Баркас что это за судно
Значение слова «баркас»
1. Большая многовесельная лодка. В тумане уходит из глаз, Привыкший к просторам и к буре, Широкий рыбацкий баркас. Брюсов, Над Северным морем.
2. Самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в порту.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах;
большая мореходная 14—22-вёсельная шлюпка, длиной до 12,2 м, шириной до 3,66 м, водоизмещением 4-5 тонн с убирающимся бушпритом (для кливера) и двумя мачтами (для фока и грота).
Во время парусного судоходства баркас обычно вместе с пинассом располагался на барринге между фок- и грот-мачтой. Баркасы спускались на воду для подвоза питьевой воды или продуктов питания.
БАРКА’С, а, м. [фр. barcasse]. 1. Большая многовесельная лодка. || Лодка для перевозки команды судов (мор.). 2. Небольшое паровое портовое судно. Пожарный б.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
барка́с
1. большая многовёсельная шлюпка ◆ К берегу причалил баркас
2. небольшое самоходное судно для портовых перевозок ◆ Рыбачка Соня как-то в мае, // Направив к берегу баркас, // Ему сказала: «Все вас знают, // А я так вижу в первый раз». Владимир Агатов, «Шаланды, полные кефали», 1943 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подпольный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Баркас
Полезное
Смотреть что такое «Баркас» в других словарях:
баркас — а, м. barcasse f., исп. barcaza > гол. barkas, шв., дат. barkasse. 1. Гребное многовесельное судно при корабле. Сл. 18. У пристани баркас, привязан, колыхался. Долгорукий Соч. 1 475. Лейтенант Поленов, который должен был ехать на баркасе,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Баркас — для перевозки пассажиров У этого термина существуют и другие значения, см. Баркас (значения). Баркас, б … Википедия
БАРКАС — (исп. barcaza, от barca). Большое гребное судно, служащее при нагрузке и выгрузке корабля; вообще при перевозке тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРКАС исп. barcaza, от barca. Гребное судно … Словарь иностранных слов русского языка
БАРКАС — БАРКАС, баркаса, муж. (франц. barcasse). 1. Большая многовесельная лодка. || Лодка для перевозки команды судов (мор.). 2. Небольшое паровое портовое судно. Пожарный баркас. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАРКАС — см. Барказ. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Баркас (барказ) судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в п … Морской словарь
баркас — шлюпка, судно, баркасик, баржа, барказ, гашпиль Словарь русских синонимов. баркас сущ., кол во синонимов: 7 • баржа (13) • барказ … Словарь синонимов
БАРКАС — (нидерл. barkas) 1) самоходное судно небольших размеров для перевозок в порту2)] В ВМФ гребная шлюпка с 14 22 веслами … Большой Энциклопедический словарь
БАРКАС — БАРКАС, а, муж. 1. Большая гребная шлюпка. 2. Небольшое портовое судно. Пожарный б. | прил. баркасный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАРКАС — муж. самое большое гребное судно, чернорабочее, для завоза якоря и перевозки людей и тяжестей; один или два бывают при каждом военном судне; весел на баркасе по 20 и более. Баркасный, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
БАРКАС — (барказ) (1) судно небольших размеров, предназначенное для перевозок в порту; (2) большая гребная шлюпка … Большая политехническая энциклопедия
БАРКАС — 1) БАРКАС барказ (голл. barkas), самоходное судно небольших размеров, предназнач. для различных перевозок в порту. В воен. мор. флоте Б. наз. гребную шлюпку, имеющую от 14 до 22 вёсел. 2) БАРКАС гашпиль, в кож. меховом производстве аппарат для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
БАРКАС
БАРКАС Происхождение: гол. barkas
1. Небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, распространенное на Черном и Азовском морях. Парусное вооружение яла, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8 — 12 м, ширина 2,4 — 3 м, осадка около 0,75 м.
2. Речное несамоходное деревянное или металлическое судно типа баржи длиной 60 — 80 м с низкими бортами и высокими надстройками, закрывающими трюм, — т. н. лабазами. Баркасы имели заостренные оконечности и прочную конструкцию.
3. Корабельная шлюпка.
Смотреть что такое «БАРКАС» в других словарях:
баркас — а, м. barcasse f., исп. barcaza > гол. barkas, шв., дат. barkasse. 1. Гребное многовесельное судно при корабле. Сл. 18. У пристани баркас, привязан, колыхался. Долгорукий Соч. 1 475. Лейтенант Поленов, который должен был ехать на баркасе,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Баркас — для перевозки пассажиров У этого термина существуют и другие значения, см. Баркас (значения). Баркас, б … Википедия
БАРКАС — (исп. barcaza, от barca). Большое гребное судно, служащее при нагрузке и выгрузке корабля; вообще при перевозке тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРКАС исп. barcaza, от barca. Гребное судно … Словарь иностранных слов русского языка
БАРКАС — БАРКАС, баркаса, муж. (франц. barcasse). 1. Большая многовесельная лодка. || Лодка для перевозки команды судов (мор.). 2. Небольшое паровое портовое судно. Пожарный баркас. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАРКАС — см. Барказ. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Баркас (барказ) судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в п … Морской словарь
баркас — шлюпка, судно, баркасик, баржа, барказ, гашпиль Словарь русских синонимов. баркас сущ., кол во синонимов: 7 • баржа (13) • барказ … Словарь синонимов
БАРКАС — (нидерл. barkas) 1) самоходное судно небольших размеров для перевозок в порту2)] В ВМФ гребная шлюпка с 14 22 веслами … Большой Энциклопедический словарь
БАРКАС — БАРКАС, а, муж. 1. Большая гребная шлюпка. 2. Небольшое портовое судно. Пожарный б. | прил. баркасный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАРКАС — муж. самое большое гребное судно, чернорабочее, для завоза якоря и перевозки людей и тяжестей; один или два бывают при каждом военном судне; весел на баркасе по 20 и более. Баркасный, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
БАРКАС — (барказ) (1) судно небольших размеров, предназначенное для перевозок в порту; (2) большая гребная шлюпка … Большая политехническая энциклопедия
БАРКАС — 1) БАРКАС барказ (голл. barkas), самоходное судно небольших размеров, предназнач. для различных перевозок в порту. В воен. мор. флоте Б. наз. гребную шлюпку, имеющую от 14 до 22 вёсел. 2) БАРКАС гашпиль, в кож. меховом производстве аппарат для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Баркас
Барка́с, барка́з (итал. barcaccia — большая лодка, нидерл. barkas )
Во время парусного судоходства баркас обычно вместе с пинассом располагался на барринге между Фок-мачтой и Грот-мачтой. Баркасы спускались на воду для подвоза питьевой воды или продуктов питания.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Баркас» в других словарях:
баркас — а, м. barcasse f., исп. barcaza > гол. barkas, шв., дат. barkasse. 1. Гребное многовесельное судно при корабле. Сл. 18. У пристани баркас, привязан, колыхался. Долгорукий Соч. 1 475. Лейтенант Поленов, который должен был ехать на баркасе,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БАРКАС — (исп. barcaza, от barca). Большое гребное судно, служащее при нагрузке и выгрузке корабля; вообще при перевозке тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРКАС исп. barcaza, от barca. Гребное судно … Словарь иностранных слов русского языка
БАРКАС — БАРКАС, баркаса, муж. (франц. barcasse). 1. Большая многовесельная лодка. || Лодка для перевозки команды судов (мор.). 2. Небольшое паровое портовое судно. Пожарный баркас. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАРКАС — см. Барказ. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Баркас (барказ) судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в п … Морской словарь
баркас — шлюпка, судно, баркасик, баржа, барказ, гашпиль Словарь русских синонимов. баркас сущ., кол во синонимов: 7 • баржа (13) • барказ … Словарь синонимов
БАРКАС — (нидерл. barkas) 1) самоходное судно небольших размеров для перевозок в порту2)] В ВМФ гребная шлюпка с 14 22 веслами … Большой Энциклопедический словарь
БАРКАС — БАРКАС, а, муж. 1. Большая гребная шлюпка. 2. Небольшое портовое судно. Пожарный б. | прил. баркасный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАРКАС — муж. самое большое гребное судно, чернорабочее, для завоза якоря и перевозки людей и тяжестей; один или два бывают при каждом военном судне; весел на баркасе по 20 и более. Баркасный, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
БАРКАС — (барказ) (1) судно небольших размеров, предназначенное для перевозок в порту; (2) большая гребная шлюпка … Большая политехническая энциклопедия
БАРКАС — 1) БАРКАС барказ (голл. barkas), самоходное судно небольших размеров, предназнач. для различных перевозок в порту. В воен. мор. флоте Б. наз. гребную шлюпку, имеющую от 14 до 22 вёсел. 2) БАРКАС гашпиль, в кож. меховом производстве аппарат для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Ялы, баркасы и фелюги – сквозь волны времен
У Одессы есть свои традиционные лодки: ялы, баркасы, шаланды, фелюги, названия и конструкции которых пришли из разных народов мира. И в Северо-Западном Причерноморье и Азове приспособились к местным условиям. Об этом, разговор с Игорем Мельником, руководителем общественного Центра исследований истории мореплавания. Посвятив жизнь изучению истории кораблестроения, его заботит исчезновение малого флота, который служил на протяжении столетий рыбакам Причерноморья и не только им.
Ялы одесской мореходки
Традиция одесской мореходки – выход курсантов в море на ялах, как главная Спартакиада года. Двух, четырех, шестивесельные лодки резво бегут по волнам навстречу победе. Ялы широко используются в спортивно-туристических целях, сплавах, путешествиях, гонках. Кроме того, еще совсем недавно это были наиболее распространенные на флоте шлюпки. Название ял пришло к нам из Нидерландов, происходит от голландского «jol» – корабельная шлюпка с полными обводами и транцевой кормой. Такие лодки были разных размеров и управлялись от двух до восьми весел. Применялась они в средневековых флотах для сообщения с берегом и между кораблями. Были ялы и для грузовых перевозок, которые назывались ялботами. В 19-ом веке ялами также назывались суда для лова красной рыбы в Азовском море. Они несли съемные мачты с косыми парусами и управлялись 4-6 веслами. Целой палубы суда эти не имели. Только в носу и корме были небольшие надстройки, которые назывались чердаками. Длина таких рыболовецких судов достигала 11метров, ширина – 2,4 м.
В Одессе ялы стали одной из наиболее популярных лодок. Но строили их массово не в Одессе, а на большой судоверфи в Лазаревском. Игорь с теплотой вспоминает замечательного мастера Дамира Шхалахова – это он за свою трудовую жизнь построил более 1000 ялов. Последний ял из его рук был выпущен в 2005-ом году. Кстати, именно Дамир Шхалахов и построил гордость Одессы – диеру «Ивлию», которая представляла наш город и Украину в 7 странах Европы. Диера в девяностых годах прошлого столетия обогнула европейский континент, пройдя более 6 тысяч миль под парусами и веслами.
– Невозможно не вспомнить также, что ялы строились конвейерным способом. Когда я впервые побывал в Лазаревском, – вспоминает он, – то в цеху, который был длиною более 60 метров, в начале закладывали киль, на выходе уже стояла готовая лодка.
Ялы строились потоком на 2,4, 6 и 8 весел. Большие ялы на 12 весел назывались гребными катерами. Сегодня это уже ушедший гребной флот. Но до сих пор в одесских мореходках самый главный спортивный праздник – это гребля на ялах.
Баркас – лодка для нас
Как названия перетекают из страны в страну, из века в век можно проследить и на баркасе – черноморской традиционной рыбацкой лодке, кстати, тоже в прошлом используемой в качестве шлюпки, но большего размера. Баркас – слово голландское. В средневековых флотах представлял собой самую длинную быстроходную шлюпку с парусами на двух мачтах и 22 веслами.
Баркасы были самыми быстрыми курьерскими лодками, которые могли быстро передавать приказы и донесения. Водоизмещение достигало 4-5 тонн, а длина 14 метров, при трехметровой ширине.
В Нидерландах баркасами позднее также назывались небольшие судоходные суда для перевозки грузов в гавани и на рейдах.
В Одессе до революции баркасами на рейдах тоже разгружались суда. Они были гораздо больше, чем скоростные голландские лодки. Имели возможность принять груз до 15 тонн, привезти в порт и разгрузить. Баркасы составляли малый флот в порту и гаванях.
Потом появились баркасы черноморские, на которых ловили рыбу. От Ильичевска до Большого Фонтана десятки баркасов бороздили море, одаривая одесситов бычками, тюлькой и кефалью. Кто же из одесситов не помнит прославленный рыболовецкий колхоз Лейтенанта Шмидта, кто из нас не ел пойманную рыбаками рыбу.
Баркасы от других лодок, например каюков, отличала ровная транцевая корма. Такая конструкция очень удобна при попутных ветрах. Баркасы строились судоплотницкими цехами. Крупные цеха работали по всему побережью от Дуная до Керченского пролива. Особенно большой цех находился в селе Ивановка Очаковского района. В нем, кстати, строилась реконструкция финикийского торгового судна «Мелькарт». Игорь рассказывает, что никогда не забудет удивительного мастера-судоплотника Валерия Стафикопуло, потомственного судостроителя, чей род с начала 20 столетия обеспечивал баркасами все черноморское побережье.
Игорь Мельник: Мы возвращаем Одессе ее историю судоходства
– Я, человек, привыкший к механическому инструменту, диву давался, как такие мастера, как Соболенко или Стафикопуло, топором вытесывали и подгоняли доску так, что казалось, что она стругана рубанком.
Как-то говорю Стафикопуло. Было это в далеком 1999-ом году: «Дайте рубанок, я подстругаю», а он мне отвечает: «Каждый неуч рубанком может. Ты топор возьми в руки».
Но это только половина истории. Лет через 15, когда строилась «Анна Ярославна», такие же слова я услышал от мастера Соболенко. И стал гомерически смеяться. Он же не понял, почему я так надрываюсь. А дело в том, что школа у всех этих больших мастеров-судоплотников была такова, что топором они владели просто искусно.
И считали совершенно правильно, что тот, кто умеет работать топором, то всегда сможет действовать и другим инструментом. Следует добавить, что одно из профессионально-технических училищ Николаева готовило многие годы мастеров-судоплотников. К сожалению, это тоже история.
Мало, кто знает сегодня, что королем лодочного инструмента был топор-шкипарь. Это топор, у которого лезвие насаживалось не вдоль рукояти, а поперек. Именно такими топорами можно было вырубить искривленные детали для шпангоутов, форштевня и ахтерштевня. А вспоминая Валерия Леонтьевича Стафикопуло (слева, за работой), следует добавить, что за свою рабочую жизнь он построил более 130 баркасов.
А наш «Мелькарт», созданный его руками, прошел несколько тысяч миль в опаснейшем морском регионе – Бискайском заливе и Северо-западной части Атлантического океана. Мы всегда вспоминали мастера в самые сложные штормовые минуты. Но лодка выдержала все удары стихии, обогнув Пиренейский полуостров.
Баркасы строились по типам размерений 6, 8, 10 и 12 метров. Соответственно менялась ширина и назначение. Малые баркасы предназначались для лиманов Белгород-Днестровского, Тилигульского, Сухого, Хаджибеевского, Очаковского, Днепро-Бугского. Они были мелкосидящими, и было очень удобно выйти на берег и сдать рыбу, на них же легко управляться и возле вершей с сетями на мелководье. На больших 12- 14 метровых баркасах уходили далеко в море на лов, иногда покидая родной берег на несколько дней.
От пиратского корабля к рыбацкой фелюге
Среди рыбацких лодок Одессы на слуху у нас и черноморская фелюга. Эта лодка, название которой трансформировалось, перетекая из века в век, из страны в страну. Тип судна «фелюга» включает несколько видов судов. Фелука (итал. Feluca) – небольшое палубное судно со своеобразными косыми парусами в форме трапеции или подрезанного с одного угла треугольника использовалось для перевозок небольших партий грузов со времен далекого Средневековья.
– Если баркасы были скоростные суда, фелуки были медлительнее, – отмечает Игорь Мельник. – В Средиземноморских флотах того периода фелуки использовались в качестве курьерских лодок для передачи приказов и указаний между большими средневековыми галерами. Их незаменимость в средневековых флотах становиться понятной, если учесть что из-за порохового дыма нельзя было отдать приказание другим способом.
В Мавритании фелукой назывался быстроходный корсарский корабль. Эти суда бороздили побережье Алжира, Туниса, Марокко. Такая фелука вооружалась 6-8 небольшими пушками на верхней палубе. У греков фелукой назывались уже рыболовецкие суда. Считается, что именно от них это название пришло к нам в Северо-Западное Причерноморье. Рыболовецкие фелуки имели три мачты с косыми парусами и 8-12 весел. Она могла перевозить до 150 тонн груза. Игорь рассказывает, что интересовался типами деревянных кораблей, участвовавших в русско-османских войнах, и со стороны Турции и России.
Изучая материалы той эпохи он наткнулся на название «барбарский корабль». Большое количество таких судов строилось для взятия Азова и других морских компаний. Это были скоростные маневренные корабли для внезапной атаки, которые получили свое имя из Средиземноморья от корсарских фелук. Вот и посудите сами, откуда же у нас название «фелюга». Или от греческих переселенцев или от мавританских корсарских кораблей, которые в русских флотах стали барбарскими? Можно лишь добавить, что без сомнения ничего общего между типами этих кораблей нет. Их объединяет только название.
Мастер-лодочник Василий Бырченко(справа) и Юрий Наумов
– Надеюсь, что этот вид черноморских судов еще послужит на побережье. Конечно, они не будут деревянными. Основной материал современных лодок, это пластик и алюминий. Но вот что поразительно – сегодняшняя пластиковая фелюга или алюминиевый баркас родились столетия тому назад, и тот, кто их построил впервые из дерева, и представить себе не мог, что когда-то появятся совершенно другие материалы для лодкостроения. Да что там столетия, еще лет 60 тому в это было тяжело поверить, – заключает Игорь Мельник.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук moryakukrainy
(Окончание следует)
- у орхидеи поникли листья что делать
- Если сразу включается автоответчик на мтс что это