Барре что это гитара
Как брать баррэ на гитаре. Советы и упражнения для начинающих
Что такое баррэ и для чего оно нужно
Баррэ – это один из базовых приемов игры на гитаре, при котором музыкант одним пальцем зажимает сразу несколько струн на одном ладу. Не владея им, невозможно будет сыграть множество замечательных песен. Баррэ является ключевым техническим приемом при исполнении композиций в таких популярных жанрах как фанк, рэгги, хард-рок.
Видео
Утомляемость и боль при взятии баррэ
Абсолютно точно можно сказать, что если вы начинающий гитарист и начали отрабатывать баррэ – упражнения будут сопровождаться болью в районе большого пальца и прилегающих к нему суставов и мышц. Это абсолютно нормально, так же, как и нормальна боль любого спортсмена при тренировке мышц. Можно даже сказать больше – даже у опытных гитаристов, с поставленным баррэ, рано или поздно начинают ныть мышцы – особенно если играть с ним долго.
Главное – не бросать занятия при появлении боли. Дайте руке отдохнуть, выпейте чаю, перекусите – и возвращайтесь к отработке приема. Даже сквозь боль старайтесь зажимать струны качественно. Рано или поздно вы почувствуете, что мышцы стали привыкать к нагрузкам, и что теперь постановка аккордов с баррэ не требует столько сил, сколько до этого. Со временем также нарастет и скорость перестановки – также, как и когда вы впервые начали зажимать струны – ведь пальцы болели и не слушались.
Аппликатуры основных аккордов с баррэ
Любой мажорный или минорный аккорд на гитаре можно взять как минимум пятью различными способами. Если говорить о баррэ, то существует четыре основных аппликатуры: две для мажорных аккордов и две для минорных. Они выглядят следующим образом.
Мажорные:
Первая форма мажорного аккорда с баррэ
Вторая форма мажорного аккорда с баррэ
Минорные:
Первая форма минорного аккорда с баррэ
Вторая форма минорного аккорда с баррэ
Выучив эти четыре аппликатуры, вы сможете взять любой аккорд, просто передвигаясь по грифу.
Ниже вы найдете таблицу-шпаргалку с аппликатурами закрытых аккордов (мажорных, минорных и септаккордов) для каждой из семи нот.
Три эффективных способа
У вас есть возможность решить эту проблему самостоятельно. Если владеете минимальным набором инструментов – пилка, линейка, ручка. Сначала нужно полностью ослабить все струны, снять верхний и нижний порожек. Затем вооружившись инструментом, слегка подточить оба порожка.
Будьте внимательны, обрабатывая верхний порожек — увеличивайте углубление понемногу. При высоте 2-3 миллиметра прижимать струну будет трудно. Если сделать меньше одного миллиметра, то она будет дребезжать.
Высота от первой струны до первого лада должна быть не менее одного миллиметра. Над 12 ладом высота должна быть не менее 3.5 миллиметров, не более 5 миллиметров.
На шестой — амплитуда колебания значительно больше, чем на первой. Расстояние до лада увеличивается. Разница, примерно в один миллиметр, по сравнению с первой. Конечно, придется немного потрудиться, чтобы найти оптимальную высоту.
Есть еще один вариант — отдать инструмент мастеру по ремонту гитар, и он сделает эту работу с гарантией.
Толщина струн, так же имеет значение. Рекомендую новичкам не ставить струны жесткого натяжения. Например — Hard, Extra Hard. Попробуйте сначала поставить нормальное натяжение (Normal Tension) или легкое натяжение (Light Tension).
Есть еще один оригинальный способ, который поможет даже детям, чьи пальцы еще не достаточно окрепли. Просто понижаем весь строй гитары на один тон ниже. Это легко сделать при помощи обычного тюнера для настройки гитары.
В этом случае звучание изменится. Но играть баррэ на гитаре будет намного легче.
Не обязательно выполнять все три пункта – возможно, хватит и одного. Например, поставить струны легкого натяжения (Light Tension).
Несколько важных советов, позволяющих научиться приему баррэ
Смотрите также: Основные способы настройки гитары
Внимание! При взятии барре руки должны находиться в таком же положении, как и при обычной игре. Левая рука должна быть расслаблена. Большой палец при этом опирается на заднюю часть грифа, находясь ориентировочно по центру аккорда.
Если хочется как можно скорее увидеть результаты тренировок, можно прибегнуть к небольшой хитрости. Поскольку во время зажатия аккорда с баррэ некоторые струны зажимаются другими пальцами, не пытайтесь идеально зажать все струны указательным. Сконцентрируйтесь только на тех, которые непосредственно от него зависят (обычно это 1, 5 или 6 струны).
Виды баррэ на гитаре
Данный прием негласно разделяют на 2 типа:
Малое баррэ
Здесь палец прижимает не все 6 струн, а как правило, от 2-х до 4-х верхних. Данный тип используется при постановке аккордов типа D и Dm. Подробнее об аккордовых аппликатурах вы сможете почитать у нас на сайте здесь: Популярный аккорд F, кстати, можно сыграть с малым баррэ. Просто зажмите 1 и 2-ю струну, 6-ю оставьте открытой и не играйте ее. Аккорд будет звучать чуть по-другому (без баса F), но в целом при игре песен, такое звучание подойдет.
Большое баррэ
Это классический тип постановки. Здесь палец зажимает все 6 струн на гитаре. Основная сложность в том, чтобы правильно распределить усилие указательного пальца. Он должен прижимать струны так, чтобы они все звучали четко и звонко, не было приглушенных.
Как брать баррэ?
Малый тип приема делается точно также – разница в том, что зажатие происходит не всех струн сразу, а лишь нескольких – первых трех, например аккорд F c малым баррэ.
Шамиль Вяльшин: Как делал я
Я тоже не стану «держать в себе» опыт постижения баррэ и поделюсь своими советами. Я учился на аккорде F. Чтобы взять его, мне понадобился, примерно, месяц. Проблема была не в том, чтобы зажать все струны на первом ладу, а в том, чтобы остальными пальцами попасть туда, куда нужно. Поэтому сначала я брал аккорд F после аккорда Dm, поскольку там средний палец остается на месте, нужно лишь поставить безымянный и указательный, ну и, естественно, лад перекрыть. Это мне очень сильно помогло. Постепенно я начал брать баррэ и после других аккордов, на разных ладах, в различных позициях. Сейчас аккорды-баррэ для меня ничем не отличаются от простых аккордов. И все потому, что мое желание играть было сильнее этой «проблемы». Все в наших руках, причем, здесь эта фраза употреблена в буквальном смысле.
Как брать баррэ на гитаре. Список аккордов, советы и упражнения для начинающих
Перед каждым человеком, впервые взявшим в руки гитару, довольно быстро встает проблема баррэ. Необходимость зажимать одним пальцем больше двух струн одновременно сразу ставит в тупик начинающего гитариста. Многие бросили занятия гитарой, так и не справившись с этим приемом.
На самом деле овладеть баррэ достаточно легко. Нужно всего лишь выполнять несколько простых правил и регулярно заниматься на инструменте.
Что такое баррэ и для чего оно нужно
Баррэ – это один из базовых приемов игры на гитаре, при котором музыкант одним пальцем зажимает сразу несколько струн на одном ладу. Не владея им, невозможно будет сыграть множество замечательных песен. Баррэ является ключевым техническим приемом при исполнении композиций в таких популярных жанрах как фанк, рэгги, хард-рок.
Закрытый аккорд, взятый с использованием баррэ, отличается от аккорда с открытыми струнами своей тембральной окраской. Звучание нот становится более акцентированным, ровным и компрессированным.
Чуть позже вы сами сможете оценить эту разницу, когда попробуете взять одни и те же аккорды обычным способом и с помощью баррэ.
В зависимости от количества одновременно зажатых струн выделяют большое и малое баррэ.
На аппликатурах баррэ изображается по-разному:
В этой статье для удобства будет использоваться первый способ изображения баррэ на аппликатурах.
Большое баррэ
Большое баррэ – это пять или шесть одновременно зажатых струн. Основная сложность этой разновидности заключается в необходимости одинаково сильно прижимать каждую струну к грифу гитары. Если какая-то струна будет прижата недостаточно сильно, то она или вообще не будет звучать, или будет издавать неприятный глухой и шлепающий звук. Взятый аккорд получится неполным. В нем будет слышна фальшь.
Классическими примерами большого баррэ являются аккорды F (фа-мажор) и B (си-мажор).
Большое баррэ на примере фа-мажора
Большое баррэ на примере си-мажора
Малое баррэ
При малом баррэ зажимается не более 4 струн. Этот прием используется реже. В основном им пользуются джазовые и блюзовые гитаристы при игре нестандартных созвучий или быстрых пассажей.
Примером аккорда, взятого малым баррэ, является мажорный секстаккорд от ноты ля (А6).
Пример малого баррэ (А6)
Как брать баррэ
Для опытного музыканта нет никакой сложности в том, чтобы сыграть целое произведение с использованием баррэ. Но для начинающего гитариста даже два таких аккорда в песне будут представлять серьезную проблему.
Теперь перейдем к практике. Возьмите в руки гитару и попробуйте зажать баррэ.
Постановка рук
Обучение приему баррэ лучше всего начинать с аккордов, которые берутся от 5 лада и выше. Дело в том, что ближе к порожку натяжение струн становится больше. Соответственно, понадобится больше усилий, чтобы правильно прижать их к грифу.
Возьмите аккорд ля-минор (Am) с использованием баррэ.
Ля-минор с баррэ на 5 ладу
Указательный палец расположите перпендикулярно струнам на пятом ладу. На 7 ладу кончиком безымянного пальца и мизинца зажмите пятую и четвертую струны соответственно.
Уделите особое внимание положению большого пальца. Он должен быть прижат к грифу с обратной стороны и быть либо прямым, либо чуть согнутым. Подушечка должна упираться в середину грифа или располагаться немного выше, если у вас длинные пальцы.
Если вы посмотрите сбоку, то увидите, что указательный и большой палец образовывают фигуру, похожую на латинскую букву U.
Сядьте перед зеркалом и зажмите баррэ. Посмотрите на свою руку со стороны. Она должна выглядеть естественно и красиво. Пальцы не должны быть скрюченными, а кисть сильно выгнутой в какую-либо сторону. Линии, которые образуют ваши пальцы, кисть и предплечье должны быть плавными. В этом случае в суставах и связках не будет создаваться дополнительное напряжение, которое будет ограничивать вас при игре на инструменте.
Ошибочно думать, что правильность исполнения аккорда с баррэ зависит только от силы, с которой зажимаются струны. Ваша кисть, наоборот, должны быть расслаблена, а прижатие струн обеспечивается тем, что ваша рука как бы «висит» на грифе гитары.
Теперь сыграйте получившийся аккорд ля-минор. Сначала ударьте по всем струнам одновременно, а затем по каждой в отдельности.
Если какая-то струна не звучит, то расслабьте руку и попробуйте взять аккорд еще раз.
Затем сравните звучание аккорда Am, взятого с использованием баррэ, со звучанием этого же аккорда, сыгранного обычным способом на первых ладах.
Играя аккорд ля-минор, положите свободный средний палец поверх указательного. Так вы добьетесь более сильного прижатия струн к грифу.
Не злоупотребляйте этой хитростью. Когда вы освоите баррэ, используйте только указательный палец.
Также не допускайте «обхватывания» грифа большим пальцем. Такая постановка рук сделает вашу кисть зажатой. Рука будет быстро уставать, а игра на гитаре перестанет приносить удовольствие.
Проблемы с постановкой баррэ
Две главные проблемы начинающего музыканта при игре баррэ на гитаре – это заглушенные струны и их дребезг. Причина этих сложностей кроется в неправильной постановке левой руки.
Если вы взяли аккорд (например, ля-мажор на 5 ладу), а часть струн не звучит, проверьте, не задеваете ли вы подушечками пальцев нижестоящие струны.
Чтобы избежать этого, немного сильнее скруглите безымянный палец и мизинец. Старайтесь, чтобы к грифу струна прижималась самым кончиком пальца, а не мякотью его подушечки.
Еще проще решается проблема дребезга струн. Здесь все дело в неудобном положении указательного пальца, которым вы зажимаете баррэ. Перемещайте его вверх-вниз, чтобы определить оптимальную позицию и сыграйте аккорд еще раз. Как только дребезг струн прекратился, значит, вы нашли нужное положение указательного пальца относительно плоскости грифа. Запомните его и в следующий раз попытайтесь повторить. Не переживайте, если дребезг появится снова. Вновь скорректируйте положение пальца. С течением времени вы научитесь ставить палец в правильную позицию автоматически, не задумываясь об этом.
Следите за своей рукой. Не надо выгибать запястье наружу, будто вы держите на нем поднос с тарелками. Кисть и предплечье должны образовывать прямую линию. Допускается небольшой наклон кисти вовнутрь. Но не более, чем на 30 градусов. Пальцы должны быть чуть согнутыми. Так чтобы не задевать другие струны. Нет нужды пытаться сжать кулак во время игры на гитаре. Вы держите музыкальный инструмент, а не бейсбольную биту. Струны прижимаются только усилиями пальцев. Не нужно напрягать еще и предплечье.
Утомляемость и боль при взятии баррэ
Первое время при игре вы будете испытывать дискомфорт в запястье, а также суставах и большого и указательного пальца. В этом нет ничего страшного. Просто ваши руки еще недостаточно натренированы. При регулярных занятиях уже через пару недель вы заметите, что ваши пальцы устают значительно меньше.
Будьте внимательны и следите за правильностью постановки рук. Если вы почувствовали боль, проверьте, как вы зажимаете струны. Неправильная техника может привести к травме запястья! Поначалу необходимо обязательно давать руке отдохнуть при малейших признаках появления боли или усталости.
Если вы почувствовали неприятные ощущения, отложите в сторону гитару и сделайте следующее:
Выполнение этих несложных действий обеспечит приток крови к кисти вашей руки. Через 5-10 минут можете снова взять гитару. Но если дискомфорт остался, то к занятиям можно будет вернуться, только когда неприятные ощущения уйдут окончательно.
Тренируемся зажимать баррэ на гитаре
Есть два подсобных упражнения, которые могут вам помочь освоить баррэ. Им достаточно уделять всего 5-10 минут при часовом занятии.
Первое упражнение
Зажмите только указательным пальцем все струны на 1 ладу. Сделайте по два удара медиатором по каждой струне, начиная с шестой. Сначала сверху вниз, потому снизу вверх. Затем передвиньте палец на второй лад и т.д. Старайтесь играть ритмично в одном темпе. Доберитесь так до 12 лада, а потом вернитесь обратно к первому. Отдохните одну-две минуты и повторите это упражнение. Следите за тем, чтобы звучала каждая струна.
Второе упражнение
Как видите, не существует особой секретной техники овладения приемом баррэ. Совет здесь только один – необходимо играть как можно больше произведений. Поначалу выбирайте песни, в которых с баррэ играется только один аккорд. Постепенно расширяйте свой репертуар. Добавляйте в него песни, которые нужно играть перебором.
На первых порах переход от баррэ к открытым аккордам и обратно будет вызывать у вас затруднения. В этом нет ничего страшного. Со временем вы начнете менять аккорды с необходимой скоростью. Главное, следите за чистотой звучания аккорда и техникой постановки рук.
Полезные советы
Аппликатуры основных аккордов с баррэ
Любой мажорный или минорный аккорд на гитаре можно взять как минимум пятью различными способами. Если говорить о баррэ, то существует четыре основных аппликатуры: две для мажорных аккордов и две для минорных. Они выглядят следующим образом.
Мажорные:
Первая форма мажорного аккорда с баррэ
Вторая форма мажорного аккорда с баррэ
Минорные:
Первая форма минорного аккорда с баррэ
Вторая форма минорного аккорда с баррэ
Выучив эти четыре аппликатуры, вы сможете взять любой аккорд, просто передвигаясь по грифу.
Ниже вы найдете таблицу-шпаргалку с аппликатурами закрытых аккордов (мажорных, минорных и септаккордов) для каждой из семи нот.
Заключение
Теперь, когда вы знаете, как играть аккорды с баррэ, вам ничто не мешает играть свои любимые композиции. В музыке, как и в любом деле, только упорство и труд позволят достичь нужного результата. Не бросайте регулярные занятия, но и не переусердствуйте. Игра на гитаре должна приносить удовольствие, а не являться источником проблем.
Хуан Мартин (Juan Martin) >Урок 8. Баррэ и двойное арпеджио
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке Вы познакомились с Guitarreros, сегодня же мы начинаем новую важную тему — Баррэ и двойное арпеджио.
В этом уроке мы рассмотрим два наиважнейших приёма игры. Первый из них — для левой руки — приём Баррэ (barré). Второй — для правой — двойное арпеджио. Оба приёма будут объединены в привлекательные упражнения, написанные известным учителем гитары из Мадрида маэстро Esquembre.
Баррэ и двойное арпеджио
Баррэ (Barré)
На диаграмме приём barré показан как зажатие всех шести струн указательным пальцем сразу за порожком лада. Таким образом этот приём работает по принципу подвижной cejilla.
Мы начнём с аккордовой формы Fmaj, изображённой на рисунках. Из диаграммы видно, что это тот же самый аккорд Emaj, только передвинутый на полтона вверх на всех шести струнах. Обратите внимание на аппликатуру этого аккорда.
Если в формировании аккорда Emaj участвовали пальцы 1, 2 и 3, то в Fmaj эту же конфигурацию выполняют пальцы 2, 3 и 4, поскольку указательный палец зажимает все шесть струн на первом ладу. Хороший прижим всех струн одним пальцем придёт со временем, не нужно отчаиваться, если изначально будет не очень хорошо получаться.
Barré в нотной записи
В нотной записи над нотами приём barré обозначается литерой «С» (от слова cejilla) — указательный палец зажимает все шесть струн. Римской цифрой указывают номер лада, на котором используется barré.
Таким образом аккорд Fmaj будет записан следующим образом (см.рисунок).
Зачастую нет необходимости в извлечении звуков из всех шести струн. В последнем аккорде Alegrías в Уроке 6 например, указательным пальцем должны быть зажаты только первые четыре струны.
В таком случае в нотной записи символ barré принимает вид 4/6С. Если необходимо зажать только три струны, то ½С.
Экономия движений
Новички зачастую находят приём barré крайне сложным, поскольку они используют неправильный подход к отработке этого приёма. Зачастую они применяют чрезмерное усилие, в следствие которого кисть руки сводит судорогой. На самом деле необходимо приложить совсем немного усилий чтобы зажать все шесть струн так, чтобы каждая из них звучала чисто и с нужной силой.
Сначала положите указательный палец на струны так, чтобы он накрывал все шесть струн непосредственно за порожком. Зажмите струны но не давите изо всех сил, а ровно на столько, чтобы каждая струна могла беспрепятственно звучать, не издавая побочных призвуков.
Для этого необходимо чтобы рука и кисть были в правильном положении: запястье должно быть максимально (на сколько это возможно) расслаблено и создавать с предплечьем угол, как на рисунке. Поставьте остальные пальцы на струны, как можно ближе к порожку.
Следите за тем, чтобы большой палец создавал некий противовес остальным пальцам, равномерно распределив нагрузку. Извлеките звуки из всех шести струн. Старайтесь извлекать звук чисто и без побочных призвуков.
Если у Вас не получается на первом этапе извлечь чистые звуки, не отчаивайтесь. Попробуйте поиграть то же аккорд но в более высокой позиции (на 5-ом — 7-ом ладах), где расстояние между ладами меньше чем в нижнем регистре. Например barré в пятой позиции поиграйте аккорд Amaj.
Запомните несколько правил для правильной постановки баррэ:
● Не пережимайте струны указательным пальцем. Расслабьте руку насколько это возможно.
● Положение большого пальца важно, поскольку необходимая сила зажатия должна быть равномерно распределена между большим и указательным пальцами.
● Положение кончика указательного пальца относительно верхнего края грифа. Не выдвигайте палец за край грифа.
● На начальном этапе обучения Вы будете испытывать дискомфорт в мышцах на ладони. Однако это неприятное ощущение можно победить только путём упорных продолжительных тренировок. Уже в сором времени Вы сможете удерживать руку в таком положении даже на продолжительных отрезках времени.
● Как только Вы привыкнете к barré, Вы почувствуете в себе силы менять положение аккорда, перемещая его не только от нижнего регистра к верхнему, но и сверху вниз. Пример постановки левой руки был детально описан с одной лишь целью: научить левую руку принимать правильное положение и удерживать его на протяжении достаточно долгого времени.
Двойное арпеджио (Arpegio)
Эта техника правой руки, доведённая до виртуозного исполнения гитаристом Don Ramón Montoya, интенсивно используется во фламенко для придания приёму arpegio красивого округлого звучания.
Каждое арпеджио состоит из шести звуков. Большой палец играет apoyando на басовой струне. Далее последовательность tirando нот на трёх смежных верхних струнах imami. Этот метод показан ниже в простом примере, основанном на аккорде Emaj. Каждая группа нот записана как секстоль. Это говорит о том, что шесть нот каждого arpedgio исполняется за одну долю.
Искусство двойного arpedgio напрямую зависит от извлечения нот последовательностью пальцев p-i-m-a-m-i с равными интервалами времени и с одинаковой громкостью. Большой палец играет мелодию на басовых струнах.
Прежде чем Вы попытаетесь играть двойное arpegio в быстром темпе, потренируйтесь в медленном темпе, сконцентрировавшись на ритмике и громкости извлекаемых звуков.
Когда Вы изучали технику четырёхзвучного arpegio, Вам было предложено (для получения практических навыков) использовать мякоть ладони как упор для пальцев. Та же самая техника в данном случае на медленной скорости извлечения звука поможет Вам привыкнуть к движению пальцев.
Пример двойного arpegio в Soleares
Когда у Вас получится играть приведённый выше пример равномерно с одинаковой скоростью, попробуйте заменить все четырёхзвучные arpegio в предыдущих примерах на двойные. Обратите внимание на более богатую структуру звука во второй falseta Soleares из седьмого урока:
Далее Вы встретите много подобных примеров. В дальнейшем Ваша игра должна стать весьма быстрой для того, чтобы играть двойное arpegio и попадать в compás. Для этого необходимо весьма долго практиковаться в медленном темпе. Это необходимо для того, чтобы движение зафиксировалось в мышечной памяти и Вы не задумываясь в дальнейшем играли на высокой скорости.
Упражнение на двойное arpegio, приведённое ниже — отличный пример для отрабатывания этой техники, перенятой из классической школы. Гитаристы фламенко обычно используют эту технику для развития виртуозности, необходимой для сольный выступлений.
Для достижения хорошего качества звука необходимо заниматься этими упражнениями ежедневно. Следите за тем, чтобы левая рука не меняла позиции прежде чем отзвучат все ноты. Так же недопустима медленная смена позиции левой рукой поскольку в этом случае получается ненужная пауза. Аккорды должны сменять один другого плавно, создавая чувство «журчания ручейка».
Действительно, первое время у новичков всегда возникают проблемы с баррэ, ведь для обработки этого приема нужно иметь навыки. Но усвоенный материал из статьи и постоянные тренировки, помогут развить технику игры на гитаре.
Арпеджио, именуемый в народе перебор, на мой взгляд самый красивый способ игры на гитаре. Звучит мелодично и красиво. Данная статья хорошее подспорье для обучения.