Березкина о с политические элиты что и как мы изучаем
Профессора, преподаватели и научные сотрудники кафедры
Сведения о научных публикациях
(нажмите на соответствующую кнопку)
Березкина Оксана Степановна
Познакомьтесь с используемыми условными обозначениями при показе сведений об учебных курсах:
При нажатии на синюю иконку , расположенную ниже идентификатора у некоторых специальных курсов, Вы можете получить дополнительную информацию о дне и времени проведения занятий, а также иные сведения, предоставленные лектором.
Расписание лекций доступно на странице «Расписание преподавателей» раздела «Учебная работа» кафедры истории общественных движений и политических партий.
«Взаимоотношения партийно-политического руководства СССР и Великобритании в период «перестройки» (1985-1991 гг.)»
Автор работы: Калядина Виктория Александровна
Год выпуска: 2019
Тип работы: работа магистра
«Г.А. Зюганов: политическая биография»
Автор работы: Краснова Елена Владимировна
Год выпуска: 2019
Тип работы: работа бакалавра
«Отражение политики большевиков в зрелищных видах искусства эпохи НЭПа»
Автор работы: Альберг Александра Владимировна
Год выпуска: 2020
Тип работы: работа магистра
«Политика власти по формированию образа советского прошлого у современных россиян (2000-2020 гг.)»
Автор работы: Табакова Анна Александровна
Год выпуска: 2020
Тип работы: работа бакалавра
«Применение информационно-политических технологий в современной России (на примере федеральных выборных кампаний 2016 и 2018 гг.)»
Автор работы: Федоров Никон Александрович
Год выпуска: 2019
Тип работы: работа магистра
«Проблема демократии в политико-идеологическом дискурсе современной России (2000-2012)»
Автор работы: Кобзарь Александр Александрович
Год выпуска: 2020
Тип работы: работа бакалавра
«Проблемы противодействия террористическим организациям и движениям во взаимоотношениях России и США в начале ХХ1 в.»
Автор работы: Гусейнова Дилона Мурадовна
Год выпуска: 2019
Тип работы: работа магистра
«СМИ и Интернет как инструменты политического влияния на российское общество в период 2014-2018 гг.»
Автор работы: Малько Александра Станиславовна
Год выпуска: 2019
Тип работы: работа бакалавра
«Формирование имиджа кандидатов в президенты в период федеральной выборной кампании 2018 года»
Автор работы: Калимуллин Эмиль Рифатович
Год выпуска: 2020
Тип работы: работа магистра
«Формирование имиджа политических партий в ходе думской выборной кампании 2007 года»
Автор работы: Калимуллин Эмиль Рифатович
Год выпуска: 2018
Тип работы: работа бакалавра
«Эволюция политического режима СССР в период лидерства Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)»
Автор работы: Починкова Александра Александровна
Год выпуска: 2019
Тип работы: работа магистра
Влияние террористической угрозы на взаимоотношения России и стран Запада (2000-2017 гг.)
Автор работы: Гусейнова Дилона Мурадовна
Год выпуска: 2017
Тип работы: работа бакалавра
Вопросы внешней политики в программных документах и парламентской деятельности современных российских партий (1999-2014 гг.)
Автор работы: Манжуков Амир Ильдарович
Год выпуска: 2014
Тип работы: работа специалиста
Группы интересов в Государственной Думе РФ (вторая половина 1990-х годов)
Автор работы: Иванов Петр Алексеевич
Год выпуска: 2010
Тип работы: работа специалиста
Изучение политической элиты современной России в отечественной политологии
Автор работы: Данзинимаев Чингиз Бальтинимаевич
Год выпуска: 2014
Тип работы: работа специалиста
Некоммерческие организации в структуре гражданского общества современной России (2000-2015 гг.)
Автор работы: Фогель Владимир Олегович
Год выпуска: 2016
Тип работы: работа специалиста
Общественно-политические взгляды испанской интеллигенции в 20-х – 30-х годах ХХ века
Автор работы: Пода Анна Константиновна
Год выпуска: 2011
Тип работы: работа специалиста
Политические аспекты российских энергетических проектов (2000-2021 гг.)
Автор работы: Кобиц Екатерина Александровна
Год выпуска: 2021
Тип работы: работа магистра
Политические системы с доминантной партией: мировой опыт
Автор работы: Островерхов Александр Александрович
Год выпуска: 2009
Тип работы: работа специалиста
Применение информационно-политических технологий в думской выборной кампании 2016 года
Автор работы: Федоров Никон Александрович
Год выпуска: 2017
Тип работы: работа бакалавра
Проблемы демократии в политико-идеологическом дискурсе современной России (2000-2008 гг.)
Автор работы: Маркова Дарья Дмитриевна
Год выпуска: 2009
Тип работы: работа специалиста
Проблемы политического развития России в оценках исследователей
Автор работы: Имангулов Феликс Ильдуcович
Год выпуска: 2015
Тип работы: работа специалиста
Проблемы участия граждан в политической жизни современной России (2000-2016 гг.)
Автор работы: Ромаев Кирилл Тимурович
Год выпуска: 2017
Тип работы: работа бакалавра
Протестное движение 2011-2012 годов в отражении российских СМИ
Автор работы: Мургулец Максим Русланович
Год выпуска: 2021
Тип работы: работа бакалавра
Процесс суверенизации России в отражении СМИ в 1990-1991 годы
Автор работы: Царюк Людмила Владимировна
Год выпуска: 2010
Тип работы: работа специалиста
Укрупнение субъектов РФ: опыт, итоги, проблемы (2000-2008 гг.)
Автор работы: Расстегаев Павел Владимирович
Год выпуска: 2009
Тип работы: работа специалиста
Формирование аппарата РКП(б) – ВКП(б) в 1920-е – 1930-е годы
Автор работы: Санников Василий Александрович
Год выпуска: 2011
Тип работы: работа специалиста
Формирование имиджа кандидатов на пост мэра Москвы в ходе выборной кампании 2018 года
Автор работы: Смирнов Данила Олегович
Год выпуска: 2021
Тип работы: работа бакалавра
Формирование имиджа политических партий в период думской кампании 2003 года
Автор работы: Лунёв Сергей Михайлович
Год выпуска: 2011
Тип работы: работа специалиста
Формирование имиджа политических партий на выборах в Государственную думу ФС РФ 1999 года в российских СМИ
Автор работы: Ксенофонтов Денис Дмитриевич
Год выпуска: 2021
Тип работы: работа бакалавра
Ценностные ориентации современной российской политической элиты (2012-2021)
Автор работы: Швецова Екатерина Сергеевна
Год выпуска: 2021
Тип работы: работа бакалавра
Сливки общества: как чиновники стали элитой, а пенсионеры — низшим классом
Школьные учебники вновь оказались в центре скандала: их авторы причислили чиновников к элите российского общества, а пенсионеров — к низшему классу.
Ранее учёные обидели людей с психическими заболеваниями: в учебнике по обществознанию их перестали считать личностями.
Не может быть!
В середине ноября в социальных сетях появилось видео, на котором мужчина вслух зачитывает раздел «Социальная структура общества» якобы из учебника по обществознанию для учащихся 5–11 классов.
В нём дается определение термину «элита», а также перечисляются члены российского общества, под него подпадающие.
«К высшему слою относится элита — чиновники, управленцы, видные деятели науки, культуры и искусства. Они составляют 3–5% от общего населения. К среднему классу относятся предприниматели, высокообразованные специалисты. Они составляют от общего населения 10–15%. К низшему слою относятся рабочие, служащие, пенсионеры. Они составляют около 80% населения», — цитирует автор видео.
Однако при этом он не называет ни авторов учебника, ни год выпуска, ни издание.
Поэтому академик Российской академии образования, член СПЧ при президенте РФ Александр Асмолов не верит, что мужчина зачитывал сведения из реального учебника.
Скорее всего, в соцсетях «появился очередной фейк, направленный на дискредитацию российского образования».
«Вопрос о том, являются чиновники элитой общества или нет, — это вопрос из области дефектологии, науки об умственно отсталых. Ни один уважающий себя политолог, социолог подобного рода сентенции, изложения не выдвинет.
При тех экспертных оценках, которые проходят школьные учебники (даже когда они вызывают массу спорных вопросов), в них вышеназванное определение не попадёт. Автора (учебника), который скажет, что чиновники — это высший класс, а пенсионеры — низший, я тут же отправлю на освидетельствование в психиатрическую больницу», — сказал ForPost Асмолов.
Учёный просит к подобного рода фейкам относиться как плохому анекдоту, тогда информация не будет казаться столь пугающей.
К сожалению, отметил собеседник ForPost, подобного рода вбросы будут появляться, так как «есть профессиональные мракобесы, которые хотят посеять раздор в обществе».
Подпорченная репутация
Минпросвещения пока никак не отреагировало на скандальный видеоролик. Молчит и Рособрнадзор.
Тем временем пользователи соцсетей активно обсуждают увиденное. Они уверены: это не фейк, а правда, которой «детей пичкают на уроках».
«Ха! А кто-то удивился? Все это и так знают. Не случайно предел мечтания многих — занять тёплое местечко, а после можно изрекать сентенции про «макарошки» и «государство не просило вас рожать», — оставила комментарий на портале Fishki.net пользователь Ksenia2.
«Я что-то не понял, чем недоволен автор? Правдивым учебником? Ведь всё именно так и есть! Только олигархов забыли добавить в элиту. Отличный учебник, даже странно, что его в таком виде дают школьникам. Пусть узнают пораньше, как оно всё на самом деле», — добавил пользователь Twitter Vershytelll.
Вместе с тем среди пользователей есть и те, кто не доверяет автору видеоролика.
«Учебника «Обществознание 5–11 классы» не существует в природе. В курсе «Обществознание» параграф такой имеется, но фраза выдернута из контекста. В этом параграфе речь идёт не о России, а о современном обществе. И кто будет спорить с тем, что по уровню дохода чиновники стоят несколько выше, чем все остальные граждане?», — попытался объяснить ситуацию комментатор Fishki.net Ильнар.
Мужчину никто не услышал — люди продолжают обсуждать видео. Они принимают всё услышанное за чистую монету, так как ранее составители учебников по обществознанию уже себя дискредитировали.
Скандальная история произошла шесть лет назад — из школ был изъят учебник под редакцией Анатолия и Татьяны Никитиных, который исключил инвалидов из граждан и лишил личности.
«Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьёзным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью», — приводит «Газета.ру» слова из учебника по обществознанию за 8-й класс.
«Учительская газета» сообщила, что общественную экспертизу скандального учебника проводила организация «Лига образования». Около ста экспертов его внимательно читали, но главного не увидели.
Пользователи соцсетей уверены: на этот раз эксперты также могли не заметить элитных чиновников в учебнике по обществознанию.
Долой «Обществознание»
Научный сотрудник Института социологии РАН, психолог, социолог Темыр Хагуров уверен: сейчас нужно обратить внимание в целом на предмет «Обществознание».
«Введение в школьную программу «Обществознания» — ошибка. Детально классовое неравенство мы изучали в высшей школе, на первом курсе социологии. В школьной программе нужно оставить только общие знания о политическом устройстве государства, оставить основные понятия социальной группы и общности.
Но проблема в том, что «Обществознание» включено в ЕГЭ, по нему проводятся предметные олимпиады. Этот курс перегружен надшкольной информацией: там и основы права, и основы экономической, политической теории, социологии. Поэтому зачастую в такие учебники попадает информация по своей сути верная, но не сопровождённая развёрнутым изучением, так как это делается в рамках специальных курсов», — сказал Хагуров.
Он считает, что ключевой обществоведческой дисциплиной в школьной программе должна стать история, которая в советское время «была достаточно социологична»: детям рассказывали о классовой борьбе, культурных условиях, экономическом развитии.
«Дайте новейшую историю в таком же ключе. Нынешние гуманитарии её крайне плохо знают. А ведь именно история и литература формируют готовность воспринимать глубокие социально-гуманитарные знания», — сказал собеседник ForPost.
Социолог также расставил все точки над i в вопросах о классовой принадлежности чиновников.
По мнению Хагурова, проблема возникает «из-за смешения понятий».
Если граждане под элитой имеют в виду людей, которые добились определённых успехов в труде, то чиновники к ней не относятся. В этом ключе уместно говорить о творческой и научной интеллигенции.
Но если термин «элита» рассматривать через стратификацию (система признаков и критериев социального расслоения), то чиновники на законных основаниях становятся «частью элитарного общества».
«Стратификация общества происходит по нескольким основаниям. В число этих оснований входят: доступ к власти, доход (совокупное богатство), уровень образования, культурный престиж.
Это четыре основные шкалы стратификации для классического капитализма. По ним общество делится на истеблишмент (высший класс), влияющий на политическое руководство, обладающий максимальный доходом, средний класс и низший класс.
Представители государственного администрирования — чиновники — по упомянутым мною критериям относятся к высшей социальной группе. У них достаточный уровень образования, у них есть доступ к власти, как правило, их труд хорошо оплачивается», — сказал социолог.
Он отметил: при такой оценке нужно учитывать и уровень чиновника.
Руководитель федерального министерства относится к высшим слоям общества, глава регионального управления — к среднему классу, при этом в региональном социуме он будет относиться к элите по совокупному состоянию дохода и влиянию на общество.
«Это объективная, безоценочная вещь. Она оперирует главными критериями: власть, доход, образование, престиж. Поэтому я не понимаю, почему появление видео с тезисами из учебника по обществознанию так драматизируют люди», — сказал Хагуров.
Получается, в российском социуме чиновники — это элита. Теперь понятно, почему о карьере чиновника задумываются или уже работают в госструктурах 21% молодых людей.
По данным портала HeadHunter.ru, престиж государственной службы в глазах молодёжи вырос из-за того, что в пандемию «госорганы работали быстро и оперативно, а активно идущая цифровизация госсектора позволила госорганам создать интернет-платформы, привлекающие молодых людей».
И стоит ли теперь винить ученика, который относит пенсионеров к неудачникам, а в пример ставит успешного губернатора, который «Мазератти» на ходу остановит и деньги на виллу найдёт.
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 31. Политическая элита и политическое лидерство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Политическое лидерство – это способность определенного лица определённым образом влиять на все общество, группу, организацию.
Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 272— 281.
2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы уже знаем, что одним из важнейших субъектов политической деятельности являются политические элиты. Политическая элита— это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти. К политической элите общества можно отнести главу государства, лиц, занимающих высокое положение в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (премьер-министра, спикера парламента, лидеров политических партий, фракций в парламенте и других). В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют правящую элиту и неправящую (или контрэлиту). К правящей относятся лица, участвующие в управлении государством. К контрэлите, соответственно, те, кто обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к управлению. Какие же задачи решает политическая элита, или по другому, какие функции она осуществляет:
Как же формируется или рекрутируется элита? Как происходит отбор новых лиц в нее? В политологии различают закрытую и открытую систему отбора. При закрытой системе, характерной для недемократических государств, отбор осуществляется высшими руководителями. Элита не может пополняться талантливыми людьми из народа. При открытой системе отбора элита пополняется в результате выборов в различные органы власти, есть возможность продвижения на них выходцев из любых социальных слоев.
Каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе
Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица — политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.
Лидер есть в любой группе. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без руководства. То есть лидер воздействует на поведение людей. Но политическое лидерство – это не любое влияние. Политическое лидерство – это способность определенного лица определенным образом влиять на все общество, группу, организацию. Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.
Какие же ролевые функции осуществляет политический лидер?
1. Учет запросов различных групп в обществе;
2. определение политических целей и средств их достижения;
3. мобилизация масс на достижение политических целей;
4. Интеграция (сплочение) обществ, поддержка законности и общественного порядка;
5. осуществление связи с другими группами, организациями.
Выполнять подобные функции способен далеко не каждый политик. Какими же качествами должен обладать политический лидер? Он должен обладать высокими нравственными качествами: быть честным, смелым, решительным; иметь острый ум и твердую волю, заботиться об общественном благе. Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками. Необходимы управленческие способности, политическая мудрость, гибкость, умение вести за собой людей.
Политология выделяет различные типы лидерства:
2. по стилю лидерства:
— демократический (лидер учитывает мнение подчиненных, открыт для критики)
— авторитарный (лидер не допускает критики, инакомыслия; использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы. )
3. по степени легитимации:
-легальное или рационально-легальное
Рационально-легальное лидерство означает лидерство на основе закона, то есть лидер получает власть на основе законных процедур – выборов.
Следующий тип – харизматическое лидерство. Народ признает такого лидера в силу того, что верит в его исключительные, сверхъестественные качества. Такой тип лидеров чаще всего появляется в кризисные моменты истории: во время революций, войн, крупных социальных реформ.
Классификация типов политических лидеров (на основе имиджа, автор М.Херманн)
Примеры и разбор решения заданий:
Политический лидер анализирует обстановку, верно оценивает состояние ________. На основе анализа обстановки он формулирует ____, определяет ________ их достижения. Политический лидер заботится о ________ своей организации, сплочении своих сторонников.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Варианты ответов: общество; мотив; цель; экономика; средство; достаток; единство.
Правильный вариант: общество; цель; средство; единство.
2. Ответьте на вопросы:
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 31. Политическая элита и политическое лидерство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Политическое лидерство – это способность определенного лица определённым образом влиять на все общество, группу, организацию.
Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 272— 281.
2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы уже знаем, что одним из важнейших субъектов политической деятельности являются политические элиты. Политическая элита— это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти. К политической элите общества можно отнести главу государства, лиц, занимающих высокое положение в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (премьер-министра, спикера парламента, лидеров политических партий, фракций в парламенте и других). В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют правящую элиту и неправящую (или контрэлиту). К правящей относятся лица, участвующие в управлении государством. К контрэлите, соответственно, те, кто обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к управлению. Какие же задачи решает политическая элита, или по другому, какие функции она осуществляет:
Как же формируется или рекрутируется элита? Как происходит отбор новых лиц в нее? В политологии различают закрытую и открытую систему отбора. При закрытой системе, характерной для недемократических государств, отбор осуществляется высшими руководителями. Элита не может пополняться талантливыми людьми из народа. При открытой системе отбора элита пополняется в результате выборов в различные органы власти, есть возможность продвижения на них выходцев из любых социальных слоев.
Каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе
Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица — политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.
Лидер есть в любой группе. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без руководства. То есть лидер воздействует на поведение людей. Но политическое лидерство – это не любое влияние. Политическое лидерство – это способность определенного лица определенным образом влиять на все общество, группу, организацию. Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.
Какие же ролевые функции осуществляет политический лидер?
1. Учет запросов различных групп в обществе;
2. определение политических целей и средств их достижения;
3. мобилизация масс на достижение политических целей;
4. Интеграция (сплочение) обществ, поддержка законности и общественного порядка;
5. осуществление связи с другими группами, организациями.
Выполнять подобные функции способен далеко не каждый политик. Какими же качествами должен обладать политический лидер? Он должен обладать высокими нравственными качествами: быть честным, смелым, решительным; иметь острый ум и твердую волю, заботиться об общественном благе. Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками. Необходимы управленческие способности, политическая мудрость, гибкость, умение вести за собой людей.
Политология выделяет различные типы лидерства:
2. по стилю лидерства:
— демократический (лидер учитывает мнение подчиненных, открыт для критики)
— авторитарный (лидер не допускает критики, инакомыслия; использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы. )
3. по степени легитимации:
-легальное или рационально-легальное
Рационально-легальное лидерство означает лидерство на основе закона, то есть лидер получает власть на основе законных процедур – выборов.
Следующий тип – харизматическое лидерство. Народ признает такого лидера в силу того, что верит в его исключительные, сверхъестественные качества. Такой тип лидеров чаще всего появляется в кризисные моменты истории: во время революций, войн, крупных социальных реформ.
Классификация типов политических лидеров (на основе имиджа, автор М.Херманн)
Примеры и разбор решения заданий:
Политический лидер анализирует обстановку, верно оценивает состояние ________. На основе анализа обстановки он формулирует ____, определяет ________ их достижения. Политический лидер заботится о ________ своей организации, сплочении своих сторонников.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Варианты ответов: общество; мотив; цель; экономика; средство; достаток; единство.
Правильный вариант: общество; цель; средство; единство.
2. Ответьте на вопросы:
- Для чего скашивать ботву у картофеля
- телефон для справок что это значит