Бережливая поликлиника что это

Бережливая поликлиника что это

Проект Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26 июля 2017 г. № 8).

Принципы «Бережливой поликлиники» подразумевают сокращение временных затрат и оптимальное использование ресурсов, приводящее к повышению качества оказываемых услуг и уровня удовлетворенности пациентов.

Плюсы «Бережливой поликлиники»:
1. Сокращение времени ожидания пациентов в очереди в четыре раза (с 40 до 10 минут)
2. Разделение потоков пациентов, при котором контакт больных и здоровых пациентов сводится к минимуму, что наиболее важно в детских ЛПУ и женских консультациях
3. Снятие непрофильной нагрузки со специалистов, что позволяет врачам больше времени уделять пациентам, а не заниматься бумажной работой
4. Повышение уровня информационной грамотности специалистов и внедрение передовых технологий
5. Повышение информационной грамотности пациентов и увеличение доступности информационных материалов в ЛПУ
6. Оптимальное распределение рабочего времени медперсонала (напр., медсестер, работающих в процедурных кабинетах)
7. Сокращение издержек
8. Увеличение скорости получения обратной связи и оценка качества

В настоящее время в стране не так много копаний, способных в полной мере предоставить необходимое оборудование для оснащения ЛПУ всем необходимым для перехода на систему «Бережливой поликлиники». Компания «Автомат-Сервис» принимает непосредственное участие в этом проекте, изготавливая и поставляя электронные очереди и инфокиоски, основной задачей которых является сокращение времени на выполнение анализов, упрощение процедуры записи к врачам, а также увеличение количества пациентов при сохранении прежнего уровня специалистов и качества обслуживания. Все это позволяет сберечь время медицинского персонала и пациентов, сделать медицинские услуги более доступными, а атмосферу в клинике более благоприятной.

Более детальная информация о модулях электронной очереди представлена здесь Презентация «Бережливая поликлиника»

Компания «Автомат-Сервис» реализовала множество проектов по государственной программе «Бережливая поликлиника» в отдельности и совместно с нашими партнёрами по всей территории Российской Федерации. Особую роль сыграла команда разработчиков нашей компании, реализовавшая интеграцию электронной очереди с программными продуктами МИС и ЛИС.

Список работ наших работ в рамках проекта «Бережливая поликлиника» постоянно обновляется и расширяется, что положительно сказывается на работе лечебно-профилактических учреждений и общем уровне удовлетворенности населения.

Источник

Проект «Бережливая поликлиника»

Госкорпорация «Росатом» совместно с Министерством здравоохранения РФ принимает участие в федеральном проекте «Бережливая поликлиника». Он призван повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений и общую доступность медицинской помощи в различных регионах страны.

Бережливая поликлиника что это. Смотреть фото Бережливая поликлиника что это. Смотреть картинку Бережливая поликлиника что это. Картинка про Бережливая поликлиника что это. Фото Бережливая поликлиника что это

Суть проекта заключается во внедрении принципов Производственной системы «Росатом» (ПСР) в амбулаторно-поликлиническом звене медицинских учреждений. Проект в разы сокращает очереди, ускоряет сдачу и выполнение анализов, упрощает запись к терапевту и позволяет обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов. Все это позволяет сберечь время как медицинского персонала, так и пациентов.

Важно отметить, что проект «Бережливая поликлиника» направлен на решение системных проблем здравоохранения, являющихся общими для учреждений медицины разных уровней и ведомственной принадлежности. Организаторы рассчитывают, что одним из побочных эффектов реализации проекта станет создание доброжелательной атмосферы в медучреждениях, и, как следствие, повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг.

Бережливая поликлиника что это. Смотреть фото Бережливая поликлиника что это. Смотреть картинку Бережливая поликлиника что это. Картинка про Бережливая поликлиника что это. Фото Бережливая поликлиника что это

«Бережливая поликлиника» в целом подразумевает целый ряд процессов, которые можно оптимизировать. В частности, в рамках проекта перестраивается работа регистратуры медучреждения с учетом современных стандартов коммуникации, информатизации и формирования доступной среды для маломобильных групп населения. Внедряется электронная очередь. Врачи освобождаются от несвойственной им работы, в том числе бумажной. Меняется логистика в том, что касается вакцинации, профилактических осмотров, диспансеризации, получения льготного лекарственного обеспечения. Разводятся потоки здоровых посетителей, которым нужны только справки и профилактические осмотры, и заболевших, в том числе пациентов с вирусной инфекцией. Улучшается эргономика на рабочих местах медперсонала.

Работа с каждым медучреждением начинается с аудита, в атомных городах и части пилотных регионов их проводит группа сотрудников предприятий Росатома, владеющих инструментами ПСР. В процессе аудита проводится анализ, как устранить перепроизводство, излишние запасы, ожидание, лишние движения и операции, брак. Проводятся замеры (по очередям, загрузке врачей и т.д.). Устанавливается, где нужно убрать посторонние предметы, улучшить организацию рабочих мест. Затем разрабатываются планы-графики по реализации мероприятий, создаются рабочие группы. Рабочая группа проводит аудиты, уточняет цели и планы-графики. Во всех проектах проводится детальное картирование (например, от момента назначения пациенту анализа и моментом, когда анализ получен).

В 25 медицинских учреждениях ЗАТО и других городах размещения организаций атомной промышленности в 20 субъектах РФ открыто около 200 ПСР-проектов, направленных на улучшение доступности медицинской помощи. Работа организована в рамках приоритетных направлений: регистратура как информационный центр поликлиники, повышение результативности в проведении диспансеризации, повышение эффективности работы отделения производственной медицины, модернизация процесса работы врач-медсестра, организация функционирования лабораторного блока.

В среднем время нахождения пациентов в регистратуре снизилось в 2-4 раза, сокращение времени нахождения в очереди к врачу в 3-7 раз, количество посещений поликлиники по вопросам прохождения диспансеризации, медицинских осмотров сократилось в 2-3 раза, время ожидания забора крови сократилось в 1,5-2 раза. Медицинский персонал отмечает снижение бумажного документооборота, компьютеризацию рабочих мест, помощь в оснащении современным медицинским оборудованием.

На базе Комиссии по здравоохранению Общественного совета Госкорпорации «Росатом» создана система общественного контроля за реализацией проекта «Бережливая поликлиника». Новости по реализации проекта можно увидеть в ленте «Новости».

Источник

Бережливая поликлиника что это

В настоящих рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.2. Сокращения

В настоящих рекомендациях применяются следующие сокращения:

4 Открытие проекта по улучшению в медицинской организации

Проекты по улучшению в медицинской организации реализуются с целью усовершенствования процессов, направленных на:

повышение удовлетворенности пациентов и доступности оказываемых услуг,

увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь,

совершенствование организации рабочих мест, обеспечивающей безопасность и комфортность работы сотрудников.

Результаты, которые могут быть достигнуты при реализации проектов:

1. Сокращение времени ожидания пациентом получения услуг МО;

2. Повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками получения услуг МО;

3. Обеспечение равномерного сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом, а также распределения функций персонала внутри отдельных структурных подразделений (например, регистратуры, клинической лаборатории и др.);

4. Оптимизация информационных потоков, в т.ч. повышение эффективности медицинской информационной системы, устранение дублирования и избыточного ручного труда при вводе информации в МИС;

5. Формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения медицинской организации.

6. Стандартизация лечебно-диагностических процессов на базе «лучших практик» и снижение их вариабельности;

7. Эффективное использование площади МО;

8. Прозрачность организации лечебно-диагностических процессов для пациентов и для руководителей МО;

9. Формирование компетенций персонала МО по быстрому выявлению проблем и их устранению;

10. Создание образцов выстраивания эффективных потоков для тиражирования их на другие МО;

11. Выявление среди персонала лидеров изменений, способных проводить улучшения на основе проектного подхода;

12. Устранение всех видов потерь в процессах (ожидание, лишние отчетные и учетные документы, лишние хождения, брак и т.д.);

13. Создание учебных модулей в программы обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, включая образовательные программы «Фабрика медицинских процессов» для проведения обучения студентов, интернов, ординаторов, сотрудников медицинских организаций и органов управления в сфере здравоохранения.

Проблемы, которые не решаются методами бережливого производства:

1. Дисбаланс в обеспечении населения врачами в России, дефицит врачей, оказывающих помощь в амбулаторных условиях;

2. Недостаточное финансирование медицинских организаций;

3. Уровень заработной платы медицинского персонала;

4. Взаимоотношения с системой оказания платных медицинских услуг;

5. Обучение медперсонала IT-навыкам;

6. Психологические особенности поведения посетителей МО.

5 Определение приоритетных направлений работы и целей проекта

Оптимизация процессов должна проходить комплексно, по всей цепочке оказания медицинской помощи, с участием всего персонала МО.

Первоначально необходимо определить приоритетные (проблемные) направления. Для этого можно использовать несколько подходов (в любом сочетании):

1. Принять решение после открытого обсуждения на общем собрании администрации МО и владельцев процессов;

2. Провести анкетирование пациентов и/или персонала МО;

3. Определить проблематику органом управления здравоохранения;

4. Принять инициативное решение о применении «лучших практик». Анкетирование достаточно трудоемкий процесс, но он позволяет более качественно выявить проблему.

При составлении анкет необходимо определить конкретные вопросы, ответы на которые позволили бы выявлять «узкие места» одной проблемы, а не всего направления.

Например: определено направление «регистратура плохая». Но что конкретно не устраивает: длительность общения с регистратором, информативность, очередь? Необходимо понять суть проблематики, конкретизировать цели.

Количество вопросов в анкете может варьировать в зависимости от структуры медицинской организации, глубины погружения в проблематику процессов. Примеры анкет представлены в Приложениях 1* и 2*.

Также можно использовать анкетирование пациентов, разместив ящики для предложений в холлах медицинских организаций.

Источник

Бережливая поликлиника: как устроена и для чего нужна

Насколько хорошо это получается, в студии телеканала «МИР 24» прокомментировал организатор здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор Александр Серяков.

— Инициаторами проекта «Бережливая поликлиника» стали Министерство здравоохранения и госкорпорация «Росатом». Почему именно «Росатом»?

Александр Серяков: Они во многом прошли логистику организации таких проектов, от целей и задачей до реализации, но на своем примере. Это менеджмент в медицине.

— Эту идею переняли у японцев. Философию бережливости сформулировал в прошлом веке соучредитель японского концерна Toyota Тайити Оно. Качественно Россия готова к такому переходу?

Бережливая поликлиника что это. Смотреть фото Бережливая поликлиника что это. Смотреть картинку Бережливая поликлиника что это. Картинка про Бережливая поликлиника что это. Фото Бережливая поликлиника что это

Что имеется в виду?

Александр Серяков: Как театр начинается с вешалки, так поликлиника начинается с регистратуры. Записаться можно заранее по интернету или придти, чтобы вас записали на месте, разделив больные и здоровые потоки, платные и бесплатные услуги, направили в конкретное время к конкретному доктору. «Потери» кроются, например, в таких ситуациях – доктор ведет пациента на консультацию к другому доктору, ищет среди множества амбулаторных карт карту конкретного пациента.

— В Московском областном Центре Охраны материнства и детства ликвидировали регистратуру. Вместо нее автоматы электронной записи к врачу и сотрудники ресепшн, которые помогают найти нужного специалиста, кабинет или показывают, как пользоваться автоматом. Теперь не только врачи принимают по строго назначенному времени, но и анализы пациенты сдают. К этой модели должны придти все поликлиники?

Александр Серяков: Хочется, конечно, чтобы все было по ранжиру и ровненько.

— Прием по секундомеру повышает пропускную способность специалиста, врачи справятся?

Александр Серяков: Время приема остается примерно то же самое, но освобождается время, которое сейчас уходит на «потери».

— В некоторых регионах России не хватает специалистов, люди записываются к ним на прием за месяц. А если нужна срочная консультация?

Александр Серяков: Лично у меня четкого понимания этого вопроса нет. Иногда требуется срочное обращение и срочная госпитализация, а пациент находится в сотнях километрах от поликлиники и ЦРБ.

Бережливая поликлиника что это. Смотреть фото Бережливая поликлиника что это. Смотреть картинку Бережливая поликлиника что это. Картинка про Бережливая поликлиника что это. Фото Бережливая поликлиника что это

Александр Серяков: Федеральный Минздрав не потянет такую нагрузку. Необходимо будет привлечь региональные правительства и бюджеты и решать ситуацию на местах.

— В планах Минздрава к 2022 году перевести на принципы бережливости 95% поликлиник страны. С вашей точки зрения, насколько эти планы реальны?

Александр Серяков: Блажен, кто верует. К этому надо стремиться, но у нас зачастую получается «как всегда».

Источник

Бережливая поликлиника: что значит новый стандарт обслуживания пациентов

Бережливая поликлиника что это. Смотреть фото Бережливая поликлиника что это. Смотреть картинку Бережливая поликлиника что это. Картинка про Бережливая поликлиника что это. Фото Бережливая поликлиника что это

Речь в данном случае идет о повышении эффективности работы медицинских учреждений за счет внедрения современных технологий, перераспределения нагрузки на медиков, введения новых стандартов организации работы, повышения внимания к пациентам.

Понятие бережливости пришло в российское здравоохранение из-за рубежа, где в свое время внедрялись принципы «бережливого производства». Оно нацелено на максимальное снижение всех видов потерь. Один из примеров – организация работы современных автозаводов в Японии и Германии.

В медицине «бережливость» подразумевают использование особого управленческого подхода, который позволяет повысить эффективность организации здравоохранения за счет оптимизации целого ряда внутренних процессов, отметил в разговоре с ER.RU доктор медицинских наук, депутат Госдумы Борис Менделевич («Единая Россия»).

Задача «бережливой поликлиники», по его словам, заключается в том, чтобы пациенты получали помощь быстрее и качественнее. Конечная цель работающих по такому стандарту организаций – сокращение в три-пять раз времени ожидания в регистратуру, к участковым и узкопрофильным специалистам.

Необходимый результат достигается благодаря совокупности используемых инструментов: разделению пациентов на тех, кому нужен плановый прием, и тех, кто нуждается в неотложной помощи; переводу в «цифру» всего документооборота; внедрению онлайн-записи к врачам; организации электронной очереди для пациентов и ряда других.

Особое внимание при переводе поликлиники на «бережливый» стандарт уделяется оптимизации внутреннего пространства. Если это уже имеющееся здание, то в нем проводится переустройство: кабинеты располагаются более удобно, по возможности расширяются коридоры, помещения, лестницы и проходы адаптируются для маломобильных и пожилых людей, посетителей с детьми.

Сегодня, рассказал Борис Менделевич, первопричиной многих жалоб на плохую работу поликлиник является уже не столько качество медицинских услуг, сколько недостаточная организация внутренних процессов. Оптимизировать их – одна из главных задач «бережливого» стандарта. Однако без комплексного подхода достичь поставленной цели вряд ли удастся, отметил депутат.

Он обратил внимание на то, что конечная цель распространения «бережливых» технологий на поликлиники по всей стране заключается не во внедрении самой системы, а в повышении эффективности оказания медпомощи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *