Бенчмарк что это простыми словами
Равнение на конкурентов: что такое бенчмаркинг и где он применяется
Что такое бенчмаркинг
Бенчмаркинг (от англ. benchmark — критерий, ориентир) — набор методик, которые позволяют изучить опыт конкурентов и внедрить лучшие практики в своей компании. Как правило, этот инструмент используют, чтобы сравнить свой бизнес с лучшими компаниями на рынке, то есть с эталонами. В качестве критериев могут использоваться бизнес-процессы, бизнес-подходы, затраты на производство, качество продукта, удовлетворенность клиентов.
Такой анализ позволяет топ-менеджерам принять взвешенные решения при разработке стратегии компании — определить, на кого равняться на рынке (или установить, что компания сама является лидером), определить целевые показатели компании и модель развития.
Бенчмаркинг как инструмент анализа рынка стал использоваться компаниями в во второй половине XX века. Одной из первых на практике этот метод применила компания Rank Xerox в период кризиса в конце 1970-х годов. Тогда компания потеряла значительную часть рынка, уступив место Kodak, Canon и другим. Чтобы вернуть прежнюю конкурентоспособность, Rank Xerox сравнила свои показатели с показателями конкурентов по пунктам: производственные затраты, способ сборки копировальных аппаратов удовлетворенность клиентов и так далее. Это помогло компании оптимизировать бизнес-процессы, в том числе за счет сокращения затрат на дистрибуцию, и стать лидером в своем сегменте рынка копировальных аппаратов.
Чем бенчмаркинг отличается от KPI
Бенчмарки (эталонные показатели) — это ориентиры для сравнения компании с показателями других. А KPI (ключевые показатели эффективности) — это установленные целевые показатели в соответствии с принятой стратегией компании. Как отмечает консультант по стратегиям бизнеса Бернард Марр, целесообразно вначале проводить бенчмаркинг, а потом на основе этого анализа ставить KPI. Например, производитель ноутбуков может проанализировать работу конкурентов и повысить KPI по годовой производительности.
«Отличие в том, что KPI — это больше внутренняя работа, ориентированная на особенности компании и результат договоренностей руководства и исполнителей. Бенчмаркинг — это всегда взгляд извне, описание уже сложившейся деятельности конкурентов или эталонных компаний», — объясняет директор департамента корпоративного обучения Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук. Он отмечает, что на практике часто встречаются ситуации, когда компании просто переносят показатели бенчмарков в свои KPI; но это, по его словам, является ошибочным, так как не учитывает все контексты, в которых существует компания.
Когда применять бенчмаркинг
По словам менеджера практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ Натальи Павловой, на практике бенчмаркинг используется в двух случаях.
Когда необходимо сравнить показатели компании с лучшими рыночными практиками, чтобы выбрать направления развития компании и области для повышения эффективности.
Во втором случае определяются целевые KPI для бизнеса на основании средних рыночных значений или уровней лидеров рынка. Как поясняет Павлова, в компании могут быть случаи, когда внедряются новые технологии и топ-менеджмент не понимает, какого эффекта от них ожидать. Тогда руководству сложно без бенчмаркинга поставить мотивирующие, но при этом достижимые цели. «Или, например, между различными сторонами бизнеса может возникать конфликт интересов, при котором одной из сторон «выгодно» занижать ожидаемые эффекты. В таком случае наличие объективных рыночных данных может оказать существенную помощь в работе с сопротивлением, а по итогу — в достижении позитивных изменений», — поясняет она.
Виды бенчмаркинга
Есть несколько видов бенчмаркинга:
Плюсы и минусы бенчмаркинга
Опрошенные РБК Трендами эксперты говорят, что бенчмаркинг применяется сегодня компаниями при решении любой бизнес-задачи. При этом Наталья Павлова отмечает, что важным условием проведения бенчмаркинга являются качественные данные. Она отмечает, что данный метод эффективен только тогда, когда сравнение проводится корректно. «Для этого важно, чтобы выбирались компании со схожей бизнес-моделью, целевой аудиторией и другими релевантными параметрами (сравниваем «яблоки с яблоками»). Более того один и тот же показатель в разных компаниях может иметь разную методологию расчета, поэтому консультант должен проанализировать, действительно ли можно использовать для сравнения такие данные или требуется унификация методологии», — говорит Павлова.
Плюсы
Если компании удалось собрать качественные данные для сравнения, то бенчмаркинг будет иметь ряд плюсов:
Как отмечает Денис Конанчук, бенчмаркинг в целом открывает большое пространство для улучшений внутри самой компании, когда ставится вопрос — почему у лучших компаний получается, а у нас пока нет?
Минусы
Несмотря на перечисленные плюсы, бенчмаркинг имеет ряд недостатков. По мнению Дениса Конанчука, ограничение этого метода в том, что он подробно отвечает на вопрос «что нужно делать», но дает мало подсказок на вопрос «как». «Бенчмаркинг — это вершина айсберга, он дает верхние измеримые показатели, целевые ориентиры. Но секрет успеха состоит в том, как их достичь. И здесь нет одной правильной стратегии и «золотого» решения. Все компании разные по контексту, корпоративной культуре, ресурсам и так далее», — говорит он. По словам эксперта, следом за бенчмаркингом должен идти творческий процесс выработки новых нестандартных решений руководителями — это позволит найти свой путь к рыночному успеху.
Вторым серьезным ограничением, по словам Конанчука, является то, что бенчмаркинг работает в основном для готовых проектов, которым требуются улучшения. «Например, когда есть продукт, но нужно поменять процессы, чтобы сделать его чуть дешевле или лучше. Или наоборот, когда есть отлаженный процесс и ты ищешь возможность делать на нем новые продукты и решения. В данном случае можно «подсматривать» у конкурентов», — говорит он. Но бенчмаркинг плохо работает в зоне инноваций, когда компании приходится иметь дело с двумя и больше неизвестными. Скорее всего, бенчмаркинг будет не применим, когда компания хочет выпустить новый продукт, но до конца не понимает, каким он должен быть и как его сделать.
Примеры бенчмаркинга
Внутренний бенчмаркинг. Он часто применяется в сетевых компаниях с филиалами в других регионах. Примером использования этого метода является компания Hewlett-Packard. В свое время корпорация проигрывала своим конкурентам из Японии. Конкурентам удавалось быстрее и качественнее налаживать производство новой продукции. Тогда HP для сохранения конкурентоспособности провела в филиалах и подразделениях компании бенчмаркинговое исследование НИОКР-отделов. Сравнение эффективности работы разных подразделений компаний происходило по критерию BET (break-even time, срок окупаемости проекта). В результате проведенного исследования Hewlett-Packard внедрила методологию «Шести сигм», которая помогла оптимизировать процессы и сохранить конкурентоспособность на рынке.
Внешний бенчмаркинг. В пандемию этот метод стал одним из способов перевести сотрудников на удаленную работу. Компании, которые не имели дистанционного опыта работы, могли проанализировать, как перевод на удаленную работу делают сильнейшие конкуренты и как это сказывается на их показателях. Бенчмаркинг также помогает ответить на вопрос, насколько целесообразным может оказаться перевод части персонала на аутсорсинг.
Наталья Павлова приводит пример, когда бенчмаркинг помог компании перевести часть функций сотрудников в общий центр обслуживания (ОЦО) и при этом сократить численность персонала. «В одном из наших проектов корпоративный центр ставил задачу снизить стоимость услуг на кадровые процессы, переданные в ОЦО. Бенчмаркинг численности, требуемой на выполнение отдельных процессов, и сравнение скорости выполнения операций показал, что можно провести кадровые сокращения за счет роботизации, организационных изменений. При этом бенчмарки точно показали, в каких операциях отрыв от рыночных значений наибольший», — рассказывает она. По ее словам, после анализа численность ОЦО была сокращена на 30% за счет точечных улучшений в семи бизнес-процессах компании. При этом, как отмечает Павлова, в этом кейсе задача по оптимизации численности встретила сильное сопротивление со стороны ОЦО; но бенчмарки дали руководству веский аргумент в пользу своего решения, благодаря чему реализация проекта стала возможной.
Как проводить бенчмаркинг
Проведение бенчмаркинга состоит из нескольких этапов:
Планирование. Компания должна определить, какую часть своего бизнеса она хочет улучшить и с кем будет себя сравнивать.
Сбор информации. На этом этапе необходимо собрать информацию о том, как выполняются бизнес-процессы в компании, каковы ключевые показатели компании, а также собрать аналогичную информацию о конкурентах. Данные конкурентов можно получить через открытые источники в Сети, через экспертное мнение, клиентов, поставщиков; в некоторых случаях это возможно сделать обратившись напрямую к компании-конкуренту.
Анализ данных. После сбора информации составляется отчет и руководство обсуждает следующие шаги для достижения более высокой производительности компании.
Применение на практике. Ключевой этап бенчмаркинга, который подразумевает корректировку/изменение бизнес-процессов компании на основе проделанного анализа.
Мониторинг результатов. Мониторинг показателей компании покажет эффективность проведенных изменений. Он может проводиться в течение короткого или длительного периода времени в зависимости от желаемых результатов.
Опрошенные РБК Трендами эксперты отмечают, что из-за растущей конкуренции бенчмаркинг стал одним из самых распространенных инструментов управления компаниями. При этом, говорит Денис Конанчук, меняется подход к бенчмаркингу. «Если раньше многие компании хотели выбирать себе эталон из своей отрасли, что-то похожее на текущей бизнес, то сегодня многие стараются «подсматривать» и сравнивать себя с лидерами других рынков, так как многие бизнес-модели и решения в современном мире неплохо переносятся из одной отрасли в другую», — говорит он.
Что такое бенчмарк и зачем он нужен
Содержание
Содержание
Один из способов определить, какой продукт лучше — это выполнить его тестирование
и сравнить результаты с другими товарами. Когда речь заходит об электронике
и компьютерных комплектующих, то обязательно используются бенчмарки. Что это такое, какие существуют и в чем их польза — давайте разберемся.
Бенчмарк — что это и зачем нужен
Термин benchmark пришел из экономики и переводится как «эталон», «ориентир».
В информатике под бенчмаркингом понимают выполнение тестового задания вычислительной системой (изначально, компьютером) для определения ее производительности.
В нынешней трактовке бенчмарк — это специализированный софт, который позволит получить оценку производительности вашего смартфона или отдельных компьютерных комплектующих. В чем измеряется результат? Чаще всего в обычных баллах, которые после можно сравнивать
с аналогичными для других комплектующих и сделать вывод о разнице в производительности.
Часть бенчмарков позволяет узнать реальные показатели. Например, для SSD и HDD, а также ОЗУ можно замерить реальную скорость записи/чтения, сымитировав копирование файлов разных размеров. В этом случае результат конкретный — скорость в MB/s.
Зачем же необходимы все эти бенчмарки? Технические характеристики любой комплектующей относительно условные. Да, у вас есть рабочая тактовая частота, объем видео или кэш-памяти, число ядер и так далее. Однако из-за множества параметров достаточно трудно сказать, какая конкретно модель покажет себя лучше в тех или иных задачах.
Здесь и приходят на помощь бенчмарки. Они позволяют свести все характеристики к единому результату, пусть и в относительных баллах. Дополнительно, такие программы — это своеобразный стимул для разработчиков: зная результат конкурента в конкретном бенчмарке, можно разработать продукт, который будет производительнее.
Особенно полезны бенчмарки в сегменте мобильных процессоров. Заменить комплектующие как в ПК не получится, поэтому выбор нужно делать ответственно, особенно, если вы часто играете на смартфоне.
Что можно протестировать бенчмарками
Существует больше 50 бенчмарков практически для всех комплектующих компьютера, а также мобильной электроники. Для удобства мы разделим весь софт на несколько категорий по принадлежностям и рассмотрим самые популярные приложения.
Бенчмарки для процессора
Cinebench — один из самых популярных бенчмарков для оценки производительности процессора на ПК. Программа заставляет процессор «отрисовывать» конкретную 3D-сцену, нагружая все ядра (режим Multi Core) или только одно ядро (Single Core). Результат — количество набранных баллов, а в таблице в левой части можно сравнить производительность своего процессора с другими моделями. Ваш результат будет подсвечен оранжевым.
Софт будет полезен для дизайнеров, которые хотят мощный процессор для рендеринга.
В последней версии R23 реализована поддержка ARM-процессоров.
Главная проблема — результаты для одной версии программы не будут актуальны для другой. Например, баллы в Cinebench R20 не совпадают с баллами для Cinebench R23. Поэтому
и соотносить результаты разных процессоров можно только с тестами в одной версии.
AIDA64 — полезный софт для тех, кто хочет получить полную информацию о своей системе. Немногие знают, но в AIDA имеется ряд встроенных тестов для ОЗУ, процессора и FPU,
с помощью которых можно получить сравнительную оценку для своих комплектующих.
Если говорить о проверке процессора, то здесь можно выделить следующие тесты:
Параллельно в программе можно запустить стресс-тест, который оценит стабильность работы процессора.
Geekbench — софт позволяет протестировать как процессор, так и видеокарту. Программа нагружает процессор парой десятков повседневных задач, в числе которых сжатие текста
и изображений, работа с HTML5, SQlite, PDF, HDR, алгоритмами распознавания лица и речи, машинное обучение. В целом позволяет оценить общую производительность при обычном использовании ПК.
Как такового интерфейса у программы нет — результаты загружаются в онлайн-базу
и открываются через окно браузера. Опять же, числа актуальны только для конкретной
версии Geekbench.
Еще несколько полезных программ:
Бенчмарки для видеокарт
Если вам нужна видеокарта только для гейминга, то лучший бенчмарк — это сами игры,
в которых можно замерить FPS. Однако здесь многое зависит от установленного процессора, объема ОЗУ и скорости, типа накопителя и так далее. Но если FPS для вас не показатель, то можно прибегнуть к помощи нескольких бенчмарков.
3DMark проверяет производительность графического процессора, выполняя в реальном времени обработку сложного видео c использованием DirectX 11/12 вплоть до разрешения
в 4К. Софт также способен задействовать при тестировании видеокарты NVIDIA DLSS
и Raytracing.
Результат — показатель в баллах, который можно сравнить с видеокартами из общей базы. Дополнительно софт отображает график изменения во времени FPS, температуры
и загруженности видеокарты. 3DMark весит достаточно много, а большую часть тестов необходимо покупать отдельно. Взамен во время «прогона» вы сможете наслаждаться качественной анимацией.
Unigine Heaven Benchmark — еще один «тяжелый» бенчмарк для видеокарты. Ключевые преимущества — возможность выбрать API (DirectX, OpenGL), выставить качество графики, тесселяцию, разрешение и другие настройки. Базовая версия бесплатная.
В качестве результатов будет представлена таблица с рекордом видеокарты и средним FPS для заданных параметров теста.
Geekbench. О нем мы говорили ранее в разделе бенчмарков для процессоров. При запуске программы достаточно нажать на кнопку тестирования GPU. Реализована поддержка Vulkan, CUDA, Metal и OpenCL. Результат в баллах отображается через браузер.
Бенчмарки для накопителей
Купив новый жесткий диск или твердотельный накопитель, хочется узнать его реальные скорости чтения и записи.
CrystalDiskMark — самый популярный и практически незаменимый инструмент при тестировании различных накопителей. Программа выполняет последовательное и рандомное чтение/запись на диск. Пользователи могу вручную выставить размер блока, размер записываемого файла (от 16 МБ до 64ГБ), очередь и используемые потоки.
Результаты максимально наглядные — скорость записи и чтения для выбранных тестов.
PCMark 8 Storage benchmark — это комплексная программа для тестирования ключевых комплектующих компьютера. Тестовый пакет позволяет оценить общую производительность системы в повседневных задачах, показывая не только результат в баллах, но и задержки.
Отдельно имеется тест Storage, с помощью которого можно оценить работу HDD или SSD. Софт имитирует нагрузку от приложений пакета Microsoft Office, Adobe Photoshop, Adobe After Effects, а также нескольких игр, в числе которых Battlefield 3.
Бенчмарки для смартфонов
Как правило, мобильные бенчмарки тестируют процессор и встроенное графическое ядро.
Antutu benchmark — самый популярный бенчмарк, который последние несколько лет служит «мерилом» производительности смартфонов. Программа есть как для Android, так и для iOS. Antutu тестирует процессор, графическое ядро, оперативную память и работу с UX, суммируя все в один итоговый балл. После теста результаты вашего смартфона можно будет найти
в общем рейтинге.
Помимо этого, программа предлагает стресс-тест, проверку ЖК-экрана, мультитача, цветовой шкалы, батареи и замер скорости сети. В реальном времени отображается температура АКБ
и процессора.
Geekbench 5 — разработчики портировали свой тест и на мобильную платформу. Как и для десктопной версии здесь можно отдельно протестировать CPU и GPU, тест занимает от 2 до 10 минут. Среди задач — компрессия текста, тест навигации, работа с HTML, HDR, PDF, эффектами блюр, алгоритмами распознавания лица и так далее в режиме Single-Core и Multi-Core.
Результат — число в баллах. На отдельных вкладках можно сравнить с тестами от аналогичных моделей и других смартфонов.
3DMARK — популярен не только на ПК, но и на мобильной платформе. Аналогично десктопной версии в программе запускаются различные 3D сцены, которые нагружают CPU и GPU. Сцены нужно будет загрузить отдельно, а некоторые из них доступны только для Android 10 и новее.
После прохождения теста 3DMARK выдаст окончательный результат в баллах, а также подробную статистику по разделам.
На Android также можно запустить Androbench и ранее упомянутый PCMark.
Помните, что все бенчмарки условные, а сравнение разных комплектующих или смартфонов будет верным только в том случае, если использовалась одна версия бенчмарка и идентичные настройки. Но и это не дает гарантии объективного результата, поскольку на него может влиять операционная система и различные фоновые процессы.
Что такое бенчмарки и для чего они инвестору?
Мой вопрос может показаться глупым, но все же спрошу. В статьях про инвестиции я очень часто встречаю упоминание бенчмарков. Как понимаю, речь идет об индексах. Но для чего они нужны инвестору, как их использовать в портфеле, где купить?
Бенчмарк — это эталон, с которым можно сравнивать поведение отдельных активов или портфеля в целом. При помощи бенчмарка инвестор может оценить, насколько хорош его портфель.
В роли бенчмарков чаще всего выступают биржевые индексы — наборы рыночных инструментов, объединенных по определенному признаку. Например, это может быть индекс акций крупнейших компаний США или индекс государственных облигаций Московской биржи.
Например, портфель акций российских компаний принес за год 12% в рублях. Вроде бы неплохой результат. Но если в то же время индекс Мосбиржи упал на 5%, то результат портфеля становится отличным. И наоборот, если за тот же год индекс Мосбиржи вырос на 25%, портфель с доходностью 12% уже не впечатляет.
Расскажу подробно, какие бывают бенчмарки и как они устроены.
Какими должны быть характеристики бенчмарка
Бенчмарк не выбирают произвольно — он должен обладать определенными характеристиками.
Конкретный. Бенчмарк должен быть понятным и четко определенным. Например, нельзя сравнить поведение облигационного портфеля с поведением облигаций вообще, потому что долговые бумаги бывают разными и сильно отличаются друг от друга. Однако можно сравнить результаты портфеля с результатами конкретного вида облигаций или какого-то облигационного фонда.
Доступный для вложений. В то, что считается бенчмарком, можно вложить деньги напрямую или согласно ему. Например, если речь об индексах, деньги обычно вкладывают через фонды ETF. Если вложиться нельзя, смысла сравнивать портфель с таким бенчмарком может не быть.
Измеримый. Результаты бенчмарка можно посчитать самостоятельно или найти готовые данные. Если данные о бенчмарке получить нельзя, он бесполезен.
Подходящий. Бенчмарк должен соответствовать портфелю. Например, инвестор собрал портфель акций российских компаний и хочет оценить, хороший ли он. Поведение такого портфеля разумно сравнивать с индексом Московской биржи, а не с индексом акций китайских компаний или американским технологическим индексом Nasdaq 100.
Конечно, при желании результат портфеля можно сравнить и с китайскими акциями, и с российскими облигациями, и с золотом. Но это не даст адекватного ответа на вопрос, правильно ли инвестор подобрал свои акции.
Заранее выбранный. Бенчмарк нужно выбрать до того, как оценивать результаты портфеля. Профессионалы определяют бенчмарк, когда только составляют портфель, и затем регулярно сравнивают показатели.
На роль бенчмарка чаще всего выбирают биржевые индексы, но бывают и другие. Например, эталоном может служить средний результат какого-то набора активно управляемых фондов. Частным инвесторам в качестве бенчмарка обычно подходят именно индексы.
Как победить выгорание
Индексы в роли бенчмарков
Индексы хорошо подходят на роль эталона, потому что соответствуют всем критериям бенчмарка: они конкретны и измеримы.
Индексов много, так что легко выбрать подходящий или комбинацию нескольких, чтобы сравнивать с портфелем. И хотя в сам индекс нельзя вложиться напрямую, можно инвестировать на основе индекса — собрать портфель вручную или вложить деньги в индексный фонд.
Из российских бенчмарков основной — индекс Мосбиржи, а также его долларовый аналог — РТС. В них на данный момент представлены акции 41 компании. На Московской бирже есть и другие индексы, например индекс голубых фишек или индекс компаний средней и малой капитализации. Есть и облигационные индексы, которые подходят как бенчмарк облигационных портфелей.
Каждый индекс может быть представлен в нескольких вариантах: помимо индексов, которые отражают ценовой рост активов, также существуют индексы полной доходности — брутто и нетто. Первый отслеживает доходность активов с учетом дивидендов или купонов, а второй — с учетом дивидендов или купонов и налоговой ставки.
Индексы полной доходности с учетом налогов обычно лучше подходят на роль бенчмарка, чем ценовые индексы и индексы без учета налогообложения.
Можно ли инвестировать в бенчмарк
Я не знаю, какие именно активы вам нужны. Это зависит от цели инвестиций, горизонта инвестирования, пожеланий по доходности и риску и т. д.
Если вы решили, что хотите инвестировать на основе какого-то биржевого индекса, то вам подойдут биржевые фонды — БПИФ и ETF. Большинство таких фондов повторяют состав индекса с минимальными отклонениями. Если купите долю в таком фонде, вы, по сути, будете инвестировать в бенчмарк этого фонда.
Управляющие фонда следят за изменениями в индексе и при необходимости ребалансируют состав своего фонда, чтобы соответствовать индексу. Чтобы поддерживать свою работу, фонды взимают комиссию, которая учитывается в цене фонда. Из-за комиссии результат фонда будет немного хуже результата бенчмарка.
Фонд — это упаковка для десятков и сотен бумаг. Иными словами, это диверсифицированный набор активов. Поэтому многие пассивные инвесторы предпочитают формировать портфель из нескольких ETF на нужные классы активов. Такие портфели еще называют ленивыми.
В то же время есть инвесторы с индексной стратегией инвестирования, которые предпочитают самостоятельно повторять индекс — покупать отдельные бумаги в соответствующих пропорциях. Это позволяет не использовать ETF и экономить на комиссии фонда. О том, как самостоятельно инвестировать в индексы, я писал в отдельной статье.
Как использовать бенчмарки, чтобы управлять портфелем
Чтобы сравнить свой портфель с выбранным бенчмарком, надо рассчитать интересующие вас параметры для портфеля и бенчмарка. Вот что это может быть:
Чтобы все это рассчитать, потребуется знать формулы. Кое-что мы уже разобрали в журнале. Например, про коэффициент бета я подробно писал в статье про современную теорию портфеля.
Также, чтобы изучить параметры портфеля, необходимо найти нужные данные. Для этого могут пригодиться данные в личном кабинете или приложении вашего брокера, но многое придется считать самостоятельно. Так, чтобы правильно определить доходность портфеля, надо учесть даты пополнений и вывода средств из него. Результат бенчмарка тоже следует рассчитать с учетом этих денежных потоков.
Информацию о поведении индексов, которые могут быть бенчмарком вашего портфеля, можно найти на сайтах бирж. Также пригодятся сервисы с возможностью бэктеста портфелей, например Portfolio Visualizer, Capital Gain, Rusetfs. Какие-то расчеты, возможно, опять же придется делать самостоятельно.
При этом важно, какие выводы вы сделаете из сравнения. Например, то, что ваш портфель обгоняет бенчмарк два года подряд, не обязательно означает, что ваша стратегия позволяет стабильно обыгрывать рынок. Возможно, дело в удаче или более высоком риске портфеля. А отставание от бенчмарка по доходности не всегда плохо: может быть, у вашего портфеля риск заметно ниже или в нем большая доля недооцененных бумаг с потенциалом роста в ближайшие годы.
Вообще, бенчмарки нужны в первую очередь профессионалам, например управляющим фондами, под чьим контролем находится чужой капитал. Обычному инвестору бенчмарки могут вообще не требоваться.
Например, инвестор копит на пенсию и для этого вкладывает деньги в фонд акций всего мира и фонд российских гособлигаций. Ему может быть неинтересно, как ведет себя портфель относительно каких-то индексов или сколько составила доходность портфеля с начала года. Все, что ему важно, — это чтобы просадки были не слишком сильными, а к нужной дате у него был капитал определенного размера.
Что в итоге
Бенчмарк — это эталон, на который ориентируются инвесторы. Поведение портфеля можно сравнить с поведением бенчмарка, чтобы лучше понимать, как ведет себя портфель.
Важно правильно выбрать бенчмарк. Он должен быть конкретным и понятным, измеримым, доступным для вложений и подходящим. Хорошая идея — выбрать бенчмарк еще на этапе формирования портфеля.
Чаще всего в качестве бенчмарка используют какой-то биржевой индекс — набор ценных бумаг, сформированный по какому-то принципу. Индексы могут отражать ценовой рост, а могут быть полной доходности — с учетом дивидендов и купонов, в том числе налогов с них.
Если портфель состоит из одного фонда, который качественно отслеживает какой-то индекс, результат портфеля будет равен результату индекса минус расходы фонда. По сути, это будет вложением в бенчмарк. У более сложных портфелей результат может сильно отличаться от бенчмарка, и может потребоваться более сложный бенчмарк, чем индекс акций или облигаций.
Сравнить портфель и бенчмарк можно по многим показателям: доходности с начала года, среднегодовой доходности за несколько лет, величине просадок, коэффициенту Шарпа и т. д. Почти наверняка хотя бы часть расчетов придется провести самостоятельно. При этом мало сравнить — важно еще сделать правильные выводы, чтобы понять, что делать дальше.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают