Бербоут чартера что это
Бербоут-чартер – что это?
berbout-charter_-_chto_eto.jpg
Похожие публикации
Пояснить, что означает бербоут-чартер, иногда затрудняются и специалисты, хорошо знакомые с российским законодательством. Этот специфический международный термин (от англ. Bareboat charter) используется в торговом мореплавании разных стран. Английское словосочетание дословно переводится как «фрахтование пустого корабля», что отражает суть данного юридического понятия.
Что такое бербоут-чартер
Другой отличительной особенностью бербоут-чартера является значительное расширение прав фрахтователя. Если при тайм-чартере к нему переходит лишь право пользования судном, то бербоут-чартер на время действия договора делает его владельцем корабля. Он использует судно по собственному усмотрению, самостоятельно, за свои деньги комплектует экипаж, занимается снаряжением и т.д. После того, как между собственником арендованного корабля и фрахтователем оформляется договор бербоут-чартера, последний фактически становится временным судовладельцем, получая полномочия решать навигационные, административные, технические и коммерческие вопросы, касающиеся предмета аренды (зафрахтованного корабля). За собственником судна остается право своевременно получать обусловленную договором плату, взимаемую с фрахтователя за аренду.
Содержание договора бербоут-чартера определяется ст. 213 КТМ РФ. В частности, в нем прописывают:
Корабли регистрируются в бербоут-чартерном реестре, если на время действия договора им предоставлено право плавать под государственным флагом Российской Федерации (КТМ РФ, п.6 ст.33).
Бербоут-чартер судна: обязанности сторон
Бербоут-чартер наделяет судовладельца и фрахтователя особыми обязанностями, что также отличает его от иных форм аренды.
Обязанности собственника судна
Если бербоут-чартер заключен с условием выкупа, судовладелец несет ответственность за недостатки выкупленного фрахтователем судна, обнаруженные после совершения сделки (КТМ РФ, ст.224).
Обязанности фрахтователя
Арендатор судна должен:
При любом способе комплектования экипажа, все его члены, включая капитана, полностью подчиняются фрахтователю (КТМ РФ, ст.217).
Когда договор бербоут-чартера перестает действовать, фрахтователь должен вернуть арендованное судно собственнику в исправном состоянии, с учетом нормального износа конструкции.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Регистрация судов в бербоут-чартерном реестре РФ
«Bareboat», если дословно переводить это слово с английского языка, означает «голая лодка». Поскольку наша статья не имеет возрастного рейтинга «18+», сразу оговоримся, что к торговому мореплаванию такой перевод не имеет никакого отношения.
Передача судов по бербоут-чартеру является принципиально важным фактом в судовой «истории», так как, фактически, в отношениях с третьими лицами при эксплуатации судна выступает не его собственник, а компания-судовладелец. Чаще всего, в бербоут-чартер принимаются суда, принадлежащие иностранным юридическим лицам для работы под российским флагом, на территории РФ. Для защиты интересов сторон в сделках с участием таких судов, а также для обеспечения гласности таких чартеров и доступа к информации о них в открытой форме, переход судна по бербоут-чартеру по закону, подлежит государственной регистрации в бербоут-чартерном реестре (ст. 33 КТМ РФ).
Суда подлежащие регистрации.
Часть 6 ст. 33 КТМ РФ предусматривает, что в бербоут-чартерном реестре подлежат государственной регистрации исключительно суда, которым временно предоставлено право плавания под государственным флагом РФ. Таким образом, суда, уже имеющие постоянный флаг РФ, могут передавать в бербоут-чартер без перевода их в бербоут-чартерный реестр.
Дополнительно, Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных Приказом Минтранса от 09.12.2010 года №277 (далее – «Правила»), накладываются дополнительные требования для осуществления регистрации. Фрахтователь судна по бербоут-чартеру должен отвечать требованиям ч. 1 ст. 15 КТМ РФ, а именно быть либо физическим, либо юридическим лицом по праву РФ, либо самой Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием.
Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов, которые, частично, дублируют пакет, который судовладелец подает в Ространснадзор для получения разрешения (см. ч. «Просим разрешение!», выше).
Частью 42 Правил предусмотрен исчерпывающий список документов для предоставления в Администрацию морского порта:
При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре заявителю выдается свидетельство о праве плавания под флагом РФ на определенный срок.
Работа фрахтователя не заканчивается после успешной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре, ведь он входит в стадию активной его эксплуатации и ведению коммерческой деятельности в роли судовладельца на территории Российской Федерации. Исходя из этого, фрахтователь становится субъектом налогообложения, в соответствии с действующими нормами НК РФ. Вне зависимости от основания эксплуатации судна, фрахтователь будет платить следующие налоги:
Очевидно, что налоговая база при бербоут-чартере является существенной. Единственный способ для фрахтователя уменьшить ее – это заключать краткосрочные договоры фрахтования на срок менее 12 месяцев, чтобы избежать оплаты налога на имущество, однако, вряд ли можно построить эффективную коммерческую деятельность в отношении судна за такое короткое время.
Исходя из вышеизложенного, можно смоделировать налоговую базу для типичной российской компании – фрахтователя, исходя из следующих характеристик:
Таможенное оформление.
Не смотря на все плюсы и удобства бербоут-чартера, он когда-нибудь, неизбежно, заканчивается. Для сторон по договору это означает, что, рано или поздно, судно должно будет покинуть территорию РФ. Об этом фрахтователю стоит подумать заранее, еще на стадии ввоза судна в Россию, так как выбор таможенной процедуры такого ввоза напрямую установит порядок пребывания судна и его вывоза из РФ.
Сразу стоит оговориться, что для фрахтователя использовать для ввоза судна таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – совершенно невыгодно, ведь при таком выпуске декларант в полном объеме уплачивает все таможенные пошлины и сборы, рассчитываемые из цены судна по договору купли-продажи или по данным о схожих судах. имеющихся у таможенных органов, которая может быть очень высокой. Выпуск для внутреннего потребления выгоден только в том случае, если фрахтователь намерен по окончанию бербоут-чартера выкупить судно и зарегистрировать его для работы в РФ в одном из судовых реестров (Государственный или Международный судовой реестр).
Наиболее выгодным и, пожалуй, единственным методом ввоза зафрахтованного судна в РФ является процедура временного ввоза. Иностранные суда используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Зафрахтованные суда освобождаются от уплаты таможенных платежей частично. В отношении таких судов подлежит уплате таможенная пошлина в размере 3% от общей суммы таможенных платежей, которые были бы уплачены на судно, если бы оно было выпущено для внутреннего потребления, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения судна на таможенной территории таможенного союза.
Расчет частичных таможенных платежей, подлежащих уплате ежемесячно при нахождении судна в РФ под процедурой временного ввоза:
Цена судна (по договору купли-продажи) / 100 * ставка таможенного платежа
1 000 000 рублей / 100 * 17,5 = 175 000 рублей
Дополнительно, необходимо учитывать, что таможенным платежам относятся не только таможенные пошлины, но и сбор за оформление товаров под таможенную процедуру. Для товаров стоимостью более 30 000 рублей, сбор составляет 100 000 рублей, однако, в соответствии с положениями Закона о таможенном регулировании, транспортные средства, находящиеся во временном ввозе, освобождаются от оплаты таможенного сбора за оформление. Срок временного ввоза устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, а именно, срока действия бербоут-чартера, и не может превышать 2 (два) года со дня помещения судна под таможенную процедуру временного ввоза.
Судно А может находиться на территории РФ под процедурой временного ввоза, непрерывно или с покиданием такой территории, не более 730 дней. Таким образом, если в 2013 году судно было ввезено в РФ на 1 месяц, после чего покинуло Россию, под процедурой временного ввоза оно, дополнительно, может находиться еще 700 дней (ст. 281 ТК ТС).
После того, как предусмотренные 730 дней пребывания судна в РФ будут исчерпаны, судну будет отказано в новом помещении его под процедуру временного ввоза таможенными органами. Впоследствии оно должно находиться в РФ в таможенной процедуре переработки или выпуска для внутреннего потребления.
Только процедура временного ввоза судна позволит фрахтователю избежать полностью или частично обязанности по уплате таможенных пошлин, а так же полностью соответствует духу бербоут-чартера, по истечению которого судно утрачивает право хождения под российским флагом и, в большинстве случае, покидает территориальные воды РФ (реэкспорт).
В порядке исключения…
В соответствии с ч. 98 Правил, из бербоут-чартерного реестра подлежит исключению иностранное судно, переданное в пользование и во владение российскому фрахтователю по бербоут-чартеру, при прекращении действия бербоут-чартера; если истек срок предоставления права плавания под флагом Российской Федерации или аннулировано решение о предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Практика по аннулированию разрешений Гостранснадзора на временный перевод иностранных судов под флаг РФ не так уж и распространена, однако, такое аннулирование может быть основано, в первую очередь, на соображениях государственной безопасности и охраны интересов РФ. При выдаче разрешений Гостранснадзор запрашивает, в том числе, подтверждение соответствия сторон бербоут-чартера условиям управления безопасностью МКУБ, так как такое соответствие важно для безопасности мореплавания в России. Поводом для отмены разрешения, таким образом, может послужить несоответствие судовладельца, судна или фрахтователя требованиям МКУБ. Удивительно, что Гостранснадзор не требует при выдаче разрешений наличия действующего страхового покрытия за ущерб от загрязнения окружающей среды, а так же страхование ответственности судовладельцев и фрахтователей, но можно предположить, что в праве хождения под флагом судну будет отказано, если оно станет угрозой для себя и окружающих, в том числе, для экологии РФ.
Так же сторонам по договору необходимо строго соблюдать требования российского законодательства в отношении бербоут-чартера. Например, ст. 215 КТМ предусмотрено, что фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Это означает, что никакой другой чартер или тип договора не может быть заключен фрахтователем (например, тайм-чартер), под угрозой лишения судна права плавания под флагом РФ.
Наконец, соответствовать требованиям закона должны и сами стороны бербоут-чартера. Статьей 18 КТМ РФ предусмотрено, что судно автоматически теряет право плавания под российским флагом, в том числе, в случае, когда ее собственник перестает соответствовать требованиям ч. 1 ст. 15 КТМ РФ, т.е быть физическим или юридическим лицом по праву России. Таким образом, фрахтователю лучше воздержаться от смены гражданства или государства-регистрации на весь период действия бербоут-чартера.
В порядке заключения…
В связи с обращением внимательного читателя, в статью внесены изменения в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 11 октября 2012 г. N 1038, которым признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 448 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов», предусматривающее полное условное освобождение судов зарегистрированных в бербоут-чартерном реестре от уплаты таможенных пошлин.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2014
Особенности договора бербоут чартера
Пункт 2 § 3 главы 34 ГК РФ посвящен аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. В то же время ГК устанавливает (ст. 649), что особенности аренды отдельных видов транспортных средств без экипажа, помимо тех, которые предусмотрены § 3, могут содержаться и в транспортных уставах и кодексах. Такие особенности установлены главой XI КТМ.
Согласно ст. 642 ГК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Как и при тайм-чартере, правила, установленные главой XI КТМ, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, т.е. они носят диспозитивный характер. В соответствии со ст. 642 ГК к договору бербоут-чартера не применяются правила ст. 621 о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок и о возобновлении договора аренды на определенный срок. Не применяются к этому договору и правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК.
Как ГК (ст. 643), так и КТМ (ст. 214) предусматривает, что бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме, причем ст. 643 ГК содержит уточнение о том, что такая форма не зависит от срока договора.
Хотя количество проформ договора бербоут-чартера не столь велико, как проформ тайм-чартера, тем не менее при заключении бербоут-чартера стороны, как правило, применяют эти проформы, в которых подробно регламентированы их права и обязанности. В связи с этим правила главы XI КТМ применяются сравнительно редко. В настоящее время широкое распространение получила проформа чартера «Barecon 89» (одобренные БИМКО и «Barecon 200»).
Согласно ст. 213 КТМ в бербоут-чартере должны быть указаны наименование сторон, наименование судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера. Реквизиты договора бербоут-чартера мало отличаются от реквизитов тайм-чартера, предусмотренных в ст. 200 КТМ. Однако, учитывая специфику бербоут-чартера, некоторые реквизиты проформы бербоут-чартера являются более подробными. Например, наряду с указанием класса судна приводятся данные о последнем специальном обследовании, осуществленном классификационным обществом; о минимальном сроке действительности свидетельств; данные о страховании, осуществленном как за счет судовладельца, так и за счет фрахтователя, и т.д.
Положения ст. 216 КТМ о мореходном состоянии судна, передаваемого в бербоут-чартер, существенно отличаются от соответствующих положений, содержащихся в главе VIII (ст. 124) и главе X (ст. 203 КТМ). Во-первых, судовладелец обязан принять меры только по обеспечению технической годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей, предусмотренных бербоут-чартером. Согласно п. 2 чартера «Barecon 89» судовладелец обязан до и в момент сдачи судна проявить должную заботливость, чтобы судно было подготовлено в отношении корпуса, механизмов и оборудования к использованию по назначению, включая наличие соответствующих документов. Сдача судна фрахтователям и прием ими судна рассматривается как полное выполнение судовладельцем всех своих обязательств по бербоут-чартеру.
Во-вторых, обязанность поддерживать судно в мореходном состоянии в течение срока действия бербоут-чартера лежит не на судовладельце, а на фрахтователе. Это положение соответствует ст. 644 ГК, согласно которой арендатор в течение срока договора обязан поддерживать в надлежащем техническом состоянии транспортное средство, принятое в аренду без экипажа, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Это положение детально разработано в проформе «Barecon 89», согласно п. 9 которой судно в течение срока действия договора находится в полном владении и абсолютном распоряжении фрахтователя и во всех отношениях находится под его полным контролем. Фрахтователь обязан содержать судно, его механизмы, котлы, устройства и запасные части в хорошо отремонтированном состоянии, соответствующем обычной коммерческой и эксплуатационной практике. Он также обязан предпринимать немедленные меры по производству необходимого ремонта, который производится в разумные сроки. При несоблюдении этих сроков судовладелец имеет право изъять судно из эксплуатации у фрахтователя.
В соответствии со ст. 645 ГК арендатор (фрахтователь) своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством, для чего он осуществляет укомплектование его экипажем. Согласно ст. 217 КТМ фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна. В последнем случае такой договор, в отличие от бербоут-чартера, называют димайз-чартером, хотя российское морское законодательство не проводит различия между этими договорами. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна являются работниками фрахтователя и подчиняются ему во всех отношениях. При комплектовании экипажем судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должны соблюдаться правила ст. 56 КТМ о гражданстве членов экипажа судна.
Фрахтователь несет расходы не только на содержание членов экипажа судна, но и все связанные с его эксплуатацией расходы, уплачивает взимаемые с судна сборы, а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности (ст. 218 КТМ). Последнее положение учитывает лишь исключение из общепринятых условий, применяемых в морском судоходстве при фрахтовании судна без экипажа. Согласно ст. 646 ГК, если сторонами договора не предусмотрено иное, расходы на страхование, включая страхование ответственности, несет арендатор (фрахтователь). И в качестве общего подхода подп. «а» п. 12 проформы «Barecon 89» предусмотрено, что на срок аренды судно страхуется фрахтователем за свой счет от морских, военных рисков и рисков P and I с тем, чтобы защитить интересы как судовладельца, так и фрахтователя. Лишь в том случае, если стороны особо об этом договорились, распределение обязанностей по страхованию может быть иным (подп. «а» п. 13): в период аренды судно должно быть застраховано от морских и военных рисков судовладельцем за свой счет, и ни судовладелец, ни страховщики не имеют права на возмещение или суброгацию против фрахтователя. В то же время фрахтователь должен застраховать за свой счет риски P and I. Таким образом, если применяются общепринятые условия, на которых заключаются договоры бербоут-чартера, довольно трудно представить себе положение, при котором указанное выше правило ст. 218 получило бы применение.
По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (п. 2 ст. 218 КТМ). Условия возврата судна подробно регламентированы в п. 14 проформы «Barecon 89»: судно возвращается в безопасном порту с предварительным уведомлением за 30 дней и не менее чем за 14 дней с указанием ожидаемой даты и порта (портов) возврата судна. Если судно вышло в рейс, после окончания которого период чартера может быть превышен, фрахтователь может использовать судно для завершения этого рейса, если разумный расчет позволяет установить, что судно может быть возвращено примерно в сроки окончания чартера. Судно должно быть возвращено судовладельцу в том же хорошем виде, состоянии и с классом, в каком оно было при сдаче, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна.
Фрахтователь судна по бербоут-чартеру вправе использовать его для любых целей, предусмотренных договором, и поэтому несет ответственность перед третьими лицами по любым требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна. Как и при фрахтовании на условиях тайм-чартера, фрахтователь вправе заключать договоры перевозки, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. Его ответственность в этих случаях наступает в соответствии с правилами главы VIII КТМ. Согласно п. 20 проформы чартера «Barecon 89» фрахтователи обязаны следить за тем, чтобы коносаменты, выдаваемые на грузы, содержали оговорку «Парамаунт», включающую любое законодательство относительно ответственности перевозчика за груз, обязательно применяемое в морских перевозках, а также содержать пересмотренную новую оговорку Джейсона и оговорку о взаимной ответственности при столкновении. Коносаменты, одобренные Союзом российских судовладельцев, содержат указанные оговорки.
В отличие от правила ст. 207 КТМ, согласно которому фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя, ст. 220 КТМ устанавливает обратное правило: ответственность несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. Появление такого правила вполне оправданно, поскольку судно поступает в полное распоряжение фрахтователя, который укомплектовывает его экипажем и осуществляет эксплуатацию судна во всех отношениях. Исходя из этого спасательное вознаграждение полностью поступает в распоряжение фрахтователя, что прямо предусмотрено в п. 17 проформы «Barecon 89», согласно которому все вознаграждение за спасание и плата за буксировку идут в пользу фрахтователя. Однако и стоимость ремонта повреждений, причиненных в ходе спасательных операций, относится за счет фрахтователей.
Согласно п. 1 ст. 221 КТМ фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами, и освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.
В соответствии с п. 2 ст. 221 судовладелец в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки. Пунктом 10 чартера «Barecon 89» предусмотрена возможность изъятия судна при неуплате арендной платы в течение семи текущих дней. Как и при фрахтовании судна в тайм-чартер, судовладелец может осуществить залоговое право на грузы и субфрахт, принадлежащий фрахтователям, и на фрахт по коносаментам в удовлетворение всех требований, вытекающих из бербоут-чартера.
В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.
По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта (ст. 223 КТМ). Положения указанной статьи основаны на ст. 624 ГК, согласно которой в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе не предусмотрено договором аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Таким образом, возможен выкуп судна фрахтователем по бербоут-чартеру, в котором первоначально отсутствовало условие о выкупе.
Часть IV проформы «Barecon 89» посвящена договору бербоут-чартера, содержащему условие о выкупе судна. Согласно этой части, если уплата фрахта задерживается менее чем на семь дней или по причине, не зависящей от фрахтователя, право изъятия судна не применяется. Однако любая задержка очередного взноса дает судовладельцу право на получение процентов по ставке, согласованной сторонами, а если она не согласована, то по текущей рыночной ставке. В соответствии со ст. 222 КТМ по бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки. Как видно из содержания ст. 222 КТМ, при ее формулировании имелись в виду соответствующие положения проформы «Barecon 89», которые претерпели некоторые изменения. Во-первых, срок увеличен до 14 дней. Во-вторых, согласно КТМ могут быть взысканы причиненные просрочкой убытки, а не только проценты. Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам (ст. 224 КТМ). Хотя приведенное правило соответствует п. 1 ст. 476 ГК, на практике эти вопросы решаются в договоре бербоут-чартера. Так, согласно проформе «Barecon 89» продавец (судовладелец) обязан во время передачи вручить покупателю (фрахтователю) все классификационные сертификаты. Судно со всем имуществом остается на риске продавца до тех пор, пока оно не будет передано покупателю в соответствии с условиями договора, и судно со всем его имуществом должно быть сдано и принято в том состоянии, в котором находится в момент передачи, после чего продавец освобождается от любой ответственности за возможные ошибки или недостатки в его описании.