Балтик пипе что такое
Чей газ? Как Польша строит газопровод в обход России, зачем он ей нужен и при чем тут Украина
Разбираемся, что такое Baltic Pipe, зачем он нужен Польше и при чем здесь Украина
Недавно представитель правительства Польши в области стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил, что его страна намерена полностью отказаться от российского газа с 2023 года. Наимский выразил надежду, что к 1 октября 2022 года заработает трубопровод Baltic Pipe, который позволит транспортировать природный газ из Норвегии в Польшу.
«Мы не будем продлевать контракт с российским „Газпромом”», — сказал чиновник и отметил, что после запуска газопровода Польша собирается нарастить используемые объемы голубого топлива на 50%.
Редакция «Шарий.net» разбирается, что такое Baltic Pipe, зачем он нужен Польше и при чем здесь Украина.
Чей газ у Польши
Польша потребляет порядка 15—16 миллиардов кубометров газа в год. При этом только 5 миллиардов из них добываются в самой Польше. Ученые находили в стране большие запасы сланцевого газа и даже сулили ей статус крупнейшего производителя сланцев в Европе, однако специалисты американских компаний, которые проводили бурение скважин, не нашли коммерческих запасов сланцевого газа и в итоге пришли к выводу, что его добыча в Польше попросту нерентабельна.
Крупнейшим поставщиком газа для Польши является российский «Газпром». Тем не менее доля российского газа в энергосистеме Польши каждый год неуклонно снижается: около 80% в 2016 году; 69% в 2018 году; 60% в 2019 году; в 2020 году — чуть меньше 60%.
В 2015 году в городе Свиноуйсьце был открыт терминал, предназначенный для приема сжиженного природного газа (СПГ) с танкеров-газовозов. Впоследствии, с конца 2015 года, на него из Катара прибывало по 1,1 млрд кубометров газа.
Кроме того, в октябре 2018 года государственная нефтегазовая компания Польши PGNiG подписала контракт с американской компанией Venture Global LNG, по которому в течение 20 лет она будет ежегодно получать из США по 2 миллиона тонн сжиженного природного газа.
Действующее соглашение между Польшей и Россией на поставку газа истекает 31 декабря 2022 года, и заявление Петра Наимского о том, что поляки продлевать его не будут, далеко не первое.
Ранее глава польского энергетического концерна PGNiG Петр Возняк заявлял, что вместо нового контракта с «Газпромом» «компания заключила долгосрочные контракты на поставку СПГ и осуществляет приобретение месторождений природного газа на норвежском континентальном шельфе». Предполагается, что газ с этих месторождений в объеме 10 миллиардов кубометров и должен пойти в Польшу через Baltic Pipe.
Что за Baltic Pipe?
Baltic Pipe — это строящийся газопровод между Польшей и Данией, который позволит транспортировать природный газ из Норвегии в Польшу через Данию.
Проект стартовал в 2001 году, когда DONG и PGNiG, датская и польская нефтегазовые компании, подписали соглашение о строительстве газопровода для датского газа в Польшу. Однако тогда проект решили приостановить из-за экономической нецелесообразности.
В 2007 году проект Baltic Pipe был реанимирован, вероятно, из-за разгоревшихся между Украиной и Россией газовых войн. 30 апреля 2021 года, после многочисленных проволочек, президент Польши Анджей Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe. Ввод газопровода в эксплуатацию был запланирован на 1 октября 2022 года.
Стоимость строительства трубопровода оценивается в 335—350 миллионов евро, ее между собой должны поделить польская Gaz-System и датская Energinet. На техническое проектирование трубопровода Европейская комиссия предоставила 3,2 миллиона евро.
Впрочем, позже выяснилось, что норвежский газ по Baltic Pipe может и не пойти. По крайней мере, проект столкнулся с достаточно серьезными трудностями. 3 июня датский Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов отозвал ранее выданное полякам разрешение строить Baltic Pipe через свою территорию. Формальной причиной называется угроза жизни местным видам животных (мышам и летучим мышам) в процессе строительства. Впрочем, эксперты отмечают, что блокирование датчанами строительства Baltic Pipe приведет, скорее, к замедлению строительства, но не его остановке.
А зачем он нужен?
По идее, ввод в эксплуатацию Baltic Pipe действительно позволит Польше «освободить» страну от российского газа. Объем импорта голубого топлива в Польшу составляет порядка 15 миллиардов кубометров.
Пропускная способность Baltic Pipe составит до 10 миллиардов кубометров, а терминал в Свиноуйсьце может принимать до 7,5 миллиардов кубов СПГ. Да, эти объемы вряд ли сделают из Польши большой газовый хаб для стран-соседей, но обеспечить страну топливом в обход России вполне способны.
При чем тут политика?
Есть немалая вероятность, что именно Украина будет закупать газ из Baltic Pipe. По крайней мере, сами поляки заявляли, что с помощью газопровода хотели бы «не только освободить свою страну от российской газовой зависимости, но и освободить соседей».
«Польша будет одним из гарантов энергетической независимости Украины, которая годами была объектом газового и энергетического шантажа со стороны России», — заявлял Анджей Дуда.
Таким образом, понятнее звучит критика «Северного потока — 2» из уст польских политиков, которые заявляют, что газопровод является угрозой безопасности Центральной Европы, ведь они вполне могут продвигать и обосновывать строительство Baltic Pipe.
Впрочем, «экологическая» заминка со строительством Baltic Pipe может нарушить сроки реализации проекта, запуск которого приурочен к окончанию контракта Варшавы с «Газпромом» в мае 2022 года. При этом эксперты заверяют, что новый контракт с «Газпромом» Польша подпишет в любом случае, но наличие работающего Baltic Pipe серьезно укрепило бы позиции поляков в переговорном процессе с россиянами. В итоге благодаря Baltic Pipe они могли бы покупать и пользоваться относительно дешевым российским газом, а Украине продавать потенциально более дорогой норвежский.
Потому не исключено, что в ближайшее время польские политики удвоят «озабоченность» в СМИ энергетической безопасностью Украины и Европы из-за СП-2, чтобы расшевелить Данию в вопросе разморозки строительства Baltic Pipe.
Флагман отказа: зачем Польше Baltic Pipe и почему его идея сомнительна
Новости по проекту Baltic Pipe неутешительны для Польши: в Дании случились сложности с разрешением на строительство, придётся подождать. Датчане кивают на экологию, сообщая: недостаточно проработан вопрос защиты дикой природы в ходе строительства.
Напомним, что в Польше рекламировали Baltic Pipe ни много ни мало как замену «СП-2». В Берлин даже поступало предложение: если «СП-2» всё-таки не достроят, добро пожаловать в Baltic Pipe.
«Попытки заблокировать Baltic Pipe опасны для Польши, Украины и соседних стран», — высказался на Польском радио заместитель министра иностранных дел республики Марчин Пшидач.
Насколько газопровод важен для Варшавы? Изменит ли он расстановку «газовых сил» в Европе? Корреспонденты «Правды. Ру» пообщались с Алексеем Гривачом, заместителем генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности.
Флагман отказа: зачем Польше Baltic Pipe
Для Варшавы Baltic Pipe — один из флагманов энергетической политики, направленной на отказ от российского газа. И если газопровод не будет построен в ближайшее время, то эта политика как минимум окажется под большим вопросом, уверен эксперт.
«На самом деле газопровод изначально был достаточно сомнителен. Потому что речь идёт о перенаправлении какой-то части газа с норвежского шельфа.
В лучшем случае Норвегия в ближайшие годы будет поддерживать объёмы добычи и экспорта трубопроводного газа. Соответственно, если добавляется еще один маршрут в направлении Польши, то придется снимать какие-то объёмы с других рынков», — объясняет Гривач.
Сами себе «противники»: за газом — всё равно в РФ?
Если случится длительная заминка, то Польша, по сути, падёт жертвой своей собственной политики, направленной на срыв «Северного потока» и «Северного потока-2».
«И окажутся они примерно в том же положении. Для того, чтобы выполнить баланс, им придётся договариваться о закупках российского газа», — заключает эксперт.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Перераспределение объёмов»: как польский газопровод Baltic Pipe может повлиять на европейский энергетический рынок
Оператор польской сети газопроводов Gaz-System приступил к прокладке морского участка газопровода Baltic Pipe по дну Балтийского моря. Об этом сообщается на сайте польской газотранспортной компании.
Работы стартовали в водах Дании, недалеко от острова Борнхольм. Укладкой магистрали занимается судно Castorone, корабль будет продвигаться по маршруту газопровода в северо-западном направлении и прокладывать магистраль на самых больших глубинах.
Как заявил глава компании Gaz-System Томаш Стемпень, судно является одним из крупнейших специализированных кораблей такого типа.
«До конца этого года мы планируем сварить и уложить на дно Балтийского моря 275 км трубопровода, который соединит побережья Польши и Дании», — отметил Томаш Стемпень. Его слова приводятся на сайте Gaz-System.
Помимо Castorone, в прокладке морского газопровода примут участие суда Castoro Sei и Castoro 10.
Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Пётр Наимский отметил, что инвестиционный проект Baltic Pipe будет реализовываться поэтапно, в соответствии с графиком.
«Погода и другие обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, бывают переменчивы, но мы не сбавляем темп и делаем свою работу. Сегодня (оператор) Gaz-System начинает прокладку морского участка трубопровода, чтобы проект был завершён и передан в эксплуатацию в полном объёме в 2022 году. Тогда Baltic Pipe станет одним из основных компонентов, обеспечивающих энергетическую безопасность Польши», — заявил он.
Политический мотив
Как сообщается на сайте проекта Baltic Pipe, после введения в эксплуатацию газопровод позволит поставлять топливо из Норвегии на датский и польский рынки, а также в соседние страны. Кроме того, возможна транспортировка природного газа непосредственно из Польши в Данию.
Планируется, что магистраль будет состоять из пяти компонентов, включая трубопровод между Данией и Польшей по дну Балтийского моря и расширение польской газотранспортной системы.
Идея создания газотранспортной магистрали от норвежского шельфа до польской территории впервые возникла двадцать лет назад. В 2001 году польская энергетическая компания PGNiG и датская DONG подписали соглашение о строительстве морского газопровода Baltic Pipe. Однако вскоре проект был признан экономически нецелесообразным и заморожен.
Впоследствии стороны вернулись к идее строительства газотранспортной магистрали. Летом 2017 года Польша и Дания подписали меморандум о реализации проекта морского газопровода.
Проект получил поддержку Еврокомиссии по линии программы Connecting Europe Facilit (CEF) — речь идёт о помощи значимым для всей Европы инфраструктурным проектам.
При этом власти Польши открыто противопоставляют Baltic Pipe российско-германскому газопроводу «Северный поток — 2». Как заявил в сентябре 2020 года пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер, Варшава готова предложить Берлину Baltic Pipe в качестве альтернативы «Северному потоку — 2». Представитель польского кабмина подчеркнул, что Варшава с самого начала обращала внимание на важность европейской солидарности в энергетической сфере.
По мнению экспертов, и за этими заявлениями и в целом за проектом Baltic Pipe стоят в первую очередь политические, а не экономические мотивы.
«Польша инициировала проект из политических соображений, поскольку не желает покупать газ у России. И главная цель Baltic Pipe — создание канала поставок газа, альтернативного российскому топливу», — пояснила в комментарии RT cтарший аналитик международной страховой компании Coface Анна Кокорева.
Похожего мнения придерживается и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.
«Польша руководствуется исключительно политическими мотивами в вопросе строительства Baltic Pipe. При этом сравнивать этот газопровод и «Северный поток — 2» странно. У проектов совершенно разная мощность: у «Северного потока — 2» — 55 млрд кубометров газа в год, у Baltic Pipe — 10», — напомнил эксперт в комментарии RT.
Эксперты отмечают, что уровень добычи природного газа в Норвегии не позволит сильно нарастить объёмы поставок.
«Норвегия не может дать большие объёмы газа, нарастить добычу. Поэтому говорить о новых источниках поставок после открытия Baltic Pipe не стоит. Речь, скорее, о перераспределении существующих объёмов на европейском рынке. Единственно, после ввода в эксплуатацию Baltic Pipe Польша получит новые аргументы в торге с «Газпромом» по условиям очередного контракта на поставку газа», — считает Станислав Митрахович.
Похожего мнения придерживается и Анна Кокорева.
«Вряд ли в Норвегии будут открыты новые месторождения газа. Поэтому уровень добычи газа в стране постепенно идёт на спад. При этом надо понимать, что у Польши относительно небольшие потребности в газе по сравнению с ФРГ. Так что Варшаве может вполне хватить поставок газа по Baltic Pipe», — отметила эксперт.
«Не решение проблем»
В октябре 2019 года Дания одобрила прокладку газопровода Baltic Pipe в своих территориальных водах.
О старте строительства польский президент Анджей Дуда объявил в мае 2020 года. Он пояснил, что сначала магистраль пройдёт от норвежского шельфа до Дании, а затем — в Польшу.
Не обошлось без проволочек: в июне 2021 года власти Дании аннулировали разрешение на строительство, выданное ранее. Решение было принято апелляционным советом по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании.
Основанием для аннулирования разрешения стала недостаточная изученность вопроса о защите дикой природы во время прокладки трубы.
Комментируя запрет, заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач заявил, что за решением властей Дании могла стоять не только забота об экологии, но и другие мотивы.
«Конечно, мы будем стараться выяснить этот вопрос как можно быстрее, хоть и понимаем, что за темой окружающей среды часто стоят другие интересы», — заявил тогда польский дипломат.
Возобновить строительство удалось лишь после того, как 19 июня Датское агентство по охране окружающей среды сообщило, что строительство может быть возобновлено в определённых частях 210-километрового участка газопровода Baltic Pipe в Дании.
По мнению экспертов, реализация Baltic Pipe не повлияет на энергетический рынок Европы. Как отметила Анна Кокорева, вряд ли проект будет быстро реализован с учётом текущих экономических и политических условий.
«С учётом того, что распространение коронавируса сильно пошатнуло мировую экономическую систему, в том числе и польскую экономику, вряд ли инвесторы и правительство Польши сейчас будут активно инвестировать в достаточно сомнительный проект, ведь любой газопровод имеет сроки окупаемости, которые исчисляются не одним годом. Ожидаю, что проект будет реализовываться небольшими темпами и не изменит энергетический рынок Европы», — отметила эксперт.
В свою очередь, Станислав Митрахович считает, что, поскольку строительство газопровода не будет завершено до конца текущего года, Польша будет вынуждена заключить на какой-то срок контракт с «Газпромом» на поставки топлива.
«В целом проект Baltic Pipe — это не решение проблем для Польши и некоторых стран ЕС, которые хотели бы избавиться от зависимости от России. Трубопровод только даст возможность перераспределить норвежский газ, чтобы он шёл не в Германию, а в Польшу. Соответственно, тот объём, которого не будет хватать на германском рынке, заполнит вскоре Россия», — подытожил Митрахович.
Конкуренту «Северному потоку-2» сварили последний шов
Станет ли Baltic Pipe козырной партой поляков в игре против «Газпрома»
Польша завершила работы на самом сложном участке строительства газопровода Baltic Pipe, благодаря которому рассчитывает отказаться от российского топлива и перейти на норвежское.
«Завершено строительство морского участка Балтийской трубы в Балтийском море. 18 ноября этого года был выполнен последний сварной шов на газопроводе, соединяющем побережья Дании и Польши. Этот день значительно приближает нас к достижению желаемого безопасного разнообразия источников поставок в Польшу в 2022 году», — говорится в сообщении польского газового оператора Gaz-System.
По словам полномочного представителя правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петра Наимского, мощность трубопровода составит 10 миллиардов кубометров в год, что сопоставимо с объемом газа, получаемого Польшей по долгосрочному контракту с российским «Газпромом», срок действия которого истекает в декабре 2022 года. Стоимость проекта Baltic Pipe составляет примерно в 1,7 миллиарда евро.
В течение года должны пройти различные испытания и согласования, чтобы с 1 октября следующего года можно было начать коммерческую транспортировку газа с норвежского шельфа в Польшу.
Примечательно, что Baltic Pipe начинается в Северном море и подключен к другому подводному трубопроводу Europipe II, по которому сейчас поставляется газ с норвежского шельфа в Германию. То есть речь, скорее, идет о перераспределении добываемых на норвежском шельфе объемов, часть из которых будет перенаправлена в Польшу.
Как заметил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в плане энергообеспечения в Польше все-таки рассчитывают не только на Baltic Pipe, но и на сжиженный природный газ.
— Кроме того, они уже заявляли, что не рассматривают 100-процентный отказ от российского газа. Они хотят более выгодные условия контракта с «Газпромом». Посмотрим, насколько это им удастся, потому что для «Газпрома», то, что построили поляки — не проблема. Baltic Pipe пересекает «Северный поток-2», но «Газпром» никогда не протестовал против этого проекта.
Дело в том, что запасы Северного моря ограничены, и в ближайшие годы резкого роста добычи не произойдет. Наоборот, она будет постепенно снижаться и «Газпрому» все равно, куда пойдет этот газ. Если он не пойдет в Польшу, значит, другие страны закупят больше.
«СП»: — Baltic Pipe все-таки может как-то изменить ситуацию на газовом рынке Европы?
— Это проект, в котором заинтересована Польша в том плане, что ей не нравится Россия исключительно по политическим причинам. У России тоже голова болит от постоянных польских заявлений, что Россия виновата во всем.
От того, что Польша будет покупать газ у Норвегии, на газовом рынке его больше не будет, потому что новых объемов добычи там нет и не планируется.
«СП»: — Как вы заметили, у России голова болит от польских заявлений. Не приведет это к тому, что после запуска «Северного потока-2» проходящий через Польшу газопровод «Ямал-Европа» станет не нужен и России будет проще отказаться от него?
— Сложно сказать, что совсем не нужен. Во-первых, «Газпрому» принадлежит 48% акций польского участка «Ямал-Европа», а белорусского участка — 100%, поэтому российская компания не заинтересована в том, чтобы его собственность превращалась в ничто.
Объем может сократиться, но все будет зависеть от европейских покупателей, потому что «Газпром» поставляет ни туда, куда хочет, а туда, где покупают. Если будут больше запрашивать по «Ямал-Европа», то будут поставлять по нему. Если будет больше по «Северному потоку-2», то по нему. «Газпром» не может заставить всех своих клиентов покупать только по «Северному потоку-2».
Независимый эксперт Николай Подлевских также считает, что Baltic Pipe не может стать как альтернативой «Северному потоку-2», так и заменить поступающие мощности.
— Здесь больше политических составляющих. Поскольку идет подготовка к сертификации «Северного потока-2», то любое «лыко в строку». Думаю, что сейчас тему трубопровода Baltic Pipe будут раздувать. Можно вспомнить, как раздували поставки сжиженного газа и в Прибалтику, и в Польшу. И где эти поставки?
Эти информационные вбросы были нужны, когда принималось решение о строительстве «Северного потока-2». Сейчас это важно, чтобы повлиять на исход сертификации, какие ее специальные условия.
«СП»: — Мощность Балтийского газопровода в пять с лишним раз меньше «Северного потока-2». К тому же поставки будут идти с норвежского месторождения, добычу на котором, как говорят многие эксперты, наращивать не планируется. В какой степени Baltic Pipe может реально конкурировать с российским проектом?
— Не возьмусь сказать, насколько он будет заполнен, потому что в Норвегии есть возможности переброски с одних поставок на другие. Думаю, что сейчас рано хоронить газовую добычу Норвегии, но там идет истощение, и в обозримой перспективе этот фактор будет играть роль на газовом рынке Европы.
В Европе планируются «зеленые переходы», снижение объемов потребления газа, но обсуждать то, что будет в районе 50-х годов — это ни о чем.
«СП»: — Какова после запуска Baltic Pipe может быть судьба газопровода «Ямал-Европа»?
— Газопровод будет работать. В условиях, когда ожидается возобновление контрактов, каждый аргумент можно преувеличивать, чем поляки и занимаются. Но то, что они будут использовать российский газ у меня сомнений нет. Другое дело, что акценты по поставкам сместятся в сторону Германии, и она будет распределяющим хабом. Можно предположить условно реверсные поставки из Германии в Польшу. Есть же аналогичные украинские.
Конкурент «Северному потоку-2»: кому достанется норвежский газ
Украина и Польша помогут «Газпрому» окупить «Северный поток-2»
Польский газовый оператор Gaz-System сообщил, что 18 ноября завершил прокладку подводной части газопровода Baltic Pipe. «Сделан последний сварной шов», — говорится в заявлении компании.
Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, комментируя это событие, заявил, что оно значительно приближает страну к достижению желаемой безопасной дифференциации источников поставок газа в 2022 году.
Чиновник подчеркнул, что пропускная способность Baltic Pipe составит 10 млрд кубометров природного газа в год, и это сопоставимо с объемом, который получает Gaz-System в рамках многолетнего контракта с «Газпромом», который истекает в декабре следующего года.
Газопровод из Норвегии должен быть достроен незадолго до этого, в октябре 2022 года. Проект оценивается примерно в 1,7 млрд евро, из которых чуть больше половины придется на Gaz-System.
БУДУТ ОТБИРАТЬ ГАЗ У НЕМЦЕВ
Всем «труба». Зачем немцы ставят палки в колеса «Северному потоку-2»
«Объявленный польской стороной срок, 1 октября 2022 года, в принципе реален, — соглашается доктор экономических наук, заведующий Аналитическим центром энергетической политики и безопасности ИПНГ РАН Алексей Мастепанов. — Хотя многие эксперты считают, что проектная мощность будет достигнута лишь к концу 2022 года.»
«Сейчас остается последний, сухопутный участок, проходящий через Данию, строительные работы на котором приостановлены в июне этого года, так как Дания отозвала соответствующее разрешение на строительство по экологическим причинам».
Главная проблема этой трубы — ее заполнение, поскольку основным источником должны стать норвежские объемы. А в Норвегии уже четвертый год подряд сокращается добыча природного газа.
Кроме того, если посмотреть на карту, мы увидим, что трубопровод не начинается на месторождении, а представляет собой ответвление от другого газопровода, Europipe 2, который идет из Норвегии в Германию, напомнил Юшков.
Пошли на принцип. Украина нашла альтернативу «Газпрому»
«В этой ситуации Польша и Германия рискуют стать жесткими конкурентами за доступ к норвежским объемам», — рассуждает Юшков.
«Варшава говорит, что будет черпать газ из тех месторождений, в которых есть доли у польской нефтегазовой компании PGNiG. Но это небольшие объемы, и некоторые из соответствующих проектов еще не запущены. А сейчас законтрактовано меньше 2 млрд кубометров, ни о каких 10 млрд кубометров речь пока не идет. То есть основная проблема в том, чем загрузить Baltic Pipe».
А текущие планы Норвегии не предусматривают увеличение добычи после 2023 года, уточняет директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
«Добыча в стране должна стабилизироваться на уровне 115 млрд кубометров. Поэтому маловероятно, что Норвегия сможет обеспечить значимые объемы поставок для того, чтобы загрузить газопровод удобными для поляков объемами», — полагает он.
По словам Мастепанова, основным источником поставок датского газа для Польши должно стать месторождение Tyra. В настоящее время на нем ведутся ремонтные работы, завершение которых планируется в июле следующего года.
По оценкам S&P Platts, на Тyra будет добываться около 2 млрд кубометров газа, около половины которых пойдет в Baltic Pipe. Кроме того, в начале этого года торговое подразделение PGNiG подписало долгосрочное соглашение о закупках чуть больше 1 млрд кубометров в год природного газа у датской Orsted в период с января 2023 года по октябрь 2028 года.
«Наконец, 28 сентября норвежские власти одобрили продажу PGNiG ряда активов местного подразделения британской компании INEOS, включая 21 лицензию на месторождения на шельфе Норвегии, в том числе лицензии на три действующих месторождения», — рассказывает эксперт.
«За счет их приобретения PGNiG планирует нарастить добычу в Норвегии на 1,5 млрд кубометров в год», — отмечает он.
Всего, таким образом, набирается около 3,5 млрд кубометров газа. Остальной Польше надо будет покупать, в том числе и на споте, в том числе и у Норвегии, делает вывод Мастепанов.
ВСЕ РАВНО НЕ ХВАТИТ
Почему Украина «висит» на белорусском проводе
«Сейчас у Польши три источника поставок этого энергоносителя: трубопровод «Ямал — Европа», СПГ-терминал в Свиноуйсьце и, как выражаются поляки, «другие страны Европы», — говорит специалист.
Речь идет о виртуальном реверсе из Германии, куда газ поступает из России. Польские компании скупают возникающие излишки на биржевых торгах и перепродают их.
«Если поляки будут перекупать норвежские объемы, предназначенные для Германии, значит у немцев будет меньше излишков, — рассуждает эксперт. — Стало быть, сократится количество газа на биржевых торгах и объем энергоносителя, доступный для виртуального реверса».
Таким образом, проект Baltic Pipe не может рассматриваться как попытка заменить «Северный поток — 2», делает вывод Юшков. Это инструмент конкуренции за норвежский газ между Польшей и Германией и способ заместить объемы, поступающие сейчас по маршруту «Ямал — Европа».
Польша еще в 2019 году уведомила «Газпром» о намерении отказаться от продления «Ямальского» контракта, по которому страна ежегодно импортирует около 10 млрд кубометров газа, обеспечивая примерно половину своих потребностей.
Одна из основных причин такого шага Варшавы состояла именно в ее уверенности, что будут соблюдены сроки ввода газопровода Baltic Pipe.
Как известно, Польша претендует на роль нового газового хаба в Восточной Европе — конкурента Германии. В этих целях идёт расширение СПГ-терминала в Свиноуйсьце, этим же замотивировано строительство трубопровода Baltic Pipe.
«Но реальности другие. В этом году начались значимые поставки СПГ по долгосрочным контрактам из США и Катара, но этот газ дороже. Долгосрочный контракт с «Газпромом», Польша продлевать не собирается, а с нарастанием требований ЕС по обеспечению углеродной нейтральности ее внутренние потребности в природном газе возрастут», — рассуждает Мастепанов.
Так что заполняемость новых польских газопроводов может оказаться под вопросом.