Бдение у гроба что это

Бдения с покойным: почему на Руси боялись оставлять умерших одних

Бдение у гроба что это. Смотреть фото Бдение у гроба что это. Смотреть картинку Бдение у гроба что это. Картинка про Бдение у гроба что это. Фото Бдение у гроба что это

Страх перед мертвецами в народном сознании соседствует с уважением и даже трепетным отношением к телу умершего человека. Одна из самых старых русский традиций предполагает ночные бдения у гроба — ведь усопшего ни в коем случае нельзя оставлять в одиночестве. Почему?

«Ночные посиделки»

Покойника старались похоронить на третий день после смерти. Перед этим тело помещали в гроб, который стоял прямо в избе, где усопший ранее жил. Покойника мыли и одевали в чистую одежду, причем нередко перед смертью он, если был в сознании, сам распоряжался, во что именно его следует облачить.

Гроб ставили изголовьем в угол, и в течение трех дней строго запрещалось оставлять почившего одного. Кто-то из близких обязательно находился рядом, а порой собиралась вся семья вместе с соседями, друзьями и даже незнакомыми людьми. Не пустить человека в дом, где находится усопший, считалось дурным тоном. Кроме того, ночью, пока покойник находился в доме, спать было нельзя. В полночь организовывали поминальную трапезу, общались, тихо пели песни и вспоминали умершего. Подобным образом проходят и ставшие традиционным поминки уже после похорон, а также на девять и сорок дней.

Несмотря на тягость момента, все старались вести себя спокойно и непринужденно: приходили, рассаживались вокруг покойника и негромко разговаривали. После трапезы лицо умершего закрывали платком или куском ткани. Поверье гласило, что в противном случае он не будет лежать неподвижно, а начнет беспокоить окружающих и накликает на живых беду. Возле гроба оставляли горящие свечи, и погасить их разрешалось только с наступлением рассвета. Домочадцы могли по очереди «дежурить» возле гроба до утра. В некоторых семьях этот процесс называли ночным бдением или ночными посиделками. Чаще всего в нем принимали участие пожилые женщины, которым хорошо были известны церковные молитвы.

В шесть утра покойнику открывали лицо и умывали святой водой, а женщины выходили из дома на улицу и голосили. Обычай с плакальщицами на Руси существовал довольно долго, особенно в крестьянской среде. По мнению современных исследователей, эта традиция зародилась неслучайно и была нужна, прежде всего, чтобы помочь родственникам умершего человека пережить утрату, разрешить себе погоревать и не копить в душе негативные эмоции.

Покидая родной дом

На Руси полагали, что покойник до погребения находится как бы между двумя мирами. Страх перед этим состоянием порождал немало легенд и правил, призванных обезопасить мир живых от потусторонних сил. С этим связано не только сидение с усопшим по ночам, но и другие традиции. Покойнику перевязывали руки и ноги, чтобы он не смог «уйти», а также прикрывали глаза монетами, чтобы он не видел обратного пути домой. По этой же причине тело выносили ногами вперед – так, верили наши предки, усопший не сможет найти дорогу в свое прежнее жилище. У некоторых народов была и другая традиция – стучать гробом об порог избы и трижды вращать его вокруг своей оси, чтобы «выбить» из тела все воспоминания или, как говорили тогда, «вытрясти душу».

Популярная еще в советские времена традиция разбрасывать возле дома усопшего еловые и сосновые ветви тоже берет начало с древних времен. Таким образом покойнику старались усложнить «возвращение» домой по острым иголкам. Чтобы попрощаться с человеком навсегда, гроб порой выносили не в дверь, а через окно с целью запутать того, кто захочет вернуться туда из потустороннего мира.

Источник

Сидение на гробе и ночные бдения: какие странные похоронные обряды были на Руси

Бдение у гроба что это. Смотреть фото Бдение у гроба что это. Смотреть картинку Бдение у гроба что это. Картинка про Бдение у гроба что это. Фото Бдение у гроба что это

Погребальные обряды на Руси всегда сопровождались многочисленными ограничениями. Кому нельзя омывать покойника и закрывать ему глаза? Почему нельзя приходить на кладбище в Пасхальное Воскресение? Можно ли класть в гроб вещи и что запрещено делать во время похорон? Ответы зависели от обычаев и суеверий, которые соблюдали жители в том или ином регионе.

Разодранная рубаха

Родственники отстранялись от многих обязанностей по организации проводов в последний путь умершего. Им запрещалось выносить гроб — это была обязанность добровольцев из числа односельчан, друзей, сослуживцев.

Родные также не могли омывать и одевать тело. Делали это вдовы, которые сохраняли траур по почившему мужу и не вышли замуж повторно. По наблюдениям этнографа М. И. Осокина, в Малмыжском уезде Вятской губернии перед омовением запрещалось снимать с умершего рубаху через голову. Ее раздирали вдоль тела. В Киргинской слободе Ирбитского уезда Пермской губернии умерших одевали в ту одежду, которую они любили носить при жизни.

Беспрерывная молитва

Закрыть глаза испустившего последний дух в идеале должен был священник. На худой конец, это дозволялось сделать врачу или близкому человеку, не связанному с почившим кровным родством. В Сибири же только родным разрешалось оставаться на ночь у гроба покойного, чтобы при необходимости закрывать ему глаза. При этом спать или дремать рядом с гробом запрещалось. Священники объясняют запрет на оставление покойника одного и сон рядом с ним тем, что над новопреставленным необходимо без перерывов читать молитвы, чтобы его душа прошла мытарства и отправилась в Царствие Небесное через 40 дней после смерти.

Щепа от гроба

В одном из своих очерков известный земский врач Иван Моллесон писал, что в Пермской губернии щепу и куски дерева от изготовленного гроба строго запрещалось сжигать в печи. Их следовало бросить «на волю» — например, отнести вместе с навозом в поле или бросить в лесу. Запрет на сжигание в печи объяснялся тем, что от разведенного огня покойнику будет жарко на том свете. К слову, пермякам запрещалось рассчитываться с гробовщиком деньгами. Только вином.

Дьявольские гнезда

По традиции захоронение умершего проводилось на третий день после кончины. Копать могилу родственникам также запрещалось. Но в Оренбургской губернии никогда не оставляли вырытую могилу на ночь. По наблюдениям краеведа В. Малмецкого, местные жители верили, что в оставленной на ночь могиле «дьявол заведет свои гнезда». Поэтому могилу копали непосредственно в день похорон.

Обман смерти

Кому сидеть на гробе

Фольклорист и этнограф Павел Богословский описывал обряд «проводничества». Гроб ставили на дровни и направлялись на погост, при этом родственники во время пути могли сесть на закрытый гроб. Если скончавшийся был мужчиной, то сесть к нему на гроб разрешалось детям. А вот жене запрещалось. Если же скончавшаяся была женщиной, то дети и муж могли ехать на погост, сидя на ее гробе.

Многочисленные запреты при шествии похоронной процессии сохраняются и сегодня. Ее нельзя опережать и пересекать дорогу, а завидев на пути, стоит остановиться и снять головной убор.

Последняя разлука

Бытует мнение, что в гроб к покойному нельзя опускать личные вещи, чтобы они «не утянули» хозяина на тот свет. А вот на Урале перед закрытием крышки в гроб опускали огарки свечек, которые горели во время отпевания. Верили, что с ними душа покойного «выйдет навстречу Христу». По наблюдениям историка и этнографа А. Топоркова в Екатеринбургском уезде, близкие и родственники при опускании гроба в могилу совершали обряд «последней разлуки», бросая в могилу носовые платки.

Брошенные дровни

Правилу, что нельзя забирать с кладбища вещи, следуют все русские. Именно поэтому никогда не берут использованные во время погребения полотенца, платки, посуду. Известный пермский краевед XIX века Василий Шишонко в своих летописях отмечал, что обрусевшие пермяки шли еще дальше — они оставляли на кладбище дровни, на которых был привезен гроб. В Вятской губернии бытовало поверье, что дровни, на которых везли покойника, больше нельзя использовать, поэтому их всегда бросали неподалеку от погоста. Этнограф и пермский краевед И. Я. Стяжкин подметил еще одну интересную деталь: если в доме было несколько дверей, возвращающимся с погоста запрещалось входить в ту, через которую выносили покойника.

Прощай!

По традиции, существует время, когда запрещается навещать умершего. Нельзя ходить на кладбище в день рождения почившего, а также в Пасхальное воскресение. Считается, что эти дни покойники проводят у Божьего престола, и беспокоить их посещением не следует.

Входить на само кладбище нужно в калитку, а не в большие ворота, которые открываются для прохода траурного шествия. Как поясняет в одной из статей фольклорист и этнограф В. Добровольская, в народе бытует мнение, что вошедшего в ворота «самого скоро повезут». В архиве научно-исследовательского Центра тверского краеведения и этнографии сохранилось подтверждение на запрет плотного закрытия калиток оград, которыми огорожены конкретные места захоронения. При нарушении этого правила мертвые начинают приходить к живым и просить «оставить хоть маленькую щелочку».

При уходе с кладбища нельзя оглядываться, а при расставании с покойником во время похорон и при посещении могилы не стоит говорить: «До свидания». Только: «Прощай!».

Источник

Бдение у гроба что это. Смотреть фото Бдение у гроба что это. Смотреть картинку Бдение у гроба что это. Картинка про Бдение у гроба что это. Фото Бдение у гроба что этоnebitie

Смерть как квинтэссенция жизни

Каждый упорно верит, что он не должен умереть

Подготовка к смерти.

Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле. Там он кланялся на все четыре стороны: «Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел. «

Чувствуя приближение смерти, люди призывали к себе священника для исповеди. После исповеди прощались с родными, давали наказы, благословляли, «приказывали долго жить».

Среди приверженцев старой веры, напротив, считалось тяжким грехом исповедоваться у православного священника. Покаяние возможно было приносить только перед своим наставником. Случалось, что наиболее убежденные староверы уходили перед смертью из деревни и умирали где-нибудь в полном одиночестве, зачастую уморив себя голодом.

Формы погребения.

На рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших уже в распрямленном виде.

После крещения Руси в X веке русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин или домин.

Языческие обычаи изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранялось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случается и до сих пор.

Представления о смерти.

Православные похороны не несут отпечатка трагедии случившегося. Наоборот, это в большой степени радость от надежды на то, что душа умершего благочестивого человека попадет в рай, предстанет перед Богом и будет молиться там за оставшихся на земле.

Стараясь облегчить путь души к Богу, вкладывали в руку умирающему свечу, кадили вокруг него ладаном.

Подготовка к похоронам.

В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.

Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного.

Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.

Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.

Омовение.

Смывальщики.

Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего.

Если не было профессиональных смывальщиков, омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Правда, в некоторых деревнях было принято обмывать тело родственникам того же пола, что и умерший.

В некоторых селах умершего раздевали перед обмыванием, раздирая на нем одежду вдоль тела, а не снимая через голову. При обмывании читали молитву.

Процедура омовения носила ритуальный характер, магическую направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи.

Обмыть старались очень быстро. Обмывали обычно три человека: «один обмывает, другой посудку держит, третий поддерживает тело». Обмывание, собственно, было похоже на обтирание покойника: тряпочкой, куделькой, ватой или просто тыльной стороной руки водили по умершему сверху вниз. Смазывали глаза, нос, уши, рот, грудь, а также «во всех местах, где суставчики». Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка.

Обмывальщикам после совершения ритуала обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться.

Существовало поверье, что если нечистая сила сумеет подобраться к покойному, то она выкручивает ему руки и ноги. Поэтому староверы, например, перевязывали суставы умершим суровыми нитками, получался крест, и нечистая сила отступала.
Волосы покойному расчесывали гребнем, а иногда щепочкой от гроба. Затем клали их в гроб.

Одевание.

В начале XVII века мертвых хоронили в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье. Если умирал больной, его брали с постели, клали на лавку, омывали тщательно и надевали на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги. Обвивали его тело в белое полотно, сделанное в виде рубашки с рукавами, складывали ему крестообразно руки на груди, сшивали полотно у изголовья, также на руках и ногах. И клали его в гроб на носилки. Если это был богатый человек или дворянин, носилки покрывали бархатом или дорогим сукном. Если же это человек не зажиточный или бедняк, носилки покрывали его собственным кафтаном из холста или другой дешевой материи. Так и несли его на кладбище.

Способ изготовления погребальной одежды подчеркивал ее предназначенность преисподнему миру. Одежда была как бы не настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью. Имитированной была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. Когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали. Онучи, надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Таким образом придавалось как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом.

Когда-то постель умершего и одежду, в которой он умер, клали под куриный насест и держали их там в течение шести недель (пока душа умершего, по поверью, находится дома и нуждается в одежде).

Положение в гроб.

В старину обмытый и обряженный покойник один или два дня лежал на лавке под образами. Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В это время приходили прощаться с ним дальние родственники, знакомые, соседи. Для чтения псалтыря приглашались старушки-читалки, которые, помимо псалмов, исполняли духовные стихи.

Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя было оставлять одного. Считалось, что нужно стеречь его от нечистой силы, «от бесов».

Гроб. При изготовлении гроба полагалось класть в него образовавшиеся стружки. Щепу потом вывозили подальше за село и выбрасывали, а не сжигали, чтобы покойнику не было жарко на том свете. Предпочитали делать гроб из кедра, сосны, только не из осины. В местностях, богатых лесом, старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева.

Гроб соответственно рассматривался как последний дом умершего. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
Перед тем как положить покойника, гроб обязательно окуривали дымом ладана из кадила. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким: мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Дно гроба устилали также листьями березового веника, причем «чистого», т.е. сделанного не в воскресенье. Такими же листьями набивали подушечку под голову. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.

Положение. Прежде при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Пока готовили гроб, омытого покойника клали на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность.

Существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете. В древности иногда в рот мертвецу клали несколько мелких монет, как будто для издержек в дальней дороге на тот свет, а к гробу привешивали кафтан покойника.

В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.

За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Проводы усопшего.

Домашние проводы. Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях в небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника.

Если не приглашается священник, псалтырь или другие священные книги читают верующие миряне. Но часто посиделки старушек у гроба проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах.

Вынос тела. Бытует мнение» что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя. Существует обычай выносить тело из дому ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.

Существовал и такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба стопором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог.

Топор.

Многие народы, в том числе и славяне, старались выносить умершего не через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально проделанное отверстие, чтобы обмануть покойника, чтобы «запутать его след».

В старину, как только покойника выносили из дома, старались вымыть одной водой всю избу: стены, лавки, даже всю посуду. Теперь моют только пол.

При выносе тела умершего из дома было принято громко плакать. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему.
Еще древнерусская церковь наложила запрет на народные вопли и плачи. Надгробные плачи расценивались как проявление языческих представлений об участи души за гробом, отсутствие у народа христианской веры в бессмертие души. Матери не должны были плакать по умершим детям. Однако церковный запрет в повседневной жизни не соблюдался. Петр I издал даже специальный указ о воспрещении плача на похоронах, который также не возымел действия.

Траурная процессия. Похоронное шествие возглавлял человек, несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Если умирал мужчина, впереди похоронной процессии шел с иконой мужчина, если женщина, то икону несла женщина. Перед процессией разбрасывали еловые или пихтовые ветки, а летом и цветы.

В русских деревнях еще в прошлом веке из суеверных соображений старались переносить гроб в рукавицах, на полотенцах, жердях, носилках.

В некоторых местах старались доставить мертвеца к месту захоронения на санях, причем даже летом.

Сидя на санях.

Отсюда пошло выражение «сидя на санях», что означает «в конце жизни». Владимир Мономах так начинал свое знаменитое «Поучение»: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. » Перевернутые сани часто служили намогильным памятником. Но иногда сани сжигали либо оставляли до сорокового дня лежащими вверх полозьями.

По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц.

На современных похоронах обычно не разрешают детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.

Источник

Почему на самом деле у русских было принято сидеть возле гроба с покойником

Бдение у гроба что это. Смотреть фото Бдение у гроба что это. Смотреть картинку Бдение у гроба что это. Картинка про Бдение у гроба что это. Фото Бдение у гроба что это

Во многих произведениях русских классиков можно встретить этот обычай – «сторожить» покойника. На Руси и в самом деле было так принято. Возле тела усопшего постоянно кто-то находился вплоть до похорон. Такая практика была обусловлена поверьями, в верности которых наши предки не сомневались.

Оградиться от мира мертвых

Как утверждает Елена Левкиевская, автор издания «Мифы русского народа», на Руси отношение к мертвым со стороны живых отличалось двоякостью. Согласно поверьям, покойники могли как помогать своим родственникам, так и вредить им. Однако в любом случае влияние умерших считалось опасным. Усопший, в особенности если это был хозяин дома, мог утянуть за собой все хозяйство и даже стать причиной новых смертей, то есть забрать кого-либо из близких. Именно поэтому русские с помощью различных оберегов, магических действий и прочего старались оградить себя от загробного мира.

Например, как пишут В.И. Борисова и А.В. Гадло в своем труде «Историко-этнографические очерки Псковского края», покойник должен был в обязательном порядке проститься с деревней, в которой он жил. Для этого гроб с телом выносили за околицу, ставили лицом к населенному пункту, и все желающие прощались с усопшим. Кроме того, с кладбища возвращались иным, чем шли на кладбище, путем. Все это делалось для того, чтобы покойник не проследил за живыми и не вернулся с кладбища домой. Даже имя умершего произносить не разрешалось. Неудивительно, что родственников усопшего, носивших аналогично имя, нередко переименовывали.

Обычай «сторожить» покойника

Именно страхом и была обусловлена практика «охраны» тела умершего. Юрий Овсянников, автор издания «Картины русского быта: стили, нравы, этикет», утверждает, что после смерти усопшего вносили в дом и клали на скамью головой к иконам. Труп обмывали и надевали чистую, чаще всего новую одежду. Поначалу покойника клали в гроб только перед самым выносом, но позже тело стали помещать в гроб сразу. Согласно канонам, сохранившимся до наших дней, покойного хоронили на третий день после смерти, но в XI-XII веках часто погребение совершалось уже на следующие после смерти сутки. Как бы то ни было, все это время мертвец находился в доме, а возле гроба обязательно кто-то дежурил.

Как указано в сборнике научных трудов «Культура русских в археологических исследованиях» под редакцией Ларисы Татауровой, покойника нельзя было оставлять одного ни на секунду, поэтому у гроба сидели как днем, так и ночью. Согласно поверьям, бдение было вызвано необходимостью «охранять тело от всякой нечисти». Дело в том, что считалось, что после смерти душа находится где-то рядом с усопшим, как правило, около головы. И этой душой могли завладеть темные силы. Поэтому тело и принято было «сторожить». По аналогичной причине точно так же охранялись и вырытые могилы, которые в отсутствие людей еще до похорон могли занять бесы.

Кто мог быть «сторожем»?

В связи с тем, что «охрана» покойника считалась делом опасным, к этому делу допускались только определенные категории лиц. Например, беременным женщинам даже не разрешалось переступать порог дома, где находилось тело усопшего. Мало того, по словам Н.Е. Мазаловой, автора труда «Человек в традиционных соматических представлениях русских», женщинам, ожидавшим ребенка, не разрешалось провожать покойного на кладбище и даже смотреть на него. Нарушение этих запретов могло отразиться на новорожденном. Считалось, что кожа у младенца будет синего или желтого цвета, он будет часто болеть или и вовсе умрет: «У ребенка в лице ни кровинки не будет»; «Ребенок страшный будет» и т.п..

Не допускались на бдения и молодые люди как мужского, так и женского полов (в особенности те, кто еще не успел вступить в брак), а также малолетние дети, которым покойник мог бы легко причинить вред. Если верить Д.А. Баранову, Т.Б. Щепанской и И.И. Шангиной, авторам энциклопедии «Мужики и бабы: мужское и женское в русской традиционной культуре», возле покойника (в том числе и по ночам) оставались сидеть исключительно пожилые мужчины и женщины. Самый грамотный читал Псалтырь, остальные пели канон. Первым всегда пели «Когда настанет мой праздник». Молитвы и «сидение при покойнике» продолжались все дни и ночи, пока тот находился в доме, то есть до момента похорон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *