Беллинсгаузен чем интересен для меня
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев
Краткая биография Фаддея Беллинсгаузена
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на о. Сааремаа в 1778 г. Он окончил Морской кадетский корпус и успел принять участие в кругосветном мореплавании под руководством И. Ф. Крузенштерна. В 1819 году он отправился на шлюпах «Восток» и «Мирный» (им командовал М. П. Лазарев) к берегам неизведанной южной земли (корабли достигли побережья Антарктиды в 1820 году). Он принимал участие в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг., а в 1839 году был назначен военным губернатором крепости Кронштадт.
Награжден высшими орденами, среди которых Владимирский крест. Умер Ф.Ф. Беллинсгаузен в 1852 году.
Краткая биография Михаила Лазарева
Михаил Петрович Лазарев родился в 1788 году в дворянской семье, из которой вышло несколько блестящих морских офицеров. Прошел путь от гардемарина до адмирала флота. Лазарев командовал всем Черноморским флотом, участвовал в его модернизации и перевооружении. Он был не только превосходным моряком, но и хорошим учителем: среди его учеников были адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
Умер Лазарев в 1851 году, похоронен в Севастополе. В честь его и его корабля названы станции в Антарктиде «Мирный», «Новолазаревская», «Лазаревская».
Открытие Антарктиды
Поисками загадочного южного материка занимались многие мореплаватели. В своих попытках проникнуть как можно ближе к Южному полюсу принимали участие в разные годы Д. Кук (он заявил о недоступности южной земли, назвав ее «Терра Австралиус инкогнита»), английские моряки Уотерхауз и Смит; не оставляли мысли о ледовом походе и русских моряков. После кругосветных путешествий капитаны Крузенштерн, Коцебу и Сарычев обратились в 1819 г. с прошением к царю Александру I об организации южной полярной экспедиции. Царь ответил согласием; и экспедицию пришлось снаряжать в очень сжатые сроки, чтобы успеть отплыть летом 1819 года. В состав флотилии вошло два корабля, совершенно не предназначенных для полярных плаваний: «Восток» и «Мирный».
Целью вояжа были «открытия возможной близости Антарктического полюса, …приобретение полнейших знаний о нашем земном шаре», т. е. цели были чисто научные: пройти как можно дальше за Южный полярный круг и подойти насколько возможно близко к неизвестной земле. При наличии парусных кораблей, не приспособленных для полярных широт, мечтать о большем не было смысла.
Капитан Беллинсгаузен (шлюп «Восток») и капитан Лазарев (шлюп «Мирный») вышли из Кронштадта в начале июля 1819 года и уже к декабрю достигли Сандвичевых островов, нанесенных на карту Д. Куком. Граница плавучих льдов встретила их на широте 69°. 27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг и устремились к югу. Наконец, перед кораблями вырос ледяной барьер из сплошного льда. В условиях плохой видимости из-за снега и тумана, корабли двинулись вдоль кромки сплошных льдов на восток. Несколько раз они то приближались, то отдалялись от «матерого» льда, части ледяного щита Антарктиды, трижды пересекая полярный круг в своих попытках приблизиться к земле.
Но земля ли это? Материк перед их глазами или просто острова, покрытые льдом, ледяные моря, возвышающиеся над кораблями подобно стенам? Они были менее чем в трех километрах от «суши», так близко к ней еще не приближался никто.. «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду… мы забирались иногда в такую чащу… и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шел снег, – горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен», – писал о погоде Лазарев. Подойти ближе не представлялось возможным, к тому же начиналась полярная зима, и кораблям пришлось отступить в более теплые воды.
«В сей бесплодной стране скитались мы как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды, туманы…» Михаил Лазарев
Было решено отправиться севернее, в необъятные пространства Индийского океана. Корабли пошли поодиночке: у них были разные ходовые качества, и было решено, что вновь флотилия воссоединится в Сиднее для ремонта. Во время плавания в водах Индийского и Тихого океанов капитаны не оставляли своих научных целей: были обследованы острова Туамоту, Лазарев и «Мирный» посетили остров Пасхи, дали встреченным ими многочисленным островкам русские имена.
После стоянки у берегов Австралии «Восток» и «Мирный» вновь устремились к югу. Спустя год, в январе 1821 года корабли опять подошли к предполагаемому материку и 28 января наблюдали в условиях более ясной погоды берег, на котором ясно были видны скалы и горы. Беллинсгаузен назвал виденное берегом Александра I. «Блеснуло солнце, и лучи его осветили черные скалы».
«Я называю это берегом потому, что отдаленность другого конца (его) исчезла за предел зрения нашего… Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен». Фаддей Беллинсгаузен
Экспедиция вновь не смогла подойти совсем близко к материку, к тому же «Восток» опять нуждался в ремонте, и корабли повернули к северу. На обратном пути они обследовали Южные Шетландские острова (виденные Смитом в 1818 г.) и нанесли их на карту. Среди команд кораблей было много людей, прошедших вой ну 1812 года с Наполеоном, в честь этого многие острова получили названия Бородино, Ватерлоо, Смоленск.
После 751-дневного морского вояжа корабли вошли в Кронштадт. О своих плаваниях, которые вылились не только в открытие Антарктиды, но и в кругосветное путешествие, Беллинсгаузен написал в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавании вокруг света».
Вклад в географию
Сам Ф. Ф. Беллинсгаузен никогда не говорил о своем «открытии» Антарктиды: он полагал, что можно считать, что побывал на новой земле, только сойдя на сушу. До 1945 года книга Беллинсгаузена не была переведена на английский язык, так что, как это ни странно, его исследования были мало известны миру. Мнения среди ученых разных стран, была ли открыта Антарктида во время путешествия Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, разделились. Российские ученые отвечают на этот вопрос утвердительно.
Беллинсгаузен: интересные факты
Беллинсгаузен: интересные факты из жизни русского мореплавателя Вы узнаете в этой статье.
Беллинсгаузен: интересные факты
Участвовал в первом русском кругосветном путешествии 1803-1806.
Науки в школе и в Морском корпусе в Кронштадте давались ему легко, в особенности навигация и мореходная астрономия, но в числе первых учеников Фаддей никогда не был.
Возглавлял российскую антарктическую экспедицию 1819-1821 на шлюпах «Восток» и «Мирный», во время которой была открыта Антарктида и много островов.
Беллинсгаузен первый обошел вокруг Антарктиды, выяснил причины образования Канарского течения, коралловых островов, происхождение водорослей в Саргассовом море.
Он командовал самой сложной экспедицией, которая когда-либо совершалась. Экспедиция продолжалась 751 день. Мореплаватели прошли 92,200 км. Кроме Антарктиды, путешественниками были открыты 29 островов. Удалось собрать большие этнографические, зоологические и ботанические коллекции. На карту Антарктиды мореплавателями было нанесено 28 объектов.
Брал участие в сборе уникальных географических и биологических коллекций земель севера.
Мореплавателя изображают на марках Венгрии.
Первый понял, что кораллы, поселившись на отмерших скелетах, формируют с годами массивные сооружения.
За длительностью экспедиции под началом Беллинсгаузена не произошло ни одной стычки с туземцами.
Особенное внимание Беллинсгаузен и Лазарев при подготовке к экспедиции уделяли запасам различных противоцинготных средств, среди которых были хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. С учетом климатических условий на их кораблях были запасы рома и красного вина. Как результат никаких серьезных заболеваний среди моряков ни разу не наблюдалось.
Его именем названо море у берегов Антарктиды, несколько островов, мыс, залив, ледник, полярная станция и даже лунный кратер.
Адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен: какие заслуги остались в тени славы первооткрывателя Антарктиды?
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен за свою службу во флоте совершил два кругосветных плаванья. В первом, будучи мичманом, он служил под командой И. Ф. Крузенштерна. А вторую кругосветку он возглавил уже сам. Об этом написано много книг и воспоминаний. Статья расскажет о менее известных фактах из биографии знаменитого мореплавателя.
Начнем с того, что выходцем он был из балтийских немцев и при рождении записан как Фабиан. Только при поступлении в Морской корпус он был крещен в православие и получил имя Фаддей. Он рано осиротел. Дядя, воспитывавший его, промышлял рыбной ловлей, поэтому мальчик уже с детства полюбил море.
После окончания обучения Беллинсгаузен служил на Балтике, хотя уже тогда мечтал именно о кругосветном путешествии. И ему повезло — мечта все-таки сбылась. По рекомендации непосредственного начальника он был переведен в экипаж Ивана Федоровича Крузенштерна.
Во время перехода молодой моряк ловил каждое слово командира, наблюдал за всеми его действиями, при этом ответственно исполняя свои обязанности. Мичман будто чувствовал, что пройдет время, и ему уже самому придется возглавить исследовательскую экспедицию. Впоследствии полученный бесценный опыт ему очень пригодился. И. К. Айвазовский, «Ледяные горы в Антарктиде», 1870 г.
Фото: artchive.ru
Беллинсгаузен был не только талантливым мореплавателем и знаменитым первооткрывателем многих географических точек Антарктиды. Ему еще довелось командовать военным кораблем «Пармен» и воевать в Русско-турецкой войне 1828−29 г. г. Он участвовал в сражении при крепости Варна. По воспоминаниям очевидцев, во время боя с турками Фаддей Фаддеевич проявил свои лучшие командирские качества, успевая бывать на всех точках стрельбы, подбадривая команду личным примером. За Варну он был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.
В 1839 году Фаддей Фаддеевич был назначен главным командиром Кронштадта. Еще во время дальних плаваний, наслаждаясь девственной природой заморских островов, Беллинсгаузен мечтал, чтобы и в Кронштадте было столько же зелени, радующей глаз. И вот настал момент, когда исполнение задумки было в его руках. Этим адмирал и занялся.
Он положил много усилий для высадки деревьев на улицах города. Сам лично обустроил одну из его аллей. Интересно, что он дал поручение посадить деревья, которые могли бы одеться в молоденькую листву весной еще до ухода матросов в кампанию, чтобы они тоже могли застать прекрасные весенние пейзажи. Кронштадт зазеленел, хотя бы на лето спрятав под пышные кроны скучные кирпичные стены. Но все это, конечно, романтика. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
Фото: ru.wikipedia.org
В составе флота появились первые пароходы. Но строить их приходилось за границей, на что выделялись большие суммы из казны. Именно поэтому Николай I приказал построить завод в России и доверил это нелегкое дело Беллинсгаузену, как опытному мореплавателю и командиру. Это был каторжный труд, унесший немало человеческих жизней и попортивший немало крови самому адмиралу.
Особенно были благодарны жители адмиралу за открытие госпиталя. Для питания больных моряков он приказал разбить огороды прямо на территории города. В них стали выращивать овощи и зелень для нужд госпиталя. Это было действительно новшеством.
При Фаддее Фаддевиче город стал постепенно одеваться в камень. До этого большая часть его построек была деревянной. Именно при нем в городе появились каменные казармы для матросов и офицерские флигели. Адмирал позаботился о замене водопроводных труб, которые уже давно пришли в негодность. А самое интересное, что именно Беллинсгаузен приказал на улицах города поставить фонари. До этого город не освещался.
Как начальник Кронштадта, позаботился адмирал и о простых жителях. Он организовал регулярное пароходное сообщение до столицы. До этого пассажиров и грузы перевозили коммерческие суда, принося немалую прибыль своим владельцам. Теперь же деньги шли в казну. И. К. Айвазовский, «Кронштадт. Форт „Император Александр I“», 1844 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Помимо своих прямых обязанностей, Беллинсгаузен еще взял шефство над маленьким цесаревичем Константином, сыном Николая I. Дело в том, что сам адмирал потерял двух малолетних сыновей и, возможно, чувствуя отцовскую тоску, окружил заботой мальчика.
Опытный адмирал разглядел в своем подопечном любовь к морю. Ему оставалось только помочь осуществить мечту Константина. А когда настал день первого военного смотра эскадры, которой командовал цесаревич Константин, старый адмирал испытал чувство гордости и удовлетворенности от того, что его труды не пропали даром. И царь Николай I выразил ему благодарность. Памятник адмиралу Беллинсгаузену в Кронштадте
Фото: Трубин В., ru.wikipedia.org
Вот и получается, что многих знаменитых соотечественников мы знаем чаще всего по определенному этапу жизни, благодаря которому они прославились. Такая веха их биографии перекрывает остальные заслуги, оставляя их как бы в тени. А если копнуть дальше, чаще всего откроется разносторонняя и многогранная личность.
Чем для вас лично интересен фаддей беллинсгаузен
Беллинсгаузен Фаддей Фаддевич – именитый русский мореплаватель. Так же Фаддей Беллинсгаузен известен как человек, открывший Антарктиду.
Фаддей (Фабиан) появился на свет в семье балтийских немцев в сентябре 1778 года, его отец имел в роду дворян. После рождения мальчика нарекли Фабианом Готлибом Таддеусом фон Беллинсгаузеном. Фаддеем он стал для удобства произношения в русскоязычной среде.
В 10-летнем возрасте мальчик поступил в морской кадетский корпус Кронштадта. Через шесть лет он стал гардемарином. В этом чине он через год отправился морем в Англию.
Опыт, полученный в плавании, помог ему стать младшим офицером и получить первое назначение в Ревельскую эскадру. На судах этой эскадры он участвовал в походах в течение четырех лет.
Во время подготовки к первому русскому кругосветному путешествию возникла потребность в хорошо себя зарекомендовавших молодых моряках. Вице адмирал П. Ханыков, хорошо знавший Фаддея, порекомендовал его для службы на «Надежду».
Фаддей провел три последующих года в кругосветном путешествии под командованием И. Крузенштерна, плавая на шлюпе. По итогам плавания получил звание капитан-лейтенанта.
Через несколько лет Фаддей командовал уже сам – под его началом ходило судно класса «корвет». Затем последовали фрегаты «Минерва» и «Флора».
Весь опыт пригодился в 1819 году, когда состоялась арктическая кругосветка. Два шлюпа отправились из Кронштадта, за пять месяцев достигли Рио-де-Жанейро, а затем двинулись на юг. По пути были открыты несколько островов, но вскоре начались льды, затруднявшие дальнейший путь.
Тем не менее, экспедиция обнаружила берег Антарктиды. Затем последовал долгий путь до Сиднея, во время которого также были обнаружены несколько островов. После небольшого перерыва Фаддей направил корабли вновь в сторону Южной Америки, а затем через Атлантику к берегам Российской Империи. За этот поход Фаддей был награжден как званием капитан-командора, так и орденом Св.Георгия.
Впоследствии, во время правления Николая I, командовал несколькими судами в Средиземном море, а затем, после начала войны с Турцией, отличился и там. За взятие нескольких турецких городов получил боевую награду-орден Св. Анны. Затем последовало командование дивизией на Балтике.
Спустя годы заслуженный моряк вернулся в родной Кронштадт и стал его генерал–губернатором. За свои заслуги в морском деле он стал адмиралом и получил высшие награды Российской Империи.
Скончался адмирал в 1852 году.
Достижения Фаддея Беллинсгаузена:
• Командовал одной из самых сложных из когда-либо совершенных экспедиций
• Обнаружил берег Антарктики и сделал вывод о наличии континента
• Участвовал в сборе уникальных биологических и географических коллекций северных земель
Даты из биографии Фаддея Беллинсгаузена:
• 1789 г. поступил в кадетской корпус Кронштадта
• 1795 г. стал гардемарином
• 1797 г. получил чин мичмана
• 1803 г. был рекомендован на судно «Надежда»
• 1806 г. стал капитан-лейтенантом
• 1809 г. принял командование корветом «Мельпомена»
• 1812 г. капитан «Минервы»
• 1819 г. принял командование экспедицией в Антарктику
• 1821 г. возвратился в Россию
• 1826 г. принял командование судами в Средиземном море
• 1828 г. участие в войне с Турцией
• 1830 г. стал вице-адмиралом
• 1852 г. скончался
Интересные факты Фаддея Беллинсгаузена:
• Кругосветное плавание длилось два года и один месяц
• Во время плавания было открыто около 60 новых географических объектов
• Открытые в Антарктике объекты получили русские названия
• Именем адмирала названы не только острова, море и ледник на Земле, но и лунный кратер
• Мореплаватель изображен на марках СССР и Венгрии.
Новое в блогах
Как была открыта Антарктида
История экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в 1820 году
В семидесятых годах восемнадцатого века установить наличие материка в районе южного полюса пытался великий британский мореплаватель Дж. Кук. И когда он оказался в самой южной точке своего путешествия, находившейся на 71 градусе ю. ш., он посчитал, что никакой Антарктиды нет либо добраться до неё невозможно. Путь дальше на юг ему перекрыли так называемые паковые льды (многолетние морские льды толщиной не меньше трёх метров). Авторитетное мнение Кука во многом стало причиной того, что на долгое время мореплаватели отказались от поиска Антарктиды.
Подготовка и начало экспедиции
Однако 12 апреля 1819 года (здесь и далее — все даты по новому стилю) Иван Крузенштерн написал министру Российской Империи Ивану де Траверсе записку о том, что необходимо исследовать «страны Южного полюса» и восполнить возможные пробелы в данной части карты Земли. Главная цель планирующейся российской экспедиции была очевидна: подтвердить или не подтвердить гипотезу о шестом материке — Антарктиде. И спустя несколько месяцев, в июне 1819-го, проведя серьёзные приготовления, два военных шлюпа — «Мирный» и «Восток» — выдвинулись из Кронштадта и отправились в долгое и опасное плавание. «Востоком» руководил капитан Фаддей Беллинсгаузен, а «Мирным» — Михаил Лазарев.
Портреты Беллинсгаузена и Лазарева
Существенным недостатком этой экспедиции стало то, что шлюпы очень сильно отличались по своим характеристикам. «Мирный», созданный по проекту отечественных инженеров Курепанова и Колодкина, и укреплённый дополнительно, значительно превосходил второе судно. «Восток», спроектированный английскими инженерами, так и не удалось сделать столь же устойчивым, как и «Мирный». Корпусная часть «Востока» оказалась недостаточно прочной для путешествия среди твёрдых льдов. И его пришлось неоднократно чинить в период экспедиции. В конечном счёте состояние «Востока» оказалось таким плачевным, что Беллинсгаузен решил прервать экспедицию ранее положенного срока и вернуться домой. Оба её руководителя постоянно выражали своё недовольство тем, что в их распоряжении находятся два очень различающихся корабля, в частности, по параметру скорости движения.
Первая долгая остановка была сделана в английском портовом городе Портсмуте. Здесь корабли экспедиции находились чуть ли не целый месяц. Данная остановка нужна была для того, чтобы запастись продовольствием, купить хронометры и различное мореплавательное оборудование.
Осенью, дождавшись попутного ветра, «Восток» и «Мирный» поплыли через Атлантику к экзотическом бразильским землям. С самого начала плавания члены команды стали вести научные наблюдения. Все эти наблюдения Фаддей Беллинсгаузен и его подчинённые аккуратно отображали в соответствующем журнале. На 21 сутки плавания корабли оказались у одного из Канарских островов — Тенерифе.
Следующая остановка была уже после пересечения экватора — судна Беллинсгаузена и Лазарева встали в порту Рио-де-Жанейро. Заполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, суда покинули этот населённый пункт, выбрав курс на пока её неизведанные участки холодного Южного океана.
Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева
В последние дни 1819 года шлюпы приблизились к субантарктическому острову Южной Георгии. Здесь уже судна неспешно двигались вперёд, лавируя между льдин. Чуть позднее Анненков, один из членов экспедиции, открыл и сделал описание маленького, до этого неизвестного острова. Кроме того, он дал острову в качестве названия свою фамилию.
Также известно, что несколько раз Беллинсгаузен пытался измерять водную глубину, но ни разу не смог достать дна. На судах, совершающих длительные плавания, моряки в те времена часто мучились от нехватки свежих запасов пресной воды. В ходе описываемой экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать её из льдов айсбергов.
В самом начале 1820-го года российские шлюпы проплыли рядом с неведомым островом, покрытым полностью льдами и снежными сугробами. На следующий день члены экспедиции увидели ещё два новых острова. Их тоже отметили на путевых картах, назвав фамилиями членов команды (Лескова и Завадовского). Кстати, остров Завадовского, как выяснилось позже, является действующим вулканом. А всю новую группу островов стали называть островами Траверсе — по фамилии уже упоминавшегося российского министра.
Продвинувшись далее на юг, корабли наткнулись ещё одну группку островов, которые тут же были наименованы островами Сретения. Далее экспедиция подплыла к Сандвичевым островам, описанных некогда Джеймсом Куком. Оказалось, что Кук посчитал одним большим островом целый архипелаг. Данную неточность российские мореплаватели пометили на своих картах. Всему архипелагу в итоге Беллинсгаузен дал название Южные Сандвичевы острова.
В третьей декаде января 1820 года перед шлюпами возник густой побитый лёд, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Экспедиция решила обогнуть его, свернув на север. Суднам из-за такого манёвра вновь пришлось пройти около Южных Сандвичевых островов, а затем наконец ушли за полярный круг.
Наиболее значимое событие произошло 28 января 1820-го года. Как раз в этот день наши мореплаватели открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в месте со следующими координатами 2° 14′ 50″ з. д. и 69° 21′ 28″ ю. ш. Это район нынешнего шельфа Беллинсгаузена у так называемого Берега Принцессы Марты. Описывается, что сквозь туман путешественники смогли рассмотреть настоящую стену льда, которая тянулась так далеко, насколько хватало взгляда.
Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду
2 февраля участники экспедиции вторично увидели берега Антарктиды. Близко к береговым обрывам самого южного материка шлюпы экспедиции были также 17 и 18 февраля, но пристать им там так и не удалось. Ближе к концу антарктического лета климатические условия стали сложнее, и суда экспедиции двинулись вдоль ледяных глыб и айсбергов по Тихому океану — здесь дополнительно было открыто ещё несколько неизвестных ранее островов.
21 марта 1820 года в том же Индийском океане команды шлюпов столкнулись с сильным штормом, который длился не один день. Для изнурённых долгим путешествием моряки это стало суровым испытанием, которое они, впрочем, выдержали.
В один из апрельских дней судно «Восток» встало на якорь в гавани населённого пункта Порт-Джексон (сейчас это австралийский Сидней). И лишь через неделю туда же пришёл корабль «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.
Шлюпы «Восток» и «Мирный»
Второй этап антарктической экспедиции
В последующие зимние месяцы российские шлюпы бороздили спокойные тропические широты Тихого океана. Члены экспедиции в это время выполняли полезные географические работы: уточняли местоположение уже известных островов и их контуров, определяли высоту гор, наносили на карты 15 новых встретившихся им на пути географических объектов и т. д.
Вернувшись в Порт-Джексон, команды шлюпов начали вести подготовку к заплыву в полярные широты. Такая подготовка длилась примерно два месяца. Приближалось очередное антарктическое лето (а в южном полушарии времена года устроены «наоборот»: декабрь, январь, февраль — самые тёплые месяцы, а июнь, июль — очень холодные), и в середине ноября шлюпы вновь оказались в антарктических водах, двигаясь по компасам на юго-восток. А вскоре шлюпам удалось зайти дальше 60 южной параллели.
В начале 1821 года, огибая Антарктиду с западной стороны, Беллинсгаузен и Лазарев осуществили ещё некоторое количество открытий. 22 января был обнаружен достаточно крупный (154 квадратных километра) остров Петра I — то есть его назвали именем императора, основавшего отечественный военный флот. Однако подобраться к нему помешали льды, поэтому на него было решено не высаживаться. А позднее члены экспедиции увидели ещё один остров с протяжённым гористым берегом, который не был покрыт льдом. Его назвали Землёй Александра I. Впоследствии оказалось, что это крупнейший остров Антарктики, его площадь составляет больше 43 тысяч квадратных километров.
Земля Александра I отмечена на карте красным
Затем экспедиция добралась до Южных Шетландских островов (они были открыты чуть ранее британским моряком Смитом) и нанесла их на географические карты. Дальше корабли двинулись в северо-восточном направлении, и в результате была обнаружена очередная небольшая группка из трёх островков. Им придумали весьма поэтичное название — Три Брата, однако на нынешний момент эти острова называются иначе. Картографированные в ходе этого же плавания острова Михайлова, Шишкова, Мордвинова и Рожнова, также были впоследствии переименованы (в современной картографии эти географические объекты называют Корнуэлс, Кларенс, Элефант и Гиббс).
Путь шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева на карте
Результаты путешествия длиною в два с лишним года
Под давлением обстоятельств и в связи с выполнением большинства поставленных задач, экспедиция от Шетландских островов двинулась на Рио, а оттуда — по Атлантическому океану к европейским берегам. «Восток» и «Мирный» возвратились в Россию пятого августа 1821-го года — их путешествие длилось ровно 751 сутки. Встречал экспедицию в Кронштадте сам правитель Александр I. Многие участники этого выдающегося плавания были поощрены наградами, новыми званиями и т.д.
Почтовая марка, посвящённая антарктической экспедиции 1820 года
Результаты путешествия Лазарева и Беллинсгаузена трудно переоценить. Заветный материк был обнаружен, а вместе с ним и ещё и 29 островков и островов. Шлюпы экспедиции фактически обошли вокруг всей Антарктиды. Кроме того, были собраны удивительные коллекции (этнографическая и естественно-научная), которые и сейчас находятся в Казанском университете, и сделаны отличные эскизы пейзажей Антарктики и живущих в тех местах животных. Первое опубликованный отчёт о путешествии, созданный непосредственными его участниками, составил два тома с атласом карт и прочих дополнительных материалов.
В дальнейшем, конечно, Антарктида подверглась широкому изучению со стороны специалистов различных стран. Сейчас Антарктида является нейтральной землёй, не принадлежащей никому. Здесь запрещено строительство объектов военного назначения, запрещён заход вооружённых и боевых судов. Все эти детали прописаны в договоре об Антарктике, подписанном в далёком 1959 году.
В восьмидесятые Антарктиду дополнительно признали безъядерной зоной. Такая формулировка предполагает жёсткий запрет на появление в антарктических холодных водах атомоходов, а на суше — атомных блоков. Сегодня участниками договора об Антарктике являются более 50 стран.