Балинтовская группа что это
Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства
Людмила Степанова, нарративный практик,
член МПАП (практик высшего проф. мастерства),
кандидат психол. наук, доцент каф. психологии БГУ
Что же это такое – супервизия?
Супервизия – это не экзамен в школе или университете, здесь не нужно доказывать супервизору, что психолог – хороший специалист. Супервизия – это место для поиска гипотез, поддержки, это помощь в обсуждении клиентского случая или его фрагмента, с которым психолог испытывает затруднения; это поиск лучших или более верных действий, чтобы достичь более эффективной работы с клиентом.
Супервизия и прохождение личной терапии –это не одно и тоже. Хотя супервизия и оказывает влияние на психолога в плане его личностных изменений, но она не является психотерапией, поскольку цель супервизии – сделать из психолога более опытного психолога, помочь ему системно видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные отношения с клиентом. Если психологу, пришедшему на супервизию, необходимо пройти личную психотерапию, то супервизор направляет его к другому специалисту, а не смешивает супервизию и терапию в «одном флаконе»!
Содержание сессий супервизии строго конфиденциально. Супервизор не разглашает конфиденциальную информацию, касающуюся психолога, его клиентов или любых других лиц без предварительного согласия всех заинтересованных сторон. Информация о работе с психологом может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого психолога и при условии обеспечения его анонимности.
Зачем нужна супервизия?
– поддержка в работе с «трудными » клиентами;
– защита интересов клиента;
– живое обсуждение гипотез;
– взгляд со стороны на перенос и контрперенос;
– возможность узнать новые техники и расширить свои возможности в качестве консультанта/психотерапевта;
– получить новые знания о себе и личностно вырасти;
– расширение осознавания своих профессиональных ограничений;
– возможность в большей степени соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики;
– эмоциональная поддержка в трудных ситуациях;
– развитие творческого подхода к работе.
Эти два пункта отметила, чтобы привести их к единообразию с остальными.
Обязан ли психолог ходить на супервизию, и как часто и как долго?
Это очень сложный вопрос, и вряд ли на него можно получить однозначный ответ. Законодательно в Республике Беларусь это никак не урегулировано. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то нужно обязательно идти на супервизию. Другой вопрос – как часто и на протяжении какого времени? На мой взгляд, чем меньше опыта – тем чаще, но и после большого количества лет практики обращение к супервизору – это не показатель профнепригодности, а как раз наоборот. И в этом случае посещать супервизора нужно хотя бы раз в 2-3 месяца.
Супервизия бывает групповой и индивидуальной. Иногда психологи выбирают себе в пару коллегу, с которым вместе идут на супервизию, формируя мини-группу с супервизором. Такой формат тоже возможен.
В отличие от прохождения личной терапии, можно одновременно ходить к разным супервизорам. Это даже интересно и полезно, потому что, с одной стороны, позволяет посмотреть на разные подходы к работе, а с другой – развивает психолога как специалиста и человека. Можно также брать супервизию у разных специалистов по разным вопросам, например, с практикующим психиатром или при обсуждении сексуальных проблем – у сексолога.
Интервизия – это что же это такое и чем она отличается от супервизии?
Это группа личного опыта, где практикующие психологи обсуждают клиентские случаи, которые вызывают какие-либо затруднения в работе. Если очень кратко и обобщенно, то интервизия выглядит так. Психолог, который хочет поделиться своим случаем, вызывающим у него затруднение, представляет его группе коллег. Затем рассказывает, в чем именно у него возникли затруднения, т.е. формулирует свой запрос к группе. Участники могут задавать свои вопросы, чтобы более полно понять картину случая. После этого начинается обсуждение трудностей, формулирование гипотез, поиск возможных вариантов дальнейшей работы с клиентом. Одним из преимуществ этого процесса является то, что он позволяет избавиться от «зашоренного взгляда» психолога на свою работу, а также позволяет расширить свой взгляд на многие аспекты своей работы. Такая «зашоренность » из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы может возникать не только у начинающих психологов, но и у достаточно опытных. Такая форма групповой работы, с одной стороны, позволяет психологу рассмотреть с разных позиций, представленный на интервизию случай, а с другой стороны, помогает понять и почувствовать, как он сам реагирует на те или иные высказывания коллег, и узнать свои слабые места. В конце интервизии ведущий группы подводит итоги работы.
Если интервизия предполагает горизонтальный формат взаимодействия, при котором все участники в группе равны, то супервизия предполагает вертикальный формат взаимодействия, при котором участники не равны изначально. Еще один важный момент в интервизии заключается в том, что члены группы совместно отвечают за то, что происходит в группе и за общий результат: за содержание сессий, за групповой процесс участников, т.к. каждый участник вносит свой собственный вклад и реагирует на основе своего собственного профессионального опыта.
Интервизия, так же как и супервизия, не являются неким «квалификационным экзаменом». В то же время, эти формы профессионального взаимодействия являются условием повышения профессионального мастерства психолога, помогающего поднять уровень его работы на новый, более высокий уровень. Участие в интервизии дает возможность расширить свое понимание проблемы клиента, понять, куда лучше двигаться дальше, а также избежать профессионального выгорания.
Зачем нужна интервизия?
– более эффективная работа с проблемными вопросами и ситуациями и, как следствие, снижение риска возникновения профессионального выгорания;
– понимание личных «особенностей и схем», которые влияют на работу;
– уточнение личных потребностей;
– видение «слепых зон» и новых возможностей для профессионального роста;
– профессиональный обмен информацией (опыт работы, особенности работы в разных подходах и направлениях и т.д.);
– развитие умения принимать другие точки зрения;
– поддержка профессиональной идентичности;
– взаимная поддержка и признание проделанной работы.
Возникает тот же вопрос: обязан ли психолог ходить на интервизию, и как часто и как долго?
И на этот вопрос, также как и про супервизию, однозначного ответа нет. Этот вопрос также не регулируется законодательством в Республике Беларусь. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то ходить на интервизионные встречи нужно.
Минимальное количество человек в интервизорской группе – 4 человека, максимальное – 8 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в месяц до одного раза в неделю – это зависит, как от группы, так и от поставленных задач, сама встреча обычно длится три часа. Например, интервизии, участники которой проходят обучение в рамках какого-либо направления психотерапии или консультирования, целесообразно проводить 1-2 раза в неделю, для того, чтобы более глубоко закрепить, как теоретические знания, так и практические навыки. Для более опытных психологов такие встречи можно проводить, например, один раз в месяц.
Интервизорская группа является уникальным местом, в котором можно побыть в разных ролях и получить различный опыт: и клиентский, и терапевтический и супервизорский, а также побыть в роли ведущего. Интервизия – это пространство, где можно поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики, получить профессиональную поддержку и профессионально вырасти.
Балинтовские группы – а это что такое и зачем они нужны?
Балинтовская группа – это щадящий и весьма эффективный способ снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. Это достигается путем эмоциональной поддержки, отсутствием критики и прямых рекомендаций психологу, который представляет вызывающий затруднения случай.
Минимальное количество человек в Балинтовской группе – 2-3 человека, максимальное – 8-12 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в неделю до одного раза в две недели, сама встреча длится три часа с 10-ти минутным перерывом и за одну встречу разбирается два случая.
Чем Балинтовские группы отличаются от супервизии и интервизии?
Балинтовская группа очень похожа на супервизию и интервизию, НО есть существенные отличия.
Основное отличие между ними заключается в том, что если в супервизии и интервизии речь идет о клиенте и его терапии/консультации, то в Балинтовской группе – основное внимание уделяется различным особенностям и аспектам взаимоотношений психолога и клиента, внимание на самого психолога с его восприятием и эмоциональными нагрузками в отношениях с клиентом; внимание на то, что чувствует психолог в отношениях со своим клиентом. То есть если объектом обсуждения в супервизии и интервизии является клиент и его случай, то в Балинтовских группах – сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая и отношением к нему.
Еще одно отличие заключается в том, что, если в супервизии и интервизии предметом анализа являются только текущие «трудные » моменты работы психолога, то в Балинтовских группах предметом анализа могут быть не только текущие, но и «неудачные » эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить психолога, вызывают у него неприятные воспоминания и остаются для него «непонятными ». Либо это могут быть так называемые «фантастические » терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых беспокоит психолога.
Встречи Балинтовской группы очень хорошо структурированы и проводятся в восемь четко прописанных этапов или шагов.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен психолог, какое бы образование он не получил и насколько обширна его практика, он все равно нуждается в профессиональной поддержке в достижении вершин в своей профессии, чтобы получать удовольствие от своей работы (оставаясь при этом сохранным). И именно этой цели служат супервизии, интервизии и Балинтовские группы.
Как я понимаю и веду Балинтовские группы
“Think fresh, think freely”
“training cum research group”
“The courage of one’s stupidity”
“To benefit from a group you need at least two years of treatment — I mean training”
“a slight but important change in the personality of the doctor”
M. Balint.[i]
На этой странице в дополнение к тому, что описано в остальных рубриках раздела «Балинтовские группы», я хочу описать Балинтовскую работу так, как я её понимаю и как на основе этого понимания веду Балинтовские группы. Во многом я опираюсь на приведённые в эпиграфе высказывания Балинта. Этот текст описывает работу с любой по составу группой: врачей, психологов, социальных работников, педагогов и т.д. или смешанной группой. Чтобы упростить восприятие текста, я не пишу в каждом случае врача/психолога/социального работника/педагога и пациента/клиента/ученика, его/её, хотя подразумеваю это.
Технология, на которой работает Балинтовская группа, создавалась психоаналитиком Майклом Балинтом специально для анализа профессиональных проблем врачей, возникающих в процессе профессиональной коммуникации с пациентами.
Здесь, на мой взгляд, важным является то, что Балинт был выдающимся психоаналитиком и рабочий процесс, хотя и в замаскированном виде, — принципиально психоаналитический [ii] (Балинтовская работа — работа с неосознанным). «Я смотрел на предлагаемый рассказ как на сон» – говорил Балинт, – «а мысли рассказывающего врача, как и комментарии и идеи участников группы, трактовал как свободные ассоциации».[iii] Причём, это психоаналитический подход со всеми его «прелестями»: такая работа длительна, и в ней приходится преодолевать сопротивление.
Как аналитически ориентированный терапевт, я считаю, что предметом обсуждения Балинтовской группы должны быть следующие неосознанные моменты коммуникации: личностный смысл и значение происходившего с врачом и пациентом [iv] (например, что происходило, и зачем приходил пациент), «слепые пятна», иррациональные и неосознанные установки и ожидания, эмоции врача и пациента; реакции (умолчания, эмоции и телесные ощущения) возникающие под воздействием психологических защит, переносов и контрпереносов [v]; дезадаптивные роли врача [vi].
Другим важным моментом является то, что группа занимается анализом проблем в профессиональной коммуникации, а не занимается психотерапией и не углубляется в личные проблемы участников, это позволяет (вместе с работой лидера) создать атмосферу высокой защищённости. На это обращает особое внимание Arthur Trenkel в докладе на 6-ом Международном Балинтовском конгрессе: «Решающей, на мой взгляд, является атмосфера в дословном смысле слова, то есть пространство, допускающее возможность дышать свободно, что позволяет осуществлять выборы, а этим добиваться изменений. Неискажённое предвзятостью пространство, «terrain vague» по Pierre Bernachon, также является одной из основ нашей работы [vii]».
Группа занимается только анализом проблем профессиональной коммуникации. Если же говорить о решении проблем, то они решаются, но опосредованно, без консилиума или «мозгового штурма», без советов или оценок, за счёт внутренней работы самого рассказчика: осознания, изменения отношения, стереоскопического, а точнее, «полископического», рассмотрения ситуации. Балинтовская группа представляет комфортные стимулирующие условия для этой работы. Обсуждение случая в Балинтовской группе ведётся в рамках запроса, без углубления в личность рассказчика, без оценок, советов и поиска «единственного правильного решения», то есть, избегается всё то, что может быть воспринято как агрессия и вызвать срабатывание психологической защиты. Чёткие и ясные правила работы, простая последовательность действий уменьшают неопределённость и, соответственно, тревогу. Всё это тоже вносит существенный вклад в атмосферу защищённости и безопасности.
Атмосфера Балинтовской группы является жизненно важным условием работы группы и одновременно одним из основных отличительных признаков именно этой — Балинтовской работы.
Два основных инструмента Балинтовской работы — процессы, происходящие в Балинтовской группе: Анализ и Поддержка.
Слово «research» в переводе с английского значит: (научное) исследование; изучение; изыскание; исследовательская работа; тщательные поиски.
Анализ направлен на выяснение незамеченных рассказчиком составляющих коммуникации, смыслов, значений, причин, установок, ожиданий и эмоций, реакций, которые могут свидетельствовать о развитии переноса и контрпереноса. Анализ как исследовательский инструмент создаёт давление, без которого невозможно преодоление сопротивления и осознание до того неосознанного. Балинт писал, что участнику Балинтовской группы необходимо «мужество для признания своей глупости». Но избыточное давление приводит к срабатыванию психологических защит и защитному поведению, что блокирует дальнейшее продуктивное обсуждение случая.
В процессе балинтовской работы происходит «резонанс» бессознательного участников и появляется вызванная рассказанным случаем продукция: фантазии, ассоциации, образы и метафоры. Обсуждение этой продукции в группе вызывает дополнительные ассоциации, смыслы и значения. Это позволяет отстраниться от привычного, однозначного, «предвзятого» представления о себе, своей врачебной роли и миссии, Пациенте и Медицине и увидеть происшедшее с других точек зрения, обогатив этим свои представления, навыки и опыт.
Дополнительным источником информации становится «параллельный процесс» — ситуация в группе, когда рассказчик идентифицируется с пациентом, а группа или её часть – с врачом. Осознание эмоций рассказчика и части группы, идентифицировавшихся с пациентом, а также эмоций части группы, идентифицировавшейся с врачом, позволяет получить дополнительную информацию о составляющих коммуникации данного случая.
Существенным моментом в Анализе является отказ от профессионального жаргона. Во-первых, даже разные школы под одним и тем же термином понимают несколько разные вещи, не говоря уже о разных направлениях психологии, психотерапии и медицины. Во-вторых, так легко, отстранившись, спрятаться за терминами, профессиональным жаргоном и не заметить истинных эмоций, вызванных происходящим обсуждением, и его истинного значения. По описанию одного из участников групп, которые вёл сам Балинт, важная составляющая в работе Майкла Балинта была в «… мужестве отказа от любого профессионального жаргона, да и от участников он постоянно требовал говорить на простом, конкретном языке. У меня вызывало мучения и даже иногда раздражение то, что Балинт игнорировал интересную, а возможно и точную интерпретацию, задавая вопрос, а что именно подразумевает говоривший под словами «депрессивный», «истеричный», «шизоидный», «нарцисстичный» и т. д. Но в результате таких вопросов мы вынуждены были обратиться к своим собственным переживаниям, начиная понимать, насколько сильно отличается наше личное видение от какой-либо предвзятой истины. А одновременно начинали становиться понятными чувства и представления, прежде всего, страхи, возникающие на пороге между внутренним и внешним, то есть, между субъективным восприятием и попыткой рассказать об этом в понятной форме».[viii]
Поддержка способствует улучшению эмоциональной атмосферы в группе, помогает переносить Анализ, позволяет поднять самооценку, осознать и принять то, что вытеснялось. Однако избыточная Поддержка (особенно при скрытом запросе только на поддержку со стороны рассказчика) в ущерб Анализу мешает рефлексии и осознанию того, что вызвало беспокойство и заставило вынести на обсуждение именно этот случай коммуникации с пациентом.
Баланс между Анализом и Поддержкой ещё один из инструментов лидера, в каждом конкретном случае необходим тот или иной перевес одного из процессов. Это зависит от толерантности рассказчика, особенностей случая и группового процесса. В некоторых ситуациях это напоминает проход между Сциллой и Харибдой. Если рассматривать круги (шаги) работы Балинтовской группы, то Анализ более выражен на круге вопросов и фантазий, а Поддержка вначале во время рассказа и в конце – на круге «шеринга» участников, причём в этом кругу она может быть очень сильной и при этом не мешать нормальному Балинтовскому процессу.
Слово «training» в переводе с английского значит: воспитание, обучение, тренировка.
В Балинтовской группе участник претерпевает, как писал Балинт, «небольшое, но существенное изменение личности». Он обучается новым индивидуальным подходам и реакциям в противовес привычным, защитным, давно сложившимся стереотипам реагирования в эмоционально значимых ситуациях общения с пациентами, расширяет репертуар отношений и точек зрения.
Одним из навыков, которые нарабатываются в Балинтовской группе, является двухфазный процесс, описанный Энид Балинт [ix], — идентификация, а потом отстранение и объективный анализ. Этот навык позволяет участнику группы сопереживать рассказчику или его пациенту, а потом, основываясь на своих эмоциях, делать предположения о возможных проблемах в коммуникации, а врачу уже в условиях приёма лучше понять, что происходит с пациентом, наладить с ним контакт и плодотворное сотрудничество.
Другим полезным в повседневной работе навыком является умение слушать пациента и слышать не только то, что рассказал пациент, но и то, что он опустил, о чём умолчал, обращать внимание на невербальную часть сообщения пациента. Более пристальное внимание к невысказанным причинам появления пациента и к его неоговорённым ожиданиям может развернуть приём с привычного русла и позволит решать действительно актуальные проблемы пациента, о которых он не мог, не считал возможным или не хотел говорить вслух.
Во времена Балинта лидером в группах был психоаналитик, который мог длительное время отстранённо молчать, а потом дать психоаналитическую интерпретацию текущего состояния группы или того, что происходило в групповом процессе или в жизни пациента. Позже лидер становится более активным участником групповой работы, который, наряду со своими функциями управления процессом и атмосферой, принимает участие в вопросах, фантазировании, обсуждениях [x]. Лидер, в моём представлении, является участником группы с особой зоной ответственности и полномочий. Он скорее фасилитатор, чем диктатор и основной функцией лидера является создание необходимой атмосферы обсуждения. При этом, в его руках сосредоточена вся полнота власти, необходимой для поддержания балинтовского группового процесса минимальной динамикой группы и соблюдения балинтовских групповых правил (см. характеристики Балинтовских групп на этом сайте). Чем меньше использовать власть, тем «правильнее» течёт группа, хотя иногда необходимы решительные и энергичные интервенции для предотвращения или восстановления нормального Балинтовского процесса и его «атмосферы». С этой целью можно использовать интерпретацию группового процесса (например, при появлении тягостного ощущения безысходности и неопределённости у кого-либо из участников или у всей группы, напоминание о возможности идентификаций с участниками случая и развития «параллельного процесса» позволяет использовать анализ возникших «здесь и сейчас» эмоций для анализа ситуации «там и тогда» представленного случая). Временное «символическое» исключение рассказчика из круга позволяет ему «остыть» и несколько отстраниться от эмоционально значимой ситуации, увидеть её со стороны, в другом, до этого неожиданном ракурсе. Прекращение групповой динамики возвращением к запросу и случаю, переключение с конкуренции за правильное решение или точку зрения на множественность возможных дополняющих точек зрения, остановка избыточного «допроса» рассказчика, блокирование выхода за рамки запроса помогает восстановить атмосферу продуктивного балинтовского обсуждения представленного случая.
Немедленными результатами работы группы могут быть инсайты, осознание некоторых вытесненных или незамеченных составляющих коммуникации. Так как работа в группе требует существенной концентрации внимания, преодоления психологических защит и стереотипов, то многое из происшедшего и сказанного в группе ускользает от осознания и принятия. Но внутренняя работа продолжается и после окончания Балинтовской сессии. Часто при сдвоенных сессиях, в следующую сессию с другим рассказчиком и другим случаем, участник вдруг осознает то, что не успел или не смог осознать во время обсуждения своего случая. Этот процесс подспудно продолжается и между сессиями, постепенно приводя к тому самому «небольшому, но существенному изменению личности».
История Балинтовских групп
Майкл и Энид Балинт были психоаналитиками, которые начали проводить семинары для врачей общей практики (семейных врачей) в Лондоне в 1950-х годах.
Цель была в помощи врачам в анализе психологических аспектов проблем их пациентов, а так же в анализе проблем врачей, вызванных пациентами. Работа фокусировалась на отношениях врач–пациент: в чём их смысл, как их можно
успешно использовать, и почему они часто разваливаются из-за того, что врач и пациент не могут понять друг друга.
Врачам предлагалось рассказать случай из своей практики, который потом обсуждался участниками семинара под руководством одного или двух лидеров–психоаналитиков. В этой ситуации врачи могли извлечь пользу от аналитического рассмотрения материала, хотя психоаналитики редко давали аналитические интерпретации
В начале врачам рекомендовалось проводить «длинное интервью» — углублённый опрос пациентов перед рассказом о пациенте и считать, что они проводят в короткие сроки в некотором роде номинальную психотерапию для избранных пациентов.
Позже Балинтам стало более интересно то, что происходило между врачом и пациентом на обычных коротких приёмах, иногда на протяжении многих лет. «Длинное интервью» стали рассматриваться как «инородное тело» в общей
практике. Акцент сместился с попытки превратить врача общей практики в психотерапевта для избранных пациентов, на понимание того, что происходит в процессе обычной работы.
Балинты много путешествовали по Европе и в нескольких странах появились такие группы. Были организованы Балинтовские общества для стимулирования появления новых групп, и в 1972 году обществами Британии, Франции, Бельгии, Голландии и Западной Германии была образована Международная Балинтовская федерация.
[i] John Salinsky, 1997. Balint Groups: History, Aims and Methods.
Возможности и перспективы изучения эффективности балинтовских групп (статья Андрущенко Н.В.)
¹ ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Россия
² Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Использование балинтовских групп в качестве одного из инструментов групповой супервизии, в том числе в додипломном и последипломном образовании специалистов помогающих профессий, повышает требования к стандартизации проводимой работы, ставит вопросы о возможностях оценки ее эффективности. В статье обсуждаются перспективы использования адаптированной версии Опросника для балинтовских групп (G. Flatten, V. Tschuschke, 2012). Приведены данные анонимного анкетирования участников балинтовской группы для студентов-клинических психологов, проводимого в начале и после проведения балинтовской группы в течение учебного семестра. Результаты анкетирования демонстрируют различный характер оцениваемых параметров, объединенных в три группы факторов, наибольшие изменения получены по шкале « Эмоциональное и когнитивное обучение «.
Ключевые слова: балинтовские группы, факторы эффективности, супервизия, групповой процесс
¹I.I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint Petersburg, Russia
²Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia
Введение
Михаэл Балинт называл эту форму работы, нацеленной на анализ конкретных случаев из практики, исследованием воздействия отношений врач-пациент на лечебный процесс. Если распространить эту формулу на другие профессиональные группы (социальных работников, педагогов, психологов), БГ способствует исследованию воздействия отношений, возникающих между представителем помогающей профессии и его клиентом на осуществление профессиональных задач [6].
Насколько продуктивной в этом плане может быть балинтовская работа? Что она приносит участникам процесса? На эти вопросы приходится отвечать лидеру балинтовских групп как в беседе с потенциальными участниками, так и при обосновании включения балинтовских групп, например, как формы групповой супервизии, в образовательную программу специалиста.
В настоящее время помимо позитивного опыта участников групп, своею приверженностью доказывающих их эффективность, существует потребность в создании инструментальной оценки качества балинтовской работы, предполагающего более глубокое изучение балинтовского процесса и основанного как на теоретической платформе основателей метода, так и на современном уровне знаний и требований к образовательным профессиональным программам.
Имеющиеся в литературных источниках работы, призванные исследовать положительные эффекты БГ, отличаются выраженной неоднородностью выделяемых критериев оценки ее успешности. Происходит это не случайно. Во время работы БГ осуществляется многоуровневый аналитический процесс, не являющийся терапией доктора, но, подходящий очень близко к личностным границам, приводящий к фрустрации, раскрывающий «слепые пятна». Закрытая постоянная группа участников, практикующих в общей профессиональной сфере, группа, в которой есть правила и иерархия — проявляющейся в наличии лидера (ко-лидера) и «рядовых» членов группы; группа, в которой поддерживается спонтанное самовыражение и при этом сохраняется атмосфера принятия и уважения, сама по себе может рождать разные ассоциации — в том числе, например, претендовать на статус «клуба для избранных», суперэксперта профессиональной деятельности участника и т.п. Все же чаще БГ ассоциируется с экологичным пространством, позволяющим дистанцированно наблюдать, узнавать и признавать собственные защиты, неудачи, слабости и сопротивления. В ответ на подобное раскрытие, не всегда безболезненное, «рассматривание» ситуации появляется иногда интуитивное, иногда четко очерченное, всегда — новое восприятие перспективы «случая», понимание ресурсов отношений профессионала и клиента, большее понимание своей роли, «вклада» в отношения с пациентом. Гарантом переносимости процесса обсуждения выступает лидерская фигура.
Описываются факторы, имеющие отношение к характеристикам поведения лидера успешно практикующих БГ. Это надежность, обеспечение безопасности, ответственность за создание и соблюдение групповых норм [7]. Данные критерии не являются специфичными для БГ, хотя надёжная «родительская фигура» в роли которой выступает лидер, безусловно цементирует работу группы и объясняет многие феномены, в группе происходящие и превращающие обсуждение профессионального случая коммуникации в индивидуально окрашенное личностное переживание участников.
Вероятно генезис интереса к влиянию социально-значимых отношений для личностного развития (в случае БГ — личности профессионала), нашедшего воплощение в стиле ведения балинтовской группы, можно найти в ранних работах Михаэла Балинта и Алисы Балинт (1898 — 1936), — его рано ушедшей из жизни первой супруги, изучавшей антропологию, сравнительную педагогику и вместе с мужем интересовавшейся аспектами раннего развития ребенка. Не создав собственного направления в психологии развития, супруги Балинт, тем не менее, подготовили почву для создания теории объектных отношений и своими работами предвосхитили исследования, которые мы относим сегодня к теории привязанности [8].
В РФ традиционным подходом к изучению влияния БГ на специалистов помогающих профессий являются исследования профессионального выгорания (эмоционального выгорания). Работы проводились с использованием опросников — В.В. Бойко (1997), В.А. Винокур (2008, 2009) [4, 5, 9].
Таким образом, имеется значительное количество зарубежных и отечественных работ, посвященных изучению различных эффектов БГ. Вместе с тем необходимо отметить справедливость указанного Гвидо Флаттеном с соавторами (2017 г.) дефицита работ, исследующих сами процессы, происходящие в БГ и доказывающие ее эффективность на эмпирическом материале. Проведенный ими литературный поиск в базах данных PubMed, Medline, Mental Health, Scientific Network und ZPID Psyndex по ключевым словам — балинтовская работа или балинтовская группа, групповой фактор, групповой процесс — „balint work or balint group“, „group factors“, „balint work and/or group factors“, а также „group process“ подтверждает это [10].
В связи с этим особо интересен опыт коллег — Г. Флаттена и В. Тшушке (2012), создавших совместно с Немецким балинтовским обществом Опросник для балинтовских групп (далее — Опросник), целью которого является изучение происходящих в них групповых процессов [10, 11].
Опросник позиционируется в качестве эргономичного инструмента, используемой как для оценки клинической работы, таки и в научных целях.
Его созданию предшествовала работа, выполненная совместно с БО Германии и при активном участии членов БГ из Германии, Австрии и Швейцарии.
Опираясь на теоретический фундамент, в качестве основных процессов, происходящих в БГ были предложены:
Опросник прошел многоступенчатую процедуру валидизации, в результате которой остались 17 вопросов, объединенных в четыре шкалы:
Выделенная ранее теоретически шкала » Значение интервенций ведущего в балинтовской работе» не получила эмпирического подтверждения, хотя в Опроснике были соответствующие вопросы и они оставлены в окончательной версии.
Наверное, трудно однозначно ответить на вопрос, почему очевидное для участников БГ влияние лидера на процесс, происходящей в группе, не было обнаружено в результате применения Опросника. Возможно, группа, успешно работающая более года, «не замечает» присутствия лидера, т.к. умелое руководство ею становится фоном для разворачивания спонтанного обсуждения случая участниками.
На конференции Немецкого балинтовского общества были представлены полученные результаты и разработан дизайн дальнейших исследований для создания Опросника. Была организована работа по сбору большого массива данных. Для этого были первоначально отобраны по определенным критериям лидеры БГ (сертификация, актуальное ведение одной или нескольких групп и т.п.). В результате для 147 лидеров были посланы анкеты, в опросе приняли участие более полутора тысяч респондентов, к обработке была принята 1621 анкета.
Статобработка. В ходе валидизации опросника оценивалась надежность в форме консистентности (согласованности) шкал. Применялись все виды статистического анализа — среднее значение, стандартное отклонение, вычисление α–Кронбаха, проводилась процедура Split-half reliability и т.д.
В результате окончательной обработки полученных данных была получена 3-х факторная модель, представляющая процессы БГ в виде трех шкал: Диагностика врачебно-клиентских отношений (1 шкала), Эмоциональное и когнитивное обучение (2 шкала), Отзеркаливание случая в групповой динамике (3 шкала).
С согласия правообладателей методики Опросника для балинтовских групп начата процедура его адаптации на русской выборке. Проведены следующие этапы адаптации в соответствии с принятой процедурой [12]:
1) Подготовлен предварительный вариант перевода с оригинала на русский язык;
2) Проведена экспертная содержательная оценка предварительного перевода с привлечением лингвистов и профессиональных психологов, владеющих языком оригинала;
3) Поведена проверка эквивалентности экспериментального перевода шкалы и оригинала.
В качестве примера ниже приводится фрагмент текста Опросника с высказываниями (вопросами), степень истинности которых следует оценить в баллах:
В сегодняшней балинтовской сессии….
В рамках изучения возможности применения Опросника проведено анкетирование клинических психологов (студенты 11 семестра, 6 курса обучения) в начале и в конце семестра при прохождении ими программы групповой супервизии, проводимой в форме балинтовской группы. Группа клинических психологов имела постоянный состав. Встречи группы проходили регулярно, с частотой 1 раз в неделю, во время которых последовательно обсуждались два случая из клинической производственной практики. Участие в анкетировании носило добровольный характер, было анонимным. Случаев отказа от заполнения Опросника не было.
Результаты обработки полученных ответов на вопросы Опросника для балинтовских групп представлены на диаграмме 1. Ответы представлены по трем группам в виде процента положительных ответов от максимально возможного по каждой группе, взятого за 100%.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования клинических психологов вначале и после проведения БГ. Ответы сгруппированы по трем группам. 1 группа — Эмоциональное и когнитивное обучение (в диаграмме «обучение»); 2 группа — Диагностика врачебно-клиентских отношений ( в диаграмме «анализ»), 3 группа — Отзеркаливание случая в групповой динамике (в диаграмме «отзеркаливание»).
Можно отметить высокий уровень положительных ответов в результате заполнения Опросника участниками БГ. Наблюдается различная динамика в ответах на вопросы, сгруппированных по трем группам. В ответах на вопросы первой группы — «Эмоциональное и когнитивное обучение» положительная динамика была наиболее заметна, процент положительных ответов увеличился с 54% до 72%. Во второй группе вопросов, связанных с «Диагностикой врачебно-клиентских отношений», динамика также была положительной, но имела менее выраженный характер — увеличение наблюдалось с 64% до 74%. Третья группа вопросов- «Отзеркаливание случая в групповой динамике» продемонстрировала незначительную отрицительную динамику, с 76% до 66%. Возможно, именно последние вопросы выявляют групповые процессы, требующие аналитической подготовки участников и обнаруживаемые ими при более длительном опыте пребывания в группе.
Необходимо отметить, что полученные данные носят предварительный характер, должны быть дополнены в ходе дальнейшего исследования возможностей применения Опросника для балинтовских групп.
В настоящее время работа над адаптацией Опросника продолжается; проводится установление новых шкал и сбор соответствующих норм на отечественной выборке.
Список литературы:
Информация об авторе
Наталия Владимировна Андрущенко * — — канд. мед. наук, доцент кафедры детской невропатологии и нейрохирургии ФГБОУ ВПО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Россия.