Барочная литература или серебряный век что это такое
Литература происхождения барокко, характеристики, авторы и произведения
Барочная литература Это литературное проявление, имевшее место в Европе сразу после Ренессанса и совпадающее с так называемым испанским золотым веком. Именно там, в Испании, эта тенденция имела свое наибольшее великолепие и развитие.
Барочная литература подчиняется общему движению, которое дает ей название (барокко) и которое защищает не только буквы, но и широкий сборник художественных проявлений. Это литературное выражение также совпадает с так называемой католической контрреформацией и определенным образом служит опорой в его дискурсивном аппарате..
Общими темами литературы романтизма были жизнь и ее постоянные изменения, мимолетность человека, боль и страдания. Человек и его существование, его влияние на других существ и вещей, является эпицентром работ наиболее представительных авторов.
Барочная литература считается отчасти перегруженным, показным, оскорбительным стилем в использовании литературных приемов, таких как метафора или антитеза. Это движение возникает во время многих социальных, политических, экономических и экзистенциальных напряжений.
Эта хаотическая ситуация вынудила авторов выразить свои мысли, выразить сожаление по поводу страданий, чумы, неравенства между классами и облегчения, которое означает религиозность..
Можно сказать, что у него не могло быть лучшей среды, лучших условий для развития этого литературного течения. Эти темы, которыми пользовались авторы, были питательной средой для сотен произведений, прочной основой, которая позволила четко аргументировать барочное движение..
источник
Первые письменные выражения с литературными элементами, которые считались чисто барочными, были выполнены в Англии, Италии и Франции..
В англии
К концу 16-го века в английской литературе уже была очевидная демонстрация того, что позже будет считаться литературой барокко..
Джон Лили был главным и первым крупным представителем англосаксонских земель. Его работа Euphues, анатомия ума, в 1578 году он идеально соответствует параметрам барокко.
В этой работе Джон Лили преувеличивает использование напыщенных терминов. Это ценится за преувеличенный эстетизм, чрезвычайно загруженный, хотя и хорошо проработанный, с гротескной склонностью к искусственному.
Во франции
Со своей стороны, во Франции в конце шестнадцатого века и в начале и середине семнадцатого века парижане развили преувеличенный вкус к хорошим манерам и утонченности.
Такое поведение стало ответом на пошлости, воспринятые обществом в Генрихе IV и его суде. Это движение было названо «Preciosismo».
Во всех сферах социального поведения парижане предпочитали элегантность, штраф. Что касается языка и букв, Франция имела в качестве своего главного представителя Клода Фавра, который опубликовал свою знаменитую работу в 1647 году: Remarques sur la langue française, полезный для quux veulent bien parler et bien écrire.
В этой работе автор подчеркивает необходимость хорошего использования каждого слова на французском языке.
В италии
Там, в частности, тенденция была очень похожа на английскую. Джованни Баттиста Марини, неаполитанский писатель с огромным литературным произведением, был уполномочен дать основы барокко на итальянском полуострове.
В стиле этого неаполитанца, переполненного гиперболами, метафорами и антитезами, его называли «маринизмом». Это характеризовалось тонким обращением с преувеличенными и преувеличенными литературными формами. Его поэзия с более чем 40 тысячами стихов была очень наглядной и была нацелена на удивление читателя..
Именно этот англо-французско-итальянский трином дал начало рождению барочного движения. Важно иметь в виду, что термин «барокко» был обозначен после конца периода и был придуман уничижительным образом: гротескные, преувеличенные произведения без глубокого и реального смысла..
черты
Это вытекает из кризиса Ренессанса
Как это часто бывает в истории человечества, каждая тенденция, каждый поток мыслей порождает другие проявления. Ренессанс и барокко не выходят из этой реальности, они более чем подчинены тонким нитям. Связи между обоими течениями широкие и сложные.
После износа структуры эпохи Возрождения из кризиса появляются стилизованные и перегруженные предложения, которые впоследствии будут крещены в стиле барокко..
Существует необходимость в расширении, которое удовлетворяется новыми путями, которые несет с собой восходящий тренд.
Его имя было впоследствии придумано и является оскорбительным
Термин «барокко» был придуман во время романтизма, когда проявления, эстетика которых была характерна для этого движения, уменьшились. Этот термин, этимологически, происходит от португальского слова барокко, что означает «неправильный или деформированный жемчуг».
Более чем очевидно, что те, кто использовал это слово, стремились обозначить как «гротескные» или «аморфные» проявления этого литературного течения..
Причин было достаточно, чтобы каталогизировать движение преувеличенного, однако постоянное использование риторики позволило углубить и усовершенствовать этот ресурс.
Это было идеологическое, а не формальное, литературное движение
В то время как есть свидетельства использования и управления формальными ресурсами в письменной форме в преувеличенной манере, невозможно перевесить идеологическую нагрузку, которой обладает литература барокко..
Произведения писателей из-за различных кризисов, которые проявились в контексте производства, демонстрируют заметное подчинение религиозным концепциям католического порядка..
Существует привязанность к контрреформации, поддержка преданного механизма, который означал понтификат в то время.
Великолепный Ренессанс, но сосредоточенный на горе
Темы эпохи Возрождения не остаются в стороне, наоборот, они взяты в полном упадке и расширены, преувеличены. Кризис, в котором европейские народы были затоплены в то время, оставил на улицах худшее из человеческого рода.
Чума, голод, лень, попрошайничество были ежедневным хлебом. Эти реалии не ускользнули от ручки писателей. Влияние было таким, что подавляющее большинство авторов использовали свою ручку, чтобы раскрыть худшее из видов. Нежелание можно было вдохнуть в большое количество работ.
Жизнь считалась полной ложью, в то время как правда, с ее твердостью и грустью, была скрыта под полированным поверхностным блеском, который элиты показывают неосторожным.
Прикоснись к вере и духовности как к бастионам человека
Имея решительную поддержку всего, что касается защиты католической церкви в отношении протестантской реформы, инициированной Лютером и Кальвином, печально известно наличие аспектов духовного характера в литературных произведениях.
Эти темы во многих случаях отвечали большей безопасности, которую церковь могла обеспечить в эти кризисные моменты, чем желанию обеспечить читателям спокойствие через веру. Писатели, люди, наконец, искали свое выживание.
Это считается ремонтным течением
Барочная литература была наполнена великими инновациями в отношении способов и техник. Это отражается и распространяется по всей Европе контрреформации. В частности, в Испании рост шире, чем в других европейских странах.
Испанские писатели впитали литературные проявления соседних стран и приспособили их к своему языку. Эти лингвистические изменения, или испанизации, уступили место новым строфам для их культуры. Племя использовалось великолепно, вместе с сонетом, катреном и редондиллой.
Как никогда ранее в испанской культуре было необузданное увеличение использования напыщенных терминов. Станьте частью Ренессансного классицизма, где обновление было произведено посредством увеличения риторических ресурсов.
Разрыв со стабильностью эпохи Возрождения
Ренессанс характеризовался спокойствием и безмятежностью его литературных предложений, все было в равновесии. Когда извергается барокко, происходит дестабилизация и конфликт между эстетическим и формальным.
Эта характеристика очевидна во всей Европе, поскольку в каждой стране наблюдается разное развитие, которое, конечно же, адаптируется к каждому производственному контексту..
Злоупотребление ресурсами было частью нормы
Это одна из наиболее распространенных характеристик, присутствующих в литературе этого периода, особенно у так называемых «Культеранос»..
Culteranos и conceptistas, две ярко выраженные тенденции
Грубая ошибка полагать, что литературное проявление барокко было однородным, ничем не отличающимся от реальности. Авторы этого времени придерживались разных взглядов на контекст, в котором они должны были жить.
Тем не менее, в литературных творениях, которые произошли, в подавляющем большинстве есть общие аспекты, которые позволили объединить их в две группы: culteranos и conceptistas..
culteranos
Ваше восприятие красоты связано с улучшением качеств объекта или существа, которое вы хотите украсить. Эти авторы замечательно использовали гиперболы и метафоры в своих произведениях..
Точно так же они прибегали к мифологии, смешивая ее с другими аспектами, которые в некоторых случаях делают ее неясной и трудной для понимания. Луис де Гонгора считается одним из великих представителей этого стиля.
conceptistas
Эти авторы, с другой стороны, концентрировались в основном на содержании. Его способ охватить литературу более изобретателен и глубок, полностью используя двойственность в значении определенных слов, таким образом, присутствие двойных чувств воспринимается в его работах.
Концептуалисты имели тенденцию выражать более сложные идеи несколькими словами. У них было то качество, что, когда имеешь дело с лишними проблемами, им удавалось придать им славу, подходя к ним великолепно. Франсиско де Кеведо или Кальдерон де ла Барка считаются одними из самых выдающихся представителей этого литературного стиля..
Литературные жанры
Среди литературных жанров барокко можно выделить следующие:
Барочная поэзия
Из-за и без того безнадежного контекста поэзия стала одной из литературных форм, наиболее эксплуатируемых авторами того периода. Выражение чувств принимает особую известность.
Каждый автор использовал ресурсы и формы, наиболее подходящие их интересам, с наиболее рекурсивными формами поэзии. Это явно ценится в работах culteranas и conceptistas. Были многочисленные эклоги, десятые, сонеты, среди многих других поэтических форм.
Популярная поэзия также очевидна в то время, наполненная темами любви и разочарования, с менее глубоким и более усваиваемым содержанием. Он адресован массам, людям.
Барочная проза
Если есть место, достойное того, чтобы считаться предшественником барочной прозы, это была Испания. Совпадение барокко с испанским золотым веком привело к беспрецедентному творческому кипению в прозе.
Письменные постановки, подобные роману, в те годы имели огромное значение. Мигель де Сервантес и Сааведра был одним из величайших представителей.
Для этого существуют две замечательные вымышленные формы: картина, в которой главный герой состоит из плебса и демонстрирует трудности, с которыми живут бедные; и куртизанка, ориентированная на показ роскоши, негодования и эксцентричности богатых того времени.
Барочный театр
Театральный текст был одним из жанров, оказавших наибольшее влияние в эпоху барокко, чтобы напрямую и недвусмысленно доходить до населения без различия слоев..
Представления с религиозными, мифологическими, историческими коннотациями были очень распространены. Авторы всегда искали благодати с лидерами и понтификами, развлекая людей, чтобы получить взамен одолжение.
Были созданы хорошо организованные театральные труппы, рожденные от передвижных театров на улицах. Эти выставленные более свободные и более популярные темы смещены от общих тем судов и церкви. Среди его великих представителей выделяется Лопе де Вега.
Авторы и выдающиеся работы
Луис де Гонгора-и-Арготе (1562-1627)
— Басня Полифема и Галатеи (1612).
— Басня о Пирамо и Тисбе (1618).
Франсиско де Кеведо и Виллегас (1580-1645)
— Речь всех дьяволов или ада исправлена (1628).
— История жизни Бускона называется Дон Паблос; пример вагамундоса и зеркало скупого (1626).
— Суд справедливой мести (1635).
Мария де Заяс (1590-1616?)
— Любовные и образцовые романы (1637).
— Романы и сарао (1647 г.).
— Любовное разочарование в (1649).
Феликс Лопе де Вега Карпио (1562-1635)
— Красота Анжелики с другими разнообразными рифмами (1602).
Кальдерон де ла Барка (1600-1681)
— Любовь, честь и сила (1623).
— Богу по причине государства (1650-1660).
Мигель де Сервантес и Сааведра (1547-1616)
— Гениальный джентльмен Дон Кихот де ла Манча (1605)
— Гениальный джентльмен Дон Кихот де ла Манча (1615)
Барокко – это художественное направление, которое получило свое развитие в начале XVII в. В переводе с итальянского языка термин означает «причудливый», «странный». Это направление коснулось разных видов искусства и прежде всего архитектуры. А какими характерными чертами обладает барочная литература?
Немного истории
Ведущее положение в общественной и политической жизни Европы в семнадцатом веке занимала церковь. Свидетельства тому – выдающиеся памятники архитектуры. Укрепить церковную власть необходимо было с помощью художественных образов. Требовалось нечто яркое, вычурное, даже несколько навязчивое. Так зародилось новое художественное направление, родиной которого стал тогдашний культурный центр Европы – Италия.
Это направление начало свое развитие в живописи и архитектуре, но позже охватило и другие виды искусства. Писатели и поэты не осталась в стороне от новых тенденций в культуре. Зародилось новое направление – барочная литература (ударение на второй слог).
Произведения в стиле барокко были призваны прославлять власть и церковь. Во многих странах это направление было развито в качестве своеобразного придворного искусства. Однако позже были выделены разновидности барокко. Появились также специфические черты этого стиля. Наиболее активное развитие барокко получило в католических странах.
Основные черты
Устремлениям католической церкви укрепить вою власть как нельзя лучше соответствовало искусство, характерными чертами которого стали грациозность, помпезность, порою утрированная экспрессивность. В литературе это патетика, внимание к чувственности и, как ни странно, телесное начало. Отличительной особенностью искусства в стиле барокко является сочетание возвышенного и земного.
Разновидности
Барочная литература представляет собой совокупность художественных произведений, которые можно противопоставить классицистическим. Мольер, Расин и Корнель создавали свои творения в соответствии со строгими нормами. В произведениях, которые писали представители такого направления, как барочная литература, присутствуют метафоры, символы, антитезы, градация. Им присуща иллюзорность, использования различных средств выразительности.
Барочная литература впоследствии разделилась на несколько разновидностей:
Пытаться разобраться в особенностях каждого из перечисленных направлений не стоит. Следует несколько слов сказать о том, в чем заключаются стилистические особенности барочной литературы, кто является ее основными представителями.
Эстетика барокко
В эпоху Возрождения в литературе стала проявляться идея гуманизма. На смену темному средневековому мировоззрению пришло осознание ценности человеческой личности. В эпоху Просвещения активно развивалась научная, философская и общественная мысль. Но прежде появилось такое направление, как барочная литература. Что это? Можно сказать, что литература в стиле барокко – своего рода переходное звено. Она пришла на смену ренессансной поэтике, но не стала ее отрицанием.
В основе эстетики барокко – столкновение двух противоположных взглядов. В произведениях этого художественного направления причудливо сочетаются вера в человеческие возможности и убеждение во всесилии природного мира. В них отражаются как идеологические, так и чувственные потребности. Какова основная тема в творениях, созданных в рамках направления «барочная литература»? Писатели не отдавали предпочтение определенной точке зрения относительно места человека в обществе и мире. Их идеи колебались между гедонизмом и аскетизмом, землей и небом, Богом и дьяволом. Еще одной характерной особенностью барочной литературы является возвращение античных мотивов.
Барочная литература, примеры которой можно встретить не только в итальянской, но и в испанской, французской, польской и русской культурах, основана на принципе сочетания несочетаемого. Авторы совмещали в своем творчестве различные жанры. Главной задачей их было удивить, ошеломить читателя. Странные картины, необычные сцены, нагромождение различных образов, сочетание светскости и религиозности – все это черты литературы барокко.
Мировоззрение
Эпоха Барокко не отказывается от гуманистических идей, свойственных Возрождению. Но эти идеи получают некий трагический оттенок. Человек эпохи барокко переполнен противоречивыми мыслями. Он готов к борьбе со своими страстями и силами социальной среды.
Важной идеей барочного мировоззрения является также сочетание реального и вымышленного, идеального и земного. Авторы, создававшие свои произведения в этом стиле, нередко обнаруживали тяготение к дисгармонии, гротескности, преувеличению.
Внешней особенностью барочного искусства является особое понимание красоты. Вычурность форм, парадность, великолепие – характерные черты этого направления.
Герои
Типичным персонажем барочных произведений является личность, обладающая сильной волей, благородством, способностью рационально мыслить. К примеру, герои Кальдерона – испанского драматурга, одного из ярчайших представителей барочной литературы – охвачены жаждой познания, стремлением к справедливости.
Европа
Представители итальянской барочной литературы – это Якопо Саннадзоро, Тебельдео, Тассо, Гварини. В произведениях этих авторов присутствует вычурность, орнаментализм, словесная игра и тяготение к мифологическим сюжетам.
Основным представителем испанской литературы барокко является Луис де Гонгора, по имени которого и названа одна из разновидностей этого художественного направления. Другие представители – Бальтасар Грасиан, Алонсо де Ледесмо, Фрнциско де Кеведо. Следует сказать, что, зародившись в Италии, эстетика барокко в дальнейшем получила активное развитие именно в Испании. Черты этого литературного направления присутствуют и в прозе. Достаточно лишь вспомнить знаменитого «Дон Кихота». Герой Сервантеса пребывает отчасти в выдуманном им мире. Злоключения Рыцаря Печального Образа напоминают путешествие гомеровского персонажа. Но в книге испанского писателя присутствует гротескность и комизм.
Памятником литературы барокко является «Симплициссимус» Гримельсгаузена. В этом романе, который современникам может показаться довольно эксцентричным и не лишенным комизма, отражены трагические события в истории Германии, а именно Тридцатилетняя война. В центре сюжета – простой молодой человек, находящийся в бесконечном путешествии и переживающий как горестные, так и веселые приключения.
Во Франции в этот период была популярна преимущественно «прециозная литература».
В Польше барочная литература представлена такими именами, как Збигнев Морштын, Веспасиан Коховский, Вацлав Потоцкий.
Россия
С. Полоцкий и Ф. Прокопович – представители барочной отечественной литературы. Это направление стало в некотором смысле официальным. Барочная литература в России нашла свое выражение прежде всего в придворной поэзии, но развивалась она несколько иначе, нежели в западноевропейских странах. Дело в том, что, как известно, барокко пришло на смену ренессансу, которого в России почти не знали. Литературное направление, о котором идет речь в этой статье, имело мало отличий от художественного направления, присущего культуре эпохи Возрождения.
Симеон Полоцкий
Этот поэт стремился к воспроизведению в своих стихах различных понятий и представлений. Полоцкий придал поэзии логичность и даже несколько сблизил ее с наукой. Сборники его творений напоминают энциклопедические словари. Его произведения преимущественно посвящены различным общественным вопросам.
Литература барокко, как и другие виды искусств в этом стиле, настраивала на свободу выбора средств выразительности. Произведения отличались сложностью форм. И в них, как правило, присутствовал пессимизм, вызванный убеждением в бессилии человека против внешних сил. В то же время осознание бренности мира сочеталось с желанием преодолеть кризис. С помощью литературных произведений осуществлялась попытка познать высший разум, осмыслить место человека в просторах мироздания.
Стиль барокко стал порождением политических и общественных потрясений. Его иногда воспринимают как попытку восстановления средневекового мировоззрения. Однако этот стиль занимает важное место в истории литературы, и прежде всего потому, что он стал основной для развития более поздних направлений.
Литература в мемах: Что нужно знать о Серебряном веке
Коты, персонажи Лапенко и Симпсоны рассказывают об одной из главных эпох русской литературы.
Конец XIX века внёс радикальные изменения в сознание человечества: прогресс в науке повлиял на восприятие людей, теория Дарвина и труды Ницше поставили под сомнение существование бога, а работы импрессионистов перевернули представления масс об искусстве. Литература также реагировала на изменения в обществе и приняла новую форму.
На смену «Золотому веку» русской литературы пришёл новый — «Серебряный». Он стал эпохой формирования новых поэтических направлений, сформировав сообщества поэтов, где у каждого представителя был свой неповторимый стиль.
Кто придумал «Серебряный век»
Традиция давать культурным эпохам названия и свойства металлов появилась ещё в античности. Кому именно принадлежит авторство термина «Серебряный век» точно не известно. По одной из версий период назвали по аналогии с «Золотым веком» русской литературы, по другой — взят из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой.
Традиционно авторство приписывается философу Николаю Бердяеву, однако ни в одном его тексте не встречается оригинальное словосочетание «Серебряный век». Статус первооткрывателя ему принесли мемуары «На Парнасе Серебряного века» другого критика Сергея Маковского, где Бердяев противопоставляет «Серебряный век» пушкинскому.
Также на авторство термина претендуют критик Николай Оцуп и поэт Владимир Пяст, но точное происхождение литературного понятия установить сложно.
Ходят споры и о том, какой именно временной промежуток относится к «Серебряному веку». Начало определяется приблизительно 1890-ми годами с выходом сборников Мережковского, стихов Зинаиды Гиппиус и Константина Бальмонта.
Разногласия вызывают датировки окончания: одни исследователи указывают на Октябрьскую революцию и начало Гражданской войны, другие на 1921 — год смерти Блока и расстрела Гумилёва, также упоминается год самоубийства Маяковского.
Многие поэты и писатели «Серебряного века» пережили смену эпох и продолжали публиковаться и после 1930-х годов, выпуская критические статьи и воспоминания, находясь в эмиграции.
Течения «Серебряного века»
Символизм
Представители символизма создавали мистические и абстрактные образы в своих текстах, где отражаются упаднические настроения и предчувствия скорой катастрофы. Новое направление, зародившееся в 1890-х годах, встретили достаточно враждебно, обвиняя его приверженцев в декадентстве и деградации.
Символизм стал вершиной русской поэзии с точки зрения музыкальности звучания произведений: в нём присутствовали чёткая композиция и плавный ритм. В 1910-е годы из-за творческого застоя произошёл кризис символизма. На смену ему пришли новые течения.
Представители: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов.
Акмеизм
Акмеизм родился как протест символизму. Основавший акмеизм Николай Гумилёв вернул в поэзию чёткость образов, отсылки к древним эпохам, простоту языка и любовь к жизни.
Почувствовав кризис символизма, в 1911 году Гумилёв вместе с Сергеем Городецким основал поэтическое объединение «Цех поэтов». Поэты-акмеисты возвращались к естественности материального мира и первозданным чувствам, когда символисты воспринимались «трагичными мечтателями».
Представители: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Футуризм
В отличие от акмеизма, футуризм как течение возник не в России. Первый манифест футуризма был создан в Италии известным литератором Филиппо Томмазо Маринетти. Движение авангардистов привлекло молодых поэтов в России.
Футуризм утверждается путём отказа от старых норм, канонов и традиций, в его основе — уход от старых литературных традиций, эксперименты с языком и формой.
«Искусство будущего» вышло под лозунгом нигилистического отрицания и выступило за разрушение форм искусства ради слияния с ускоренным жизненным процессом ХХ века.
Представители: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Игорь Северянин.
Имажинизм
На смену футуризму пришёл имажинизм — литературное течение, направленное на создание образа. Для него характерны обилие метафор, элементы прямого и переносного образов, эпатаж и анархические мотивы.
В 1918 году в Москве «Орден имажинистов» основали поэт Анатолий Мариенгоф, в прошлом новокрестьянский поэт Сергей Есенин и бывший футурист Вадим Шершеневич.
Одним из важных приёмов имажинизма был дендизм — трепетное отношение к своему образу, начинавшееся выбором костюма и заканчивавшееся изысканностью речи.
Представители: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич.
Вне течений
Среди представителей Серебряного века были и те, кто не относился ни к одному из перечисленных движений. Кроме основных направлений и поэтических объединений существовали авторы, которые писали сатирическую и пролетарскую поэзию, конструктивисты и обэриуты.
К ним относятся Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Даниил Хармс и Борис Пастернак, создававшие свои произведения вне литературного канона.
Диссы Бунина
Иван Бунин — первый русский писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии. Помимо знаменитых «Тёмных аллей», «Господина из Сан-Франциско» и «Жизни Арсеньева» он также известен своими критическими комментариями в адрес современников.
Будучи приверженцем старой школы, Бунин не признавал новые течения модернизма и язвительно отзывался о творчестве коллег.
Вот что думал о современниках
главный хейтер «Серебряного века»
Нестерпимо поэтичный поэт дурачит публику галиматьёй.
Непрекращающийся всю жизнь ливень диких слов и звуков в стихах.
Самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства.
Сообразим на троих — союзы «Серебряного века»
Помимо поэтических направлений «Серебряного века», расширялись привычные рамки межличностных и семейных отношений. Нравы и эстетика того времени предполагали союзы на основе интеллектуального родства и близости мировоззрений.
Гумилёв-Ахматова
Николай Гумилёв и Анна Ахматова познакомились в Царском Селе в 1903 году, будучи гимназистами. Ему было 17, ей — 14. Гумилёв долго добивался расположения Анны, три раза получал отказ на предложения замужества и два раза пытался покончить с собой.
В попытках забыть возлюбленную и излечить душу Гумилёв уехал в экспедицию в Африку. Ахматова в то время начала публиковаться в Петербурге, а после возвращения Гумилева поэты стали чаще встречаться в литературных кругах.
Неожиданно для окружения пара объявила о помолвке в апреле 1910 года. В 1912 году в семье родился единственный сын Лев. Брак двух поэтов продлился восемь лет, и вряд ли его можно было бы назвать счастливым.
Охлаждение отношений супругов ощущается в стихотворении «В ремешках пенал и книги были. », которое было посвящено Гумилёву. В нём Ахматова пишет:
Изменился серый лебедёнок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.
После Первой мировой войны в августе 1918 года Гумилёв и Ахматова развелись, впоследствии Гумилёв женился, а Ахматова была замужем трижды. В 1921 году после расстрела Николая Гумилёва именно Ахматова хранила его рукописи и помогала издавать его сборники и биографии.
Мандельштам-Хазина
С будущей женой Надеждой Хазиной Осип Мандельштам познакомился в 1919 году в Киеве. В 1920 году они вместе вернулись в Петербург, а спустя ещё два года поженились. Вторая книга стихов Мандельштама «Tristia», вышедшая в 1922 году, была посвящена Надежде.
В 1933 году Мандельштам написал одно из самых известных своих стихотворений — «Мы живём, под собою не чуя страны…», после чего подвергся гонениям со стороны советской власти. Последовали три года ссылки в пермской Чердыни, куда супруга поэта отправилась вместе с ним. В 1938 году случился повторный и последний арест поэта. Осип Мандельштам скончался в лагере недалеко от Владивостока.
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
Надежда Мандельштам заучивала поэтические тексты наизусть, чтобы сохранить наследие мужа. Опасаясь преследования, часто меняла места проживания, но несмотря на это в 1970–80-е опубликовала несколько книг-воспоминаний о поэте на Западе.
Осип-Лиля-Маяковский
В 1915 году на момент знакомства с Владимиром Маяковским Лиля Брик была замужем за Осипом Бриком. «Тройственный союз» быстро стал неразлучен, и вскоре на двери московской квартиры Бриков появилась надпись «Брики. Маяковский».
Брики восхищались творчеством Маяковского, а Лиля стала не только музой, но и главной лирической героиней его произведений. Лиле Брик посвящены поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю» и стихотворение «Лиличка!».
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Союз вызвал недоумение общества и был весьма экстравагантен для 20-х годов, но тем не менее успешно просуществовал почти 10 лет. В 1925 году Лиля объявила Маяковскому, что страсть угасла и приняла решение расстаться, но чета Брик продолжала поддерживать с поэтом дружеские отношения.
В апреле 1930 года Брики уехали в Европу, Маяковский проводил их, а через несколько дней — 14 апреля — совершил самоубийство.
Домашка по литре
Дополнительный список литературы о «Серебряном веке» для тех, кому мемов оказалось мало:
Список произведений «Серебряного века» для тех, кто вообще все пропустил, но тоже хочет посмеяться над мемами: