Баптисты чем опасны для православных
Истина Православия и миражи баптизма
Господи, благослови. По промыслу Божьему в течение нескольких лет мне и нескольким моим друзьям пришлось находиться в среде протестантов, а точнее, в общине баптистов, входящих в СЦ ЕХБ (совет церквей евангельских христиан баптистов). По милости Божьей к нам, грешным, мы вышли оттуда и влились в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в Церковь Православную. И теперь, имея некоторое представление о протестантизме изнутри, хотелось бы посмотреть на него с точки зрения православного человека. Вы спросите – зачем? Быть может, мой, хотя и незначительный, опыт поможет заблудившимся, предостережет неопытных, отрезвит доверчивых.
Вначале хотелось бы объяснить, почему я попал в секту баптистов. По промыслу Божьему, первым человеком, который появился на моем пути, после того как я стал интересоваться христианством, был православный священник, в прошлом терапевт. Он открыл мне глаза на многое, объяснил, где купить Библию, предлагал крещение. Но я по своей гордости и высокоумию отверг путь пастухов, а избрал путь волхвов. Это произошло потому, что я слишком многому из того, что он мне рассказал, не поверил. Я хотел узнать все сам.
По милости Божьей, в то самое время, когда я купил Библию, мне «случайно» подарили «Закон Божий». И это помогло мне приобрести некоторые здравые понятия о Боге, вере, Библии.
Сейчас очень много людей, которые называют себя христианами. Но как сказано: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». В этом все дело ‒ либо мы принимаем волю Отца, либо отвергаем. И православный священник и «Закон Божий» мне ясно указывали волю Божью, т.к. встреча со священником и получение книги произошло без участия моей воли. Но, прочитав Евангелие, я нашел много того, что, как мне думалось, не соответствует в Православии Евангелию – пышность одежд священников, украшение храмов, иконы, обряды, непонятный язык. Все это казалось мне полной противоположностью Евангелию.
И я поступил так, как пишет святой апостол Павел в послании к Римлянам. Я осудил всех вокруг себя вместо того, чтобы осудить себя. Я евангельскую мерку приложил не к себе, а к другим, и в том числе к Церкви, а себя я оправдал. И теперь я искал единомышленников, тех, кто сделал то же, что и я, и они не замедлили найтись. Это оказалась секта баптистов, входящая в СЦ ЕХБ.
СЦ ЕХБ знаменит тем, что практически все пресвитеры, которые отвечают за конкретные общины, провели от 1 до 12 лет в тюрьме. Высоким уровнем внешнего благочестия – не курят, не пьют, не ругаются. Называют себя святыми и спасенными. Благожелательно относятся друг к другу и ко всем. Постоянно изучают Библию. А потому претендуют на звание истинных христиан.
Поэтому, когда я первый раз попал в общину, то на пресвитера я смотрел, по меньшей мере, как на пророка или апостола. Мне казалось, что он видит меня насквозь и читает все мои мысли.
Лица остальных членов общины показались мне приветливыми и чистыми, что так и было на самом деле, т.к. баптисты не курят и не пьют, и по отношению к новеньким ведут себя приветливо.
Чтобы освоить Библейский текст и хотя немного осмыслить его, потребовалось несколько лет. В течение этого времени пришлось изучить несколько протестантских учебников, приобрести четыре различных перевода Евангелия на русский язык. Говорил много проповедей, выезжал с группами миссионеров, посещал заключенных в лагере. Казалось, что все складывается превосходно. Но был очень горд, а потому в общине протестантов мне часто сильно доставалось ‒ Господь смирял меня.
Тяжело пережив это событие, продолжал трудиться дальше, хотя передо мной часто вставал вопрос, а что такое Православие, и почему мои друзья туда ушли. Я встречался изредка с ними, желая узреть в них некое новое качество.
В общине все больше задавал вопросов по Евангелию – и практически всегда получал ответы, которые не насыщали души. Ведь душа может насытиться только истиной, и все неверные и неполные ответы только возбуждают ее, а не приносят удовлетворения. Тем более что новых вопросов было все больше, а удовлетворительных ответов все меньше. Все больше видел разницу между тем, что говорилось в собрании на проповеди, и что происходило в жизни.
Общину сектантов в основном скрепляют родственные и душевные связи. Пока ты всем улыбаешься и делаешь то, что они хотят, то все в порядке. Но стоит произойти какому-то конфликту или огорчению, то тогда ‒ беда. Любовь вдруг испаряется, и по отношению к тебе возникает крайне настороженное отношение. Если ты согрешаешь, то следует осуждение, вместо того, чтобы молиться за согрешившего. Все внешне стараются придерживаться установленных правил, а твоя внутренняя жизнь мало кого интересует, и даже самого тебя. Ты спасен, раз веришь во Христа, и внешне у тебя порядок. А значит, твоя главная задача – спасать других. Это приводит к полному отсутствию труда над своей собственной душой.
Я не понимал, что покаяние должно стать привычкой, входящей в состав нашего характера – для полного смытия греха, гнездящегося в нас. Евангелист Матфей 5:4 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». А кроме избавления от греха, вошедшего в привычку, надо и добронравие в себе насадить и возрастить при помощи благодати Божией. «Сорняки» растут, их тоже надо выкорчевывать, а иначе получается так. Сказал – «я болен», и болезнь проходит. Да нет, болезнь нужно лечить до конца жизни, и без помощи Божией ничего не сделаешь.
В какой-то момент я отчетливо начал видеть, что разница между всеми конфессиями в различном понимании Св. Писания. Тогда встал вопрос, кому верить и почему? Все протестанты подходят к объяснению тех или иных мест Священного Писания с позиции разума, как понимаю, так и объясняю.
Много читал протестантских книг с привлекательными обложками и многообещающими названиями, которые обещали научить истинно-христианской жизни. Часто казалось: ну, вот эту главу пойму или прочитаю, и откроется самое главное, после чего и начинается истинно-христианская жизнь. Но все эти книги оказывались миражами ‒ они давали бесплодные советы, которые ни к чему не приводили.
Читая некоторых авторов протестантов (Марцинковского), узнал о существовании книги «Добротолюбие» – творения святых Отцов и Учителей Православной Церкви – и приобрел ее. Некоторые протестанты с большим уважением относились к святителю Иоанну Златоусту ‒ я приобрел и его книги. Начал пытаться все это читать, но многое было не по зубам ‒ особенно в «Добротолюбии».
В этот момент мне в руки попали две книги ‒ одна протестантская – Каргеля «Христос освящение ваше», другая ‒ православная ‒ святителя Феофана Затворника «Что есть христианская жизнь, и как на нее настроиться».
Я увидел колоссальную разницу в понимании жизни, Евангелия, человека. Феофан Затворник на два порядка превосходил Каргеля. Феофан Затворник был точен и конкретен, понятен и глубок, Каргель же был расплывчат и сбивчив, темен и поверхностен. Я понял, что сравнивать протестантизм и Православие все равно, что сравнивать луну и солнце.
Еще одно сравнение двух других книг: протестантской ‒ «Счастье потерянной жизни» Н. Храпова и православной «Отец Арсений» ясно показало, что протестантизм – это стояние на земле с редкими взглядами на небо, а Православие ‒ это стояние на небе с редкими взглядами на землю. Иначе говоря, они отличаются, как небо и земля.
Однажды прочитал в случайной книге о смирении преподобного Сергия Радонежского. Как один мужик – крестьянин, длительное время унижал его, не желая узнавать в нем известного к тому времени всей Руси преп. Сергия Радонежского. А он с такой любовью и терпением отнесся к нему, что даже мое грешное сердце мне сказало, что этот человек действительно смирен. В конце своей встречи с крестьянином Сергий сказал ему: «Ты правильно обо мне рассудил, а другие меня слишком высоко ставят». На меня этот пример произвел необыкновенное действие – я вдруг понял, что истина часто не нуждается в доказательствах ‒ она покоряет сердце потому, что она истина. Мне вдруг открылось, что мне бесконечно далеко до такого смирения.
Последним толчком к уходу в Православие была поездка в монастырь. Там, вопреки монастырским правилам, нас поселили к одному послушнику из-за того, что негде было ночевать. То, как он жил, поразило меня – отсутствие элементарных удобств, комната с полуобвалившимися стенами, спание на досках, длинные молитвы по ночам, из одежды – фуфайка, из обуви – туфли и сапоги. И я понял, что-то, что я делаю, не стоит и одной десятой того, что делал этот парень. Там же в этом монастыре жил и другой человек, который с этого начинал, и к настоящему моменту достиг прозорливости и чудотворения. Вот учение, вот жизнь, вот плод.
В последний момент перед уходом из общины было очень тяжело. Казалось, что раз я понял искажения протестантизма и истину Православия, то можно что-то сделать для людей в общине. Но потом я понял, что обману себя и других. Стать православным в секте нельзя, а следовательно, и спастись, а раз так, то как же можно помочь другим? Могу сказать, что этот выход из общины дался мне чрезвычайным усилием всех сил. И я просил не о себе, но о детях своих (у меня их трое), часто со слезами ‒ «Господи, выведи, если я в заблуждении». И Господь вывел. Слава Тебе, Господи! Молитвы моих друзей православных тоже имели большое значение. Я многому научился, находясь в общине, а самое главное, что, находясь там, я понял, что истина в Православии. А протестантизм только претендует на истину – как мираж в пустыне видится издалека оазисом.
Погнавшись за этим миражом, я понял, что высокий уровень внешнего благочестия приводит к лицемерию, фарисейству и осуждению других. Люди внешне благочестивы, самоправедны без праведности Христа, самосвяты без святости Божией, полны внутренней нечистоты и не замечают этого.
Подвиг страдания за Христа в лагерях и зонах оказывается всесожжением без послушания Церкви, а, следовательно, и Богу, и является плодом гордости и самопрославления.
Хорошие отношения друг с другом основывались на личной симпатии. При огорчениях и обидах любовь превращалась в лучшем случае в равнодушие, неприязнь, а в худшем в ненависть. Т.е. любовь имела душевный, а не духовный корень.
Знание Евангелия вело к гордости и упорству в своих заблуждениях при столкновении с истиной. Знание Евангелия оказывалось знанием по букве, а не по духу. Евангелие в руках протестанта является мечом, который поражает своего владельца. Протестантское учение оказалось миражом источника вод, который не насыщает и не напояет.
Из всего этого можно сделать вывод, что протестантизм ‒ христианство искаженное. А ведь это все равно, что кривое зеркало, правдивая сказка или честный вор. Ведь в кривом зеркале не увидишь своего настоящего лица, правдивая сказка остается сказкой, а честный вор остается все же вором.
Истина Православия насытила ум и душу, начала очищать сердце. Оказалось, что впереди колоссальный труд по переделке себя. Господи, благослови меня на этом пути. Благослови всех, кто жаждет Тебя от всего сердца, и возбуди сердца тех, кто не знает Тебя ‒ взалкать по Тебе.
БАПТИСТЫ: зловредная секта или признанная церковь?
Каждая религия имеет особенности и своих поклонников. Одно из направлений протестантского христианства, баптизм, является самым популярным во всем мире. По его правилам приняли крещение многие известные политики и деятели шоу-бизнеса. Однако, интересуясь баптизмом, важно помнить, что это секта. Предлагаем выяснить, кто такие баптисты.
Баптисты — кто это?
Слово «баптист» происходит от «баптизо», что с греческого переводится как «погружение». Таким образом, баптизм означает крещение, которое должно происходить во взрослом возрасте путем погружения тела в воду. Баптисты – это последователи одного из направлений протестантского христианства. Баптизм берет свои корни от английского пуританства. В его основе – добровольное крещение человека со стойкими убеждениями и не приемлющего греховность.
Символ баптистов
Своя символика есть у всех направлений протестантизма. Сторонники одного из популярных верований не являются исключением. Знак баптистов – рыба, символизирующая объединенное христианство. Помимо того, для представителей данного вероучения важным является полное погружение человека в воду. Еще в древности рыба олицетворяла Христа. Таким же изображением для верующих был агнец.
История возникновения баптизма
Баптистское учение возникло в Голландии в 1609 году среди эмигрировавших в эту страну английских протестантов. Основателем считается Джон Смит, который был категорически не согласен с идеей крещения младенцев. По его мнению, все заповеди Иисуса Христа искажены христианской Церковью. Смит призывал людей объединиться в общину и крестить себя самим, без участия священника. Достаточным было предварительно покаяться и очистить душу от греха. После смерти Смита в 1612 году его идею перенял Томас Хелвис. В Англии была создана баптистская община.
В дальнейшем приверженцы баптистского вероучения разделились на общих (генеральных) баптистов и на частных (партикулярных).
Общие баптисты разделяли мнение Якова Арминия, голландского протестантского богослова, утверждавшего, что Бог хочет спасти всех людей. Но каждый человек, по своей свободной воле решает, воспользоваться такой возможностью или нет.
Частные баптисты придерживаются идей Жана Кальвина, французского теолога и религиозного реформатора. Он полагал, что Богом предопределено, кто будет пребывать в вечной жизни, а кто осужден на погибель.
Крещение у баптистов обеих ветвей производилось путем полного погружения в воду. Необходимо было покаяние в своих грехах и достижение сознательного возраста.
Баптисты — признаки
Понять, что человек является сторонником данного верования можно, зная, что:
Эта религиозная организация сложилась в нашей стране в результате объединения баптистов с евангелистами в 1944 году и с христианами евангельской веры в 1945 году. Таким образом, это религиозное объединение сект, имеющих свою историю, свои традиции. Баптизм берет начало в Англии, где в 1611—1612 годах началась проповедь вероучения этого крупного протестантского направления. Секта евангелистов возникла в России во второй половине прошлого столетия. Вероучение баптистов и евангелистов сходно во многих,, наиболее существенных моментах. Это и послужило основанием для объединения этих сект.
Человека, впервые попавшего в молитвенный дом евангельских христиан-баптистов, поразит многое. Он не увидит здесь церковных атрибутов, обычных для православных и католических храмов. Не увидит пышных богослужений, сопровождающихся сложными ритуалами, театрализованных церемоний, облаченных в длинные одежды священнослужителей. Баптистские богослужения происходят в скромно обставленных молитвенных домах. Они состоят из проповедей, которые произносят избранные из среды верующих проповедники, чтений евангельских текстов, хорового пения и молитв. Члены этой религиозной организации отвергают поклонение иконам, кресту, веру в святых, в «святые мощи», отрицают посредничество между богом и людьми, роль, которую выполняют в православии и католичестве специ альные священнослужители. Они не признают общехристианских таинств. Совершая обряды крещения и причащения, они заявляют, что это вовсе не таинства, с помощью которых человек якобы приобщается к божеству, а просто действия, символизирующие памятные события из жизни Иисуса Христа. Исходя из такого понимания обрядов, они совершают крещение уже над взрослыми людьми, ибо человек, по их словам, должен приобщиться к вере сознательно, выдержав определенный испытательный срок.
Секта евангельских христиан-баптистов сохраняет в своем вероучении и культе основные принципы протестантизма. Отрицая роль церкви в деле спасения верующих, она делает упор на внутреннюю убежденность людей. Евангельские христиане-баптисты признают источником вероучения «священное писание», верят в триединого бога, в искупительную жертву Христа, в «страшный суд» и небесное воздаяние. Вместе с тем они отрицают всякое посредничество между богом и людьми, отвергают поклонение святым, иконам, кресту, не признают церковных таинств. В их культе сохраняются лишь крещение и причащение, но не как таинства, а как символические обряды. При этом крещение совершается путем погружения в воду над взрослыми людьми, принимающими его «по вере». Отсюда и название баптистов от греческого слова «баптидзо» — погружать в воду. Не отмечаются в секте евангельских христиан-баптистов и общехристианские праздники. Члены секты имеют свои торжественные праздники — «день жатвы», «день единства» и т. п.
Баптисты вовсе не отказались от церковной обрядности. Они лишь упростили, «демократизировали» культ. И нужно сказать, что их обряды порой производят не меньшее, а даже более сильное эмоциональное воздействие, чем обряды, совершающиеся в православной и католической церквах. У баптистов, например, не столь пышно совершается обряд бракосочетания, но от этого он не стал менее торжественным. Участие «братьев и сестер», пресвитера общины при совершении этого обряда придают ему особую значимость. Хор, славящий молодых, напутствия членов общины, вся обстановка во время совершения обряда создают особый психологический настрой у верующих.
В проповедях, которые звучат в стенах молитвенных домов евангельских христиан-баптистов, основное внимание уделяется личному спасению каждого верующего.
В связи с этим проповедники много говорят о нравственном совершенствовании людей, что является будто бы необходимым условием для спасения. Баптисты часто подчеркивают, что они проявляют особую заботу о нравственности людей. Они утверждают, что их вера улучшает характеры и нравы человеческие, учит добру и по сути дела является единственным учением, которое способно преодолеть зло на земле, привести к установлению самых чистых и светлых отношений между людьми.
Прилагая усилия к тому, чтобы сделать внутреннюю религиозную убежденность достоянием каждого верующего, проповедники секты обращают особое внимание на внедрение в сознание людей принципов религиозной морали. Это дает основание для утверждения, что вероучение секты якобы проникнуто гуманизмом, способствует искоренению зла, улучшению характеров людей.
В действительности баптистская мораль столь же эгоистична, индивидуалистична, как и религиозная мораль в целом.
Члены секты евангельских христиан-баптистов объединяются в общины, которыми управляют пресвитеры совместно с советом общины. Руководство всеми общинами осуществляет Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов.
В последнее время здесь выделилась группа верующих, 4 так называемых инициативников, или прокофьевцев (по имени одного из вожаков группы А. Ф. Прокофьева).
В 1961 году главари этого течения создали «оргкомитет» по созыву внеочередного съезда евангельских христиан-баптистов с целью сместить руководство объединения. Они стали распространять воззвания, требуя пересмотра законодательства о религиозных культах, разрешения неограниченной религиозной пропаганды на улицах, в общественных местах, обучения детей религии и т. п. И это были не только слова. Инициативники развили активную деятельность, пытаясь спровоцировать верующих на организацию религиозных шествий в ряде городов. Они начали создавать детские и юношеские религиозные кружки, выпускать листовки с антиобщественными призывами, выступать с подстрекательскими проповедями.
Некоторые верующие, введенные в заблуждение демагогическими проповедями вожаков инициативников, пошли за ними. Однако они вскоре поняли истинный смысл деятельности главарей этой группы и стали отходить от них. На съездах евангельских христиан-бапти-стов в 1963 и 1966 годах вожаки инициативников не получили поддержки. Они не были избраны в руководящие органы объединения евангельских христиан-бапти-стов. Несмотря на это, они не отказались от своей антиобщественной деятельности и до настоящего времени.
Баптисты — «за» и «против»
Если для православного христианина учение баптистов может казаться неправильным и таким, что полностью противоречит Библии, то могут найтись и те, кого баптизм заинтересует. Единственное, чем может привлечь секта – объединение неравнодушным к тебе и твоим проблемам людей. То есть, узнав кто же такие баптисты, человеку может казаться, что он попал в то место, где ему действительно рады и всегда ждут. Разве такие добродушные люди могут желать зла и наставлять на неправильный путь? Однако, так размышляя, человек все больше отдаляется от православной религии.
Баптисты и православные — отличия
У баптистов и православных много общего. Например то, как хоронят баптистов напоминает похороны православного христианина. Однако важно понимать, чем отличаются баптисты от православных, ведь и те и другие считают себя последователями Христа. Называют такие отличия:
Баптисты — это секта или нет? Нет!
Баптизм для многих православных остаётся чем-то закрытым и непонятным. Держась в стороне от других религиозных традиций, мы мало понимаем, каковы отличия баптистов от тех же пятидесятников или кальвинистов.
И есть ужасная тенденция — всех, кто не православный (в лучшем случае — и не католик), называть сектой. Это ошибка.
Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» пишет:
доктор исторических наук
«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».
Секта поэтапно дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:
«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина “секта” по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».
Церковь евангельских христиан-баптистов в Пскове
Если совсем коротко, секта — это религиозная группа, паразитирующая на основном учении. Материнская религия её отвергает. И государство тоже её запрещает.
Секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства. В случае баптистов мы можем говорить именно о вероисповедании, а не секте, так как баптисты — это историческая, признанная многими государствами религиозная группа.
Она не отрицает и не искажает христианское учение, а отличается в подходе к богослужениям и к административной сфере.
Чем отличаются баптисты от свидетелей Иеговы?
Во что верят баптисты?
Чтобы отличить баптиста от представителя другого направления, важно понимать, что проповедуют баптисты. Для сторонников баптизма главным является Божье слово. Они, будучи христианами признают Библию, хотя и трактуют ее по-своему. Пасха у баптистов – главный в году праздник. Однако в отличии от православных в этот день они не идут на службу в церковь, а собираются общиной. Представители данного течения исповедуют триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Баптисты верят, что Иисус является единственным посредником между людьми и Богом.
По-своему они понимают Церковь Христову. Для них она как некое сообщество, состоящее из духовно возрожденных людей. Присоединиться к поместной церкви может каждый, чья жизнь благодаря Евангелию изменилась. Для сторонников баптизма важным является не воцерквление, а духовное рождение. Они полагают, что человек должен креститься уже во взрослом возрасте. То есть такой поступок очень важен и должен быть осознанным.
Праздники баптистов
Последователи этого церковного течения или секты, как принято его называть в нашей стране, имеют свой особый календарь праздников. Их свято чтит каждый баптист. Это перечень, который состоит как из общехристианских праздников, так и из присущих только этой церкви торжественных дней. Ниже приведен их полный список.
Что нельзя делать баптистам?
Все, кто интересуются кто такие баптисты, должны знать, чего боятся баптисты. Таким людям нельзя:
Чем опасны баптисты?
Баптизм для православного человека опасен уже по той причине, что баптисты — это секта. То есть, они представляют группу людей, у которых свои взгляды на религию и собственные убеждения в их правоте. Нередко в сектах применяют гипноз или же другие способы с целью убедить человека, что они будучи с ними находится на правильном пути спасения. Нередки случаи, когда сектанты обманными путями овладевают не только сознанием человека, а и его материальными средствами. Помимо того, баптизм опасен тем, что человек будет идти неправильным путем и отдалится от истинной православной религии.
Крещение в баптизме
Приверженцы этой веры проходят через обряд крещения не в младенчестве, а в сознательном возрасте, поскольку баптист – это верующий, который полностью осознает, для чего ему нужно крещение, и относится к этому как к духовному возрождению. Для того чтобы стать членом общины и принять крещение, кандидатам нужно пройти испытательный срок. Позже они проходят через покаяние на молитвенном собрании. Процесс крещения включает окунание в воду, затем идет обряд хлебопреломления.
Эти два ритуала символизируют веру в духовное единение со Спасителем. В отличие от православной и католической церквей, которые считают крещение таинством, то есть средством спасения, для баптистов этот шаг демонстрирует убеждённость в правоте своих религиозных взглядов. Только после того как человек полностью осознает всю глубину веры, только тогда он будет иметь право пройти через обряд крещения и стать одним из членов баптистской общины. Духовный лидер совершает этот обряд, помогая своему подопечному окунуться в воду, только после того как он смог пройти через все испытания и убедить членов общины в незыблимости своей веры.
Баптисты — интересные факты
Православные и представители других религиозных верований иногда удивляются некоторым вещам, таким как, например, почему у баптистов в храме сауна. Сторонники баптизма отвечают, что здесь верующие очищают свои тела от накопившихся химических веществ, не позволяющих получать дальнейший духовный прогресс. Есть немало других интересных фактов:
Известные баптисты
Это верование интересовало и интересует не только простых обывателей, а и даже известных личностей. Узнать, кто такие баптисты смогли на личном опыте многие популярные люди. Есть такие баптисты знаменитости: