Берегиня что это такое простыми словами
Значение слова «берегиня»
Церковнославянские поучения против язычества перечисляют берегинь в числе второстепенных персонажей. Например, в «Слове некоего христолюбца»: А друзии огневи и камению и рекам и источником и берегыням. Автор «Слова об идолах» упоминает берегинь вместе с упырями. Книжники упоминают, что берегинь было тридцать или «тридевять сестриц», что связывает их с сёстрами-лихорадками из апокрифов византийского происхождения.
В связи с явной недостаточностью источниковой базы для реконструкции образа берегинь, немного осветить эту проблему может выяснение этимологии слова берегиня. «Этимологический словарь славянских языков» реконструирует форму *bergyni «береговая фея, русалка», и возводит её к праслав. *bergъ «берег». Русалками берегинь считал ещё В. Даль в своём «Толковом словаре». Однако С. Л. Николаев и А. Б. Страхов считают связь русалок с берегинями, а берегинь с берегом надуманной, равно как и связь русалок с берегом в народных представлениях не очень отчётлива. Слово др.-рус. берегыни, очевидно, является народным переосмыслением праслав. *pergyni в связи с беречь, оберег и др. С культом деревьев и растительности связаны и возможные реликты культа берегинь, зафиксированные этнографическими записями.
У украинцев отмечена перегеня — ряженая девушка, пугающая, шутки ради, подруг: в вытянутые вверх руки она брала клубок, изображающий голову, а руки и плечи закрывались одеждой. В Каневском уезде Киевской губернии перегеней называли обряд, сопровождающий прополку свёклы, и главный персонаж этого обряда. Главным героем обряда была самая проворная в работе девушка. Перегеню обвивали красными поясами, снятыми со всех участниц прополки, оставляя открытыми лишь глаза и рот. Обматывались и поднятые над головой руки, в которых девушка держала цветок. Нередко перегеню несли на плечах. В одном ряду с данным обрядом стоит украинский обряд «Тополя» на Троицу, родственный русским семицким обрядам с берёзкой и балканским обрядам вызывания дождя — Додола (Папаруда).
В её честь названа равнина Берегини на Венере.
береги́ня
1. мифол. в мифологии восточных славян — женский персонаж, добрый дух
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: взгрустнуться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Берегиня – богиня внутри каждой женщины
Берегиня – не просто одна из богинь славянского пантеона. Её главная особенность – умение воплощаться в других персонажах сказаний – как божественных, так и вполне земных. Более того, Берегиня наделяет особенными силами обыкновенных женщин, в каждой из которых живёт частичка этой чудесной богини.
Великая хранительница и защитница, она одарена необыкновенными способностями. Издавна наши предки делали обереги – символы Берегини, а также устраивали праздник в честь доброй покровительницы. В чём кроется тайная сила Берегини? Почему славяне так почитали её?
Берегиня – многоликая и прекрасная
Берегиню по праву можно назвать самой необычной из славянских богинь. Во-первых, чаще всего она появляется не как самостоятельная личность, а как некий абстрактный или собирательный образ, что можно применить к определённому женскому персонажу.
Часто наши предки говорили о Берегине как о высшей силе, что всегда является на помощь честным и добрым людям, нуждающимся в справедливости и защите. Поразительно, но даже в наше время, разделённое с языческой верой веками, некоторые народы по-прежнему поклоняются Берегине. Это неудивительно, ведь она – главная хранительница добра и порядка в мире.
Как я уже сказала, Берегиня могла принимать самые разные облики. Наиболее известные её божественные воплощения – Лада, Леля, Жива и прочие славянские богини. В восточнославянских преданиях можно увидеть интересную философию, что касается Берегини.
По сути, она существует в каждой женщине, независимо от того, живёт она на земле, или является бессмертным божеством. Берегиня – это женское начало, что может принимать самые разные обличья и формы.
Защитница всего живого
Имя богини кажется вполне красноречивым, но и в нём есть скрытый смысл. По мнению исследователей, слово “берегиня” может быть связано как с основой “берег” (“оберегать”), так и с “прегыня” (так в старину называли холм перед лесом).
Первая интерпретация указывает на Берегиню как великую защитницу, что обергает людей от бедствий, а вто вторая трактовка напоминает, что богиня является покровительницей природы, живых созданий, что также находятся под её покровительством. Издавна народ верил, что Берегиня оберегает род людей, защищает семьи и особенно маленьких детей, что являются продолжателями рода.
Во власти Берегини находились и поля, от урожая на которых зависела жизнь людей. Неспроста земледельцы особенно почитали богиню, что дарила плодородие землям и хранила всходы от болезней, холодов и пожаров.
Александр Угланов. Берегиня
Три истока Берегини
В славянском фольклоре можно заметить не одно, а целых три направления появления Берегинь. Первым и основным считались силы материнства, которыми наделена каждая женщина.
В таком образе Берегиня – это хранительница домашнего очага, любящая жена и заботливая мать. Мифы рассказывают, что в начале времён, когда ещё не было ничего во Вселенной, Берегиня стояла у истоков жизни вместе с Родом.
Своей энергией богиня помогала верховному богу создавать наш мир, делать его прекрасным и упорядоченным. Точно так же женщина может создавать маленький мир в своём доме, делая его уютным и тёплым.
Как ни странно, но второй ипостасью Берегинь становились добрые русалки. Согласно поверьям, утонувшие юные девушки превращались в несчастных созданий, что предупреждали об опасности живых.
Они никогда не творили зла людям, а напротив, оберегали от неверного пути через реки и болота, порой становились невидимыми проводниками и спасителями. Такой образ Берегини очень часто встречается в старинных песнях и легендах.
Третий образ Берегини – это ведунья, связанная с миром Нави, тёмным и таинственным. Их считали сильными волшебницами, колдуньями, что могли до конца своих дней оберегать какой-либо род или природу. Таких Берегинь вполне можно назвать ведьмами (от слова “ведать” – “знать”), ведь они являлись мудрыми хранительницами древних обрядов и тайных знаний.
Символы и праздник Берегини
Конкретного портрета Берегини в славянских мифах нельзя встретить. Чаще всего это некий собирательный образ. Однако у богини были и свои особенные символы. Например, в вышивке на одежде нередко изображалась женская фигура с руками, поднятыми вверх. Это и есть Берегиня.
Одно её изображение становилось мощным оберегом для того, кто носил его. Ещё одним талисманом стали обережные куклы, у которых нет лиц. Такие талисманы становятся популярными и сегодня, ведь издавна народ верит, что кукла приносит удачу и благополучие в дом, охраняя его семью от болезней и бед.
Праздник в честь доброй покровительницы славяне устраивали 15 июня. В этот день особенно почиталась берёза, священное дерево богини.Чтобы почтить Берегиню, люди оставляли на время все свои дела и полевые работы, отправлялись в лес, к рекам.
У берёз оставляли подношения, предназначенные для лесных зверей и птиц (ведь они тоже были подопечными богини). Молодые девушки и женщины отправлялись купаться, после чего усердно обтирались полотенцем. Считалось, что такой простой ритуал подарит много сил и крепкое здоровья.
Черты Берегини есть в каждой женщине
Берегиня – загадочная богиня наших предков. В старину народ верил, что в каждой женщине заключена великая сила этой защитницы. А что же сегодня? Несмотря на то, что почитание Берегини ушло в прошлое, женщины по-прежнему являются опорой в создании семейного уюта и тепла. Очень хочется, чтобы об этой волшебной способности представительницы прекрасного пола не забывали и в дальнейшем, ведь в каждой живёт настоящая богиня.
Берегиня — славянская богиня, посвященный ей праздник и кукла-оберег Берегиня
Берегиня — славянская богиня, образ которой со временем превратился в духов, защищающих людей от бед и происков нечистой силы. Она дарует счастье живущим по совести людям. Узнайте о древних традициях праздника Берегини и посвященных богине оберегах.
Берегиня — славянская богиня, защитница и покровительница достойных
Богиня Берегиня, если верить славянским легендам, породила все живое на Земле. Она любит людей, однако защищает только достойных — тех, кто живет по совести и не нарушает законов предков. Славянская богиня Берегиня считается также создательницей всех духов и земных богатств — полезных ископаемых. Последние были дарованы ей людям.
Берегиня в славянской мифологии представлена довольно абстрактно, об этом божестве крайне мало информации. Известно только то, что в ее образе совершенно нет негатива. Берегиня никогда не выступала в роли богини, которая наказывает за неправильные поступки, как, например, богиня Макошь, которая карает людей, забывших о традициях предков. В худшем случае Берегиня может отказать в помощи, если сочтет человека недостойным ее.
Богиня обычно изображалась как молодая девушка в светлом платье. Ее образ нередко был полупрозрачным, словно образ духа. Возможно, такие изображения богини относятся к более позднему периоду, когда мифология превратила ее в духа-защитника людей. Имя ее происходит от слова «беречь».
Деревья, посвященные Берегине — береза и плакучая ива. Иногда ее даже изображали в виде березы. Ивы же были связаны с русалками, ниже дано объяснение о связи водных духов с Берегиней. Березу наши предки считали волшебным деревом, способным противостоять колдовским проделкам черных магов, а также защищать от нечистой силы. Это дерево часто можно было заметить на улицах, однако возле дома высаживать березу опасались из-за множества плохих примет. Березовые веники тоже не просто так стали неизменным атрибутом русской бани — они обладают уникальными лечебными и очистительными свойствами.
День Берегини — 15 июля
День Берегины отмечается 15 июля, а если по старому стилю, то 2 июля. Он связан с практически ушедшим в прошлое праздником в честь этой славянской богини. В этот день полагалось обращаться к ней с просьбами о хорошем урожае, особенно, если шла речь о хлебе. В старину Берегиню просили уберечь семью от голода и дать много хлеба грядущей осенью. Но заниматься сбором урожая и особенно косить в этот день считалось неправильным. В большинство славянских праздников работать нельзя.
Поскольку береза считалась деревом богини-защитницы, на праздник Берегиня ей воздавались особые почести. Женщины и девушки, которые чтили эту богиню, выходили за пределы деревни, находили березу, кланялись ей и просили у нее счастья в любви, благополучия в доме, здоровья и защиты от недоброжелателей. Считается, что 15 июля Берегиня слышит всех, кому нужна ее защита и помощь. В старину верили, что если в этот день сорвать березовую ветку и спрятать под порог возлюбленного, можно приворожить парня и заполучить его в мужья.
В день Берегини 15 июля соблюдали еще одну традицию. Рушники расстилали на покрытой утренней росой траве, а затем обтирались ими. Каждый знает о целебных свойствах утренней росы — она пополняет запас жизненных сил, дает здоровье, красоту и долголетие. Собранная же в особый день, например, на Ивана Купала, или другой славянский праздник, роса отличается по-настоящему волшебными свойствами.
Рушники после обтирания вывешивали сушиться на березах. Деревья очищали ткань от собранного с человека негатива, а также заряжали его силой Берегини. Потом заряженные березой рушники использовали как защиту от сглаза во время сватовства и на свадьбах для защиты молодых от зависти.
Берегиня в славянской мифологии и легендах
Со временем исчез культ Берегини, в легендах и мифах она осталась в роли духа-покровителя, который защищает людей, живущих достойно, обладающих чистой совестью и соблюдающих законы предков. Дух-берегиня уверен, что главным мерилом праведности человека являются его поступки и наличие совести. Он защищает только тех, кто достоин защиты славянской богини, создавшей все живое в нашем мире.
По легендам, Берегиня защищала путников от нечистой силы — мавок и навок, упырей и прочих ее представителей. Она же была защитницей воинов, ушедших на сражение. Правда, обращались к ней, по большей части, супруги воителей.
Считается, что Берегинями становятся девушки, которые уже были просватаны, но погибли до замужества. Также легенды гласят, что Берегини — это духи молодых девушек, которые пострадали от рук злых людей и закончили жизнь самоубийством или были ими убиты.
Нередко Берегинями также называли особых, добрых русалок — некоторые жертвы преступников закончили жизнь в водоеме, прежде чем стать духами, защищающими живых. Они помогали рыбакам получить большой улов, защищали детей от смерти в воде, спасали живых людей от проделок водяного черта. В их же ведении находились дожди, которые приносили урожай. С ними старались дружить люди, которые селились возле рек, в непосредственной близости от водоемов.
Несмотря на то, что Берегиня — в целом добрый и позитивный образ, однако в фольклоре встречаются упоминания о том, что людей, которые не относились к природе должным образом, они топили, насылали неурожай и вредили другими способами. Такие русалки живут не только в воде, но и в лесных чащах. От обычных русалок они отличаются как минимум тем, что не были рождены в воде.
При жизни в старину некоторых женщин называли Берегинями. Дело в еще одной версии старинного предания. Если верить ей, то таковой может стать самая сильная ведунья рода, славящаяся добротой женщина, которая дала миру много потомков и воспитала их достойными людьми.
Берегиня Покосница — кукла-оберег для детей и молодых девушек
Куклы-обереги — немаловажная часть обережной магии, которой пользовались славянские женщины. Некоторые из них делались для детей, существует также несколько вариантов оберега для защиты дома, легких родов и беременности.
Кукла Берегиня Покосница изображает женщину в период сбора урожая и заготовки сена. Первый покос всегда считался праздником, поэтому одежду для нее делали из яркой ткани. Делается такая кукла без швов, из одного куска материи.
Такую куклу считали надежным детским оберегом. В старину верили, что Берегиня Покосница передаст ребенку мудрость традиций древности, которые передавались из поколения в поколение. Это игровая кукла, то есть, дети играли с такими тряпичными игрушками. Но она могла служить и оберегом молодой девушке, которая отправлялась за первым урожаем в году.
В целом, сейчас сложно сказать, кем является Берегиня на самом деле — полузабытой богиней славянского пантеона, или собирательным образом добрых духов женского пола, которые помогают живым. Известно, что праздник Берегини — неплохой способ выпросить у нее счастья, красоты и здоровья, а изображающая Берегиню кукла может стать сильным оберегом для ребенка или молодой девушки.
Берегиня: покровительница и заступница за все живое на Земле
Берегиня – это языческая богиня, довольно часто встречающаяся в старинной мифологии славян. Она способна изменять свой облик и превращаться в других славянских богинь или даже приобретать человеческий облик и выглядеть как женщина. Берегиню связывают с культом воды, деревьев и растений, иногда описывают как защитницу природы и всего живого на Земле.
Считается, что Берегиня – это воплощение всей ауры природы и ее могучей силы. Древние славяне чтили ее образ и делали куклы-обереги, олицетворяющие божество. У славянских народов также был особый день, посвященный этому божеству.
Кто такая Берегиня?
По мнению фольклористов славянской мифологии, культ Берегини был представлен через собирательный символ древней женской силы, связанной с коллективным единством. Многочисленные легенды о Берегине показали ее как человека, который помогал людям честным, жившим принципами истины и чести. Одни считали богиню духом-покровителем, другие – олицетворением власти сообщества и союза с природой.
Другие имена
В зависимости от версии сказки (или легенды) Берегиня также фигурировала под именами Лада, Лейла, Дана и Жива. Ее персонаж был представлен во многих формах и аспектах. Воплощение Берегини представлялось индивидуальной женщиной с необычными качествами или природным духом с неопределенной формой и внешним видом.
Этимология
Как полагают, слово «берегиня» происходит от слова «прегинья», что означает лесной холм, и другого термина, связанного с этим словом, то есть защита, покровительство. Иными словами – защитница холмов, лесов, Земли.
Имя, данное этому божеству, ассоциируется с покровительницей природы или кем-то, кто будет защищать людей от зла.
Древние славяне верили, что Берегиня будет тем, кто о них позаботится. Богатый урожай и процветание также были связаны с этой богиней.
Возникновение Берегини
Архетип материнства
Согласно одной из легенд славянской мифологии, Берегини (множественное число) представлены как женщины с сильными материнскими характеристиками – общая материнская сила на Земле, которая помогает верховному богу в создании жизни.
Древние славяне считали, что эта сила была связана с несколькими важными элементами, такими как семейное благополучие и согласие. Элемент огня защитит дом и отгонит врагов, злых духов и колдовских сил. Материнская сила через это божество также символизировала плодородие и новую жизнь.
Фигура Русалки
Другие легенды представляют Берегиню как русалку или «русалию». Это красивая женщина с длинными распущенными волосами, одетая в шелковистые белые одежды, которая выходит из воды и завлекает мужчин своими чарами. Русалками были молодые девушки, преждевременно умершие или утонувшие. Они также считались защитниками урожая.
В языческих славянских традициях Русалии (Розалии) или Русалья неделя (также известная как Зеленая неделя) была древним славянским праздником плодородия, отмечаемым в начале июня и тесно связанным с культом умерших предков и весенними сельскохозяйственными обрядами.
Вы можете спросить, как все это связано?
Ответ заключается в соблюдении Розалии в Римской империи, когда Розалия праздновалась (май – середина июня) как праздник роз в память о погибших.
Во время торжества люди возлагали цветы к местам захоронения, чтобы почтить «mos maiorum» или «путь предков».
Тема Русалии существует среди некоторых русских и восточнославянских общин (даже сегодня), хотя Берегини также интерпретируются как духи растений, водоемов, лесов и пашен.
Ведьмы и колдуньи
Берегини также были представлены как могущественные волшебницы, практиковавшие свою магию в подземном мире. Считалось, что они часть природы, часть человечества и семьи. Их даже называли Богинями Нави (Навь – это название подземного мира и подземный вариант Вираджа или рая).
Покровительница дома
Интересно также отметить, что Берегини имели статус могущественных и защищающих женщин, которые своей силой защищали и охраняли дом. Они считались носителями рода, защитницами своих мужей и детей.
Как славяне изображали богиню Берегиню
В славянской мифологии (а также в русских и украинских сказках) она изображалась молодой женщиной в белом одеянии, с длинными светлыми волосами и голубыми глазами.
В других версиях (наиболее распространенных в Украине) это была красивая девушка с изумрудными глазами и зелеными волосами, которая обеспечивала плодородие и защиту славянам и их кланам.
Эти сверхъестественные женщины изображались с поднятыми руками, что означало покровительство и убежище от несчастий мира. Их ноги были похожи на корни деревьев, которые символизировали стабильность и силу от Рода, то есть родство, род, семью.
Богиня-Благословляющая
Берегиня считалась щедрой подательницей благословений, способной дарить богатство и вносить свой вклад в плодотворный и успешный урожай как хранительница домашнего хозяйства и процветания.
Когда мужчины (особенно мужья и сыновья) шли на войну, женщины выполняли роль носильщиков и изготавливали одежду, различные талисманы и амулеты, отражающие зло и невезение.
Западные славяне и казаки (первоначально независимая татарская группа, населявшая самый отдаленный край Черного моря у реки Днепр) имели обыкновение надевать специальную рубашку, в которую вплетались волосы их жены.
В основе этого обычая лежала вера в то, что сила жены поможет мужчине выиграть войну.
Кроме того, молодые девушки также отправлялись к реке искать русалок Берегинь и просить радости и благополучия для своих семей или благословения для плодородия и зачатия ребенка.
Другие версии этой сказки представляют Берегиню как природного духа, способного исполнять желания. Единственное, что нужно было сделать, чтобы получить ее помощь, – это жить по правилам Истины и так называемым универсальным законам.
Визуальные и литературные изображения
Символом Берегини является ромб с точками. Многие куклы ручной работы были сделаны в виде этого божества.
Визуально и буквально духи Берегини изображаются мирными существами с улыбкой на лицах. В руках они всегда держат либо цветок (или букет из цветущих растений и листвы, который должен символизировать весну), либо красивых птиц.
Легенды говорят, что злые духи, которые принесли людям мор, чуму и другие болезни и несчастья, очень боялись ее, и поэтому крестьяне умоляли Берегиню охранять их семьи, дома и поселения.
Традиции, обычаи и ритуалы
Древние славяне закапывали свои сокровища и ценные вещи в землю и благословляли их именем Берегини. Тогда клад становился недоступным для злоумышленников и воров.
Культ Берегини сохранился и сегодня как особый день чествования этого божества. Он отмечается в некоторых славянских религиозных общинах 15 июля. В христианской традиции этот день известен как Петрова Матка, или Богородица. В этот день отменяются все работы и хлопоты. Утром или днем люди несут вышитые цветами полотенца в поля, в лес или к реке и кладут их на землю в качестве подношений Богине.
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Оберегают ли берегини?
Продолжим тему названий мифологических существ. На этом сайте уже были заметки о навях и марах, а сегодня мы расскажем о берегинях.
Слово берегиня сейчас довольно известно: это древнее название персонажей языческой славянской мифологии. Но что именно представляли собой эти мифологические существа, никто не знает. Многие думают, что слово берегиня родственно глаголу беречь, а значит, берегини — это какие-то духи-хранители, добрые, наверное… Дело дошло до того, что в интернете и на ярмарках народного творчества продаются тряпичные куклы, именуемые «берегинями дома». Эти куколки якобы изготовлены по древним славянским традициям и оберегают дом от разных напастей.
Мы не будем сейчас рассуждать о печально широком распространении суеверий в начале XXI века. Коснемся только лингвистической стороны вопроса и покажем, что берегини, по представлениям наших предков, скорее всего, никого не оберегали. Может быть, даже наоборот…
Кто же такие берегини? Этимология этого слова остается спорной. Мы рассмотрим три основные гипотезы.
Берегиня — та, кто оберегает
Эта гипотеза самая известная, но и самая малоубедительная. Почему? Дело в том, что она слаба в словообразовательном плане. Убедительная, надежная этимология должна не только выяснить первоначальный звуковой облик и значение исследуемого слова, но и вписать это слово в какую-либо известную словообразовательную модель. В языке чрезвычайно мало слов, построенных по неповторяющимся моделям. Поэтому гипотеза, в которой предполагается редкое или уникальное образование слова, как правило, будет сомнительной.
Некоторые исследователи считали, что слово берегиня образовано от глагола беречь с помощью суффикса -ин(я) и имеет значение ‘та, кто оберегает’. Но беда в том, что в русском языке слов, построенных по такой модели (глагольная основа + суффикс -ин(я)/-ын(я)), немного, и большая часть из них обозначает предметы. В говорах обнаружено совсем мало лексем для обозначения живых существ: летыня ‘орел’ (буквально ‘тот, кто летает’), трясыня ‘скряга, скупец’ (‘тот, кто трясется над богатством’), стыня ‘человек, боящийся холода’ (‘тот, кто стынет, мерзнет’). Последние два слова — общего рода.
Такая узкая распространенность предполагаемой в лексеме берегиня словообразовательной модели неминуемо вызывает сомнения в приведенной выше этимологии. Иначе говоря, очень маловероятно, что слово берегиня связано по происхождению с глаголом беречь.
Береговая русалка
Следующая версия несколько более убедительна. Согласно ей, слово берегиня связано родством со словом берег и имеет значение ‘береговая русалка’. Подобное толкование приводилось еще в словаре В. И. Даля. Такого же взгляда на берегиню придерживались и многие этимологи ХХ в., в частности, О. Н. Трубачев.
Впрочем, все же нельзя сказать абсолютно уверенно, что берегинями назывались именно русалки. Сомнения в этом вызывают тексты древнерусских поучений против язычества, например, «Слово святого Григория» и «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоустаго». Берегини там постоянно упоминаются в перечне языческих персонажей рядом с упырями, а в некоторых списках уточняется следующее: будто бы этих существ называли сестрицами, числом семь или двадцать семь («трижды девять сестрениц»).
Лесное божество
Две предыдущие гипотезы подразумевали, что слово берегиня имеет исконное происхождение. В третьей версии идет речь о заимствовании. Правда, предполагается, что заимствование было очень древним, времен праславянского языка.
Внимание исследователей давно привлекают некоторые этимологически «темные» украинские слова, созвучные слову берегиня. Это диалектизм перегеня (вариант: перогеня), имевший значения ‘ряженая девушка, ради шутки пугающая подруг’ и ‘обмотанная красными поясами девушка, идущая впереди полольщиков на панский двор после завершения прополки свеклы’. Кроме того, похожие по звучанию слова имелись в древнерусском (перегиня ‘непроходимая лесная чаща’, ‘ложбина, долина’), старославянском (прѣгыня ‘дикая горная страна’) и в других славянских языках.
Есть гипотеза, что все перечисленные лексемы не просто созвучны, а этимологически связаны между собой. Они, возможно, восходят к общей праславянской форме *pergyni, которая является заимствованием из германских языков. Германская основа *fergunja- предположительно означала ‛гора, покрытая лесом’ (происходит от праиндоевропейского *perkū̆n-io- ‛дубовый, лесной, покрытый лесом’). К этой древней форме восходят, например, готское faírguni ‛гора, горы’ и имя древнеисландской богини Fjǫrgyn, матери бога Тора. Славяне могли заимствовать германское слово в качестве обозначения какого-то божества или духа, связанного с лесом. Смутная память об этом сохранилась в украинских названиях девушек, которых наряжали в ходе земледельческих (то есть имеющих отношение к растениям) ритуалов. Впоследствии название мифологического существа могло быть перенесено на места, где, как считалось, этот персонаж обитал: отсюда древнерусское перегиня ‘непроходимая лесная чаща’ и др.
Если верно это объяснение, то слово берегиня этимологически родственно имени бога Перуна.
Почему же в русском языке не перегиня, как должно было бы получиться, а берегиня? Возможно, здесь имело место действие народной этимологии. Заимствованному слову придали более привычную и понятную форму, сблизив его с хорошо известным: либо берег, либо беречь, оберегать.
Подведем итог. Этимология слова берегиня остается гипотетической, предположительной. Также до нас не дошло ясных сведений о том, что собой представляли эти существа. Понятно одно: представление о берегинях как об «оберегающих» покоится на слишком зыбких основаниях.
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 3. — М., 2009.
Журавлев А. Ф. Язык и миф: Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». — М., 2005.
Николаев С. Л., Страхов А. Б. К названию бога-громовержца в индоевропейских языках // Балто-славянские исследования 1985. — М., 1987.
Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О. Н. Трубачева. — Вып. 1. — М., 1974.
Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — Т. 2. — М., 1913.