Бадди муви что это
Бадди-муви
Бадди-муви (англ. buddy movie, вольный перевод — приятельский фильм) — поджанр художественного фильма, в котором действуют двое главных героев, связанных дружбой.
Как отмечает Айра Кёнигсберг, автор толкового словаря, посвящённого кинематографу, «эти фильмы превозносят силу и благородство мужского братства и одновременно с этим принижают значение дружественных отношений между женщинами. В массовой культуре теме мужского товарищества всегда уделялось большое внимание, начиная с романов Джеймса Фенимора Купера и заканчивая рекламными роликами пива».
По мнению Филиппы Гейтс, обозревательницы Journal of Popular Film and Television, приятельское кино зародилось в 1970-е годы как ответ на феминистическое движение. «Чтобы наказать женщин за их стремление к равноправию, приятельский фильм лишает их центральной роли в своём повествовании, заменяя традиционные романтические отношения между мужчиной и женщиной дружескими отношениями между двумя мужчинами. Оба протагониста являются мужчинами, и весь замысел сюжета базируется на росте и развитии их дружбы. Женщина же как объект любовного интереса полностью исчезает из структуры повествования».
Впрочем, многие классические фильмы о друзьях-приятелях были сняты ещё до 1970-х — «Рио Браво», «Бутч Кэссиди и Санденс Кид», «Два бойца», «Служили два товарища» и т. д. В 1950-е и 1960-е были очень популярны циклы кинокомедий с приятельскими тандемами Мартин—Льюис, Леммон—Маттау в главной роли. Начиная с 1970-х в основе сюжета приятельских фильмов часто лежит история двух полицейских-напарников, которые постоянно подвергаются смертельной опасности и постоянно выручают друг друга из затруднительных ситуаций (сериал «Старски и Хатч», 1975-79, серия фильмов «Смертельное оружие» 1987). Классический пример фильма о женской дружбе — «Тельма и Луиза».
Бадди-муви: 14 фильмов о двух друзьях
1. «Достучаться до небес» (Knockin’ On Heaven’s Door)
Потрясающий фильм 1997 года получил свое название в честь культовой песни группы Guns N’ Roses, ставшей саундтреком к ленте. В сюжете есть всё, чего только душа пожелает: шутки, погони, путешествия, разборки с мафией и рассуждения о ценности жизни. Шедевр немецких фильммейкеров по праву вошел в список самых сильных фильмов о больных героях.
Мартин и Руди – двое молодых мужчин, абсолютно друг на друга не похожих. Мартин – хулиган и повеса, а Руди – скучноватый пай-мальчик. Они бы вряд ли подружились, однако злой рок свел их в одном больничном отделении, где обоим парням поставили страшные диагнозы. Устроив поминки по самим себе, друзья по несчастью решили напоследок хорошенько покутить и поехать к морю.
2. «1+1» (Intouchables)
Эта французская комедия увидели свет в 2011 году и сразу горячо полюбилась зрителям. Примечательно, что в основе ленты лежит реальная история довольно необычной дружбы людей из совершенно разных сословий.
Филипп Поццо ди Борго – богатый, изысканный и чуточку желчный аристократ, которому, увы, не суждено наслаждаться сладкой жизнью в роскоши во всей ее красе. В ходе несчастного случая, Филипп остался навек парализованным и прикованным к инвалидному креслу. Остро нуждаясь в сторонней помощи, господин ди Борго нанимает своим ассистентом темнокожего бывшего преступника. Между представителями мира богатых белых и нищих жителей гетто зарождаются, как ни странно, теплые дружеские отношения.
3. «Люди в черном» (Men in Black)
Цикл кинолент о спецагентах, разыскивающих беглых преступников-пришельцев, стал культовым примером отменной научной фантастики. Эту серию фильмов мы упоминали в нашей подборке кино про инопланетян (см. полный перечень картин тут). Поистине легендарный фильм, который стоит посмотреть каждому.
Жизнь полицейского Джеймса Эдвардса резко меняется, когда ему предлагают необычную работу в сверхсекретной корпорации по отслеживанию миграции инопланетян. Так Джеймс превращается в агента Джея, а в напарники ему выдают матерого агента Кея. Хотя неопытность Джея жутко бесит Кея, мужчины быстро становятся друзьями.
4. «Поцелуй навылет» (Kiss Kiss Bang Bang)
Смешная и динамичная комедия с кучей отменного юмора и абсурдных ситуаций, способных рассмешить зрителя. Потрясающий актерский дуэт: Роберт Дауни-младший и Вэл Килмер изображают на экране напарников, но это, пожалуй, одна из самых странных парочек, которую только можно себе представить.
Нерадивый воришка по имени Гарри бежит с места преступления, спасаясь от идущих по его следу копов. Ища укрытия, Гарри случайно попадает на актерское прослушивание и ему достается роль полицейского в предстоящем боевике. Для того, чтобы лучше вжиться в роль, Гарри надо постоянно общаться с настоящим копом.
5. «Плохие парни» (Bad boys)
Из полицейского участка пропадает огромная партия конфискованного героина. Отыскать и вернуть ее поручают двум опытным полицейским, давним друзьям и напарникам. Но в результате череды событий им приходится примерить на себя новые образы.
6. «Час пик» (Rush hour)
В современном мире тотальной толерантности подобные ленты не в почести, однако эту картину мы настоятельно рекомендуем тем, кто любит и умеет посмеяться над стереотипами не злобливо, а по-доброму и от души.
Если рассказать задумку, положенную в основу фильма, одним предложением, она покажется чудовищно неудачной: полицейский из Гонконга и афроамериканский коп из США расследуют одно дело и постоянно натыкаются на недопонимание из-за культурных и расовых отличий. Но на деле фильм не такой плоский, хороший сюжет и прекрасный Джеки Чан в главной роли сделали картину легкой, интересной, а юмор на тему национальных отличий действительно отменный.
7. «Типа крутые легавые» (Hot fuzz)
Излишний трудоголизм не всегда помогает в работе, особенно если ты коп, который кругом видит заговоры и достает этим свое начальство. Чтобы избавиться от зануды Николаса, начальник переводит его даже не в другой отдел, а в другой город, находящийся в далекой глуши. Но и там Николас не изменяет своим принципам и находит себе в напарники не менее чокнутого констебля Баттермана, и уже вместе они пытаются раскрыть тайный заговор.
Бадди-муви
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Buddy movie буквально переводится как “приятельский фильм”. Это не самостоятельный жанр, а небольшой поджанр, где используется приём в виде союза главных героев. Что это даёт сценаристу и как это использовать читайте далее.
Основа бадди-муви
В бадди-муви главными героями являются два и более персонажа, связанные глубокой дружбой.
Ничего новаторского в этом нет. Множество литературных произведений написано про союз героев. Например, три мушкетера, Шерлок и Ватсон, Онегин и Ленский. Среди современных проектов к бадди-муви можно отнести и агентов Анкл, и Спандж Боба с Патриком. Часто в фильмах отношения главных героев с противоположным полом не фигурируют, а сексуального притяжения между друзьями обычно нет.
Всё чаще фанаты и средства массовой информации характеризуют отношения героев современных бадди-муви как броманс. Слово произошло от двух английских слов bro (братишка) и romance (отношения). Между героями броманс тогда, когда их дружба превосходит обычную и характеризуется глубокой эмоциональной близостью, а сексуальных отношений нет. Такая тенденция связана с отказом общества от токсичной маскулинности, поэтому в фильмах всё чаще показывают, что мужчины тоже испытывают чувства, могут обнять другого мужчину, плакать и делится эмоциями с другом.
Этому поджанру есть чем помочь сценаристу.
Во-первых, главная особенность в том, что оба персонажа являются тотальными противоположностями друг другу. Если вам нужен комедийный эффект, то можно создать персонажей с разной внешностью: высокий и коротыш, толстый и худой, симпатичный и неказистый. Для драматического конфликта заложите психологические и моральные различия. Психологическими различиями могут стать разница в темпераменте (холерик и меланхолик), в реакциях на проблемы (агрессивный и апатичный), а моральные различия будут лежать в вопросах отношения к обществу. Например, один готов пойти на что угодно ради цели, второй – все готов отдать ради других.
Во-вторых, героев должно что-то связывать. Общее дело, работа, хобби, проживание. Интересно наблюдать за тем, как герои одни и те же проблемы решают разными способами исходя из своих особенностей. А когда перед ними встанет одна общая дилемма по их общей работе, очень любопытно будет увидеть их конфликт.
Тематика бадди-муви
Фильмы с персонажами-друзьями или союзниками могут быть самых разных жанров, главное, чтобы союз и черты этих персонажей как-то срабатывали, а также развивались их отношения. А вот как они работают, смотрим далее.
Комедийные дуэты
Комедийные дуэты всегда были популярны у аудитории. Например, знаменитый комедийный сериал 90-х “Дживс и Вустер” по мотивам романов П. Г. Вудхауза. Вустер (Хью Лори) – молодой британский аристократ, безответственный и праздный. Дживс (Стивен Фрай) – невозмутимый находчивый камердинер Вустера, спасающий его из нелепых ситуаций. Дуэт богатого шалопая и эрудированного слуги, который даже внешне выглядит интеллектуальнее первого хорошо работает на комедийные ситуации.
Далее неплохим прием с противоположностями нередко использовали в “Шоу Бенни Хилла”. В большинстве скетчей актёр Бенни Хилл (Альфред Хоторн Хилл) был в союзе с Джекки (Джон Райт). В кадре полный и высокий Бенни очень забавно смотрелся с худощавым, низеньким, юрким старичком Джекки.
Боевики
С 80-х годов получил популярность жанр полицейского боевика, где главные герои – это партнеры в полиции. Само собой каждый из них не очень рад тесной работе друг с другом, но в финале, вероятно, они спасут друг другу жизнь.
Дэнни Гловер и Мел Гибсон стали ярким межрасовым дуэтом в полицейском жанре, сыграв в “Смертельном оружии” и его сиквелах. Дуэт Джеки Чана и Криса Такера в фильме “Час пик” вообще стал расовым прорывом, так как главными героями стали азиат и афро-американец.
Женские бадди-муви
“Тельма и Луиза” (1991), роуд-муви, о женщинах, скрывающихся от наказания за убийство – прекрасный пример первого прорывного женского бадди-муви с трагическим финалом. Похожих ярких женских союзов сложно найти до сих пор.
Среди современных женских бадди-муви можно выделить “Копы в юбках” (2013), “Девичник в Вегасе” и “Охотники за привидениями”.
Что посмотреть
Фильмы выше являются яркими примерами не просто бадди-муви, а некими символами времени, разрушающими расистские и сексистские стереотипы раз за разом. Для того, чтобы почерпнуть фишки для своих ансамблей персонажей, посмотрите наиболее успешные проекты, помимо тех, что уже упоминались.
«Полиция Майами»
Под этим названием существует и телесериал 1984-го года, и фильм 2006-го года. Герои Крокетт и Таббс – это дружные напарники-копы, кондень борются с нароторговцами, убийцами и другой престпностью. В оригинальном сериале Крокетта сыграл Дон Джонсон, а Таббса — Филип Майкл Томас, в фильме – Колин Фаррел и Джейми Фокс соответственно.
«Тупой и еще тупее»
Фильм о двух нарочитых, но при этом уверенных в себе идиотах. От персонажей невозможно ожидать чего-то логичного. Ллойд (Джим Керри) и Гарри (Джефф Дэниелс) имеют отменную актерскую химию на экране, а в сочетании с неожиданным юмором заставляют умирать от смеха.
«Плохие парни»
Лучшие друзья Маркус (Мартин Лоуренс) и Майк (Уилл Смит) – полицейские из Майами. Однажды ради дела они вынужденны поменяться местами: женатый Маркус теперь живёт жизнью холостяка Майка, а Майк – Маркуса. То есть здесь приём бадди-муви о противоположностях использован буквально и в прямом смысле.
“Люди в чёрном”
Популярнейшая сай-фай комедия про союз опытного агента Кея (Томми Ли Джонс) с молодым напарником агентом Джеем (Уилл Смит) на секретнейшей службе “Людей в чёрном”. На планете Земля тайно проживают инопланетяне, а для организованного сотрудничества с ними созданы “Люди в чёрном”. Новое дело о незаконном пришельце вынуждает Кея и Джея спасти всю планету.
“48 часов”
Также существует и множество сериалов, где истории строятся на союзе приятелей. В сериале “Офис” (CША) все девять сезонов молодой успешный менеджер Джим (Джон Красински) и высокомерный консервативный Дуайт (Райан Уилсон) строят отношения от врагов до близких друзей. Дуйат считает Джима соперником номер один на место управляющего филиалом, а Джим, и не думая о повышении, умело играет на странных хобби и страхах Дуйата и изощренно разыгрывает его.
Сериал “Сверхъестественное” с мужской целевой аудиторией имеет наиболее сильный телевизионный бадди-союз на данный момент. Братья Дин и Сэм, выращенные бойцами со сверхъестественным, вместе переживают боль абьюзивного детства и потерю родителей, вместе они пытаются наладить парную борьбу с нечистью. Присоединившийся к ним в четвёртом сезоне ангел Кастиель становится частью так называемой семьи. Его способности ангела позволяют ему видеть глубокую боль братьев, привязаться к ним и от этого стать более человечным. Каждый новый злодей или испытание заставляют трёх героев исследовать свои чувства и отношения, а это значит, что приём с бадди-союзом отлично играет на сверхъестественную историю.
На данный момент в жанре бадди-муви были представлены самые разные истории и самые разные союзы. Это обосновано, так как бадди-муви всегда были популярными. Связано это с тем, что тема дружбы вечна и к ней легко подключается зритель, а достаточно простой приём примирения противоположностей и качественный конфликт всегда срабатывают на историю.
Существует множество классических бадди-муви, поэтому для создания своего подобного фильма сценаристу необходимо найти новые противоположные черты для друзей, поставить их перед сложнейшими дилеммами и добавить союзу уникальных современных черт. А также не забывать, что зрителю интересно наблюдать не просто за погонями, за глубокими эмоциональными арками.
Бадди-муви
Как отмечает Айра Кёнигсберг, автор толкового словаря, посвящённого кинематографу, «эти фильмы превозносят силу и благородство мужского братства и одновременно с этим принижают значение дружественных отношений между женщинами. В массовой культуре теме мужского товарищества всегда уделялось большое внимание, начиная с романов Джеймса Фенимора Купера и заканчивая рекламными роликами пива».
По мнению Филиппы Гейтс, обозревательницы Journal of Popular Film and Television, приятельское кино зародилось в 1970-е годы как ответ на феминистическое движение. «Чтобы наказать женщин за их стремление к равноправию, приятельский фильм лишает их центральной роли в своём повествовании, заменяя традиционные романтические отношения между мужчиной и женщиной дружескими отношениями между двумя мужчинами. Оба протагониста являются мужчинами, и весь замысел сюжета базируется на росте и развитии их дружбы. Женщина же как объект любовного интереса полностью исчезает из структуры повествования».
Впрочем, многие классические фильмы о друзьях-приятелях были сняты ещё до 1970-х — «Два бойца» (1943), «Рио Браво» (1959), «Служили два товарища» (1968), «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» (1969) и т. д. В 1950-е и 1960-е были очень популярны циклы кинокомедий с приятельскими тандемами Мартин–Льюис, Леммон–Маттау в главной роли. Начиная с 1970-х в основе сюжета приятельских фильмов часто лежит история двух полицейских-напарников, которые постоянно подвергаются смертельной опасности и постоянно выручают друг друга из затруднительных ситуаций (сериал «Старски и Хатч», 1975-79; серия фильмов «Смертельное оружие» с 1987).
Классический пример фильма о женской дружбе — «Тельма и Луиза».
Связанные понятия
Независимое кино — профессиональные художественные фильмы, которые производятся в значительной или полной мере вне системы основных киностудий. Помимо того, что такое кино в основном снимается и распространяется независимыми компаниями, независимые фильмы также могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий. Независимые фильмы отличаются по своему содержанию, стилю и приемам, которые выбирают кинематографисты для художественной реализации.
По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.
«Комедия-драма» (англ. Comedy-drama, также часто называют термином «Драмеди») — современный поджанр трагикомедии, распространённый, в первую очередь, на телевидении. Формат относится к сериалам, которые тесно сочетают в себе комедию и драму.
Бадди-муви как отдельно стоящий киножанр
Друг в беде не бросит!
30 июля отмечается Международный день дружбы. В честь этого события мы решили порассуждать на тему такого уникального явления в мире кино, как бадди-муви – жанра, в котором все крутится вокруг героев, связанных дружбой.
В отличие от более догматичной, но лучше организованной советской системы классификации жанров, перешедшей в реалии нашего российского кинопроцесса, западные и в особенности американские кинематографисты придерживаются более свободных взглядов в этом вопросе. Другими словами, каждый может придумать свой жанр и все остальные будут вынуждены его признать. Под влиянием главного судьи этого мира – времени, – некоторые из предложенных жанров сумели выжить и стать общепринятыми. Одним из них является бадди-муви. Его название можно перевести с английского как «приятельский фильм» (buddy – друг, приятель). Важно заметить, что при переводе на русский язык теряется смысловая окраска слова. Оно применяется при неформальном общении – если не среди близких друзей, то между хорошо знающими друг друга приятелями. Наиболее точным по смыслу вариантом перевода слова «buddy», наверное, будет «друган» или даже «братан».
Истоки
Забавно осознавать, что предпосылки к возникновению бадди-муви появились задолго до изобретения кинематографа. Любую историю, где основной акцент делается на взаимоотношениях друзей, можно в той или иной степени отнести к прообразу будущего жанра. Так, наиболее известными примерами являются роман Сервантеса о Дон Кихоте (первый том вышел в 1605 году, а второй – в 1615-м), повествующий о дружбе хитроумного идальго Дон Кихота и его доблестного оруженосца Санчо Панса, или эпос о Гильгамеше, датируемый XVIII—XVII веками до н.э., – в нем рассказывается о подвигах полубога Гильгамеша и его побратима Энкиду.
Две стороны одной медали
Традиционно в центре сюжета бадди-муви располагается пара героев (но их может быть и больше). Также важно отметить, что друзья обязательно должны быть одного пола, ибо дружба между двумя мужчинами кардинально отличается от дружбы между мужчиной и женщиной. Обычно герои являются противоположностями друг друга: именно их противостояние движет историю вперед и позволяет одновременно показать два разных взгляда на мир, а преодоление возникающих между ними конфликтов ведёт к развитию персонажей. Часто, чтобы подчеркнуть различия между героями, их противопоставляют друг другу на визуальном уровне. Вспомнить хотя бы советскую экранизацию уже упомянутого ранее романа «Дон Кихот»: в картине 1957 года главные роли – Дон Кихота и Санчо Панса соответственно – исполняют высокий и худощавый Николай Черкасов и низенький и полноватый Юрий Толубеев. Отличия прослеживаются в том числе в происхождении героев (один – дворянин, другой – слуга) и даже их скакунах (конь и осёл). Конечно же, в корне противоположны и их жизненные позиции: Дон Кихот – мечтатель, а Санчо Панса – материалист.
Герои бывают разные
Особенно хорошо, если герои – представители разных культур, а еще лучше, если рас. Вспомнить хотя бы оскароносную «Зеленую книгу» (2018), где основной конфликт завязан на противостоянии белого расиста и его чёрного работодателя. Обычно столкновение героев приводит к ссоре, разрешение которой происходит уже в финале. Причем чаще всего один из персонажей выручает другого. Это может быть как спасение жизни, характерное для полицейских экшенов вроде «Смертельного оружия» (1987) или «Патруля» (2012), так и более символическое деяние – скажем, помощь в преодолении своих внутренних страхов и сомнений, принявших форму болезни, как в исторической драме «Король говорит!» (2010).
Ведущий и ведомый
Несмотря на кажущуюся равнозначность героев фильмов жанра бадди-муви, обычно в паре существует ведущий персонаж. Наиболее ярким примером могут служить фильмы о Шерлоке Холмсе. Сыщик ведёт своего друга – доктора Ватсона – через перипетии сюжета, являясь ключевой фигурой истории.
Любовь и дружба
Если фильм рассказывает историю дружбы, то становится интересно, найдется ли в нем место для романтической линии. Разумеется, авторы не избегают её, но аккуратно отводят на второй план, уделяя больше внимания отношениям между друзьями. Отличным примером этого можно считать российскую комедию «О чём говорят мужчины» (2010). Сюжет картины строится вокруг отношений четырёх друзей с женщинами. Однако представительниц прекрасного пола мы видим на экране не так часто, чем непосредственно самих героев.
Бадди-муви для всех
Чаще всего героями бадди-муви выступают мужчины, но это не является обязательным правилом. Стоит хотя бы вспомнить знаменитую картину Ридли Скотта «Тельма и Луиза» (1991), где на первый план как раз выходят два женских персонажа. Однако, как уже было подмечено в самом начале, как мужская дружба отличается от дружбы между мужчиной и женщиной, так и женская дружба в корне отличается от мужской. Это говорит об универсальности жанра бадди-муви, а также уникальности этого явления в целом.