, когда он встанет с кровати. Дочка бежит к папе, передает вопрос. Папа: — Через десять минут. Дочка передает ответ. Мама: — Спроси у папы, будет ли он завтракать. Дочка бежит к папе, передает вопрос. Папа: — Буду. Дочка передает ответ. Мама: — Спроси у папы, что он хочет на завтрак. Дочка бежит к папе, передает вопрос. Папа (не забываем, папа — юрист): — Попроси маму предметно обрисовать, насколько обширны горизонты перспектив в разрезе имеющегося запаса продуктов. Дочка: Мама! Папа начал предметно выделываться, значит, не будет завтракать!

Предметность – симпатия к реалистичности и неприязнь к жонглированию абстракциями. Человек с проявленной предметностью мышления хочет, чтобы его правильно поняли. Отсюда стремление к наглядности, точности и конкретности, отсюда тяга к фактам, к реально существующему материалу. Его не смущает груда фактов, суматоха явлений, нагромождение причинно-следственных связей. Он знает, что именно с этого начинается познание. Человек с проявленной предметностью, излагая свои мысли, любит приводить наглядные, конкретные, реальные примеры. Так лучше всего достигается ясность.

Например, молодой преподаватель говорит студенткам педагогического университета: — Я на сто процентов уверен, что к концу семестра вы все хорошо будет знать мой предмет.

Предметность хороша, когда она дружна с уважительностью, тактичностью и деликатностью, иначе она превращается в хамство, в оскорбительное общение. Люди в страсти и, особенно в невежестве, чтобы усилить оскорбительность и неуважительность к окружающим, зачастую прибегают к предметному показу своих гениталий.

В «дикой, варварской России» народу как-то не приходит в голову, что одним из проявлений демократии может стать показ окружающим своей пятой точки. Некультурный народ. Юмора не понимают. Разве не смешно громко испортить воздух в храме? В «самой свободной и религиозной стране мира» — США проводят «День показа Жопы поезду».

Предметность в невежестве превращается в порочное качество личности. Окружающие сторонятся такой предметности, ибо она штампует неловкие ситуации, генерирует конфликты и скандалы, становится вершиной бескультурья и неуважительности к людям. Бестактным конкретным, предметным вопросом можно унизить, оскорбить, ранить, вызвать злость и агрессию.

Сегодня в невежественной среде в ходу словосочетание «конкретный пацан говорит предметно», то есть достоин уважения, ибо он деловой и надёжный.

Во дворе у подъезда на лавочке сидят бабульки. Тут к подъезду подруливает крутой джип, выходит из него качок (К), видит бабулек и начинает наезжать: — Чего расселись, старые кошёлки, у моего подъезда, в натуре… Одна из бабушек (Б) отвечает: — Что ж ты, сынок, на нас ругаисси? Совсем старость не уважаешь. Я вот внучку своему на тебя пожалуюсь, он мене в обиду не дасть. Он тебя знает. Говорит, что ты лох. (К) возмущённо: — Я лох? Какой же из меня лох? (Б): — Внучёк говорит, что конкретный. Вот внучку предметно и пожалуюсь. (К): — Что? Какому — такому внучку? Что, предметно конкретный пацан? Так пусть завтра на разборку подваливает, побазарим. Короче, бабка, передай внучку, завтра в пять на этом месте стрелка. Б: — Ладноть, передам.

На следующий день к подъезду подъезжают пять джипов с братвой, рассредоточились по двору, оцепили подъезд, биты, автоматы, все как положено. (К) во главе бригады. Бабульки сидят на той же лавочке. (К): — Ну, что, бабка, где твой внучок-то? Б: — А хто ж его знаеть, он же у меня предметно снайпер…

Источник

беспредметный разговор

Смотреть что такое «беспредметный разговор» в других словарях:

Беспредметный разговор — – недостаточно подготовленный, непродуманный в отношении конструктивных предложений решений вопроса (со стороны одного из субъектов речевого общения или всех). На это влияет и малая предметная компетентность собеседников или одного из них. Должен … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

беспредметный — ая, ое; тен, тна 1) Не направленный на определенный предмет; отвлеченный, неконкретный. Беспредметные рассуждения. Беспредметный разговор. Человеческая деятельность вне сферы народа беспредметна и бессмысленна (Салтыков Щедрин). Синонимы:… … Популярный словарь русского языка

беспредметный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Не направленный на конкретный предмет, отвлечённый; бессодержательный. Б. спор, разговор. Б ые рассуждения. 2. Не имеющий видимых причин, оснований. Б ая злоба, ненависть. ◁ Беспредметно, нареч. Б. спорить.… … Энциклопедический словарь

беспредметный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. беспредметно, беспредметность 1) Не направленный на конкретный предмет, отвлечённый; бессодержательный. Беспредме/тный спор, разговор. Б ые рассуждения. 2) Не имеющий видимых причин, оснований … Словарь многих выражений

Баланда — I ж. разг. Жидкая невкусная похлёбка. II ж. разг. 1. Пустой, беспредметный разговор. 2. То, чему нельзя поверить; вздор, чепуха. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

необоснованный — ▲ не имеющий ↑ обоснование < > доказательность бессмысленно. не имеет [нет] смысла. необоснованность. необоснованный. необоснованно. неосновательность. неосновательный. неосновательно. безосновательность. безосновательный. неоправданность.… … Идеографический словарь русского языка

баланда — ы; ж. Разг. 1. Жидкая невкусная похлёбка. Тюремная б. Кормить баландой. 2. Пустой, беспредметный разговор, болтовня. Кончай баланду, работать надо. Травить баланду (вести такие разговоры; болтать). ◁ Баландный, ая, ое … Энциклопедический словарь

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — – 1. В широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

баланда — ы; ж.; разг. см. тж. баландный 1) Жидкая невкусная похлёбка. Тюремная бала/нда. Кормить баландой. 2) Пустой, беспредметный разговор, болтовня. Кончай баланду, работать надо. Травить баланду (вести такие разговоры; болтать) … Словарь многих выражений

Источник

Беспредметный разговор что значит

Беспредметный разговор что значит. Смотреть фото Беспредметный разговор что значит. Смотреть картинку Беспредметный разговор что значит. Картинка про Беспредметный разговор что значит. Фото Беспредметный разговор что значит

Понятия «коммуникативный сбой», «коммуникативная рассогласованность», «коммуникативная неудача» прочно вошли в область изучения лингвистики, что послужило определенным толчком к исследованию природы феномена «псевдокоммуникация». При этом выяснилось, что обладая всеми признаками и характеристиками коммуникативного процесса, псевдокоммуникация тем не менее не выполняет главного предназначения коммуникации, а именно не способствует реализации речевых интенций коммуникантов и достижению ими совместного результата. Это коммуникация, в которой нарушаются принципы согласованного общения и взаимодействия коммуникантов, отсутствует взаимопонимание, что лишает ее общего коммуникативного смысла.

Речевое общение представляет собой «комплексный и многоуровневый процесс, охватывающий как минимум коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты» [1, с. 11]. Причем указанные аспекты далеко не исчерпывают всей глубины процесса общения: в нем выделяется множество иных сторон и функций, таких как контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния, деятельностная. Рече-коммуникативные отношения осуществляются таким образом, что «адресат взаимодействует не с коммуникатором, а с текстом, и в результате своей собственной активности по его восприятию продуцирует в своем сознании некоторые мысли и идеи» [5, с. 93].

Процесс общения инициирует не желание коммуниканта передать информацию, а его желание сделать свои интенции понятными другим. В качестве речевого средства для выражения интенций служит высказывание, которое можно представить формулой «предложение плюс прагматическая функция, заданная ему говорящим» [4, с. 53]. Содержание высказывания является пропозициональным, в то время как интенции определяют, как должно пониматься данное пропозициональное содержание. Таким образом, пока человек находится в ситуации общения, он что-то сообщает, о чем-то информирует, в чем-то убеждает и т.п., т.е. демонстрирует смыслы с целью установления психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании и взаимной координации.

Общий антропологический принцип постоянства смысла рассматривается как «индивидуальный когнитивный коррелят принципа кооперации» [3, с. 198]. С того момента, как два или более человека вступают во взаимодействия и соглашаются быть партнерами или соперниками, даже противниками, они вместе сотрудничают, со-действуют, беря слово или слушая, на протяжении всего этого взаимодействия. Коммуникация означает взаимодействие, помещенное в социально-культурные условия определенной ситуации. Природу передачи смыслов в общении объясняет коммуникативно-обусловленная социальная практика, а не языковые структуры кода. Коммуникация, как форма поведения, осуществляется не в виде трансляции информации или манифестации намерения, а как демонстрация смыслов.

Партнеры по коммуникации, распознавая личностно обусловленные смыслы друг друга в социальном контексте, согласовывают смысловую направленность своих коммуникативных действий в их ситуативном контексте [2, с. 95]. Наиболее важным аспектом координации коммуникативных действий и необходимым условием успешного взаимодействия является понимание партнёрами по интеракции взаимозависимости целей, которые они преследуют, т.е. совпадение интенционального и интерпретируемого смыслов.

Организационным принципом коммуникации выступает иллокутивно-тематический потенциал дискурса, связанный с ситуацией общения и с ее этнокультурным контекстом. Ожидаемый результат как проекция целевой установки (интенции) коммуникантов выступает в качестве организующего центра коммуникативного процесса. Главным семантическим стимулятором речи является коммуникативная интенция говорящего. Тем не менее важнейшим компонентом коммуникативного пространства является предмет речи, т.е. то положение дел, которое побуждает говорящего к высказыванию, так как говорящий может стремиться к изменению существующего положения дел или, напротив, к его сохранению, и в этом заключается его практическая цель, которая лежит в основе коммуникативного намерения.

Предмет разговора является необходимым условием для той информации, которая будет сообщена далее, и для реализации коммуникативной функции. Именно предмет разговора представляет собой то, на чем прежде всего концентрирует внимание слушающий, следовательно, является центром внимания коммуникантов. Через предмет речи устанавливается контакт между собеседниками, т.е. он выступает как организующий аспект коммуникации. От понимания предмета разговора зависит в дальнейшем успешность коммуникации.

Предмет речи служит для включения высказывания в контекст, так как каждое данное высказывание зависит от предыдущего и само влияет на формирование последующего. В любой точке диалога должна быть связь между новой и старой информацией. Именно предмет разговора осуществляет эту связь. Наличие предмета разговора – это семантический признак, прагматическая обусловленность которого заключается в наличии коммуникативной задачи, которая может быть сформулирована только с учетом общих фоновых знаний и общего опыта коммуникантов. Предмет речи является языковой реализацией информации.

Беспредметный разговор – это разговор, недостаточно подготовленный, непродуманный в отношении конструктивных предложений решения вопроса (со стороны одного или обоих собеседников), бесперспективный, бессодержательный, отвлеченный, бесцельный, пустой. Беспредметный разговор не направлен на конкретную тему и на решение неречевой проблемы коммуникантов, он не имеет цели, сути. Беспредметность разговора указывает на то, что данное общение не нацелено на результат, а значит, неэффективно и бессмысленно. Это разговор ни о чем.

Интересны в данном случае примеры беспредметного общения, взятые из пьес С. Беккета.

Беспредметно и бессмысленно общение супругов Винни и Вилли в пьесе С. Беккета «Happy days» («Счастливые дни»). Диалог между этими людьми весьма своеобразен. Будучи супругами и находясь в одной комнате, они говорят, но при этом каждый занят своим делом и погружён в свои мысли. Женщина увлечена своими воспоминаниями об ушедших счастливых днях. Мужчина во время беседы читает газету. Ему безразличны и неинтересны ее воспоминания, он весь погружен в чтение и лишь изредка подает реплики, а именно озвучивает представляющие для него интерес новости из газеты. Женщина так увлечена своими воспоминаниями, что даже не замечает того, что ее реплики остаются без внимания:

Winnie: Another heavenly day. For Jesus Christ sake Amen. World without end Amen. (1)

Willie молчит, читает газету. (1a)

Winnie: Begin, Winnie. Begin your day, Winnie.Oh, this is going to be another happy day! (2)

Willie: His Grace and Most Reverend Father in God Dr Carolus Hunter dead in tub. (2a)

Winnie: Charlie Hunter! I close my eyes – and am sitting on his knees again, in the back garden at Borough Green, under the horse – beech. Oh the happy memories! (3)

Willie: Opening for smart youth. (3a)

Winnie: My first ball! My second ball! My first kiss! A Mr Johnson, or Johnston, or perhaps I should say Johnstone. Very bushy moustache, very tawny. Almost ginger! (4)

Willie: Wanted bright boy. (4a)

Winnie: (takes up toothbrush and examines handle) Fully guaranteed… genuime pure… Fully guaranteed. (5)

Willie молчит, читает газету. (5a)

Винни вспоминает свои счастливые дни (1), а Вилли читает газету и не реагирует на её слова (1а). Вычитав в газете о кончине Чарли Хантера, Вилли озвучивает это сообщение (2а), на что Винни начинает вспоминать своего возлюбленного и свои счастливые дни (3). Далее следует ироническое замечание (3а). Винни пытается перевести разговор на отношения с мужем и радуется тому, что они могут пообщаться (4). Вилли не реагирует: по всей видимости, духовно эти люди далеки друг от друга. Его молчание раздражает Винни, о чем свидетельствует её следующая реплика (5). И далее следует совершенно беспредметный обмен репликами, который указывает на тупиковую ситуацию в общении.

Winnie: Can you hear me? I beseech you, Willie, just yes or no, can you hear me, just yes or nothing. (6)

Willie: [Irritated] Yes. (7а)

Willie: [More irritated] Yes. (8а)

Winnie: And now? And now? (9)

Willie: [Violently] Yes. (9а)

Winnie: Fear no more the heat o’ the sun. Did you hear that? (10)

Willie: [Irritated] Yes. (10а)

Winnie: What? What? (11)

Willie: [More irritated] Fear no more. (11а)

Winnie: No more what? (12)

Willie: [Violently] Fear no more. (12а)

Winnie: Bless you Willie I do appreciate your goodness. (13)

Willie молчит, читает газету. (13а)

Winnie: Oh this is a happy day. (14)

Данное общение беспредметно и псевдокоммуникативно, т.к. в нем отсутствует предмет разговора. Собеседники не слушают и не слышат друг друга, каждый занят своим делом и погружен в свои мысли. Они даже не заботятся о том, чтобы скрыть своё безразличие и невнимание друг к другу, чтобы не показывать свою непричастность к разговору. Подобное общение комично, парадоксально и бессмысленно.

В качестве следующего примера рассмотрим ситуацию общения дочери со своей больной матерью (С. Беккет «Footfalls» («Звук шагов»)). Общение матери и дочери трудно назвать диалогом. Ухаживая за больной матерью, дочь упустила свою личную жизнь, и теперь уже, понимая, что не имеет возможности что-либо изменить, пытается хотя бы найти сочувствие у матери. Однако мать ничего не может ей предложить.

M: Mother. [Pause. No louder.] Mother. [Pause.] (1)

M: Were you asleep? (2)

V: Deep asleep. [Pause.] I heard you in my deep sleep. [Pause.]There is no sleep so deep I would not hear you there.One two three four five six seven eight nine wheel one two three four five six seven eight nine wheel. [Free.] Will you not try to snatch a little sleep? (2а)

M: Would you like me to inject you again? (3)

V: Yes, but is too soon.[Pause.](3а)

M: Would you like me to change your position again? (4)

V: Yes, but it too soon.[Pause.] (4а)

M: Straighten your pillows? [Pause.] Change your drawsheet? (5)

[Pause.] Pass you the bedpan? [Pause.] The warming-pan?[Pause.] Dress your sores? [Pause.] Sponge you down?[Pause.] Moisten your poor lips? [Pause.] Pray with you?[Pause.] For you? [Pause.] Again.[Pause.] (5а)

V: Yes, but it is too soon. (6)

M: What age am I now? (6а)

M: Eighty- nine, ninety. (8а)

V: I had you late. [Pause] In life. [Pause] Forgive me again. [Pause] Forgive me again. (9)

M: What age am I now? (9а)

V: In your forties. (10)

V: I am afraid so. May [Pause] May. (11)

V: Will you never have done?

Will you never have done… revolving it all? (12)

V: It all. In your poor mind. It all. It all.

Дочь знает, что по времени еще рано делать инъекцию, поправлять подушку, заменять клеенку, подносить судно, перевязывать язвы и т.п., и тем не менее она спрашивает об этом. Она заводит этот разговор, чтобы не молчать, чтобы поторопить события, чтобы что-то делать, чтобы как-то заполнить ту внутреннюю пустоту, которая не дает ей покоя. И этот разговор происходит от того, что ей все это надоело, что в ее возрасте ей хочется заниматься не тем, чем она занимается сейчас, она уже не чувствует теплоты по отношению к матери. Все ее предложения – по инерции, без всякого чувства. Она уже не столько заботится о матери, сколько выполняет все это по необходимости. Мать же устраивает существующее положение дел, она принимает заботу дочери как должное. И ее раздражает душевное беспокойство и неудовлетворенность дочери, потому что ей не нужны перемены. Она отвечает вопросом на вопрос, потому что ее не беспокоит возраст дочери и потому что она понимает, к чему может привести этот разговор, и поэтому уходит от темы.
Очевидно, что подобные разговоры происходят между матерью и дочерью регулярно. Они уже ничего не ждут от этих разговоров, ни на что не надеются. Им больше не о чем поговорить. Они говорят не друг для друга, а чтобы не молчать. Понимая, что мать ничего не может ей предложить, дочь находит выход в том, что она постоянно ходит по комнате. Именно во время хождения она рассказывает о том, как она несчастна, как случилось так, что она так одинока. Она глубоко не удовлетворена своей жизнью. Всё, что для нее важно – это возможность двигаться, что стало частью её жизни. Она боится потерять эту способность, видя, как беспомощна ее мать.

Мать и дочь фактически не слушают и не воспринимают друг друга, и даже не пытаются понять друг друга. Между ними нет диалога. Каждая из них занята своими мыслями и своим стремлением через пространные монологи изложить свою какую-то внутреннюю, наболевшую мысль. У них нет общей темы для разговора. Это общение двух разных людей, которые мало понимают и в целом не хотят понимать друг друга. Такое общение не приводит к взаимопониманию и поэтому может быть охарактеризовано как псевдокоммуникативное.

Беспредметно и бессмысленно общение двух конторщиков, которые по роду службы перебирают бумаги в комнате чужого человека и попутно ведут разговор (С. Беккет «Theatre II» («Театр II»)). Общение этих людей больше похоже на суету и возню, сопровождаемую пустыми, бессмысленными фразами.

В. Not quite. Tomorrow. (1а)

А. What`s the date? (2)

В. Twenty-fourth. Twenty-fifth tomorrow. (2а)

А. Nineteen… Twenty-two, twenty-four. [Reads]. “Our Lady of Succour. Full moon.” We were saying then…what was it…(3)

B. Work, family, third fatherland, cunt, finances, art and nature, heart and conscience, health, housing conditions, God and man, so many disasters.[Pause] (3а)

А. Seen worse dumps. Worse outlooks. Is that Jupiter we see? (4)

A. Switch off. It must be. (5)

A. There. There, on the right, in the corner. (6)

B. No. It twinkles. (6а)

A. What is it then? (7)

B. No idea. Sirius. Well& Do we work or play? (7а)

A. I forget, I forget! (8)

Конторщики не испытывают необходимости в общении друг с другом. В их репликах нет общей темы. Это чужие люди, которых объединяет только место работы. Привычно делая общее дело, они общаются фактически, то есть открывают ящики столов, перебирают бумаги, перекладывают их с места на место, комментируют свои действия, цитируют некоторые записи и обмениваются ничего не значащими фразами. Они озвучивают свои действия, чтобы не молчать. Подобное общение не нацелено на результат, а значит псевдокоммуникативно, поскольку коммуникация является успешной только при условии реализации собеседниками своих коммуникативных намерений и достижения ими общей коммуникативной цели. Общение, состоявшееся только как процесс, но не как результат, представляется неэффективным.

Таким образом, беспредметность разговора подрывает нормальное, полноценное общение, делает его бессодержательным и бессмысленным. Беспредметность разговора является одним из признаков певдокоммуникативного общения.

Рецензенты:

Комина Н.А., доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных факультетов ГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», г. Тверь.

Копылова Н.В., доктор психологических наук, профессор кафедры иностранных языков естественных факультетов ГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», г. Тверь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *