Базовая и вариативная часть учебного плана это что

Содержание базисного образовательного плана. Рекомендации к наполнению вариативной части и раздела внеучебной деятельности

Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Смотреть фото Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Смотреть картинку Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Картинка про Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Фото Базовая и вариативная часть учебного плана это что

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Содержание базисного образовательного плана. Рекомендации к наполнению вариативной части и раздела внеучебной деятельности.

Описание слайда:

Нормативный документ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Описание слайда:

Нормативный документ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Описание слайда:

Структура учебного плана
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений является нормативно-правовой основой для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения. В учебном плане общеобразовательного учреждения должны быть отражены основные показатели базисного учебного (образовательного) плана: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка, а также должен быть подробно расписан раздел «Внеурочная деятельность» по направлениям, определенным основной образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Описание слайда:

Содержание образования
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Описание слайда:

Содержание образования на первой ступени
Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд).
Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Общеобразовательное учреждение по своему усмотрению может использовать часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).

Описание слайда:

Предметная линия РУССКИЙ ЯЗЫК
Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Описание слайда:

Предметная линия ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Описание слайда:

Предметная линия ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Описание слайда:

Предметная линия МАТЕМАТИКА
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Описание слайда:

Предметные линии
Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Описание слайда:

Предметная линия эстетического цикла (ИЗО и музыка)
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве интегрированного предмета «Художественный труд».

Описание слайда:

Предметная линия ТЕХНОЛОГИЯ
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Описание слайда:

Предметная линия ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Рекомендуется отводить на этот предмет дополнительные часы за счет раздела «Внеурочная деятельность».

Описание слайда:

Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.

Описание слайда:

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность»
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Описание слайда:

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность»
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Описание слайда:

Варианты учебного плана обучения.

Для первой ступени общего образования представлены четыре возможных варианта учебного плана обучения.
Варианты 1 и 2 базисного учебного (образовательного) плана предназначены для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке.
Вариант 3 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России.
Вариант 4 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном (нерусском) языке.

Описание слайда:

Режим нагрузки и деление на группы
При проведении занятий по родному языку в школах, где наряду с русским языком изучается родной язык (1–4 кл.), по иностранному языку (2–4 кл.) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Учебный курс «Информатика» в начальной школе изучается во 2–4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология».
Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При режиме 6-дневной учебной недели используется вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную базисным учебным (образовательным) планом.

Описание слайда:

Продолжительность урока и учебного года
Продолжительность урока в начальной школе:
в 1 классе — 35 минут;
во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе — 33 учебные недели;
во 2–4 классах — 34 учебные недели.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Смотреть фото Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Смотреть картинку Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Картинка про Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Фото Базовая и вариативная часть учебного плана это что Татьяна Сизонец
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов.А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации.Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 7. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

Школьный учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные исходные положения науки. В педагогике учебный предмет определяют как основу науки в том смысле, что содержание учебного предмета позволяет овладеть современной наукой.

Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.

В уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.

Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.

Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.

В структуре учебного плана выделяют:

1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

Учебная программа в систематическом и последовательном виде излагает содержание учебного предмета по разделам, темам, пунктам. Программа указывает, какие предусмотрены лабораторные и практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.

В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.

Каждый учебный предмет в системе школьного образования имеет утвержденную учебную программу. Это следует из принципа единства и государственности школ в нашей стране. Единая цель воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности – обеспечивается в школе единым содержанием обучения, одинаковыми учебными программами.

Выполнение учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.

Учебник является необходимым звеном в учебном процессе. Издавна он считался важнейшим средством обучения. Учебник имеет обучающее, развивающее и воспитывающее значение, на основе программы он определяет содержание материала в соответствии с возрастными возможностями усвоения знаний учащимися. Учебник должен быть занимательным и интересным, развивать пытливость и любознательность.

Источник

Базовая и вариативная часть учебного плана это что

Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Смотреть фото Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Смотреть картинку Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Картинка про Базовая и вариативная часть учебного плана это что. Фото Базовая и вариативная часть учебного плана это что

Возможность реализации федерального государственного образовательного стандарта в системе профессионального образования может быть обеспечена при условии разработки соответствующей учебно-программной документации. Направление децентрализации разработки учебно-программной документации и дифференциации содержания обучения на уровне конкретного учебного заведения требует теоретического обоснования структуры и содержания программ профессионального обучения. Для соблюдения принципа единства содержательной и процессуальной сторон целесообразно рассматривать составляющие учебно-программной документации в системе.

В педагогической теории и практике выделяются три этапа разработки содержания образования: первый этап – составление проекта, второй этап – подготовка учебных материалов, третий этап – внедрение. При этом на первом этапе осуществляется определение целей, отбор знаний должен соответствовать стратегиям обучения, механизмам реализации программ обучения. От стратегии обучения зависит формирование модулей, последовательность включения учебного материала [4].

Понятие структура определяется как «совокупность устойчивых связей объекта», которые остаются базовыми при различных внешних и внутренних изменениях. Относительно учебно-программной документации под структурой понимается организация содержания, формы его представления, способ построения и логические связи.

Содержание профессионального образования детерминируется целями и задачами. Конкретизация требований к содержанию профессионального образования обуславливается организацией содержания и технологии профессиональной деятельности. В этой связи, важным становятся требования ФГОС устанавливающие нормативные ограничения объема, содержания, последовательности включения в учебный план базовых и вариативных дисциплин, адекватных характеру профессиональной деятельности, уровню автоматизации и соответствующие уровню профессиональной подготовки [2, 6].

В условиях реализации непрерывного образования большое внимание уделяется преемственности содержания профессионального обучения по уровням и формам профессионального обучения.

Проектирование программ профессионального обучения осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим их. Основой проектирования выступает ФГОС, общие, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В них представлены базовая и вариативная части и отражены требования к содержанию профессионального обучения.

Дифференциация содержания обучения определяется общностью средств и предметов труда, организацией и технологией проектной деятельности, трудовых действий, существующая между направлениями подготовки, объединенных в одну укрупненную группу.

Расширение профиля направления подготовки возможно при наличии высокого уровня общности, что позволяет получить успешную специализацию обучающихся по нескольким профилям одного направления подготовки [5].

Эффективность специализации возможна, если в процессе базовой части содержания формируются обобщенные алгоритмы интеллектуальной и профессиональной деятельности, а в процессе овладения вариативной – созданы условия для конкретизации действий.

В базовой части содержания профессионального образования выделяются фундаментальные знания и умения, определяющие повышение теоретического уровня программ профессионального обучения.

В качестве характеристики базовой составляющей программы следует рассматривать их содержательную устойчивость относительно различных профилей подготовки.

В связи с этим, становится очевидной еще одна особенность базовой части программ – направленность на формирование ориентировочной основы деятельности, обобщенных алгоритмов деятельности.

Выделенные связи базовой части программ – содержательная устойчивость, ориентация на формирование обобщенных алгоритмов деятельности – предопределяют ее структуру и характер взаимодействия с вариативной составляющей. По отношению к вариативной базовая часть программ выступает как абстрактная к конкретной, как совокупность основных понятий к дополняющей в системе вспомогательных понятий.

Одна базовая часть может иметь несколько вариативных составляющих. В вариативной части программ профессионального образования осуществляется дальнейшая последовательная дифференциация содержания применительно к профилям подготовки. Совмещение трудовых действий различных профилей подготовки предопределяются требованиями и логикой профессиональной деятельности, а объединение содержания внутри вариативных программ определяется целями обучения, общими и профессиональными компетенциями.

Так, например, направление подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» включает несколько профилей: сервис, строительство, экономика и управление, правоведение и правоохранительная деятельность. Базовая составляющая в этом случае одинакова для всех.

Внутри вариативных программ необходимо создать блоки содержания, общие для двух (сервис и строительство) и двух других (экономика и управление, правоведение и правоохранительная деятельность) профилей подготовки [3].

Общность содержания обучения для различных профилей определяет объем базовой и вариативной частей составляющих программ профессиональной подготовки.

Интеграционные процессы в науке и производстве отражаются на содержании профессионального обучения. Выделение базовой части в содержании обучения является результатами интеграции в содержании профессионального образования. На уровне учебной программы это реализуется в создании новых предметов за счет объединения двух или нескольких учебных дисциплин в следующих вариантах:

2. Объединение большей части содержания учебного материала;

3. Создание нового учебного предмета из модулей.

При этом усиливается мировоззренческая направленность интегрированных учебных предметов, сокращается объем учебного материала, ликвидируется дублирование.

Здесь же следует отметить интеграцию теоретической и практической подготовки. В этом случае осуществляется объединение теоретических и практических составляющих и создаются теоретико-прикладные учебные курсы.

Диалектическое единство интеграции и дифференциации знаний и умений в учебном процессе является необходимым условием моделирования содержания профессионального образования на современном уровне. Идея дифференциации прослеживается в вариативных компонентах программы профессионального обучения [1].

Наиболее полно в вариативной части программ профессиональной подготовки дифференциация содержания осуществляется с помощью модульного обучения: через ориентацию модулей на конкретные трудовые действия и профессионально-технологические процессы; через модульное обучение реализуется единство содержательной и процессуальной сторон учебного процесса, интеграция практической и теоретической составляющих процесса профессиональной подготовки.

Таким образом, выделение содержания базовых и вариативных составляющих обусловлены целями обучения. Выработка единых требований, фиксация определенных содержательных элементов обеспечивает соблюдение единства требований к профессиональной подготовке рабочих и специалистов в региональных системах профессиональной подготовки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *