Батик в художественной школе что это
Способы работы с детьми в технике «Батик». Кружок «Волшебный батик»
Глазунова Наталья
Способы работы с детьми в технике «Батик». Кружок «Волшебный батик»
Хочу поделиться опытом кружковой работы с детьми подготовительной группы
Узелковый батик.
На куске ткани сформировать узелок и туго перевязать его крепкой ниткой или проволочкой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узле. На узелок капнуть краской. Количество узелков зависит от темы работы. Можно сделать от одного и больше. Расположение узелков зависит от композиции рисунка и творчества художника. Затем прорисовать фон.
Холодный батик.
Дети выполняют эскиз простым карандашом на листе бумаги, затем переводят его на ткань. На ткани рисовать нужно резервирующими составами: клеем ПВА, восковыми карандашами или свечой. Затем производится роспись рисунка и фона.
Свободная роспись.
Производится без применения резервирующего состава. Для получения контуров рисунка ткань подвергается очень слабому резервированию растворами крахмала или соли, в результате ограничивается растекаемость краски по ткани.
Способы свободной росписи.
«По-сырому». Чистыми кистями ткань покрывается водой, а затем окрашивается. Краски растекаются свободными формами.
«Сухая кисть». Выполняется щетинными кистями, мазок производится полусухой кистью.
Применение «соли для эффектов». На отдельные участки влажной ткани насыпается крупная соль, высыхая, она вбирает в себя краску вместе с влагой, образуя причудливые разводы.
«Набрызг». Нарисовать на ткани узоры. Налить в тарелку краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, провести по ней расчёской, чтобы получились брызги.
«Печать по трафарету». Приготовить трафареты, можно использовать фабричные. Налить в форму немного краски. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге пробный отпечаток, затем печатать на ткани. Стараться, чтобы краска не размазывалась за пределы трафарета.
Анализ детских работ входит в методику проведения занятия в кружке, как один из важнейших компонентов.
Анализ детских работ вела в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняла требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.
Старалась правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Дети испытывали удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку я давала только по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.
Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость не только себе, но и другим – была моя задача.
Для моих воспитанников роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием, доступным в исполнении, и в то же время эффективным по результатам.
Темы усложнялись, дети постепенно учились раскрашивать ткань всё лучше. Вначале я купила ткань для детей новую, белоснежную бязь. Но детям на ней трудно было рисовать, так как краски на такой ткани очень плохо растекаются. Легче гораздо рисовать на потёртой, мягкой ткани. Чаще всего дети рисовали акварельными красками, так как они более знакомы детям, имеют много тонов, но иногда пробовали рисовать и специальными красками по ткани, у которых только шесть цветов.
Паша П. всегда на занятиях по изодеятельности рисовал плохо, работы были слабенькие, но так хотел заниматься в кружке, что даже маму свою подключил: «Скажи, что я хочу рисовать!» Конечно, я взяла его в кружок. Рисовал он неважно, но с каким удовольствием! Он внимательно выслушивал объяснения, старался всё выполнять, хоть у него и не всё получалось по теме, но фантазировать с красками ему очень понравилось. Его работа «Кораблик» до сих пор висит в фойе детского сада на выставке среди других работ.
К концу учебного года занятия в кружке дали свои результаты. Дети научились работать с тканью, рисовать эскизы, перекладывать их на ткань, рисовать резервирующим составом и восковыми карандашами, сочетать краски и т. д. Выставка их лучших работ была размещена в фойе детского сада.
Я рассказала родителям, чем хочу заниматься с детьми группы в кружке. Познакомила с целями, задачами. Не всем родителям было понятно, не всех увлекла эта идея, но поддержать меня и помогать в работе обещали.
Каждый раз после занятий кружка, устраивала выставку детских работ. Родители отмечали красоту работ своих детей, необычность их занятия, увлечённость ребят. С каждым разом родители всё больше интересовались работами детей, сравнивали их результаты труда, хвалили, ободряли, поддерживали. Обращались ко мне за советом, как эту работу продолжить дома, так как дети охотно рисуют и в домашних условиях.
Таким образом, я наладила контакт с родителями, увлекла их своей целью, доказала важность занятий в кружке для их детей. Меня потом родители благодарили: «Как это вы разглядели талант в моём ребёнке? Надо будет записать его в художественную школу».
К концу года в анкетах уже все родители детей, занимающихся в кружке, писали, что их дети и дома увлекаются рисованием. Рисуют разными материалами. Работы детей родители сохраняют, дарят своим родственникам. И что особенно радует, родители в анкетах отметили, что в свободное время ходили в Радищевский музей и музей Краеведения.
Не каждый ребёнок, посещавший кружок занятий батиком станет художником, но дети познакомились с новым для них видом декоративно-прикладного искусства, с нетрадиционными материалами, научились видеть красоту и добро в окружающем мире.
Консультация для родителей «Батик — роспись ткани» В буклете представлены основные виды росписи ткани и их краткое описание. Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних.
Цветы в технике «Батик» Цветы в технике «Батик»Цель: знакомство детей с искусством батика. Задачи: 1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества.
Занятие по рисованию на ткани в технике «Батик» «Осень в Забайкалье» для старшего возраста Художественно эстетическое развитие. Рисование на ткани в технике «Батик» старший возраст. Тема: «Осень в Забайкалье» Цель: Знакомство.
Конспект НОД «Бабочка. Рисование в технике «батик» Конспект НОД «Бабочка- рисование в технике батик» Цель: знакомство детей с техникой рисования на ткани- Батик. Задачи: • Познакомить с.
Конспект НОД по рисованию в технике «батик» в старшей группе «Весенние цветы» Елена Фролова Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Весенние цветы» Елена Фролова Программное содержание: 1. Продолжать учить детей.
Мастер-класс для педагогов «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «батик» онспект мастер-класса для педагогов «Развитие образного мышления детей 6-7 лет посредством росписи ткани в технике «Батик» Автор:.
Мастер-класс рисования по ткани «Волшебный батик» с детьми старшего дошкольного возраста День рисования по ткани на МААМ. RUОписание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного.
Конспект занятия по рисованию в технике батик Конспект занятия по рисованию Программное содержание: Познакомить с новой техникой в рисовании батик. Закреплять умение детей рисовать.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик»
Татьяна Кускова
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик»
Актуальность батика в современном обществе.
Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения. И до наших дней этот вид искусства не устарел и не потерял актуальности. Сказочные цветы и нежные пейзажи, изображенные ткани, выглядят столь ослепительно, что едва ли человеку захочется отказаться от возможности созерцать эту красоту у себя дома. Огромную роль в развитии ребенка играют эмоции, чуткое созерцание происходящих вокруг изменений. Впечатление об окружающем мире дети отражают в своем творчестве – в рисунках. С каждым годом опыт и знания мира у ребенка растет, параллельно этому развивается и воображение, без которого невозможна его творческая деятельность. Однако, не владея реалистичными способами изображения действительности, дети не всегда могут передать свои впечатления на листе бумаги. Тут на помощь дошкольникам приходят нетрадиционные техники рисования. Одной из этих техник является батик.
В своей работе я использую узелковый, солевая роспись, свободный батик, поскольку они являются наиболее доступными и безопасными для детского творчества.
Цель: знакомство воспитанников с техникой батик.
• познакомиться с историей возникновения батика;
• показать детям технологию окрашивания ткани;
• помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.
• расширить запас знаний о многообразии цветовых оттенков.
• развивать в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество;
• обеспечивать эмоциональное благополучие;
• укреплять психическое здоровье.
• развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление через практическую деятельность, эстетический вкус, внимание.
Для процесса рисованиямы используем следующие материалы:
•краски: гуашь, акварель
•ткань: х/б (можно использовать шелк)
• кисточки разных размеров
• пяльца для закрепления ткани, подрамник
• восковые мелки, карандаши
В технике батик (как и в обычном рисовании)используются три основных цвета: красный, желтый и синий (красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами). Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называются составными. Поэкспериментировать с цветами детям помогает палитра.
При работе с данной техникой у детей формируется правильное восприятие цвета, прививается чувство вкуса и умение выполнять работу как можно аккуратнее. Данное ремесло дарит воспитанникам положительные эмоции, что способствует отстранению ребенка от каких-либо негативных ситуаций в его жизни.
Роспись по ткани развивает усидчивость у дошкольников, ведь каждое движение кистью – увлекательное и волшебное занятие. Ребята уже достаточно рисовали на обычной бумаге, поэтому нанесение краски на ткань их очень привлекает. Благодаря тому, что ткань имеет очень гладкую поверхность, нанесенная краска буквально движется по ней.
Перед началом художественной деятельности в технике батик, с моими воспитанниками был проведен опрос чем и на чем можно рисовать.
Начать занятия следует с рассказа о техники батик, с демонстрации образцов. Пусть дети подержат ткань в руках, увидят, насколько разнообразны рисунки. Им самим, непременно, захочется сделать то же самое.
После проведения уже нескольких занятий по батику, технологияможет несколько усложниться: вначале делается контур одним цветом, а затем заполняется сам рисунок уже другим. Это не просто эстетическое воспитание, дети учатся терпеливо выполнять задание, доводя до конца начатое дело, не бросая его на полпути. Помимо этого довольно непростая техника способствует развитию мелкой моторики пальцев.
В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. У росписи по ткани нет ограничений ни в стиле ни сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Кстати, цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов.
Наши дети очень впечатлительны, впитывают все окружающее как губка. Если детская комната будет унылая и тусклая, то начнутся проблемы психологии, которые могут оставить неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Узнайте у своего ребенка, что он хочет видеть каждый день, создайте с помощью батика это интерьер и ваш малыш с радостью будет встречать приходящий день. Именно ткань для интерьера способна воплотить любые творческие идеи. Легкие эластичные пластичные ткани расписанные по вашему желанию создают контраст между тяжелой и холодной мебелью придавая обстановке мягкость и комфорт.
Детский батик — это попытка маленького человечка через ткань и краски выразить свое представление о мире. Сегодня существует много художественных школ и студий, во многих из них детей знакомят с миром батика. Детский батик еще более непредсказуем, чем работы взрослых. Кстати, если ваши детки хотят попробовать заняться батиком, можно им подсказать идею и технику узелкового батика: и легко, и интересно, и результат получается красочным и ярким. Особенно, если украсить таким батиком одежду ребенка.
Методические рекомендации по выполнению с обучающимися ДХШ холодного батика
Содержимое разработки
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сафоновская детская художественная школа им. В.М. Кириллова»
Методические рекомендации выполнения с обучающимися ДХШ холодного батика.
Выполнила: преподаватель первой
Богданова Светлана Геннадьевна
г. Сафоново, 2020 год
Декоративно-прикладное творчество в настоящее время – это важнейшая область современной художественной культуры. Как самостоятельная специфическая форма творчества, она отражает мир, используя свой художественный язык, позволяет преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Произведения декоративно-прикладного искусства находятся с человеком ежедневно, ежечасно, и, следовательно, должны быть содержательными, являться источником эмоций, эстетических переживаний. Особенно важным это стало в настоящее сложное время, когда идет обесценивание идеалов, пересмотр нравственных ценностей.
Искусство росписи тканей пришло к нам из глубины веков, непревзойденными и в настоящее время по законченности, оригинальности и выразительности рисунка являются ткани Японии и других стран Востока. Поэтому занятия росписью не только соединяет культурные пласты прошлого и настоящего, но и знакомит с жанрами живописи народов разных стран. Прикладное творчество способствует духовному становлению личности, ее художественному и эстетическому развитию. Формируется своеобразие мироощущения, идет развитие индивидуальных особенностей молодого человека, раскрытие творческого потенциала.
Владение искусством росписи ткани расширяет творческие возможности учащихся, побуждает желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру.
Данная работа будет полезна для преподавателей и обучающихся ДХШ и художественных отделений ДШИ и ДМШ.
История возникновения батика
Работа с батиком по холодной технологии
Техника безопасности при работе по изготовлению батика
Гимнастика для глаз
В данной работе представлены методические рекомендации по проведению занятий по художественной росписи ткани в детских художественных школах. Важное место в педагогических и психологических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности.
Из всего многообразия видов изобразительной деятельности в исследовании рассматривается художественная роспись тканей как один из значительных, где развиваются все стороны личности, которые можно сформировать в нескольких направлениях.
В работе показаны различные техники росписей ткани: холодный и горячий батик, свободная роспись по шёлку, смешанная техника. Задача – познакомить обучающихся с этими удивительными видами декоративно – прикладного искусства, показать богатство и разнообразие технических приёмов.
Главное место уделяется этапам росписи ткани в технике холодного батика, дополнительным эффектам в работе.
Целью предлагаемых методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам – практикам ДХШ и ДШИ.
История возникновения батика
Что такое батик? Батик – это ручная роспись ткани. Батик широко распространён по всей Азии. Считается, что батик впервые появился в Индонезии, хотя в других азиатских странах он также был широко распространён.
До Европы батик дошёл лишь в конце 19 века. В 20 – 21 века история батика продолжается и роспись по ткани с использованием новых технологических методов пользуется большой популярностью у современных художников – дизайнеров.
В учебную программу ДХШ входит изучение техники батика, и изготовление в этой технике разнообразных изделий: одежды, картины на шёлке, подушек, сувениров, ёлочных украшений, открыток, декоративных панно и других эксклюзивных вещей, с помощью которых можно украшать интерьер, дарить радость людям.
Существует 5 основных техник батика:
Батик горячий вдумчив, загадочен, живописен, глубок, цельный и зрелый. Горячий батик отличается тем, что в работе употребляется разогретый парафин, который наносят на ткань или специальными инструментами, или кистью. Он может быть выполнен на хлопке или шелке. На хлопке лучше смотрится грубоватый или геометрический рисунок.
Узелковый батик зародился и получил широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани. Техника узелкового батика имеет много названий: лахерия, бандхни, тритик, планки. Ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются непрокрашенными. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и др.
При свободной росписи ткани резервирующий состав не используют. Рисунок наносится на ткань свободными мазками красок. Роспись ведут в технике работы «по – сухому», не смачивая ткань водой. Кисть смачивают в небольшом количестве. Воды. Новый слой краски наносят после высыхания предыдущего.
Аэрография представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа, при этом можно использовать разнообразные красители. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Гардины, покрывала, панно, выполненные методом аэрографии, прекрасно вписываются в современные интерьеры. Они помогают расставить необходимые акценты, не перегружая пространство.
В условиях детской художественной школы лучше всего заниматься холодным батиком. В продаже сейчас можно приобрести готовые наборы для росписи ткани акриловыми красителями. В них входит и готовый резерв и трубочки для нанесения резерва на ткань. Дополнительные приспособления, такие как, кнопки, рамки, спринцовки, фен, шприц для нанесения резерва, ленточки, кружева, бусины и бисер и многое другое можно приобрести в магазинах.
Техника «Гутта». Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, позволяющего четко разграничить цветные участки, гарантирует успех даже начинающим. Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва стеклянная трубочка длиной 14-18 см.
Работа с батиком по холодной технологии.
Сначала дети создают на бумаге эскиз будущей работы.
Для росписи ткани обучающиеся используют деревянные рамы, на которые закрепляется ткань. Используемая ткань – шёлк, батист, атлас, другие х/б ткани.
Ткань закрепляется на раме с помощью кнопок, степлера, ниток или булавок.
З
атем с готового рисунка – эскиза изображение мягким простым карандашом переносится на ткань.
На рисунок наносится резервирующий состав. Обязательным условием является замкнутость контура, иначе краска будет растекаться по ткани, давая бесформенные пятна. Резервирующий состав должен пройти сквозь ткань. Контур останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку. Либо можно использовать для нанесения резерва шприц.
Затем ткань с нанесённым резервом высушивается. Для ускорения процесса высушивания можно воспользоваться феном.
Убедившись, что резерв нанесён без пробелов, можно приступить к окрашиванию батика. Можно провести проверку контура следующим способом – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам.
П еред началом окрашивания ткань внутри контура, нанесённого резервирующим составом следует смочить водой. Если шёлк тонкий, можно обойтись без смачивания и работать»по сухому». Краски наносят кистью или ватными шариками, накрученными на деревянные палочки.
С начала закрашивают светлые части рисунка, а затем, более тёмные. Так проще исправить изображение, если нечаянно поставил кляксу или краска затекла за контуры рисунка.
Снимаем изображение с рамы. Прогаживаем.
И вот уже готово расписанное панно, лицевая часть подушки или платочек.
Очень интересный эффект получатся с помощью поваренной соли.
Н абойка выполняется с помощью штампов. Поверхность, на которой лежит ткань, должна быть ровной и не скользкой. Для этого можно накрыть стол старым байковым одеялом. Штамп опускают в приготовленную печатную краску, делают первый оттиск на бумаге, тем самым удаляя лишнюю краску, и плотно прижимают к ткани, на которой отпечатывается рисунок.
Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани навощённой нитью, а затем окрасить его.
Наиболее распространенный узор – «лучистая розетка». Которая в зависимости от способов перевязывания и окрашивания изменяет свой вид. Узоры в форме розеток можно получить обмотав тканью различные предметы: горошины, камешки, шарики, бусинки и т. д. Такие «тряпочные куколки» можно окрашивать в несколько цветов: после первого окрашивания, обматываем ткань нитками и красим в более тёмный цвет. Или начинаем окрашивание светлыми тонами, потом более тёмными и к основанию совсем тёмными.