Балансовая прибыль и чистая прибыль в чем разница

Что такое балансовая прибыль предприятия

Балансовая прибыль – один из важнейших показателей, характеризующих конечную прибыль фирмы. Она рассчитывается на основе учетных данных и находит отражение в балансе. Разберем подробно, из чего складывается балансовая прибыль, какова формула ее расчета и как влияет на расчет этого показателя специфика деятельности хозяйствующего субъекта.

Сущность балансовой прибыли и ее расчет

Балансовую прибыль коротко можно охарактеризовать как прибыль от всех видов деятельности до обложения налогами. В расчет берется определенный период, как правило, год или квартал.

Из сказанного можно определить общую формулу балансовой прибыли (убытка):

ПБ = Пр + Пим + Пвнро, где:

Если один из составляющих показателей определен как убыточный, он берется с минусом, а не с плюсом.

В бухгалтерской отчетности («Отчет о финансовых результатах») балансовая прибыль отражается по строке 2300. Чтобы ее рассчитать, необходимо:

Суммируется финансовый результат от продаж, доходы от участия в иных организациях, проценты, которые должны быть получены, прочие доходы. Вычитаются проценты к уплате и прочие расходы. Если результат отрицательный (убыток), он указывается в скобках.

Из чего складывается показатель

Формула прибыли показывает три возможных источника ее получения. Разберем их подробнее:

Зачем нужны расчеты

Бухгалтерские учетные данные служат достоверной основой для расчета показателя и оценки эффективности деятельности фирмы за период. В получении данных, характеризующих балансовую прибыль, заинтересованы как руководители самой фирмы, так и ее инвесторы, действующие и потенциальные.

Рассмотрение показателя в динамике помогает определить, насколько возросла или снизилась эффективность работы хозяйствующего субъекта. Анализируя составные части прибыли, можно видеть перспективные направления ее получения, факторы, препятствующие увеличению объема, что способствует принятию эффективных экономических решений.

Например, снижение прибыли от реализации продукции основной деятельности может свидетельствовать:

Обратите внимание! На основе бухгалтерской прибыли рассчитывают другой важнейший показатель – чистую прибыль, коммерческую эффективность хозяйствующего субъекта.
Чистая прибыль = балансовая прибыль – налог на прибыль, подлежащий уплате.

Балансовая прибыль и специфика деятельности

Очевидно, что источники происхождения балансовой прибыли будут в первую очередь зависеть от характера и вида основной деятельности, от реализованных при этом товаров работ и услуг и выручки за них. Например, выручка в торговле – не что иное, как валовой доход от продажи товара.

Валовой доход при этом определяется как разница между покупной и продажной ценой реализованного товара и представляет собой наценку либо скидку на товар.

Предприятие, оказывающее услуги, например, ремонтное, будет считать выручку как оплату своих услуг согласно тарифам, а производственная компания отразит как выручку полученные за свою продукцию от покупателей денежные средства.

Оказывает влияние и специфика расходов. Пример: затраты, понесенные в строительстве, будут отличаться от затрат сельскохозяйственного предприятия, аудиторской фирмы.

Источник

Что такое чистая прибыль

Маржинальная, операционная, балансовая, чистая – все это виды прибыли. Но только один из показателей объективно отражает результаты финансовой деятельности организации. В нашей статье разбираем, что такое чистая прибыль.

Основная цель коммерческой деятельности – получение материальной выгоды. В финансовой отчетности организаций встречается несколько видов дохода, но главным источником расширения и развития бизнеса является чистая прибыль.

В этой статье мы расскажем, что такое чистая прибыль, от чего она зависит и на что влияет.

Как образуется чистая прибыль

Чистая прибыль – важнейший финансовый показатель, который объективно отражает результаты работы и позволяет оценить дальнейшие перспективы роста компании.

В «Словаре экономических терминов Васильева» 2012 года она определяется, как часть прибыли, которая остается в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Значит, это лишь доля выручки предприятия, в составе которой для различных целей экономического анализа выделяют еще и маржинальный, операционный и балансовый виды прибыли.

Чтобы разобраться, чем эти финансовые показатели отличаются друг от друга, и что подразумевается под обязательными платежами, представим структуру выручки компании в таблице.

Выручка от продажи товаров и услуг

Переменные (или прямые) расходыМаржинальная (или валовая) прибыльПостоянные расходыОперационная прибыльВнереализационные расходыПрибыль до налогообложения

Чистая прибыль = Выручка от продажи товаров и услуг – Переменные расходы – Постоянные расходы – Внереализационные расходы – Налог на прибыль

Это лишь одна из методик расчета финансового результата коммерческой деятельности. Всего их пять, но суть неизменна: в итоге получается разница между доходами и расходами предприятия после уплаты налога.

Распределение чистой прибыли

Чистая прибыль является почвой для дальнейшего роста и развития предприятия. Чем она больше, тем рентабельнее бизнес, а значит – привлекательнее для инвесторов.

Высокие финансовые результаты свидетельствуют о платежеспособности организации и расширяют возможности кредитования и сотрудничества с поставщиками.

Кроме того, именно от чистой прибыли зависят дивиденды по акциям компании. Однако компания может занижать их размер или не выплачивать вовсе, использовать средства на другие цели в зависимости от потребностей и стратегии развития:

Таким образом, чистая прибыль выполняет несколько основных функций:

Решение о распределении чистой прибыли может приниматься ежеквартально, раз в полгода или год. От того, насколько эффективно руководство управляет оставшейся в распоряжении организации суммой, зависят дальнейшие результаты деятельности и перспективы развития бизнеса.

Источник

Что такое прибыль. Виды и способы расчета

Что такое прибыль

Прибыль – показатель, определяющий финансовый успех бизнеса, цель предпринимательской деятельности. По этому понятию оценивается рентабельность бизнеса, его экономическая эффективность. Выручка и прибыль – явления смежные, но не равнозначные.

Балансовая прибыль и чистая прибыль в чем разница. Смотреть фото Балансовая прибыль и чистая прибыль в чем разница. Смотреть картинку Балансовая прибыль и чистая прибыль в чем разница. Картинка про Балансовая прибыль и чистая прибыль в чем разница. Фото Балансовая прибыль и чистая прибыль в чем разница

Внимание! Прибыль – разница между выручкой (финансовой выгодой) и расходами, необходимыми для ее получения.

В расходы включают все затраты, понесенные в процессе предпринимательской деятельности. Такие как: приобретение или производство товара, аренда помещения, коммунальные услуги, зарплата работникам, доставка и т.д.

Прибыль считается по формуле: Доход (Выручка) – Расходы (Затраты) = Прибыль.

Пример расчета: Александр Петров производит домашний сыр. За один месяц выручка от продажи его продукции составила 100 000 р. За это время израсходовано:

Сумма расходов составила: 30 000 + 5 000 + 5 000 + 20 000 + 10 000=70 000 р.

Прибыль составила: 10 0000 р. – 70 000р. = 30 000 р.

Функции и роль полученной прибыли

Основная функция прибыли – показатель экономического эффекта деятельности предприятия. Дополнительные функции:

Основная роль прибыли – показать результат работы экономического объекта в денежном выражении. Это маркер уровня качества, востребованности и успешности продвижения производимой продукции. Полученную прибыль распределяют на расширение производства, улучшение условий труда, поощрение сотрудников, повышение благосостояния владельцев.

Виды прибыли

Прибыль можно получать по-разному. В зависимости от условий формирования различают несколько видов данного понятия:

Кроме того, по конечному результату прибыль может быть:

В зависимости от способов получения прибыль делится на:

По периодичность поступления прибыль бывает:

Для того, чтобы разобраться в основных разновидностях прибыли, стоит рассмотреть их подробнее.

Валовая прибыль

Валовая прибыль (ВП) – остаток между доходом от продаж товара и себестоимостью этого товара. ВП считается до погашения долговых и налоговых обязательств. На показатель влияют факторы, зависящие и независящие от действий руководства и коллектива:

Внимание! Формула расчета валовой прибыли: ВП = ЧП – С.

Где С – себестоимость единицы товара, а ЧП – чистая прибыль за вычетом расходов на возврат товара и скидки на продукцию.

Общее значение выручки

Выручка показывает, сколько средств компания заработала за определенный период времени. Если показатель растет из года в год, значит, компания успешно развивается. Если размер выручки уменьшается, необходимо что-то менять.

В общую выручку входит только доход от реализации продукции. Если предприятие инвестирует часть прибыли или сдает в аренду офис, доходы от этих действий не включаются в значение выручки.

Что такое валовая выручка

Валовая выручка – итог финансовой деятельность предприятия или компании. В показатель включаются доходы от любого вида коммерческой деятельности, от продажи произведенного продукта и любых услуг. Посчитаем ВП компании, имеющей основой и дополнительные источники дохода.

Пример расчета: Предприятие производит и продает футболки с оригинальными надписями. Стоимость товара – 500 р. Расходы на производство:

Доходы предприятия (валовая выручка) формируются из нескольких источников:

Потраченная сумма: 100 000+10 000+1 000 000+50 000+40 000=1 200 000 р.

Полученная сумма: 1 000 000+300 000+200 000=1 500 000 р.

ВП = 1 500 000-1 200 000=300 000 р.

Анализ расходов и доходов показал, что необходимо увеличить валовую прибыль. Возможно, придется уменьшить зарплатный фонд или более рационально использовать сумму, отданную под инвестиции.

Операционная прибыль

Операционная прибыль учитывает абсолютно все виды затрат, обеспечивающих деятельность предприятия, но отличающиеся на траты, составляющие себестоимость продукта. В том числе: амортизацию оборудования, ренту, незапланированные траты и другие виды расходов.

Где ВП – валовая прибыль, а ОР – операционные расходы. В операционные расходы включаются коммерческие и управленческие траты.

Пример расчета:

Компания покупает мелкую бытовую технику у производителя и продает в магазине, находящемся в торговом центре. За отчетный период было куплено товара на 150 000 р. Выручка с продаж составила 300 000 р.

Траты на деятельность магазина составили:

Операционная прибыль = 300 000 – 150 000 – 25 000 – 50 000 – 2 000 – 3 000.

Итого ОП = 70 000 р.

Чистая прибыль. Как рассчитать

В определение чистой прибыли (ЧП) включается дополнительный параметр – обязательные платежи, включающие налоговые и другие выплаты.

Внимание! Формула для расчета чистой прибыли. ЧП = ВД (валовый доход) – Р (явные расходы, включающие налоговые и долговые обязательства).

Пример расчета:

Предприниматель Кузнецова продает свежую выпечку. Стоимость булочки – 20 р., себестоимость – 10 р. Остальные расходы составляют 3 р. на булочку. Для того, чтобы подсчитать чистую прибыль с продажи 1 кондитерского изделия, необходимо суммировать расходы 10 + 3 = 13 р. и вычесть их из дохода. 20 – 13 = 7 р.

Если за год ИП реализует 50 000 булочек, ЧП составит: 50 000 * 7 = 350 000 р.

Норма предельной прибыли

Чтобы определить, когда компания выйдет на точку безубыточности, необходимо рассчитать норму предельной прибыли (НПП). Показатель НПП помогает понять, какой тип издержек необходимо уменьшить, чтобы повысить эффективность бизнеса.

НПП – это прибыль с учетом всех видов издержек.

Внимание! Расчет НПП возможен по формуле: В – ПИ/В*100%. Где В – выручка от реализации, ПИ – переменные издержки.

Показатель нормы предельной прибыли выражается в процентах и означает часть прибыли, которая остается от выручки за минусом переменных издержек.

Пример расчета:

Компания продала произведенный ею товар на сумму 5 000 000 р. Переменные издержки по проданной продукции составили половину выручки, т.е. 2 500 000 р.

НПП = (10 000 000 – 5 500 000)/10 000 000*100% = 4 500 000/10*100% = 45%

Высокий показатель нормы предельной прибыли не гарантирует высокую чистую прибыль, потому что на практике на маркеры прибыли влияют постоянные и переменные издержки.

В книге «Краткий курс MBA» Нил Томас и Барри Пирсон привели пример компании, которая была вынуждена производить продукцию с очень высоким уровнем издержек.

Крупная компания по производству электроники удочерила небольшую организацию, производящую электронные чипы. Были потрачены значительные суммы на производство и численность обученного персонала. На третий год работы НПП достигла 74%, при показателе переменных издержек – 24%. Но мощности предприятия не были задействованы полностью, постоянные издержки дошли до уровня 205% от выручки. Компания расходовала в 2,5 р. денег больше, чем зарабатывала. В следующем году поднялся спрос на изделия, в которых были задействованы чипы, произведенные компанией. Продажи выросли в 3 раза, появилась прибыль.

Знание НПП по каждому виду продукта/услуги позволяет увеличить прибыль следующими способами:

Важные составляющие грамотного управления прибылью:

Для более эффективного управления бизнесом необходимо подробно рассмотреть приведенные пункты.

Точка окупаемости и точка безубыточности

Точка безубыточности – момент, в который выручка от реализации товара равна затратам. Т. е. уровень продаж, при котором у компании нет ни убытка, ни прибыли. Для определения показателя необходимо иметь следующие сведения:

Точка окупаемости показывает, при получении каких доходов окупятся средства, вложенные в бизнес. Для расчета точки окупаемости нужно знать размер инвестиций, доходов и расходов за определенный календарный период. Например, за год.

Рентабельность товара или услуги

На практике расчет рентабельности производства определенного вида товаров/услуг производится с учетом допущений. Расчет может оказаться неточным из-за того, что деятельность работников или производственных мощностей относится к производству нескольких товаров или услуг. Для учета использую примерные данные, исходя из фактических или «распределенных» издержек.

Рентабельность по ключевым клиентам

По мере развития компании растет уровень концентрации клиентов. Проявляются крупные заказчики, приобретающие около 5% произведенной продукции. Постоянные покупатели более требовательны. Часто для их обслуживания требуются дополнительные издержки. Грамотное управление продажами предполагает расчет нормы предельной прибыли по каждому оптовому или постоянному клиенту.

Негативные последствия установления низких цен

При неудовлетворительном уровне продаж некоторые предприниматели снижают цены с целью привлечения покупателей. Но существенное снижение цены приводит не к повышению, а к резкому падению рентабельности бизнеса.

Последствия таких действий предпринимателей следующие:

Если производственные мощности простаивают, существует соблазн понизить цены. Т. е. повысить эффективность избыточных мощностей. В этом случае необходимо соблюсти несколько условий:

При несоблюдении условий существует опасность разрушения собственного бизнеса.

Прибыль до налогообложения и уплаты процентов

Прибыль до вычета налогов и процентов – важный показатель рентабельность бизнеса. Иллюстрирует прибыль, генерируемую компанией. Понятие является синонимом операционной прибыли. Игнорируя такие переменные, как структура капитала и налоговая нагрузка, индикатор показывает, на что способна компания. Соотношение прибыли до налогообложения к объему продаж варьируется в зависимости от сферы бизнеса. В строительном сегменте – 2-3%, в торговле продовольственными товарами – 4-5%. В компаниях, предоставляющих услуги населению, показатель может достигать 15%.

Средний показатель прибыли до уплаты процентов и налогов составляет около 10%.

Важно! При снижении валовой прибыли на несколько пунктов необходимо проверить процентное соотношение расходов и объема продаж. Если оно не изменилось, то падение приведет к снижению нормы прибыли.

При резком снижении уровня продаж необходимо частично компенсировать убытки, сократив накладные расходы.

Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль (МП) позволяет выяснить рентабельность производства, оценить, сможет ли «маржа» перекрыть издержки. В расчет включают такие переменные показатели, как:

Внимание! Формула расчета маржинальной прибыли: МП = Д(доходы) – ПР (переменные расходы).

Переменные расходы это траты, которые компания перестала бы совершать в случае приостановки деятельности. Они напрямую зависят от объема произведенного товара. Показатель общих расходов складывается из переменных и постоянных расходов. В расчете МП учитываются только переменные.

Пример расчета:

Предприятие по производству пластиковой тары выпускает емкости объемом 5 л. Стоимость пластиковой тары – 25 р. Переменные издержки на ее производство – 15 р. МП = 25 – 15 = 10 р.

Чем выше «маржа», тем быстрее возмещаются затраты, значит, предприятие является более рентабельным.

На практике встречаются другие варианты расшифровки определения:

Для увеличения маржинальной прибыли увеличивают объем продаж или величину наценки на товар.

Маржинальный анализ

С помощью маржинального анализа можно выяснить, какие товары/услуги наиболее рентабельны. Какие выгодно продвигать, а какие – нет.

Функции маржинального анализа:

МП считается по приведенной формуле отдельно по каждому виду продукции.

Нераспределенная прибыль

Если после получения выручки оплачены все расходы и необходимые платежи, а часть прибыли осталась, ее можно считать нераспределенной. Средства не тратят, а накапливают из года в год. Из прибыли, отложенной в прошлом году, платят дивиденды по акциям или облигациям предприятия.

Внимание! Нераспределенную прибыль рассчитывают по формуле: НП = ПНПП (прибыль с прошлых лет) + ЧП (чистая прибыль) – дивиденды, если они предусмотрены уставом организации.

Нераспределённая прибыль расходуется только на основании общего решения собственников.

Что такое балансовая прибыль

Балансовая прибыль (БП) – совокупная прибыль предприятия, имеющаяся на балансе за определенный промежуток времени. В ее составе – денежные суммы, сформированные благодаря производственным и иным мероприятиям.

Для определения балансовой прибыли необходимо иметь показатель операционной прибыли.

Внимание! Способ расчета балансовой прибыли: БП = ОП – проценты.

БП иллюстрирует эффективность управления предприятием и производственных решений.

Бухгалтерская и экономическая виды прибыли

Бухгалтерская и экономическая виды прибыли используются в бухгалтерских отчетах и анализе результативности компании. Рассмотрим каждый вид прибыли подробнее.

Бухгалтерская прибыль

Бухгалтерская прибыль – положительная разница между зафиксированными доходами и расходами предприятия или организации. Для расчета нужно знать величину доходов, фактически подтвержденную бухгалтерскими документами и сумму подтвержденных расходов.

Внимание! Формула, необходимая для расчета величины БП: БП = Д (доходы) – Р (расходы).

На основании бухгалтерской прибыли (БП) рассчитывается бухгалтерский баланс предприятия или организации.

Экономическая прибыль

Экономическая прибыль – значение чистой прибыли за вычетом неявных издержек (расходов). Неявные или косвенные расходы это траты, которые нельзя спрогнозировать. К ним относятся:

Внимание! Способ расчета: ЭП = ЧП (чистая прибыль) – НР (неявные расходы).

Чем меньше на предприятии непредвиденных расходов, тем больше размер экономической прибыли.

Справка! Размер экономической прибыли меньше или равен размеру чистой прибыли.

Рассмотрев суть понятия прибыли и ее разновидности, можно сделать вывод о том, что тот или иной способ расчета прибыли применяется для решения конкретных задач, стоящих перед экономическим объектом.

Источник

Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли

Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.

Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.

Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.

Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.

Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.

Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.

Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.

Какие есть виды прибыли

Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.

Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.

Разберём основные виды прибыли на примере условной сыроварни.

Валовая прибыль. Разница между выручкой от продажи и себестоимостью продукции. Это показатель рентабельности компании и эффективности производства — чем он выше, тем лучше. Помогает понять целесообразность продажи товаров и услуг.

Разберём на примере. Сыроварня «Кот в сыре» тратит на производство (только на производство, не на управление и реализацию) 1 кг сыра 500 рублей, а продаёт его за 1200 рублей.

В августе сыроварня продала 10 кг сыра. Выручка от продажи составила 10 *1 200 = 12 000 рублей. На производство этого объёма компания потратила 10 х 500 = 5000 рублей. Валовая прибыль составила 12 000 – 5000 = 7000 рублей.

Операционная прибыль (или прибыль от продажи). Прибыль от основной деятельности компании без учёта себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов.

Разберём на примере. На хранение 10 кг сыра компания тратит 500 рублей в месяц. Зарплата продавца — 15 000 рублей. Операционная прибыль составила 7000 – 500 – 15 000 = – 7500 рублей.

Очевидно, что текущая модель неэффективна: придётся увеличивать продажи, отказываться от услуг продавца, удешевлять производство или повышать розничную стоимость.

Если бы «Кот в сыре» продал 30 кг сыра, тогда операционная прибыль составила бы 4500 рублей.

Балансовая прибыль (или прибыль до налогообложения). Прибыль (или убыток) от всей деятельности компании за вычетом прочих расходов. Как правило, определяется за год.

Разберём на примере. Сыроварня за месяц получила 54 000 рублей от продажи 45 кг сыра и ещё 20 000 рублей ей выплатили как компенсацию за незаконное использование товарного знака «Кот в сыре». Продажа сыра — это основной доход, компенсация — прочий. Расходы от основной деятельности — 17 250 рублей на производство, хранение и реализацию сыра. Прочие расходы — судебные издержки (5000 рублей). Балансовая прибыль составила 74 000 – 17 250 – 5000 = 51 750 рублей.

Чистая прибыль. Это всё, что осталось после уплаты обязательных расходов. Такой вид прибыли показывает инвесторам перспективы от вложения средств.

Разберём на примере. «Кот в сыре» за сентябрь всё же продал 30 кг сыра. Доход совпал с выручкой и составил 36 000 рублей. Операционная прибыль = 4500 рублей. С неё ещё нужно заплатить налог на прибыль — 20% от дохода, то есть 900 рублей. Чистая прибыль = 4500 – 900 = 3600 рублей.

Нераспределённая прибыль. Прибыль, которую не распределили между учредителями.

Разберём на примере. Для «Кота в сыре» нераспределённой прибылью будет то, что останется после распределения чистой прибыли между учредителями.

Как проанализировать прибыль

Понятно, что если прибыль становится убытком, дела компании идут плохо. Но бывает такое, что у организации есть деньги, но на развитие и масштабирование их не хватает. В таких случаях для принятия управленческих решений прибыль нужно анализировать глубже. Есть три способа сделать это:

Горизонтальный анализ

В этом случае прибыль анализируют по времени — например, в сравнении с прибылью за аналогичный период в прошлом году, или изучают в помесячной динамике. При таком способе вы вовремя заметите падение прибыли и сможете принять меры, чтобы дойти хотя бы до уровня прошлого года.

Вертикальный анализ

Анализируем структуру выручки: сколько мы тратим на себестоимость товара, зарплату, кредиты и другие обязательные расходы — и сколько остаётся чистой прибыли.

Может быть такое, что в августе 2021 года чистая прибыль составила 200 000 рублей, это 10% от выручки. А в сентябре 2021 года чистая прибыль уже 400 000 рублей, но это 5% от выручки. Тогда разбираемся, почему так получилось: может быть, мы стали слишком много тратить на логистику или выросла продажа товаров с низкой валовой прибылью.

Конкурентный анализ

Для развития бизнеса важно сравнивать свои показатели с конкурентными. Как правило, обращают внимание на операционную прибыль. Самый «чистый» способ узнать показатели конкурентов — статистика Росстата по отраслям или консультации финансовых специалистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *