Базовые цифровые компетенции что относится

Полезные материалы

Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей.

Ожидается масштабная трансформация требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы.

Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных.

Внедрение цифровых технологий обусловливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам:

На российском рынке труда ожидается рост спроса на кадры высокой ИТ-квалификации в среднесрочной перспективе.

В частности, вырастет потребность в кадрах по таким перспективным направлениям, как искусственный интеллект, анализ больших данных, робототехника, виртуальная реальность, Интернет вещей.

По результатам исследований в числе перспективных профессий высокой квалификации, востребованных рынком в условиях цифровизации, отметим следующие:

Цифровые навыки стали неотъемлемой частью профессиональных навыков как в области образования и науки, так и в промышленности. Реализация прорывных технологических проектов в условиях цифровой экономики порождает спрос на специалистов, владеющих комплексом жестких, гибких и специальных цифровых компетенций, включая:

Источник

Какими цифровыми компетенциями должны обладать кадры будущего?

Молодые таланты

Молодежь составит больше половины экономически активного населения в ближайшие 10 лет. С учетом демографической ямы молодых специалистов в стране будет на 30% меньше, чем в десятые годы. Поэтому забота о молодежи и подрастающем поколении, их мотивация и развитие стоят в приоритете у государства, в том числе в федеральном проекте.

Все самые востребованные специальности цифровой экономики строятся на дисциплинах математики и информатики. Существует мнение, что сегодня в России на одного программиста приходится три работодателя. По данным Headhunter.ru, за последние два года на 234% вырос спрос на специалистов в сфере данных (Data Science). Востребованность специалистов по большим данным увеличилась на 89%, машинному обучению – на 55%, блокчейну – на 16%. На самые высокие зарплаты могут рассчитывать специалисты по машинному обучению, специалисты по данным и по блокчейну, аналитики данных. Крайне необходимы специалисты по работе с данными и руководители, готовые выстраивать бизнес-процессы на основе данных.
Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

Работа по вовлечению людей в цифровые профессии должна вестись со школы. В 2019 году более 9000 школьников посетили смены в детских лагерях по передовым направлениям математики, ИТ- и цифровых технологий. На современном оборудовании дети смогли получить базовые навыки программирования, изучить робототехнику, лазерную резку, освоить 3D-моделирование и многое другое.

Для более взрослых ребят в рамках федерального проекта Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере была разработана программа «УМНИК», которая направлена преимущественно на поддержку и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности. В 2019 году по ней было отобрано 466 проектов молодых исследователей в возрасте от 18-30 лет для поддержки на сумму 233 млн рублей (по 500 тыс. рублей для каждого проекта). Отбор проходил в рамках целого ряда конкурсов: «Цифровой прорыв», «Цифровая Россия», «Нефтегаз», «Электроника», «Цифровая металлургия» и др. Первым стартовал конкурс «УМНИК – Цифровой прорыв». Его финальный 48-часовой хакатон вошел в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый масштабный в мире по числу участников, собрав свыше 3000 ИТ-специалистов со всей России.

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

Фото: пресс-служба конкурса «УМНИК – Цифровой прорыв»

Обучение цифровым компетенциям стало доступно и для людей, уже имеющих профессиональное образование. Для этого были выбраны короткие программы обучения по развитию цифровых компетенций, эффективность которых уже доказана мировым опытом. В России в этом направлении давно работают коммерческие онлайн-школы, последние несколько лет к обучению по программам дополнительного профессионального образования – обучения сквозным технологиям – подключились и российские вузы.

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

Российский рынок инновационных продуктов испытывает серьезный дефицит квалифицированных кадров в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и их коммерциализации. Повысить квалификацию по этому направлению в рамках государственной субсидии 2019 года получили возможность 14 тыс. человек. Обучение пройдет на базе 8 отобранных по конкурсу образовательных организаций.

Цифровые компетенции для всех

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

После сбора обратной связи о востребованности контента, его качестве и наиболее интересных для пользователя форматах подачи информации в 2020 году на платформе появятся образовательные решения для различных категорий цифровых потребителей – от начинающих до продвинутых. К 2024 году программы повышения цифровой грамотности на онлайн-сервисе должны пройти не менее 10 млн человек. Одна из ключевых задач консорциума заключается в увеличении пользователей цифровых сервисов, работа с мотивацией и доверием граждан и, безусловно, их цифровой безопасностью.

Готовим кадры, слушая бизнес

Мы уже свыклись с тем, что подготовка кадров значительно отстает от скорости технологических изменений, что уровень цифровой грамотности не соответствует тем требованиям, которые возникают в обществе и в экономике, что мы не опережаем, а догоняем. Чтобы идти в сторону изменений и спроектировать решения в области подготовки и развития кадров для цифровой экономики, в конце 2019 года мы собрали на площадке рабочего интенсива «Зимний остров» в Сочи представителей работодателей, бизнеса и вузов. В рабочих группах на протяжении четырех дней они проектировали решения, лучшие из которых были рекомендованы к развитию в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ

В Кадровом треке «Зимнего острова» приняли участие более 600 человек. Не менее половины участников – это представители бизнеса (НR и команды цифрового развития, топ-менеджеры, ответственные за внедрение инновационных продуктов), а также представители вузов и колледжей, провайдеры технологических решений и EdTech-проектов, чиновники и сотрудники рекрутинговых агентств. В число основных трендов трансформации образования вошли развитие ДПО для быстрой подготовки цифровых кадров и повышения финансовой устойчивости вузов, экспорт лучших мировых практик и специальная подготовка преподавателей для тиражирования этих практик на федеральном уровне.

Другим спроектированным решением стала единая точка входа гражданина на цифровой рынок труда. Участники предлагают сделать цифровое резюме с помощью сервиса, который анализирует базовые цифровые компетенции по отрасли и показывает пути развития в области. Эксперты договорились о единых стандартах хранения и обмена данных для формирования цифрового профиля гражданина, для сбора и обмена данными об образовательных и профессиональных достижениях человека и построение его персональных траекторий развития в условиях цифровой экономики. Разработка механизмов мониторинга вариативных долгосрочных траекторий развития человека – один из заделов на разработку в текущем году.

2019 год был важным стартовым этапом реализации федерального проекта. За год мы собрали самые актуальные кадровые запросы работодателей, необходимые в экономике нового десятилетия. Хочу поблагодарить компании, вузы и отдельных экспертов, которые нацелены на воспитание квалифицированных кадров в эпоху цифровой экономики и готовы делиться лучшими практиками для достижения этой общей цели.

Источник

Базовые цифровые компетенции что относится

Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
«ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ»
представляем саммери первой части аналитического отчета

ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной

конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет

Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-

тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка

«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать

Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус

Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,

чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили

за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-

Среди участников конференции были руководители крупнейших

российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры

ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-

нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-

ного профессионального образования»

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-

перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр

внимания поставили следующие вопросы:

• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного

• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;

• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;

• инновационные модели образования и передовые образовательные

• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.

Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных

решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными

Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-

лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой

парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей

обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,

социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.

Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно

разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу

определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых

навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много

неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.

Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-

ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-

ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные

и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся

обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-

ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения

в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,

как École 42, является тому подтверждением.

Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-

строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,

в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством

образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-

вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-

тивном университете Сбербанка.

Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки

Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть фото Базовые цифровые компетенции что относится. Смотреть картинку Базовые цифровые компетенции что относится. Картинка про Базовые цифровые компетенции что относится. Фото Базовые цифровые компетенции что относится

Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и

умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования

лежат цифровые компетенции (digital competencies) —

— способность решать разнообразные задачи в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

— использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,

включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с

Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital

competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию

цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и

ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,

в общественной жизни

Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому

сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-

ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом

Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать

устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные

на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-

никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым

контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-

ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-

ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное

преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые

чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников

ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала

компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-

тивны в своей деятельности, в частности в связи с:

• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных

изменившимся потребностям цифрового мира;

• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием

цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;

• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических

• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции

в цифровые таланты;

• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов

• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному

Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается

на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital

Competence Framework for Educators)

Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно

поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские

навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.

Пользовательские цифровые навыки:

1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью

в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для

получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-

сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение

работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,

онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные

навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-

ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).

1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять

цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.

Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-

пользование цифровых технологий и получение практических результатов.

Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-

вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),

способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-

мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить

2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные

с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-

де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-

мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для

их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно

включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-

Источник

Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает

Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает

Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) определяет цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях.

Невозможно представить в наше время школу, в которой бы не использовались ресурсы ИКТ для решения базовых вопросов формирования цифровой грамотности и внедрения её в курсы других предметов с целью эффективности обучения.

Базовые компетенции цифровой грамотности включают:

Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.

Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.

Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, «отделять зёрна от плевел».

Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:

— доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;

а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,

б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.

в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность

г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.

— создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;

— коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.

Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.

Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.

Сегодня информатизация школы связана не только с оснащением компьютерными технологиями. Важное место занимает система интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Для этой цели используются различные современные модели в рамках урока и дополнительного образования:

— веб-серфинг, как один из распространённых методов обучения, помогает учащимся знакомиться с содержанием сайтов, учит перемещению по гиперссылкам.

Проект CyberGuide предлагает выполнить различные задания, связанные с исследованием литературных произведений. Задания, соответствующие стандартам образования, предоставляются через Интернет с инструкцией для учителя и ученика.

— мультимедийные презентации учат работать с такими технологиями как тексты, видео, графика, звук и анимация. Творческий аспект работы: планирование, проектирование и создание презентаций, а также подача готового продукта, делает этот проект наиболее популярным среди обучающихся. К мультимедийным презентациям относятся:

а) разработка сайтов в Интернете;

б) участие в развитии гипермедийной структуры

г) компьютерные презентации с использованием мультимедиа

д) съёмка и монтаж видеофильма.

— Дистанционная проектная деятельность (Telecomputing)помогает педагогам и учащимся непосредственно через Интернет передавать опыт деятельности в разных школах, участвовать в онлайн-конференциях, делиться результатами творческой деятельности, искать общие решения назревших проблем и т.д.

— Онлайн-дискуссии с помощью интернет-каналов позволяют обмениваться информацией в реальном времени.

Все перечисленные внедрения ИКТ в образование зависят от уровня оснащения, технических специалистов и творческого подхода педагогов. Интересным и полезным с образовательной и воспитательной точки зрения является участие в межнациональных и международных проектах, с помощью которых можно узнать много нового о культуре разных народов, совершенствовать знание иностранных языков и т.д.

Наиболее эффективные стратегии ИКТ в практике начального образования

Внедрение современных стратегий ИКТ в практику начального образования позволяет научить младших школьников:

— выполнять проектные задания к урокам начальной школы

— создавать небольшие презентации с использованием фотографий, иллюстраций, анимации.

— осваивать приёмы компьютерной графики для создания рисунков, различных конструкций, моделей.

— нахождению нужной информации в Интернете с помощью учителя и родителей. Проект WebQuest (http://webquest.org/) с успехом можно использовать для этих целей.

Обучение младших школьников основам возможностей ИТК может проходить факультативно и частично на уроках по основным предметам.

Мой опыт показывает, что учащиеся начальной школы лучше воспринимают и усваивают материал, когда учитель использует цифровые технологии: презентации к теме урока или видеоматериал, например, на уроке изобразительного искусства «Как из бумаги сделать розу» и др. Визуальное наблюдение, яркие иллюстрации, музыкальное сопровождение активизируют познавательную деятельность ребёнка, его творческую активность и желание самому узнать и овладеть приёмами работы в занимательном и интересном мире ИКТ.

Для младшего школьного возраста целесообразно использовать многочисленные программы цифровых образовательных ресурсов, представленные на информационных порталах, рекомендованные Министерством образования РФ: компьютерные азбуки и буквари, учебники с иллюстрациями, архивы презентаций и многое другое.

Источник

Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) определяет цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях.

Невозможно представить в наше время школу, в которой бы не использовались ресурсы ИКТ для решения базовых вопросов формирования цифровой грамотности и внедрения её в курсы других предметов с целью эффективности обучения.

Базовые компетенции цифровой грамотности включают:

· Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.

· Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.

· Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, «отделять зёрна от плевел».

Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:

— доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;

а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,

б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.

в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность

г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.

— создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;

— коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.

Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.

Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.

Сегодня информатизация школы связана не только с оснащением компьютерными технологиями. Важное место занимает система интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Для этой цели используются различные современные модели в рамках урока и дополнительного образования:

— веб-серфинг, как один из распространённых методов обучения, помогает учащимся знакомиться с содержанием сайтов, учит перемещению по гиперссылкам.

Проект CyberGuide предлагает выполнить различные задания, связанные с исследованием литературных произведений. Задания, соответствующие стандартам образования, предоставляются через Интернет с инструкцией для учителя и ученика.

— мультимедийные презентации учат работать с такими технологиями как тексты, видео, графика, звук и анимация. Творческий аспект работы: планирование, проектирование и создание презентаций, а также подача готового продукта, делает этот проект наиболее популярным среди обучающихся. К мультимедийным презентациям относятся:

а) разработка сайтов в Интернете;

б) участие в развитии гипермедийной структуры

г) компьютерные презентации с использованием мультимедиа

д) съёмка и монтаж видеофильма.

— Дистанционная проектная деятельность (Telecomputing)помогает педагогам и учащимся непосредственно через Интернет передавать опыт деятельности в разных школах, участвовать в онлайн-конференциях, делиться результатами творческой деятельности, искать общие решения назревших проблем и т.д.

— Онлайн-дискуссии с помощью интернет-каналов позволяют обмениваться информацией в реальном времени.

Все перечисленные внедрения ИКТ в образование зависят от уровня оснащения, технических специалистов и творческого подхода педагогов. Интересным и полезным с образовательной и воспитательной точки зрения является участие в межнациональных и международных проектах, с помощью которых можно узнать много нового о культуре разных народов, совершенствовать знание иностранных языков и т.д.

Наиболее эффективные стратегии ИКТ в практике начального образования

Внедрение современных стратегий ИКТ в практику начального образования позволяет научить младших школьников:

— выполнять проектные задания к урокам начальной школы

— создавать небольшие презентации с использованием фотографий, иллюстраций, анимации.

— осваивать приёмы компьютерной графики для создания рисунков, различных конструкций, моделей.

— нахождению нужной информации в Интернете с помощью учителя и родителей. Проект WebQuest (http://webquest.org/) с успехом можно использовать для этих целей.

Обучение младших школьников основам возможностей ИТК может проходить факультативно и частично на уроках по основным предметам.

Мой опыт показывает, что учащиеся начальной школы лучше воспринимают и усваивают материал, когда учитель использует цифровые технологии: презентации к теме урока или видеоматериал, например, на уроке изобразительного искусства «Как из бумаги сделать розу» и др. Визуальное наблюдение, яркие иллюстрации, музыкальное сопровождение активизируют познавательную деятельность ребёнка, его творческую активность и желание самому узнать и овладеть приёмами работы в занимательном и интересном мире ИКТ.

Для младшего школьного возраста целесообразно использовать многочисленные программы цифровых образовательных ресурсов, представленные на информационных порталах, рекомендованные Министерством образования РФ: компьютерные азбуки и буквари, учебники с иллюстрациями, архивы презентаций и многое другое.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *