Береза кудрявая что значит
Интегрированная НОД «Кудрявая береза»
Гаранжа Татьяна
Интегрированная НОД «Кудрявая береза»
Интегрированная НОД на тему: «Кудрявая береза»
1. Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.
2. Развивать творческие способности детей; воображение, речь, внимание, память; закреплять умения и навыки по аппликации, развивать чувство композиции.
3. Воспитывать чувство гордости за Родину, интерес к русскому народному творчеству.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря (туесок, береста, белоствольная, березовая роща).
Предварительная работа: беседа о России; знакомство детей с картой нашей Родины, рассматривание изображений родной природы, предметов, изготовленных из бересты (туесок, дудочка, лапти, браслет, корзина).
Оборудование: карта России, картины и фотографии с видом березовой рощи, макеты берез, бревна, поляна с ягодами, предметы из бересты (туесок, дудочка); фортепиано, магнитофон, разноцветные платочки; листы бумаги с изображением ствола березы, материал для аппликации.
Ход НОД:
Чтение воспитателем стихотворения Ст. Степанова «Наш дом»
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь;
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, свой общий дом.
— Как называется наша страна?
Воспитатель: мы живем в России. Наша страна очень большая.
В ней много рек, озер, полей, лесов.
Показ территории России на карте мира.
Тогда садимся в поезд и в путь. А чтобы ехать было не скучно, споем песенку.
Дети становятся друг за другом, изображая «поезд» бегущих по кругу зала; поют песенку «Вот наш поезд мчится, колеса стучат. «Выставляются макеты берез, раскладываются бревна, поляна с ягодами.
«Поезд» останавливается, раздается шум леса. (аудиозапись).
Воспитатель: вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь тихо и красиво. А какие деревья растут, узнайте из загадки.
Дети: Береза.
Воспитатель: А как вы догадались, что это береза?
Дети: У нее белая кора (белый ствол).
Звучит музыка, появляется девушка «Березка»
Березка: Привет ребята! Узнали меня? Я береза. Живу в этом лесу вместе со своими подружками. А знаете ли вы, как наш лес называют?
Дети: Березовая роща.
Березка: Верно. Нравится вам у меня в березовой роще? Вы устали с дороги, садитесь на бревна.
(Дети садятся на бревнах.)
Воспитатель: Березка, а приехали мы в твой лес не случайно. Считается что ты, белоствольная красавица, является символом нашей родины-России.
Березка: это правда. Любят меня люди в нашей стране, потому что таких берез и березовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром мне стихи и песни посвящают.
Воспитатель: И ребята стихи знают. Послушай.
Березка белый
Кудри завила
Я Березка русская
Зимой стою я грустная.
Когда придут морозы
Все листочки как слезы
Весной опять придут.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными серьгами В.
Березка: Спасибо ребята! Порадовали вы меня! Пойдемте по лесу погулять, я вам одну поляну покажу.
(Дети идут по лесу, выполняя различные движения по сигналу воспитателя, подходят к ягодной поляне.)
Воспитатель: ребята, что растет на поляне?
Воспитатель: как много ягод! Но во что же нам их собрать?
Березка: А я вам свой туесок подарю. В него собирайте.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего он сделан?
Дети: Туесок сделан из коры березы.
Воспитатель: Правильно, это берестяной туесок. Давайте ягоды собирать.
Дети выполняют наклоны, собирают ягоды.
Воспитатель: Молодцы! Полный туесок ягод собрали.
Березка: Из моей бересты делают не только туески, но и лапти плетут, лукошки; игрушки делают, заколки, браслеты, дудочки. Вот эту дудочку я вам подарю!
Показывает предметы, дудочку отдает воспитателю.
Воспитатель: какая дудочка красивая? Из чего она сделана?
Дети: Дудочка сделана из коры березы, из бересты.
Воспитатель: Возьмем, ребята, дудочку в детский сад. Будем играть на ней и березку вспоминать. Спасибо, тебе, березка. Наши детки расскажут другим ребятам, как много пользы ты приносишь людям.
Береза: а я еще обладаю лечебными свойствами. Подойдите ко мне поближе. Протяни ко мне руки. Закройте глаза, вдохните запах моих листьев. Почувствуйте как мое тепло, сила, добро к вам переходит. Улыбнитесь, руки приложите к сердцу. Вот теперь вы здоровы и веселы.
Воспитатель: веселиться мы любим. Правда, ребята? А ведь издавна вокруг березы хороводы водили. Давайте и мы заведем.
Дети встают вокруг березы, достают платочки.
Хоровод «Березка».
Воспитатель: Березка, ты нам много подарков сделала, и мы с ребятами тоже сделаем тебе подарок. Пройдите к столу.
(Дети выполняют аппликацию «Береза».)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось?
(Рассматривают готовую работу. Березка оценивает.)
Дидактическое упражнение » Скажи, какое?»
Воспитатель: Березка какая?
Дети. Белая, зеленая, кудрявая, белоствольная, добрая, русская.
Березка: Спасибо ребята! Мне очень понравился ваш подарок! Я его своим подружкам покажу и вас вспоминать буду, но вы обо мне не забывайте.
Воспитатель: Хорошо в березовой роще! Но нам пора возвращаться в детский сад! До свидания!
(Дети прощаются с березкой, «садятся» в поезд и с песней «едут» в детский сад, березка идет.)
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот как много нового мы узнали о русской березе, которую не зря считают символом нашей страны России.
Как будто в свадебном
Березка русская стоит.
Ей кудри ветер нежно гладит,
Сережки солнце золотит.
Под ней ранней весной
Девушки водят хоровод.
Ее красавицей лесною
Зовет недаром наш народ.
В ней столько нежности и света
И как тут не сказать, друзья.
Для всех, для нас, береза эта
Наш родной край, наша страна!
Интегрированная НОД для детей 2–4 лет «Божья коровка» Интегрированная НОД для детей 2-4 лет. Задачи: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно.
Фотоотчет «А рябина кудрявая и осенью хороша» Осень. Листья на деревьях поменяли свою окраску. Были ярко-зеленые,а стали теперь сочнее,ярче. Каждый день меняется не только цвет,но и форма.
Конспект развивающей прогулки «Рябина кудрявая» Цель: Формирование у детей знаний о деревьях родного края. Задачи: 1. Учить детей называть отличительные признаки деревьев; 2. Помочь.
Конструирование «Во поле береза стояла» Программное содержание: Воспитывать любовь к Родине; познакомить с неофициальным символом России – березой; рассказать о значении березы.
Макет «Русская береза» Макет «Русская береза». Береза – символ России, символ красоты русской природы. Это самое распространенное дерево в нашей стране. Уважают.
Мастер-класс изготовление макета чукотской сказки «Кудрявая девочка» Макет чукотской сказки » Кудрявая девочка» (совместная творческая деятельность с детьми) Цель: Через творческий поиск, раскрыть потенциальные.
Мастер-класс «Символ 2015 года «Кудрявая овечка» Предлагаю вашему вниманию вот такую вариацию новогодних овечек, которых мы делали вместе с ребятами. 1. Вырезаем трафарет овечки (картинку.
Лэпбук «Белая береза» Еще в 2013 году мне в интернете попался лепбук «Серая ворона». Я прочитала все, что касалось создания лепбуков. Узнала, что слово «лепбук».
Почему березу называют кудрявой?)
только о войне Автограф на рехстаге
Город выл, колыхался от шквального вихря и гула, —
За его злодеяния вот и расплата пришла!
Глухо сыпались стены домов, этажи оседали,
И железные крыши срывались, летя в небеса.
Вдоль прострелянных улиц, как свечи горели деревья,
В городское метро устремилась рекою вода.
Бомбовые налеты вздымали военную вьюгу
И ракеты, и танки глушили становье врага!
А на озере Лебедь в саду, на окраине града,
Затихает берлинского штурма большая страда.
Очумелые женщины, в омут швырнув своих киндер,
Собираются сами разделаться с жизнью своей.
Среди рыб перевёрнутых, тины озерной и грязи
Их за космы таскали Дикун и ефрейтор Цветков.
Поблизу старшина Мусиенко сидел на лафете орудья,
Ясеневую трубку свою старина преспокойно курил.
И когда обалделые фрау из смертного вышли экстаза —
С криком раненых птиц заслоняли руками детей,
Целовали солдат, подаривших им небо и солнце… —
Старшина отвернулся и под ноги плюнул презренно.
У него в Таганроге отца расстреляли фашисты
И сестру, изнасиловав, в рабство угнали из дома.
Над Берлином затмение черного дыма и гари
На помятый рейхстаг, на озёрную рябь оседает.
Выпил пива баварского всласть старшина Мусиенко,
На позорной стене исторический вывел автограф:
«Нет лучшего блага,
Виды берез: 13 лучших сортов, способы борьбы с вредителями
Несколько лет назад задумалась о посадке березы у себя на участке. По совету подруги выбирала разные виды берез. За это время мой участок заметно преобразился. Все разновидности березы хорошо прижились и радуют меня уже несколько лет.
Продолжительность жизни более 100 лет
Автор сюжета делится опытом выращивания берез на участке. Рекомендует использовать деревья в ландшафтном дизайне:
Популярные виды березы
ic.pics.livejournal.com » src=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82.jpg» alt=»table_pic_» width=»1024″ height=»682″ srcset=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82.jpg 1024w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82-300×200.jpg 300w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82-768×512.jpg 768w» sizes=»(max-width: 1024px) 100vw, 1024px» /> | Береза карельская Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: |
ussad.ru » src=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40.jpg» alt=»table_pic_» width=»1140″ height=»994″ srcset=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40.jpg 1140w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40-300×262.jpg 300w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40-768×670.jpg 768w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40-1024×893.jpg 1024w» sizes=»(max-width: 1140px) 100vw, 1140px» /> | Китайская береза Описание: Описание: Описание: |
botanische-spaziergaenge.at » src=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6.jpg» alt=»table_pic_» width=»1024″ height=»768″ srcset=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6.jpg 1024w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6-300×225.jpg 300w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6-768×576.jpg 768w» sizes=»(max-width: 1024px) 100vw, 1024px» /> | Береза Максимовича Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Болезни и вредителиСпособы борьбы: Способы борьбы: Способы борьбы: Отзывы садоводовNewratka18, Москва Сирина, Тюмень
Цикл наблюдений за берёзойСпособствовать формированию элементарных представлений о деревьях, как части растительного мира. Создать условия для развития познавательного интереса к природе нашего края, любознательности. Содействовать воспитанию любви к миру природы России, желания наблюдать, исследовать, получать новые знания. 1. Берёза – наше дерево. Цель: Способствовать развитию умения поощрять желание детей пройти по участку и найти это дерево, рассмотреть берёзу, обратить внимание на её красоту, полюбоваться красотой русской берёзы. В зелёной кофточке, -Вы догадались? (про берёзку). -Поздоровайтесь с берёзкой. -Посмотрите, есть ли это дерево у нас на участке? — Какие ещё вы знаете деревья? -Чем оно отличается от других деревьев? — Берёза – низкое или высокое дерево? -Предлагаю полюбоваться высоким светлым деревом с раскидистой кроной. Люблю берёзу русскую Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красными застёжками, С зелёными серёжками. -Ребята, посмотрите на берёзку: какая она высокая, намного выше вас. — Чтобы её рассмотреть, надо поднять голову. -Что есть у берёзы? (ствол, ветки). -У берёзы красивые опущенные ветки. — А на ветках что есть? (Листочки). Всем берёза нравится Ведь она – красавица! Рассылает всем поклоны Листья тихо шелестят -Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий). -Варя, потрогай кору дерева, какая она на ощупь шершавая или гладкая? — Надавите на ствол: он твёрдый или мягкий? (твёрдый). -Ствол высокий или низкий? (высокий). «Её узнаешь по простой примете, Нет деревца белей на свете!» 4. Ветки берёзы. Цель: Уточнить представления детей о частях дерева, обеспечить ознакомление детей с веточками берёзы, способствовать формированию умения наблюдать, сравнивать замечать изменения; воспитанию любви к природе. -На чём растут листья у дерева? (на ветках). -Ветки длинные или короткие? — Попробуйте дотянуться до самой нижней ветки. -Толстая она или тонкая? -Длинная или короткая? Наклонить нижнюю ветку и обследовать её вместе с детьми. -Наверху ствола у берёзы много веток, растут они от ствола, от больших веток растут маленькие веточки. -Какие они? (длинные, тонкие, чёрные). -Некоторые ветки свисают и похожи на косички. «Если б дали берёзке расчёску, Изменила б берёзка причёску: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала бы кудрявые пряди, И вошло б у неё в привычку По утрам заплетать косичку». 5. Листья берёзы. Цель: Помочь детям обследовать листья берёзы, создать условия для познавательного интереса, вызвать желание поиграть с листочками. Предложить детям посмотреть на листья. -Сколько на берёзе листьев? (много) -Все они на ветках высоко над землёй. -Найдите листочки берёзы возле её ствола, возьмите в руки, рассмотрите их поближе. -Какие листья у берёзы? (маленькие, зелёные). -Спрячь, Катя, листочек в ладошках. Видно? -Маленький, его не видно в ладошках. Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие). Предложить обвести пальцем по краю листа. Какой он по форме? -Хотите поиграть с листочками? Игра – этюд: «Мы – листочки». 6. Берёза осенью. Цель: Способствовать воспитанию интереса детей к объектам природы, обеспечить развитие умения сравнивать берёзу в разное время года, показать малышам красоту берёзы осенью, способствовать развитию предпосылок наблюдательности, интереса к осенней красоте природы. Предложить подойти к берёзе. -Какое сейчас время года? (осень). -А что случилось с нашей берёзкой? (листья на берёзе стали жёлтые). -Это осень постаралась и одела нашу берёзу в разноцветный наряд. Листья на берёзе жёлтые, красные, оранжевые. -Нравится вам берёзка в таком наряде? — Берёзой можно постоянно любоваться, она украшает наш участок. Белая берёза косы распустила, Белая берёза ветки опустила. Жёлтые листочки косы украшают, И на землю тихо, тихо опадают. -Найдите под деревом жёлтые, красные, зелёные листья. Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах – Это платье золотое У берёзы на плечах. Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. 7. Берёза зимой. Цель: Способствовать формированию умения различать и называть по внешнему виду берёзу зимой, о приспособлении особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы, вызвать чувство восхищения живым деревом, содействовать воспитанию желания защищать и оберегать природу. -Наступила зима, холодно, выпал снег, что стало с берёзкой? (предполагаемые ответы воспитанников). -Зимой берёза не замерзает, она живая, но находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – это снег. В морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу лопатой, не наезжать на них санками. А сейчас на веточках берёзы лежит снег. На пушистых ветках 8. Берёза весной. Цель: Обеспечить ознакомление с берёзой весной, создать условия для развития познавательного интереса. — Скажите, какое сейчас время года? (весна). -Как вы догадались? (Ответы детей). Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие берёзовые почки – «домики листьев». -Всю зиму спали листочки в этих домиках, теперь солнце пригревает, дерево просыпается, на веточках берёзы появились маленькие липкие почки, а из этих почек вырастают постепенно зелёные листочки. -Посмотрите, на веточки, потрогайте осторожно набухшие почки. Берёза, моя берёзонька, Стоишь ты, берёзонька, Возле деток миленьких; На тебе, берёзонька, -Как вы думаете, берёза живая? (Ответы детей). -Наша берёза живая, как и мы с вами, она растёт, пьёт водичку (когда идёт дождь, из семян вырастает много берёзок. -Если берёзу обижать, то ей так же, как и нам, будет больно. -А ведь мы не хотим берёзе делать больно? (Не хотим). -Скажите, можем мы поднять берёзу и перенести в другое место?(Нет). -Почему нет? Правильно, наша берёза живая. Она растёт, а корни глубоко в земле. При помощи их она питается. -Ей нужна вода. Где она берёт воду? (дождик льёт, она пьёт эту воду). -Без воды берёзка засохнет. -Берёзу надо оберегать: не стучать по стволу, не ломать ветки, не царапать кору. Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей. А зимою – в серебре, Машет веткой золотою Всем детишкам в сентябре. Каждый листик, как сердечко, У родимого крылечка Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О.Шабалина» Исследовательская работа по литературе «Береза – русская душа» обучающаяся 6в класса Научный руководитель: Галибина Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы 2.1. История происхождения слова берёза стр. 4-5 2.2. Образ берёзы в устном народном творчестве стр. 5-8 2.3. Образ берёзы в произведениях русских поэтов стр. 8-13 3. Практическая часть стр.13-15 4. Заключение стр.16-17 5. Библиографический список стр.17 6. Приложения стр.18 «Мы делим с ней радость и слезы, И так уж она хороша, Что кажется – в шуме березы Есть русская наша душа». Почему же мы так любим березу, почему сложено столько стихов и песен об этом дереве? Именно эти вопросы подвигли к выбору темы работы «Берёза – русская душа». Объект исследования: произведения русских поэтов Предмет исследования : образ русской березы в устном народном творчестве и в произведениях русских поэтов. Цель: выяснить, почему именно берёза так близка русскому народу. — изучить историю происхождения слова берёза; — рассмотреть образ березы в устном народном творчестве; — проанализировать образ берёзы в русской поэзии; — выявить отношение учащихся к березе · Изучение научной и художественной литературы по теме; · Знакомство с материалами периодической печати; · Анкетирование среди обучающихся 6в и 9б классов; · Статистическая обработка данных, полученных при анкетировании. 3. Теоретическая часть 2.2.Образ берёзы в устном народном творчестве Стоят столбики белёные, В белом сарафане На поляне девчонки Разбежались по опушке В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце». В других березу сравнивали с девушками-подружками. Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками. Но всегда в загадках береза предстает в образе молодой красивой девушки с тонким станом, в белом сарафане, с зелеными косами и сережками: Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане. — Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. — Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое. — Когда берёза станет распускаться – сей овёс. — Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как незаменимый предмет в народном хозяйстве. 2.3. Образ берёзы в произведениях русских поэтов Все картины художников объединяет одна мысль – образ России немыслим без русской березы. Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Это всем известные строки из стихотворения А. Прокофьева. Сколько определений: «светлую», «грустную», «в белёном сарафанчике», «ясную», «кипучую», «грустную», «плакучую». Далее в работе я попытаюсь взглянуть на березу другими глазами, попробую рассмотреть этот знакомый образ в произведениях некоторых русских поэтов. Я изучила стихотворения русских поэтов, в центре которых – описание берёзы. Среди них произведения С.Есенина, А.Прокофьева, О. Шестинского, В. Рождественского, С. Городецкого, Н. Рубцова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, И.Токмаковой, А.Дементьева. В стихотворениях некоторых русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт Олег Шестинский: Что, быть может, в столетья иные От березы вся Русь рождена… В начале стихотворения говорится о березе и России, как о едином целом. В одной из строчек высказывает предположение, что береза первична: «от березы – вся Русь рождена». Береза занимала ни с чем ни сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом: Под березами пели, женили, Выбирали коней на торгах; Дорогих матерей хоронили,… Так, чтоб были березы в ногах [9] Россия и береза – единое целое, и они неразделимы. Об этом так же говорится в произведении Георгия Струве «Моя Россия»: Для меня Россия – белые березы, Для меня Россия – утренние росы… С. Есенин назвал Россию «страной березового ситца». Для него березка была как нежная, юная, чистая девушка: Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. С. Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви березы напоминают поэту девичьи косы. Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы [9] Александр Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки. Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. С нарядными оплечьями, То грустную, плакучую… Поэт в своём стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой. В стихотворении Ирины Токмаковой «Береза» выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами. Если б дали березе расческу, Изменила б береза прическу: В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку [9] Здесь автор полностью олицетворяет березу, пытается ввести ее в образ. Разумеется, здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б береза прическу; метафоры: расчесала б кудрявые пряди, вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку. Употребляя условное наклонение: если б, вошло бы, изменила б, расчесала б, автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять и фантазировать. А вот в стихотворении Николая Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы – и воспоминание, и символ его детства, юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания: Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. На глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери: Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей. А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу. Именно об этом повествует в своём стихотворении Андрей Дементьев: Березы – как давние даты, Что все еще в сердце остры. Похожи на русских солдаток Березы военной поры. Светлы, величавы и строги, С Россией сроднившись судьбой, Стояли у каждой дороги, Солдат провожая на бой. Проанализировав все данные стихотворения, стало ясно, что для каждого поэта берёза является определённым символом: для одних – это символ России, для других берёза – девица – красавица, для третьих она является символом детства, памяти. Я решила узнать, какими сведениями о березе обладают учащиеся нашей школы. Для этого было проведено анкетирование в 2-х классах разных возрастных категорий: 6в и 9б классах. Всего приняло участие 44 человека: 23 учащихся 6в класса и 21 учащийся 9б класса. Анкета ( см. Приложение 1) содержала 4 вопроса, на которые учащимся необходимо было ответить: 1. Что является символом России? 2. Вспомните любое стихотворение русских поэтов о дереве? 3. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас берёза? 4. Как вы думаете, почему именно берёза является символом России?
|