Бешеные деньги о чем произведение
Островский в своей пьесе раскрывает нравы дворянства. Его герои лицемерны, расчётливы и хитры они до наглости уверенные в себе люди.
События произведения развиваются в середине девятнадцатого века, в Москве. Один и персонажей, Васильков Савва Генадьевич. Он из провинциального городка, приезжает в Москву. Он случайно столкнулся со светской львицей, Лидией Чебоксаровой и решил на ней жениться.
Васильков человек самоуверенный и напористый если ему в голову пришло решение, то он будет добиваться результата любым способом.
Следующий персонаж пьесы Телятев. Он ни чем не примечателен с самым обычным нравом и характером, если не брать во внимание его состояние. Денег у него много и он довольно обеспечен. Кроме того у Телятева есть определённый титул и он поэтому его называют барином. Хитрости у Телятьева не занимать, он может, мило улыбаясь разговаривать с человеком, а сам будет просчитывать, какую подлость он может сделать собеседнику. Телятев постоянно богатеет и процветает.
Телятев не одинок, у него есть тётушки, они так же проживают в Москве. На поверку Барин не так богат, как преподносит себя. Он содержит роскошный дом, слуг, в его распоряжении карета и кони, но на самом деле его долг составляет 300 тысяч. Но Телятев живёт сегодняшним днём, не думая о последствиях.
Кучумов, так же персонаж пьесы, барин, он кардинально отличается от Телятева. Кучумов обеспеченный наделённый властью человек. Он зол и лжив и всё это на виду, но так же, как и Телятев у Кучумова ничего нет. Этот барин обладает способностью лгать настолько убедительно, что все уверены в его благополучии.
Васильков, он то же один из героев, он мало рассказывает о себе и своём положении, поэтому вокруг него ореол таинственности. Окружению известно, что Васильков всегда при деньгах. Он очень расчётливый и просчитывает каждое своё действие. Василькову нравится Лидия, он хочет жениться на ней, но девушка его не любит.
Чебоксаровы получает известие о том, что разорены, мать Лидии решает спасти положение и выдать Лидию замуж за Василькова. Благодаря его деньгам мать и дочь Чебоксаовы начинают жить с размахом. Вскоре Васильков понимает, что его капитал скудеет, он предлагает Лидии перебраться в более скромную квартиру. Девушка неохотно, но соглашается.
Произведение учит быть честным лесть и ложь не сделают нищего богатым.
Также читают:
Рассказ Бешеные деньги (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Сын букиниста, которого зовут Даниэль, любит книги с рождения. Ранним утром, когда папа привел его в библиотеку, которая считалась заброшенным местом, Даниэль нашел фолиант. По пути отец предупредил
У царя с царицей долго не было детей, и сын родился как раз в то время, когда царь странствовал по чужим краям. Когда царь возвращался, стояла жаркая погода, его мучила жажда, и он остановился перед озером, чтобы напиться воды.
«Голод» Кнута Гамсуна – автобиографичное произведение, в котором рассказывается об одном из периодов жизни бедного писателя.
Рассказчик, пятнадцатилетний парень, назначен подрядчиком у бригады плотников. Ему нужно следить, сколько выдано материала, да чтобы не воровали гвозди, но их все равно воруют, демонстрируя явное
История создания
Согласно Википедии «Бешеные деньги» автор планировал назвать по-другому. Перебрав варианты «Коса на камень» и «Не все то золото, что блестит», в итоге он предпочел привычную современным читателям версию. Комедия в пяти действиях была закончена в конце 1869 года, после чего ее практически сразу напечатал журнал «Отечественные записки» (выпуск № 2 от 1870 г.). Спектакль по произведению был поставлен в сжатые сроки. Его премьера в Александринском театре прошла в апреле 1870 г., а в московском Малом театре — в октябре 1870 г.
Пьеса демонстрирует жизнь русского Замоскворечья не такой, какой она пыталась казаться, а какой была на самом деле — не слишком честной и образованной. В обществе быстро распространились и стали крылатыми такие фразы из произведения:
Главные герои
В пьесе Островского «Бешеные деньги» отражены нравы и мировоззрения дворянства, затронута тема кризиса этого российского сословия. Персонажи произведения хитры, лицемерны, самоуверенны до наглости. Ради получения быстрых больших денег они готовы на любые поступки. Им чужды душевные терзания и муки совести. Во время просмотра или прочтения пьесы происходит знакомство со следующими персонажами:
Краткое содержание
Краткое содержание «Бешеных денег» Островского на сайте Брифли переносит в Москву середины XIX века. Во время случайного визита в столицу провинциал Васильков сталкивается со светской львицей Лидией Юрьевной. Молодая женщина двадцати четырех лет ведет праздный и богатый на события образ жизни, который не располагает к браку, но Савва Геннадьевич принимает решение просить ее руки. Случайный знакомый Телятев обещает ему скорую встречу с местной красавицей, но вместе со старым приятелем Глумовым (пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты») он планирует разыграть надменную даму.
Представляя Василькова матери и дочери Чебоксаровым, Телятев говорит о нем как об известном сибирском золотопромышленнике. Провинциал становится желанным гостем в доме светской львицы, но из-за скромности не может найти к ней подход.
Вскоре к Надежде Антоновне приходит письмо от супруга. В нем неприятное известие: семья разорена, имущество продано, а впереди ждет неизвестность.
Поправить финансовое положение можно с помощью выгодного брака Лидии. Этим и начинает заниматься Надежда Антоновна, выбрав в супруги дочери неприлично богатого Телятева. Понимая, что к чему, мужчина сразу заявляет: брак не для него. Тогда дама рассматривает запасной вариант — Савву Геннадьевича. Спустя неделю Лидия становится его законной супругой.
Продолжение и развязка
За счет Василькова семья молодой супруги продолжает жить на широкую ногу. Копятся долги (более трехсот тысяч), и от всего этого у провинциала идет кругом голова. Будучи в трудном положении, Савва Геннадьевич соглашается выполнить просьбу жены и покрыть долги при условии, что молодые супруги переедут в скромную квартиру и станут жить по средствам.
Супруга возмущена, но вынуждена пойти на его условия. Уступив мужу, она не прекращает поддерживать отношения с бывшими поклонниками. Пуская пыль в глаза молодой женщине, Кучумов пытается купить ее любовь. Надеясь вернуться к прежней беззаботной жизни, Лидия становится его любовницей. Узнав об этом, муж разрывает с ней и ее матерью все контакты.
Ожидание обещанных лживым барином четырехсот тысяч рублей затягивается. Лжец навещает любовницу регулярно, но молчит о своем обещании. Телятев открывает Лидии правду и отмечает, что ее пожилой любовник разорен, да и сам Иван не в лучшем положении. В отчаянии молодая женщина посылает за Васильковым, которому говорят, что она при смерти и хочет его видеть.
Супруг приходит, но отвечает «нет» на предложение снова жить вместе. Чтобы проучить ее, он предлагает ей место экономки в доме матери. Если жена покажет себя с хорошей стороны, он обещает забрать ее в губернский город, а затем отвезти в Петербург. Лидия отказывается, однако задумывается о том, что нужно становиться на путь исправления.
Принять предложение ее вынуждает угроза утраты имущества, которое приехал описывать пристав.
Анализ произведения
В сюжете комедии описаны три типа русских богачей. Провокатор всех событий, господин Телятев, живет на широкую ногу и ни в чем себе не отказывает. У него красивый дом, слуги, лошади, модная одежда. На людях он всегда весел и говорит, что им нравится слышать. Но в действительности у Ивана Петровича много долгов, о которых он не беспокоится, поскольку существует одним днем.
Представитель более старшего поколения, Кучумов, хорошо умеет лгать людям. Многие думают, что он богач, поскольку он говорит об успешном положении дел. На самом деле он беден, скуп, эгоистичен и жесток.
На фоне описанных персонажей Савва Васильков выглядит почти безгрешным. Он считает, что добиться успеха можно с помощью порядочности, честности, добросердечия. Его чувство к Лидии носит эгоистичный характер. Он «покупает» молодую женщину, пользуясь ее тяжелым положением. В прежней обеспеченной жизни она и помыслить не могла, чтобы связать жизнь с таким человеком.
Ошибки дамы приводят к тому, что она вынуждена решать, идти ли в экономки в дом к свекрови и досконально изучать ведение хозяйства. Только так супруг обещает ей повышение до статуса жены и возможный переезд в Петербург. В Северной столице Лидия с ее красотой и обаянием может принести корыстному супругу много выгоды.
В конце пьесы у зрителей нет сочувствия к Василькову, который постоянно упоминает слово «бюджет». Искреннее раскаяние Лидии и ее готовность уступить мужу, наоборот, вызывают душевный отклик. Каждый из героев комедии по-своему корыстен и жаден, готов поступиться любыми принципами ради наживы.
В работе Островского «Бешеные деньги» отражена тема кризиса дворянства и отношение автора к зарождающемуся классу буржуазии. Многим представителям старого сословия приходилось адаптироваться к изменениям и учиться у капиталистов новым методам обмана и воровства с размахом. Былая уверенность в праве на привилегированное положение уступила место лицемерному и расчетливому поведению. Автор подчеркивал, что нужно быть честным человеком, тогда светлое будущее обязательно придет. Но он лукавил: порядочность хорошо, а благополучие лучше. Даже ночью его героям продолжали сниться бешеные деньги.
Краткое содержание «Бешеные деньги»
Главные герои: Васильков Савва Геннадич (помещик), Телятев Иван Петрович (дворянин), Кучумов Григорий Борисович (барин), Глумов Егор Дмитриевич (приятель Телятева), Чебоксарова Надежда Антоновна (пожилая дама), Лидия Юрьевна (дочь Чебоксаровой)
Второстепенные персонажи: Андрей, Григорий, Николай (слуги)
Автор: Островский А.Н. | Дата публикации: 1870 | Форма произведения: пьеса | Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа |
Темы: внутренняя борьба, жадность, изъяны общества, смысл жизни, человек и общество
Действие первое
Сцена из спектакля в постановке Тверского театра драмы
Петровский парк. Телятев и Васильков выходят из кофейной. Васильков восторженно отзывается о Чебоксаровой и признается Телятеву что, кажется, влюблен. Телятев с усмешкой отвечает ему, что в Чебоксарову влюблено полгорода, а вот чтобы понравиться ей нужно иметь не менее полмиллиона. В придачу неплохо бы иметь красивый мундир и высокий чин. Васильков сокрушается: «Жалею, очень жалею, что она так недоступна». Прощаясь, Телятев обещает познакомить Василькова с Чебоксаровой.
Появляется Глумов и спрашивает Телятева: «Что за шут гороховый с тобой разговаривал?» Телятев рассказывает историю влюбленного Василькова и о его намерении жениться на Чебоксаровой. Глумов возмущается: «Вот потеха-то! Приехал откуда-то из Камчатки и прямо женится на лучшей нашей невесте!» Они еще немного обсуждают Василькова, заодно делая предположения, кем он на самом деле является.
Подходит Васильков, и Телятев представляет его Глумову, который не доволен слишком сильным рукопожатием Василькова. Последний извиняется и говорит, что это провинциальная привычка. Глумов осторожно начинает расспрашивать Василькова кто он и откуда, попутно сообщая, что собирается жениться на Чебоксаровой.
Телятев предлагает Надежде Антоновне и Лидии познакомить их с «миллионщиком». Лидия отвечает: «Познакомь! Да, ведь ты дрянь, тебе верить нельзя». Появляется Васильков, и Телятев представляет его дамам. Старшая Чебоксарова интересуется местом жительства Василькова, на что тот отвечает, что живет в деревне, но большую часть времени проводит в разъездах. Становится прохладно. Лидия просит принести ей шаль, на что с готовностью откликается Васильков.
К Телятеву и Глумову присоединяется Кучумов. Разговор заходит об устрицах и кулебяке на обеде в купеческом клубе, где Кучумов выиграл накануне большую сумму денег.
Чебоксаровы прощаются с Васильковым и приглашают его бывать у них, на что он с радостью соглашается. Васильков возвращается в мужскую компанию.
Мальчик из кофейной приносит шампанское и бокалы. Васильков объявляет, что готов держать пари на три тысячи, что женится на Чебоксаровой. Однако никто из присутствующих не торопится его поддержать.
Действие второе
Сцена из спектакля Русского драматического театра
Богато обставленная гостиная Чебоксаровых. Васильков ходит из угла в угол, не решаясь пойти к дамам. Телятев уходит за букетом для младшей Чебоксаровой. Васильков вспоминает подходящий анекдот и отправляется в зал, где находится Лидия Юрьевна.
Надежда Антоновна жалуется Кучумову, что получила от мужа неприятную телеграмму, в которой он сообщает, что дела его плохи, а имение готовится на продажу. Она не знает, как сообщить об этом Лидии, потому что дочь привыкла жить на широкую ногу, и это известие убьет ее. Кучумов предлагает свое покровительство. Чебоксарова просит его не распространять среди знакомых известие об их бедственном положении.
Васильков собирается уходить, но его задерживает Надежда Антоновна. Она начинает расспрашивать его о родителях и о роде его деятельности. К концу беседы у Чебоксаровой складывается впечатление о Василькове, как об очень состоятельном человеке. На прощание она советует ему не спорить с Лидией: «Это ее раздражает, она девушка с характером».
Лидия спрашивает у матери, о чем она могла говорить с Васильковым, ведь он ведет себя, как сумасшедший. Надежда Антоновна возражает ей, говоря, что он просто человек оригинальный и, к тому же, состоятельный. К таким людям нужно всегда проявлять снисхождение. Она признается дочери в том, что финансовое положение их шатко. Лидия принимает решение искать богатого жениха.
Телятев наносит визит Чебоксаровым. Надежда Антоновна оставляет его наедине с Лидией. Лидия говорит Телятеву, что сомневается в его чувствах: «Не говорите того, чего не чувствуете; не любезничайте со мной, если я вам не нравлюсь!» Телятев возражает и говорит, что чувствует к ней даже больше того, что она видит. Лидия счастлива и собирается сообщить матери об их свадьбе. Телятев в недоумении: «Быть вашим слугой, рабом, чем угодно. А что касается брака, — это уж не мое дело». Лидия в бешенстве.
Надежда Антоновна посылает за Васильковым и сообщает ему, что хочет, чтобы он сблизился с ее дочерью. Входит Лидия. Мать объявляет, что Васильков через нее просит руки у Лидии. Дочь отвечает, что полностью полагается на выбор матери, хотя и не любит Василькова. Васильков говорит, что любовь может прийти и позже, но без уважения не жизнеспособен ни один брак. После этих слов он дарит Лидии серьги и брошь.
Действие третье
Сцена из спектакля театра им. Маяковского
Из газеты Васильков узнает, что казанское имение Чебоксаровых продается вместе с заводом и лесом. Он собирается написать доверенность и отослать в Казань Павла Ермолаева. Входит Надежда Антоновна. Разговор заходит о тратах, которые необходимы для поддержания статуса состоятельной семьи. Васильков признается, что у него практически ничего нет. Чебоксарова в ужасе спрашивает про его миллионы. Васильков отвечает ей, что их никогда и не было и уходит. Поразмыслив над тем, что Лидию вообще никто бы не взял замуж, зная об истинном их положении, Надежда Антоновна решает помочь зятю.
Надежда Антоновна обращается к Кучумову с просьбой пристроить зятя на выгодное место. Кучумов взбешен: «Какое ж он право имел на вашу дочь? Прикидывался, чай, что золотом осыплет? А теперь вышло, что самого корми». Чебоксарова намекает ему, что женщины умеют быть благодарными. После этих слов Кучумов не только обещает выполнить просьбу Чебоксаровой, но и выслать деньги ее мужу.
Телятев и Лидия мирятся. За любезностями их застает Глумов. У него созревает план стравить всех ухажеров Лидии друг с другом и с Васильковым.
Мать сообщает Лидии о том, что Васильков несостоятелен. От этих слов Лидию охватывает ужас. Она признается, что не может жить без золотой пыли и готова приласкать любого, кто обеспечит ей роскошную жизнь, прикидывая кто богаче — Кучумов или Телятев. Мать обвиняет Лидию в порочности. Обе еще надеются на то, что Васильков богат, но скрывает от них свое богатство. Лидия решает использовать все свои чары.
Лидия дарит Василькову несколько часов блаженства. Он счастлив, но не понимает перемены в ее поведении. Она признается, что любит его. Васильков замечает, что Лидия что-то прячет за спиной. Она признается, что это счета на свадебные расходы и просит мужа оплатить их. Он соглашается и начинает просматривать счета.
Один за другим входят слуги и подают Василькову десятки счетов. Он перенаправляет их Лидии Юрьевне, которая в сердцах бросает их на пол. Васильков объявляет, что счета он оплатит, но необходимо сократить расходы. Он предлагает отпустить слуг и переехать в скромный домик. Надежда Антоновна намекает Василькову, что неплохо бы начать подворовывать, ставя в пример своего мужа. На что он решительно отвечает ей: «Никакая нужда, никакая красавица меня вором не сделают. Если вы мне еще о воровстве заикнетесь, я с вами церемониться не буду».
Лидия тем временем тихо шепчет матери: «Никто так меня не унижал, как он. Я теперь не женщина, я змея! И я его больно ужалю».
Действие четвертое
Сцена из фильма-спектакля. 1978
Скромная комната с бедной меблировкой. Лидия про себя рассуждает, что ей страшно подойти к окну. Она считает, что весь город смеется над ней и с нетерпением ожидает Кучумова. Приезжает Кучумов. Он оглядывается и называет новое жилище Чебоксаровых постоялым двором. Он предлагает Лидии с матерью вернуться в старую квартиру и обещает ей содержание. Лидия с радостью соглашается.
Приезжает Глумов, но Василий не пускает его в дом, объясняя, что ему отказано. Глумов замечает на столе шляпу Кучумова. Он радуется, что еще немного и все соперники соберутся в доме в одно и то же время. Задуманный им план должен сработать. Чуть позже приезжает Телятев, но ему тоже отказывают в приеме.
Васильков спрашивает Телятева, зачем он навещает его жену. Тот цинично отвечает: «Оттого, что у меня вкус хорош». Васильков предлагает немедленно стреляться. Телятев спрашивает, отчего Васильков живет в такой убогой квартире и предлагает ему деньги. Васильков, немного помявшись, берет деньги, но не собирается отказываться от дуэли. Телятев отвечает, что перед смертью им неплохо бы спрятаться за печкой и послушать, что здесь происходит.
Лидия провожает Кучумова. На прощание она называет его «папашкой» и целует. Из-за печки выходят Васильков и Телятев. Теперь Васильков предлагает стреляться Кучумову, но тот быстро уходит. На шум приходит Надежда Антоновна. Васильков предлагает ей забрать обратно безнравственную подлую дочь. Лидия с холодной усмешкой признается, что она притворялась все это время. Васильков раздавлен и хочет застрелиться. Телятев его успокаивает: «Савва, ты дурачишься. У моего знакомого две жены бежали, что ж, ему два раза надо было застрелиться?» Мать и дочь Чебоксаровы уезжают. Телятев ведет Василькова отобедать.
Действие пятое
В будуаре прежней квартиры Чебоксаровых лежит на кушетке Лидия. Входит Надежда Антоновна. Кучумов не появляется у них уже неделю. Вместо обещанных тысяч он дал всего лишь шестьсот рублей. Надежда Антоновна уверена, что он не посылал денег ее мужу, так как тот все продал и вынужден снимать квартиру. Ей стало известно, что их имение купил некто Ермолаев, поверенный Василькова.
Является Кучумов. У Лидии происходит с ним напряженный разговор. Она спрашивает, где обещанные деньги. Кучумов ссылается на то, что снова забыл кошелек. Лидия интересуется, не он ли купил имение ее отца, на что тот утвердительно кивает головой, придумывая трехэтажную схему. Лидия требует, чтобы деньги были у нее через десять минут. Кучумов оскорблен: «Я себя оправдаю в ваших глазах; но я вам долго-долго (грозит пальцем) не прощу такого обращения со мной».
Лидию навещает Телятев, которому она признается, что положение их печально. Она говорит, что сбежала от мужа, потому что Кучумов пообещал ей сорок тысяч. Телятев забавляется: «Ах, он чудак! Да отчего ж не восемьдесят?» Он рассказывает Лидии, что все, что имеет Кучумов — это десять рублей, которые ему выдает жена. Более у него ничего нет. Лидия в панике. Она просит Телятева помочь ей. Тот опускает голову.
Телятев признается Лидии, что он гол, как сокол: «Все, что вы у меня видели когда-нибудь, все чужое: лошади, экипажи, квартира, платье». Лидия в отчаянии спрашивает, где же ей теперь взять деньги, на что Телятев отвечает, что деньги водятся у деловых людей. На вопрос где же взять этих людей, он подводит ее к окну и указывает на неказистый домик Василькова. Лидия сомневается, на что он отвечает: «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет».
Лидия посылает мать к Василькову. Вернувшись, она рассказывает, что тот принял ее вежливо, но холодно. Приезжает Васильков. На вопрос о самочувствии Лидия говорит, что умирает. «В таком случае нужен или доктор, или священник; я ни то, ни другое», — отвечает Телятев. Начинается спор о том, кто кого покинул и кто у кого должен просить прощения. Лидия настаивает на том, что Телятев должен ее спасти. Он отвечает, что может предложить ей работу у него экономкой с достойной оплатой. Лидия прогоняет его вон. Телятев заливается слезами от смеха.
Лидия просит догнать и вернуть Василькова. Она осторожно расспрашивает у него, что должна делать экономка. Васильков описывает ее будущие обязанности. Она просит не повторять слово «экономка», так как оно слишком грубо для ее слуха. Она общает Василькову подумать. Заходит слуга и объявляет, что следственный пристав желает описать имущество.
Васильков объявляет Лидии, что заплатил ее долг, и теперь ей нужно собираться в деревню. Лидия просит у него один день, чтобы поплакать вволю и проститься со своими мечтами. Она добавляет, что принимает его предложение, так как находит его выгодным. Васильков отвечает, что из бюджета он выходить не собирается: «Только бешеные деньги не знают бюджета».
Лидия нерешительно подходит к Василькову и кладет ему голову на плечо. Как Вы запомнили содержание «Бешеные деньги»?
«Бешеные деньги» — краткое содержание пьесы А.Н. Островского
Александр Николаевич Островский внес большой вклад в развитие русского театра. До появления его произведений на сцене ставили иностранные пьесы и их интерпретации. Драматург открыл зрителям мир национального купечества. Среди его героев немало мошенников, лгунов и людей без чести. В этом можно убедиться во время прочтения комедии «Бешеные деньги», краткое содержание которой знакомит с эпохой зарождения буржуазии и коммерции в Российской империи.
История создания
Согласно Википедии «Бешеные деньги» автор планировал назвать по-другому. Перебрав варианты «Коса на камень» и «Не все то золото, что блестит», в итоге он предпочел привычную современным читателям версию. Комедия в пяти действиях была закончена в конце 1869 года, после чего ее практически сразу напечатал журнал «Отечественные записки» (выпуск № 2 от 1870 г.). Спектакль по произведению был поставлен в сжатые сроки. Его премьера в Александринском театре прошла в апреле 1870 г., а в московском Малом театре — в октябре 1870 г.
Пьеса демонстрирует жизнь русского Замоскворечья не такой, какой она пыталась казаться, а какой была на самом деле — не слишком честной и образованной. В обществе быстро распространились и стали крылатыми такие фразы из произведения:
Главные герои
В пьесе Островского «Бешеные деньги» отражены нравы и мировоззрения дворянства, затронута тема кризиса этого российского сословия. Персонажи произведения хитры, лицемерны, самоуверенны до наглости. Ради получения быстрых больших денег они готовы на любые поступки. Им чужды душевные терзания и муки совести. Во время просмотра или прочтения пьесы происходит знакомство со следующими персонажами:
Краткое содержание
Краткое содержание «Бешеных денег» Островского на сайте Брифли переносит в Москву середины XIX века. Во время случайного визита в столицу провинциал Васильков сталкивается со светской львицей Лидией Юрьевной. Молодая женщина двадцати четырех лет ведет праздный и богатый на события образ жизни, который не располагает к браку, но Савва Геннадьевич принимает решение просить ее руки. Случайный знакомый Телятев обещает ему скорую встречу с местной красавицей, но вместе со старым приятелем Глумовым (пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты») он планирует разыграть надменную даму.
Представляя Василькова матери и дочери Чебоксаровым, Телятев говорит о нем как об известном сибирском золотопромышленнике. Провинциал становится желанным гостем в доме светской львицы, но из-за скромности не может найти к ней подход.
Вскоре к Надежде Антоновне приходит письмо от супруга. В нем неприятное известие: семья разорена, имущество продано, а впереди ждет неизвестность.
Поправить финансовое положение можно с помощью выгодного брака Лидии. Этим и начинает заниматься Надежда Антоновна, выбрав в супруги дочери неприлично богатого Телятева. Понимая, что к чему, мужчина сразу заявляет: брак не для него. Тогда дама рассматривает запасной вариант — Савву Геннадьевича. Спустя неделю Лидия становится его законной супругой.
Продолжение и развязка
За счет Василькова семья молодой супруги продолжает жить на широкую ногу. Копятся долги (более трехсот тысяч), и от всего этого у провинциала идет кругом голова. Будучи в трудном положении, Савва Геннадьевич соглашается выполнить просьбу жены и покрыть долги при условии, что молодые супруги переедут в скромную квартиру и станут жить по средствам.
Супруга возмущена, но вынуждена пойти на его условия. Уступив мужу, она не прекращает поддерживать отношения с бывшими поклонниками. Пуская пыль в глаза молодой женщине, Кучумов пытается купить ее любовь. Надеясь вернуться к прежней беззаботной жизни, Лидия становится его любовницей. Узнав об этом, муж разрывает с ней и ее матерью все контакты.
Ожидание обещанных лживым барином четырехсот тысяч рублей затягивается. Лжец навещает любовницу регулярно, но молчит о своем обещании. Телятев открывает Лидии правду и отмечает, что ее пожилой любовник разорен, да и сам Иван не в лучшем положении. В отчаянии молодая женщина посылает за Васильковым, которому говорят, что она при смерти и хочет его видеть.
Супруг приходит, но отвечает «нет» на предложение снова жить вместе. Чтобы проучить ее, он предлагает ей место экономки в доме матери. Если жена покажет себя с хорошей стороны, он обещает забрать ее в губернский город, а затем отвезти в Петербург. Лидия отказывается, однако задумывается о том, что нужно становиться на путь исправления.
Принять предложение ее вынуждает угроза утраты имущества, которое приехал описывать пристав.
Анализ произведения
В сюжете комедии описаны три типа русских богачей. Провокатор всех событий, господин Телятев, живет на широкую ногу и ни в чем себе не отказывает. У него красивый дом, слуги, лошади, модная одежда. На людях он всегда весел и говорит, что им нравится слышать. Но в действительности у Ивана Петровича много долгов, о которых он не беспокоится, поскольку существует одним днем.
Представитель более старшего поколения, Кучумов, хорошо умеет лгать людям. Многие думают, что он богач, поскольку он говорит об успешном положении дел. На самом деле он беден, скуп, эгоистичен и жесток.
На фоне описанных персонажей Савва Васильков выглядит почти безгрешным. Он считает, что добиться успеха можно с помощью порядочности, честности, добросердечия. Его чувство к Лидии носит эгоистичный характер. Он «покупает» молодую женщину, пользуясь ее тяжелым положением. В прежней обеспеченной жизни она и помыслить не могла, чтобы связать жизнь с таким человеком.
Ошибки дамы приводят к тому, что она вынуждена решать, идти ли в экономки в дом к свекрови и досконально изучать ведение хозяйства. Только так супруг обещает ей повышение до статуса жены и возможный переезд в Петербург. В Северной столице Лидия с ее красотой и обаянием может принести корыстному супругу много выгоды.
В конце пьесы у зрителей нет сочувствия к Василькову, который постоянно упоминает слово «бюджет». Искреннее раскаяние Лидии и ее готовность уступить мужу, наоборот, вызывают душевный отклик. Каждый из героев комедии по-своему корыстен и жаден, готов поступиться любыми принципами ради наживы.
В работе Островского «Бешеные деньги» отражена тема кризиса дворянства и отношение автора к зарождающемуся классу буржуазии. Многим представителям старого сословия приходилось адаптироваться к изменениям и учиться у капиталистов новым методам обмана и воровства с размахом. Былая уверенность в праве на привилегированное положение уступила место лицемерному и расчетливому поведению. Автор подчеркивал, что нужно быть честным человеком, тогда светлое будущее обязательно придет. Но он лукавил: порядочность хорошо, а благополучие лучше. Даже ночью его героям продолжали сниться бешеные деньги.