Берлинская стена для чего ее соорудили
Почему Берлинская стена не стала для немцев преградой к лучшей жизни, и как подземные тоннели превратили в прибыльный бизнес
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зачем и когда была возведена Берлинская стена
Историки утверждают, что Берлинская стена была построена после настоятельной рекомендации сторонников Варшавского договора 1955 года. Он был создан, чтобы противостоять НАТО. Среди стран договора были СССР и Германия. Причем Советский Союз доминировал над всеми остальными. Получается, что воздвижение Берлинской стены произошло именно с подачи властей СССР. Позже это сооружение будут называть «позором времени» и символом противостояния двух сильных политических сил.
Есть мнение, что не СССР подал идею о постройке стены, а лидер ГДР Вальтер Ульбрихт. Хотя немцы не хотят этот исторический факт признавать. Им удобно и спокойно думать, что всю эту кашу заварило правительство Советского Союза.
Подземный тоннель для побегов
Самый масштабный побег через тоннель был совершен группой немцев в 57 человек. Его так и назвали «Тоннель 57». Организовал его Иоахим Нойманн. Он был студентом-строителем, хотел забрать с собой в ФРГ любимую девушку и друзей. Собственно, те были тоже не против побега, поэтому быстро согласились на такой риск. Однако оказалось гораздо больше желающих жить в ФРГ. Планировалось вывести из ГДР сразу около 120 человек. Поэтому подготовку к операции не стали откладывать в долгий ящик.
Глубина тоннеля составила около 12 метров, а его длина – до 150 метров. Чтобы его прорыть, не вызывая особых подозрений, нужно было время. В работах участвовала группа из 35 человек. Им понадобилось не менее 6 месяцев.
На пути к лучшей жизни
Нойманн с двумя друзьями ждал возле сарая прибытия новой партии беглецов. Неожиданно появился наряд полицейских, которые приказали оставаться всем на своих местах. Один из друзей Иоахима побежал к тоннелю и там скрылся. А другой начал палить из пистолета в темноту. Нойманн тоже побежал к тоннелю. Им всем нужно было спасаться, перейти в Западную часть Берлина им удалось. На следующий день газеты пестрели заголовками о ночной перестрелке в районе Берлинской стены.
Оказалось, что один из полицейских погиб. А в газетах Восточного Берлина писали, что это было нападение западногерманских террористов. Правда об этой перестрелке раскрылась уже после того, как снесли Берлинскую стену. В секретных документах было указано, что полицейский погиб не от пули «западногерманских террористов». В тот момент его ранили в плечо. Он умер в результате неумелой пальбы своих же сослуживцев. В ту ночь так и не удалось переправить через тоннель оставшихся немцев.
Кто донес о тоннеле и как раскрылся опасный бизнес
В ту ночь полицейские не просто так появились в том месте. Оказывается, что сдал всю информацию тайный агент, внедренный в группу беженцев. Интересно, что же все-таки произошло. Считалось, что «тоннель 57» был вырыт руками энтузиастов. Вовсе нет. На его строительство были выделены деньги (около 30 тыс. марок) секретным фондом министерства ФРГ. Об этом даже знала восточногерманская разведка Штази.
Оказывается, что все эти тоннели, в том числе и пресловутый 57-й, были частью опасного, но выгодного бизнеса. Конечно, эта информация не имеет официального подтверждения. Но по слухам, можно было совершенно спокойно перейти из Восточного в Западный Берлин, заплатив 1 000 марок. По тем временам стоимость для входного билета немалая. Да и желающих жить лучше было достаточно. Бизнес был незаконный и опасный, но он приносил хорошую прибыль десяткам фирм, которые содействовали организации побегов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Берлинская стена
Берлинская стена — самый известный символ холодной войны. Неполных три десятилетия, которые она простояла, бок о бок существовало два разных города, две разных идеологии, два разных мира. Рассказываем в блоге об одной из самых известных достопримечательностей столицы Германии.
Содержание
История
В 1949 году Германия была разделена между странами — победителями во Второй мировой войне. 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), 7 октября того же года — Германская Демократическая Республика (ГДР).
До 1961 года между республиками не было физической границы и перемещение между двумя частями Берлина было свободным. Жители города посещали родственников на другой стороне, каждый день ездили на работу или учёбу. Ежедневный поток людей через 94 действующих пропускных пункта составлял 400 тыс. человек.
В 1957 году правительство Западной Германии ввело в действие доктрину, предусматривающую автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.
В ответ на это в ноябре 1958 года правительство Восточной Германии объявило об отмене международного статуса города. В результате Берлинского кризиса в августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещение гражданами ФРГ Восточного Берлина.
Ситуация усугубилась летом 1961 года, когда правительство ГДР поставило задачу догнать и перегнать ФРГ. В связи с этим были увеличены производственные нормы, усилилась насильственная коллективизация, а более высокая зарплата и лучшие условия труда побуждали всё больше людей на переселение в Западную Германию.
Правительство ГДР не собиралось мириться с сильнейшим оттоком молодого населения, поэтому 12 августа 1961 года Советом министров было принято постановление о закрытии границы между Восточным и Западным Берлином. Утром 13 августа на границе с ФРГ были установлены временные ограждения под охраной пограничников.
Подобная ситуация не могла сохраняться вечно, и 9 ноября 1989 года правительство ГДР объявило о свободном праве своих граждан на беспрепятственное пересечение границы. Дальнейшее существование стены потеряло свой смысл, и в течение нескольких месяцев она была разрушена до основания. Сохранились лишь некоторые небольшие участки в качестве памятника прошедшей эпохи холодной войны.
Архитектура
Берлинская стена строилась как фортификационное укрепление, служившее в качестве государственной границы между социалистической и капиталистической частями города. К 1989 году её длина составляла 155 км.
Стена включала в себя блоки с закруглённым навершием, за которое нельзя ухватиться.
Стена состояла из 45 тыс. блоков размером 3,6 на 1,5 м. В период с 1961 по 1989 год на большинстве участков она несколько раз перестраивалась.
Стена включала в себя блоки с закруглённым навершием, за которое нельзя ухватиться, заграждения из перевитой колючей проволоки, противотанковые ежи и металлические заграждения под напряжением. Стена хорошо освещалась в тёмное время суток и постоянно патрулировалась восточногерманскими пограничниками.
После разрушения стены в 1989 году осталось лишь несколько отрезков, самый длинный из которых составляет 1,3 км.
Как добраться
Время работы и стоимость
Бесплатно в любое время суток.
Интересные факты
Картина Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». Фото: turtix/Shutterstock
Берлин стал точкой соприкосновения двух враждующих сторон. За Берлинской стеной стоит множество разрушенных семей, сотни поломанных судеб. Она прочно закрепилась в истории города и мира в целом. Каждый, кто собирается посетить столицу Германии, должен увидеть Берлинскую стену и осознать, через какие трудности пришлось пройти людям.
Великая Берлинская стена: как в Германии построили, а затем снесли главный символ холодной войны
Всего через несколько дней все прогрессивное человечество, а особенно его немецкая часть, наверняка будет праздновать знаковый юбилей. Вечером 9 ноября 1989 года по телевидению ГДР объявили, что власти собираются открыть границу с другой, капиталистической Германией. Десятки тысяч жителей Восточного Берлина собрались у прежде практически неприступного барьера, разделявшего два мира, две системы. Тот самый занавес холодной войны на самом деле был вовсе не железным, а бетонным, с колючей проволокой, вышками автоматчиков и контрольно-следовой полосой. Если сейчас президент Дональд Трамп пытается строить свою «Стену», чтобы отгородить США от нежелательных, с его точки зрения, гостей, то в самом начале 1960-х руководство Германской Демократической Республики, наоборот, построило стену, чтобы не дать сбежать всему населению страны на вожделенный запад. Тридцать лет назад этот рубеж, чьими жертвами стали десятки и сотни людей, вся вина которых заключалась лишь в желании лучшей жизни, наконец-то пал. Onliner рассказывает, зачем появилась Берлинская стена и как ветер перемен ее снес.
Разделенная страна
Берлинская стена стала, возможно, главным материальным символом холодной войны именно потому, что была целиком и полностью ее порождением. Побежденная Германия превратилась в основную арену противостояния бывших союзников по антигитлеровской коалиции. Через месяц после капитуляции Третьего рейха в подтверждение решений Ялтинской конференции февраля 1945 года его территория была разделена на четыре зоны оккупации. Такая же участь постигла и столицу страны Берлин: в нем также появилось четыре сектора для каждого из государств-победителей (в их число, помимо СССР, США и Великобритании, была включена и Франция). Делили Германию еще державы, объединенные общей целью, но вскоре отношения между ними, а точнее между СССР и представителями «западного мира», стали стремительно портиться. При этом отказываться от своей немецкой доли в пользу противника никто из них намерен не был. Каждая сторона первоначально рассчитывала полностью поставить Германию под свой контроль.
Уже в 1946 году свои зоны оккупации (и берлинские сектора) объединили США и Великобритания (получившееся образование назвали «Бизонией», но не в честь бизонов, а от латинского bi — «два»). В 1948-м к ним присоединилась Франция (итог — «Тризония»), а еще спустя год процессы политического и экономического размежевания с Советским Союзом привели к неизбежному. 23 мая 1949 года западные державы в одностороннем порядке объявили о создании на территории «Тризонии» нового государства — так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). При этом в конституции ФРГ было официально закреплено стремление в дальнейшем включить в ее состав и советскую зону оккупации.
Однако при всем этом формальном и фактическом образовании двух отдельных стран с двумя правительствами и двумя противоположными экономическими системами еще три года граница между ними оставалась фактически прозрачной. То есть любой немец при желании мог спокойно пересечь демаркационную линию между ФРГ и ГДР и внезапно из социализма оказаться в капитализме (в редких случаях, конечно, бывали и обратные истории). Лишь в 1952 году по личному ценному указанию Сталина это недоразумение принялись исправлять: демаркационная линия, по сути, существовавшая лишь на картах, начала превращаться в полноценную границу, отгородившую самый справедливый из миров от идеологических врагов со всеми их соблазнами.
При этом главный парадокс все же остался. На территории ГДР по-прежнему существовал Западный Берлин, три союзнических сектора, и СССР был обязан согласно потсдамским соглашениям обеспечивать свободный доступ туда из ФРГ.
Это было что-то невероятное. Посреди страны, расположенной на передовой соцлагеря, находился эксклав капиталистического противника, куда, в принципе, мог попасть абсолютно любой восточный немец. Система общественного транспорта была по-прежнему единой, то есть какой-нибудь условный Франц мог выйти из своей квартиры на Карл-Маркс-аллее, парадной магистрали Восточного Берлина, сесть в обычное метро, проехать несколько станций и выйти на Курфюрстендамм, улице-витрине Берлина Западного. Более того, этот же Франц мог запросто поехать в западноберлинский аэропорт Темпельхоф, купить билет на самолет и улететь в ФРГ, что было уже и вовсе возмутительно и лишало границу всякого смысла.
Руководство ГДР вынужденно мирилось с таким положением вещей, пока строило новый железнодорожный обход Западного Берлина. Закрыть транзитное движение своих поездов через сектора союзников социалистическая Германия позволить себе не могла, но как только долгожданная объездная магистраль была готова, либеральничать немецкие коммунисты перестали.
«Антифашистский оборонительный вал»
Под мудрым руководством Вальтера Ульбрихта и Вильгельма Пика ГДР принялась строить классическую модель социализма с государственными предприятиями и колхозами. В ФРГ Конрад Аденауэр и Людвиг Эрхард выбрали тупиковый (по мнению коммунистов, конечно) путь капитализма, но почему-то достигли на нем впечатляющих успехов. За исторически мизерный срок — к концу 1950-х — экономика Западной Германии вновь стала крупнейшей в Европе (притом что значительная часть территории страны оказалась в составе ГДР). Восточные немцы видели это Wirtschaftswunder («экономическое чудо») и все понимали. К 1961 году прогрессивное немецкое государство рабочих и крестьян покинуло в направлении ФРГ 3,5 млн человек, около 20% его населения, и это были в массе своей самые лучшие кадры из числа инженерно-технических работников, врачей, преподавателей, квалифицированных рабочих. Туда же (с 1952 года в основном через Западный Берлин) уезжало и много молодежи. «Утечка мозгов» принимала катастрофический характер: в 1959 году ГДР покинуло 144 тыс. человек, в 1960-м — уже 199 тыс., а за семь месяцев 1961-го — 207 тыс. восточных немцев. Естественно, руководство партии и правительства терпеть это намерено не было. Вдобавок Берлин стал шпионской столицей Европы. Градус противостояния между СССР и капиталистическими странами после мая 1960 года, когда в небе около Свердловска был сбит американский самолет U-2 с Фрэнсисом Гэри Пауэрсом за штурвалом, последовательно нарастал.
Как только изоляция Западного Берлина стала технически возможной, в Москве была получена соответствующая санкция, и тот самый день совершенно неожиданно для мирных жителей города настал.
Приказ об изоляции Западного Берлина Вальтер Ульбрихт, первый секретарь ЦК СЕПГ, подписал в субботу, 12 августа 1961 года, и сразу после полуночи на границах американского, британского и французского секторов начало появляться оцепление из военных и членов добровольных «боевых групп» восточногерманских предприятий. Воскресным утром жители города, по своему обыкновению хотевшие отправиться в социалистическую или капиталистическую часть Берлина, сделать это уже не смогли. Перекрыты оказались и привычные средства транспорта: S-Bahn (городская железная дорога) и U-Bahn (метро).
Первоначально созданное ограждение было достаточно символичным: вдоль демаркационной линии просто положили спирали колючей проволоки. Иногда границу формировали обычные дома. В эти первые дни некоторые восточные берлинцы еще смогли убежать на запад. Самым известным стал пример 19-летнего Ханса Конрада Шумана. 15 августа 1961 года он заступил в оцепление периметра Западного Берлина и, улучив удобный момент, просто перепрыгнул созданное из проволоки заграждение, после чего бросился к стоявшему неподалеку полицейскому автомобилю. Находившийся в этот момент с западной стороны фотограф не растерялся и снял весь процесс. Вскоре эти кадры прославились как символ наступления новой эпохи.
Зачем построили Берлинскую стену и какое влияние она оказала на жизнь простых немцев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Окончание Второй мировой войны породило в мире новые противостояние, происходило перераспределение сил, которое вылилось в холодную войну. Именно это явление породило Берлинскую стену, которая в последующем стала ее олицетворением по масштабности и нецелесообразности. Гитлер, столь амбициозно планировавший расширить немецкие владения, в итоге привел страну к столь неоднозначному результату.
После окончания войны Берлин был разделен на четыре части: на восточной стороне командовал СССР, на еще трех частях, более западных, свое господство установила Великобритания, США и Франция. Спустя три года после окончания войны, западные части объединяются в одну, в Федеративную Республику Германию. СССР в ответ формирует свое государство – Германскую Демократическую Республику. Эти две части некогда одной страны теперь живут совершенно по разным принципам. Тем, которые им диктуют оккупанты.
Уже в 50-е годы начинается постепенное укрепление границ ГДР и ФРГ, но пока еще возможно относительно свободное перемещение. В 1957 ФРГ принимает ключевое в этом вопросе решение и обещает разорвать отношения с любой страной, которая будет признавать ГДР в качестве самостоятельного государства. В ответ ГДР отменяет международный статус Берлина и ограничивает въезд с противоположной стороны на Восточную часть. Такой «взаимный обмен любезностями» повышает накал страстей и в итоге возникает настоящая стена недопонимания.
В документах Берлинская стена, а точнее операция по ее возведению именуется как «Китайская стена – 2». Уже 12 августа 1961 года начинают закрываться границы, в ночь на 13 число установлены заграждения, закрыты пропускные пункты. Причем происходит это неожиданно для населения, многие горожане утром собирались ехать по делам на другую часть города, но их планам не суждено было сбыться.
Спорный вопрос о построении стены
После окончания Второй мировой войны и до закрытия границ, из ГДР уехало 3,5 млн человек, а это почти четверть населения. На Западе был более высокий уровень жизни, что и привлекало жителей. По мнению многих историков это является основополагающей причиной возникновения стены и закрытия границ. К тому же на границе часто случались провокации от антикоммунистических группировок.
О том, кому конкретно пришла идея возведения стены, спорят до сих пор. Некоторые считают, что идея принадлежит лидеру ГДР Вальтеру Ульбрихту, якобы, таким образом, он спасал свою часть Германии. Немцам приятнее думать, что вина полностью лежит на стране Советов, таким образом, они снимают с себя любую ответственность за случившееся. Учитывая, что строение стали называть не иначе как «стеной позора», то желание избежать ответственности за ее возникновение вполне оправдано.
Сама Berlin Wall после всех реконструкций и видоизменений представляла собой бетонное сооружение в высоту более 3,5 метров, в длину 106 км. Кроме того, были земляные рвы на протяжении всей стены. Через каждые четверть километра находились пункты охраны на специальных вышках. Кроме того, сверху стены была натянутая специальная колючая проволка, исключающая возможность перебраться через ограждение, была сооружена специальная полоса из песка, которую регулярно рыхлили и разравнивали, чтобы следы беглецов было видно сразу же. Подходить к стене близко (по крайней мере, с восточной стороны), было запрещено, были установлены таблички и находиться там было запрещено.
Стена полностью изменила транспортное сообщение города. Было перекрыто 193 улицы, несколько трамвайных линий и железнодорожных путей, которые частично просто разобрали. Система, работающая долгое время просто стала неактуальной.
Строить стену начали 15 августа, для строительства использовали пустотелые блоки, процесс возведения контролировался военными. На протяжении всего времени существования в конструкцию вносились изменения. Последний раз реконструкция производилась в 1975 году. Первое строение было простейшим, с колючей проволкой сверху, но со временем все более усложнялось и превратилось в сложную погранлинию. Сверху бетонные блоки сделали покатыми, для того чтобы невозможно было ухватиться сверху и перелезть на другую сторону.
Раздельно, но, все-таки, вместе
Несмотря на то, что теперь Германию делили не только идеологические противоречия, но и стена, об окончательной сепарации не шло и речи. Многие горожане имели родственников на другой части города, другие ездили на работу или учебу в другую часть. Они могли делать это свободно, для этого работало более 90 пропускных пунктов, через них ежедневно проходило более 400 тысяч человек. Хотя ежедневно у них требовали пропускные документы, подтверждающие необходимость пересечения границы.
Возможность учиться в ГДР, а работать в ФРГ не могло не раздражать восточных властей. Возможность свободно выезжать в западные регионы, причем ежедневно, давала массу возможностей переехать в ФРГ. Заработная плата там была выше, зато в ГДР было бесплатным образование, в том числе среднее. Именно поэтому, специалисты, получив подготовку за счет ГДР, отправлялись на работу в ФРГ, происходила регулярная утечка кадров, которая никак не устраивала восточную сторону.
Однако заработная плата была далеко не единственной причиной, по которой берлинцы стремились переехать на запад. В восточной части довлел повсеместный контроль, условия работы были плохими – это стимулировало жителей Восточной Германии устраиваться на работу в западной части, искать возможности там закрепиться. Особенно заметным процесс миграции стал в 50-е годы, примечательно, что именно тогда власти ГДР всячески пытались преодолеть разрыв между двумя частями Берлина. ГДР должна была выйти на новые производственные нормы, усиленно проводить коллективизацию, причем делалось это весьма жесткими методами.
Немцы, которые видели уровень жизни по обе стороны границы, все чаще и сильнее хотели уехать в западную часть. Это лишь укрепило местные власти во мнении о необходимости постройки стены. Говоря проще, образ жизни в западной части был ближе по ментальности немцам, привыкшим жить в европейском государстве, согласно определенным традициям, устоям и уровню жизни.
Однако главным фактором, который привел к строительству стены, стали разногласия между союзниками, их точки зрения относительно судьбы Германии диаметрально различались. Хрущев – последний советский руководитель, который пытался мирно урегулировать вопрос о политическом статусе западной части Берлина. Он требовал признать независимость территории и передачу власти гражданскому сообществу, а не оккупантам. Но Запад не пришел в восторг от этой идее, вполне обоснованно полагая, что такая независимость приведет к тому, что ФРГ станет частью ГДР. Потому ничего мирного в предложении Хрущева союзники не увидели, напряжение только нарастало.
Жители обеих частей не могли не знать о переговорах, это породило новую миграционную волну. Люди уезжали тысячами. Однако пришедшие утром 13 августа увидели огромную очередь, вооруженную армию и закрытые двери контрольно-пропускных пунктов. Два дня держалось отцепление, а затем стали появляться первые блоки из бетона. Несанкционированное проникновение на западную часть стало практически невозможным. Для того чтобы пройти на западную часть, необходимо было пройти через КПП и через него же вернуться. Остаться временный переходчик на западной части не мог – у него не было разрешения на жительство.
Беглецы через стену
Стена, за период своего существования, обрастала не только колючей проволкой, дополнительными защитными сооружениями, но и слухами и мифами. Она считалась неприступной, а те, кто все же умудрялся пробраться через нее, считались гениями. Ходили слухи о десятках сотен застреленных беглецов, хотя документально подтверждено лишь 140 случаев гибели, причем речь идет о смертельных случаях, к примеру, в результате падения со стены. А вот успешных побегов было куда больше – свыше 5 тысяч.
Например, известен случай, когда с восточной стороны с крыши здания бросили веревку, которую с обратной стороны держали родственники беглецов. Они удерживали ее до тех пор, пока все успешно не перебрались на противоположную сторону. Другой дерзкий побег был совершен прямо в день закрытия границы – молодому человеку было всего 19 лет и он, не долго думая, просто перепрыгнул через небольшое еще заграждение. Спустя какое-то время по тому же принципу пытался сбежать еще один молодой человек, но его застрелили на месте.
В то же время полиция вела внутреннюю работу по предотвращению побегов и их профилактике. Из 70 тысяч планировавших сбежать, 60 тысяч были за это осуждены. Причем среди задержанных, убитых при попытке к бегству были как гражданские лица, так и военные. Несмотря на то, что жители знали о том, что за попытку побега предусмотрен расстрел – попытки покинуть ГДР не прекращались. Кто-то пытался зацепиться за автомобиль, который ехал в западную часть, а чтобы не обнаружила охрана, прикреплялись за днища, рыли туннели, и даже выпрыгивали из окон зданий, которые стояли рядом со стеной.
История помнит несколько дерзких побегов, которые совершили жители Восточной Германии, для того чтобы перебраться на запад. Машинист поезда протаранил стену на скорости, при этом, в поезде были пассажиры, часть из которых впоследствии вернулись обратно в Восточную Германию. Другие захватили корабль, который плыл в западную часть, для этого пришлось связать капитана. Через подземный туннель регулярно уходили люди, самый массовый побег произошел в середине 60-х годов, когда через туннель сбежало больше 50 человек. Двое смельчаков сконструировали воздушный шар, который помог им преодолеть препятствие.
Стена пала
Инициатива к объединению исходила от западной стороны, жители которой распространяли листовки о том что стена должна пасть задолго до того как это случилось на самом деле. Такие лозунги звучали и с высоких трибун, причем обращения адресовались к Горбачеву. И именно ему было суждено сыграть заметную роль в решении этого вопроса. Начались переговоры относительно стены.
В 1989 году в ГДР был отменен советский режим, а в ноябре был открыт доступ на западную часть. Немцы, слишком долго ждавшие этого момента, собрались у границы до начала действия новых правил. Военизированная охрана сначала пыталась навести порядок, однако впоследствии, когда собралось тысячи людей, были вынуждены открыть границы раньше, чем планировалось. Именно поэтому исторической датой, когда берлинская стена пала, пусть пока исключительно фигурально, принято считать 9 ноября.
Население, в буквальном смысле, хлынуло на запад. За пару дней там побывало больше двух миллионов жителей восточной части. Почему то жители западной части соскучились по восточной части города куда меньше, обратной миграции не наблюдалось. Начали постепенно разбирать стену, сначала пытались сделать это организованно, создавая больше КПП, но горожане приходили к стене и буквально растаскивали ее на памятные сувениры. Власти приступили к ликвидации стены летом следующего года, на то, чтобы убрать все инженерные сооружения вокруг стены, понадобилось еще около двух лет.
Сейчас куски Берлинской стены установлены по всему городу, не только там, где она располагалась исторически. Немцы соорудили из кусков бетона настоящие мемориальные экспозиции, которые сейчас являются местами посещения туристов.
Самый крупный из них – собственно Berlin Wall – это реальный участок стены, который остался на своем месте около метро. Протяженность этого куска достаточно большая – почти полтора километра. Рядом расположен памятник, посвященный этому событию, место религиозного поминовения для того чтобы почтить память людей, которые погибли при попытке перебраться на западную часть. Этот кусок стены в народе называет полосой смерти, поскольку именно здесь было больше всего несчастных случаев во время попыток преодолеть возведенное препятствие.
Здесь сохранена не только сама стена, но и все заграждения, башня сторожей. Рядом расположен музей, в котором есть не только исторические артефакты, но и архив, библиотека, есть смотровая площадка, с которой видно всю территорию. По сути это одна десятая часть Берлинской стены, но даже этого достаточно чтобы понять всю трагичность происходившей ситуации и положение дел в одном городе, жителей которого разделили за несколько дней.
На Потсдамской площади тоже сохранены части стены, в свое время она тоже была поделена на части стеной, сейчас эти бетонные куски почти полностью изрисованы граффити. О том, что это мемориальный комплекс свидетельствуют стенды, на которых есть информация об истории Берлинской стены.
Несмотря на то, что падение Берлинской стены было крайне важным событием, другие проблемы, которые олицетворяла эта постройка, не исчезли. Все же разрушить стену (равно как и возвести ее) куда проще, нежели решать проблемы и недопонимая, делая выводы из уроков которые преподносит сама же история.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: