Беатифицирована что это такое
Беатификация
Беатифика́ция (лат. beatificatio от лат. beatus — «счастливый, благословенный») — причисление умершего к лику блаженных в католической церкви.
Содержание
История
Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации.
Первая беатификация по новым канонам была проведена в отношении Франциска Сальского 8 января 1662 года папой Александром VII.
Папа Бенедикт XIV установил главный набор требований к процессу беатификации [2] :
Реформы процесса беатификации также проводились папами Павлом VI и Иоанном Павлом II.
Ход процесса
Процесс беатификации начинает, как правило, епархия, на территории которой расположена могила праведника. Епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение nihil obstat («отсутствуют возражения») на начало процесса беатификации. С этого момента умершего официально именуют титулом «слуга Божий». Обычно решение nihil obstat даётся не ранее чем через пять лет после смерти праведника, однако папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. Наиболее известными случаями отмены пятилетнего срока были решения пап по кандидатурам блаженной Терезы Калькуттской и папы Иоанна Павла II.
Далее создается инициативная группа, начинающая сбор материалов о жизни умершего человека и свидетельств о его жизни и посмертных чудесах, своего рода досье на кандидата. Досье должно включать свидетельства о праведной жизни кандидата и о чудесах, совершившихся по его заступничеству. Информация о чудесах обязательно должна быть проверена специальной медицинской комиссией.
Также собираются доказательства об отсутствии незаконного культа, так как до провозглашения человека блаженным разрешены лишь личные формы почитания праведника.
Инициативная группа назначает постулатора — человека, компетентного в учении Церкви и богословии, который будет представлять кандидатуру будущего блаженного на епархиальном уровне и, позднее, в Ватикане.
Следующим этапом является епархиальный процесс, в ходе которого епископ и специальная комиссия рассматривают досье и, в случае положительного вердикта, передают его в Ватикан.
В Ватикане, в свою очередь, проводится некое подобие судебного процесса, на котором рассматриваются как доводы сторонников беатификации слуги Божьего, так и доводы её противников (последних до 1983 года назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола»). Если процесс завершается в пользу кандидата, то дело рассматривает ватиканская конгрегация по делам святых. Окончательное решение о причислении слуги Божьего к лику блаженных принимает папа.
В ходе торжественного провозглашения нового блаженного, которое обычно (но не всегда) проходит в Cоборе Cвятого Петра в ходе торжественного богослужения, открывается покрытая тканью икона блаженного и поётся гимн «Te Deum».
БЕАТИФИКАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «БЕАТИФИКАЦИЯ» в других словарях:
БЕАТИФИКАЦИЯ — (лат. beatificatis, от beatus блаженный, и facio делаю). Сопричисление к лику блаженных, в римско католической церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕАТИФИКАЦИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
БЕАТИФИКАЦИЯ — жен., лат. в римской церкви обряд признания усопшего богоугодным, блаженным, местным святым. Канонизация, приобщение к лику святых вообще. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
беатификация — сущ., кол во синонимов: 1 • канонизация (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Беатификация — (лат. beatificatio от лат. beatus «счастливый, благословенный») причисление умершего к лику блаженных в католической церкви. Беатификацию следует отличать от канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к… … Википедия
Беатификация — В католицизме акт причисления того или иного лица к лику Блаженных. Беатификация рассматривается церковью как первый этап в процессе подготовки канонизации. Начиная с VIII века право беатификации принадлежит только Папе римскому. Источник:… … Религиозные термины
Беатификация — обряд причисления к лику блаженных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Беатификация — (от лат. beatus блаженный и facere делать) в католич. церкви акт причисления к блаженным. Официальной категорией канонич. права б. была признана папой Урбаном VIII в 1635 г. С этого времени б. стала рассматриваться как низшая ступень при… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
беатификация — беатифик ация, и … Русский орфографический словарь
БЕАТИФИКАЦИЯ
Основные этапы становления процедуры Б.
Первоначально процедура Б. не выделялась как самостоятельная и входила в прерогативы местного епископа. Однако папа Александр III (1159-1181) запретил почитание святого без утверждения его папским престолом. Учрежденная папской конституцией Сикста V «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588 г. Свящ. Конгрегация обрядов была призвана упорядочить процедуру канонизации и Б. Папа Урбан VIII четко разграничил понятия Б. и канонизации, к-рой должно предшествовать причисление к лику блаженных, и присвоил право Б. Римской кафедре (апостольские послания «Cоelestis Hierusalem cives» от 5 июля 1634 и «Decreta servanda in canonizatione et beatificatione Sanctorum» от 12 марта 1642). Александр VII в 1662 г. предписал проводить церемонию причисления к лику блаженных только в базилике св. Петра (первой стала Б. Франциска Сальского 8 янв. 1662). Наиболее полно теория Б. и канонизации разработана в трактате кард. Просперо Ламбертини (буд. папа Бенедикт XIV) «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» (De servorum Dei beatificatione et Beatorum canonisatione. Bologna, 1734-1738), в течение 2 веков остававшемся базовым документом для Свящ. Конгрегации обрядов. Основные положения, касающиеся практики Б., были закреплены в Кодексе канонического права 1917 г. (каноны 1999-2141); канон 2101 разрешал начинать процесс Б. лишь по прошествии 50 лет после смерти подвижника. Повышение требований к критическому анализу отбираемого во время дознания материала повлекло за собой учреждение Пием XI исторической секции при Свящ. Конгрегации обрядов (motu proprio «Già da qualche tempo» от 6 февр. 1930) и публикацию «Норм проведения ординарных процессов в исторических случаях» (Normae servandae in construendis processibus ordinariis super causis historicis) от 4 янв. 1939 г. В 1949 г. при Свящ. Конгрегации обрядов была учреждена медицинская комиссия для удостоверения чудес, происшедших по заступничеству святых и блаженных. Папа Римский Павел VI провел частичную реформу процедуры (motu proprio «Sanctitas clarior» от 19 марта 1969) и учредил вместо Свящ. Конгрегации обрядов Конгрегацию канонизации святых и Конгрегацию богослужения (апостольская конституция «Sacra Rituum Congregatio» от 8 мая 1969). Следуя принципу коллегиальности, утвержденному Ватиканским II Собором, папа Иоанн Павел II провел реформу законодательства в этой области (апостольская конституция «Divinus Perfectionis Magister» от 25 янв. 1983, «Normae servandae in inquisitionibus ab Episcopis faciendis» и декрет «De Servorum Dei causis quarum iudicium in praesens apud Sacram Congregationem pendet», оба от 7 февр. 1983), призванную усилить роль епископов-ординариев в процессе канонизации. На основании этих документов Конгрегация канонизации святых 21 марта 1983 г. приняла новое «Положение», рассчитанное на 3 года, однако остающееся в силе и по сей день. В наст. время процедура Б. регулируется Кодексом канонического права 1983 г. (канон 1403; см. Codex juris canonici).
Основными критериями при Б. являются мученический подвиг (martyrium) или святость жизни рассматриваемого кандидата, проявление им основных (благоразумие, справедливость, мужество, воздержанность) и богословских (вера, надежда, любовь) добродетелей (ККЦ. 1803-1829) на уровне героизма (heroicitas virtutum). В случае мученичества необходимо подтверждение, что кандидат в блаженные был подвергнут насильственной смерти в ситуации гонений на веру (odium fidei) и принял ее добровольно в силу побуждений сверхъестественного характера.
Процессы Б. делятся на новые (novus) и исторические (antiquus). В первом случае могут быть заслушаны очевидцы или люди, лично знавшие подвижника, рассматриваемого как кандидат на Б.; во втором случае Б. проводится лишь на основании исторических документов. В особую группу выделяются ситуации, когда имеются свидетельства почитания, к-рое существовало до декретов папы Урбана VIII, запретившего публичное почитание подвижника до его Б. В этом случае на основании исторических документов следует представить подтверждение мученичества или героизма проявленных добродетелей кандидата на Б. Если эти условия соблюдены, процедура может быть проведена без провозглашения факта чуда, совершенного по заступничеству подвижника (как это требуется во всех случаях, кроме мученичества). Данная форма т. н. равноценной Б. встречается редко (последняя, блж. Маргариты Эбнер, была проведена папой Иоанном Павлом II 24 февр. 1979).
Епархиальная стадия
Епископ, получив подобный запрос, обычно проводит консультации с епископами соседних епархий по вопросу целесообразности проведения предварительного расследования святости жизни и чудес, а также публично объявляет о начатом процессе Б. и обнародует результаты расследования. Он назначает по крайней мере 2 богословов-цензоров для оценки изданного письменного наследия праведника с целью выяснить, не содержит ли оно положений, противоречащих вере и морали, а также экспертов-историков и архивистов для исследования неизданных трудов подвижника и др. документов и свидетельств, относящихся к делу. По результатам проведенных работ эксперты составляют для епископа письменный отчет о том, что представленные документы заслуживают доверия. Также эксперты могут изложить собственное мнение о кандидате, сложившееся во время изучения его трудов и документов. Епископ направляет в Конгрегацию канонизации святых краткий доклад о жизни праведника, обосновывает важность процесса, а также обращается с вопросом, не имеются ли в ведомствах Римского престола документы, к-рые могли бы содержать противопоказания для Б. После получения со стороны Конгрегации отрицательного ответа (nihil obstat) епископ начинает процесс заслушивания свидетелей. В их число не могут быть включены священнослужители, поскольку они не вправе разглашать тайну исповеди, а также ходатаи процесса Б. Свидетели должны лично знать кандидата в блаженные; заслушиваются также его родственники и близкие. Если речь идет о Б. члена монашеской общины, то большая часть свидетелей не должна принадлежать к ней (за исключением случаев, когда это невозможно, напр., Б. монахини строгого затвора). В обязательном порядке должны быть также заслушаны свидетели, к-рые выступают против Б.
Римская стадия
В случае мученичества на этом процедура Б. считается законченной; для праведников необходимо также подтверждение чуда, происшедшего по их заступничеству. Это должно быть физическое явление сверхъестественного характера, напр. внезапное, полное и устойчивое исцеление после тяжелой болезни, необъяснимое с научной т. зр. Процедура подтверждения чуда, аналогичная установлению мученичества или подтверждению героизма проявленных добродетелей, также распадается на 2 этапа: епархиальный (расследование в отношении совершенного чуда (super miro) предполагает опрос свидетелей, показания самого исцеленного и его лечащих врачей и независимую медицинскую экспертизу) и римский, к-рый начинается только после подписания декрета о добродетельности и учреждения специальной медицинской комиссии. После подтверждения свершенного чуда и подписания соответствующего декрета папа отдает распоряжение об опубликовании беатификационного акта и назначает дату церемонии причисления подвижника к лику блаженных. Во время торжественной церемонии в базилике св. Петра зачитывается папское бреве о Б., открывается покрытая тканью икона новопричисленного и поется благодарственный гимн «Te Deum» (Тебя, Бога, хвалим). Папа служит мессу, являющуюся первым офиц. актом почитания блаженного. Для последующей канонизации причисленного к лику блаженных необходимо удостоверение чуда, происшедшего уже после Б.
Во время понтификата Иоанна Павла II число Б. и канонизаций увеличилось; папа рассматривает их как один из важнейших пунктов политики новой евангелизации. Если в ХХ в. в период понтификатов Пия Х, Бенедикта ХV, Пия XI, Пия XII, Иоанна ХХIII и Павла VI было проведено 79 Б., то Иоанн Павел II беатифицировал 993 подвижника (данные на 30 июня 2000). Вопреки многовековой практике он провел 46 беатификационных церемоний за пределами Рима во время зарубежных поездок.
Ист.: Normae servandae in inquisitionibus ab episcopis faciendis in causis sanctorum // AAS. 1983. Vol. 75. P. 396-404; Divinus Perfectionis Magister // Ibid. P. 349-355; Догматическая Конституция о Церкви «Lumen gentium» // Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 63-130.
Лит.: Indelicato S. Il processo apostolico di beatificazione. R., 1945; Antonelli F. De inquisitione medico-legali super miraculis in causis beatificationis et canonizationis. R., 1962; Hoffmann H. L. De testibus in processibus beatificationis et canonizationis testimoniorumque obiectis. Vat., 1968; Zubka J. Proces beatyfikacyjny i kanonizacyjny. Warsz., 1969; Темниковский Е. Н. Канонизация // Христианство: ЭС. Т. 1. С. 673-679; Molinari P. Canonizazione dei santi // Nuovo Dizionario di diritto canonico. Mil., 1993.
БЕАТИФИКАЦИЯ
Основные этапы становления процедуры Б.
Первоначально процедура Б. не выделялась как самостоятельная и входила в прерогативы местного епископа. Однако папа Александр III (1159-1181) запретил почитание святого без утверждения его папским престолом. Учрежденная папской конституцией Сикста V «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588 г. Свящ. Конгрегация обрядов была призвана упорядочить процедуру канонизации и Б. Папа Урбан VIII четко разграничил понятия Б. и канонизации, к-рой должно предшествовать причисление к лику блаженных, и присвоил право Б. Римской кафедре (апостольские послания «Cоelestis Hierusalem cives» от 5 июля 1634 и «Decreta servanda in canonizatione et beatificatione Sanctorum» от 12 марта 1642). Александр VII в 1662 г. предписал проводить церемонию причисления к лику блаженных только в базилике св. Петра (первой стала Б. Франциска Сальского 8 янв. 1662). Наиболее полно теория Б. и канонизации разработана в трактате кард. Просперо Ламбертини (буд. папа Бенедикт XIV) «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» (De servorum Dei beatificatione et Beatorum canonisatione. Bologna, 1734-1738), в течение 2 веков остававшемся базовым документом для Свящ. Конгрегации обрядов. Основные положения, касающиеся практики Б., были закреплены в Кодексе канонического права 1917 г. (каноны 1999-2141); канон 2101 разрешал начинать процесс Б. лишь по прошествии 50 лет после смерти подвижника. Повышение требований к критическому анализу отбираемого во время дознания материала повлекло за собой учреждение Пием XI исторической секции при Свящ. Конгрегации обрядов (motu proprio «Già da qualche tempo» от 6 февр. 1930) и публикацию «Норм проведения ординарных процессов в исторических случаях» (Normae servandae in construendis processibus ordinariis super causis historicis) от 4 янв. 1939 г. В 1949 г. при Свящ. Конгрегации обрядов была учреждена медицинская комиссия для удостоверения чудес, происшедших по заступничеству святых и блаженных. Папа Римский Павел VI провел частичную реформу процедуры (motu proprio «Sanctitas clarior» от 19 марта 1969) и учредил вместо Свящ. Конгрегации обрядов Конгрегацию канонизации святых и Конгрегацию богослужения (апостольская конституция «Sacra Rituum Congregatio» от 8 мая 1969). Следуя принципу коллегиальности, утвержденному Ватиканским II Собором, папа Иоанн Павел II провел реформу законодательства в этой области (апостольская конституция «Divinus Perfectionis Magister» от 25 янв. 1983, «Normae servandae in inquisitionibus ab Episcopis faciendis» и декрет «De Servorum Dei causis quarum iudicium in praesens apud Sacram Congregationem pendet», оба от 7 февр. 1983), призванную усилить роль епископов-ординариев в процессе канонизации. На основании этих документов Конгрегация канонизации святых 21 марта 1983 г. приняла новое «Положение», рассчитанное на 3 года, однако остающееся в силе и по сей день. В наст. время процедура Б. регулируется Кодексом канонического права 1983 г. (канон 1403; см. Codex juris canonici).
Основными критериями при Б. являются мученический подвиг (martyrium) или святость жизни рассматриваемого кандидата, проявление им основных (благоразумие, справедливость, мужество, воздержанность) и богословских (вера, надежда, любовь) добродетелей (ККЦ. 1803-1829) на уровне героизма (heroicitas virtutum). В случае мученичества необходимо подтверждение, что кандидат в блаженные был подвергнут насильственной смерти в ситуации гонений на веру (odium fidei) и принял ее добровольно в силу побуждений сверхъестественного характера.
Процессы Б. делятся на новые (novus) и исторические (antiquus). В первом случае могут быть заслушаны очевидцы или люди, лично знавшие подвижника, рассматриваемого как кандидат на Б.; во втором случае Б. проводится лишь на основании исторических документов. В особую группу выделяются ситуации, когда имеются свидетельства почитания, к-рое существовало до декретов папы Урбана VIII, запретившего публичное почитание подвижника до его Б. В этом случае на основании исторических документов следует представить подтверждение мученичества или героизма проявленных добродетелей кандидата на Б. Если эти условия соблюдены, процедура может быть проведена без провозглашения факта чуда, совершенного по заступничеству подвижника (как это требуется во всех случаях, кроме мученичества). Данная форма т. н. равноценной Б. встречается редко (последняя, блж. Маргариты Эбнер, была проведена папой Иоанном Павлом II 24 февр. 1979).
Епархиальная стадия
Епископ, получив подобный запрос, обычно проводит консультации с епископами соседних епархий по вопросу целесообразности проведения предварительного расследования святости жизни и чудес, а также публично объявляет о начатом процессе Б. и обнародует результаты расследования. Он назначает по крайней мере 2 богословов-цензоров для оценки изданного письменного наследия праведника с целью выяснить, не содержит ли оно положений, противоречащих вере и морали, а также экспертов-историков и архивистов для исследования неизданных трудов подвижника и др. документов и свидетельств, относящихся к делу. По результатам проведенных работ эксперты составляют для епископа письменный отчет о том, что представленные документы заслуживают доверия. Также эксперты могут изложить собственное мнение о кандидате, сложившееся во время изучения его трудов и документов. Епископ направляет в Конгрегацию канонизации святых краткий доклад о жизни праведника, обосновывает важность процесса, а также обращается с вопросом, не имеются ли в ведомствах Римского престола документы, к-рые могли бы содержать противопоказания для Б. После получения со стороны Конгрегации отрицательного ответа (nihil obstat) епископ начинает процесс заслушивания свидетелей. В их число не могут быть включены священнослужители, поскольку они не вправе разглашать тайну исповеди, а также ходатаи процесса Б. Свидетели должны лично знать кандидата в блаженные; заслушиваются также его родственники и близкие. Если речь идет о Б. члена монашеской общины, то большая часть свидетелей не должна принадлежать к ней (за исключением случаев, когда это невозможно, напр., Б. монахини строгого затвора). В обязательном порядке должны быть также заслушаны свидетели, к-рые выступают против Б.
Римская стадия
В случае мученичества на этом процедура Б. считается законченной; для праведников необходимо также подтверждение чуда, происшедшего по их заступничеству. Это должно быть физическое явление сверхъестественного характера, напр. внезапное, полное и устойчивое исцеление после тяжелой болезни, необъяснимое с научной т. зр. Процедура подтверждения чуда, аналогичная установлению мученичества или подтверждению героизма проявленных добродетелей, также распадается на 2 этапа: епархиальный (расследование в отношении совершенного чуда (super miro) предполагает опрос свидетелей, показания самого исцеленного и его лечащих врачей и независимую медицинскую экспертизу) и римский, к-рый начинается только после подписания декрета о добродетельности и учреждения специальной медицинской комиссии. После подтверждения свершенного чуда и подписания соответствующего декрета папа отдает распоряжение об опубликовании беатификационного акта и назначает дату церемонии причисления подвижника к лику блаженных. Во время торжественной церемонии в базилике св. Петра зачитывается папское бреве о Б., открывается покрытая тканью икона новопричисленного и поется благодарственный гимн «Te Deum» (Тебя, Бога, хвалим). Папа служит мессу, являющуюся первым офиц. актом почитания блаженного. Для последующей канонизации причисленного к лику блаженных необходимо удостоверение чуда, происшедшего уже после Б.
Во время понтификата Иоанна Павла II число Б. и канонизаций увеличилось; папа рассматривает их как один из важнейших пунктов политики новой евангелизации. Если в ХХ в. в период понтификатов Пия Х, Бенедикта ХV, Пия XI, Пия XII, Иоанна ХХIII и Павла VI было проведено 79 Б., то Иоанн Павел II беатифицировал 993 подвижника (данные на 30 июня 2000). Вопреки многовековой практике он провел 46 беатификационных церемоний за пределами Рима во время зарубежных поездок.
Порядок канонизации и беатификации в католической церкви. Справка
19 февраля 2010 года в Ватикане состоится консистория (совещание Коллегии кардиналов) по вопросам канонизации ряда деятелей Римско-католической церкви.
В Римско-католической церкви Коллегия кардиналов собирается под председательством папы для обсуждения вопросов, касающихся канонизаций. Это собрание называется консисторией (лат. consistorium – помещение для собраний).
В консистории принимаются решения о канонизации (от греч. kanonizo, «включать в канон», «узаконивать») – законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник, прославившийся своими подвигами, посмертно причисляется к лику святых. Сначала канонизация совершалось папой вместе с Собором епископов. Но с падением значения Собора на Западе участие его в канонизации не стало признаваться необходимым. Место Собора заняла Коллегия кардиналов с совещательным голосом. Все вопросы о причислении кого-либо к лику святых стали решаться в Риме папой и Коллегией кардиналов.
В первые века христианства о канонизации не говорилось, тогда доказательством святости был факт мученической смерти за веру во Христа или подвижнический характер жизни исповедника, о котором было известно всем. Со временем Церковь выработала определенные практики и процедуры канонизации.
В 1171 году папа Александр III издал декрет, резервировавший канонизацию Папскому Престолу, который только в 1234 году стал повсеместным церковным правом. В следующие века, кроме канонизаций, появились беатификации, то есть разрешения пап на почитание какого-нибудь праведного человека в определенной местности или регионе. Окончательно зарезервировал беатификацию за Папским Престолом в 1515 году папа Лев X. В 1642 году папой Урбаном VIII было введено четкое разграничение беатификации и канонизации.
Очень трудная и длинная процедура проведения процессов беатификации и канонизации почти не изменялась вплоть до начала XX века.
В 1902 году было учреждено историческое отделение Конгресса обрядов, при котором папа Лев XIII основал историко-литургическую комиссию, помогавшую решать трудные проблемы исторического порядка. В 1917 году был опубликован разработанный папой Пием Х Кодекс канонического права.
Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского Собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI и Иоанн-Павел II. В 1969 году Павел VI разделил Конгресс обрядов, создав два новых учреждения: Конгресс богослужений и Конгресс канонизации святых. В 1983 году пересмотр процедур канонизации завершился обнародованием апостольской конституции Иоанна Павла II и правил, которые образуют действующее законодательство в сфере канонизации.
В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях «кандидата», и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.
Процесс причисления к лику святых включает две ступени – беатификацию (причисление к лику блаженных) и собственно канонизацию, представляющую окончательное суждение о святости лица, ранее беатифицированного.
Беатификация (лат. beatificatio) – это акт причисления того или иного лица к лику блаженных, это своеобразная «низшая ступень» в процессе подготовки канонизации – непосредственного причисления к сонму святых.
Беатификация как необходимый этап процесса канонизации была введена с XVII века. Процесс беатификации предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников).
Сначала в Ватикан представляется так называемое positio – достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части – неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания, как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до XIX века таких «противников» даже назначали, именуя их «адвокатами дьявола»).
Если процесс завершается в пользу «кандидата», досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения. Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого «кандидата». Только после этого папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.
Процесс беатификации завершается обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе святого Петра. При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum.
Процесс канонизации аналогичен беатификации. Начинается он ходатайством прокуратора и подачей материала в Конгрегацию обрядов. После рассмотрения вопроса в Конгрегации, папа, если соглашается на возбуждение дела, дает последней поручение. Так же, как при беатификации, собираются необходимые сведения через подлежащих епископов. Все собранные сведения тщательно проверяются. Постановление о беатификации и канонизации делаются в консистории. Опубликование беатификационных и канонизационных актов совершается с особым торжеством по специальным чинам.
Условия канонизации в католической церкви: святая жизнь и проявление чудодейственной силы. К героическим добродетелям относятся три богословских добродетели – вера, надежда и любовь, и четыре основных – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, с их предположениями и следствиями. Все добродетели должны быть проявлены не в единичных случаях, а в большом их числе, действительно героически, добровольно и с радостью. Но по отношению к кардинальным добродетелям считается достаточным, если подвижник благочестия обнаружил те из них, которые были наиболее свойственны и приличны его положению. Признание наличности чудодейственной силы регламентируется следующими положениями: требуются не прижизненные чудеса, а посмертные. Для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев.
Католическое деление святых на «святых» и «блаженных», «прошедших беатификацию», имеет своим следствием различие в их культе. Первые признаются и должны быть признаваемы за святых всеми членами Церкви; они призываются в публичных молитвах во всей католической церкви как ходатаи пред Богом. В их память могут быть освящаемы Церкви; память каждого из них Церковь празднует один или несколько дней в году; изображения святых со знаками святости (венец, нимб) могут быть выставляемы во всех церквах и почитаются, как иконы; останки святых (реликвии) открыто выставляются в церквах для поклонения верующих.
Культ блаженных имеет более ограниченный объем. Существенное его отличие от культа святых состоит в том, что он не может быть предписан для целой Церкви, он только допускается в таких пределах (очень редко). Запрещается расширять публичное отправление культа блаженного за пределы, в которых этот культ дозволен. Изображения и реликвии блаженных без особого дозволения папы не могут выставляться в храмах и ораториях, особенно где совершается месса. Также требуется особое разрешение папы на освящение престолов и на празднование в честь блаженных, на дневные службы им и на призывание их в публичных молитвах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников