Банковская гарантия что это такое
Банковская гарантия: что это такое, как ее получить, и сколько она стоит
Что такое банковская гарантия простым языком? Для чего она нужна? В чем суть понятия? Чем банковская гарантия отличается от кредита? Что выступает обеспечением?
Хорошо, когда договор между двумя организациями исполняется полностью и в срок. А если нет? Как заказчику оградить себя от возможного невыполнения контракта? Можно попросить у исполнителя залог в виде некоей суммы денег. Но много ли компаний способны изъять из оборота крупные средства, чтобы те лежали без движения до окончания исполнения договора? Для решения этой проблемы существуют банковские гарантии. О том, как они действуют, какова процедура получения и сколько стоит банковская гарантия, поговорим в этой статье
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия – это обязательство банка выплатить определенную сумму одной из сторон договора, если другая сторона этого договора свои обязанности не выполнит. Что-то среднее между кредитом и страховкой.
Например, чтобы участвовать в тендере или в госзакупках, исполнитель обычно должен внести определенную сумму на счет заказчика – как залог того, что после победы не откажется от проведения работ или поставки товара. Если исполнитель участвует в десятках конкурсов, денег на обеспечение всех может просто не хватить. Тогда заключается договор с банком: последний письменно обязуется внести требуемую в качестве залога сумму, если исполнитель не проведет работы или не поставит товар. Это и есть банковская гарантия. За ее предоставление банк берет комиссию в виде процентов от суммы гарантии.
Смысл банковской гарантии не только в том, чтобы возместить расходы заказчика в случае невыполнения обязательств, но и в отсечении недобросовестных подрядчиков и поставщиков. Банк проверяет платежеспособность исполнителя, его активы, и на основании этой информации принимает решение о выдаче гарантии. Для фирм-однодневок и поставщиков из различных «черных списков» это уже станет шлагбаумом.
Для исполнителя банковская гарантия – это разновидность кредита, только существенно более дешевая, поскольку живых денег компания не получает.
Для банка предоставление гарантий – хороший бизнес, потому что риски при надлежащей проверке исполнителей сведены к минимуму, а выручка гарантирована. Если исполнитель нарушил договор, и банк выплатил требуемую сумму, он получает право требовать возмещения от исполнителя.
Кто участвует в предоставлении банковской гарантии
Существуют специальные термины для обозначения участников банковской гарантии. Всего в процессе участвуют три субъекта:
1 Бенефициар – заказчик (физическое или юридическое лицо), которому банк предоставляет гарантию. Она позволяет защитить интересы бенефициара, который получает возмещение в случае невыполнения договора.
2 Принципал – физическое или юридическое лицо, исполнитель договора, за которого дает гарантию банк. Исполнитель инициирует сотрудничество с банковским учреждением и оплачивает стоимость его услуг.
3 Гарант – организация, которая гарантирует, что в случае невыполнения договора (платеж не совершен, необходимые действия не произведены исполнителем-принципалом) бенефициару будет выплачена заранее оговоренная сумма. В роли гаранта могут выступать:
- Банки (при участии в госзакупках по 44-ФЗ выбранный вами банк должен иметь уставный капитал свыше 1 млрд рублей, не иметь претензий со стороны Центробанка РФ, а самое главное – должен быть включен в реестр уполномоченных на сайте Минфина). Страховые компании (только платежные гарантии для коммерческих контрактов). Микрофинансовые организации и кредитно-потребительские кооперативы (также только для коммерческих контрактов).
Понятно, что уровень доверия к гарантиям от разных гарантов также будет разным: при участии в госзакупках у вас не примут обязательство от МФО «Деньги на недельку», действительным будет только документ от серьезного и крупного банка в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Виды банковской гарантии
Конкретный вид гарантии, предоставляемой банком бенефициару, зависит от типа сделки. Есть пять основных видов банковской гарантии:
1 Конкурсная (или тендерная) гарантия – нужна для того, чтобы предотвратить отказ победителя тендера от исполнения заказа. В госзакупках в обязательном порядке требуется для аукционов, составляет от 10 до 30% от максимальной цены контракта. Разновидность – гарантия исполнения контракта, когда банк в случае необходимости возмещает убытки от нарушения договора.
2 Платежная гарантия – банк гарантирует заказчику работ, товаров или услуг оплату в строго оговоренный договором срок.
3 Таможенная гарантия – банк гарантирует Федеральной таможенной службе обратный вывоз временно ввезенного в страну оборудования, за которое по закону таможенная пошлина не уплачивается. Если договор нарушается, банк оплачивает сумму, эквивалентную таможенным пошлинам.
4 Налоговая гарантия – актуальна, прежде всего, для компаний-экспортеров и производителей алкогольной, табачной и другой подакцизной продукции. Дает возможность вернуть НДС сразу, не дожидаясь камеральной проверки. Также позволяет не платить авансовые платежи по акцизам.
5 Гарантия исполнения договора – банк выплатит возмещение бенефициару, если принципал вовремя не выполнит работы или не поставит товары.
6 Авансовая гарантия – банк гарантирует возврат аванса, выданного заказчиком исполнителю, если договор не будет выполнен.
Подразделяют банковские гарантии и по условиям их предоставления на:
- обеспеченные и необеспеченные – в зависимости от того, предоставляет принципал какое-нибудь имущество банку в виде залога или нет; условные и безусловные: в первом случае банк выплачивает требуемую по гарантии сумму только после того, как бенефициар докажет, что условия договора принципал не выполнил. Во втором случае выплата производится по первому требованию бенефициара без предоставления доказательств; прямые и обратные (контргарантии) – в зависимости от того, кто будет платить по гарантии. При прямой платит банк, с которым принципал заключил договор, а при контргарантии привлекается еще один банк. Разновидностью являются синдицированные гарантии, когда обязательство дают сразу несколько финансовых организаций (чаще всего используется в крупных международных сделках); отзывные и безотзывные – для участия в госзакупках требуются только вторые, которые гарант обязан выполнить при любых обстоятельствах. Отзывные гарантии – те, которые банк может отозвать до начала исполнения, если получит информацию о существенном изменении обстоятельств сделки. Например, выяснится, что принципал неплатежеспособен.
Какие документы нужны для банковской гарантии
Каждый гарант предъявляет свои требования к набору документов принципала, но основной пакет одинаков у всех. Это:
- заявление с анкетой физлица, ИП или фирмы; копия ИНН; выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (должна быть выдана не ранее 30 дней до даты предоставления); копия свидетельства о регистрации организации или ИП; копия протокола учредительного собрания ООО, перечень всех его участников с копиями паспортов; копии лицензий и других разрешений, если вид деятельности того требует; копии документов о назначении руководителя и главного бухгалтера, копии их паспортов; бухгалтерский баланс за последний год, отчет по прибылям и убыткам; финансовая отчетность за предыдущий год; налоговая отчетность (в случае с УСН и ЕНВД – декларация 3-НДФЛ за последний год), акт сверки с ИФНС; справка из бухгалтерии об отсутствии просроченной задолженности; справка о расчетных счетах фирмы; копия договора, по которому совершается сделка между бенефициаром и принципалом.
Помимо этого, гарант может потребовать у принципала документы по аналогичным успешно проведенным сделкам и другие подтверждения платежеспособности и надежности фирмы.
Как предоставляют банковскую гарантию: схема и стадии
Изначально банковская гарантия имела простую письменную форму, заверенную печатью банка и подписью ответственного лица. (п. 2 ст. 368 Гражданского кодекса РФ). Однако по мере развития технологий эту форму вытесняет электронная, которая заверяется цифровой подписью специалиста банка-гаранта (п. 3 постановления Пленума ВАС «Об отдельных вопросах…» от 23.03.2012 № 14). Бумажный документ выдается принципалу в отделении банка либо направляется почтой. Электронный документ направляется по электронным каналам связи.
Схема торговой сделки с использованием банковской гарантии
1 Фирма «А» (продавец, принципал) предлагает фирме «B» (покупатель, бенефициар) поставить определенный товар.
2 Фирма «B» требует от фирмы «А» гарантий того, что товар будет поставлен в требуемый срок в необходимом количестве и с нужным качеством.
3 Фирма «А» обращается в банк «C» за получением банковской гарантии в письменном виде.
4 После проверки фирмы «А» банк «C» выдает фирме «B» письменное обязательство уплатить заранее определенную сторонами сумму (например, 15% от стоимости контракта) в случае, если поставщик нарушит условия договора.
5 Если нарушение происходит, фирма «B» обращается к банку «C» с письменным требованием выплатить возмещение по гарантии. Если банковская гарантия была условной, фирма «B» должна предоставить и доказательства нарушения условий поставки товара.
6 Банк «C» выплачивает гарантийную сумму фирме «B».
7 Банк «C» взыскивает у фирмы «А» возмещение уплаченных средств (в досудебном или в судебном порядке, в соответствии с договором между принципалом и гарантом).
Формы предоставления банковской гарантии
Форма 1. Классическая.
Принципал откликается на стандартное предложение выбранного им банка. Обычно так поступают компании, которым нужна гарантия на крупную сумму – от 20 миллионов рублей. Оформление банковской гарантии в этом случае занимает 2-3 недели, поскольку банку требуется провести полную проверку клиента на предмет его способности выполнить основной договор с бенефициаром.
Форма 2. Ускоренная.
Такой вариант предлагают некоторые небольшие банки, а также компании-брокеры, выполняющие функции посредников между принципалами и гарантами. Оформление гарантии в таком случае происходит в течение 5 рабочих дней. Суммы менее существенны, чем в случае с классическим оформлением – чаще всего от 5 до 15 миллионов рублей, реже – от 15 до 20 миллионов.
Форма 3. Электронная.
Самый быстрый и простой способ получения банковской гарантии. Заявка подается в банк или в компанию-брокера в электронной форме, подписанная электронной цифровой подписью. Гарантия также предоставляется в виде заверенного электронного документа, который принципал может отправить бенефициару по электронным каналам связи. Такая форма используется для гарантирования сумм в пределах 1 – 5 миллионов рублей, отличается упрощенной процедурой проверки платежеспособности принципала. Также именно в сфере электронных БГ отмечается наибольшее число случаев мошенничества.
Этапы оформления банковской гарантии
Последовательность действий принципала зависит от типа сделки. Здесь мы рассмотрим стандартный тип, когда вы сначала обращаетесь к гаранту, а уже затем участвуете в госзакупках или заключаете договор с бенефициаром.
1 Оценка собственного положения
Перед обращением за банковской гарантией необходимо взглянуть на свой бизнес со стороны и оценить свои сильные и слабые стороны. Исходя из практики российского рынка, чтобы успешно заключить договор банковской гарантии, фирма-принципал должна:
- Работать в своем секторе экономики не менее полугода. Иметь обороты, позволяющие выполнить обязательства по контракту. Не иметь в отчетности длительных периодов убытков (допускаются сезонные «проседания» в соответствующих сферах). Не иметь просроченной задолженности, некоторые банки не дают гарантий компаниям, имеющим действующие кредиты.
2 Выбор гаранта
Конечно, лучше, если гарантом будет банк из перечня Минфина, тогда ваша гарантия будет внесена в соответствующий реестр, и ее примет любой бенефициар. Если гаранта рекомендует сам заказчик, и у вас нет каких-то серьезных возражений, не отказывайтесь – это повысит доверие к вам. Хорошо, если в банке-гаранте у вас уже есть расчетный счет, тогда гарантию одобрят быстрее. Считается, что более надежным станет сотрудничество со знакомым вам местным банком (или территориальным отделением федерального банка), но в случае с электронной гарантией этот момент уже не так актуален.
3 Сбор и предоставление документов
Перечень необходимых документов приведен выше. Собирать их нужно вовремя, поскольку некоторые – выписка из ЕГРЮЛ или бухгалтерский баланс действуют (с точки зрения получения банковской гарантии) определенное время. Если вы получаете электронную гарантию, документы придется заверить своей подписью (некоторые гаранты требуют нотариального заверения) и отсканировать.
4 Рассмотрение заявки
Гарант рассматривает заявку принципала от 5 до 20 дней, в зависимости от типа запрашиваемой гарантии. Быстрее всего проверяются документы при заявке на небольшую сумму и электронную банковскую гарантию. При гарантировании крупных сумм банк может устроить вашему бизнесу жесткую проверку, запросить информацию о сотрудничестве с вами у ваших контрагентов и так далее, к этому нужно быть готовым.
5 Заключение договора между принципалом и гарантом
Обычно у принципала немного возможностей повлиять на текст договора – у крупных банков он является стандартным. Важнейшие пункты – права и обязанности сторон, содержание и сумма гарантии, сумма вознаграждения гаранту, сроки действия. При этом закон не обязывает стороны заключать письменный договор. Если гарант не возражает, обязательство может быть выдано и после устной просьбы принципала.
6 Уплата суммы вознаграждения гаранту
Вознаграждение гаранту принципал всегда платит до наступления гарантийного случая. Это одна из причин, по которой требуется тщательно анализировать статус гаранта перед заключением договора. Если нарветесь на мошенника и выяснится, что гарантия не внесена в реестр, бенефициар ее не примет, а деньги уже уплачены, вернуть их будет трудно. В случае оформления гарантии через брокера, придется сразу же заплатить и процент вознаграждения посреднику.
7 Выдача банковской гарантии
На руки в бумажном или электронном виде вы получите текст банковской гарантии, свой экземпляр договора о предоставлении гарантии, заверенную гранатом выписку из реестра банковских гарантий (в случае запроса обязательств для сделки по 44-ФЗ).
В законе нет образца текста гарантии, поэтому каждый банк устанавливает свою форму. Также форму вправе установить заказчик при публикации конкурсной документации.
Если вы собираетесь участвовать в госзакупках, обязательно после получения документа от гаранта самостоятельно проверьте на сайте госзакупок наличие гарантии в реестре. В статье 45 закона №44-ФЗ указано, что информация о выдаче гарантии должна быть внесена в перечень таких обязательств не позднее одних суток с момента оформления.
Другие гарантии можно проверить на сайте Центробанка РФ (cbr.ru) следующим образом: выбрать в левом вертикальном меню Информация по кредитным организациям/Справочник кредитных организаций/Название вашего банка/Данные оборотной ведомости/колонка 91315 (обороты по гарантийным обязательствам).
Действие банковской гарантии начинается с момента ее выдачи, с даты получения бенефициаром или с конкретной даты, указанной принципалом и гарантом в договоре.
8 Использование банковской гарантии
Бенефициар сможет получить от банка требуемую по гарантии сумму, если:
- принципал не выполнит условия договора с бенефициаром; принципал откажется подтвердить исполнение договора с бенефициаром документами; по другим причинам, указанным в договоре банковской гарантии.
Принципал не участвует в процессе гарантийной выплаты, это вопрос двухстороннего взаимодействия бенефициара и гаранта. Но далее гарант обращается к исполнителю с требованием возместить ущерб, и тут можно урегулировать спор в досудебном порядке, или гарант взыщет убытки с принципала через суд.
Сколько стоит банковская гарантия
Стоимость банковской гарантии существенно ниже цены заемных денег по обычному кредиту. Конкретный процент зависит от суммы гарантии, срока ее действия, а также от степени риска неисполнения договора между принципалом и бенефициаром. Также на стоимость гарантии влияет наличие залога, поручительства и обеспечения. Вилка ставки по банковским гарантиям в 2018 году составляет 2-10%. Нередко гарант ограничивает нижний предел стоимости гарантии точной суммой – например, 10 000 рублей. И даже если вы гарантируете сделку на 50 000 рублей, все равно отдадите 20% от этой суммы гаранту.
Сумма договора – 6 000 000 рублей. Сумма гарантии = сумме аванса по контракту = 30% от суммы контракта (2 000 000 рублей). Срок – 1 год. Ставка по банковской гарантии – 6%.
Стоимость банковской гарантии = 2 000 000 *0,06 *1 = 120 000 рублей.
Эту сумму вы заплатите банку, который гарантирует выплату 2 миллионов рублей вашему заказчику, если вы не выполните условия договора.
Часто задаваемые вопросы
В интернете рекламируется множество банков, предлагающих гарантии. Как отличить реальные предложения от мошеннических?
Есть два типа недобросовестных гарантий: поддельная (это когда сам принципал фабрикует документ, такое встречается нечасто) и «серая». Во втором случае мошенническим можно считать любое предоставление гарантии, при котором информация не вносится ни в реестр гарантий по 44-ФЗ, ни в перечень гарантийных обязательств кредитной организации. То есть гарантия является фиктивной. Чтобы не попасть на удочку липовых брокеров (чаще всего с гарантиями обманывают именно они, а не банки), необходимо быть особенно осторожными в следующих случаях:
- Малое количество запрашиваемых документов. Если гарант готов поручиться за вас, получив лишь пару сканов с вашими ИНН и бухгалтерским балансом, это уже должно стать настораживающим фактором. Аномально низкий процент вознаграждения по гарантии (более чем в 1,5 раза ниже среднерыночного уровня – например, если большинство банков готово предоставить вам гарантию под 5-7%, а кто-то один согласен на 3% – это повод задуматься о возможной фиктивной сделке). Необычно короткий срок одобрения гарантии – этот момент особенно нужно отслеживать при работе с брокерами и электронными гарантиями. Каким бы лояльным к вам банк ни был, он все равно должен проверить возможности вашей фирмы и ее платежеспособность.
Почему требования к банковским гарантиям при госзакупках отличаются от обычных коммерческих контрактов?
Любой договор должен быть исполнен, однако в случае с договорами с государственными или муниципальными организациями в рамках федерального закона «О госзакупках» (44-ФЗ) речь идет об оплате товаров, работ и услуг бюджетными деньгами. Соответственно, государство устанавливает более жесткие требования к подобным сделкам. Принимаются гарантии только от банков, внесенных в реестр уполномоченных Минфина. Рейтинг банка должен быть не ниже «BBB-» («умеренный уровень кредитоспособности»).
Гарантия обязательно должна быть безотзывной, срок ее действия должен хотя бы на 30 дней превышать срок выполнения работ/поставки товаров по основному контракту между бенефициаром и принципалом.
Отметим, что с 1 июля 2018 года банковской гарантией можно обеспечивать как исполнение госконтракта, так и участие во всех видах госзакупок (конкурсы, открытые и закрытые аукционы).
Вправе ли заказчик на госзакупках требовать приложить гарантию от банка из списка 50 крупнейших в РФ по активам?
Согласно закону «О госзакупках», бенефициар не может ограничивать принципала в выборе банка-гаранта, должны соблюдаться лишь следующие требования: банк находится в реестре уполномоченных Минфина, его уставный капитал превышает миллиард рублей, банк не имеет замечаний от ЦБ РФ.
Можно ли спасти контракт, если заказчик выяснит, что гарантия «серая»?
Если вы давно работаете с бенефициаром, и он ценит партнерские отношения с вами, а ситуацию с фиктивной гарантией воспринимает как случайность, вы можете в течение 10 дней заменить обязательство на реально существующее. В противном случае контракт будет расторгнут, а вы попадете в реестр недобросовестных поставщиков и не сможете участвовать, например, в госзакупках или тендерах крупных компаний. Если же будет доказан сговор принципала с гарантом, это уже статья 159 УК РФ «Мошенничество».
Заключение
Банковская гарантия – это обязательство кредитной организации выплатить определенную сумму в качестве возмещения ущерба, если исполнитель нарушит условия договора с заказчиком. Последний в этой трехсторонней сделке называется бенефициаром, исполнитель – принципалом, а банк – гарантом.
Применяются банковские гарантии чаще всего в сфере госзакупок, где обеспечение исполнения контракта установлено федеральным законом №44-ФЗ. При этом законодательство устанавливает жесткие правила предоставления обязательств. Они должны исходить от рекомендованных Минфином банков, быть безотзывными и соответствовать другим требованиям, о которых мы подробно рассказали в этой статье.
В коммерческой сфере банковские гарантии тоже применяются, особенно когда дело касается тендеров крупных корпораций. Стоимость гарантии варьируется в зависимости от банка, суммы и срока действия. Обычно кредитные организации за свои услуги берут от 2 до 10% от суммы обязательства. Срок рассмотрения заявки и выдачи документа – от 3 до 20 дней, самый быстрый способ получения – в электронном виде, но и процент «серых» (не внесенных в реестр) гарантий здесь велик.
Законодательство допускает использование гарантий не только от банков, но и от других организаций – страховых компаний, МФО, КПК. Для госзакупок они не годятся, а для обычных сделок – вполне. Но стоимость таких обязательств может быть выше, чем у банков, а надежность – намного ниже.
Чтобы не попасть впросак, не потерять контракт и не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо ориентироваться не столько на условия предоставления гарантии, сколько на надежность организации-гаранта.
Как составить банковскую гарантию
И как она работает
Банковскую гарантию можно использовать не только для госзакупок, но и для получения таможенных и налоговых льгот.
Я расскажу, что такое вообще банковская гарантия, как ее оформить и проверить в реестре, а также о других неочевидных способах, где ее можно использовать.
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия — это обещание банка оплатить долг, если его клиент не выполнит взятое на себя обязательство. За выдачу такой гарантии банк получает плату от клиента.
Чаще всего банковской гарантией пользуются предприниматели. Например, фермер хочет купить у завода комбайн для сбора урожая. Деньги у фермера появятся только после того, как он соберет и продаст урожай. Поэтому фермер просит завод предоставить ему отсрочку по оплате трактора. Чтобы завод поверил ему и согласился продать комбайн, фермер получил у банка гарантию. По условиям гарантии банк оплатит долг фермера, если он не переведет деньги за комбайн до начала зимы.
В большинстве случаев гарантии используются при взаимодействии предпринимателей с государством — для участия в госзакупках, упрощенного возврата НДС или отсрочки уплаты таможенных пошлин.
Участники процесса
В процессе оформления банковской гарантии участвует три стороны: принципал, бенефициар и гарант. Не пугайтесь этих терминов, на самом деле все просто.
Принципал — тот, кто просит банк выдать гарантию, что исполнит свои обязательства, и платит за это. Например, предприниматель выиграл торги на ремонт школы. При заключении госконтракта он должен предоставить гарантию, что выполнит ремонт качественно и в срок. Такую гарантию он покупает у банка. В данной ситуации предприниматель — это принципал.
Бенефициар — тот, кто получит по гарантии деньги, если принципал не выполнит перед ним свои обязательства. Бенефициаром может быть как заказчик и покупатель, так и продавец, подрядчик и исполнитель. В нашем примере с ремонтом школы бенефициар — это школа. Если предприниматель вовремя не сделает ремонт, школа обратится в банк и получит возмещение по гарантии. В госзакупках бенефициар — это всегда заказчик.
Но в отношениях между предпринимателями бенефициаром может быть и подрядчик.
Например, заказчик и подрядчик подписали договор на строительство магазина. На момент подписания договора у заказчика не было средств, чтобы оплатить строительство. Подрядчик согласился, что работы полностью оплатят через три месяца после того, как магазин построят. Чтобы минимизировать риск неоплаты работы, подрядчик выдвинул свое условие: заказчик должен предоставить банковскую гарантию — если заказчик вовремя не оплатит строительство, подрядчик получит деньги у банка. В данном случае бенефициар — подрядчик.
Гарант — это банк или другая коммерческая организация, которая выдает письменное обязательство заплатить бенефициару, если принципал не выполнит свои обязательства.
Раньше гарантом мог быть только банк. Но с 2015 года право выдавать гарантии было предоставлено всем коммерческим организациям, а термин «банковская гарантия» заменен на другой — «независимая гарантия». Но гарантии для госзакупок, таможни и налоговой до сих пор могут выдавать только банки. Я буду дальше использовать термин «банковская гарантия» вместо указанного в гражданском кодексе «независимая гарантия» и «банк» — вместо термина «гарант».
Условия банковской гарантии
Обязательные условия гарантии. По закону в гарантии должны быть указаны:
Если в гарантии отсутствует хотя бы одно из этих условий, она может быть признана недействительной. Бенефициар обращается к гаранту за выплатой, а он отказывается платить — говорит, что гарантия недействительна.
Но иногда суды входят в положение бенефициара и признают гарантию действующей, даже если она не содержит одно из указанных в законе условий. Ведь чаще всего гарантию составляет сам гарант, и он должен отвечать за допущенные ошибки. Поэтому Верховный суд разъяснил, что суды не могут ограничиваться формальной проверкой текста гарантии.
Например, банк (гарант) выдал гарантию, которая обеспечивает обязательство подрядчика (принципала) построить для заказчика (бенефициара) торговый центр. То ли случайно, то ли специально банк не указал в гарантии ее бенефициара — заказчика строительства. Из-за этой ошибки банк отказался выплачивать по гарантии. Суды первой и апелляционной инстанции согласились с банком — в гарантии не указан бенефициар, поэтому она недействительна.
Заказчик подал кассационную жалобу и указал, что банк сам направил гарантию заказчику строительства, а значит, знал бенефициара. Также до выдачи гарантии подрядчик вел с банком переговоры и сообщил ему данные заказчика строительства. В итоге заказчик добился справедливости.
Дополнительные условия гарантии. Некоторые бенефициары выдвигают собственные требования к тексту гарантии. Поэтому лучше заранее получить у гаранта проект гарантии и согласовать его с бенефициаром. Чаще всего споры возникают о перечне документов, которые должен передать бенефициар гаранту, чтобы он ему заплатил.
Также стороны могут спорить о порядке передачи требования о платеже гаранту. Бенефициары стремятся побыстрее получить деньги, поэтому могут просто пересылать требования по факсу или электронной почте. Гаранты же часто требуют, чтобы им был передан подписанный директором и скрепленный печатью оригинал требования.
Условия гарантий для госзакупок. Наряду с условиями, указанными в гражданском кодексе, в гарантиях для госзакупок должны также быть указаны следующие условия:
Кроме этого, заказчик (бенефициар) может установить дополнительные требования к гарантии. Например, условие, что он как заказчик получает право бесспорно списать деньги со счета в банке в случае, если банк сам не перечислил их в течение пяти дней со дня получения требования об этом.
Такие дополнительные требования заказчик может прописать в одном из следующих документов:
Если выданная банком гарантия не будет соответствовать этим требованиям, заказчик откажется допускать участника к торгам.
Документы, передаваемые с требованием об оплате. Также в гарантии должны быть перечислены документы, которые бенефициар должен представить одновременно с требованием банку оплатить гарантию. Стороны сами согласовывают перечень таких документов. Чаще всего среди них указывают расчет долга, а также копию доверенности лица, который подписал требование.
По гарантии для госзакупок перечень таких документов утвержден правительством РФ. Вот какие это должны быть документы:
В гарантии для госзакупок нельзя указывать, что заказчик (бенефициар) должен предоставить судебные акты, которые подтвердят неисполнение принципалом своих обязательств.
Как выглядит банковская гарантия
К форме банковской гарантии есть только одно требование — она должна быть письменной. Это означает, что недостаточно просто устно договориться о выдаче гарантии. Банк обязательно должен ее оформить на бумаге.
По внешнему виду гарантия похожа на договор, но есть одно отличие — она может быть подписана только банком. При желании гарантию также могут подписать принципал и бенефициар, но это не обязательно.
Гарантии отличаются в зависимости от вида обязательств, которые они обеспечивают.
Гарантии исполнения договора. Такие гарантии защищают одну из сторон договора от его нарушения. Гарантии могут обеспечивать как обязательства покупателя оплатить товар или услугу, так и обязательства продавца передать товар или оказать услугу.
Сначала читать, потом подписывать
Вот самые распространенные договорные гарантии:
Некоторые предприниматели неответственно относятся к участию в торгах — заявляют очень низкие цены, а после победы отказываются заключать госконтракт или заключают, но плохо его исполняют. Поэтому государство предусмотрело обеспечение участия в торгах: исполнитель должен внести деньги на специальный счет или предоставить гарантии. Если победитель торгов не заключит госконтракт, то заказчик не отдаст ему внесенный на счет задаток или потребует от банка выплатить указанную в гарантии сумму. В документации о закупке прописывается, какой вид обеспечения можно выбрать, а также его конкретные условия.
Законом о госзакупках предусмотрены три вида гарантий:
Последняя гарантия была введена в закон о госзакупках в мае 2019 года и поэтому еще мало известна. Работает она так: например, продавец устанавливает гарантийный срок работы лампочек. Если лампочки сломаются в течение этого срока, заказчик сможет требовать с продавца денежное возмещение. Гарантия этих обязательств как раз и обеспечивает обязанность продавца выплатить такое возмещение.
При этом у разных гарантий разные сроки:
Гарантии для госзакупок могут выдавать только банки, которые входят в список Минфина. Чтобы попасть в список, банки должны соответствовать требованиям к уровню капитала и кредитного рейтинга.
Таможенные гарантии. Предприниматели, которые ввозят товары в Россию, должны уплатить таможенную пошлину. Если на момент ввоза товара у предпринимателя нет денег для уплаты пошлины, то ему придется влезть в долги, например взять кредит у банка.
Вместо этого можно попросить у таможни отсрочку или рассрочку уплаты пошлины и купить у того же банка, но за меньшую сумму гарантию своевременной уплаты пошлины. За счет вырученных от продажи товара денег предприниматель уплатит пошлину, и ему не придется погашать проценты за взятый кредит.
Такую гарантию может выдать банк, который включен в перечень, утвержденный таможенной службой.
Налоговые гарантии. Есть три вида гарантий, по которым бенефициар — налоговая: когда налогоплательщик хочет получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, ускоренное возмещение НДС и когда производитель алкогольной продукции хочет получить отсрочку по уплате акцизов. Вот они подробнее:
Гарантию для налоговой может выдать только банк, включенный в перечень Минфина.
Преимущества
Для бенефициара главное преимущество — легкость получения денег по гарантии. Единственное условие выплаты по гарантии — банку нужно предоставить перечисленные в ней документы. Когда банк получает полный комплект документов, он обязан заплатить. При этом банк не будет разбираться, действительно ли принципал не выполнил свои обязательства. Гарантия позволяет максимально быстро получить от банка деньги, избежав возражений принципала, что на самом деле он исполнил свое обязательство в срок и в полном объеме.
Такие споры часто возникают между сторонами договора.
Например, подрядчик сделал ремонт, а заказчик заявил, что это не ремонт, а его жалкая имитация. Спор передают в суд, который назначает экспертизу. Одна из сторон не соглашается с результатами экспертизы и просит провести повторную, и все это длится несколько месяцев, а то и лет. Если же у бенефициара будет гарантия, то он сразу же сможет получить у банка деньги.
Принципалу благодаря гарантии не нужно извлекать деньги из оборота или предоставлять залог или поручительство.
Как работает гарантия
Обеспечение банковской гарантии. Когда банк выдает гарантию, он рискует потерять деньги. Если принципал не исполнит свои обязательства, то банк заплатит по гарантии и будет требовать с него компенсацию. Но ведь принципал может не заплатить компенсацию, например из-за банкротства. В таком случае банк потеряет выплаченные по гарантии деньги.
Чтобы уменьшить риск неуплаты компенсации, некоторые банки выдают гарантии только при условии предоставления обеспечения. Например, принципал может предоставить банку в залог какое-то ценное имущество — недвижимость, машину или что-то другое. Если принципал не выплатит компенсацию, банк заберет себе заложенное имущество.
Также в качестве обеспечения банк может попросить предоставить поручительство какой-нибудь фирмы или предпринимателя с устойчивым финансовым состоянием. В таком случае банк сможет взыскивать компенсацию не только с самого принципала, но и с лица, предоставившего поручительство.
Возникает вопрос: зачем тогда нужна гарантия, если можно предоставить тот же залог напрямую бенефициару? Но не все бенефициары готовы принимать в качестве обеспечения залог или поручительство. Эти виды обеспечения часто требуют обращения в суд и работы с судебными приставами.
Администрация районной больницы объявляет тендер на закупку аппаратов ИВЛ, которые требуются этой больнице. Но если что-то пойдет не так и выбранный исполнитель исчезнет, больнице придется самой разбираться с последствиями. Администрация не умеет обращать взыскание на залог — подавать иск в арбитражный суд, искать фактическое местонахождение залога, добиваться от пристава его ареста. Больнице проще обратиться в банк с требованием оплатить гарантию.
Предполагается, что банк заплатит, поскольку имеет достаточное количество денег и дорожит своей репутацией. В свою очередь, банк имеет опыт взыскания долгов, в том числе путем обращения взыскания на залог, и поэтому готов рискнуть своими деньгами.
Гарантия может быть не обеспечена залогом или поручительством. Банки конкурируют друг с другом и в погоне за клиентом часто готовы выдать гарантию без обеспечения.
Этапы оформления
Гарантии для госзакупок, таможни и налоговой могут выдавать только банки, которые включены в утвержденные государством перечни.
Определив, какие банки удовлетворяют бенефициара, принципал выбирает конкретный банк. У каждого банка свои условия выдачи гарантии: размер комиссии, срок оформления, готовность вносить изменения в свои типовые формы. Принципал может запросить предложения у разных банков и выбрать наиболее выгодное.
Сбор и предоставление документов. Для оформления гарантии банку требуется ряд документов. У каждого банка свой перечень запрашиваемых документов.
У ИП банк, скорее всего, попросит копию паспорта, книгу учета доходов и расходов, налоговые декларации, выписку со счета и справку из налоговой об отсутствии задолженности.
У юрлица — бухгалтерскую отчетность, справку из налоговой об отсутствии задолженности, копии паспортов генерального директора, всех участников, протокол собрания участников, совета директоров или акционеров о назначении директора, приказа о назначении на должность директора, устав.
Точный список документов сообщит сотрудник банка в ответ на заявку о выдаче гарантии.
Рассмотрение заявки. Получив заявку и полный комплект документов, банк будет принимать решение о выдаче гарантии. В каждом банке свой срок принятия решения, например в Тинькофф-банке — несколько часов, в банке «Санкт-Петербург» — один день.
Общие условия выдачи банковской гарантии в банке «Санкт-Петербург»PDF, 700 КБ
При положительном решении вам предложат заключить договор и оплатить счет.
Заключение договора между принципалом и гарантом. Перед выдачей гарантии банк и принципал заключают договор, где указывается, когда и сколько принципал должен заплатить банку, в пользу какого бенефициара банк выдаст гарантию и условия выдаваемой гарантии.
Уплата суммы вознаграждения гаранту. После подписания договора банк выдаст счет на оплату гарантии. Некоторые банки готовы предоставить гарантию авансом, т. е. до ее оплаты. Но чаще всего банк выпускает гарантию только после того, как деньги поступят на его счет.
При оплате гарантии лучше учитывать сроки и оплачивать заранее. Обычно деньги приходят в тот же день, если гарантию оплатили до 16:00. Платежи, проведенные после 16:00, банк видит только на следующий рабочий день.
Выдача банковской гарантии. Гарантия вступает в силу со дня ее выдачи гаранту или бенефициару.
Чаще всего принципал получает гарантию и передает ее бенефициару. Но также банк может направить гарантию напрямую бенефициару.
Гарантии для госзакупок должны быть в электронном виде. Банковские гарантии для налоговой и таможни могут быть в бумажном или электронном виде. Электронная гарантия — это цифровой документ, подписанный электронной подписью.
При выдаче электронной банковской гарантии для госзакупок банк загружает ее в реестр гарантий. На это отводится срок в один день.
Электронная гарантия для налоговой и таможни передается банком этим ведомствам по системам электронного документооборота.
Как правило, электронную банковскую гарантию можно посмотреть в личном кабинете на сайте банка. Чаще всего ее бумажный вариант можно запросить у банка.
Использование банковской гарантии
Требование оплатить гарантию. Если принципал не исполнит свое обязательство, то бенефициар потребует от банка оплатить гарантию. Для этого бенефициару достаточно направить в банк требование совершить платеж и приложить к нему указанные в гарантии документы, например расчет долга и доверенность.
Банк не вправе отказаться оплачивать гарантию, даже если принципал уверяет, что он исполнил свое обязательство. И если банк сам знает, что обязательство исполнено, он обязан заплатить по гарантии.
Федеральное агентство (бенефициар) заявило, что строительная компания (принципал) не выполнила своих обязательств, и потребовало, чтобы банк оплатил гарантию. Банк знал, что на самом деле строительная компания добросовестно исполнила свои обязательства. Несмотря на это, банк оплатил гарантию. Согласно условиям заключенного между банком и принципалом договора банк имел право списывать со счета принципала компенсацию по оплаченной гарантии, что он и сделал.
Строительная компания с этим не согласилась и потребовала, чтобы суд вернул списанные банком деньги. Суд первой инстанции удовлетворил иск строительной компании — банк знал, что принципал выполнил свои обязательства, и не имел права списывать деньги. Но банк смог обжаловать это решение — выплата по гарантии производится независимо от того, исполнил принципал свои обязательства или нет. Если бенефициар предъявил требование о платеже и приложил все необходимые документы, то банк обязан заплатить.
п. 12 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Действия банка после получения гарантии. Когда банк получил требование оплатить гарантию, он должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копию требования и приложенных к нему документов. Банк должен оценить требование и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, когда он их получил. В гарантии может быть установлен другой срок, но он не может превышать 30 дней.
Банк не разбирается, на самом ли деле принципал не исполнил своих обязательств, а оценивает, правильно ли составлены представленные бенефициаром документы. Например, банк может отказаться платить, если бенефициар не подписал расчет долга.
Возмещение сумм, выплаченных банку по гарантии. Принципал обязан возместить банку суммы, выплаченные бенефициару по гарантии.
Если же банк оплатил гарантию при неполном комплекте документов, то принципал не обязан возмещать его расходы. Поэтому перед тем, как возмещать гарантию, важно просмотреть присланные банком копии документов бенефициара. Возможно, бенефициар неправильно оформил документы и банк это не заметил. Достаточно просто сравнить документы со списком в самой гарантии. Также можно перепроверить, подписаны и заверены ли переданные бенефициаром документы.
Ответственность бенефициара. Может произойти такая ситуация: бенефициар потребовал оплатить гарантию, хотя принципал выполнил свое обязательство. Банк оплатил гарантию и получил от принципала возмещение. В таком случае принципал вправе требовать от бенефициара оплатить перечисленную банком сумму возмещения.
п. 16 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Как проверить в реестре гарантий
Информация обо всех гарантиях для госзакупок фиксируется в специальном реестре. Реестр банковских гарантий — это электронная база, в которую вносятся сведения о гарантиях, выданных участникам госзакупок.
Если банк не внесет информацию о гарантии в реестр, то заказчик откажется принимать ее в качестве обеспечения.
До 1 июля 2018 года реестр гарантий был в открытом доступе на сайте госзакупок. Участники закупок могли проверять, внесена ли гарантия в реестр. Сейчас доступ к реестру есть только у банка и заказчика — бенефициара.
Подтверждение, что гарантию внесли в реестр, — выписка из него. Такую выписку банк обязан предоставить участнику — принципалу — в течение одного рабочего дня после включения информации в реестр.
Реестра банковских гарантий для налоговой и таможни не существует. Поэтому в данных ведомствах надо запрашивать подтверждение принятия гарантий.
Стоимость
За выдачу гарантии принципал должен заплатить банку комиссию. Размер комиссии зависит от суммы, срока и вида гарантии. Также на размер комиссии влияет финансовое состояние принципала. Если у принципала положительная кредитная история, обороты по счету, то, возможно, банк установит комиссию в меньшем размере. Если же у принципала много долгов, банк может запросить более высокую комиссию.
Нет единой формулы расчета комиссии за выдачу гарантии. У каждого банка своя методика расчета. Комиссия за гарантию заявки на участие в госзакупках — в среднем 5% от суммы гарантии, а за обеспечение контракта — 10%.
Пример расчета. Комиссия по банковской гарантии считается отдельно по каждому договору и контракту. Точный размер комиссии может сообщить только банк, который выдает гарантию. Но чтобы рассчитать ее приблизительный размер, можно узнать у банка, сколько примерно будет комиссия от суммы гарантии.
1 000 000 х 5 % = 50 000 Р
В некоторых банках для расчета комиссий есть онлайн-калькуляторы.
Возврат банковской гарантии
По общему правилу, когда срок действия гарантии истек, ее не надо возвращать банку. Такая гарантия теряет свою юридическую силу, и по ней банк уже не произведет оплату.
Гарантии для госзакупок также не подлежат возврату.
Но в тексте гарантии или договора о ее выдаче может быть указано, что если срок гарантии истек, то ее надо вернуть в банк. Возврат гарантии означает, что бенефициар больше в ней не нуждается и банк не должен производить по ней выплату.
Бухгалтерский учет банковских гарантий
Бенефициары должны вести бухгалтерский учет выданных им гарантий, а принципалы — расходов на ее выдачу. Бенефициары учитывают гарантии на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Гарантия списывается со счета бенефициара при истечении срока ее действия.
У принципала расходы на покупку гарантии у банка можно учесть как себестоимость имущества, для приобретения которого она была получена. Например, если гарантия была оформлена для обеспечения оплаты автомобиля, то ее можно учитывать как часть стоимости этого автомобиля.
Нигде не указано, что принципал должен вести бухгалтерский учет самих гарантий, ведь их выдает банк в пользу бенефициара. Но выданная бенефициару гарантия может оказать влияние на финансы принципала. Например, если банк заплатит по гарантии, то потребует с принципала выплатить компенсацию. Поэтому некоторые принципалы также учитывают гарантию в своем забалансовом счете 008.
ИП могут не вести бухгалтерский учет, в том числе и учет банковских гарантий.