Барто приходите мне помочь чему учит
Консультация для родителей «Чему учат стихи Агнии Барто»
Моор Елена
Консультация для родителей «Чему учат стихи Агнии Барто»
К 115-летию А. Л. Барто.
4 февраля 1906 года родилась удивительная женщина, которая посвятила жизнь детям. Знаменитая писательница родилась в семье ветеринара. С самого детства отец стремился дать ей полное образование и прочил карьеру балерины. Юную Агнию обучали иностранным языкам, светским манерам. Барто даже проучилась несколько лет в хореографическом училище, но затем поняла, что её призвание — литературное творчество. Каждое созданное Агнией стихотворение анализировал отец и подсказывал, где необходимо доработать его. В 19-летнем возрасте поэтесса издала первый том стихов, которые высоко оценили читатели. Агния Львовна не только издавала стихотворные труды, но и создавала совместно с актрисой Риной Зелёной прекрасные сценарии к таким фильмам, как «Чёрный котёнок», «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».
В годы войны Агния Барто работала на заводе токарем, а также писала статьи, стихи и очерки на военную тему. Трагические судьбы настолько взволновали поэтессу, что в 1947 году она издала поэму «Звенигород», повествующую о ребятах, потерявших родителей в военные годы. Барто рассказала о детских судьбах после посещения детдома в Звенигороде. Именно это произведение помогло отыскать одной из женщин свою дочь. Впоследствии Агния Львовна стала ведущей радиопередачи «Ищу человека». Позже вышли в свет песни «Полезная коза», «Любитель-рыболов», положенные в основу стихов Барто. В течение жизни поэтесса путешествовала по разным странам и записывала детские афоризмы и шутки, которые включила в сборник «Переводы с детского». Скончалась детский писатель в 75 лет.
Писательница Агния Львовна Барто, наверное, одна из самых знаменитых и любимых людьми детских поэтов. Её произведения известны и маленьким и взрослым читателям. Забавные и интересные, детские стихи Агнии Барто понятны каждому малышу. Талант знаменитой поэтессы – разговор с дошкольниками; жизнь – творчество для детей и воспитание ребят.
Агния Барто создавала стихи в виде рассказов об обычных мальчишках и девчонках, с которыми ребёнок общается в детском садике или в младшей школе. Часто это отнюдь не примерные дети, совершающие совсем не образцовые поступки. Шутливо рассказывает поэтесса о приключениях героев, не забывая при этом как об отрицательных, так и о положительных их чертах. Когда родители начнут читать стихи Агнии Барто, малыш непременно поймёт, кто из героев положителен, а кто не лучший пример для подражания – сказки Агнии Барто – это классика для малышей, которая заставляет задуматься, как правильно себя вести и какой личностью расти; как беречь природу и близких людей.
На стихах талантливой поэтессы выросло не одно поколение детей. Её произведения не просто развлекают, смешат – они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, уважению к труду.
Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребёнка ещё и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать горестным вздохам и страху и пожалеть его.
Детская литература не монолог, который ребёнок обязан вежливо слушать, и не диалог между ребёнком и присевшим на корточки, вровень с малышом, взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У А. Л. Барто получался доверительный разговор, потому что она знала того, к кому обращалась, и уважала собеседника, как бы мал он ни был.
Каждая игрушка в изображении А. Л. Барто приобретает индивидуальность.
Игрушка – часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребёнку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Но это благородная слеза. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке, как предательство друга. Равнодушной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекрасное свойство души – верность друзьям и близким, вера в благодарность и любовь.
Особенность стихов об игрушках состоит в том, что, как правило, они написаны от первого лица, если речь идёт о хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…»; «Нет, не напрасно мы решили прокатить кота в машине…»; «Самолёт построим сами…») и от третьего лица, когда поступки дурны («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…»). Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
А. Л. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что её стихи стали детским фольклором. Она проходит с читателем по ступенькам детства и при этом стремится не только открыть мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Поэтесса смеётся вместе с детьми весело и незло, не желая обидеть и навсегда осудить ребёнка: дети растут и меняются, поэтому они небезнадёжны, даже если совершают дурные поступки. Насмешки А. Л. Барто не ранят и не убивают, но заставляют посмотреть на себя со стороны. А. Л. Барто убеждена, что основа человека закладывается в детстве, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и серьёзно разговаривает поэтесса с детьми; поэтому в самых весёлых стихах учит ребят честности и чести, душевной щедрости и доброте.
«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», — так определил С. Я. Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. Агния Львовна Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта; прошла до последних дней, сохранив молодость, желание и умение писать для детей.
Несмотря на то что с течением времени воспоминания улетучиваются или же становятся ненужными, теряя исходный смысл, стихи для детей Агнии Барто бессмертны и будут любимы как нынешним, так и будущими поколениями.
«Сказки Ситцевой Страны» История первая. «Где и чему учат домовых» (сказка для детей и взрослых) «Если б я был маленький- маленький гном, Я б умывался бы каплей дождя, На божьей коровке Я бы ездил верхом, Удочку прятал бы В дырочку.
Фотоотчёт «День рождения Агнии Барто. Мы помним и любим её стихи» В феврале 2016 года отмечается юбилей: 110 лет со дня рождения замечательной советской поэтессы Агнии Барто. На её стихах выросло не одно.
Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто» Цель. Формировать интерес к произведениям А. Л. Барто. Задачи. Расширять и закреплять знания детей о творчестве А. Л. Барто. Развивать способность.
Консультация для родителей «Чему учат ролевые игры» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.
Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.
Консультация для родителей «Сказки учат быть добрее» Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей. В сказке ложь, да в ней намёк, добрым.
НОД по произведениям Агнии Барто «Мой мишка» Образовательная область:Социально-коммуникативное развитиеОбразовательные задачи:1. Понять содержание стихотворения А. Барто «Уронили мишку.
Анализ стихотворения Барто Помощница
Стихи детской поэтессы Агнии Львовны Барто знакомы нам с дошкольного возраста, на них мы учились тому, что такое хорошо и что такое плохо, как надо поступать, а как делать не стоит. Одним из таких поучительных произведений является «Помощница».
Главная героиня стихотворения – девочка Таня, которая за день успела сделать много разных дел: помогала есть конфеты брату, пила чай, мяукала с кошкой, пролила клей, посидела с мамой и пошла к бабушке. Однако проблема заключается в том, что ни одним из этих дел она никому не помогла, а только доставляла хлопоты бабушке и маме, которых вечером даже попросила раздеть ее перед сном.
Получается, что она никакая не помощница, а совсем наоборот. И все же автор дает такое название стихотворению не зря: это особый литературный прием (ирония), который придает слову обратное значение. Таким образом, поэтесса высмеивает тех, кто не делает добрых дел, она призывает своих маленьких читателей не быть похожими на Таню.
Рифма в стихотворении проста и понятна: в первом четверостишии зарифмованы первая и третья, вторая и четвертая строчки, во втором четверостишии каждая из строк заканчивается одинаковым буквосочетанием («ла»), в третьем четверостишии первая строка сочетается со второй, а третья – с четвертой.
Можно сказать, что она с тонкой насмешкой осуждает героиню, но не ругает, а пишет так, чтобы каждый для себя понял главное: нужно помогать близким и тогда станешь по-настоящему достойным человеком, а не просто примером для упреков. Однако А. Барто все же любит свою героиню, несмотря на ее поведение. Автор обращается к девочке ласково – Танюша, тем самым показывая, что даже те дети, которые ведут себя нехорошо, все же могут и должны быть любимы. Это стихотворение учит нас очень многому, поэтому не зря его хочется выучить наизусть и рассказать другим.
Анализ стихотворения Помощница Барто
Агния Львовна Барто русская детская писательница. Стихотворения её просты и понятны для маленьких читателей. Очень интересно и весело выстроены рядки произведений.
В стихотворении «Помощница» Барто описывает девочку, которая всем во всем помогает. Только вот Танечка скорее наоборот мешает маме и бабушке. С самого утра она помогла съесть конфеты своему братику, а потом еще и с кошкой помяукала. За день Таня обещала помочь вымыть ложки, но вместо этого пролила клей. Успела заняться всеми своими делами и попить чай и поесть. Танечка просидела рядом с мамой, а когда ей надоело пошла к бабушке.
За весь день Танечка так устала от безделья, что даже попросила маму с бабушкой её раздеть. Перед сном девочка пообещала, что обязательно поможет им завтра.
В стихотворении Агния описывает, что вместо того что бы помочь маме и бабушке девочка всячески наоборот мешала и добавляла еще и им работы. Таким образом, вместо вымытых ложек им пришлось убирать перелитый клей Таней. Брату так и не удалось съесть свои конфеты, а пришлось делиться с сестрой.
Барто пытается донести до своих маленьких читателей, чтобы они были внимательнее. Если уж пообещали помочь и что-то сделать обязательно выполняли. Агния намекает читателю, что не стоит брать пример с Тани и путаться под ногами у взрослых, которые заняты делом. Всегда нужно им помогать и слушать своих родителей. Барто очень весело описала ситуацию где девочка мешает взрослым, но стих её добрый и поучительный.
Картинка к стихотворению Помощница
Популярные темы анализов
Тютчева смело можно считать поэтом, который посвятил практически все свои строки романтизму. Федор Тютчев создает произведения, в которых с помощью правильно подобранных слов передает читателю красоту природы.
Бальмонт – выдающийся поэт-символист, произведения которого содержат тонкий смысл, гармоничность звуков и, соответственно, музыкальность. Чтобы показать этот смысл, нужно проникнуться чувствами Бальмонта, понять что
Стихотворение было написано сестре Александре оно называется «Ты запой мне песню, что прежде». Анализируя данный текст можно прочувствовать всю любовь поэта к родимым местам
Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как
Агния Барто: «Детей нужно не поучать, а изучать»
Почему так важно читать малышам стихи поэтессы
Ее называли «переводчицей с детского», ей писали письма со всей страны, а еще — безоговорочно верили самые маленькие и пристрастные читатели. И это неудивительно, ведь на добрых и мудрых произведениях поэтессы Агнии Барто выросло уже не одно поколение. Ее стихи узнаваемы и на первый взгляд незамысловаты. Но так ли все просто, как кажется?
Мы решили разобраться, почему же тексты Барто могут пригодиться современным родителям и детям и чему учат стихи о Танечке с мячиком, бычке и брошенном зайке.
Научиться сопереживанию
Черты характера ребенка формируют не только родительские гены, но и правильное воспитание, а кроме того — наглядный пример. В особенности это касается эмпатии и умения сопереживать.
Серьезную помощь в развитии непростого искусства сердечности оказывают тексты Агнии Барто. Вспомним хотя бы ее знаменитый стишок про мишку, которому оторвали лапу, и трогательное заключение: «. все равно его не брошу, потому что он хороший». Этот текст, как и многие другие, расскажет о том, как важно сочувствовать, а кроме того, ценить не внешность, а настоящую дружбу и преданность.
Чтение вслух и обсуждение стихов Барто поможет вам не только донести до своего ребенка несложные, но очень важные истины, но и сблизиться со своим чадом, стать его другом.
Найти общий язык
Иногда возникает ощущение, будто дети — существа с другой планеты. И дело не только в языке, но и в эмоциях, восприятии событий, да и в целом окружающего мира. Вот почему даже самым подкованным в вопросах воспитания мамам и папам бывает непросто договориться со своим ребенком.
Найти общий язык может помочь Агния Барто. Ей чудесным образом удавалось писать стихи, понятные как взрослым, так и малышам, доносить важные истины до юных читателей и помогать родителям разбираться в переживаниях малышей. Попробуйте взяться за сборник поэтессы вместе со своим сыном или дочкой, и у вас наверняка найдется, что сказать друг другу и что обсудить.
Объяснить сложное простыми словами
Почему нельзя обижать слабых? Почему нужно быть честным? И зачем помогать взрослым? Стихи Агнии Барто станут для родителей отличным помощником в ответах на каверзные вопросы.
Доброте, отзывчивости, умению оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, — всему этому учат произведения поэтессы. Читая ее стихи вместе со своим чадом, вам удастся на примере трогательных историй об игрушках и животных показать малышу, как важно сохранять в любой ситуации человечность. Агния Барто расскажет, что значит уважать родителей, не совершать дурных поступков и смотреть на мир широко открытыми глазами.
Высмеять недостатки по-доброму
Нередко, стремясь рассказать своему ребенку, что же такое хорошо, а что — плохо, мамы и папы теряют терпение, отдают приказы, сердятся, а иногда даже кричат. Такой подход не оказывает должного воздействия — чадо капризничает еще больше, и круг замыкается. Так как же без ссор и скандалов донести до детей правила поведения в обществе? На помощь готовы прийти стихи Агнии Барто.
В своих текстах поэтесса ласково высмеивала маленьких лентяев, жадин и драчунов. Ведь в такой форме критика воспринимается гораздо легче. А несложная мораль в финале каждого стихотворения заставит задуматься над своим поведением даже самого непослушного малыша.
Не бояться отрицательных эмоций
Интересный факт: Агния Барто не раз подвергалась критике от родителей юных читателей — те обвиняли поэтессу в излишней жестокости. Так, частенько ей приходилось получать гневные письма, пестрящие возмущенными строчками: «Четырехлетняя Олечка заплакала, узнав, что „зайку бросила хозяйка“». А действительно, можно ли подвергать стрессу маленького ребенка, который привык видеть мир исключительно в светлых и радостных тонах?
Агния Барто была уверена: чистая, открытая и добрая душа умеет и смеяться, и плакать с одинаковым упоением. Ведь только так удастся познать мир во всей его полноте. Жизнь не состоит из одной только радости, и отворачиваться от грустных сюжетов, чтобы не расстроиться, бессмысленно и даже вредно. Вот что писала Агния Барто в своем дневнике после очередного гневного послания: «Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Напротив, детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».
За бортом: почему я не читаю своему ребенку стихотворения Агнии Барто
© Фото: Максим Власенко, unsplash.com
Колонка редактора Кати Статкус о том, почему она исключила произведения Агнии Барто из списка обязательной детской литературы для своего сына
У нас дома нет книг Агнии Барто, и у меня на это две причины.
Первая причина. В основной своей массе произведения Агнии Барто — это стихи, которые, на мой взгляд, не помогают эмоциональному развитию моего ребенка. Да, эти строчки легко выучить наизусть. Слоган фирмы Мастердент — Сеть стоматологий, правда, тоже невозможно забыть, но это качество не делает слоган стихами. То, что твой ребенок способен запомнить наизусть какое-то четверостишие, может растрогать сердце любого родителя (ведь это про достижения, речевое развитие и успешный успех).
Только у меня к детской литературе другой запрос: я хочу, чтобы она помогла моему ребенку развивать фантазию (а значит, я за поэтическую игру слов и за метафоры), не учила его жестокости, не запрещала ему какие-то «нежелательные» эмоции и не закрепляла гендерные стереотипы. И так сложилось, что все то, чего я не жду от детской литературы, как раз есть в стихах знаменитой всесоюзной бабушки.
А теперь несколько примеров. Вот, пожалуй, одно из самых ходовых стихотворений Агнии Барто:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Есть ли в этих строчках валидация чувств ребенка? Эмпатия взрослого? Нет! А какое сообщение есть? Даже если у тебя в воду упал мячик, не переживай, вытри слезы и, главное, веди себя потише, чтобы люди ничего о нас плохого не подумали. Мяч хоть и не утонет, но достанет ли его кто-то ребенку или нет, уже не обсуждается. По своей формуле это стихотворение напоминает дежурную фразу «все будет хорошо», когда кто-то рассказывает тебе о своих проблемах. Хочу ли я читать ребенку такое странное послание, если оно еще и выражено абсолютно примитивным языком? Нет, не хочу.
Еще один пример:
Уронили мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Кто-нибудь из читавших эти строки понял, кто оторвал медведю лапу? За что? Из-за чего произошел акт агрессии? Если идея этого стихотворения в том, чтобы дети ценили свои старые игрушки, даже если эти игрушки потеряли товарный вид, то зачем в сюжете появляется сцена жестокого обращения с медведем? Я не знаю ответы на эти вопросы, поэтому тоже не хочу читать это стихотворение своему ребенку.
Продолжим разбор уже без построчного цитирования.
Например, тоненькая книжечка «Все для всех» — о том, как детям передали гостинцы в летний лагерь, а дети все гостинцы собрали вместе и разделили их поровну. Когда ты живешь в обществе, где частной собственности как бы нет, такие строчки могут быть актуальными, но наши дети растут при капитализме. Мне кажется, сейчас уместнее учить ребенка тому, что он может поделиться какими-то своими вещами, если хочет этого, но не обязан делиться всем подряд просто потому, что иначе его назовут «жадиной-говядиной». А концепцию социальной ответственности я буду объяснять ребенку точно не на дележке конфет, а на других примерах.
Или вот стихотворение «Сонечка» о девочке, которая на всех жалуется и ябедничает. Какой в нем смысл? Тебя толкнули — надо терпеть. Пока мы пытаемся учить детей уважать собственные границы и границы других людей, артикулировать свою фрустрацию, Агния Барто идет в контратаку, ведь жаловаться в советском катехизисе — это еще хуже, чем толкаться.
Кстати, кажется, что с девочками у Барто вообще был пунктик (особенно в периоде творчества 1920-х годов).
Да, попадается несколько правильных героинь, которые сидят на лавочке и учатся вышивать, но гораздо чаще перед нами проплывают образы, к которым уже приставлены сильные оценочные эпитеты. Например, «Девочка чумазая, где ты руки так измазала?» (у девочки еще, на минуточку, и «пятки как у негра» — здравствуй, политкорректность).
Есть еще и «Девочка-ревушка», которая все время плачет, а голос общественности сообщает, что «на ней [то есть на девочке] от сырости плесень может вырасти». Сейчас парадигма воспитания сильно изменилась — многие из современных родителей придерживаются мнения о том, что запугивать детей нельзя, что контролировать свои эмоции в тоддлеровском возрасте дети еще умеют не очень хорошо, что у них могут быть скачки роста, когда они особенно чувствительны. Так зачем, зная все это, читать им эти агитки против слез?
Литература — это слепок эпохи.
В стихах Агнии Барто прекрасно отражается ее время, и, возможно, поэтому она и стала символом советской поэзии для детсадовцев. Но читать ее творчество детям сегодня — на мой взгляд, все равно, что читать им неадаптированные басни Тредиаковского. В конце концов, нас никто не обязывает декламировать нашим дочерям и сыновьям тот же список литературы, который наши родители читали нам.
А теперь о второй причине.
То, какие книги мы ставим на полки наших детей — это не только вопрос вкуса, но и политическое решение. В истории советской литературы было много крови, насилия и травли. Тем, кто оказывался на верхушке литературной пирамиды, приходилось себя позиционировать. И Агния Барто позиционировала себя довольно ясно: она нападала на Корнея Чуковского, травила его дочь Лидию, подписала письмо против Галича и против Даниэля (подробнее обо всем этом вы можете прочитать, например, здесь).
Да, у нее самой была трагическая судьба: ее почти что восемнадцатилетнего сына сбила машина, и она всю жизнь не могла оправиться от этой потери. После этого она много посещала детские дома, и наверняка до сих пор есть люди, которые с благодарностью вспоминают ее радиопередачу «Найти человека» о воссоединении семей, потерявшихся во время войны. И все же это не отменяет ее воинственного участия в кампаниях против некоторых литераторов.
В начале марта в России традиционно вспоминают о смерти Сталина и о жертвах его репрессий — среди них были такие детские писатели, как Осип Мандельштам, Александр Введенский, Даниил Хармс и многие другие. К счастью, некоторые из этих авторов сегодня переиздаются в красивых репринтных изданиях или в абсолютно новом оформлении. И я верю в то, что, когда мы ставим произведения этих поэтов на полки наших шкафов, мы хотя бы немного восстанавливаем историческую справедливость и делаем наш выбор сердцем и разумом, а не просто копируем официальный совковый литературный канон. Поэтому я считаю, что было бы здорово, если бы классический сборник стихов «Игрушки» Агнии Барто в домашних библиотеках заменили бы другие издания. Агния Барто уже получила свою славу, признание и миллионные тиражи. Пора перевести внимание на кого-то другого.
Нравственное воспитание младших школьников на материале творчества А.Л. Барто
Нравственное воспитание младших школьников на материале творчества А.Л. Барто
Для Агнии Барто отношение к детям – основа основ. Отсюда и её требования к детской литературе, к детскому поэту. Раскрыть внутренний мир ребёнка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Барто.
Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по – серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах она учит их честности и чести, душевной щедрости и доброте.
В стихах Барто образ игрушки сопрягается в сознании детей с определённого рода переживаниями, тренирующими в человеке потенциал доброты. Ещё более действенны строчки А. Барто о «вечных» игрушках: мягких зайцах, мишках, козлятах, слонах, лошадках – каталках. Малыши плачут, когда слышат о том, что
Зайку бросила хозяйка.-
Под дождём остался зайка..
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. [Барто, т. 3, с. 3].
И это благодатные слёзы. Стихи помогают пережить небрежное отношение к игрушке как предательство друга. Нерадивой и жестокосердной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется у Барто другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой, пришедшей в «нетоварное состояние» игрушке поэт переплавил в прекраснейшее свойство души: в верность друзьям и близким, в благородство и любовь.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду
Вместе [ Барто, т. 1, стр.3]
О том, что суровый мир военной действительности и мир ребёнка пересекаются только в воображении играющего, говорят заключительные строки восьмистишия:
Мама этого не знала,
Бесстрашный пулемётчик, гроза фашистов, для мамы – её маленький мальчик. Может быть, его отец в этот час преграждает путь врагу пулемётным огнём. Но что бы ни происходило на фронте, малышу в тылу надо вовремя лечь спать. И в этом банальном факте – великий смысл: сберегая, словно в ладонях свечной огонёк, радость и здоровье малыша, мы спасаем Будущее.
Стихотворение « Рукавички я забыла» (1978) навеяно письменной исповедью девочки, игравшей с подружками в снежки. У неё не оказалось варежек, руки зябли, а бросать игру не хотелось. У одной из играющих девочек были запасные рукавицы, но она отказалась их одолжить. И тогда другая, незнакомая девочка сняла с руки варежку и протянула автору письма со словами: « Возьми, мне и одной хватит».
В этом стихотворении Барто удалось художественно запечатлеть и осмыслить с нравственных позиций, как древняя игра, включённая в современный социальный контекст, формирует и закрепляет в маленьком человеке навыки социалистического общежития.
Ещё об одной детской игре поэт рассказала в стихотворении « Не одна», появившемся в 1964 году. Мудрость стихотворения в том, что в восприятии маленького читателя « как живая» баба из снега превращается в как бы живую. Читатель испытывает к ней те же участие, жалость, сострадание, какие вызывает у нас попавший в беду человек.
Между двумя полюсами заключено внутреннее движение героев Агнии Барто, формирование их гражданского сознания, их нравственный рост. Это движение всегда в одном направлении: от «я» эгоистического, самодовлеющего, ограниченного узкими потребительскими и прагматическими заботами, к «я» подлинно личностному, общественному, гражданскому, одухотворённому большими целями и идеалами, сочувствием, жалостью, состраданием к другим людям. Это движение к «я» позитивному, созидающему, творческому, вносящему свою неповторимую и незаменимую лепту в общее богатство человеческого бытия.
Герои Агнии Барто находятся в разных точках этого долгого и нелёгкого для них пути. Есть такие, кто ещё не сделали в нужном направлении и первого шага, поощряемые, а то и понуждаемые к тому безответственностью иных взрослых « наставников». Но затем и поэзия Агнии Барто, чтобы помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нём самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам. Чтобы не дать ему заглушить, растворить собственное «я» в однородном, безликом «мы», а раздвинуть до ощущения кровного родства с миром людей, со всей живой и « неодушевлённой» действительность.
Воспитание – тонкое, подвижное взаимоотношение старшего и младшего, управляемого опытностью и мудростью взрослого. В «Снегире» до такого идеала далеко. Но по счастью, добрые задатки даются человеку самой природой.
Из стихотворения видно, что герою не в новинку подобные интонации мамы: ведь «у мамы есть привычка отвечать всегда не то». И слова мамы отскакивают от него, не задевая души и сознания. Педагогическая некомпетентность мамы особенно ярко сказывается в том, что она не видит разницы между действительными проступками сына и естественными, нормальными проявлениями мальчишеской натуры. Для неё всякое участие сына в драке предосудительно, хотя в принципе возможна и праведная, необходимая драка.
Стихи Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно бичуя те пороки, которые, увы, иногда закладываются с детства. Поэт особенно чуток к неповторимому и сложному внутреннему миру ребёнка.
«Дорогая тётенька, люди, которых вы называли, у нас не проживают, а то бы я их обязательно нашла.
«… Мне очень хотелось бы помочь разыскать какого-нибудь человека. Ведь это такая радость…
«…Когда я вырасту, обязательно буду искать потерявшихся людей. Если мне это не удастся, то я сделаю что-нибудь тоже очень хорошее.
Поступок писательницы, как всякое благородное дело, становится уже примером ребятам, действенным примером, направляющим их чувства в такое нужное русло.
Своими стихами Агния Барто горячо поддерживает гражданские чувства ребят, чувства дружбы и уважения к трудящимся всех стран и старается укрепить, развивать эти чувства в детях.
Агния Барто отлично понимала особенность детской натуры: малыши легко переключаются с грустного настроения на весёлое, стоит лишь подбодрить их, рассмешить забавным рассказом.
Читать стихи Агнии Барто всегда весело. На первый взгляд может показаться, что у автора даже и цель такая – посмешить, позабавить читателя. Но стихов ради забавы Агния Барто не писала. Каждое её произведение – пусть очень шутливое – содержит полезную мысль. Ставя своего героя в смешное положение, описывая неприятности, которые с ним происходят, она тем самым осуждает человеческие недостатки, заставляет читателя задуматься, чем же плох тот или иной несимпатичный тип и нет ли в твоём собственном характере и поведении чего-то похожего.
А. Барто не раз бывала в Японии, и оттого, вероятно, в рассказе о японском мальчике Таро, получившем множество писем от советских детей, так много верных деталей, идущих от знания быта, обычаев, образа жизни этой страны. Детский поэт предлагает и этот путь для объединения людей планеты против грозящей миру опасности: дружба детей – бескорыстная, чистая, сметающая преграда.