Беспилотное такси яндекс что это
В Яндексе готовы к запуску беспилотного такси в Москве до зимы. Как беспилотники работают в Иннополисе
Пассажиры очень быстро привыкают к отсутствию водителя
Команда Яндекса напомнила сегодня о своих планах по запуску беспилотного такси в Москве.
Изначальный анонс состоялся в сентябре, и теперь компания подтвердила, что планы всё ещё в силе. В московском районе Ясенево беспилотное такси должно начать тестовую работу осенью 2021 года. Подать заявку на участие всё ещё можно на сайте проекта, если вам уже исполнилось 18 лет.
Заодно пресс-служба Яндекса поделилась интересной статистикой работы беспилотного такси в городе Иннополис в Татарстане. Там такси без водителя работает уже три года. Проведённый властями города опрос показал следующее.
53% опрошенных участников передвигаются на беспилотном такси регулярно — несколько раз в месяц и чаще. Обычно машину вызывают, чтобы добраться на работу или учёбу и обратно, в спортзал и в магазин. 97% опрошенных советуют своим гостям, которые приезжают в Иннополис, попробовать беспилотное такси.
Пассажиры очень быстро привыкают к отсутствию водителя. 88% респондентов заявили, что у них это заняло меньше пары минут. Главными преимуществами беспилотного такси пассажиры назвали безопасность поездок, аккуратность вождения и соблюдение ПДД.
Яндекс отмечает, что одна из причин, по которым в компании три года назад выбрали место запуска беспилотного такси, — это низкая загруженность дорог в Иннополисе. Однако в других городах беспилотные автомобили Яндекса тоже тестировались. По улицам Москвы, Тель-Авива и Энн-Арбора автомобили с автопилотом Яндекса проехали уже почти 15 миллионов километров. Команда Яндекса доработала технологии беспилотного вождения и теперь готова к следующему шагу — запуск такси без водителя на улицах Москвы.
«Яндекс» рассказал, где в Москве появятся первые беспилотные такси
Тестирование беспилотного такси «Яндекса» в Москве будет запущено этой осенью. В начале сервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк» на юге столицы, говорится в поступившем РБК сообщении компании.
Запуск беспилотного такси будет происходить поэтапно и для начала оно будет доступно только по заявкам. Чтобы принять участие в тестировании нужно заполнить анкету.
«Cервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Пользователи смогут вызвать беспилотное такси в приложении «Яндекс Go», доехать на нем до метро, съездить в торговый центр или спортзал. Ясенево — один из самых больших районов Москвы, и поездки на такси внутри района здесь очень популярны», — сообщили в компании.
В «Яндексе» отметили, что в пилотном режиме беспилотники компании ездят по дорогам Москвы уже несколько лет, а с 2018 года беспилотное такси появилось в Иннополисе. По действующим законам, за рулем машины под управлением автопилота все равно должен сидеть человек. Однако в 2021 году вступил в силу закон, который снимает это ограничение. «Благодаря этому беспилотные автомобили «Яндекса» смогут ездить без водителя за рулем и использоваться в качестве такси в пределах определенной территории», — объяснили в компании.
Такси «Яндекса» запустит беспилотники для перевозки пассажиров
В 2021 году «Яндекс» планирует организовать коммерческие пассажирские перевозки с помощью беспилотных такси в Иннополисе, а в этом или следующем году — в Москве. Это следует из проекта постановления правительства, дополняющего закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» положениями, которые касаются высокоавтоматизированного транспорта.
Пока в экспериментах будут участвовать немного беспилотников: восемь в Иннополисе и десять в Москве. Наращивание парка такси без водителей будет происходить постепенно, отмечается в документе.
Всего в рамках эксперимента планируется внедрить до 1 тыс. подобных автомобилей. Это менее 1% от общего числа участников дорожного движения в каждом регионе России, из чего авторы проекта делают вывод, что эксплуатация технологии «не окажет ощутимый социальный или экономический эффект, однако позволит полноценно испытать технологию, сделать вывод о перспективе ее масштабного внедрения». Использование беспилотников в коммерческих целях должно позволить оценить востребованность сервиса в будущем.
Как сообщил РБК представитель «Яндекса», точная дата запуска перевозок пассажиров на беспилотном такси в Москве будет зависеть от того, сколько времени займет процесс согласования программы. Подробности о том, как именно пассажиры смогут вызвать беспилотное такси, «Яндекс» планирует раскрыть ближе к запуску эксперимента.
Сейчас тестирование беспилотных автомобилей возможно в отдельных регионах, но, согласно постановлению правительства № 1415, за рулем беспилотника должен быть инженер, который сможет взять на себя управление в случае нештатной ситуации, а использовать подобный транспорт при оказании коммерческих услуг запрещено.
Сначала с предложением допустить беспилотники до коммерческих перевозок выступили несколько компаний, разрабатывающих технологии автономного вождения: «Яндекс», КамАЗ, Сбербанк и группа ГАЗ. В прошлом году они разработали совместный план, призванный расширить сферу эксплуатации беспилотных автомобилей. По нему, к октябрю 2021 года предлагалось разрешить их тестирование в том числе для коммерческих целей, а полностью снять запрет на использование машин без водителя предлагалось к декабрю 2023 года.
«Яндекс» — одна из компаний в России, которая занимается развитием беспилотных автомобилей и одновременно владеет агрегатором такси. Помимо нее у Сбербанка есть доля в агрегаторе «Ситимобил» через совместное предприятие с Mail.ru Group.
Другие агрегаторы пока не спешат тестировать технологию. Гендиректор «Ситимобила» Виталий Бедарев признает, что беспилотные автомобили — это будущее таксомоторной отрасли, но говорит, что прогнозировать, когда именно они будут приносить прибыль, пока невозможно. «Технология находится на начальном этапе, и поездка на беспилотнике с учетом стоимости автомобиля, оборудования и их эксплуатации будет стоить дороже поездки с обычным водителем. Очевидно, что на текущий момент мы еще далеки от того, чтобы беспилотное такси как сервис стало массовым», — сообщил он. Однако Бедарев отметил, что компания верит в то, что за беспилотным такси — будущее агрегаторов и сервисов городской мобильности, поэтому она работает со «СберАвтоТех» («дочка» Сбербанка, которая занимается разработкой беспилотников), «чтобы со временем воспользоваться их разработками».
Представитель сервиса заказа такси «Максим» заявил, что, поскольку разработкой беспилотного автомобиля занимается «Яндекс», их прямой конкурент, они не принимают участия в подобных тестах. «Беспилотные технологии для автомобилей разрабатывает много компаний в России и за рубежом, это конкурентный рынок. Если и когда внешние условия для широкого распространения этих технологий будут созданы и их можно будет свободно покупать и внедрять, сервис «Максим» выберет партнеров», — пообещал он, оговорившись, что речь идет о далекой перспективе.
Беспилотные такси поедут по Москве
Весной 2017 года мы написали в блоге о первых испытаниях беспилотного автомобиля Яндекса. Тогда это казалось немного фантастикой — машины, которые едут сами, без водителя. Пусть на полигоне и по заранее заданному маршруту, но едут! То, что Айзек Азимов ещё полвека назад называл будущим наряду с подземными городами, колониями на Луне и кубическими 3D-телевизорами, стало даже не моделями и расчётами, а воплотилось в реальность. Сегодня будущее стало ещё чуть ближе — мы открываем приём заявок на участие в первом тестировании беспилотных такси в Москве.
Один из первых прототипов беспилотного автомобиля Яндекса
С первых испытаний прошло всего каких-то четыре года. За это время наши беспилотные автомобили преодолели путь от прототипов до целого флота из 170 машин, которые проехали уже больше 14 миллионов километров по дорогам России, США и Израиля. За это время беспилотные такси совершили 20 тысяч поездок в Иннополисе в Татарстане, мы потестировали беспилотники на заснеженных московских улицах и в субтропиках Тель-Авива, покатали на них гостей международной выставки в Лас-Вегасе, придумали и запустили младших братьев наших машин — роботов-курьеров, которые доставляют еду в нескольких городах России и в США, в штате Огайо.
И хотя беспилотные автомобили пока ещё не стали частью повседневной жизни, ими уже сложно кого-то удивить, по крайней мере в Москве или Иннополисе, жители которого ездят на беспилотном такси каждый день. Но впереди ещё много работы. Четыре года назад мы писали, что наш проект только в начале пути, и сегодня можем сказать, что на этом пути наступает новый важный этап.
Сегодня мы объявляем о начале тестирования беспилотного такси в Москве. Первые машины появятся уже этой осенью в Ясенево. Это один из самых больших районов Москвы, и местные жители очень часто ездят на такси по району, поэтому мы решили начать именно с него. Беспилотное такси можно будет вызвать в приложении Яндекс Go и доехать на нём до метро, торгового центра или спортзала. Такси будет возить пассажиров в районе станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».
Беспилотное такси в Иннополисе: цифры и факты
В этом году Яндекс планирует запустить в московском районе Ясенево беспилотное такси. Россиянам такой сервис в новинку, но жители Иннополиса — исключение. В этом городе уже четвёртый год на вызовы приезжают автомобили без водителя.
Иннополис расположен в Татарстане, в 40 километрах от Казани. Нельзя сказать, что это обычный российский город. Во-первых, он очень молодой — ещё десять лет назад на этом месте было чистое поле. Во-вторых, Иннополис — город высоких технологий. Здесь работает университет, который ведёт исследования и разработки в сфере робототехники и IT, и находятся офисы технологических компаний, включая Яндекс.
Несмотря на небольшие размеры и юный возраст Иннополиса, в нём успела сложиться полноценная городская среда. Здесь есть жилые кварталы, деловой центр, где расположены университет и технопарки, а также поликлиника, почта, МФЦ, спорткомплекс, прогулочная зона, выставочный зал, кафе и бары — в общем всё, что может потребоваться человеку в течение рабочей недели и на выходных.
Когда Яндекс только изучал возможность запустить беспилотное такси, наличие такой среды в Иннополисе стало одним из важных преимуществ. Нам хотелось, чтобы люди не просто попробовали такси, а пользовались им для повседневных поездок — например, из дома в университет или из офиса в бассейн.
Наши беспилотные автомобили начали перевозить пассажиров в Иннополисе в августе 2018 года. С тех пор они совершили больше 20 тысяч поездок. Количество поездок зависит от погоды и сезона. Например, летом жители города вызывают машину 40–50 раз в день, а зимой почти в два раза чаще — 70–80 раз.
Беспилотные автомобили работают в Иннополисе семь дней в неделю, с шести часов утра до одиннадцати вечера. Сервисом могут воспользоваться те, кто живёт в городе или часто бывает здесь по работе. Чтобы прокатиться на машине, нужно обратиться в консьерж-сервис — городскую службу, которая помогает жителям с бытовыми делами. Сейчас доступ к такси имеют более трёх тысяч человек. Они могут вызвать машину в обычном приложении Яндекс Go.
Автомобили забирают пассажиров в специальных местах — точках посадки. На старте таких точек было пять, сейчас — больше 20. Они равномерно распределены по городу, и до ближайшей придётся идти не больше пары минут.
Точки посадки привязаны к местным центрам притяжения: жилому комплексу «Зион», фермерскому рынку, университету, школе, городскому пространству ArtSpace. В технопарке, где работает большинство горожан, таких точек целых три. Среднее время ожидания машины в 2021 году составляло около четырёх минут.
Жители Иннополиса — о беспилотном транспорте
За три года бело-красно-чёрные автомобили Яндекса стали в Иннополисе привычной частью городского пейзажа. Недавно власти города провели опрос, чтобы выяснить отношение жителей к беспилотному транспорту, и поделились с нами результатами. В опросе поучаствовали 358 человек.
53% участников опроса передвигаются на беспилотном такси регулярно — несколько раз в месяц и чаще. Обычно машину вызывают, чтобы добраться на работу или учёбу и обратно, в спортзал и в магазин. Больше половины опрошенных катают на автомобиле друзей и знакомых, когда они приезжают в гости.
Удивительно, но пассажиры очень быстро привыкают к отсутствию водителя. 93% респондентов заявили, что у них это заняло пять минут или меньше. 3,5% опрошенных отметили, что им потребовалось больше одной поездки, а ещё столько же сказали, что так и не привыкли до сих пор.
Главными преимуществами беспилотного такси пассажиры назвали безопасность поездок, аккуратность вождения и отсутствие необходимости взаимодействовать с водителем. Среди пожеланий на будущее — увеличить количество автомобилей и точек посадки и разрешить машинам заезжать во дворы. Также многие опрошенные ждут «полностью беспилотных» авто — без инженера в пассажирском кресле.
В Иннополисе мало машин и дороги не загружены — это одна из причин, по которым мы три года назад решили запускать беспилотное такси именно здесь. При этом испытания машин идут и в других местах. Наши автомобили проехали уже почти 15 миллионов километров по улицам Москвы, Тель-Авива и Энн-Арбора. Технология беспилотного вождения продвинулась далеко вперёд, и следующий шаг — такси без водителя на улицах Москвы.