Береза кудрявая что значит

Интегрированная НОД «Кудрявая береза»

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значит Гаранжа Татьяна
Интегрированная НОД «Кудрявая береза»

Интегрированная НОД на тему: «Кудрявая береза»

1. Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.

2. Развивать творческие способности детей; воображение, речь, внимание, память; закреплять умения и навыки по аппликации, развивать чувство композиции.

3. Воспитывать чувство гордости за Родину, интерес к русскому народному творчеству.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря (туесок, береста, белоствольная, березовая роща).

Предварительная работа: беседа о России; знакомство детей с картой нашей Родины, рассматривание изображений родной природы, предметов, изготовленных из бересты (туесок, дудочка, лапти, браслет, корзина).

Оборудование: карта России, картины и фотографии с видом березовой рощи, макеты берез, бревна, поляна с ягодами, предметы из бересты (туесок, дудочка); фортепиано, магнитофон, разноцветные платочки; листы бумаги с изображением ствола березы, материал для аппликации.

Ход НОД:

Чтение воспитателем стихотворения Ст. Степанова «Наш дом»

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь;

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, свой общий дом.

— Как называется наша страна?

Воспитатель: мы живем в России. Наша страна очень большая.

В ней много рек, озер, полей, лесов.

Показ территории России на карте мира.

Тогда садимся в поезд и в путь. А чтобы ехать было не скучно, споем песенку.

Дети становятся друг за другом, изображая «поезд» бегущих по кругу зала; поют песенку «Вот наш поезд мчится, колеса стучат. «Выставляются макеты берез, раскладываются бревна, поляна с ягодами.

«Поезд» останавливается, раздается шум леса. (аудиозапись).

Воспитатель: вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь тихо и красиво. А какие деревья растут, узнайте из загадки.

Дети: Береза.

Воспитатель: А как вы догадались, что это береза?

Дети: У нее белая кора (белый ствол).

Звучит музыка, появляется девушка «Березка»

Березка: Привет ребята! Узнали меня? Я береза. Живу в этом лесу вместе со своими подружками. А знаете ли вы, как наш лес называют?

Дети: Березовая роща.

Березка: Верно. Нравится вам у меня в березовой роще? Вы устали с дороги, садитесь на бревна.

(Дети садятся на бревнах.)

Воспитатель: Березка, а приехали мы в твой лес не случайно. Считается что ты, белоствольная красавица, является символом нашей родины-России.

Березка: это правда. Любят меня люди в нашей стране, потому что таких берез и березовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром мне стихи и песни посвящают.

Воспитатель: И ребята стихи знают. Послушай.

Березка белый

Кудри завила

Я Березка русская

Зимой стою я грустная.

Когда придут морозы

Все листочки как слезы

Весной опять придут.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными серьгами В.

Березка: Спасибо ребята! Порадовали вы меня! Пойдемте по лесу погулять, я вам одну поляну покажу.

(Дети идут по лесу, выполняя различные движения по сигналу воспитателя, подходят к ягодной поляне.)

Воспитатель: ребята, что растет на поляне?

Воспитатель: как много ягод! Но во что же нам их собрать?

Березка: А я вам свой туесок подарю. В него собирайте.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего он сделан?

Дети: Туесок сделан из коры березы.

Воспитатель: Правильно, это берестяной туесок. Давайте ягоды собирать.

Дети выполняют наклоны, собирают ягоды.

Воспитатель: Молодцы! Полный туесок ягод собрали.

Березка: Из моей бересты делают не только туески, но и лапти плетут, лукошки; игрушки делают, заколки, браслеты, дудочки. Вот эту дудочку я вам подарю!

Показывает предметы, дудочку отдает воспитателю.

Воспитатель: какая дудочка красивая? Из чего она сделана?

Дети: Дудочка сделана из коры березы, из бересты.

Воспитатель: Возьмем, ребята, дудочку в детский сад. Будем играть на ней и березку вспоминать. Спасибо, тебе, березка. Наши детки расскажут другим ребятам, как много пользы ты приносишь людям.

Береза: а я еще обладаю лечебными свойствами. Подойдите ко мне поближе. Протяни ко мне руки. Закройте глаза, вдохните запах моих листьев. Почувствуйте как мое тепло, сила, добро к вам переходит. Улыбнитесь, руки приложите к сердцу. Вот теперь вы здоровы и веселы.

Воспитатель: веселиться мы любим. Правда, ребята? А ведь издавна вокруг березы хороводы водили. Давайте и мы заведем.

Дети встают вокруг березы, достают платочки.

Хоровод «Березка».

Воспитатель: Березка, ты нам много подарков сделала, и мы с ребятами тоже сделаем тебе подарок. Пройдите к столу.

(Дети выполняют аппликацию «Береза».)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось?

(Рассматривают готовую работу. Березка оценивает.)

Дидактическое упражнение » Скажи, какое?»

Воспитатель: Березка какая?

Дети. Белая, зеленая, кудрявая, белоствольная, добрая, русская.

Березка: Спасибо ребята! Мне очень понравился ваш подарок! Я его своим подружкам покажу и вас вспоминать буду, но вы обо мне не забывайте.

Воспитатель: Хорошо в березовой роще! Но нам пора возвращаться в детский сад! До свидания!

(Дети прощаются с березкой, «садятся» в поезд и с песней «едут» в детский сад, березка идет.)

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Воспитатель: Вот как много нового мы узнали о русской березе, которую не зря считают символом нашей страны России.

Как будто в свадебном

Березка русская стоит.

Ей кудри ветер нежно гладит,

Сережки солнце золотит.

Под ней ранней весной

Девушки водят хоровод.

Ее красавицей лесною

Зовет недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья.

Для всех, для нас, береза эта

Наш родной край, наша страна!

Интегрированная НОД для детей 2–4 лет «Божья коровка» Интегрированная НОД для детей 2-4 лет. Задачи: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитФотоотчет «А рябина кудрявая и осенью хороша» Осень. Листья на деревьях поменяли свою окраску. Были ярко-зеленые,а стали теперь сочнее,ярче. Каждый день меняется не только цвет,но и форма.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитКонспект развивающей прогулки «Рябина кудрявая» Цель: Формирование у детей знаний о деревьях родного края. Задачи: 1. Учить детей называть отличительные признаки деревьев; 2. Помочь.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитКонструирование «Во поле береза стояла» Программное содержание: Воспитывать любовь к Родине; познакомить с неофициальным символом России – березой; рассказать о значении березы.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитМакет «Русская береза» Макет «Русская береза». Береза – символ России, символ красоты русской природы. Это самое распространенное дерево в нашей стране. Уважают.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитМастер-класс изготовление макета чукотской сказки «Кудрявая девочка» Макет чукотской сказки » Кудрявая девочка» (совместная творческая деятельность с детьми) Цель: Через творческий поиск, раскрыть потенциальные.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитМастер-класс «Символ 2015 года «Кудрявая овечка» Предлагаю вашему вниманию вот такую вариацию новогодних овечек, которых мы делали вместе с ребятами. 1. Вырезаем трафарет овечки (картинку.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитЛэпбук «Белая береза» Еще в 2013 году мне в интернете попался лепбук «Серая ворона». Я прочитала все, что касалось создания лепбуков. Узнала, что слово «лепбук».

Источник

Почему березу называют кудрявой?)

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значит

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значит

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значит

только о войне Автограф на рехстаге
Город выл, колыхался от шквального вихря и гула, —
За его злодеяния вот и расплата пришла!
Глухо сыпались стены домов, этажи оседали,
И железные крыши срывались, летя в небеса.

Вдоль прострелянных улиц, как свечи горели деревья,
В городское метро устремилась рекою вода.
Бомбовые налеты вздымали военную вьюгу
И ракеты, и танки глушили становье врага!

А на озере Лебедь в саду, на окраине града,
Затихает берлинского штурма большая страда.
Очумелые женщины, в омут швырнув своих киндер,
Собираются сами разделаться с жизнью своей.

Среди рыб перевёрнутых, тины озерной и грязи
Их за космы таскали Дикун и ефрейтор Цветков.
Поблизу старшина Мусиенко сидел на лафете орудья,
Ясеневую трубку свою старина преспокойно курил.

И когда обалделые фрау из смертного вышли экстаза —
С криком раненых птиц заслоняли руками детей,
Целовали солдат, подаривших им небо и солнце… —
Старшина отвернулся и под ноги плюнул презренно.

У него в Таганроге отца расстреляли фашисты
И сестру, изнасиловав, в рабство угнали из дома.
Над Берлином затмение черного дыма и гари
На помятый рейхстаг, на озёрную рябь оседает.

Выпил пива баварского всласть старшина Мусиенко,
На позорной стене исторический вывел автограф:
«Нет лучшего блага,

Источник

Виды берез: 13 лучших сортов, способы борьбы с вредителями

Несколько лет назад задумалась о посадке березы у себя на участке. По совету подруги выбирала разные виды берез. За это время мой участок заметно преобразился. Все разновидности березы хорошо прижились и радуют меня уже несколько лет.

Продолжительность жизни более 100 лет

Автор сюжета делится опытом выращивания берез на участке. Рекомендует использовать деревья в ландшафтном дизайне:

Популярные виды березы

ic.pics.livejournal.com » src=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82.jpg» alt=»table_pic_» width=»1024″ height=»682″ srcset=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82.jpg 1024w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82-300×200.jpg 300w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d870192128e82-768×512.jpg 768w» sizes=»(max-width: 1024px) 100vw, 1024px» />Береза карельская

Описание:

Описание:

Описание:

Описание:

Описание:

ussad.ru » src=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40.jpg» alt=»table_pic_» width=»1140″ height=»994″ srcset=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40.jpg 1140w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40-300×262.jpg 300w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40-768×670.jpg 768w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d87019f949e40-1024×893.jpg 1024w» sizes=»(max-width: 1140px) 100vw, 1140px» />Китайская береза

Описание:

Описание:

Описание:

botanische-spaziergaenge.at » src=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6.jpg» alt=»table_pic_» width=»1024″ height=»768″ srcset=»https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6.jpg 1024w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6-300×225.jpg 300w, https://qlumba.com/wp-content/uploads/2019/09/fmg5d8701bc03dee6-768×576.jpg 768w» sizes=»(max-width: 1024px) 100vw, 1024px» />Береза Максимовича

Описание:

Описание:

Описание:

Описание:

Описание:

Болезни и вредители

Способы борьбы:

Способы борьбы:

Способы борьбы:

Отзывы садоводов

Newratka18, Москва

Сирина, Тюмень

Я долго хотела березу посадить на даче. Люблю очень это дерево. Наконец, позапрошлой осенью посадила совсем крохотное (дабы лучше прижилось). Лето простояло в одной поре, а на будущий год, думаю, пойдет уже в рост моя красавица.

Источник

Цикл наблюдений за берёзой

Способствовать формированию элементарных представлений о деревьях, как части растительного мира.

Создать условия для развития познавательного интереса к природе нашего края, любознательности.

Содействовать воспитанию любви к миру природы России, желания наблюдать, исследовать, получать новые знания.

1. Берёза – наше дерево. Цель: Способствовать развитию умения

поощрять желание детей пройти по участку и найти это дерево, рассмотреть берёзу, обратить внимание на её красоту, полюбоваться красотой русской берёзы.

В зелёной кофточке,

-Вы догадались? (про берёзку).

-Поздоровайтесь с берёзкой.

-Посмотрите, есть ли это дерево у нас на участке?

— Какие ещё вы знаете деревья?

-Чем оно отличается от других деревьев?

— Берёза – низкое или высокое дерево?

-Предлагаю полюбоваться высоким светлым деревом с раскидистой кроной.

Люблю берёзу русскую

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застёжками,

С зелёными серёжками.

-Ребята, посмотрите на берёзку: какая она высокая, намного выше вас.

— Чтобы её рассмотреть, надо поднять голову.

-Что есть у берёзы? (ствол, ветки).

-У берёзы красивые опущенные ветки.

— А на ветках что есть? (Листочки).

Всем берёза нравится

Ведь она – красавица!

Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят

-Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий).

-Варя, потрогай кору дерева, какая она на ощупь шершавая или гладкая?

— Надавите на ствол: он твёрдый или мягкий? (твёрдый).

-Ствол высокий или низкий? (высокий).

«Её узнаешь по простой примете,

Нет деревца белей на свете!»

4. Ветки берёзы. Цель: Уточнить представления детей о частях дерева, обеспечить ознакомление детей с веточками берёзы, способствовать формированию умения наблюдать, сравнивать замечать изменения; воспитанию любви к природе.

-На чём растут листья у дерева? (на ветках).

-Ветки длинные или короткие?

— Попробуйте дотянуться до самой нижней ветки.

-Толстая она или тонкая?

-Длинная или короткая?

Наклонить нижнюю ветку и обследовать её вместе с детьми.

-Наверху ствола у берёзы много веток, растут они от ствола, от больших веток растут маленькие веточки.

-Какие они? (длинные, тонкие, чёрные).

-Некоторые ветки свисают и похожи на косички.

«Если б дали берёзке расчёску,

Изменила б берёзка причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку».

5. Листья берёзы. Цель: Помочь детям обследовать листья берёзы, создать условия для познавательного интереса, вызвать желание поиграть с листочками.

Предложить детям посмотреть на листья.

-Сколько на берёзе листьев? (много)

-Все они на ветках высоко над землёй.

-Найдите листочки берёзы возле её ствола, возьмите в руки, рассмотрите их поближе.

-Какие листья у берёзы? (маленькие, зелёные).

-Спрячь, Катя, листочек в ладошках. Видно?

-Маленький, его не видно в ладошках.

Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие).

Предложить обвести пальцем по краю листа. Какой он по форме?

-Хотите поиграть с листочками?

Игра – этюд: «Мы – листочки».

6. Берёза осенью. Цель: Способствовать воспитанию интереса детей к объектам природы, обеспечить развитие умения сравнивать берёзу в разное время года, показать малышам красоту берёзы осенью, способствовать развитию предпосылок наблюдательности, интереса к осенней красоте природы.

Предложить подойти к берёзе.

-Какое сейчас время года? (осень).

-А что случилось с нашей берёзкой? (листья на берёзе стали жёлтые).

-Это осень постаралась и одела нашу берёзу в разноцветный наряд. Листья на берёзе жёлтые, красные, оранжевые.

-Нравится вам берёзка в таком наряде?

— Берёзой можно постоянно любоваться, она украшает наш участок.

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Жёлтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

-Найдите под деревом жёлтые, красные, зелёные листья.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

7. Берёза зимой. Цель: Способствовать формированию умения различать и называть по внешнему виду берёзу зимой, о приспособлении особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы, вызвать чувство восхищения живым деревом, содействовать воспитанию желания защищать и оберегать природу.

-Наступила зима, холодно, выпал снег, что стало с берёзкой?

(предполагаемые ответы воспитанников).

-Зимой берёза не замерзает, она живая, но находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – это снег. В морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу лопатой, не наезжать на них санками. А сейчас на веточках берёзы лежит снег.

На пушистых ветках

8. Берёза весной. Цель: Обеспечить ознакомление с берёзой весной, создать условия для развития познавательного интереса.

— Скажите, какое сейчас время года? (весна).

-Как вы догадались? (Ответы детей).

Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие берёзовые почки – «домики листьев».

-Всю зиму спали листочки в этих домиках, теперь солнце пригревает, дерево просыпается, на веточках берёзы появились маленькие липкие почки, а из этих почек вырастают постепенно зелёные листочки.

-Посмотрите, на веточки, потрогайте осторожно набухшие почки.

Берёза, моя берёзонька,

Стоишь ты, берёзонька,

Возле деток миленьких;

На тебе, берёзонька,

-Как вы думаете, берёза живая? (Ответы детей).

-Наша берёза живая, как и мы с вами, она растёт, пьёт водичку (когда идёт дождь, из семян вырастает много берёзок.

-Если берёзу обижать, то ей так же, как и нам, будет больно.

-А ведь мы не хотим берёзе делать больно? (Не хотим).

-Скажите, можем мы поднять берёзу и перенести в другое место?(Нет).

-Почему нет? Правильно, наша берёза живая. Она растёт, а корни глубоко в земле. При помощи их она питается.

-Ей нужна вода. Где она берёт воду? (дождик льёт, она пьёт эту воду).

-Без воды берёзка засохнет.

-Берёзу надо оберегать: не стучать по стволу, не ломать ветки, не царапать кору.

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

А зимою – в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

У родимого крылечка

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитЦикл наблюдений на прогулке поздней весной (фотоотчёт) Весной просыпается, влечет к себе и воодушевляет. Наблюдать за изменения в природе весной легко, приятно и радостно. И задача любого воспитателя,.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитЦикл наблюдений за живой елью зимой в младшей группе В зимний период, в канун Новогоднего праздника и каникул, в своей младшей группе «Сказка»для ребят мною были организованы цикл наблюдений.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитДневник наблюдений за погодой Дневник наблюдений за погодой. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с.

Береза кудрявая что значит. Смотреть фото Береза кудрявая что значит. Смотреть картинку Береза кудрявая что значит. Картинка про Береза кудрявая что значит. Фото Береза кудрявая что значитКалендарь наблюдений за птицами Дошкольный возраст-благоприятный период для привития детям основ экологической культуры. На данном этапе происходит накапливание конкретных,.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О.Шабалина»

Исследовательская работа по литературе

«Береза – русская душа»

обучающаяся 6в класса

Научный руководитель: Галибина Ольга Витальевна, учитель

русского языка и литературы

2.1. История происхождения слова берёза стр. 4-5

2.2. Образ берёзы в устном народном творчестве стр. 5-8

2.3. Образ берёзы в произведениях русских поэтов стр. 8-13

3. Практическая часть стр.13-15

4. Заключение стр.16-17

5. Библиографический список стр.17

6. Приложения стр.18

«Мы делим с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа».

Почему же мы так любим березу, почему сложено столько стихов и песен об этом дереве? Именно эти вопросы подвигли к выбору темы работы «Берёза – русская душа».

Объект исследования: произведения русских поэтов

Предмет исследования : образ русской березы в устном народном творчестве и в произведениях русских поэтов.

Цель: выяснить, почему именно берёза так близка русскому народу.

— изучить историю происхождения слова берёза;

— рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;

— проанализировать образ берёзы в русской поэзии;

— выявить отношение учащихся к березе
Нами была проведена следующая работа:

· Изучение научной и художественной литературы по теме;

· Знакомство с материалами периодической печати;

· Анкетирование среди обучающихся 6в и 9б классов;

· Статистическая обработка данных, полученных при анкетировании.

3. Теоретическая часть

2.2.Образ берёзы в устном народном творчестве

Стоят столбики белёные,
На них шапочки зелёные.

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки [8]

В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце». В других березу сравнивали с девушками-подружками. Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками.

Но всегда в загадках береза предстает в образе молодой красивой девушки с тонким станом, в белом сарафане, с зелеными косами и сережками:

Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.

— Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

— Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

— Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

— Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как незаменимый предмет в народном хозяйстве.

2.3. Образ берёзы в произведениях русских поэтов

Все картины художников объединяет одна мысль – образ России немыслим без русской березы.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Это всем известные строки из стихотворения А. Прокофьева. Сколько определений: «светлую», «грустную», «в белёном сарафанчике», «ясную», «кипучую», «грустную», «плакучую».

Далее в работе я попытаюсь взглянуть на березу другими глазами, попробую рассмотреть этот знакомый образ в произведениях некоторых русских поэтов.

Я изучила стихотворения русских поэтов, в центре которых – описание берёзы. Среди них произведения С.Есенина, А.Прокофьева, О. Шестинского, В. Рождественского, С. Городецкого, Н. Рубцова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, И.Токмаковой, А.Дементьева.

В стихотворениях некоторых русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт Олег Шестинский:

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена…

В начале стихотворения говорится о березе и России, как о едином целом. В одной из строчек высказывает предположение, что береза первична: «от березы – вся Русь рождена». Береза занимала ни с чем ни сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили,…

Так, чтоб были березы в ногах [9]

Россия и береза – единое целое, и они неразделимы. Об этом так же говорится в произведении Георгия Струве «Моя Россия»:

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы…

С. Есенин назвал Россию «страной березового ситца». Для него березка была как нежная, юная, чистая девушка:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви березы напоминают поэту девичьи косы.

Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы [9]

Александр Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

С нарядными оплечьями,

То грустную, плакучую…

Поэт в своём стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой.

В стихотворении Ирины Токмаковой «Береза» выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами.

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку [9]

Здесь автор полностью олицетворяет березу, пытается ввести ее в образ. Разумеется, здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б береза прическу; метафоры: расчесала б кудрявые пряди, вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку. Употребляя условное наклонение: если б, вошло бы, изменила б, расчесала б, автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять и фантазировать.

А вот в стихотворении Николая Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы – и воспоминание, и символ его детства, юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания:

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери:

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождем шумел, как улей,

В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу. Именно об этом повествует в своём стихотворении Андрей Дементьев:

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Проанализировав все данные стихотворения, стало ясно, что для каждого поэта берёза является определённым символом: для одних – это символ России, для других берёза – девица – красавица, для третьих она является символом детства, памяти.

Я решила узнать, какими сведениями о березе обладают учащиеся нашей школы. Для этого было проведено анкетирование в 2-х классах разных возрастных категорий: 6в и 9б классах. Всего приняло участие 44 человека: 23 учащихся 6в класса и 21 учащийся 9б класса.

Анкета ( см. Приложение 1) содержала 4 вопроса, на которые учащимся необходимо было ответить:

1. Что является символом России?

2. Вспомните любое стихотворение русских поэтов о дереве?

3. Какие чувства, ассоциации вызывает у вас берёза?

4. Как вы думаете, почему именно берёза является символом России?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *