Бегущий такелаж что это
Бегучий такелаж
Бегучий такелаж состоит из фалов. шкотов, галсов, топенантов и брасов. Фалы служат для подъема парусов (или частей рангоута). Конец фала (как и любой другой снасти бегучего такелажа), закрепленный за поднимаемый парус или рангоутное дерево, называется коренным концом. Другой конец, за который тянут, называется ходовым. Названия фалов, которыми поднимают треугольные паруса (бермудские паруса, стаксели, кливеры, топсели и др.), складываются таким образом: к слову «фал» прибавляют название соответствующего паруса, например грота-фал, бизань-фал, стаксель-фал, кливер-фал и т. д.
Гафельный парус поднимают двумя фалами. Пятка гафеля поднимается гарделью, а нок — дирик-фалом.
Фалы имеют тали, увеличивающие силу подъема приспособления из блоков и тросов.
Рис. 44. Некоторые способы проводки гика-шкотов
Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз. Сколько таких снастей-лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Различные виды талей показаны на рис. 44. Сколько лопарей в талях, во столько раз длиннее надо взять конец для образования талей.
Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки (рис. 45), которые состоят из шкива-диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть, нагеля — оси шкива, оковки с отверстием для оси и щек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.
Рис. 45. Пластмассовый блок и его части
Рекомендуемые размеры блоков
Для облегчения работы делают так называемые патентованные блоки, у которых шкивы вращаются на роликах, катающихся между шкивом и нагелем.
Мы говорили, что выигрыш в силе талей примерно равен числу лопарей. Трение шкива по оси и о щеки, трение троса, его жесткость существенно увеличивают потери силы.
Коэффициент полезного действия блока (к. п. д.) тем меньше, чем больше трение шкива по оси и о щеки, больше перегиб троса и трение самого троса. При нормальной конструкции и размерах блока его к. п. д. составляет около 90 %; значит, сила на ходовом конце на 10 % больше, чем на коренном. Если тали сложной конструкции, то потери довольно велики: в частности, на талях в три лопаря (рис. 44) на ходовом конце надо прилагать силу не 0,33 кг, а примерно 0,41 кг, а при пяти лопарях-не 0,2 кг, а 0,34 кг, т. е. на 70 % больше теоретической силы.
При прочих равных условиях к. п. д. блока тем больше, чем больше отношение диаметра шкива к диаметру нагеля и диаметру троса. Поэтому надо, чтобы относительные диаметры блоков были достаточно велики. Практика показала, что диаметр шкива (по канавке для троса) не должен быть меньше четырех-пяти диаметров троса, а толщина шкива-не менее 1,4–1,5 диаметра троса. В противном случае тали будут давать столь малый выигрыш в силе, что такелаж окажется не бегучим, а скорее ползучим.
Блоки бывают одношкивные, двух-шкивные, реже — многошкивные.
На современных яхтах вместо талей часто применяют небольшие лебедки, фаловые и шкотовые, сильно упрощающие конструкцию и облегчающие работу с бегучим такелажем.
Для управления парусами служат шкоты. В зависимости от паруса шкоты называют клввер-шкот, стаксель-шкот и т. д. Шкоты парусов, привязанных к гикам, носят название гика-шкотов (на одномачтовых яхтах), бизань-гика-шкотов, грота-гика-шкотов и фока-гика-шкотов (на двухмачтовых яхтах). Если грот не имеет гика, парус управляется грота-шкотом (бизань-шкотом, фока-шкотом, трисель-шкотом).
Так как управление гика-шкотами требует значительных усилий, то их проводят в виде талей.
Проводка гика-шкотов может быть выполнена самыми разнообразными способами, но все их можно разделить на две группы: в один конец и в два конца. При проводке в один конец коренной конец гика-шкота крепится на гике, а ходовой проходит поочередно через ряд блоков на палубе и гике, образуя тали гика-шкота. При проводке в два конца оба конца ходовые, и с ними можно работать или вместе, или поочередно, закладывая один из концов на палубе.
Шкоты передних парусов должны быть проведены таким образом, чтобы тяга шкота проходила примерно по линии, соединяющей шкотовый угол паруса с точкой, лежащей на расстоянии, составляющем 40 % длины передней шкато-рины от галсового угла (рис. 46). На палубе шкоты проходят через кипы — втулки с отверстиями для шкота или через блочки, которые можно передвигать по рельсам для точной настройки. По ширине кипы должны быть поставлены таким образом, чтобы линия, соединяющая точку крепления галсового угла на палубе с центром кипы, составляла с диаметральной плоскостью яхты угол не менее 10–12 (как показано на рис. 46). Это не всегда удается на сравнительно узких гоночных яхтах.
Тогда прибегают к разного рода оттяжкам шкотов между кипой и шкотовым углом. Таким образом регулируют натяжение задней шкаторины стакселя, обеспечивая его правильное взаимодействие с гротом.
На яхтах с парусностью более 30–40 м 2 выбирать стаксель-шкоты трудно. На таких яхтах шкоты раньше делали с талями — к шкотовому углу крепили блоки, пропуская через них шкот, коренной конец которого крепили на палубе, а ходовой пропускали через кипу и брали на руки.
Проводка через блоки затрудняет работу со шкотами: в слабый ветер шкоты не травятся, а в сильный при хлопающем стакселе его блоки представляют реальную опасность для экипажа. Поэтому сейчас блоки не используют, а при свежих ветрах шкоты добирают с помощью шкотовых лебедок, которые дают выигрыш в силе в 5–6 и более раз. На больших яхтах такие лебедки представляют собой сложные и довольно дорогие механизмы.
Снасть, которая оттягивает галсовый угол паруса к гику, бушприту или палубе, называется галсом. Галсовые углы парусов на мелких яхтах и швертботах крепят прямо на оковки рангоута или корпуса, то есть без галсов в прямом смысле этого слова. Галсы передних парусов делают в виде галс-оттяжек. Ими часто снабжают вертлюги гиков, если они передвижные (см. рис. 41). В этом случае фал выбирается в ординар или талями в два лопаря, а полное натяжение шкаторины достигается при подбирании галс-оттяжки.
Кливер, идущий на бушприт, крепится галсовым углом к гаку (крюку) на круглом кольце — ракс-бугеле, скользящем по бушприту. Такое устройство позволяет производить все манипуляции с кливером на баке яхты, а потом уже, выбирая галс, выводить галсовый угол кливера на нок бушприта.
Топенанты служат для поддержания нока гика на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал потравлен, чтобы гик не падал на палубу. Роль топенанта состоит в том, чтобы предохранить гик от падения на палубу, или хуже того, в воду при обрыве грота-фала, а при работах с гротом (взятии рифов, смене грота и т. п.) — поддерживать гик в нужном положения. При подходе к стоянке берут гик на топенант, чтобы обезветрить грот и потерять ход. На небольших яхтах с бермудским вооружением топенант обычно один-с топа мачты на нок гика; на судах с гафельным вооружением и на больших яхтах их два — наветренный и подветренный. Естественно, что подбирают всегда наветренный топенант.
На ходу топенант подбирают лишь настолько, чтобы он имел небольшую слабину при туго выбранных гика-шкотах, иначе грот будет стоять неправильно.
Читайте также
Рангоут и стоячий такелаж
Рангоут и стоячий такелаж Главной частью рангоута является мачта. Мачты, как и другие части рангоута, могут быть сплошного сечения и пустотелые. При равной прочности пустотелый рангоут значительно легче сплошного и поэтому предпочтительнее.На современных яхтах широко
Бегущий такелаж что это
Бегучий такелаж
Жизнь, потраченная в создании ошибок
не только более благородна,
но и более полезна, чем жизнь,
потраченная ничего не делая
— Джордж Бернард Шоу
Есть что-то возвышенное в парусном судне. Поднимающиеся от палуб высоко в небо мачты и реи с несколькими километрами такелажа (рис. 14-1). Существует реальный страх:: как сделать это на модели? Модель парусного судна, тем не менее, удивительно красива и одновременно смотрится сложной.
Имеется ли порядок во всех этих нитях? Как группа людей могла управлять судном, используя все эти перепутывающиеся канаты? Если вы изучаете парусные суда, то вы знаете ответ.
Стоячий такелаж логичен. Он держит мачты вертикально, усиливает и поддерживает их положение. Каждая веревка или канат имеют цель укрепления рангоута. Об этом говорит многолетняя история развития. Эти канаты в основном неподвижны. Они должны быть установлены с натягом и должны быть неподвижны.
Что тогда с бегучим такелажем, который управляет парусами? Имеется ли здесь порядок и принципы укладки?
Рис. 14-1. Грот-мачта Balcutha, в настоящее время отшвартованого в Сан-Франциско.
Управление кораблем
Рис. 14-2. Части и названия оснащения типичного парусного корабля.
Бык-гордени на больших кораблях поднимают вверх бОльшую площадь паруса в нескольких точках за его середину. Шкаторины тянут в стороны. Снизу на палубе работа канатами должна была сворачивать парус к рею «обезветривать парус» в свежий ветер. Внизу, на палубе с помощью такелажа помогали людям, находящимся на реях, управлять парусами.
Когда тянули бык-гордени, люди мчались вверх по выбленкам, чтобы привести парус в подчинение. Когда раздавался крик «Все Руки!», тогда было слишком поздно искать надлежащие нагели. Моряки знали, где были брасы для поворота реев, где фалы для их подъема или поворота на другой галс. Жизнь корабля зависела от этого.
Моделирование такелажа
Терминология такелажа
Рис. 14-3. Блоки и такелаж на рисунке из книги Молодой морской офицер Дэрси Леве (Young Sea Officer’s Sheet Anchor by Darcy Lever)
Рис. 14-4. Крепление паруса, метод крепления к рею
Рис. 14-5. Привязывание утки и направляющих к вантам
Попытайтесь представить, что каждая снасть должна была делать, как она будет работать и что случилась бы, если бы вы были на одном конце каната. Какой эффект давало бы движение каната в конечном счете на объект, к которому это было приложено?
Блоки
Давайте здесь сделаем паузу для короткого трактата на блоках. Блок, это механизм. Это корпус, оснащенный одним или большим количеством шкивов на оси вокруг который шкив и вращается. Чтобы закрепить блок на нужном месте он был обвязан канатом (стропом). Блок мог быть сделан из дерева или металла, в зависимости от потребности или времени изготовления (рис. 14-6).
Рис. 14-6. Детали блока
В зависимости от их формы, цели или места на борту судна блокам дают различные названия (рис. 14-7). Они бывают одно-, двух-, трех- или четырехшкивным в зависимости от количества шкивов, содержащихся в корпусе. Определялось количество шкивов не по весу объекта, а по силе, которая должна была применяться.
Рис. 14-7. Типы блоков
Размеры. Размер блока определялся в зависимости от количества шкивов и толщины каната. Конечно, размер шкива зависел и от толщины каната.
Например, в семнадцатом столетии шкив делался в 2 3/4 длины окружности каната. Конечно, за последующие годы имелись исключения и эти размеры менялись. Среди исключений был набор «правил», установленных неофициальным принятием в той или иной стране. В течение семнадцатого и начала восемнадцатого столетий англичане, применяли от 2 3/4 длины окружности каната (девять диаметров) до 6 диаметров каната. Американские блоки (шкивы) были построены в восемь или девять диаметров. Чем ранее период, тем толще канат и больше блок. Они были в размере от 8 дюймов (длина корпуса) до 30 дюймов (от 20 до 75 см), и весили до 100 фунтов (45 кг) и более. К 1800-ым годам имелось более чем 800 различных размеров блоков, использовавшихся на судне с полным парусным вооружением. Требовались специфические блоки и никакие расходы не были сэкономлены на этом, мы видим, что они были на борту (рис. 14-8). Блоки были главным пунктом в стоимости оснащения при оборудовании судна.
Рис. 14-8. Отношение шкива к диаметру каната
Развитие блоков от грубых деревянных, некоторые даже без шкивов, до полностью металлических и нейлоновых канатов охватывает длительный период времени. Однако основная цель блоков остается той же самой. Их предназначение работать на судне так же эффективно, как может быть сделано с помощью людей и мускульной силы. С течением времени появилась вспомогательная энергетическая установка. Вспомогательные двигатели появились на палубе. Если так много заботы и внимания уделяли проекту и созданию специальных блоков, чтобы управлять парусным судном, должны быть применены такие же усилия для гарантии того, что модель судна имеет надлежащие формы и размеры блоков? Создание масштабной модели парусного судна требует масштабных блоков для оборудования этой модели.
Нет никакой проблемы с выполнением масштабных блоков. Размеры берутся от реальных размеров, рассчитываются от диаметра каната или доступны из книг (упомянутых ранее в этом обсуждении). Если вы тот тип, который настаивает на точности до сотой доли миллиметра и выхватывает всякий раз свой микрометр, тогда у вас может быть разница при выполнении блока по размерам и вычислении этих же размеров от диаметра используемых в модели нитей.
Изготовление. Имеются несколько способов изготовления блоков. Метод, который становится наиболее проблематичным в меньших масштабах у каждого свой. К сожалению, вы должны делать их тем путем рано или поздно. Имеются два метода создания блоков в «массовом производстве».
В первом методе вы начнете с цельного блока (в длину) из дерева. Рис 14-9 почти очевиден. Логично:
разметить блоки в масштабной длине и ширине на дереве (A).
сделать углубления для стропов (B).
просверлить отверстия для шкива (C). На иллюстрации показан один, но вы можете сделать не один.
придать форму блока (D). Я делаю это лобзиком после копирования эскиза.
отделить блоки по длине (E).
придать форму, окрасить или отполировать, установить строп и крепление (F). В данном примере показан строп с канатом.
Рис. 14-9. Создание ваших блоков из целого дерева.
Второй метод для более скрупулезных моделистов или в случаях, когда вы желаете установить действующий шкив (рис. 14-10). Этапы изготовления в основном те же самые, что и показанные на рис. 14-9, за исключением того, что вы используете составную, а не монолитную заготовку. Область для шкива оставлена открытой. Добавьте желоб для стропов уже после того, как вы придали форму незаполненному блоку. Потом добавьте шкив. Рис. 14-11 показывает способ изготовления юферсов из отформованной заготовки.
Рис. 14-10. Изготовление блоков из слоев-полос дерева.
Рис. 14-11. Изготовление юферсов (формы сердца) из цилиндрической деревянной заготовки.
Размер и размещение бегучего такелажа
Рис. 14-12. Модель Friesland из набора Mamoli.
Откуда эти снасти известны? Они должны иметь названия. Каждая снасть на борту судна была названа по использованию и месту, где она работала. Скажем, вам говорят, чтобы вы тянули бык-гордень фор-брамселя. Я сомневаюсь относительно того, что вы должны бежать к бизань-мачте и подготавливаться. Теперь другой пример. «Тяните подветренный брас грота» команда должна найти вас на грот-мачте. Место, к которому канат «привязан» и к какому рею, указывает вам на снасть. Название указывает, где и на какой мачте располагается снасть и сообщает вам, где вы будете работать.
На борту USCG Eagle (Орел) имеется более чем 700 снастей и каждый младший кадет узнает их сердцем во время первой же недели в море. Это необходимая часть его обучения (Рис. 14-13). Это больше, чем тренировка памяти. Это судовождение. Его жизнь и жизнь его товарищей по плаванию могут зависеть от его знаний.
Рис. 14-13. Страница руководства Судовождения Eagle, 2-ого Издания, выпущенного для кадетов для обучения на борту судна.
Рис. 14-14. Безымянная шхуна, видны детали оснащения.
Бегущий такелаж что это
Школа яхтенного рулевого
Бегучий такелаж состоит из фалов. шкотов, галсов, топенантов и брасов. Фалы служат для подъема парусов (или частей рангоута). Конец фала (как и любой другой снасти бегучего такелажа), закрепленный за поднимаемый парус или рангоутное дерево, называется коренным концом. Другой конец, за который тянут, называется ходовым.
Названия фалов, которыми поднимают треугольные паруса (бермудские паруса, стаксели, кливеры, топсели и др.), складываются таким образом: к слову «фал» прибавляют название соответствующего паруса, например грота-фал, бизань-фал, стаксель-фал, кливер-фал и т. д.
Гафельный парус поднимают двумя фалами. Пятка гафеля поднимается гарделью, а нок — дирик-фалом.
Фалы имеют тали, увеличивающие силу подъема приспособления из блоков и тросов.
Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз.
Сколько таких снастей—лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Различные виды талей показаны на рисунке.
Некоторые способы проводки гика-шкотов
Сколько лопарей в талях, во столько раз длиннее надо взять конец для образования талей.
Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки, которые состоят из шкива—диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть, нагеля — оси шкива, оковки с отверстием для оси и щек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.
Пластмассовый блок и его части
Рекомендуемые размеры блоков
Наибольший размер троса мм | 7 | 10 | 13 | 16 |
Минимальный диаметр шкива D мм | 30 | 40 | 55 | 65 |
Минимальная ширина шкива в мм | 10 | 14 | 18 | 22 |
Максимальная нагрузка на блок кг | 80 | 100 | 200 | 300 |
Для облегчения работы делают так называемые патентованные блоки, у которых шкивы вращаются на роликах, катающихся между шкивом и нагелем.
Мы говорили, что выигрыш в силе талей примерно равен числу лопарей. Трение шкива по оси и о щеки, трение троса, его жесткость существенно увеличивают потери силы.
Коэффициент полезного действия блока (к. п. д.) тем меньше, чем больше трение шкива по оси и о щеки, больше перегиб троса и трение самого троса. При нормальной конструкции и размерах блока его к. п. д. составляет около 90%; значит, сила на ходовом конце на 10% больше, чем на коренном. Если тали сложной конструкции, то потери довольно велики: в частности, на талях в три лопаря на ходовом конце надо прилагать силу не 0,33 кг, а примерно 0,41 кг, а при пяти лопарях—не 0,2 кг, а 0,34 кг, т. е. на 70% больше теоретической силы.
При прочих равных условиях к. п. д. блока тем больше, чем больше отношение диаметра шкива к диаметру нагеля и диаметру троса. Поэтому надо, чтобы относительные диаметры блоков были достаточно велики. Практика показала, что диаметр шкива (по канавке для троса) не должен быть меньше четырех-пяти диаметров троса, а толщина шкива—не менее 1,4—1,5 диаметра троса. В противном случае тали будут давать столь малый выигрыш в силе, что такелаж окажется не бегучим, а скорее ползучим.
Блоки бывают одношкивные, двух-шкивные, реже — многошкивные.
На современных яхтах вместо талей часто применяют небольшие лебедки, фаловые и шкотовые, сильно упрощающие конструкцию и облегчающие работу с бегучим такелажем.
Для управления парусами служат шкоты. В зависимости от паруса шкоты называют клввер-шкот, стаксель-шкот и т. д. Шкоты парусов, привязанных к гикам, носят название гика-шкотов (на одномачтовых яхтах), бизань-гика-шкотов, грота-гика-шкотов и фока-гика-шкотов (на двухмачтовых яхтах). Если грот не имеет гика, парус управляется грота-шкотом (бизань-шкотом, фока-шкотом, трисель-шкотом ).
Так как управление гика-шкотами требует значительных усилий, то их проводят в виде талей.
Проводка гика-шкотов может быть выполнена самыми разнообразными способами, но все их можно разделить на две группы: в один конец и в два конца. При проводке в один конец коренной конец гика-шкота крепится на гике, а ходовой проходит поочередно через ряд блоков на палубе и гике, образуя тали гика-шкота. При проводке в два конца оба конца ходовые, и с ними можно работать или вместе, или поочередно, закладывая один из концов на палубе.
Шкоты передних парусов должны быть проведены таким образом, чтобы тяга шкота проходила примерно по линии, соединяющей шкотовый угол паруса с точкой, лежащей на расстоянии, составляющем 40% длины передней шкато-рины от галсового угла. На палубе шкоты проходят через кипы — втулки с отверстиями для шкота или через блочки, которые можно передвигать по рельсам для точной настройки. По ширине кипы должны быть поставлены таким образом, чтобы линия, соединяющая точку крепления галсового угла на палубе с центром кипы, составляла с диаметральной плоскостью яхты угол не менее 10—12. Это не всегда удается на сравнительно узких гоночных яхтах.
Тогда прибегают к разного рода оттяжкам шкотов между кипой и шкотовым углом. Таким образом регулируют натяжение задней шкаторины стакселя, обеспечивая его правильное взаимодействие с гротом.
На яхтах с парусностью более 30— 40 м 2 выбирать стаксель-шкоты трудно. На таких яхтах шкоты раньше делали с талями — к шкотовому углу крепили блоки, пропуская через них шкот, коренной конец которого крепили на палубе, а ходовой пропускали через кипу и брали на руки.
Проводка через блоки затрудняет работу со шкотами: в слабый ветер шкоты не травятся, а в сильный при хлопающем стакселе его блоки представляют реальную опасность для экипажа. Поэтому сейчас блоки не используют, а при свежих ветрах шкоты добирают с помощью шкотовых лебедок, которые дают выигрыш в силе в 5—6 и более раз. На больших яхтах такие лебедки представляют собой сложные и довольно дорогие механизмы.
Снасть, которая оттягивает галсовый угол паруса к гику, бушприту или палубе, называется галсом. Галсовые углы парусов на мелких яхтах и швертботах крепят прямо на оковки рангоута или корпуса, то есть без галсов в прямом смысле этого слова. Галсы передних парусов делают в виде галс-оттяжек. Ими часто снабжают вертлюги гиков, если они передвижные. В этом случае фал выбирается в ординар или талями в два лопаря, а полное натяжение шкаторины достигается при подбирании галс-оттяжки.
Кливер, идущий на бушприт, крепится галсовым углом к гаку (крюку) на круглом кольце — ракс-бугеле, скользящем по бушприту. Такое устройство позволяет производить все манипуляции с кливером на баке яхты, а потом уже, выбирая галс, выводить галсовый угол кливера на нок бушприта.
Топенанты служат для поддержания нока гика на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал потравлен, чтобы гик не падал на палубу. Роль топенанта состоит в том, чтобы предохранить гик от падения на палубу, или хуже того, в воду при обрыве грота-фала, а при работах с гротом (взятии рифов, смене грота и т. п.)—поддерживать гик в нужном положения. При подходе к стоянке берут гик на топенант, чтобы обезветрить грот и потерять ход. На небольших яхтах с бермудским вооружением топенант обычно один—с топа мачты на нок гика; на судах с гафельным вооружением и на больших яхтах их два — наветренный и подветренный. Естественно, что подбирают всегда наветренный топенант.
Спинакер и его такелаж
На ходу топенант подбирают лишь настолько, чтобы он имел небольшую слабину при туго выбранных гика-шкотах, иначе грот будет стоять неправильно.