Бесплатно для коммерческого использования что это
Используем корректно: как не нарушить чужих прав на контент
Фон для презентации, музыкальное оформление, видеоролик на экране, различные информационные материалы – организаторы часто используют этот контент на мероприятиях. Чтобы застраховать себя от возможных претензий и репутационных потерь, важно соблюдать культуру использования сторонних материалов. Как корректно использовать чужой контент при создании события? Команда «ТАСС Конференции» поделилась с читателями Event LIVE моментами, о которых важно знать, а также списком полезных ресурсов.
«ТАСС Конференции» работает над организацией деловых мероприятий, и наша профессиональная деятельность неразрывно связана с созданием и использованием различного контента. Речь идет о фотографиях, текстах, графике, музыке, видеороликах, презентациях, шрифтах, оформлении сайтов, страниц, лендингов и пр.
В онлайне доступ к контенту получает огромная аудитория, и любые случаи неправомерного заимствования не остаются без внимания.
Согласно опросу, проведенному во время трансляции второго выпуска нашего онлайн-проекта «Конференции. Перезагрузка», 59% зрителей сталкивались с ситуацией, когда их интеллектуальная собственность использовалась без разрешения, и лишь небольшой части респондентов удалось успешно отстоять свои права.
Лариса Белоусова,
руководитель Управления конференций ТАСС
Бесплатное использование контента третьих лиц
Существует целый ряд условий, которые необходимо учесть для того, чтобы все соответствовало букве закона:
Важно обращать внимание на детали, которые прописаны в законах. К примеру, цитирование регулируется статьей 1274 ГК РФ, согласно которой использование части чужого произведения возможно в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Объем цитирования должен быть «оправдан вашими целями», при этом точной цифры в законе не содержится. В случае конфликта суд будет устанавливать, какие цели вы преследовали, цитируя чужой контент.
Лицензия. Когда можно использовать?
Сама по себе лицензия — это специальное разрешение на использование произведения, которое устанавливает правообладатель. Некоторые из них разрешают безвозмездное использование материалов. Вид лицензии указывается рядом с опубликованной фотографией или в условиях использования материалов сайта. Приведем несколько примеров.
Лицензии Creative Commons — группа типовых лицензий, позволяющих при различных условиях бесплатно использовать произведение. Есть несколько подвидов с особыми требованиями, которые обозначаются следующими аббревиатурами:
CC (Creative Commons) — если у правообладателя нет условий для использования произведения, то в лицензии указываются только эти две буквы.
NC — только некоммерческие цели.
BY — использовать можно с указанием автора и ссылкой на источник.
ND — нельзя изменять и модифицировать, только в оригинальном виде.
SA — можно изменять и создавать производные, которые дальше будут распространяться на условиях оригинального произведения.
SP — можно использовать фрагментарно (актуально для музыки).
Non-SP — аналог SP, но только для некоммерческого использования.
Статус Public Domain присваивается произведениям, перешедшим в общественное достояние. В РФ произведения переходят в общественное достояние по истечении 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (в определенных случаях срок может быть увеличен, например, если автор работал в период ВОВ, тогда срок охраны увеличивается на 4 года). Также необходимо указывать имя автора.
Лицензия СС0 — это разновидность лицензии Creative Commons (бесплатная публичная лицензия), где автор самостоятельно отказывается от всех прав, благодаря чему произведение становится общедоступным.
Существует целый ряд ресурсов с бесплатными аудио-, фото- и видеоматериалами, а также типографикой. В то же время напоминаем, что необходимо внимательно читать пользовательское соглашение и условия распространения конкретных материалов. Учитывайте возможные риски, так как агрегаторы не гарантируют правомерности размещения контента пользователями.
Если вам интересно узнать больше о контенте мероприятия как об объекте интеллектуальной собственности, то вас ждут 5‒7 выпуски нашего подкаста. В них вы услышите мнение опытных юристов – спикеров онлайн-проекта «Конференции. Перезагрузка».
Ресурсы с бесплатной музыкой
Musopen.org — онлайновая музыкальная библиотека музыки Royalty Free.
Pacdv.com — библиотека бесплатных звуков и аудиоклипов без права сублицензирования.
Ccmixter.org — треки с лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 United States License.
Soundcloud.com — бесплатное скачивание со ссылкой на трек.
Jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
Incompetech.com — нужно указать автора, сайт как источник композиции.
Бесплатные фотостоки
Free Digital Photos — большая база, которую можно использовать для образовательных, личных или предпринимательских целей.
Dreamstime — отдельный раздел с бесплатным контентом, который достаточно часто обновляется. Для использования требуется регистрация.
FreeImages — довольно популярный проект, насчитывающий более 300 тысяч изображений, доступных для бесплатного скачивания. Для использования требуется регистрация.
Unsplash — огромный бесплатный фотобанк с изображениями в высоком разрешении. Есть картинки на любые темы, от технологий до бизнеса и путешествий.
Flickr — огромный бесплатный фотобанк, в котором много фотографий от пользователей на любую тему. Здесь есть платные фото, если нужны бесплатные, выбирайте фильтр All Creative Commons.
Picjumbo — фотобанк без поиска. Вместо него предусмотрены различные категории и подборки.
Pixabay — здесь кроме фото есть и компьютерные иллюстрации. Удобные фильтры: можно задать тип, ориентацию, размеры и даже цвет изображения.
Freerangestock — фотобанк предлагает десятки тысяч изображений для использования в коммерческих целях. Для использования требуется регистрация.
Search.creativecommons.org — сайт для поиска изображений по лицензии Creative Commons, поддерживает интеграцию с Flickr and Google и поиск по специальным параметрам.
Бесплатные видео
Lifeofvids.com — бесплатные видеоклипы высокого разрешения с лицензией royalty free. Разрешено использование в коммерческих целях.
Wedistill.io — бесплатные профессиональные видео для творчества. Можно использовать в рекламных целях.
Videezy.com — площадка профессиональных и начинающих видеооператоров, чьи работы находятся в открытом доступе. Разрешено использование в коммерческих целях.
Videvo.net — бесплатные видеоролики для любого проекта. Для скачивания требуется регистрация. Видео разрешено использовать в коммерческих целях.
Pixabay.com/ru/videos — бесплатные видео отличного качества. Разрешено коммерческое использование.
Coverr.co — сервис для подбора фонового видео на сайт. Видео разрешены для использования в коммерческих целях.
Mazwai.com — большое количество спокойных и живописных видео, посвященных природе. Лицензия позволяет использовать в коммерческих целях.
Бесплатные векторные иллюстрации, иконки, фоны и psd
Ru.365psd.com — на сайте огромное количество коллекций бесплатных векторных изображений, эмблем и PSD-исходников.
Freepik.com — на сайте бесплатная векторная графика, иллюстрации, иконки, PSD и фотографии для использования на сайтах, баннерах, презентациях, в журналах.
Flaticon.com — более 400 000 иконок на самые разные темы. Есть встроенный редактор иконок по цвету, размеру.
Icons8.com — иконки любого размера и стиля, стоковые фото, музыка, видео, иллюстрации.
Все, что Вам нужно знать о коммерческом использовании
Маркетологи часто занимаются разработкой, производством и созданием разнообразного контента для последующего его использования в социальных сетях, блогах и отправке по электронной почте с целью раскрутки сайта юридической фирмы.
Часто это включает в себя применение целого спектра инструментов дизайна, включая Adobe Photoshop, Canva и даже Getty Images.
Мы часто вовсе не задумываемся над вопросом: могу ли я на самом деле использовать это программное обеспечение для достижения своих бизнес-идей?
Скорее всего, ваше руководство уже купило лицензию на использование тех продуктов, которые вы применяете в коммерческих целях.
Каждому маркетологу стоит познакомиться с концепцией «коммерческого использования», чтобы вы были уверены, что следуете закону, когда речь заходит о создании и распространении контента.
В этой статье мы подробно рассмотрим различия между коммерческим и некоммерческим использованием.
Что такое «коммерческое использование»?
Коммерческое использование описывает любую деятельность, при которой вы используете продукт или услугу для получения финансовой выгоды. Это относится ко всем тем случаям, когда вы пользуетесь программным обеспечением для создания маркетинговых материалов с целью продвижения в Yandex или Google, поскольку эти материалы в дальнейшем применяются в коммерческих целях с целью увеличения продаж. Коммерческая деятельность включает в себя рекламирование товаров или создание специальных картинок для онлайн и офлайн-рекламы.
Проще говоря, любая деятельность, которую вы проводите в своей компании, будет рассматриваться как «коммерческое использование», поскольку конечной целью этой деятельности является увеличение продаж.
Таким образом, вам необходимо заключить соответствующее коммерческое лицензионное соглашение с любым программным обеспечением для проектирования (или сторонними инструментами) для успешного достижения своих целей.
Коммерческое использование распространяется и на офлайн-деятельность. Например, предположим, что вы используете Adobe для разработки дизайна рекламного щита, а FontCreator — для редактирования шрифта, который вы будете наносить на этот рекламный щит. В данном случае вы пользуетесь рекламным щитом в деловых целях с желанием получить финансовую выгоду в результате рекламы. Это означает, что он предназначен для коммерческого использования.
Прежде чем создавать свой рекламный щит, вы должны убедиться, что у вас есть коммерческое лицензионное соглашение как с Adobe, так и с FontCreator. В противном случае эти компании могут подать на вас в суд.
Вы можете узнать, можно ли вам использовать программное обеспечение в коммерческих целях, в разделе «Условия использования» на веб-сайте нужного программного обеспечения. Если указано, что программное обеспечение не предназначено для коммерческого использования, вам необходимо либо приобрести коммерческую версию программы, либо найти другой подходящий инструмент.
Например, в условиях использования Adobe написано следующее относительно лицензии NFR (нефункциональные требования): «Вы можете использовать версию NFR только в течение определенного периода времени и для целей, указанных при установке программы. Вы не должны использовать любые материалы, которые вы создаёте, в коммерческих целях».
Это означает, что если вы установили NFR-версию Adobe, вы можете использовать программное обеспечение только в некоммерческих целях. Но что такое «некоммерческое использование» в принципе?
Что такое «некоммерческое использование»?
Некоммерческое использование – это любая деятельность, которая не связана с получением прибыли. Это означает использование продукта только для ваших личных целей. Например, вы можете воспользоваться определенными инструментами или программным обеспечением для дизайна школьного проекта, создания подарка для любимого человека или украшения своего дома.
Некоммерческое использование включает в себя любую деятельность, которую вы будете осуществлять не для ее последующей продажи и получения прибыли. Распространенные примеры некоммерческого использования часто связаны с образованием. Например, предположим, что вы используете программное обеспечение Adobe и FontCreator для создания презентации об истории вашего колледжа.
Поскольку вы не будете зарабатывать деньги на своей презентации, она попадает под категорию «некоммерческое использование».
Последнее определение, с которым нам стоит познакомиться, — это «ограниченное коммерческое использование». Оно находится где-то между коммерческим и некоммерческим использованием.
Проще говоря, ограниченное коммерческое использование означает, что вы можете использовать программное обеспечение, разработанный дизайн, логотип или инструмент в отношении тех продуктов, которые вы собираетесь продавать ограниченное количество раз. Например, у вас есть соглашение с Getty Images, в котором говорится, что вы можете использовать изображение для коммерческого использования до 5000 раз.
Конечно, если вы сомневаетесь, то можете посоветоваться с юридическим отделом интернет-студии Статура, чтобы убедиться, что соблюдены все юридические требования, когда дело доходит до создания любых маркетинговых материалов, которые вы надеетесь использовать в своей компании.
Бесплатные фото или сыр в мышеловке? Как не нарушить закон
В век выских технологий найти нужную информацию или контент весьма просто, но вот можно ли его использовать и как? О лицензиях на платных фотосток сказано весьма много. Но что, если вы хотите взять фото бесплатно? В этом случае на помощь приходят бесплатные хранилища изображений и фотобанки. Они предоставляют изображения бесплатно, но что с ними можно делать, чтобы не нарушить прав авторов?
Давайте для начала рассмотрим вопрос, а что такое авторское право в отношении фотографий и как оно регулируется законом РФ?
«Любое фото, сделанное профессионалом или любителем, снятое высокотехнологичной камерой или глазком мобильного телефона защищается авторским правом. Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т. д., и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил» (Статья 1265 Гражданского кодекса РФ)
И еще полезная информация:
«Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, какого-либо специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей» (Статья 9 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»)
Итак, даже если вы нашли изображение в бесплатном доступе — это не значит, что его можно использовать без предварительного разрешения автора.
Так как же быть с изображениями на бесплатных фотостоках? Наиболее частый способ передачи прав (или прав с определенными ограничениями) — это лицензия Creative Commons. Данный вид лицензии позволяет авторам передать свое творение в общественное пользование. Но и тут есть свои подводные камни, потому что и данной лицензии существует несколько видов.
В качестве примера рассмотрим три популярных европейских сайта, предоставляющих контент с растровыми и векторными изображениями: Wikimedia и Pixabay.
Wikimedia — это миллионное хранилище изображений. Здесь все изображения выложены по лицензии Creative Commons, но с разными ее версиями.
All Rights Reserved — все права принадлежат автору и данное изображение можно использовать только после подтверждения его согласия.
Attribution (указание авторства) — вы можете использовать это изображение, а также распространять и изменять при условии ссылки на автора или сайт-источник.
Attribution No Derivatives (с указанием авторства, без производных) — у вас такие же права, как и в предыдущем случае, но вы можете использовать только исходное изображение, без модификаций.
Non-Commercial (некоммерческое использование) — тут все понятно из названия. Хотите использовать для оформления своего блога — пожалуйста, а вот напечатать на футболках для продажи можете только с разрешения автора.
Attribution Non-Commercial No Derivatives — условия те же, что и в предыдущей лицензии, но без права модифицировать изображения.
Public Domain Dedication (CC0) — передача изображения в общественное достояние. Вы можете изменять его, использовать в коммерческих целях, при этом ссылок на автора или сайт-источник не требуется.
Здесь описаны те разновидности лицензии Creative Commons, которые вы можете встретить на данных сайтах. Хотя, это неполный список. Более подробно вы можете ознакомиться здесь.
Именно по последнему виду лицензии работает крупнейший бесплатный немецкий фотосток Pixabay. Все изображения на нем предоставлены по лицензии Creative Commons CC0. Но и это не значит, что вы можете делать с ними все, что вам вздумается. Даже у такой широкой лицензии есть свои ограничения.
Итак, вы МОЖЕТЕ изменять изображения, модифицировать их, использовать при оформлении блогов, при дизайне сайтов, при печати календарей, визиток, открыток и для любых других личных и коммерческих целей.
Кроме того, не забывайте о релизе собственника, например, запрещено использовать изображение ночного освещения Эйфелевой башни. То есть получается, что Creative Commons CC0 – это отказ автора фото от своих прав на изображение, но вся ответственность за условия использования данного изображения будет лежать лично на вас.
В России также есть свои ограничения на съемку опредленных объектов или в некоторых общественных местах. Вот некоторые из них. Начнем с того, что статье 29 Конституции РФ сказано, что у любого гражданина есть «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Так что вам не могу запретить снимать в любом общественном месте.
Так что при скачивании изображений даже из бесплатных фотобанков будьте внимательны и всегда читайте условия их использования. Лучше потратить несколько минут на ознакомление с правилами, нежели потом несколько месяцев на возможные судебные тяжбы.
И в заключение, в России в последние годы многие сайты стали распространять свой контент по лицензии Creative Commons (речь идет не только об изображениях). Список этих российских сайтов можно посмотреть здесь.
Где взять бесплатные фото, звуки и видео для сайта или блога
Так, чтобы их можно было использовать и в коммерческих целях
В идеальном мире каждый владелец сайта делает медиаконтент самостоятельно: нанимает фотографа, видеографа и музыкантов.
У виртуальных вещей тоже есть хозяева. И они могут наказать рублем тех, кто без разрешения использует фотографии и видео.
Вот несколько сервисов, где можно взять это добро бесплатно, причем так, чтобы не нарушить ничьи авторские права.
Выбирайте, что вам нужно для оформления сайта или страницы в соцсети:
Этот сайт практически полностью закрывает мою потребность в фотографиях. Например, по запросу «car» он выдает больше 2 млн фото, которые можно использовать как иллюстрации в статьях.
Это сервис для любителей фотографии, а не специализированный фотосток, поэтому любые фотографии брать нельзя. Чтобы использовать фото на сайтах, поставьте фильтр Commercial use allowed, то есть «Разрешено коммерческое использование», или Commercial use & mods allowed — «Разрешено использование и модификация снимков».
Все фотографии на этом сервисе — с лицензией на бесплатное использование и переработку, в том числе в коммерческих целях. Указывать автора не обязательно.
Unsplash помогает, когда нужен красивый снимок для обложки статьи или видео в блоге: фотографии подобраны будто на платном фотостоке.
В Pixabay все снимки можно брать бесплатно, но с ограничениями: некоторые изображения придется самостоятельно редактировать. Например, если вы планируете продавать плакаты со снимками или футболки с принтами с этого сайта, нужно отредактировать иллюстрацию.
Но если вы планируете разместить снимок на сайте, ничего менять не нужно.
Этот сервис будет полезен бизнесу: фотографии подбирают так, чтобы ими можно было оформить интернет-магазин. Использовать снимки можно как угодно, в том числе и печатать на футболках для продажи.
На вкладке «Бизнес-идеи» сервис собирает подборки фотографий на темы, которые ищут чаще всего. Можно изучить тренды, вдохновиться и найти новое направление продаж.
В Pexels стоит искать не абстрактные фото, а снимки людей в разных ситуациях. Например, если вам нужен снимок офисного стола, скорее всего, вы обнаружите работающих за таким столом людей.
В остальном это обычный фотосток с бесплатными снимками: можно пользоваться без указания авторства и редактировать картинки как угодно.
Это спецраздел фотостока Pexels с тысячами видеороликов. Видео можно использовать в монтаже роликов для блога или в качестве фона для презентаций.
Все ролики доступны для бесплатного коммерческого использования.
Этот сервис пригодится, если вы захотите сделать видеофон или обложку для сайта. Большинство роликов уже обработаны: скорость слегка уменьшена, «весят» немного, но достаточно хорошего качества.
В архиве сервиса больше 100 тысяч видео, включая почти 2 тысячи роликов, сделанных с помощью дронов. Еще тут найдутся графики и диаграммы финансовых рынков, которые удобно использовать для заставок.
На видео есть три типа лицензии:
Это сервис музыкантов, которые предлагают использовать их композиции в фильмах, видеоиграх и вообще где угодно.
База музыки отфильтрована по типу лицензии. В разделе для бесплатного коммерческого использования больше 4 тысяч треков. Примерно столько же записей в блоке для бесплатного, но некоммерческого использования.
Сервис распространяет классическую музыку, освобожденную от всех авторских прав: вы можете копировать, изменять и распространять любые треки, в том числе в коммерческих целях, не спрашивая разрешения.
В сервисе есть фильтры по композитору, инструменту, времени создания и настроению.
Эта база музыки, которая создана для бесплатного распространения — в том числе в коммерческих целях. Указывать авторство музыкантов не обязательно.
Каталог на сайте сделан с помощью смайлов — нужно выбрать настроение, которое должна создать музыка. Например, ощущение, что вы попали в фильм ужасов. Или напряжение как при подсчете очков в важном соревновании.
Какими бывают лицензии на изображения
Соблюдение авторских прав — скучная часть творческой работы, без которой не обойтись. Разбираемся в лицензиях раз и навсегда.
Лицензия на изображение — это договор, в котором прописаны условия использования картинки. По сути, скачивая фотографию со стока, вы приобретаете не само изображение, а право им распоряжаться. Иногда это право ничем не ограничено, а в иных случаях есть правила, которые надо соблюдать.
Давайте разберёмся, какими бывают лицензии на изображения. Это полезно знать дизайнерам и художникам, которые работают с чужими изображениями, а также фотографам и иллюстраторам, которые планируют зарабатывать на стоках.
Бесплатные лицензии
Существует иллюзия, что скачанную с бесплатного стока картинку можно использовать как заблагорассудится. Но это не всегда так. Разрешено ли поместить фото на упаковку товара или только вставить в школьную презентацию? Нужно ли указывать автора? Можно ли отредактировать картинку в Photoshop до неузнаваемости или нужно оставить её без изменений? Все эти условия прописываются в лицензиях.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Использование бесплатных картинок регулируется группой лицензий Creative Commons. Это американская некоммерческая организация, которая придумала разные варианты соглашений для бесплатного распространения контента. В их основе лежит четыре условия:
На основе этих условий есть пять видов лицензий:
Но есть ещё два вида лицензий из группы Creative Commons, в которых отсутствуют упомянутые ограничения:
Именно CC0 знакома нам по большинству бесплатных фотостоков. Обычно там размещают картинки, которые можно брать бесплатно для коммерческого использования, без упоминания авторов и с возможностью как угодно изменять изображение. Но с векторной графикой на стоках ситуация иная: С00 встречается крайне редко, обычно там требуется указать автора, а для тех, кто не желает, предлагают платную лицензию.
Хотите создавать свои проекты на основе стоковых картинок? Записывайтесь на курс по Photoshop!
Платные лицензии
Этот тип договоров может порождать иллюзию, что за свои деньги можно делать с картинкой всё, что захочется. Тем не менее есть ограничения. Вот четыре варианта самых популярных платных лицензий:
Самая популярная лицензия на платных стоках — это Royalty-Free. Её приобретают для использования в коммерции, если тираж не слишком большой. Реже всего предлагают лицензию Rights-Managed — она самая дорогая, и встретить её можно только на крупных стоках.
Как узнать о лицензии
На сайте стока обязательно будет всё написано. Если все фото защищены одинаковой лицензией, о ней пишут один раз в отдельном разделе. Если лицензии различаются, их обычно упоминают в карточках товаров. Более того, иногда можно выбирать между разными типами лицензий (по разным ценам) на одно и то же изображение.
Часто такой выбор предлагают между Royalty-Free и Extended Royalty-Free, в зависимости от нужного тиража, а также между платной Royalty-Free и бесплатной CC Attribution — в зависимости от того, желаете ли вы указывать авторство.
Стоки иногда устанавливают, помимо лицензий, свои дополнительные правила использования картинок. Например, многие сайты не приветствуют продажу изображений, скачанных у них, и просят не загружать эти картинки на сайты конкурентов.
Насколько важно соблюдать авторское право
Это важно, хотя отнюдь не всегда правосудие карает нарушителей. Чем больше людей приобретает конкретную картинку, тем сложнее контролировать, кто и как её использует: так что пиратство часто остаётся безнаказанным. Но если на нём попасться, можно получить повестку в суд и существенный штраф.
Проще покупать лицензионные изображения — они обычно не слишком дорогие, если не приобретать исключительные права. И бесплатные стоки с лицензией CC0 не стоит сбрасывать со счетов: там можно найти полезные материалы для самых разных проектов.
Чтобы сэкономить на покупке картинок, просматривайте в первую очередь бесплатные стоки. Если интересует конкретная тематика, подпишитесь на понравившихся фотографов — вы будете сразу видеть их новые работы. Поиск хороших бесплатных изображений может отнять много времени, так что думайте наперёд: сохраняйте не только подходящие для текущего проекта картинки, но и те, что могут пригодиться в будущем. А если решите приобрести изображение на платном ресурсе, заранее подумайте над нужным размером: зачастую фотографии средних размеров стоят дешевле полного формата.