Банковское досье клиента для налоговой что это
Банковское досье клиента для налоговой что это
Глава 10. Юридическое дело
10.1. Юридическое дело формируется банком по каждому счету клиента.
Одно юридическое дело может формироваться по нескольким счетам клиента. Случаи и порядок формирования одного юридического дела по нескольким счетам клиента определяются банком в банковских правилах.
Юридическому делу клиента присваивается порядковый номер в соответствии с банковскими правилами.
В случае если лицо, обратившееся в банк для открытия счета, является представителем нескольких клиентов, банк вправе поместить копии документов (либо сведения об их реквизитах), удостоверяющих личность представителя, а также документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий, в юридическое дело одного из клиентов, в чьих интересах действует представитель. При этом юридические дела иных клиентов должны содержать информацию, указывающую на юридическое дело, в которое помещены указанные документы представителя этих клиентов. Случаи и порядок формирования юридических дел клиентов, по поручению и от имени которых действует один представитель, определяются банком в банковских правилах.
10.2. В юридическое дело помещаются:
документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии счета, а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;
договор (договоры) банковского счета, вклада (депозита), депозитного счета, изменения и дополнения к указанному договору (указанным договорам), другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию счета;
документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) счета;
переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия счета;
утратившие силу карточки;
иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия счета.
Представленные и используемые при обслуживании клиентов карточки подлежат хранению в месте, определяемом банком самостоятельно.
10.3. При изъятии (выемке) документа (его копии) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на основании решения (постановления) государственного органа в юридическое дело помещаются документы, полученные банком при изъятии (выемке) документа (его копии).
При составлении одного документа при изъятии (выемке) документов из нескольких юридических дел в одно из юридических дел помещается документ (его копия), полученный банком при изъятии (выемке) документов, в другие юридические дела помещаются заверенные банком копии указанного документа.
При изъятии (выемке) из юридического дела документа (его копии) банк обязан принять все необходимые и возможные в сложившихся обстоятельствах меры для помещения в юридическое дело копии изымаемого документа, заверенной в порядке, установленном пунктом 1.11 настоящей Инструкции.
10.4. Банк обязан исключить несанкционированный доступ к юридическим делам клиентов при их хранении.
10.5. В случае прекращения обслуживания клиента в одном подразделении банка и перевода его на обслуживание в другое подразделение банка юридическое дело может быть передано из одного подразделения банка в другое в порядке, установленном банковскими правилами.
Сроки хранения документов (их копий) в электронном виде, касающихся отношений банка и клиента по вопросам открытия, ведения и закрытия счета, должны быть не менее сроков хранения соответствующего юридического дела клиента.
Предоставьте ваши адреса: IP и MAC, только ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Границы налоговых запросов: три восклицательных знака, код ЭЦП и банковское досье в придачу.
Что может запросить налоговая инспекция у налогоплательщика? Есть ли то, о чем спрашивать, как бы так мягко сказать, неуместно. Насколько резиновый пункт 2 статьи 93 НК РФ, ведь именно по этой статье вне рамок проведения налоговой проверок запрашивают документы и информацию?
Вот вам пример границ налоговых запросов из новой цифровой реальности.
Предприниматель получил по п. 2 статьи 93 НК РФ требование о представлении документов (информации). Привожу выдержки, а восклицательные знаки в тексте и заглавные буквы не мои — это пунктуация налоговой.
Предпринимателю необходимо представить следующие документы:
Что и как ответить на такой запрос — тема обширная. Если оставаться в рамках формальных ответов, то можно просто начать с того, что данная информация является специализированной, технической и предприниматель не располагает знаниями, где и каким образом эту информацию получить. Не гуглить же интернет.
Полный код ЭЦП в системе «Клиент-Банк»? Хм…сомнительно.
Что такое банковское досье, которым, по мнению налогового органа, сам о себе должен располагать предприниматель, лично я не знаю.
Давненько налоговая не спрашивала у налогоплательщиков то, что есть у банков и можно взять прямо у них. Что это, наивность, простота, которая хуже сами знаете чего? Или «на авось»: вдруг налогоплательщик возьмет и сам все-все, как говорил герой на нашей картинке, принесет на блюдечке с голубой каемочкой в налоговую инспекцию?
Показательно и тенденциозна сама тема обо всех этих IP и MAC-адресах и их влиянии на налоговое благополучие клиента.
Под конец 2018 года сложилась обширная судебная практика, когда суды не принимали доказательства налоговых органов, основанные на данных об IP и MAC-адресах. Вот ссылка на одно из выигрышных для налогоплательщика судебных решений: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.05.2017 N Ф10-1268/2017 по делу N А54-6206/2015. Там же приведены и ответы ряда банков, сообщивших, что не идентифицируют реальное расположение устройства, с которого осуществлялась связь с банком.
Но, похоже, эта тема с IP/MAC-адресами будет биться долго, и спросить у налогоплательщика можно все что угодно, ведь, как известно, за спрос денег не берут, тем более по п. 2 ст. 93 НК РФ.
Что нужно знать о новых правилах доступа ФНС к банковской тайне
Банки обязаны передавать налоговым органам документы и сведения по их запросу. С 17 марта 2021 года перечень таких документов существенно расширили. Новые правила действуют уже четыре месяца, поэтому можно подвести небольшие итоги. Налоговый юрист Елена Тарасова рассказала, зачем это было нужно и кого коснулись изменения в законе.
Что такое банковская тайна
Банковская тайна — это запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Исключение может быть сделано только в интересах государства или правосудия. Иными словами, доступ к сведениям о счетах организаций, предпринимателей и граждан строго регламентирован законом.
Случаи, когда банковские сведения могут быть предоставлены госорганам и иным лицам, например, нотариусам, судьям или арбитражным управляющим, перечислены в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. Так, нотариус может запрашивать информацию о счетах и остатках на них в интересах наследников, арбитражный управляющий вправе выяснять движение средств по счетам компаний и лиц, аффилированных с банкротом.
Попав к налоговикам, в суд или к нотариусу, сведения о банковских операциях и владельцах счетов не перестают охраняться и имеют особый режим доступа. Специальные законы, которые регламентируют деятельность судов, полиции, ФНС, арбитражных управляющих и других лиц обязывают их хранить в тайне сведения, которые стали им известны в процессе исполнения служебных обязанностей.
Расширенный доступ налоговой к банковской информации с 17 марта 2021
До принятия поправок в ст. 86 НК РФ сотрудники налоговой инспекции уже имели доступ к банковской информации. При проведении проверок они запрашивали информацию о движении денег по счетам компаний и предпринимателей, сведения об остатках по счетам и размерах задолженности картотеки № 2.
Из-за неточности формулировок и пробелов в законодательных нормах между банками и налоговиками часто возникали споры, связанные с полнотой предоставления документов. Банки отказывали в предоставлении сведений, которые по их мнению не содержат информации, влияющей на налоговые обязательства клиентов. В ответ налоговики часто накладывали на кредитные учреждения штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ.
Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ устранил большую часть этих разногласий. Изменения в ст. 86 НК РФ уточнили сроки и перечень документов, представляемых кредитными учреждениями по запросу ФНС, а также основания для их представления.
Что теперь будет знать налоговая
В таблице собраны сведения, которые были доступны налоговикам ранее и стали впервые доступны после 17 марта 2021 года.
Банк всегда обязан предоставлять без запроса
Банк обязан предоставить по запросу ФНС до 17 марта 2021 года и сейчас
Банк обязан предоставить по запросу ФНС после 17 марта 2021 года
Основная цель изменений — предоставление доступа ФНС к сведениям о лицах, управляющих счетом, не только тех организаций и ИП, в отношении которых уже ведется налоговая проверка, но и тех, кого только собираются проверять, а также облегчение доказательства взаимозависимости компаний и физических лиц.
В каких случаях налоговая может запрашивать документы и информацию
Налоговики могут запрашивать сведения в строго определенных случаях.
В отношении организаций и ИП:
В отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, налоговая может запрашивать эти данные только при проведении налоговой проверки (запрос должен содержать согласие руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя) или в рамках международного сотрудничества.
Как происходит обмен данными между банками и ФНС
Банки и ФНС взаимодействуют по прямым телекоммуникационным каналам связи. Срок для предоставления документов — 3 дня со дня получения мотивированного запроса налоговой. Когда сотрудник ФНС запрашивает информацию о счетах физических лиц, он должен согласовать запрос с руководителем вышестоящего налогового органа.
Формы и порядок передачи информации по запросам налоговой в электронном виде еще не готовы. До тех пор, пока ФНС их не разработает и Центробанк не утвердит, банки могут передавать информацию по ранее установленным правилам — по запросам ФНС в рамках встречной проверки или при получении информации о конкретных сделках (письмо ФНС от 01.07.2021 № СД-4-2/9296@).
Зачем это нужно и кого коснутся изменения
Не стоит опасаться, что расширение доступа ФНС к банковской тайне нарушает или ущемляет права налогоплательщиков. По своей сути изменения направлены на борьбу с номинальными лицами в руководстве компаний и предотвращение незаконного обналичивания.
Компании и ИП, в отношении которых сделаны такие запросы, уже находятся в проверочном процессе или на стадии предпроверочного анализа. Если налогоплательщик не уходит от налогообложения, не использует подставных лиц или компании-однодневки для обналичивания средств, переживать не стоит.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Раскрытие банковской тайны в угоду фискальным интересам государства
Автор: Олег Фадеев, старший юрист Юридического департамента
АКГ «Созидание и Развитие»
Если не хочешь, чтобы враг узнал твою тайну,
не открывай её даже другу.
Всевозможные схемы уклонения от уплаты налогов и попытки незаконного возмещения НДС из бюджета находятся под постоянным пристальным вниманием налоговой службы. При появлении подозрений в недобросовестности, налоговики в обязательном порядке проводят так называемые «встречные проверки» всех контрагентов организации, попавшей в поле интереса фискалов. При проверке они, как правило, запрашивают информацию о хозяйственной деятельности контрагента, месте нахождения его офисов и складов, наличии персонала в штате, уровне заработной платы, наличии основных средств и иные сведения.
Кроме того, при сборе доказательной базы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды от взаимоотношений с фирмами-однодневками, наметилась тенденция все более активного обращения налоговиков за информацией в банки. Кредитные учреждения регулярно получают требования от налоговых органов о предоставлении следующих документов и сведений о своем клиенте:
Насколько законны и обоснованы подобные запросы налоговиков? Не нарушают ли они охраняемую законом банковскую тайну?
Гражданский кодекс РФ гарантирует клиентам банка соблюдение тайны банковского счета и вклада, операций по счету и иных сведений о юридических и физических лицах. Однако, в силу прямого указания законодательства, некоторой информацией кредитные организации все же обязаны делиться. Так, например, согласно пункту 15 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления налогового контроля.
Кроме того, статья 86 Налогового кодекса РФ налагает на банки ряд обязанностей, среди которых:
Перечень документов, которые могут затребовать налоговики, носит закрытый характер. Ограничены и поводы для направления подобных запросов в банки: проведение у клиента кредитной организации мероприятий налогового контроля, а также вынесение решений о взыскании налога, приостановлении операций по счетам или об отмене приостановления операций по счетам.
Впрочем, у проверяющих есть и еще один «ключик» к банковской тайне, а именно – статья 93.1 Налогового кодекса. Как указали специалисты Минфина в своем письме от 19 мая 2010 г. № 03-02-07/1-243, согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ налоговики вправе запросить любой документ, касающийся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Зачем налоговикам IP ?
Причина повышенного интереса налоговиков к вышеперечисленным сведениям, а особенно IP-адресам очевидна – информация о том, что управление банковскими счетами «однодневок» происходило с IP проверяемого налогоплательщика равносильна тому, что управление такими счетами осуществлялось этим же налогоплательщиком. Как показывает арбитражная практика, совпадение IP-адреса компании и ее контрагента в суде объяснить сложно и это становится 100-процентным аргументом в пользу налогового органа.
В 2011 г. судьи сходились во мнении, что, к примеру, отправка платежных поручений проверяемой компании и ее поставщика с одного IP-адреса свидетельствует о подконтрольности всех денежных потоков самому налогоплательщику (Постановления ФАС Московского округа от 05.03.2011 № КА-А40/140-11-2 и от 28.11.2011 по делу № А40-40756/11-20-176). В 2012 г. мнение судов не изменилось (см. Постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2012 № Ф09-2808/12).
Конечно, можно привести аргумент, что IP-адреса совпадали потому, что офисы контрагентов находятся рядом, и партнеры могли самостоятельно подключаться к сети Wi-Fi налогоплательщика и управлять с него своими расчетными счетами. Однако такие аргументы вряд ли найдут поддержку у судей.
В настоящее время налоговики стараются избежать подобных споров и по возможности получают необходимую информацию, обращаясь в правоохранительные органы.
Предоставьте информацию! Оценивать её относимость – не ваше право.
На практике часто встречаются ситуации, когда налоговые органы, прикрываясь статьей 93.1 или 86 НК РФ, просят банк предоставить сведения, касающиеся деятельности одной организации (клиента банка) в связи с проведением мероприятий налогового контроля (например, выездной налоговой проверки) в отношении другой организации, которая клиентом банка не является.
Очевидно, что мероприятия налогового контроля проводятся в отношении лица, которое к банку не имеет никакого отношения. При этом контрольные мероприятия у клиента банка не проводятся. Если банк откажет налоговой в предоставлении сведений, то он рискует (хотя это весьма спорно) быть привлеченным к ответственности по пункту 1 статьи 135.1 НК РФ в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Если же банк предоставит такие сведения, то он рискует нарушить положения статьи 857 ГК РФ о гарантировании клиенту банка сохранения банковской тайны. Это может повлечь взыскание с банка понесенных клиентом убытков.
Если выяснится, что налоговый орган проводит выездную налоговую проверку в отношении одного хозяйствующего субъекта, а запрашивает информацию (именно в порядке пункта 2 статьи 86 НК РФ) в отношении другого хозяйствующего субъекта, то банк не может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ (Определения ВАС РФ от 18.09.2008 № 10846/08 по делу № А40-48954/07-35-297, и от 17.09.2008 № 10407/08 по делу № А40-48878/07-111-238).
Если же документы у банка истребуются на основании статьи 93.1 НК РФ, тогда инспекторы опять же могут затребовать только сведения, касающиеся непосредственно того клиента кредитной организации, у которого проводится проверка. Это напрямую следует из пункта 1 данной статьи. Однако Федеральная налоговая служба в своем письме от 18 ноября 2011 года № АС-4-2/19341 высказывает позицию, согласно которой пункт 2 статьи 86 НК РФ при запросе сведений у банка не ограничивает налоговиков в истребовании документов у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком. То есть проведение проверки в отношении одной организации и запрос сведений о другой, равносильно тому, что и в отношении второй организации также проводятся мероприятия налогового контроля. ФНС поясняет, что при таких обстоятельствах налоговые органы, осуществляющие мероприятия налогового контроля в отношении как самого налогоплательщика, так и иных лиц, вправе, руководствуясь пунктом 2 статьи 86 НК РФ, направить запрос в банк в рамках статьи 93.1 кодекса.
Арбитражная практика по этому вопросу идет вразрез с официальным мнением налоговой службы. Примером тому является постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. № 5355/11. Судьи ВАС признали, что при отсутствии в запросе сведений о наличии связи между проверяемой организацией и клиентом банка привлечение банка к ответственности за непредоставление документов незаконно.
В другом Постановлении ВАС от 23 июля 2009 г. № 1681/09 судьи также заняли сторону банка, однако поводом для отказа в привлечении к ответственности послужил тот факт, что в качестве мотива направления запроса в банк налоговики указали фактическое отсутствие общества по адресу регистрации. После этого специалисты ФНС, в уже упомянутом письме от 18 ноября 2011 года № АС-4-2/19341 проинструктировали своих коллег, чтобы те формулировали свои запросы правильно и указывали именно то лицо, информация по которому им необходима, и в связи с какими контрольными мероприятиями. Если же проверяющие будут оформлять запросы подобным образом, то останется надеяться, что судебная практика выработает позицию, согласно которой истребование документов у контрагента не является самостоятельным мероприятием контроля и не может служить основанием для истребования документов у банка.
Понятие банковской тайны размывается.
В ряде стран за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.
Остается лишь констатировать, что понятие банковской тайны постепенно размывается, а приоритет отдается фискальным интересам государства, а не конфиденциальности банковских операций бизнеса и граждан.
О чем ваш банк расскажет налоговой. Новые правила для ФНС о банковской тайне
Не секрет, что недавно ФНС получила более широкие полномочия по получению информации о банковской тайне. Сама налоговая служба утверждает, что плохо не будет никому и добросовестные бизнесмены не пострадают. Предприниматели, которые устали уже доказывать эту самую добросовестность, в очередной раз горько вздохнули — ну, конечно! Стоит ли верить обещаниям ФНС и какими теперь сведениями банк будет делиться с налоговой?
Какие данные будут передаваться
Например, ИП получает оплату от нескольких компаний — «А», «Б», «В», а затем переводит деньги одному контрагенту — организации «Г», почти полностью. Не пытается ли «Г» с помощью ИП скрыть свою зависимость с первыми тремя компаниями?
Или предприниматель получает деньги постоянно от одних и тех же 2-3 организаций, при этом почти не оставляет денег на счете и снимает наличку всегда в сумме до 600 000 рублей, чтобы операции не попадали под обязательный контроль, а информация о них в Росфинмониторинг. При этом никаких крупных покупок не совершает, предъявить документы об оплате этими деньгами услуг или товаров поставщикам не может. Может быть деньги просто передаются из рук в руки частному лицу?
Такие вопросы ждут ИП от банка и на комиссиях в ИФНС.
Кроме того, банк предоставит по запросу налоговой копии следующих документов :
Зачем еще это нужно ФНС?
Организации и ИП находятся под наблюдением ведомства, регулярно отчитываются и в рамках проверок налоговая может запросить по ним данные о движениях на расчетном счете и другую информацию.
Еще одна причина, очевидно, в появлении большого количества самозанятых, которые хоть и формально вышли из тени, но все равно часть доходов не отражают в «Моем налоге» и скрывают свою реальную выручку (прежде всего чтобы не потерять право на самозанятость, превысив годовой лимит в 2,4 миллиона рублей).
Что знала ФНС о физлицах и ИП раньше?
Налоговая служба могла лишь запрашивать информацию при проведении налоговой проверки. Например, если провела камеральную проверку декларации 3-НДФЛ.
Об открытии / закрытии счета физлицом, ИП или организацией банк также должен был извещать ФНС (в течение 3-х дней со дня открытия). С апреля 2020 года под передачу сведений попали также электронные кошельки, такие как Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney и PayPal.
Но вот просто так запросить информацию о движении средств по счетам в банке обычного физика налоговая не могла. А теперь может и для этого ей уже не нужно проводить проверку.
ФНС могла подать запрос о счетах, вкладах, остатках на них или операциях только при наличии мотивированного запроса. Надо было получить согласие вышестоящего налогового органа или запрос от коллег из за рубежа — от налоговой службы другой страны, с которой у России есть соглашение об обмене данными.
Сейчас основания для запроса в общем то все те же:
Информацию о физлице ФНС может также получить с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя и на основании запроса от аналога ФНС иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами.
При этом получить то же согласие начальства инспектору вряд ли будет трудно, так что фактически проверить могут любого клиента банка, в любое время.
Пытаться растягивать платежи и скрывать общую сумму сделки, или перечисления, или снятия наличных бессмысленно. Банк будет анализировать совокупность операций.
Пример: ИП выплачивает ежемесячно по договору 150 000 за аренду склада. Склад он арендует с 1 января 2021 года. В апреле он проведет четвертый платеж и сумма перечислений по договору составит в общем 600 000 рублей. Значит операции по расчетам за аренду по данному договору подлежат обязательному контролю.
По словам налоговиков
ФНС уверяет, что намерения ее чисты — выявление неплательщиков налогов, незарегистрированных предпринимателей, незаконной деятельности, отмывания денег и т.п. Все это часть риск-ориентированного подхода при проведении налогового мониторинга.
При этом многие предприниматели могут сказать, что те же самые аргументы используют и банки, когда блокируют им счета по 115-ФЗ. Чёрная бухгалтерия регулярно сталкивается с блокировками, которые предприниматель или организация обойти не могут. Это при том, что на руках есть все необходимые документы, а запросы банка не игнорируются и исполняются своевременно.
Это говорит о том, что хваленый механизм, призванный находить и прикрывать теневой бизнес, в итоге проезжает катком и по честным предпринимателям.
По словам экспертов
Эксперты считают, что обычным гражданам и ИП нечего опасаться. Осторожность следует проявить тем, чей годовой доход очень высок и может вызвать интерес налоговиков. Опасаться внимания стоит индивидуальным предпринимателям, которые участвуют в серых схемах, балансируют на грани спецрежима, используют в качестве способа оптимизации дробление бизнеса или иные незаконные приемы.
Зато некоторые эксперты высказывают мнение, что налоговики будут еще больше злоупотреблять своим правом.
Ранее у банка не было возможности проверить легитимность запроса от ФНС. Он не мог знать проводится ли действительно в отношении физлица, ИП или организации проверка или нет. Поэтому теоретически ФНС могла прислать запрос даже не имею для того оснований. А теперь они ей и вовсе не нужны.
Получая распоряжение на блокировку счета, банк также не может проверить реальность оснований, по которым ФНС блокирует счет.
Кстати, о том, как выиграть суд у ФНС и возместить расходы при незаконной блокировке, мы расскажем в одной из ближайших статей. Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш блог и соцсети: