Беспечность что это за грех в православии
Беспечность — самая большая опасность для души
Советы старца верующей молодежи
11 мая 2014 г. исполнилось 10 лет со дня кончины румынского афонского старца Донисия (Игната). Мы подобрали для читателей портала Православие.Ru подборку советов, данных старцем верующей молодежи, которая желает проводить духовную жизнь в условиях современного мегаполиса.
— Необходима борьба, необходим подвиг. Как христианин, ты прекрасно знаешь, что наносит тебе вред, не так ли? Ну, так старайся не делать этого. Ты прекрасно знаешь и то, что может помочь тебе, — добродетели. Совершай их, и спасешься ими. Поэтому считай, что ты как на войне, ты как солдат, и справа и слева старающийся отбить своего противника, не дать ему продвинуться вперед. Так и мы, христиане, будем сражаться со страстями, причиняющими нам вред, с врагом наших душ, и будем стараться совершать добродетели.
Но даже если мы и стараемся, человек всегда слаб, он не смог бы исполнить свое желание, если бы не Бог, Который помогает нам. Бог если видит, что склонность сердца твоего не фальшива, тогда Он поможет тебе непременно, это невозможно, чтобы Он тебе не помог. И если мы стараемся с помощью Божией, то, разумеется, Бог помогает. (1996)
— Как можно проводить святую жизнь в миру, где на каждом шагу искушения: скажем, для зрения и слуха?
Во всякую секунду и всякую минуту говори: «Боже, помоги!»
— Э-э-э. Долготерпением, имея духовную решимость в душе своей. Скажи себе так: «Я знаю, что такое грех. Зачем мне смотреть с похотью на эту девушку, оттого что она так красива, а потом уязвляться сердцем?» Ты видишь, что говорит Священное Писание: когда ты посмотрел на женщину с вожделением, ты «уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28). Поэтому нам надо стараться иметь духовное мужество в душе. Будем говорить так: «Эта девушка красива, но она — творение Божие. Если здесь, на этом свете, несовершенный человек обладает такой красотой, то каковы же ангелы Божии?» Направь свои мысли и ум к ангелам и красотам, которые имеются у Бога на небесах, и тогда не будешь испытывать страсть. Но необходимо, как я сказал, духовное мужество, и Бог поможет. Во всякую секунду и всякую минуту говори: «Боже, помоги!» — и каждый миг Он будет помогать тебе: ведь Бог не далеко, Он всюду и вечен. (2002)
— Какой совет вы дадите нам, мирянам, касательно сердечной молитвы? Что нам делать, чтобы молиться?
— Старайтесь, старайтесь, это хорошее дело. Нет дела лучшего, чем это. Но вам нужна подготовка, чтобы вы смогли стяжать сердечную молитву. Это не невозможно, но требуется многое терпение. Бог помогает: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Прежде всего, выбросим из нашего сердца и головы эгоизм – представление о том, будто мы нечто. И когда мы выбросим его из себя, будем считать себя пред Богом самым грешным человеком на земле. Тогда знай, что у тебя будет большая подмога и большой прогресс. Покуда у тебя имеется эгоизм в душе и сердце, ты подвизаешься напрасно. Но старайся, ибо как бы мало ты ни потрудился, получишь пользу. Если ты достигнешь того, чтобы всё время иметь умную молитву — эту великую Божественную благодать, даже когда спишь, — то хорошо, а если случилось, что ты не смог преуспеть — ты тоже не понес ущерба. Тебе будет воздаяние от Бога.
Видишь ведь, что нам говорят святые отцы: если ты всего раз осенил себя святым крестом со страхом Божиим и смиренномудрием, то он записан на небесах. А почему он записан так, этот один святой крест? Враг диавол вечно записывает все наши неисправности, всё зло, которое мы совершаем. Так и Бог, и наш святой ангел-хранитель записывает всё, что мы делаем, даже самое малое доброе дело, чтобы тогда, когда мы будем проходить через воздушные мытарства, ангелу-хранителю было что показать, чтобы нам избавиться от врагов на воздушных мытарствах.
— Батюшка, у нас нет большого желания молиться. Мы всё время откладываем: потом, попозже, завтра, сначала сделаю то-то, послезавтра, начну со следующей недели…
Та секунда, которую мы проживаем, — она наша. А другая секунда, которая попозже, — она не наша
— Это действие искусителя. Никогда не говори: «Сделаю это завтра», — потому что та секунда, которую мы проживаем, — она наша. А другая секунда, другая минута, которая попозже, — она не наша, мы не знаем, доживем ли до нее, ведь человек — как трава. Святой пророк говорит: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный» (Пс. 102:15). Мы не можем сказать: «Да ладно, сделаю это потом». Поставим перед собой это слово: «Если Богу угодно, да поможет Он мне попасть завтра в церковь, исповедаться и быть внимательным к тому, что скажет мне духовник. Ведь у него имеется благодать Святого Духа, и что он сказал мне, то я должен стараться выполнить, чтобы смочь стяжать Царство Небесное».
Без исповедания грехов мы не можем войти в Царство Небесное. Видите, как велика благость Божия? Он благоволил через благословение архиерея сделать так, чтобы священник мог быть и духовником, и что говорит духовник, то говорит Бог. Ты видишь? Ведь не поставил же Бог духовниками ангелов, но человека — такого же, как все люди, чтобы ты мог пойти и рассказать ему всё, искренне. Потому что если ты пойдешь без искренности, то не получишь разрешения грехов: нужно быть искренним. Милость Божия да будет с вами!
— А если священник грешнее, чем тот, кто исповедуется ему?
— Как бы грешен он ни был, но действует не он, священник, а действует благодать Святого Духа. Даже если он будет недостойным, ты спасешься и попадешь в рай, а он отправится в ад. Это случается сотни, тысячи раз, потому что и священники тоже облечены плотью. И если пастырь не внимает себе, то сворачивает на левый путь, тогда как мы должны идти путем истины, правым путем.
— Как вы видите, мы в большинстве своем из городов. Вы говорите о безмолвии, а как мы можем в безмолвии приближаться к Богу, когда у нас столько проблем? Большинство из нас живет в столице: телефоны, каждодневные заботы. Очень трудно говорить о безмолвии в условиях города.
Беспечность — самая большая опасность для души
— Если мы не можем стяжать безмолвия, то будем делать, что можем. Будем стараться, не будем беспечны, ведь беспечность — самая большая опасность для души каждого из нас. Ты говоришь: «Да ладно, это ничего. Сейчас пост, но давай покушаем скоромного» или «Да, не надо мне делать это постыдное дело, но ведь Бог знает. ». Так вот. Это называется беспечностью, которая в некотором роде является безнадежностью. Ты согрешил – и что? Ведь ты сам не жалеешь свою душу. А значит, в этом таится опасность.
Однако, сколько можем — будем стараться. И в Бухаресте есть люди, близкие Богу и ищущие спасения. Там тяжелее, но такие люди есть. И даже если их станет меньше, то и ради немногих Бог хранит всё человечество. Помните, что спрашивал Авраам о Содоме и Гоморре (см. Быт. 18:30–33)? «Господи, а если там будет тридцать праведников, Ты накажешь город?» — «Нет». — «А если будет двадцать?» — и так далее, пока не дошел до десяти. Так что и в миру есть люди, близкие к Богу. Да. (1996).
Святые «О беспечности»
. Все боятся одного — как бы не сделаться бедным, а как бы не попасть в геенну, о том никто не беспокоится и не трепещет.
Как судно, ненагруженное и предоставленное течению буйных ветров, скоро потопляется, так и душа, живущая беспечно, подвергается бесчисленным страстям.
Проклятия достойное забвение, как вода огню, противится вниманию, и сильным супостатом ему бывает каждочасно. От забвения приходим в нерадение, от нерадения переходим к пренебрежению и унынию, — и к безместным похотениям; и таким образом опять возвращаемся вспять, как пес на свою блевотину (ср.: 2 Пет. 2, 22).
Беспечность наша возбудила гнев Божий — отвратим его усердием и покажем полную перемену. Есть у нас великий помощник — пост.
Забвение обыкновенно погашает хранение ума, как вода погашает огонь. Но непрестанная молитва Иисусова с неослабным трезвением вконец испаряет его из сердца.
. Нерадивого, беспечного, не заботящегося о самом себе ничто не сделает лучшим, хотя бы употреблены были тысячи пособий.
. Если предадимся беспечности, и сами подвергнемся великому наказанию, и другим дадим повод к соблазну.
. Оно сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек.
Авва Исайя (Скитский)
. Беспечность — вот тяжкое зло. Как она делает легкое для нас трудным, так старание и внимание делает легким для нас и трудное.
Когда силою действенной благодати образуется в душе и тщательно будет храним в ней тройственный союз истинного ведения, памятования словес Божиих и доброй ревности, тогда самый след забвения, неведения и равнодушия исчезнет из души. В душе же начнет царствовать, наконец, благодать, во Христе Иисусе, Господе нашем.
Когда другой грешит, а ты проходишь мимо, не обличаешь и не скорбишь, то делаешь свою душу более беспечною и склонною к падению, и располагаешь ее весьма часто впадать в те же самые грехи; а тому немало вредишь своею неблаговременною снисходительностью, делая для него отчет в будущем более трудным и в настоящем приучая его к большей беспечности.
Предавшись беспечности, мы терпим вред и от самых маловажных вещей.
Не столько страшно впасть в глубину зол, сколько, впав, оставаться в ней; не столько нечестиво впасть в глубину зол, сколько, впав, оставаться беспечным.
Будь особенно внимателен к себе, чтоб не овладело тобою забвение.
Антоний Оптинский (Путилов)
Варсонофий Оптинский (Плиханков)
Если бы мы немного захотели воспрянуть духом, мы отрясли бы, как прах, все диавольские козни; так, когда совершаем грех, не от насилия диавола терпим это, а от собственной беспечности.
. Спящему, беспечному и незаботящемуся о своем спасении ничто не приносит пользы.
. Нерадение о молитве, хотя малое. есть матерь забвения.
Авва Исайя (Скитский)
. Благополучие, как бывает. делает людей беспечными.
Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения.
От беспечности падает и стоящий. Она не позволяет избавиться от постигших зол.
Если мы будем бодрствовать, то и диавол не может повредить нам; если же не станем бодрствовать, а будем беспечными, то и от полезного никогда не получим пользы, но даже потерпим величайший вред. Таково зло — беспечность.
Ничто столько не бывает причиною забвения, как праздность.
Беспечна природа человеческая и легко увлекается к погибели не от того, что она так создана, а от произвольного нерадения.
Великое зло — беспечность: она лишает нас и тех благ, которыми мы уже пользовались, и подвергает великому стыду.
Горькие плоды беспечности
|
Бога обмануть невозможно.
Этот мир с его духовными и материальными законами сотворили не мы с вами. Но если законы материальные мы учитываем, хотя бы ради соблюдения собственной безопасности, то законами духовными почему-то дерзко пренебрегаем. В результате калечим собственные души и души наших детей.
С каждым годом совершается все больше страшных, бессмысленных преступлений, отсылающих нас к таким глубинам человеческой души, что самая изощренная психиатрия только разводит руками.
Мы живем в состоянии жесточайшей войны, в которую волей или неволей вовлекается каждый. Это война ведется духами тьмы против людей, и самые жестокие преступления, самые мерзкие пороки, о которых мы слышим все чаще, – это проявление тайной, разрушительной работы бесов. И благодушие на этой войне означает лишь скорую гибель.
Именно об этой войне говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).
Верим мы в это или нет, но диавол действительно ходит как «лев рыкающий», ища, кого поглотить. Человекоубийца искони, он ненавидит человека за то, что тот сотворен по образу и подобию Божиему и, несмотря на самые чудовищные падения, покаянием может обрести утраченную благодать. Эта возможность покаяния, примирения с Богом особенно мучает бесов, потому что служит обличением их гордости – главного препятствия для спасения.
Душа призвана к освящению, к сознательной жизни в согласии с Богом. Но, имея свободную волю, человек может распоряжаться ею как во благо, так и во вред себе. Вот эту свободную волю и стараются склонить на свою сторону духи тьмы, чтобы ввергнуть человека в погибель. Цель бесов – осквернять и губить человеческие души, и «лучшие» их помощники в этом страшном деле – наши маловерие и беспечность.
Святые отцы подробно описали процесс вовлечения человека в грех и посредством греха в вечную муку. Бесы не ведают наши сердечные помышления, но они пристально следят за тем, на что человек обращает особенное внимание, к чему у него есть природное расположение. Один с детства упрям, другой сластолюбив, третий гневлив… Сами по себе эти качества не означают еще греховных наклонностей, ибо упрямство, решимость в преодолении трудностей – качество необходимое и в духовной жизни… Сластолюбие, в высшем значении этого слова, похвально, ибо ничто в мире близко не может сравниться со сладостью духовной, не зря мы восклицаем в акафисте: «Иисусе Сладчайший, спаси мя!» Здесь идет речь не о приторной душевности, но о стремлении к высшей духовной сладости, к живому общению с Богом… Даже гнев заложен в нас Творцом как действенное средство отвержения всего нечистого и греховного.
Замечая в человеке те или иные наклонности, бесы постепенно, тайно, через греховные помыслы и ощущения эти наклонности извращают и через них вовлекают человека в погибель.
Вот почему важно уже со школьной скамьи приучать детей к трезвению, к внимательному и сознательному отношению к внутренней жизни, к твердому пониманию: что есть добро и что есть зло. Всякий человек, независимо от пола, социального происхождения, способностей и характера, призван стоять на страже своего сердца. И то, что происходит в душе, должно быть оценено и осмыслено должным образом.
Итак, к нам непрестанно приходят греховные помыслы и ощущения, порой совершенно бессмысленные, дикие и пугающие. Так действуют на душу бесы – духи тьмы, и избежать их влияния не может ни один человек. Это влияние в святоотеческой литературе называется прилогом. Но какими бы мерзкими, гадкими и страшными ни были мысли и чувства, возникающие в душе, пугаться их не нужно. В самом прилоге еще нет греха, и за появление его в душе человек не несет ответственности перед Богом. Здесь самое время отвергнуть грех и все внимание обратить к Богу, потому что без молитвы, без помощи Божией ни один человек не в состоянии справиться с действием зла. Вы только вдумайтесь: бесы живут тысячи лет, ничего не забывают и постоянно совершенствуются в погублении людей. Они очень легко могут обмануть, запутать любого человека, даже самого умного, и в конце концов погубить его, потому что это и только это составляет их цель. Вот почему святые отцы говорят, что опасно даже задерживать внимание на греховных чувствах и мыслях, нужно сразу решительно отвергать их и всей душой обращаться к Богу. И другого пути нет!
Следующий этап вовлечения человека в грех называется сочетанием. Здесь уже действует сам человек, и действие это связано с греховным произволением. На этой стадии падения человек проявляет интерес к возникающим в его душе греховным образам, ощущениям и мыслям, обращает на них внимание, пугается, смущается от действия бесовских сил, начинает с ними собеседовать, спорить, запутывается и омрачается пуще прежнего… Или, наоборот, начинает сочувствовать этим помыслам, услаждаться ими… Все это начальная степень греха, незаметная для окружающих, а что хуже всего – не осознаваемая зачастую и самим человеком. Ничего не зная о действии бесов, человек попросту может не понимать того, что с ним происходит, и, сам того не ведая, продолжает вовлекаться в грех. Первый признак сочетания греху – это укоры совести. Нужно обязательно покаяться и исповедаться, если случилось посочувствовать греховным помыслам или, напротив, впасть в уныние, тоску от их действия.
Если человек проявил большую беззаботность и легкомыслие, если он уже прямо вступает в общение с греховными мыслями и ощущениями, соглашается с ними, то эта степень грехопадения называется сложением. Бесы как бы срастаются с человеком, а сам человек уже стремится, хотя бы и бессознательно, исполнить бесовскую волю.
Следующая степень – пленение. Это состояние, когда человек явно, в словах и поступках грешит, и хотя начинает понимать, что жизнь его разрушается по этой причине, но уже не может ничего изменить самостоятельно. На этой стадии человек так срастается с грехом, что без него не представляет своей жизни. Если он прекращает грешить, то весь мир кажется ему тусклым, бессмысленным и пустым. И даже когда человек пытается противиться, бороться с грехом, то падает снова и снова, доходя порой до нравственного изнеможения.
И последняя, самая опасная степень развития греха – это страсть. Человек уже в полном смысле сделался рабом греха, и этот грех влечет его к смерти. Больше того, через одержимого страстью человека бес старается погубить как можно больше людей. Так взрываются бомбы в метро, школьники расстреливают в классе учителей и товарищей, мужья убивают собственных жен и детей, а затем пускают себе пулю в висок… Примеров, увы, более чем достаточно.
Борьба с грехом неимоверно трудна, а последствия страстей всегда мучительны. И чем глубже в человеке укоренился грех, тем труднее от него избавиться. Но, по учению Церкви, наблюдение за собой и отсечение греховных прилогов не требуют крайних усилий. Это действительно «легкое бремя», и счастлив человек, который как можно раньше узнал и полюбил Бога и с Его помощью проводит жизнь внимательную и трезвенную.
Духовная война в разгаре, незримая брань кипит с небывалой ожесточенностью, и сотни тысяч людей гибнут в этой войне, а наши дети лишены элементарных навыков «гражданской обороны». И в этом, конечно, вина нас – взрослых.
Кажется, пора более чем серьезно говорить о введении в школе нового предмета: основы духовной безопасности.
Это не значит, что детишек нужно пугать рассказами о жестокостях той духовной войны, которая непрестанно ведется против человека; не значит, что нужно раскрывать ужасающие подробности этой брани… Но сам факт такой войны им должен быть известен уже с раннего детства, и по мере взросления надо раскрывать постепенно и реальные картины этой беспощадной брани, уносящей множество жизней, зачастую просто из-за незнания и беспечности.
В эту войну вовлечены все без исключения, и вопрос состоит только в том, в каком качестве – в качестве беспомощной жертвы или вооруженного воина, «препоясавшегося истиною… облекшегося в броню правды… надевшего шлем спасения… вооруженного щитом веры и мечем слова Божиего» (см.: Еф. 6: 13–17). И необходимость этой «милитаризации» – это не безумная прихоть церковников, но вопрос жизни и смерти, вопрос выживания в наше больное, безумное время. К слову, уже во время крещения человеку объявляется, что он стал воином Христовым, и только от нас зависит, насколько мы останемся верны этому высокому званию.
Может показаться, что наша цель – это воспитание в детях ожесточения, суровости и бесчувствия в отношении всего человеческого, душевного, но это не так. Цель Церкви – привить понятие о подлинной доброте, защитить детей, да и взрослых тоже, лишенных элементарных знаний о духовной войне, от гибели «по неосторожности». И цель духовного образования состоит именно в том, чтобы донести до ребенка простую истину: полноценная, здоровая и радостная жизнь возможно только в согласии, единстве с Богом! Он – благ, и слишком высока цена вопроса, чтобы позволять нашим детям постигать эту истину методом от противного. Лучше бы нам тогда повесили мельничный жернов на шею и ввергли в море…
Наш долг – научить детей блюсти чистоту души, а для этого само понятие чистоты должно быть опытно усвоено нами, взрослыми, и передано детям не только посредством слов, но личным живым примером. И времени для рассуждений и безбожных педагогических экспериментов у нас больше нет. Видя духовное разложение общества, пора уже перестать «изобретать велосипед» и обратиться к благодатному, животворящему опыту Церкви.
И давайте помнить: пока мы размышляем о том, надо или не надо учить детей основам духовной безопасности, с ними бесшумно и незаметно для окружающих, в уме и чувствах ведется разрушительная работа, с ними беседуют те, кого мы даже не видим, но кто сознательно ищет и, к сожалению, находит средства к погибели. Бесы присматриваются, терпеливо подбирают к нашим детям «индивидуальный подход», вступают с ними в тесную дружбу, а затем… А затем наши дети выпрыгивают из окон, погибают от передозировки, оказываются на скамье подсудимых… И все недоуменно восклицают: «Как же такое могло случиться?!»
А вот так… Из-за нашей беспечности и неверия в Того, Кто не случайно зовется Спасителем.
Три опасности
Притча о талантах
(Евангелие от Матфея, 105 зачало, глава XXV, стихи 14-30)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Прочитанная сегодня притча о талантах – одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча, то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Первая опасность – это беспечность, вторая – малодушие, а третья – жизнь, недостойная человека по нечуткости и бесчеловечности.
Беспечность описана Христом в трех притчах: первая – это беспечность благодушная, веселая, беспечность, которую мы считаем естественной. Христос говорит: Бдите, потому что суд, день Господень, придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы. Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом. Будет и позже так: две женщины будут работать у жернова – одна возьмется, другая оставится: два человека будут в поле – один возьмется, другой оставится…
Эта беспечность – такая нам обычная, привычная, родная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, что она уходит в вечность.
Фото: Евгений Рукавицын
Другая беспечность – злая беспечность, которая пользуется тем, что Бог, как будто, не спешит прийти на расправу; но апостол Петр говорит, что Бог медлит, потому что долготерпит о нас… В притче Господней в этой 24 главе говорится о слуге, который был послан надзирателем над другими. Ему было поручено следить, чтобы им было хорошо жить в доме их господина, даже когда его нет, когда он сам не может видеть их жизнь и позаботиться о их нуждах. А раб этот подумал: „Не скоро еще придет господин; я буду пить, есть, веселиться, а рабов буду гнать и бить, я – господин”, – воображая, будто они в его власти, будто в отсутствие господне его достоинство – господское. А господин вернулся, когда не ждали его, и застиг неверного раба в его неправде, и изгнал.
Это – вторая беспечность, греховная, злая, которая нам тоже обычна. Мы тоже не спешим меняться на добро, потому что Господь за горами, суд далек. Мы не спешим творить добро, потому что еще есть время; когда-нибудь, когда мы устанем от зла, то успеем еще к добру вернуться, – а День Господень идет и идет на нас, и в какой-то день, какой-то час встанет суд перед нами и мы – перед судом.
Есть и еще одна беспечность, которую Господь описывает в притче о десяти девах, из которых пять были умные, а пять – безумные. Это беспечность сонливая, беспечность, которая надеется, что все еще успеется: жить, любить, исправиться еще успеется. Не придет же Бог во время ночной стражи, – можно еще подремать, помечтать и опомниться когда-нибудь, когда придут какие-то предвестники суда… А суд приходит в ночи, потому что спящему всякий час – ночь, и застигает врасплох.
Вот беспечность веселая, добродушная, как будто и не злая; беспечность безответственная, злонамеренная, жадная, злая; и беспечность опять-таки страшно нам обычная: завтра все успеется, а сегодня помечтаем… Это первая группа предупреждений Господних.
А дальше – притча о талантах.
Господь дает каждому дарование в меру его сил и призывает принести плод такой же богатый, как богаты сами дарования. И часто мы ничего с этими дарованиями не делаем: нам дается ум– но этот ум мы не обогащаем ничем; нам дается чуткое сердце – но это сердце остается только как возможность чуткости, а на деле дремлет в себялюбии, коснеет; дается нам воля, порой сильная, которая остается бесплодно-бесцельной. Много нам дается, что мы храним в том виде, как Бог дал, а плода – никакого. Почему?
Мара Даугавиете. «Притча о талантах»
Не всегда по беспечности, а порой потому что нами овладело малодушие, трусливость. Нам кажется (и так оно и есть), что чтобы чего-то достичь, надо всем рискнуть: покоем, обеспеченностью, отношениями, жизнью, – всем, или хотя бы чем-нибудь; и мы думаем: нет, верну я Господу то, что Он мне дал, но рискнуть потерять себя и ответить перед Богом – нет… А когда суд приходит, оказывается, что когда-то нам данное нашим никогда не было, а все время оставалось Господним. И часто Господь вернет это Себе и отдаст тому, кто был готов рисковать жизнью, и покоем, и обеспеченностью, и всем телом и душой, чтобы принести плод, чтобы не быть заживо мертвым, но быть живым и животворящим.
И наконец, притча, которую мы читаем перед самым Великим постом, об овцах и козлищах, о последнем суде. О чем этот суд? Не о том, что мы не имели каких-то великих откровений, а о том, что мы не были просто людьми, не могли сердцем человеческим, плотяным, живым отозваться на нужды, на горе, на боль другого человека, на грозящую ему опасность.
Кто не может быть человеком на земле, тот не может быть человеком и на небе; кто в малом не может быть человеком, тот никогда не вырастет в меру Человека Иисуса Христа.
В этом предупреждение Господне о суде: суд не в том, что Господь придет и это страшно будет, а в том, что Он придет, и будет так жалко и так больно, что мы прожили жизнь, так и не став человеком: по трусости, сонливости, себялюбивой злобе или просто забывчивой беспечности. Суд в том, что мы иногда проживем всю жизнь, не заметив, что она глубока, просторна, что жизнь ключом бьет из глубин Божиих и уносит нас в эти глубины.
Вдумаемся в эти разные образы, опомнимся и станем жить не узкой, бедной жизнью, которая вся заключается в нас самих, а той просторной, глубокой, мощной жизнью, которая покоится в Боге, которая из Него получает источник безграничной силы, и которая нас уносит в вечность, где все имеет свое место, где все получает величие, потому что благодатью Святого Духа, любовью Господней человек может себя перерасти и стать богочеловеком по подобию Иисуса Христа. Аминь.
1970 г. или ранее
Читайте также:
Серебро Господа моего